Учет основных средств на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,47 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет основных средств на предприятии

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. А. КУЛЕШОВА»

Кафедра экономики и управления










Контрольная работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

на тему «Учет основных средств на предприятии»

Студентки ОЗО

Факультета «Экономики и права»

Курс III группа ЭУП - 081

Жаглевской Анастасии Григорьевны




Могилев, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы учёта основных средств на предприятии

.1 Классификация основных средств

.2 Документальное оформление движения основных средств, их инвентарный учет

. Организация учёта основных средств в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»

.1 Описание СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»

.2 Анализ учётной политики

.3 Учёт основных средств в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе управления. Производственно - хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и материальных условий процесса труда.

Средства труда - станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда - производственные здания, транспортные средства и другие.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Основные средства - это средства труда, многократно используемые в процессе производства и переносящие свою стоимость на готовую продукцию (работы, услуги) в сумме начисленной амортизации. Для целей бухгалтерского учёта к основным средствам относят активы организации, имеющие материально-вещественную форму, используемые в течение срока службы продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимость единицы которых на момент приобретения превышает стоимость, определяемую Министерством финансов Республики Беларусь (в настоящий момент эта стоимость составляет 30 базовых величин, а для ковров и ковровых изделий - 10 базовых величин).

На основании Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства статистики анализа и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 №187/110/96/18, к основным средствам независимо от срока их службы не относятся:

орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи, иные орудия);

специальная одежда, специальная обувь и предохранительные принадлежности согласно законодательству;

форменная одежда и обувь, предназначенные для выдачи работникам в соответствии с законодательством;

белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи контингенту в организациях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других организациях;

специальные инструменты, специальные приспособления;

технологическая тара (тара, многократно используемая для хранения товарно-материальных ценностей на складах и (или) непосредственно в технологическом процессе: контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т.д.);

посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;

сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и иные подобные объекты).

Кроме того к основным средствам не относятся:

животные на выращивании и откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также собаки, используемые для служебных целей, подопытные животные;

многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала и (или) не достигшие эксплуатационного возраста;

отдельные строительные конструкции и детали, части и агрегаты машин, оборудования и подвижного состава, предназначенные для строительства. Ремонтных целей и комплектации, числящиеся в составе материальных запасов;

машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия (товар) на складах организаций;

машины и оборудование, требующие монтажа, а также законченные монтажом, но не введенные в эксплуатацию;

не оконченные строительством или не оформленные актами ввода в эксплуатацию объекты капитального строительства и иные вложения во внеоборотные активы до их ввода в эксплуатацию.

.1 Классификация основных средств

Одним из условий рациональной организации бухгалтерского учета основных средств является их научно обоснованная классификация.

В Республике Беларусь на предприятиях применяется единая типовая классификация, в соответствии с которой основные средства группируются:

по отраслевому признаку (транспорт, промышленность и т. д.);

по назначению (основная деятельность, вспомогательное производство и др.);

по видам, по принадлежности, по характеру и степени использования и др. (см. рис. 1.1.).

Классификация по натурально-вещественному признаку положено в основу построения аналитического учета основных средств. Выделенные группы имеют следующий состав:

здания: корпуса и строения производственного назначения, складские помещения, здания и строения административно-хозяйственного назначения (здания цехов, мастерских, испытательных станций, лабораторий, души, бани, гаражи и др.);

Рис. 1.1. Классификация основных средств

- сооружения: насосные станции, арки, дымовые трубы, автомобильные дороги, эстакады, мосты, очистные сооружения, резервуары, дамбы, плотины и др.;

передаточные устройства: устройства, предназначенные для передачи электрической, тепловой, механической энергии от машин-двигателей к рабочим машинам, а также для передачи веществ от одного объекта к другому (нефтепроводы, газопроводы, линии электропередач, тепловые и газовые сети и др.);

машины и оборудование:

силовые машины и оборудование (генераторы, двигатели, турбины, реакторы, трансформаторы, электроаппаратура, преобразователи и др.);

рабочие машины, аппараты и оборудование (автоматы для сварочных работ, доменные, мартеновские печи, металлорежущие станки, электропечи, химическая аппаратура и др.);

измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование (весы, водомеры, амперметры, дозаторы, приборы определения влажности и прочности, микроскопы и др.);

вычислительная техника (электронно-вычислительные машины, управляющие и другие машины);

прочие машины и оборудование (пожарные машины, оборудование телефонных станций и др.)

транспортные средства (электровозы, автомобили, морские и речные суда, вагоны, электровозы и др.);

инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности (электродрели, гайковерты, тиски, верстаки, прилавки, шкафы, пишущие машинки, сейфы, столы, кресла, вешалки, гардеробы, ковры, кровати и др.);

другие виды основных средств (библиотечные фонды, музейные ценности, многолетние насаждения, рабочий скот, используемый в качестве средств труда, и др.).

1.2 Документальное оформление движения основных средств, их инвентарный учет

учет амортизация основной средство

Основные средства могут поступать на предприятие в результате приобретения за плату у других организаций, получения в порядке безвозмездной передачи, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд и др.

Приемка в эксплуатацию основных средств производится специальной комиссией из числа сотрудников, которую назначает руководитель предприятия (как правило, членами комиссии являются специалист отдела материально-технического обеспечения, главный инженер, начальник цеха, принимающего объект, бухгалтер и др.). Приемка в эксплуатацию объекта сопровождается составлением специального документа, который называется Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). В нем указываются организация-получатель, организация-сдатчик, наименование объекта, год его выпуска или постройки, инвентарный номер, дата ввода в эксплуатацию, стоимость приобретения, информация о содержании драгоценных металлов, результаты проведенных испытаний объекта, заключение комиссии о его соответствии техническим условиям. В акте указываются сведения для начисления амортизации (шифр нормативного срока службы, срок полезного использования, способ начисления амортизации и др.). Акт приемки вместе с приложенной к нему технической документацией (паспортами, чертежами и пр.) передается в бухгалтерию на подпись главному бухгалтеру. Объект считается принятым в эксплуатацию после утверждения акта руководителем предприятия.

Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который впоследствии в обязательном порядке указывается в первичных документах и сохраняется за данным объектом в течение всего времени его нахождения на предприятии. Присвоенный объекту номер должен быть на нем обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской либо иным способом.

Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках учета объекта основных средств (форма № ОС-6), где указываются наименование объекта основных средств, его инвентарный номер, предприятие-изготовитель, номер акта, дата приема, первоначальная стоимость, краткая характеристика объекта, норма амортизационных отчислений и др. Регистрация карточек производится в специальных описях инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-7), после чего карточки помещаются в картотеку бухгалтерии, где их группируют по классификационным группам, по местам нахождения и др. В дальнейшем любые операции, осуществляемые с объектом основных средств, отражаются в его инвентарной карточке.

Внутреннее перемещение основных средств (т.е. перемещение из одного подразделения в другое) оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Передающее подразделение выписывает накладную в трех экземплярах (для бухгалтерии, для сдатчика и для получателя). При этом данные о перемещении основных средств вносятся в инвентарную карточку объекта, а в картотеке бухгалтерии инвентарная карточка просто перемещается из, одного подразделения в другое, и проводки не составляются. Если основные средства подвергаются ремонту, реконструкции, модернизации, то для учета приема-сдачи объектов основных средств применяется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).

Основные средства могут выбывать в связи с продажей ненужного предприятию имущества юридическим и физическим лицам, безвозмездной передачей другим организациям, ликвидацией вследствие износа, аварий, стихийных бедствий, недостачи и др. При реализации стороннему покупателю основных средств условия сделки (цена, сроки, способ доставки) оговариваются сторонами в договоре купли-продажи. Продавец оформляет товарно-транспортную накладную, в которой указывает все необходимые реквизиты по продаваемому объекту, а при необходимости прикладывает к ТТН техническую и другую документацию. Одновременно составляется Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). В случае безвозмездной передачи основных средств, как и в случае их реализации, оформляются ТТН и акт.

Выбытие объектов основных средств может происходить в результате их ликвидации. Пришедшие в негодность основные средства (кроме автотранспортных средств) ликвидируются и списываются с баланса по Акту о списании основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4). В акте указываются наименование объекта, год изготовления (постройки), даты поступления и ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, место эксплуатации, первоначальная стоимость, начисленный износ, причина необходимости списания объекта с баланса. Если причиной явилась авария, к акту прилагается копия акта об аварии, где указываются ее причина и виновные лица. Акт подписывается членами комиссии, передается в бухгалтерию на подпись главному бухгалтеру, после чего утверждается руководителем. Для списания и ликвидации грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов оформляется Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

О выбытии объектов в их инвентарных карточках делаются соответствующие записи. Инвентарные карточки на поступившие и выбывшие объекты основных средств до конца месяца хранятся обособленно.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТАОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СУ - 86 РУП «ТРЕСТ №26 ЖЕЛЕЗОБЕТОНМОНТАЖ»

.1 Описание СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»

РУП «Трест № 26 Железобетонмонтаж» создан 1 января 1963 года. Успешно функционируют четыре структурных подразделения треста: СУ-159 в Бресте, СУ-118 в Гомеле, СУ-110 в Гродно и СУ-86 в Могилёве.

С первых лет своего основания участвовал в строительстве большинства промышленных и социальных объектов в Беларуси, самостоятельно и совместно с российскими коллегами создавал объекты в Российской Федерации. Порядка 90% промышленных предприятий Беларуси монтировались силами треста. За время своей деятельности коллектив треста строил такие производственные объединения, как «Минский тракторный завод», «Минский автомобильный завод», «Гомсельмаш», «Химволокно», «Азот», а также тысячи предприятий социальной и культурной сфер.

Специализированное управление №86 расположено в г. Могилеве по адресу: пр. Пушкинский, 53.

СУ-86 зарегистрировано в УНН 29.04.1994 г. № 700186455, юридическим лицом не является.

Статус - обособленное подразделение.

Управление имеет лицензии на выполнение строительно-монтажных работ:

разборка и снос зданий;

устройство каменных конструкций;

устройство монолитных и монтаж сборных железобетонных конструкций;

монтаж несущих и ограждающих металлических конструкций;

монтаж и устройство несущих деревянных конструкций;

защита строительных конструкций от коррозии;

наружные штукатурные и облицовочные работы;

кровельные работы;

изоляционные работы.

Управление в составе треста сертифицировано на международную систему менеджмента качества ИСО 9001-2001.

Объектов социальной инфраструктуры на балансе управления не имеется.

В 2007 - 2009 гг. СУ-86 выполняло строительно-монтажные работы таких значимых объектов, как:

объекты Завода по производству газетной бумаги в г. Шклове;

объекты РУП «Могилевлифтмаш»;

жилые дома.

Организационная структура управления является линейно-функциональной. Во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, большинство подразделений взаимосвязаны между собой.

В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 70 человек. Весь персонал работающих делится на руководителей, специалистов, служащих и рабочих.

В обязанности начальника управления входит управление организацией, решение вопросов связанных с деятельностью СУ-86, осуществление контроля за деятельностью подразделений, издание приказов и распоряжений, ведение переговоров с заказчиками.

В подчинении начальника управления находятся заместитель начальника, главный инженер, а также руководители отделов.

Заместитель начальника осуществляет организацию строительно-монтажных работ, контроль за деятельностью организации, решает вопросы деятельности управления в отсутствие начальника.

Планово-экономический отдел выполняет функции, связанные с подготовкой производства, снабжением, планированием деятельности и обобщением показателей.

Отдел охраны труда, качества и геодезии непосредственно связан с охраной труда на производстве и качеством произведенных.

Отдел механизации несет ответственность за надлежащее техническое состояние и исправность транспорта и специализированного оборудования.

Производственная база включает в себя склад товарно-материальных ценностей, гараж и мастерскую.

Бухгалтерия выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Руководит отделом главный бухгалтер, в обязанность которого входит постановка и ведение бухгалтерского учета, составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, контроль за движением имущества.

.2 Анализ учетной политики в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»

Учетная политика в СУ-86 разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 г. № 43), другими нормативными актами, обязательными к исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налогообложения.

Положение по учетной политике ежегодно утверждается руководителем организации.

Учетной политикой обеспечивается:

полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Принятие, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договора о полной индивидуальной материальной ответственности, осуществляются по согласованию с главным бухгалтером или лицом, его заменяющим.

На предприятии предусмотрен список должностей, несущих полную индивидуальную материальную ответственность.

Первичные учетные документы создаются на предприятии исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

Первичные учетные документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также с введением программы 1С бухгалтерия по формам предусмотренным в данной программе.

Все документы, служащие для приема и выдачи денег, товарно-материальных ценностей, изменяющие кредитные, финансовые и расчетные обязательства предприятия, а также балансы и финансовая отчетность подписываются директором и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Без подписи указанных лиц перечисленные документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Учет и использование бланков строгой отчетности ведется в соответствии с Постановлением о порядке учета, хранения и использования бланков строгой отчетности субъектами хозяйствования, утвержденным Минфином РБ 21.02.2002г. №21.

Для этого предприятием разработан и утвержден Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности и Список лиц, ответственных за ведение учета и хранение бланков строгой отчетности.

На предприятии применяется ж/ордерная форма ведения бухгалтерского учета с применением типовых проводок.

Бухгалтерский учет ведется с применением системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утв. постановлением Минфина РБ от 30.05.2ОО3г. №89.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится с соответствии с планом проведения инвентаризации.

Управленческий и финансовый учет ведется в рамках единой системы счетов.

Формирование внутренних отчетов и анализ затрат производится в оперативном порядке по мере необходимости в произвольной форме по заданию директора.

.3 Учет основных средств в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»

К основным средствам относятся материальные, т.е. имеющие материально-вещественную форму, активы предприятия, используемые в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для целей управления предприятием в течение срока полезного использования продолжительностью свыше двенадцати месяцев, стоимость единицы которых на момент приобретения превышает 30 базовых величин (Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 23.03.2003г. №41).

Первоначальной стоимостью основных средств, в т.ч. бывших в употреблении, приобретенных за денежную плату, признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и монтаж, включая:

услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств;

таможенные платежи;

расходы по страхованию при перевозке;

проценты за кредит (до ввода в эксплуатацию);

погрузочно-разгрузочные работы;

налоги, если иное не предусмотрено законодательством;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением, изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающих неденежную форму исполнения обязательств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском учете, если иное не предусмотрено законодательством.

Первоначальной стоимостью основных средств, изготовленных на самом предприятии, является стоимость их изготовления, которая включает в себя фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления основных средств, сырья, материалов, топлива, электроэнергии, трудовых ресурсов и иные затраты.

Внешние устройства компьютеров (клавиатура, мышь, монитор, источник бесперебойного питания, модем, принтер и т.п.) учитываются в составе общей стоимости компьютеров. При выходе из строя стоимость их замены рассматривается как затраты на ремонт основных средств и отражается в бухгалтерском учете соответствующим образом.

Начисление амортизации основных средств производится в соответствии с "Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов", утвержденным Постановлением Минэкономики, Минфином, Минстатом и Минстройархитектуры РБ от 23.11.2001 № 18 7/110/96/18, что означает, что предприятие перешло на новую амортизационную политику в полном объеме с 01.01.2002 года (в редакции постан. названных органов от 30.03.2004г. №87/55/33/5).

Ежемесячная индексация амортизационных отчислений не производится.

Амортизационный фонд воспроизводства основных средств формируется по данным учета затрат. Использование амортизационного фонда осуществляется в целом по предприятию.

Затраты на ремонт основных средств учитываются единовременно в том отчетном периоде, в котором они имели место, и включаются в состав себестоимости продукции в момент завершения ремонтных работ при наличии надлежащим образом оформленных документов.

Наличие и движение собственных основных средств в СУ - 86, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, полученных в аренду (лизинг), доверительное управление, отражаются на счете 01 «Основные средства». Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по видам, принадлежности, назначению основных средств. В частности, открыты субсчета:

-1 «Основные средства в эксплуатации»;

-2 «Основные средства в ремонте»;

-3 «Основные средства, сданные в аренду»;

-4 «Основные средства, полученные в аренду» и т.д.

Для учета выбытия объектов основных средств (продажа, списание, частичная ликвидация, и др.) к счету 01 «Основные средства» открываются отдельные субсчета. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости, т. е. по стоимости, которая сформирована на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении или проведении других работ, оформленных в качестве капвложений, отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его стоимость сначала отражается по дебету активного синтетического счета 07 «Оборудование к установке». Одновременно завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». При сдаче этого оборудования в монтаж подрядчик снимает его с забалансового учета.

Д-т 07 «Оборудование к установке» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

приобретение оборудования, требующего монтажа, за плату у других организаций.

Поступление оборудования к установке отражеается с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.

Д-т 07 «Оборудование к установке» - К-т 75 «Расчеты с учредителями»

внесение учредителями оборудования в счет их вкладов в уставный фонд организации.

При передаче оборудования в монтаж его стоимость списывается с кредита счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и далее при вводе в эксплуатацию списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

Движение амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, отражается на счете 02 «Амортизация основных средств». К данному счету открыты следующие субсчета:

-1 «Амортизация собственных основных средств»;

-2 «Амортизация долгосрочно арендуемых (полученных по договору лизинга) основных средств».

Начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с дебетом счетов производственных затрат или источников финансирования:

Д-т 20 «Основное производство» (23, 26, 44 и др.) - К-т 02 «Амортизация основных средств»

на сумму начисленной амортизации по ОС, участвующим в предпринимательской деятельности;

Д-т 01 «Основные средства» - К-т 91 «Операционные доходы и расходы»

амортизация начисляется арендодателем по основным средствам, переданным в аренду.

Амортизация объектов, не используемых в предпринимательской деятельности, списывается за счет собственных источников:

Д-т 92 «Внереализационные доходы и расходы» (субсчет 92-2 «Внереализационные расходы») - К-т 02 «Амортизация основных средств»

на сумму начисленной амортизации по ОС, не используемым в предпринимательской деятельности.

Одновременно с начислением амортизации производится формирование амортизационного фонда. Указанный фонд формируется ежемесячно на забалансовом счете 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств». По его дебету отражаются суммы начисления амортизационного фонда, а по кредиту - использование данного фонда, т. е. суммы фактически произведенных в отчетном месяце расходов на приобретение, строительство, модернизацию объектов основных средств, но не более величины, отраженной по дебету этого же счета.

При выбытии основных средств в результате их реализации, ликвидации (списания) к счету 01 «Основные средства» открывается специальный субсчет 01-5 «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего основного средства, а в кредит - сумма начисленной за весь период эксплуатации амортизации. Для отражения информации о выбытии основных средств используется счет 91 «Операционные доходы и расходы», по дебету которого отражаются расходы, связанные с выбытием ОС, а по дебету - доходы. К этому счету открываются следующие субсчета:

-1 «Операционные доходы»;

-2 «Операционные расходы»;

-3 «Налог на добавленную стоимость»;

-4 «Прочие налоги и сборы из операционных доходов»;

-9 «Сальдо операционных доходов и расходов».

При выбытии объекта основных средств составляются записи:

Д-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств») - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-1 «Основные средства в эксплуатации»)

списание первоначальной стоимости выбывающего объекта;

Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств»)

на сумму амортизации, начисленной за весь период эксплуатации объекта;

Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Операционные расходы») - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств»)

списание остаточной стоимости выбывающего объекта ОС. Все дополнительные расходы, возникающие у предприятия в связи с выбытием объекта, относятся в бухгалтерии в дебет субсчета 91-2 «Операционные расходы».

При выбытии основных средств в предусмотренных законодательством случаях производится исчисление налогов и сборов:

Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-3 «Налог на добавленную стоимость») - К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации»)

на сумму начисленного налога на добавленную стоимость.

Таким образом, по дебету счета 91 накапливаются все расходы, связанные с выбытием основных средств.

Доходы в виде отпускной цены объекта при его реализации отражаются в учете в соответствии с учетной политикой:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Операционные доходы»).

По окончании каждого месяца операционные расходы, т.е. записи за месяц по дебету субсчетов 91-2, 91-3, 91-4, сравниваются с операционными доходами (субсчет 91-1).

Если оборот по субсчету 91-1 «Операционные доходы» превышает совокупный дебетовый оборот по другим субсчетам, то величина указанного превышения является прибылью предприятия:

Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо операционных доходов и расходов») - К-т 99 «Прибыли и убытки»

при отражении прибыли от реализации основных средств. Записи по всем субсчетам к счету 91 «Операционные доходы и расходы» в течение отчетного года производятся накопительно, сальдо по указанным субсчетам закрывается только в конце года.

Для проверки фактического наличия основных средств не менее одного раза в год на предприятии проводится инвентаризация

Выявленные излишки основных средств приходуются как ранее неучтенные объекты по остаточной стоимости:

Д-т 01 «Основные средства» - К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы» (92-1 «Внереализационные доходы»).

Выявленные недостачи в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Д-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств») - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-1 «Основные средства в эксплуатации»)

списание первоначальной стоимости недостающего объекта основных средств;

Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств»)

списана накопленная амортизация по недостающему объекту;

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств»)

-списана остаточная стоимость объекта.

Далее списание недостач происходит в общеустановленном порядке: за счет виновных лиц либо за счет собственных источников предприятия с одновременным начислением налога на добавленную стоимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бухгалтерский учет основных средств - очень важное направление бухгалтерского учета. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность.

В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации отчетностей. Бухгалтер в финансовый отчетности хозяйствующего субъекта должен раскрывать следующую информацию: первоначальная стоимость по каждому виду основных средств на начало и конец отчетного периода с учетом их движения; ввод; выбытие; изменение первоначальной стоимости; используемый метод начисления амортизации; сумма накопленной амортизации на начало и конец отчетного периода; в случаях проведения переоценки: текущая стоимость каждого вида основных средств на начало и конец отчетного периода; основание и периодичность проведения переоценки; дата проведения переоценки; метод проведения переоценки; кем дана экспертная оценка.

Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия и служит основой для принятия управленческих решений.

На протяжении всего развития бухгалтерский учет решал три задачи:

сделать учет максимально информативным и точным;

добиться простоты и дешевизны;

получить максимально своевременную информацию о фактах хозяйственной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Швец, А.А. Все о бухучете для начинающих: теория и практика / А.А. Швец. - Минск: Изд-во Гревцова, 2007. - 360 с. - (Серия «Консультант бухгалтера»).

. Лемеш, В.Н. Строительство: налогообложение и бухгалтерский учет: практ. пособие / В.Н. Лемеш. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия «Консультант бухгалтера»).

. Н.И.Ладутько, П.Е.Борисевский, Н.П.Дробышевский, Е.Н.Ладутько Бухгалтерский учет / Под общей редакцией Н.ИЛадутько. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: «ФУАинфарм», 2003. - 824с.

Похожие работы на - Учет основных средств на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!