Учет основных средств на предприятии
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. А. КУЛЕШОВА»
Кафедра экономики и
управления
Контрольная работа
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
на тему «Учет основных средств на
предприятии»
Студентки ОЗО
Факультета «Экономики и права»
Курс III
группа ЭУП - 081
Жаглевской Анастасии Григорьевны
Могилев, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.
Теоретические основы учёта основных средств на предприятии
.1
Классификация основных средств
.2
Документальное оформление движения основных средств, их инвентарный учет
. Организация
учёта основных средств в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»
.1 Описание
СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»
.2 Анализ
учётной политики
.3 Учёт
основных средств в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе
управления. Производственно - хозяйственная деятельность предприятий
обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и
материальных условий процесса труда.
Средства труда - станки, рабочие машины, передаточные устройства,
инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда - производственные
здания, транспортные средства и другие.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное
использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида
(формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного
процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою
первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока
их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к
постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их
налогообложения.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях
развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное
значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению
инвестиций и обновлению основного капитала.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Основные средства - это средства труда, многократно используемые в
процессе производства и переносящие свою стоимость на готовую продукцию
(работы, услуги) в сумме начисленной амортизации. Для целей бухгалтерского
учёта к основным средствам относят активы организации, имеющие
материально-вещественную форму, используемые в течение срока службы
продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимость единицы которых на момент
приобретения превышает стоимость, определяемую Министерством финансов Республики
Беларусь (в настоящий момент эта стоимость составляет 30 базовых величин, а для
ковров и ковровых изделий - 10 базовых величин).
На основании Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств
и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики,
Министерства статистики анализа и Министерства архитектуры и строительства
Республики Беларусь от 23.11.2001 №187/110/96/18, к основным средствам
независимо от срока их службы не относятся:
орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи, иные орудия);
специальная одежда, специальная обувь и предохранительные принадлежности
согласно законодательству;
форменная одежда и обувь, предназначенные для выдачи работникам в
соответствии с законодательством;
белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи
контингенту в организациях здравоохранения, просвещения, социального
обеспечения и других организациях;
специальные инструменты, специальные приспособления;
технологическая тара (тара, многократно используемая для хранения
товарно-материальных ценностей на складах и (или) непосредственно в
технологическом процессе: контейнеры для транспортировки отдельных деталей,
поддоны и т.д.);
посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;
сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог,
временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет (передвижные
обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и
иные подобные объекты).
Кроме того к основным средствам не относятся:
животные на выращивании и откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи
пчел, а также собаки, используемые для служебных целей, подопытные животные;
многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного
материала и (или) не достигшие эксплуатационного возраста;
отдельные строительные конструкции и детали, части и агрегаты машин,
оборудования и подвижного состава, предназначенные для строительства. Ремонтных
целей и комплектации, числящиеся в составе материальных запасов;
машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия (товар) на складах
организаций;
машины и оборудование, требующие монтажа, а также законченные монтажом,
но не введенные в эксплуатацию;
не оконченные строительством или не оформленные актами ввода в
эксплуатацию объекты капитального строительства и иные вложения во внеоборотные
активы до их ввода в эксплуатацию.
.1 Классификация основных средств
Одним из условий рациональной организации бухгалтерского учета основных
средств является их научно обоснованная классификация.
В Республике Беларусь на предприятиях применяется единая типовая
классификация, в соответствии с которой основные средства группируются:
по отраслевому признаку (транспорт, промышленность и т. д.);
по назначению (основная деятельность, вспомогательное производство и
др.);
по видам, по принадлежности, по характеру и степени использования и др.
(см. рис. 1.1.).
Классификация по натурально-вещественному признаку положено в основу
построения аналитического учета основных средств. Выделенные группы имеют
следующий состав:
здания: корпуса и строения производственного назначения, складские
помещения, здания и строения административно-хозяйственного назначения (здания
цехов, мастерских, испытательных станций, лабораторий, души, бани, гаражи и
др.);
Рис. 1.1. Классификация основных средств
- сооружения: насосные станции, арки, дымовые трубы, автомобильные
дороги, эстакады, мосты, очистные сооружения, резервуары, дамбы, плотины и др.;
передаточные устройства: устройства, предназначенные для передачи
электрической, тепловой, механической энергии от машин-двигателей к рабочим
машинам, а также для передачи веществ от одного объекта к другому
(нефтепроводы, газопроводы, линии электропередач, тепловые и газовые сети и
др.);
машины и оборудование:
силовые машины и оборудование (генераторы, двигатели, турбины, реакторы,
трансформаторы, электроаппаратура, преобразователи и др.);
рабочие машины, аппараты и оборудование (автоматы для сварочных работ,
доменные, мартеновские печи, металлорежущие станки, электропечи, химическая
аппаратура и др.);
измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное
оборудование (весы, водомеры, амперметры, дозаторы, приборы определения
влажности и прочности, микроскопы и др.);
вычислительная техника (электронно-вычислительные машины, управляющие и
другие машины);
прочие машины и оборудование (пожарные машины, оборудование телефонных
станций и др.)
транспортные средства (электровозы, автомобили, морские и речные суда,
вагоны, электровозы и др.);
инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности
(электродрели, гайковерты, тиски, верстаки, прилавки, шкафы, пишущие машинки,
сейфы, столы, кресла, вешалки, гардеробы, ковры, кровати и др.);
другие виды основных средств (библиотечные фонды, музейные ценности,
многолетние насаждения, рабочий скот, используемый в качестве средств труда, и
др.).
1.2 Документальное оформление движения основных средств, их инвентарный
учет
учет амортизация основной средство
Основные средства могут поступать на предприятие в результате
приобретения за плату у других организаций, получения в порядке безвозмездной
передачи, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд и др.
Приемка в эксплуатацию основных средств производится специальной
комиссией из числа сотрудников, которую назначает руководитель предприятия (как
правило, членами комиссии являются специалист отдела материально-технического
обеспечения, главный инженер, начальник цеха, принимающего объект, бухгалтер и
др.). Приемка в эксплуатацию объекта сопровождается составлением специального
документа, который называется Акт о приеме-передаче объекта основных средств
(форма № ОС-1). В нем указываются организация-получатель, организация-сдатчик,
наименование объекта, год его выпуска или постройки, инвентарный номер, дата
ввода в эксплуатацию, стоимость приобретения, информация о содержании
драгоценных металлов, результаты проведенных испытаний объекта, заключение
комиссии о его соответствии техническим условиям. В акте указываются сведения
для начисления амортизации (шифр нормативного срока службы, срок полезного
использования, способ начисления амортизации и др.). Акт приемки вместе с
приложенной к нему технической документацией (паспортами, чертежами и пр.)
передается в бухгалтерию на подпись главному бухгалтеру. Объект считается
принятым в эксплуатацию после утверждения акта руководителем предприятия.
Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер, который
впоследствии в обязательном порядке указывается в первичных документах и
сохраняется за данным объектом в течение всего времени его нахождения на
предприятии. Присвоенный объекту номер должен быть на нем обозначен путем
прикрепления металлического жетона, нанесения краской либо иным способом.
Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках учета
объекта основных средств (форма № ОС-6), где указываются наименование объекта
основных средств, его инвентарный номер, предприятие-изготовитель, номер акта,
дата приема, первоначальная стоимость, краткая характеристика объекта, норма
амортизационных отчислений и др. Регистрация карточек производится в
специальных описях инвентарных карточек по учету основных средств (форма №
ОС-7), после чего карточки помещаются в картотеку бухгалтерии, где их
группируют по классификационным группам, по местам нахождения и др. В
дальнейшем любые операции, осуществляемые с объектом основных средств,
отражаются в его инвентарной карточке.
Внутреннее перемещение основных средств (т.е. перемещение из одного
подразделения в другое) оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов
основных средств (форма № ОС-2). Передающее подразделение выписывает накладную
в трех экземплярах (для бухгалтерии, для сдатчика и для получателя). При этом
данные о перемещении основных средств вносятся в инвентарную карточку объекта,
а в картотеке бухгалтерии инвентарная карточка просто перемещается из, одного
подразделения в другое, и проводки не составляются. Если основные средства
подвергаются ремонту, реконструкции, модернизации, то для учета приема-сдачи
объектов основных средств применяется Акт о приеме-сдаче отремонтированных,
реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).
Основные средства могут выбывать в связи с продажей ненужного предприятию
имущества юридическим и физическим лицам, безвозмездной передачей другим
организациям, ликвидацией вследствие износа, аварий, стихийных бедствий,
недостачи и др. При реализации стороннему покупателю основных средств условия
сделки (цена, сроки, способ доставки) оговариваются сторонами в договоре
купли-продажи. Продавец оформляет товарно-транспортную накладную, в которой
указывает все необходимые реквизиты по продаваемому объекту, а при
необходимости прикладывает к ТТН техническую и другую документацию.
Одновременно составляется Акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма
№ ОС-1). В случае безвозмездной передачи основных средств, как и в случае их
реализации, оформляются ТТН и акт.
Выбытие объектов основных средств может происходить в результате их
ликвидации. Пришедшие в негодность основные средства (кроме автотранспортных
средств) ликвидируются и списываются с баланса по Акту о списании основных
средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4). В акте указываются
наименование объекта, год изготовления (постройки), даты поступления и ввода в
эксплуатацию, инвентарный номер, место эксплуатации, первоначальная стоимость,
начисленный износ, причина необходимости списания объекта с баланса. Если
причиной явилась авария, к акту прилагается копия акта об аварии, где
указываются ее причина и виновные лица. Акт подписывается членами комиссии,
передается в бухгалтерию на подпись главному бухгалтеру, после чего
утверждается руководителем. Для списания и ликвидации грузовых и легковых
автомобилей, прицепов и полуприцепов оформляется Акт о списании
автотранспортных средств (форма № ОС-4а).
О выбытии объектов в их инвентарных карточках делаются соответствующие
записи. Инвентарные карточки на поступившие и выбывшие объекты основных средств
до конца месяца хранятся обособленно.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТАОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СУ - 86 РУП «ТРЕСТ №26
ЖЕЛЕЗОБЕТОНМОНТАЖ»
.1 Описание СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»
РУП «Трест № 26 Железобетонмонтаж» создан 1 января 1963 года. Успешно
функционируют четыре структурных подразделения треста: СУ-159 в Бресте, СУ-118
в Гомеле, СУ-110 в Гродно и СУ-86 в Могилёве.
С первых лет своего основания участвовал в строительстве большинства
промышленных и социальных объектов в Беларуси, самостоятельно и совместно с
российскими коллегами создавал объекты в Российской Федерации. Порядка 90%
промышленных предприятий Беларуси монтировались силами треста. За время своей
деятельности коллектив треста строил такие производственные объединения, как
«Минский тракторный завод», «Минский автомобильный завод», «Гомсельмаш»,
«Химволокно», «Азот», а также тысячи предприятий социальной и культурной сфер.
Специализированное управление №86 расположено в г. Могилеве по адресу:
пр. Пушкинский, 53.
СУ-86 зарегистрировано в УНН 29.04.1994 г. № 700186455, юридическим лицом
не является.
Статус - обособленное подразделение.
Управление имеет лицензии на выполнение строительно-монтажных работ:
разборка и снос зданий;
устройство каменных конструкций;
устройство монолитных и монтаж сборных железобетонных конструкций;
монтаж несущих и ограждающих металлических конструкций;
монтаж и устройство несущих деревянных конструкций;
защита строительных конструкций от коррозии;
наружные штукатурные и облицовочные работы;
кровельные работы;
изоляционные работы.
Управление в составе треста сертифицировано на международную систему
менеджмента качества ИСО 9001-2001.
Объектов социальной инфраструктуры на балансе управления не имеется.
В 2007 - 2009 гг. СУ-86 выполняло строительно-монтажные работы таких
значимых объектов, как:
объекты Завода по производству газетной бумаги в г. Шклове;
объекты РУП «Могилевлифтмаш»;
жилые дома.
Организационная структура управления является линейно-функциональной. Во
главе каждого структурного подразделения находится руководитель, большинство
подразделений взаимосвязаны между собой.
В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 70 человек. Весь
персонал работающих делится на руководителей, специалистов, служащих и рабочих.
В обязанности начальника управления входит управление организацией,
решение вопросов связанных с деятельностью СУ-86, осуществление контроля за
деятельностью подразделений, издание приказов и распоряжений, ведение
переговоров с заказчиками.
В подчинении начальника управления находятся заместитель начальника,
главный инженер, а также руководители отделов.
Заместитель начальника осуществляет организацию строительно-монтажных
работ, контроль за деятельностью организации, решает вопросы деятельности
управления в отсутствие начальника.
Планово-экономический отдел выполняет функции, связанные с подготовкой
производства, снабжением, планированием деятельности и обобщением показателей.
Отдел охраны труда, качества и геодезии непосредственно связан с охраной
труда на производстве и качеством произведенных.
Отдел механизации несет ответственность за надлежащее техническое
состояние и исправность транспорта и специализированного оборудования.
Производственная база включает в себя склад товарно-материальных
ценностей, гараж и мастерскую.
Бухгалтерия выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета
(учет основных средств, затрат, реализации продукции, расчеты с поставщиками и
заказчиками). Руководит отделом главный бухгалтер, в обязанность которого
входит постановка и ведение бухгалтерского учета, составление и своевременное
предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, контроль
за движением имущества.
.2 Анализ учетной политики в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»
Учетная политика в СУ-86 разработана в соответствии с Законом Республики
Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики
Беларусь от 25.06.2001 г. № 43), другими нормативными актами, обязательными к
исполнению и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета,
составления отчетности и налогообложения.
Положение по учетной политике ежегодно утверждается руководителем
организации.
Учетной политикой обеспечивается:
полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета на первое число каждого месяца.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным
бухгалтером. Принятие, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми
заключаются договора о полной индивидуальной материальной ответственности,
осуществляются по согласованию с главным бухгалтером или лицом, его заменяющим.
На предприятии предусмотрен список должностей, несущих полную
индивидуальную материальную ответственность.
Первичные учетные документы создаются на предприятии исполнителями и
поступают в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком
документооборота.
Первичные учетные документы составляются по форме, содержащейся в
альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также с
введением программы 1С бухгалтерия по формам предусмотренным в данной
программе.
Все документы, служащие для приема и выдачи денег, товарно-материальных
ценностей, изменяющие кредитные, финансовые и расчетные обязательства
предприятия, а также балансы и финансовая отчетность подписываются директором и
главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными. Без подписи указанных лиц
перечисленные документы считаются недействительными и к исполнению не
принимаются.
Учет и использование бланков строгой отчетности ведется в соответствии с
Постановлением о порядке учета, хранения и использования бланков строгой
отчетности субъектами хозяйствования, утвержденным Минфином РБ 21.02.2002г.
№21.
Для этого предприятием разработан и утвержден Перечень документов,
относящихся к бланкам строгой отчетности и Список лиц, ответственных за ведение
учета и хранение бланков строгой отчетности.
На предприятии применяется ж/ордерная форма ведения бухгалтерского учета
с применением типовых проводок.
Бухгалтерский учет ведется с применением системы счетов, предусмотренной
Рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утв.
постановлением Минфина РБ от 30.05.2ОО3г. №89.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится с соответствии с
планом проведения инвентаризации.
Управленческий и финансовый учет ведется в рамках единой системы счетов.
Формирование внутренних отчетов и анализ затрат производится в
оперативном порядке по мере необходимости в произвольной форме по заданию
директора.
.3 Учет основных средств в СУ-86 РУП «Трест №26 Железобетонмонтаж»
К основным средствам относятся материальные, т.е. имеющие
материально-вещественную форму, активы предприятия, используемые в производстве
продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для целей управления
предприятием в течение срока полезного использования продолжительностью свыше
двенадцати месяцев, стоимость единицы которых на момент приобретения превышает
30 базовых величин (Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств,
утвержденная постановлением Минфина РБ от 23.03.2003г. №41).
Первоначальной стоимостью основных средств, в т.ч. бывших в употреблении,
приобретенных за денежную плату, признается сумма фактических затрат на
приобретение, сооружение, изготовление, доставку и монтаж, включая:
услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других
организаций), связанные с приобретением основных средств;
таможенные платежи;
расходы по страхованию при перевозке;
проценты за кредит (до ввода в эксплуатацию);
погрузочно-разгрузочные работы;
налоги, если иное не предусмотрено законодательством;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением,
изготовлением объекта основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или
изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы,
кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением
или изготовлением основных средств.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам,
предусматривающих неденежную форму исполнения обязательств, признается
стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском
учете, если иное не предусмотрено законодательством.
Первоначальной стоимостью основных средств, изготовленных на самом
предприятии, является стоимость их изготовления, которая включает в себя
фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе
изготовления основных средств, сырья, материалов, топлива, электроэнергии,
трудовых ресурсов и иные затраты.
Внешние устройства компьютеров (клавиатура, мышь, монитор, источник
бесперебойного питания, модем, принтер и т.п.) учитываются в составе общей
стоимости компьютеров. При выходе из строя стоимость их замены рассматривается
как затраты на ремонт основных средств и отражается в бухгалтерском учете
соответствующим образом.
Начисление амортизации основных средств производится в соответствии с
"Положением о порядке начисления амортизации основных средств и
нематериальных активов", утвержденным Постановлением Минэкономики,
Минфином, Минстатом и Минстройархитектуры РБ от 23.11.2001 № 18 7/110/96/18,
что означает, что предприятие перешло на новую амортизационную политику в
полном объеме с 01.01.2002 года (в редакции постан. названных органов от
30.03.2004г. №87/55/33/5).
Ежемесячная индексация амортизационных отчислений не производится.
Амортизационный фонд воспроизводства основных средств формируется по
данным учета затрат. Использование амортизационного фонда осуществляется в целом
по предприятию.
Затраты на ремонт основных средств учитываются единовременно в том
отчетном периоде, в котором они имели место, и включаются в состав
себестоимости продукции в момент завершения ремонтных работ при наличии
надлежащим образом оформленных документов.
Наличие и движение собственных основных средств в СУ - 86, находящихся в
эксплуатации, запасе, на консервации, полученных в аренду (лизинг),
доверительное управление, отражаются на счете 01 «Основные средства».
Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по видам,
принадлежности, назначению основных средств. В частности, открыты субсчета:
-1 «Основные средства в эксплуатации»;
-2 «Основные средства в ремонте»;
-3 «Основные средства, сданные в аренду»;
-4 «Основные средства, полученные в аренду» и т.д.
Для учета выбытия объектов основных средств (продажа, списание, частичная
ликвидация, и др.) к счету 01 «Основные средства» открываются отдельные
субсчета. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01
«Основные средства» по первоначальной стоимости, т. е. по стоимости, которая
сформирована на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их
первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании, реконструкции,
модернизации, техническом перевооружении или проведении других работ,
оформленных в качестве капвложений, отражается по дебету счета 01 «Основные
средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные
активы».
При приобретении оборудования, требующего монтажа и установки, его
стоимость сначала отражается по дебету активного синтетического счета 07
«Оборудование к установке». Одновременно завезенное на строительную площадку
оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по
счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». При сдаче этого оборудования в
монтаж подрядчик снимает его с забалансового учета.
Д-т 07 «Оборудование к установке» - К-т 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками»
приобретение оборудования, требующего монтажа, за плату у других
организаций.
Поступление оборудования к установке отражеается с использованием счета
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования
его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с
материалами.
Д-т 07 «Оборудование к установке» - К-т 75 «Расчеты с учредителями»
внесение учредителями оборудования в счет их вкладов в уставный фонд
организации.
При передаче оборудования в монтаж его стоимость списывается с кредита
счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные
активы» и далее при вводе в эксплуатацию списывается с кредита счета 08 в дебет
счета 01 «Основные средства».
Движение амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных
средств, отражается на счете 02 «Амортизация основных средств». К данному счету
открыты следующие субсчета:
-1 «Амортизация собственных основных средств»;
-2 «Амортизация долгосрочно арендуемых (полученных по договору лизинга)
основных средств».
Начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 «Амортизация
основных средств» в корреспонденции с дебетом счетов производственных затрат
или источников финансирования:
Д-т 20 «Основное производство» (23, 26, 44 и др.) - К-т 02 «Амортизация
основных средств»
на сумму начисленной амортизации по ОС, участвующим в предпринимательской
деятельности;
Д-т 01 «Основные средства» - К-т 91 «Операционные доходы и расходы»
амортизация начисляется арендодателем по основным средствам, переданным в
аренду.
Амортизация объектов, не используемых в предпринимательской деятельности,
списывается за счет собственных источников:
Д-т 92 «Внереализационные доходы и расходы» (субсчет 92-2
«Внереализационные расходы») - К-т 02 «Амортизация основных средств»
на сумму начисленной амортизации по ОС, не используемым в
предпринимательской деятельности.
Одновременно с начислением амортизации производится формирование
амортизационного фонда. Указанный фонд формируется ежемесячно на забалансовом
счете 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств». По его
дебету отражаются суммы начисления амортизационного фонда, а по кредиту -
использование данного фонда, т. е. суммы фактически произведенных в отчетном
месяце расходов на приобретение, строительство, модернизацию объектов основных
средств, но не более величины, отраженной по дебету этого же счета.
При выбытии основных средств в результате их реализации, ликвидации
(списания) к счету 01 «Основные средства» открывается специальный субсчет 01-5
«Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится первоначальная
стоимость выбывающего основного средства, а в кредит - сумма начисленной за
весь период эксплуатации амортизации. Для отражения информации о выбытии
основных средств используется счет 91 «Операционные доходы и расходы», по
дебету которого отражаются расходы, связанные с выбытием ОС, а по дебету -
доходы. К этому счету открываются следующие субсчета:
-1 «Операционные доходы»;
-2 «Операционные расходы»;
-3 «Налог на добавленную стоимость»;
-4 «Прочие налоги и сборы из операционных доходов»;
-9 «Сальдо операционных доходов и расходов».
При выбытии объекта основных средств составляются записи:
Д-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств») -
К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-1 «Основные средства в эксплуатации»)
списание первоначальной стоимости выбывающего объекта;
Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01 «Основные средства»
(субсчет 01-5 «Выбытие основных средств»)
на сумму амортизации, начисленной за весь период эксплуатации объекта;
Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Операционные
расходы») - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных
средств»)
списание остаточной стоимости выбывающего объекта ОС. Все дополнительные
расходы, возникающие у предприятия в связи с выбытием объекта, относятся в
бухгалтерии в дебет субсчета 91-2 «Операционные расходы».
При выбытии основных средств в предусмотренных законодательством случаях
производится исчисление налогов и сборов:
Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-3 «Налог на
добавленную стоимость») - К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-2
«Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации»)
на сумму начисленного налога на добавленную стоимость.
Таким образом, по дебету счета 91 накапливаются все расходы, связанные с
выбытием основных средств.
Доходы в виде отпускной цены объекта при его реализации отражаются в
учете в соответствии с учетной политикой:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - К-т 91 «Операционные
доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Операционные доходы»).
По окончании каждого месяца операционные расходы, т.е. записи за месяц по
дебету субсчетов 91-2, 91-3, 91-4, сравниваются с операционными доходами
(субсчет 91-1).
Если оборот по субсчету 91-1 «Операционные доходы» превышает совокупный
дебетовый оборот по другим субсчетам, то величина указанного превышения
является прибылью предприятия:
Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо операционных
доходов и расходов») - К-т 99 «Прибыли и убытки»
при отражении прибыли от реализации основных средств. Записи по всем
субсчетам к счету 91 «Операционные доходы и расходы» в течение отчетного года
производятся накопительно, сальдо по указанным субсчетам закрывается только в
конце года.
Для проверки фактического наличия основных средств не менее одного раза в
год на предприятии проводится инвентаризация
Выявленные излишки основных средств приходуются как ранее неучтенные
объекты по остаточной стоимости:
Д-т 01 «Основные средства» - К-т 92 «Внереализационные
доходы и расходы» (92-1 «Внереализационные доходы»).
Выявленные недостачи в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:
Д-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных
средств») - К-т 01 «Основные средства» (субсчет 01-1 «Основные
средства в эксплуатации»)
списание первоначальной стоимости недостающего объекта основных средств;
Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01 «Основные
средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств»)
списана накопленная амортизация по недостающему объекту;
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - К-т 01 «Основные
средства» (субсчет 01-5 «Выбытие основных средств»)
-списана остаточная стоимость объекта.
Далее списание недостач происходит в общеустановленном порядке: за счет
виновных лиц либо за счет собственных источников предприятия с одновременным
начислением налога на добавленную стоимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерский учет основных средств - очень важное направление
бухгалтерского учета. Получение достоверной информации об имуществе предприятия
обретает первостепенную важность.
В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы
в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров
некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации отчетностей.
Бухгалтер в финансовый отчетности хозяйствующего субъекта должен раскрывать
следующую информацию: первоначальная стоимость по каждому виду основных средств
на начало и конец отчетного периода с учетом их движения; ввод; выбытие;
изменение первоначальной стоимости; используемый метод начисления амортизации;
сумма накопленной амортизации на начало и конец отчетного периода; в случаях
проведения переоценки: текущая стоимость каждого вида основных средств на
начало и конец отчетного периода; основание и периодичность проведения
переоценки; дата проведения переоценки; метод проведения переоценки; кем дана
экспертная оценка.
Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он
отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и
потребления, характеризует финансовое состояние предприятия и служит основой
для принятия управленческих решений.
На протяжении всего развития бухгалтерский учет решал три задачи:
сделать учет максимально информативным и точным;
добиться простоты и дешевизны;
получить максимально своевременную информацию о фактах хозяйственной
жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Швец, А.А.
Все о бухучете для начинающих: теория и практика / А.А. Швец. - Минск: Изд-во
Гревцова, 2007. - 360 с. - (Серия «Консультант бухгалтера»).
. Лемеш, В.Н.
Строительство: налогообложение и бухгалтерский учет: практ. пособие / В.Н.
Лемеш. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009. - 304 с.: ил. - (Серия «Консультант
бухгалтера»).
.
Н.И.Ладутько, П.Е.Борисевский, Н.П.Дробышевский, Е.Н.Ладутько Бухгалтерский
учет / Под общей редакцией Н.ИЛадутько. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.:
«ФУАинфарм», 2003. - 824с.