Философия культуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,31 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия культуры













ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Содержание

1. Культура как объект философского анализа

. Основные концепции культуры

. Структура и функции культуры

. Основные формы культуротворчества

1. Культура как объект философского анализа

Интерес к культуре в наши дни объясняется многочисленными обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преобразует окружающую среду, социальные институты, сферу быта. В этом случае культура предстает как фактор творческого упорядочения жизни, источник социальных новаций. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности активизации ее. Рассматривая культуру как средство самореализации личности, можно выявить новые импульсы, способные оказать влияние как на исторический процесс, так и на самого человека. Поэтому современная философия относится к культуре как фактору социального развития. Она приходит к выводу, что социально-историческая динамика определяется духовными чертами общества.

Интерес философии к культуре обусловлен и тем разрывом, который возникает между самочувствием индивида и безличностным культурным течением. Как возникает традиция, почему непредсказуемыми являются последствия культурных акций, каков результат развития цивилизации? Эти вопросы на современном этапе имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Актуален и еще один аспект философского анализа - культура и общество. Как культурный процесс влияет на социальную динамику? Что несет истории культурное движение? В прошлом социальный цикл развития был значительно короче культурного. Культура не менялась в течение столетий, представала перед каждым индивидом и поколением как нечто вечное и неизменное и придавала единство историческому процессу. В ХХ в. в течение жизни одного поколения сменяют друг друга несколько культурных эпох. И очень важно знать, способен ли человек адаптироваться к этим радикальным переменам, сможет ли он приспособиться к новым культурным императивам.

Термин «культура» во-первых, фиксирует общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. В этом смысле культура является сферой специфически человеческой жизнедеятельности в различных формах ее проявления. Во-вторых, культура - это объективированное содержание разнообразной человеческой деятельности, зафиксированное в соответствующих социальных ценностях от обычаев и традиций до философских теорий. Посредством этих объективаций осуществляется социализация человека, включение каждого в социально-культурное творчество.

Культура включает в себя:

преобразованную среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности;

совокупность личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными нормами и потребностями;

совокупность коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

создание и воспроизводство сценариев социальной деятельности, воплощенных в системах социальных ценностей, норм и технологий;

динамичные знаковые системы, созданные людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

Отсюда следует, что культура - это созданный людьми мир специфически человеческой жизнедеятельности, а также средства и способы ее осуществления, в которых воплощаются цели, идеалы, нормы и ценности общества.

2. Основные концепции культуры

Термин культура возникает в XVIII в. для обозначения процесса и результатов преобразования природы в искусственную среду обитания человека.

Натуралистическая концепция связана с попыткой выведения культуры из неизменной естественной природы человека. Культура здесь рассматривается как система механизмов и институтов, обеспечивающих существование людей в соответствии с требованиями и потребностями их естественной природы.

Классическая концепция отождествляет культуру с формами духовного и политического развития общества, в основе которых лежит разум. Культура предстает как духовное богатство общества и внутреннее богатство человека, в основе которого лежит стремление к истине, добру и красоте.

Неклассическая концепция объясняет культуру как систему ценностей и идей, которые являются органической частью социальной системы, придают ей упорядоченность и обеспечивают управление ею.

Постмодернистская концепция представляет культуру как лишенную всеобщности ацентричную систему знаков, обеспечивающих более или менее надежную ориентацию человека в окружающей, прежде всего - социальной, среде.

В рамках этих концептуальных моделей культуры сформировались различные подходы в исследовании ее: аксиологический, социологический, семантический, деятельностный и другие. Аксиологический подход рассматривает культуру как единство материальных и духовных ценностей, обеспечивающих достойный человека образ жизни. С точки зрения социологического подхода культура - это система социальных институтов, обеспечивающих трансляцию норм и правил человеческой жизнедеятельности. Семантический подход связан с пониманием культуры как совокупности знаков (социокодов), которые служат ориентирами в жизни и деятельности человека.

Наиболее разработанным является деятельностный подход к объяснению культуры, где она рассматривается как результат практической деятельности людей. Эти результаты материализуются, а точнее - объективизируются в тех или иных предметах или духовных ценностях. Только в процессе миропреобразующей деятельности человек входит в сферу социальности, социального бытия, в сферу культуры. В этой деятельности создается специфически человеческий мир, который предстает как социальная реальность. Только в процессе объединения природных качеств и творческой деятельности человек созидает свой человеческий мир и самого себя как человека. С этой точки зрения культура есть: 1)деятельность общественного человека, осуществляемая в определенных исторических условиях и направленная на создание материальных и духовных ценностей; 2)совокупность этих ценностей как результатов деятельности; 3)процесс воспроизводства этих ценностей.

3. Структура и функции культуры

Человек, как известно, существо биосоциальное. Процесс его жизнедеятельности - это процесс удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей. На этом основании и все результаты человеческой деятельности, то есть культуру, можно разделить на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя сферу производства и освоения предметного мира: здания и сооружения, технологии производства и манипулирования материальными объектами, устойчивые связи между людьми и формы, способы и средства регулирования отношений между ними (семья, трудовой коллектив, государство). Это означает, что под материальной культурой обычно понимают деятельность, направленную на производство и воспроизводство ценностей, способных удовлетворять материальные потребности людей, а также результаты, способы осуществления и регуляции этой деятельности.

Духовная культура состоит из идеалов и идей, программ отношений и поведения людей, процессов духовного производства, морально-эстетических, религиозных и научных ценностей. Базисными элементами духовной культуры являются традиции, обычаи, нравы, законы, ценности, которые вместе образуют нормативную систему культуры. Эта система и осуществляет регуляцию поведения человека, она показывает, что, как и в каких ситуациях ему надлежит делать. Ценности и нормы являются эффективными средствами формирования культурной среды. Духовная культура выполняет функции социализации человека, формирует мировоззренческие представления, стиль мышления и способ поведения. Культура выполняет задачу связи индивидов в сообщество и обеспечивает связь поколений.

Понятно, что деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Оно основывается на двух основных формах деятельности человека: материально-практической и духовно-художественной. Но если все же учитывать, что конечной целью этой деятельности является очеловечивание нечеловеческого мира, то культура - это единый процесс перевода реальности из состояния натуры в состояние родственной человеку духовности.

Каждое общество создает сложную систему культурных ценностей, которые отличаются друг от друга как по способу их производства, так и по формах функционирования, сферы распространения и образуют сферы культуры: экономическую, политическую, художественную, нравственную и другие. Сферы культуры выступают элементами типов культуры - конкретно-исторических совокупностей норм и ценностей, образующих целостные и относительно замкнутые системы. С этой точки зрения выделяют доминирующую, элитарную, народную, массовую культуру и субкультуру.

Динамика культуры - это сложный процесс производства, накопления и трансляции культурных ценностей, характеризующийся сочетанием разнообразных механизмов, форм и способов культуротворчества. С одной стороны, этот процесс связан с наработкой, сохранением и передачей новым поколениям культурных ценностей и технологий их производства, а с другой - изобретение новых творческих технологий и созданием новых культурных объектов.

Первая тенденция воплощается в преемственности, обеспечивающей связь между культурными эпохами и стилями, наследование и сохранение идей, творческих принципов и приемов. Преемственность в культуре существует как традиция и сохранение. Культурная традиция связана с освоением и наследованием идей, гипотез, приемов культуротворчества, что приводит к накоплению и приумножению культурных ценностей и обеспечивает связь культур разных времен и народов. Сохранение же - это наследование не отдельных компонентов культуротворчества либо актуальных идей, а духовных ценностей как целого. Преемственность - это не просто повторение, канонизация, а творческий отбор и трансляция всего лучшего в совокупном культурном опыте человечества.

Вторая тенденция осуществляется в инновационных процессах, в новаторстве, которое связано с созданием новых культурных образцов, приумножением культурных ценностей. Благодаря новаторству в культуре появляются новые жанры и стили, новые научные теории, новые идеалы и ценности. История культуры, таким образом, предстает как история сохранения, обогащения и развития культурных ценностей.

Как элемент общества, культура выполняет ряд чрезвычайно важных социальных функций:

) Аксиологическая функция отражает способность культуры нарабатывать и предлагать человеку систему ценностей и ценностных ориентаций, которые, будучи освоены человеком, наполняют его жизнь значением и смыслом, гармонизируют и гуманизируют ее.

) Адаптационная функция проявляется в том, что культура посредством разнообразных норм и образцов поведения помогает человеку приспособиться к изменчивой природной и социальной среде и приспособить эту среду к своим потребностям и интересам.

) Нормативная функция отображает способность культуры создавать идеалы и нормы, иные программы, которые формируют стандарты поведения, определяют ценностные ориентации людей и влияют на образ жизни и способы деятельности.

) Функция социализации проявляется в том, что усвоение культурных ценностей в процессе обучения и воспитания формирует у индивида социальные черты, которые соединяют его с обществом и придают личности способность к ответственной и социально значимой деятельности.

) Интегративная функция проявляется в способности культуры объединять людей на основе единых ценностей и норм, которые одновременно и отличают одни сообщества от других, придавая им культурную специфику.

) Коммуникативная функция культуры как средства общения между людьми, обмена опытом и знаниями, передачи, приема и осмысления информации.

) Деятельностно-творческая функция отражает активную, творчески-конструктивную природу культуры, ее способность стимулировать активную деятельность людей с помощью накопленного социального опыта.

культура личность философский социальный

4. Основные формы культуротворчества

Основными формами культуротворчества являются мораль, искусство и религия.

Мораль - это специфическая сфера культуры, в которой создаются, накапливаются и обобщаются идеи, нормы и правила поведения, которые регулируют деятельность человека в различных областях общественной жизни, оценивают человека и мир с позиций добра и зла и соотносят интересы личности и общества. Такое определение морали требует отличать ее от нравственности, под которой обычно понимают совокупность правил поведения в обыденной жизни. Иначе говоря, мораль ориентирует человека на то, что он должен делать, тогда как нравственность показывает как реально ведет себя человек в конкретных условиях.

Специфика морали:

Мораль характеризуется императивностью и указывает не на то, что есть, а на то, как должно быть. Нормы морали носят обобщенный, мировоззренческий характер и проявляются в моральном выборе и личностной ориентации человека. Мораль затрагивает все сферы жизнедеятельности, поэтому ее требования имеют всеобщий и всепроникающий характер. Они относятся ко всему обществу, к группам людей, к каждому человеку: сохраняй свое достоинство, будь человеком.

Структура морали насит многоуровневый характер. Наиболее простыми являются нормы поведения: не укради, не убей, не лги. В нормах поведения сконцентрирован многовековой опыт человечества. Более сложным элементом морали являются моральные качества (отзывчивость, рассудительность, щедрость). Важное место в структуре морали принадлежит моральным принципам, которые связывают моральные качества в единую систему и определяют стиль поведения. Это коллективизм, индивидуализм, эгоизм, альтруизм. Принципы придают устойчивость моральным ориентациям человека и не позволяют ему сойти с нравственного пути. Моральные принципы соотносятся с моральными идеалами, в которых воплощаются конечные цели морального развития. Основой моральной ориентации личности являются высшие моральные ценности (добро, зло, любовь, долг, совесть), выступающие в качестве механизмов морального самоконтроля.

Из структуры морали следуют и ее функции. Одной из наиболее важных является гуманизирующая функция, отражающая способность морали придавать отношениям между людьми человечность, делать достойными наши поступки. В регулятивной функции проявляется роль морали в координации поступков, регулировании поведения. Ценностно-ориентировочная функция проявляется в том, что мораль предлагает человеку систему ценностей, придающих жизни смысл и значение и определяющих отношение человека к миру, к другим людям и к самому себе. Познавательная функция морали заключается в постижении смысла явлений окружающкго мира, в познании целей и ценностей человеческой жизни. С этим тесно связана воспитательная функция. Некоторые исследователи выделяют также императивную, прогностическую и коммуникативную функции.

В процессе практического преобразования мира человек не только удовлетворяет свои жизненные потребности, но и обнаруживает симметрию, упорядоченность, гармоничность мира и его элементов. Чувства, возникающие у человека в процессе восприятия и переживания гармонии мира, называются эстетическими чувствами. В этих чувствах фиксируется не прагматическая польза предмета, а его способность порождать удовольствие, наслаждение, специфическое удовлетворение. Эти чувства - отличительная особенность эстетического отношения к миру. Эстетическими называются такие отношения, которые лишены прагматического характера и порождают художественные образы, имеющие для человека самостоятельную ценность.

Высшей формой эстетической деятельности является искусство. Понятие искусства употребляется в широком и узком значении. В широком значении искусство означает высший уровень мастерства независимо от сферы его проявления. В узком значении под искусством понимают специфическую форму духовной деятельности, в процессе которой производятся эстетические ценности. Искусство как феномен культуры делится на ряд видов, отличающихся специфическим языком, собственной знаковой системой, особым набором изобразительных средств. Эстетическая деятельность является условием возникновения и основой существования художественной культуры. Ее существование обусловлено двумя факторами. С одной стороны, искусство существует в пределах организационных структур, обеспечивающих создание, функционирование и трансляцию эстетических ценностей. Это образовательные и издательские учреждения, научно-исследовательские организации, музеи, средства массовой коммуникации. С другой же стороны, искусство невозможно без творческой эстетической деятельности и вне ее. Это изобразительные средства, художественные технологии, стили, особенности отношений между произведениями искусства и реципиентами.

Специфика искусства:

Отличительной особенностью художественной культуры является ее чувственно-образный характер. Искусство отражает мир не в абстрактных понятиях, как наука, а в живых, конкретных художественных образах. При этом искусство не копирует мир, а творчески переосмысливает его, создает свою собственную действительность, в которой объективные свойства предметов органически сочетаются с переживаниями человека-творца. В художественном образе предмет отражен не таким, каким он есть, а таким, каким его видит или хочет видеть человек. Благодаря этому в искусстве даже обычные предметы приобретают эстетическую значимость, способность вызывать в нас эстетические чувства.

Важное место в духовной культуре человечества занимает религия. Религия - это мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и отношений и возможность связи с ними. Структурно религия состоит из трех основных взаимосвязанных элементов: религиозного сознания, религиозного культа и религиозной организации. Эти элементы объединяются в единое целое верой - основой всякой религии. Сущность религиозного сознания проявляется в стремлении делить мир на природный и сверхъестественный, противопоставляя их друг другу. Это сознание убеждено в приоритете сверхъестественного над природным и в возможности установления связи между ними на основе веры и посредством культовых действий.

Религия выполняет ряд значимых как для верующих, так и для всего общества, функций. Важнейшими из них являюся мировоззренческая, коммуникативная, компенсаторная, регулятивная и культуротрансляционная. Религия предлагает людям систему взглядов на происхождение и устройство мира и место в нем человека, определяет формы и способы отношений к миру, другим людям и самому себе и обеспечивает ориентацию в мире, способствует выбору жизненного пути. Религия позволяет компенсировать недостатки действительности, преодолеть собственную слабость, она объединяет людей, обеспечивает их общение между собой и с Богом, предписывает нормы и правила поведения. Наконец, религия накапливает, сохраняет и передает от одного поколения к другому культурные ценности.

Похожие работы на - Философия культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!