Философия как феномен культуры

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,83 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия как феномен культуры















ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

План

Философия и мировоззрение

Предмет философии и его историческая динамика

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Философия и мировоззрение

философия духовный материальный ценность

Данная лекция должна ответить на вопросы: Что такое философия? Как она возникла и что составляет ее предмет? Каково ее место в системе духовной культуры и каковы ее функции?

Философия представляет собой продукт духовного развития общества и является особым типом мировоззрения, сложившимся в ходе культурно-исторического развития. В связи с этим необходимо рассмотреть смысл понятия «мировоззрение».

В самом общем смысле мировоззрение можно определить как знания о мире. Однако суть данного понятия имеет более сложный характер. Нужно отметить, что жизнь человека в обществе необходимо связана с восприятием им определенных знаний, соблюдением ряда некоторых общепринятых эталонов, принципов, норм, правил, предписаний. Это очевидно. Однако за данными привычными явлениями скрываются более глубокие пласты интеллектуально-духовной реальности. Во-первых, каждое из правил, норм, принципов, предписаний, регулирующих человеческую жизнедеятельность, тем или иным образом сопряжено с определенными представлениями о природной и духовной реальности, связано с определенной картиной мира, с представлениями о его происхождении, законах строения и развития. Их сопряженность часто носит достаточно сложный опосредованный характер. Во-вторых, знания, правила, нормы, принципы, эталоны деятельности человека связаны еще с наиболее общим способом восприятия реальности. Она может восприниматься посредством эмоций как враждебная или благоприятная, гармоничная или дисгармоничная, прекрасная или безобразная, организованная или хаотичная.

Отмеченные связи получают отражение в феномене мировоззрения. В структуре мировоззрения выделяют три основные компоненты:

Познавательная компонента включает наиболее общие представления о происхождении, строении и законах развития реальности; включает в себя элементы законов, теорий и гипотез фундаментальных наук, а также фрагменты представлений о мироздании, выработанные в рамках художественно-эстетического освоения реальности; совокупность данных элементов образует определенную картину мира.

Ценностная компонента содержит принятые в обществе на определенном историческом этапе ценности, оценки и ценностные отношения между людьми, которые должны дать ответы на вопросы: Что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, мужество и трусость и т.д.

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает совокупность выработанных в ходе исторического развития и соответствующих определенному состоянию общества правил, норм, принципов, схем поведения, служащих регулятором человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, мировоззрение представляет собой сложную систему наиболее общих представлений о реальности, ценностных установок и деятельностно-поведенческих схем, которые обеспечивают сознательный выбор жизнедеятельности человека и регулируют взаимоотношения между людьми. Высокая степень общности элементов мировоззрения является его важнейшей существенной характеристикой.

Вместе с тем мировоззрение не является предельно общим способом восприятия реальности, всецело охватывающим все другие. Наряду с ним существуют мироощущение и миропонимание. Мироощущение представляет собой относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоционально-психологических механизмах. Посредством последних окружающая действительность может восприниматься человеком как гармоничная или неупорядоченная, прекрасная или безобразная, устойчивая или чрезмерно изменчивая, комфортная или тревожная и т.д.

Миропонимание - это способ восприятия реальности, основанный на интеллектуальных способностях человека. Они обеспечивают более детальное и адекватное представление о реальности, воспроизводящее мир как бы независимым от человека в отличие от мироощущения, которое дает его картину, окрашенную субъективными потребностями, интересами, установками и изменчивыми настроениями человека.

Мировоззрение представляет собой сплав элементов мироощущения и миропонимания. В различных типах мировоззрения могут доминировать различные фрагменты, но в философском мировоззрении ведущую роль играет миропонимание.

Существуют три основные исторические типы мировоззрения, отражающие эволюцию данного феномена:

миф;

философия.

Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и абсолютном супранатурализме (позиции, при которой в качестве реального признается и естественное, и сверхъестественное). Для него характерны следующие черты: синкретизм (представление о единстве материального и нематериального мира); антропоморфизм (представление о сходстве сверхъестественных сил с человеком и человеческим поведением, рассмотрение их по аналогии); гилозоизм (представление о мире как о живом существе); фактическое отрицание эволюции природной реальности и признание лишь одного из видов движения, выраженного в идее вечного круговорота умирания и возрождения самих по себе неизменных организмов.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное и разделении мира на природный и сверхъестественный, материальный и нематериальный. При этом сверхъестественное, духовное является более важным и генетически первичным по отношению к природному миру. Материальный мир рассматривается не только в качестве зависимого от мира сверхъестественного, но и в качестве сотворенного последним. В отличие от мифологического религиозное мировоззрение лишь частично базируется на антропоморфных представлениях, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание единства человеческого рода.

Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире, месте человека в мире, принципах и целях его деятельности. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия и формировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Специфическим выступает способ формирования данного мировоззрения, базирующийся не на вере, а на методах рационального обоснования его содержания. Это во многом сближало содержание философского мировоззрения с представлениями зарождающейся науки и повышало его познавательную ценность и практическую значимость, хотя не сводилось к нему.

В качестве отдельного типа мировоззрения можно выделить повседневно-обыденное мировоззрение, основанное на здравом смысле и и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности. В отличие от указанных исторических типов мировоззрения оно малосистемно, включает самые разнородные элементы - от ассимилированных наиболее образованными социальными слоями научных представлений о мире до примитивных суеверий, принимаемых наиболее отсталыми в культурном отношении людьми. Отличительной чертой повседневно-обыденного мировоззрения является также неоднородность, под которой понимаются довольно существенные различия в том, что принимается из содержания мировоззрения представителями различных социальных групп, отражая специфику их образа жизни, прошлого опыта и групповых интересов.

Таким образом, выявлено, что философия выступает в качестве особого типа мировоззрения. В связи с этим необходимо определить предмет философии и его развитие в исторической динамике.

Предмет философии и его историческая динамика

Необходимость полного понимания специфики философского знания требует знания условий ее появления и факторов, стимулировавших данный процесс.

Философия возникла в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции и на сопредельных территориях Средиземноморского региона. Мировоззренческие системы, возникшие в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае нельзя безоговорочно отнести к философским, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления и, соответственно, способ философствования базировался не на рационально-логических приемах рассуждения, а на аналогиях и метафорах преимущественно антропоморфного характера. В древнегреческой философии также сохранялись остатки прежнего способа мышления, однако доминировали приемы, основанные на логических правилах и принципах рационального, в том числе научного, мышления.

Возникают вопросы: Какие процессы и явления общественной жизни способствовали возникновению нового типа мировоззрения, основанного на интеллектуальных способностях человека и продуктах его разумной деятельности и почему оказались недостаточными в мировоззренческом плане мифология и религия? Существуют несколько концепций генезиса философии. Мифогенная концепция выводит возникновение философии из развития и трансформации мифологического мировоззрения, когда традиционные способы объяснения поставленных в мифе вопросов мироустройства оказались недостаточными. Гносеогенная концепция объясняет формирование философии необходимостью теоретической систематизации суммы накопленных в повседневной жизни позитивных знаний. Однако данные концепции рассматривают проблему односторонне.

Возникновение философии в Древней Греции было обусловлено широким спектром социокультурных изменений.

В области социально-экономических отношений в 7-6 вв. до н.э. происходили такие процессы как отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности, быстрый рост городов, расширение торговли, что способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности. Расширение торгово-экономических контактов (внешняя торговля, развитие судоходства, урбанизация) практически подтверждало ограниченность мифологических представлений о замкнутой Вселенной. Культурные и торгово-экономические контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулировали выработку новых средств осмысления человеком своего существования и окружающей его среды.

В сфере социально-политических отношений происходит установление демократического социального строя, предполагавшего участие в политических делах, в решении политических и экономических вопросов основной массы свободного населения. Процедура принятия важных решений путем коллективного обсуждения требовала от ее участников умения вырабатывать индивидуальную позицию и аргументировать ее результатами собственных интеллектуальных усилий. Эти усилия направлялись на анализ реальной социополитической и экономической ситуации, структура которой была намного сложнее той, которая описывалась в мифологических сюжетах. Необходимо было совершенствовать механизмы интеллектуальной работы, и философия в наибольшей мере поощряла такую установку.

В контексте указанных трансформаций происходили изменения в идеологической жизни общества, в результате которых возникает сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания.

Таким образом, изменения в экономике, политической жизни и духовной культуре требовали новых форм осмысления действительности, точных позитивных знаний и новых институтов по получению этих знаний. В дополнение к религии и мифу возникает наука - форма духовной культуры, основанная на разуме и базирующаяся на операциях доказательства, обоснования и проверки на истинность получаемых знаний. Научным знаниям предшествовали рецептурные знания. Философия возникает в качестве рациональной формы теоретического обоснования мира. Философия выступила в качестве средства систематизации, обобщения и интеграции накопленных знаний.

На протяжении всего своего исторического развития знания, входящие в систему философии, касались преимущественно трех сторон реальности: природа, человек, общество. Рассматривая их, философия ставит мировоззренческие вопросы: Что такое мир? Что такое природа и в каком отношении к ней находится человек? Что такое человек? Что он может сделать и на что опереться в этом мире? Каковы его познавательные и практические возможности? Каково место человека в обществе? и т.д. Эти вопросы тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в гуманитарных, естественных и технических науках, а также с содержанием художественно-эстетических и религиозных систем. Философия использует их для обоснования собственных положений и в свою очередь обосновывает многие из них, вырабатывает средства анализа их структуры и динамики, функционирования в обществе. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой из форм общественного сознания и любой конкретной наукой. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности. Предмет философии - наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

Таким образом, под философией понимается система наиболее общих фундаментальных знаний о природной, социальной и духовной реальности, их воспроизведении в сознании человека, месте человека в мире и способах его жизненной ориентации.

Центральной для философии выступает проблема человека. Однако ее многогранное содержание включает в себя также представления о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о формах и методах познавательной деятельности и других проблемах.

В различных философских направлениях система философского знания структурируется весьма заметно различными способами. Однако в рамках философского знания все же можно выделить несколько крупных разделов, имеющих относительно самостоятельный предмет:

история философии - содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета на материале конкретных философских школ и течений;

гносеология (теория познания) - учение о предпосылках и сущности, возможностях и путях человеческого познания, отношении знания к реальности и условиях его истинности;

философская антропология - учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

социальная философия - учение о структуре, законах функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.

Система философского знания динамична. В настоящее время выделились в качестве самостоятельных направлений философского знания философия науки, философия техники, философия культуры, философия права, философия истории, философия искусства, философия политики и т.д.

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать для поддержания стабильности и развития определенного человеческого сообщества и передавать от поколения к поколению, можно утверждать, что философия непосредственно или опосредованно связана с каждым ее компонентом. Наблюдается тесная связь философии с такими формами духовной культуры как наука, искусство, религия, мораль.

Особо нужно остановиться на соотношении философии и науки. Можно утверждать, философия по своему содержанию и целям выступает как мировоззрение, а по характеру формирования этого мировоззрения как наука. Как уже отмечалось, характер формирования этого мировоззрения базируется на методах рационально-логического обоснования его содержания (доказательство, обоснование и проверка на истинность приобретенных знаний), что сближает философию и науку. Однако содержание философского мировоззрения, как бы ни велика была в нем доля научных представлений, интегрируется в целостное духовное образование не под их воздействием, а исходя из понимания соотношения сознания и бытия, места человека в этом мире, его возможностей познавать и изменять мир, смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия. Удовлетворительных ответов на эти вопросы нельзя найти, пользуясь исключительно средствами науки, поэтому существовали и существуют варианты философских мировоззренческих построений, по-разному соотносящиеся с научными представлениями, в том числе и прямо отрицающие мировоззренческую ценность науки. Кроме того, что есть и что будет (отличие философии).

На основе указания специфики предмета философии можно сформулировать одну из основных функций философии в системе культуры - это выявление универсалий (наиболее общих представлений) культуры и выражение их содержания в системе философских категорий, т.е. поиск общего в культуре, прежде всего в духовной культуре. Наиболее общие представления культуры зафиксированы в религии, науке, искусстве, морали, посредством образов, норм-эталонов, законов, принципов, картин мира не всегда в логически стройной и информационно емкой форме. Философия выражает содержание универсалий культуры преимущественно системой категорий, т.е. в форме, обладающей перечисленными свойствами, что расширяет ее возможности в духовном воспроизведении реальности.

Среди других функций философии нужно отметить следующие:

мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

функция интеграции и систематизации системы духовной культуры заключается в обеспечении единства культуры, придания ей системного характера;

методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации;

гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, его формах, путях и критериях истинности полученных знаний;

аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;

праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;

прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Похожие работы на - Философия как феномен культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!