Принципы и законы логики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,04 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы и законы логики

Упражнение №1.1

Определите, какие законы и принципы логики нарушены в данных рассуждениях, выражениях и ситуациях.

1.«Я раз в неделю по внутренним болезням лечусь. У доктора Опушкина. Хороший такой, понимающий медик. Я у него пятый год лечусь. И ничего, болезнь не хуже». (М. Зощенко. Рассказ «Больные»).

Нарушен закон тождества, так как само понятие «болезнь» не может определяться понятиями «хуже» или «лучше», а лучше или хуже может быть состояние самого больного.

2.«Командирам групп проверить оружие выборочно у всех»

Нарушен закон тождества, так как понятие «выборочно» определяется через понятие «у всех».

Упражнение № 1.2

Определите, подчиняются ли данные пары высказываний закону непротиворечия.

1.В вооруженных соединениях должна быть железная дисциплина. - В юридических ВУЗах изучают несколько правовых дисциплин.

Данная пара суждений не подчиняется закону непротиворечия, так как второе из них не является отрицанием первого. В связи с этим оба этих суждения могут быть одновременно как истинными, так и ложными.

Упражнение № 2.1

Выделите форму рассуждения и запишите ее на языке классической логики высказываний.

1.«Коза, я говорю, Домина Павловна, не может ощущать такого счастья. Что ж коза? Коза дура. Коза есть коза … У ней и запросов никаких нету. Ну, пусти ее на Невский - срамота выйдет, недоразумение …» (Зощенко М. Коза//Зощенко М. Избранное. - М., 1981. - С. 369.).

Решение: Коза (р) есть коза (р)

р р

.Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит превращается в раба ситуации.

Решение: Если лобная кора головного мозга повреждена (p), то взаимодействие личности с внешней средой нарушается (q). В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности (q), а значит превращается в раба ситуации (r).

(p q) & (q r) = p r

Упражнение № 2.2

Определите с помощью логических таблиц истинности, является ли данное высказывание логическим законом, противоречием или выполнимым.

1. (р v q ) = ( p & q). ъ

(pvq)=(p&q)иллииилллиилллииллиллиииилиилилиллллилил1-й закон де Моргана

2. ( р р).

ppииилиилииллиилилиилл1-й закон ложки - закон тождества

Упражнение № 2.3.1. Определите правильность умозаключения.

. (р v q) & q = p.

(pvq)&q=pииииилиииииииллл----------------

Умозаключение неправильное (достаточно второй строки)

2. (р r) & (q s) & (r v s) = p v q.

(pr)&(qs)&(rvs)=pvqиииииииииии+ииииииилииииии+иилиииииииииии+лиииииилииииии+ллл

Умозаключение правильное

Упражнение 2.3.2

Определите правильность умозаключения методом от противного.

. р v q = р q.

pvq=pqи-ии+иУмозаключение правильное

2 . p & q = (p & q).

p&q=(p&q)илл-иилл+иУмозаключение правильное

Упражнение № 3.1

Выделите слова, если это необходимо, обозначающие понятия, отметьте признаки, составляющие содержание понятия, и укажите его объем.

1. Очень мокрая трава

понятие - «трава»

признак - «очень мокрая»

объем - некоторая часть объема понятия «трава», а именно «очень мокрая трава».

2. Самый красивый дом

понятие - «дом»

признак - «самый красивый»

объем - некоторая часть объема понятия «дом», а именно «самый красивый дом»

Упражнение № 3.2

Определите вид понятия по количественной характеристике его объема.

1.Круглый квадрат - нулевое понятие, так как ни один квадрат круглым быть не может;

.Студент - общее понятие, так как объем понятия - все множество студентов.

Упражнение №3.3

Укажите, являются понятия собирательными или несобирательными.

1.Индуктивное умозаключение - несобирательное понятие

.Семь пятниц на неделе - собирательное понятие

Упражнение № 3.4

логика истинность умозаключение понятие

Укажите конкретные и абстрактные понятия, являются они относительными или безотносительными.

.Голубой цвет - абстрактное безотносительное понятие

.Художник - конкретное безотносительное понятие

Упражнение № 3.5

Установите, какое понятие из каждой пары понятий имеет большее содержание, а какое - объем. Изобразите отношение между понятиями по объему с помощью круговых диаграмм.

1.Человек, получивший высшее военное образование - образованный человек.

Решение:

-Человек, получивший высшее военное образование - А (меньше по объему, но больше по содержанию);

Образованный человек - В (больше по объему, но меньше по содержанию)



2.Геология - наука о земле.

Решение:

-Геология - А (меньше по объему, но больше по содержанию);

Наука о земле - В (больше по объему, но меньше по содержанию).






Упражнение №3.6. Определите вид отношений между понятиями по объему и покажите с помощью круговых диаграмм.

1. Жизненное пространство (А) - ограниченное пространство (В) - пространство (С).

А - С - отношение подчинения

В - С - отношение подчинения

В - А - отношение перекрещива- ния





2.Материалы (А) уголовного дела (В) - строительные (С) материалы (А).

В - А - отношение подчинения

С - А - отношение подчинения

В - С - отношение соподчинения






Упражнение № 3.7

Определите отношения между понятиями по объему и покажите с помощью круговых диаграмм.

1.Член правительства (А) - министр (В) - президент (С) - министр культуры (D)







А - В - отношение подчинения

B - D - отношение подчинения

A - D - отношение подчинения

A (B, D) - С - отношение неперекрещивания

Упражнение № 3.8

Обобщите понятия.

1. Ислам - одна из основных религий - религия

Ислам - религия.

2. Наиболее холодный месяц года - холодный месяц - месяц

Наиболее холодный месяц года - месяц

Упражнение № 3.9

Ограничьте понятия.

. Преступление - кража

. Звезда - звезда Сириус

Звезда - Сириус.

Упражнение № 3.10

Дайте характеристику делению.

1. Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью. - Деление по дихоматическому признаку. Делимое понятие: «право собственности». Члены деления: «владение вещью», «пользование вещью», «распоряжение вещью». Основание деления: отношение к вещи. Деление правильное.

. Науки делятся на естественные, точные, гуманитарные и непонятные. - Деление по видообразующему признаку. Делимое понятие: «науки». Члены деления: «естественные», «точные», «гуманитарные» и «непонятные». Основание деления: 1) обобщающие признаки; 2) признаки восприимчивости. Деление неправильное, так как деление произведено не по одному общему признаку. Ошибка деления: деление по одному признаку.

Упражнение № 4.1

Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное, определение через род и видовое отличие, генетическое. Выделите приемы, заменяющее определение.

1. Умозаключение, представляющее собой переход от посылок А1, …, Аn к заключению В, является правильным, если между посылками и заключением имеется отношение логического следования, то есть В является логическим следствием А1, …, Аn (n 1) - реальное определение.

. Авгуры - в Древнем Риме жрецы, предсказывающие будущее по полету птиц и по их поведению - реальное определение.

Упражнение № 4.2

Произведите анализ определения через род и видовое отличие.

Разбойным нападением признается насилие, опасное для жизни и здоровья, с целью завладения личным имуществом граждан.

Решение:

подведение под родовое понятие: «Разбойным нападением признается насилие, опасное для жизни и здоровья».

указание видового отличия: «с целью завладения имуществом граждан» (в отличие от, например, убийства, изнасилования и т.п.).

Упражнение № 4.3

Установите правильность определений.

Дневальный должен стоять и подавать сигналы точного времени. - Определение неправильное.

Упражнение № 5.1.1

Определите вид суждения.

Работа невелика по объему и проста по мысли. - Суждение единичное, утвердительное.

Упражнение №5.1.2

Самостоятельно подберите примеры атрибутивных суждений, суждений об отношениях и суждений существования.

Атрибутивное суждение: «Пограничный отряд - основное звено войск Пограничной службы РФ»

пограничный отряд - предмет суждения

основное звено войск Пограничной службы РФ - признак суждения.

Релятивное суждение: «Все военнослужащие должны четко и безоговорочно подчиняться требованиям Уставов ВС РФ»

отношение между «военнослужащими» и «Уставами ВС РФ».

Экзистенциальное суждение: «Не существует ни одного гражданина РФ, который не обязан подчиняться законам РФ»

Не существует ни одного гражданина РФ - отрицание существования.

Упражнение № 5.1.3

В атрибутивных суждениях выделите субъект, предикат, связку и кванторное слово.

1. Все курсанты изучают материальную часть стрелкового оружия.

Решение:

Субъект - «курсанты»;

Предикат - «материальную часть стрелкового оружия»;

Кванторное слово - «все»

Связка - «изучают»

2. Ни один слушатель, не усвоивший учебную программу по логике, не будет переведен на следующий курс.

Решение:

Субъект - «слушатель, не усвоивший учебную программу по логике»;

Предикат - «на следующий курс»;

Кванторное слово - «ни один»

Связка - «не будет переведен»


Определите количество и качество суждений предыдущего упражнения.

. качество суждения утвердительное - «изучают»

количество суждения общее - «все».

. качество суждения отрицательное - «не будет»

количество суждения общее - «ни один».

Упражнение №5.1.5

Дайте объединенную по качеству и количеству характеристику суждений упражнения №5.1.3 и запишите их форму.

Решение:

. Общеутвердительное суждение

Все S суть Р.

. Общеотрицательное суждение

Ни один S не есть P.

Упражнение №5.1.6

Запишите по 2-3 примера каждого из видов атрибутивных суждений (общеутвердительных, частноутвердитель-ных, общеотрицательных, частноотрицательных).

. Общеутвердительные:

«Все курсанты военных институтов являются военнослужащими»

«Все птицы - пернатые»

. Частноутвердительные:

«Некоторые военнослужащие являются офицерами»

«Некоторые млекопитающие живут в воде»

. Общеотрицательные:

«Ни один судья не должен быть без высшего юридического образования»

«Ни одна война не обходится без убитых и раненых»

. Частноотрицательные:

«Некоторые вооруженные столкновения не являются войной»

«Некоторые птицы не летают»

Упражнение № 5.1.7. Установите форму атрибутивных суждений, выделите субъект и предикат суждения, запишите его форму, с помощью круговых диаграмм установите и укажите распределенность терминов.

1.Некоторые учащиеся высших учебных заведений (S-) - офицеры (P-).





2.«На станции дежурил крупный храп (S-), как пласт лежавший на листе железа (P-)» (Б. Пастернак. Белые стихи).




Упражнение № 5.2

Осуществите непосредственное умозаключение (превращение, обращение и противопостав-ление предикату).

1.Некоторые цветы не гвоздики.

.Луна - естественный спутник Земли.

.Некоторые офицеры являются юристами.

Решение:

1.Обращение: Некоторые не гвоздики являются цветами.

Превращение: Некоторые цветы не являются гвоздиками.

Противопоставление предикату: для частноутвердительных суждений не производится.

2.Обращение: Естественным спутником Земли является Луна.

Превращение: Луна не является не естественным спутником Земли.

Противопоставление предикату: Не естественный спутник Земли не есть Луна.

3.Обращение: Некоторые не юристы не есть офицеры.

Превращение: Некоторые офицеры не есть не юристы.

Противопоставление предикату: Некоторые офицеры не есть юристы.

Упражнение № 5.3.1

Сделайте полный разбор силлогизма: укажите большую и меньшую посылки, заключение, средний, меньший и больший термины, фигуру силлогизма, изобразите на диаграммах Эйлера отношения между терминами в посылках и заключении, укажите, является ли силлогизм правильным.

1.Все параллелограммы (M) имеют равные противолежащие стороны и углы (P). Некоторые параллелограммы (M) имеют равные диагонали (S). Следовательно, некоторые фигуры, имеющие равные диагонали (S), являются фигурами с равными противолежащими сторонами и углами (P).

Решение:

Большая посылка: - Все параллелограммы имеют равные противолежащие стороны и углы

Меньшая посылка: - Некоторые параллелограммы имеют равные диагонали

Заключение: - Некоторые фигуры, имеющие равные диагонали, являются фигурами с равными противолежащими сторонами и углами

Больший термин (P) - имеют равные противолежащие стороны и углы

Средний термин (М) - параллелограмм

Меньший термин (S) - фигуры, имеющие равные диагонали

M P

S M

S P



1 . 2. 3.


4.

Силлогизм правильный

. Ни один преступник (M) не должен избежать наказания (P). Все преступники (M) должны предстать перед судом (S). Значит, некоторые лица, которые должны предстать перед судом (S), не должны избежать наказания (P).

M P

S M

S P



Силлогизм правильный

Упражнение № 5.3.2

Выделите термины силлогизма, выведите из посылок, если это возможно, заключение. Проверьте правильность силлогизма с помощью круговых диаграмм.

Все четные числа (M) делятся пополам без остатка (P). Число два (S) - четное (M).

Следовательно, число два делится пополам без остатка

Больший термин (P): - делятся пополам без остатка

Меньший термин (M): - четные числа

M P Силлогизм правильный, так как

заключений с логической

S M необходимостью следует из посылок.

S P








Упражнение № 5.3.3

Определите фигуру и модус силлогизма, с помощью общих правил простого категорического силлогизма и частных правил фигур установите его правильность. В правильном силлогизме выведите заключение, если оно отсутствует в задании.

Некоторые запрещающие дорожные знаки (P+) вводят определенные ограничения движения (M-). Знак «движение запрещено» (S+) вводит определенные ограничения движения (M-). Знак «движение запрещено» (S+) является запрещающим знаком (P-).

Решение:

Некоторые запрещающие дорожные знаки (P+) вводят определенные ограничения движения (M-). - Большая посылка.

Знак «движение запрещено» (S+) вводит определенные ограничения движения (M-). - Меньшая посылка.

Знак «движение запрещено» (S+) является запрещающим знаком (P-).

Модус: ААА

Силлогизм неправильный, так как:

) средний термин не распределен ни в одной из посылок - нарушено 2-е правило терминов;

) ни одна из посылок не является отрицательным суждением - нарушено 1-е правило посылок

Упражнение № 6.1

Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сформулируйте его). Определите форму обоснования или опровержения тезиса (по какому виду умозаключения) Если обоснование косвенное, укажите апагогическое оно или разделительное. Запишите связь аргументов и тезиса символически.

1.«Как Вы делаете ваши чудеса?» - спросил щуку Привалов. «Какие чудеса?» - «Ну… исполнение желаний…» - «Ах, это? Как делаю… Обучена сызмальства, вот и делаю. Откуда я знаю, как я это делаю… Золотая рыбка вот еще лучше делала, а все одно померла. От судьбы не уйдешь». Мне показалось, щука вздохнула. «От старости?» - спросил я. «Какое там от старости! Молодая была, крепкая… Бросили в нее, служивый, глубинную бомбу. И ее вверх брюхом пустили, и корабль какой-то рядом случился, тоже потонул. Она бы и откупилась, да ведь, да ведь не спросили ее, увидели и сразу бомбой… вот ведь как бывает.» (Стругатский А, Стругатский Б. Понедельник начинается в субботу. - М., 1979. - С.30.).

Решение:

Тезис (Т) - «Щука способна на чудеса» (следует из вопроса Привалова)

Опровержение тезиса ( Т) - «Щука не способна на чудеса» (основная «мысль», которая прослеживается в рассказе щуки)

Аргумент: - «Золотая рыбка не смогла сотворить чуда и погибла, хотя творила чудеса лучше щуки («…вот еще лучше делала, а все одно померла»), что же тогда говорить о щуке?

Прямое опровержение тезиса

. Допущение: Т С

«Если бы щука была способна на чудеса (Т), то она могла бы «избежать судьбы» и была бы бессмертной (С)»

2. Следствие из допущения (F): «Золотая рыбка, еще больше щуки способная на чудеса, тоже избежала бы смерти, но этого не произошло ( F)».

. Допущение ложно ( С) на основании ложности следствия из него ( F), следовательно тезис ложный и опровержение тезиса логически корректно (логическое значение антитезиса истинно)

Упражнение № 6.2

Определите логические ошибки в аргументации; укажите, какие правила нарушены.

«Если хорошо изучение того, что хорошо, то знание плохого так же хорошо. Стало быть, плохое есть хороший предмет изучения». (Аристотель. О софистских опровержениях // Аристотель. Соч. в 4-х таблица. - Т. 2. - М., 1978. - с. 573.).

Решение:

Из того, что «хорошо изучение того, что хорошо» с логической необходимостью никак не следует, что «знание плохого так же хорошо», и, следовательно, до доказательства тезиса («плохое есть хороший предмет изучения») недостаточно и слишком поспешно.

Ошибка: «Слишком поспешное доказательство», а именно: аргументов для доказательства тезиса недостаточно.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!