Учет анализа предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    241,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет анализа предприятия

1. Теоретические аспекты использования информации бухгалтерского учета при формировании бухгалтерской отчетности


1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

 

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности.

Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.

Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями (Таблица 1).

Таблица 1 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

I уровень

Законодательные акты, Указы Президента, Постановления Правительства РФ

II уровень

Национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ)

III уровень

Методические рекомендации (указания), инструкции

IV уровень

Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации


Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

К данному уровню системы относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. Так, например, в части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другие федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

К указанному уровню необходимо отнести Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. №283, в которой была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; определены задачи реформы (сформировать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета); были определены основные направления реформы: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Главным же актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Следует отметить, что закон был принят десять лет назад в совершенно других экономических и правовых условиях. Он освещает преимущественно технические вопросы бухгалтерского учета и уже не отвечает современному уровню экономического развития страны, ее правовой системе. Отдельные положения Закона противоречат законодательным актам, принятым позднее, законодательно не закреплен статус финансовой отчетности, составленной по МСФО. Наиболее острой проблемой действующего закона является - зависимость главного бухгалтера от руководителя. Нынешний Закон предусматривает ответственность генерального директора за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Одновременно те же обязанности и та же ответственность в соответствии со ст. 7 Закона о бухгалтерском учете возлагаются на главного бухгалтера.

Второй уровень системы составляют национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

«Учетная политика организации». ПБУ 1/08. Утверждено приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43н. В Положении изложены требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятия».

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России).

К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

документ по учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ №106н от 06.10.2008. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

В заключение хотелось бы отметить, что для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней.

1.2 Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности, требования к ней


Бухгалтерская отчетность является важнейшим источником информации, характеризующей финансовое положение организации. В связи с этим бухгалтерская отчетность представляет большой интерес для различных категорий пользователей. В соответствии с международными стандартами учета и отчетности, выделяют семь групп потребителей информации: инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность.

Инвесторов интересуют два момента: рост курса ценных бумаг и возможности фирмы выплачивать дивиденды.

Служащие заинтересованы в стабильности финансового положения работодателей и рентабельности фирмы, так как это позволяет им, угрожая забастовкой, добиваться повышения заработной платы, отчислений в пенсионные фонды и т.п.

Кредиторов преимущественно волнует ликвидность, т.е. вернет ли кредитополучатель в срок полученные деньги и проценты по займам.

Для поставщиков важны сроки, на которые они могут предоставить покупателям отсрочку платежа за проданные им товары.

Покупателей интересует, как долго будет функционировать фирма-поставщик, какова ее финансовая устойчивость и как долго можно не гасить кредиторскую задолженность.

Правительство контролирует правильность данных отчетности в целях налогообложения и составления статистических сводок по стране.

Общественность волнуют общие вопросы занятости, экологии, экономического процветания и даже распределения производительных сил.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности установлен Приказом Минфина от 22.07.2003 №67н.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99:

. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ.

При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от:

оценки показателя;

его характера;

конкретных обстоятельств его возникновения.

Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации:

об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации;

об операциях в иностранной валюте;

о материально-производственных запасах;

об основных средствах;

о доходах и расходах организации;

о последствиях событий после отчетной даты;

о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;

об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений (динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения).

1.3 Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности


Все коммерческие компании обязаны периодически проводить подготовку и представление бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности о своей деятельности своим акционерам, учредителям, контролирующим органам государства. Своевременная подготовка и представление отчетности позволяет рассчитать налоги, подлежащие уплате фирмой, а также помогает определить, насколько компания в своей деятельности выполняет свои задачи и функции, верно ли выбран вектор ее развития. Подготовка отчетности позволяет понять, какие трудности встречаются в деятельности компании и как их лучше избегать.

При подготовке бухгалтерской отчетности и анализе данных становится возможным принятие различных решений, значимых для управления компанией. Подготовка бухгалтерской отчетности важна для качественного управления целым предприятием. Подготовка балансов в рамках бухгалтерской отчетности формирует массив информации, необходимой для повышения эффективности организации в целом.

На основании данных, полученных при подготовке бухгалтерской отчетности, руководитель компании может создать модель управления, наиболее полно соответствующую задачам и функциям компании, ее стратегии развития и целям.

Однако для качественного решения этих управленческих задач при подготовке бухгалтерской отчетности необходимо выполнять определенные требования.

Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая иерархическая система обобщения учетных данных. На самом нижнем уровне - первичные документы с имеющимся в них множеством натуральных и стоимостных показателей. Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах.

Процесс подготовки отчетности включает несколько этапов.

Подготовка к составлению отчетности

Подготовка к составлению отчетности включает завершение бухгалтерских операций в конце отчетного периода и проверку всех данных, которые будут использоваться при подготовке бухгалтерской отчетности. Подготовка к составлению бухгалтерской отчетности означает также расчет суммы подлежащих уплате налогов, проведение инвентаризации имущества компании, исправление различных ошибок, допущенных при ведении бухгалтерского учета.

Составление бухгалтерской отчетности

Порядок подготовки бухгалтерской отчетности и процедура ее представления в контролирующие органы должны соответствовать нормам законодательства и ведомственным инструкциям Министерства финансов Российской Федерации. Бухгалтерская отчетность после подготовки должна быть представлена в налоговые службы, а также учредителям юридического лица. После подготовки и составления отчетность должна быть заверена подписями руководителя компании и ее главного бухгалтера.

Подготовка отчетности: состав документов

При подготовке бухгалтерской отчетности в ее состав следует включать различные документы. Прежде всего, при подготовке отчетности необходимо составить бухгалтерский баланс, где отражается имущественное и финансовое положение компании на отчетный период.

Также при подготовке годовой отчетности к ней можно прилагать пояснительную записку, где при необходимости можно дополнить остальные формы отчетности, дать необходимые пояснения и принять другие меры для того, чтобы в результате подготовки бухгалтерской отчетности всем заинтересованным лицам была представлена объективная и прозрачная информация.

Для того, чтобы при подготовке отчетности информация была представлена более наглядно, в пояснительной записке возможно использование графиков, таблиц, диаграмм.

Также при подготовке бухгалтерской отчетности в ее состав следует включить отчеты о прибылях и убытках компании, о движении капитала, денежных средств. Все эти отчеты, представленные при подготовке отчетности, помогают составить представление о результатах деятельности фирмы.

При подготовке бухгалтерской отчетности необходимо учитывать и необходимость ее соответствия международным стандартам. Особенно остро такая подготовка отчетности диктуется внешнеэкономической деятельностью компании.

Профессиональная подготовка отчетности

При подготовке и представлении отчетности возможны и искажения, и ошибки. Их выявление, как правило, откладывается до проведения полной аудиторской проверки отчетности фирмы. Однако стоит понимать, что искажения в отчетности означают, что ее подготовка была проведена без соблюдения необходимых требований и норм.

Искажения при подготовке бухгалтерской отчетности могут нанести компании значительный ущерб и достаточно негативные последствиям. Эти последствия некачественной подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности могут задеть интересы и учредителей компании, и ее акционеров, и вкладчиков, а также прочих заинтересованных лиц.

Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой отчетности, необходимо проверить записи бухгалтерского учета и убедиться, что:

) на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все операции отчетного года (полнота отражения);

) записи в бухгалтерском учете произведены на основании первичных документов (обоснованность отражения);

) отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).

Прежде всего, проводят инвентаризацию имущества (основных средств, материалов, готовой продукции, товаров, денег в кассе), а также финансовых обязательств фирмы (дебиторской и кредиторской задолженности). По выявленным в результате инвентаризации расхождениям бухгалтерских данных сданными инвентаризации составляются соответствующие бухгалтерские записи. Данные бухгалтерского учета приводят в полное соответствие с выявленными по инвентаризации фактическими данными.

Уточняются переходящие остатки на следующий год по счетам:

) 96 «Резервы предстоящих расходов»;

) 98 «Доходы будущих периодов»;

) 97 «Расходы будущих периодов»;

) 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Важной подготовительной учетной работой является проверка всех записей в регистрах бухгалтерского учета методом балансовой увязки и устранение выявленных ошибок.

Затем закрываются операционные счета.

Закрытие счета означает, что обороты по нему перенесены на другие счета, а сам счет закрыт.

Для получения заключительного баланса полностью закрывают следующие операционные и результативные счета: 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыль и убытки». Перед составлением заключительного баланса списывают расходы (за исключением затрат в незавершенном производстве), учтенные на счетах: 20 «Основное производство», 97 «Расходы будущих периодов, 38 «Вложение в нематериальные активы».

После того как все корректировочные записи отражены в бухгалтерских регистрах, выводят результаты и сальдо по всем счетам для составления форм годового отчета.

1.4 Закрытие счетов, проведение реформации баланса и составление оборотной ведомости.


Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности предшествует процедура закрытия счетов, причем при формировании годовой отчетности она является более сложной. Условно весь этот процесс можно разбить на этапы, представленные на рисунке 1.

В течение отчетного месяца на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты, связанные с изготовлением конкретных видов продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Собранные по дебету счета 25 расходы в конце месяца полностью списываются на счет 20, то есть остатка на счете 25 не должно быть. Собранные по дебету счета 26 расходы в конце месяца полностью списываются в зависимости от учетной политики на счет 20 или на счет 90 «Продажи».

Балансы исследуемой организации за 3 последних года представлены в приложении №1 (2008 г.), приложении №2 (2009 г.), приложении №3 (2010 г.).

В конце месяца по данным счета 20 исчисляют фактическую себестоимость готовой продукции, работ, услуг:

Незавершенное производство на начало месяца + Затраты за месяц - Незавершенное производство на конец месяца - Стоимость возвратных отходов - Себестоимость окончательного брака.

В зависимости от выбранного в учетной политике варианта учета готовой продукции фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 или в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости) или в дебет счета 43 «Готовая продукция» (при учете продукции по фактической себестоимости).

Рисунок 1 - Процедура закрытия счетов перед составлением отчетности

Информация о выручке от продаж по обычным видам деятельности накапливается на счете 90 «Продажи».

В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат от продажи товаров, продукции, работ, услуг. По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 90, закрываются внутренними записями на субсчет 90-9.

На счете 91 «Прочие доходы и расходы» обобщается информация о прочих доходах и расходах (операционных и внереализационных). В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат - сальдо прочих доходов и расходов. По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 91, закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен счет 99 «Прибыли и убытки». Записи на нем ведутся накопительно в течение года путем списания соответствующих сумм со счетов 90 и 91.

Непосредственно на счете 99 отражаются чрезвычайные доходы и расходы, а также суммы налога на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства.

В конце отчетного года (31 декабря) при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается.

Процесс закрытия счета 99 и списания выявленной чистой прибыли получил название реформации баланса. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (непокрытого убытка) отчетного года переносится со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», то есть на первое число следующего за отчетным года остатка по счету 99 быть не должно.

Для обобщения и сверки данных на счетах бухгалтерского учета составляется оборотная ведомость, которая является основанием для формирования баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности.

Таблица 2 - Закрытие отчетного периода и составление бухгалтерского баланса

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

90-9

90-2, 90-3, 90-4

Закрыто в конце отчетного года дебетовое сальдо по счету продаж.

Бухгалтерская справка (0504833).

90-9

99

В конце отчетного месяца определен финансовый результат (прибыль) по обычным видам деятельности.

Бухгалтерская справка (0504833).

99

90-9

В конце отчетного месяца определен финансовый результат (убыток) по обычным видам деятельности.

Бухгалтерская справка (0504833).

91-9

91-2

Закрыто в конце отчетного года дебетовое сальдо прочих доходов и расходов.

Бухгалтерская справка (0504833).

99

Списано сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц (прибыль).

Бухгалтерская справка (0504833).

99

91-9

Списано сальдо прочих доходов и расходов (убыток).

Бухгалтерская справка (0504833).

99

84

Заключительными записями декабря списана сумма чистой прибыли отчетного года.

Бухгалтерская справка (0504833).

84

99

Заключительными записями декабря списана сумма чистого убытка отчетного года.

Бухгалтерская справка (0504833).

91-1

91-9

Закрыт в конце отчетного года кредитовый оборот по субсчету 91-1


 

 


2. Использование информации бухгалтерского учета при формировании бухгалтерской отчетности ООО «Солидарность ОПТ»


2.1 Краткая характеристика исследуемой организации


ЗАО «Солидарность ОПТ» было основано как дочернее предприятие приборостроительного предприятия ЗАО «Протон-Импульс» в 1991 году. ЗАО «Солидарность ОПТ» является предприятием оптовой торговли товарами производственного назначения: электронными приборами, светокоммутаторными лампами (СКЛ) различных видов, силовыми модулями, твердотельными реле, - а также товарами народного потребления: системами ограничения доступа, лифтовым оборудованием и т.д.

В своей хозяйственной деятельности ЗАО «Солидарность ОПТ» обязано соблюдать Гражданский Кодекс РФ, законы РФ, другие законодательные акты, вести бухгалтерский учет в соответствии с Положением об учетной политике предприятия (приложение 7).

Оптовая торговля возможна только с хозяйствующими субъектами, использующими приобретенный товар для промежуточного потребления, то есть, в их предпринимательской (профессиональной) деятельности при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. №242-ст) дается определение оптовой торговли как «торговли товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием», а также определения торговли товарами народного и производственного назначения:

«Товары народного потребления - товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью»,

«Товары производственного назначения - товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности».

В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 даются следующие нормативные определения для предприятий оптовой торговли:

Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи. Покупатель - юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

Продажа товаров; реализация товаров - передача покупателю товаров на определенных условиях. Как правило, условия передачи имущественных прав регламентируется Гражданским кодексом РФ, которые закрепляются в договоре купли-продажи в каждом конкретном случае.

Основными покупателями продукции ЗАО «Солидарность ОПТ» являются предприятия тяжелой промышленности, предприятия РЖД, топливно-энергетического комплекса, атомные и гидроэлектростанции, предприятия нефтяной и газовой промышленности, например, Смоленская ГРЭС, Балаковская АЭС, Нижнетагильский металлургический комбинат, смоленский завод «Аналит-прибор», Новолипецкий металлургический комбинат, краснодарское предприятие Концерн «Энергомера», завод «Индезит Интернешнл», завод «Электроаппарат» г. Липецк и многие другие.

Основными принципами ведения обществом экономической деятельности являются безубыточность общества и демократичность управления.

В своей деятельности любое торговое предприятие должно обеспечить высокие темпы роста прибыли от реализации и т.д. Важно отметить, что в ЗАО «Солидарность ОПТ» анализ основных экономических показателей начинается с изучения имущества, прибыли до налогообложения, выручки от продаж. Именно по этим важнейшим показателям могут полностью и достоверно судить о достаточной эффективности, прибыльности работы любого оптового предприятия.

Бухгалтерия предназначена для организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях и совершенствования системы менеджмента качества (СМК). Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом генерального директора завода. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ЗАО «Солидарность ОПТ», входит в СМК и подчиняется непосредственно генеральному директору завода. Бухгалтерия в процессе своей деятельности выполняет закрепленные за ней функции:

Функции бухгалтерии включают в себя:

-   систематический анализ эффективности структуры бухгалтерии и разработка предложений по ее совершенствованию;

-       участие в совершенствовании действующей в организации системой качества в соответствии с требованиями РК-01-2001 «Руководство по качеству»;

-       подготовка предложений по периодической корректировке политики в области качества;

-       формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов;

-       составление баланса, оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств и другой бухгалтерской и статистической отчетности и ее своевременное представление в соответствующие органы.

Структура и штаты бухгалтерии утверждаются генеральным директором завода, по представлению главного бухгалтера. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией предприятия. Бухгалтерский учет ведется в журнально-ордерной форме. Объекты основных средств, имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности учитываются в денежном выражении.

Организационная структура управления представлена на рисунке 2:

Рисунок 2 - Организационная структура бухгалтерии предприятия ЗАО «Солидарность ОПТ»

Критерием эффективности работы бухгалтерии является:

выполнение закрепленных за бухгалтерией функций в полном объеме;

отсутствие претензий других подразделений, руководства, проверяющих организаций к деятельности бухгалтерии;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В процессе выполнения своих функций бухгалтерия руководствуется:

-   Законом РФ от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

-       постановлениями правительства в области бухгалтерского учета;

-       нормативными документами;

-       Политикой в области качества;

-       приказами и распоряжениями генерального директора организации;

-       внутренними положениями.

К основным задачам бухгалтерии относятся организация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия, участие в разработке и осуществлении социальной политики предприятия.

Главный бухгалтер ЗАО «Солидарность ОПТ» назначается и освобождается от должности на основании приказа его руководителя и подчиняется непосредственно ему. Руководитель бухгалтерской службы несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и применяемые методики ведения учета, своевременное составление и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в контролирующие организации в соответствии с законодательством. Выполнение требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций, их представлению в бухгалтерию, организации контроля правильности представления в них данных, а также формированию другой необходимой для целей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности информации в заданные сроки является обязанностью всех работников организации.

Бухгалтерский учет на ЗАО «Солидарность ОПТ» ведется в автоматизированной форме с использованием компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 7.7».

В соответствии с действующим налоговым законодательством каждая организация должна в обязательном порядке вести помимо бухгалтерского еще и налоговый учет. Основным правовым документом является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке. На предприятии должна быть установлена система ведения налогового учета. Ее целью является правильное и точное исчисление налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Основными задачами организации налогового учета являются:

определение принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб предприятия на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали); - создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации.

Такими документами могут являться: положения о налоговых и учетных службах, учетная политика для целей налогообложения, различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятием самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Таблица 3 - Финансово-экономические показатели исследуемой организации

Показатель

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темп роста

Выручка

249 623,00

195 949,00

0,78

Себестоимость

- 237 695,00

- 188 199,00

49 496,00

0,79

Коммерческие расходы

- 4 840,00

- 6 688,00

- 1 848,00

1,38

Управленческие расходы

-

-



Прибыль от реализации

7 088,00

1 062,00

- 6 026,00

0,15

Проценты к получению

-

-

-

-

Проценты к уплате

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

Прочие доходы

7 676,00

6 999,00

- 677,00

0,91

Налог на прибыль

- 333,00

- 139,00

194,00

0,42

Чистая прибыль

7 429,00

908,00

- 6 521,00

0,12


На основании таблицы выше сделаем следующие выводы: в 2010 году значительно сократились основные финансово-экономические показатели исследуемой организации, в результате чего чистая прибыль организации сократилась в несколько раз, что говорит о резком ухудшении финансового состояния ООО «Солидарность ОПТ».

2.2 Использование информации бухгалтерского учета для составления бухгалтерского баланса исследуемой организации

бухгалтерский отчетность баланс организация

Бухгалтерский баланс является не только одной из основных форм финансовой отчетности, но и содержит в себе важные методологические предпосылки, определяющие методологию ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс как отчетная форма характеризует состояние хозяйственных средств с точки зрения их состава и источников формирования в денежном виде на определенную дату.

Целью составления баланса является предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату.

В балансе отражаются активы и пассивы (обязательства и собственный капитал) предприятия. Сворачивание статей активов и пассивов является недопустимым, кроме случаев, предусмотренных соответствующими положениями (стандартами).

В связи с различным характером участия в кругообороте хозяйственные средства делятся на оборотные и внеоборотные активы. Различие между ними заключается не в том, что одни из них участвуют в обороте, а другие нет, а в том, как они участвуют в нем. Оборотные средства по мере потребления вступают в оборот всей своей массой, изменяют при этом свою форму, превращаясь из одних видов в другие - из денежных средств в запасы сырья, из сырья по мере переработки в детали, полуфабрикаты и готовые изделия, готовые изделия при продаже - в денежные средства и т.д.

Внеоборотные активы, выступающие в виде зданий, сооружений, машин, оборудования и других материальных объектов основных средств или нематериальных активов, а также других долгосрочных вложений, служат длительное время, снашиваются постепенно и по мере износа частями постепенно вступают в кругооборот. Их оборот приобретает замедленный характер и занимает длительное время, поэтому они в балансе выделены в специальный раздел, именуемый «Внеоборотные активы».

Поскольку средства в активе баланса сгруппированы в порядке ускорения оборота или повышения уровня ликвидности - от основных средств к материальным запасам и денежным средствам, вторым разделом актива баланса являются «Оборотные активы».

Источники в пассиве делятся на собственные и привлеченные. Собственные источники принадлежат самому предприятию и представлены в первом разделе пассива в виде капитала и резервов, а привлеченные, то есть заемные или возникшие в ходе расчетных отношений в виде кредитной задолженности, в последующих двух разделах. Привлеченные в зависимости от срока их погашения делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Это и определяет структуру пассива баланса и последовательность размещения в нем источников хозяйственных средств.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности, которые учитываются при составлении бухгалтерского баланса.

. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением ПБУ 1/08 «Учетная политика».

. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценки, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В исследуемой организации в 2010 г. внеоборотные активы формируются по строкам 120 «Основные средства», 130 «Незавершенное строительство» и составляют на конец отчетного периода 16 013 тыс. руб.

Оборонные активы на 31 декабря 2010 г. составляют 46 188 тыс. руб. и состоят из запасов на сумму 5162 тыс. руб. (формируются по счетам 45 «Товары отгруженные», 10 «Материалы», счет 43 «Готовая продукция»), НДС в размере 5065 тыс. руб. (формируется на счете 19 «Налог на добавленную стоимость»), долгосрочной дебиторской задолженности с размере 35430 тыс. руб. (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), и денежных средств в размере 197 тыс. руб. (счет 50 «Касса»).

Итоги по разделам 1. «Внеоборотные активы» и 2. «Оборотные активы» суммируются и составляю общую сумму актива баланса в размере 62 201 тыс. руб.

Подобным образом формируется и пассив баланса, состоящий из 3х разделов. 3-й раздел «Капиталы и резервы» формируется в 2010 г. в исследуемой организации формируется на счете 80 «Уставный капитал» и составляет 10 тыс. руб. Строка баланса 470 Нераспределенная прибыль формируется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)» и составляет 30117 тыс. руб. Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Всего по 3 разделу - 30127 тыс. руб.

Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» сформированы в полном объеме по строке 510 баланса «Отложенные налоговые обязательства» и составляют 18900 тыс. руб., формируются по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства». Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Краткосрочные обязательства (5й раздел баланса) составляет 13 174 тыс. руб. Он состоит из кредитов и займов на сумму 4 283 тыс. руб., формирующихся на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» бухгалтерского учета.

Кредиторская задолженность формируется по Сальдо кредитовое по субсчету 60 «Расчеты за продукцию (работы, услуги)» на конец отчетного периода и Сальдо кредитовое по субсчету 62 «Авансы полученные» на начало и конец отчетного периода и составляет 8891 тыс. руб.

Основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства». По строке 120 баланса показывается остаточная стоимость основных средств - дебетовый остаток по счету 01 за минусом суммы амортизации, начисленной по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств»

Для формирования бухгалтерского баланса необходимо взять сальдо по сету 01 на начало года и сальдо по счету 01 на конец года. Эти показатели записываются по строке 120 баланса.

Дебетовый остаток по счету 01 на 01.01.2008 = 1313 тыс руб.

Дебетовый остаток по счету 01 на 31.12.2008 = 1020 тыс руб.

Дебетовый остаток по счету 01 на 01.01.2009 = 1020 тыс руб.

Дебетовый остаток по счету 01 на 31.12.2009 = 13160 тыс руб.

Дебетовый остаток по счету 01 на 01.01.2010 = 13160 тыс руб.

Дебетовый остаток по счету 01 на 31.12.2010 = 12355 тыс руб.

Показатель строки 130 формируется как сумма остатков по дебету счетов:

·              07 «Оборудование к установке»;

·              08 «Вложения во внеоборотные активы»;

·              16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (в части отклонений, относящихся к имуществу, стоимость которого отражена на счетах 07 и 08)

Сумма остатков по дебету счетов 07, 08, 16 на 01.01.2008 = 59 тыс. руб.

Сумма остатков по дебету счетов 07, 08, 16 на 31.12.2008 = 5559 тыс. руб.

Сумма остатков по дебету счетов 07, 08, 16 на 01.01.2009 = 5559 тыс. руб.

Сумма остатков по дебету счетов 07, 08, 16 на 31.12.2009 = 3658 тыс. руб.

Сумма остатков по дебету счетов 07, 08, 16 на 01.01.2010 = 3658 тыс. руб.

Сумма остатков по дебету счетов 07, 08, 16 на 31.12.2010 = 3658 тыс. руб.

Приведем подробный пример составления бухгалтерского баланса:

ЗАО «Кремень» занимается производством стройматериалов.

Приведем данные регистров бухгалтерского учета ЗАО «Кремень» на 31 декабря 2009 года и по этим показателям составим форму №1 за 2009 год.

Графа 3 заполняется по данным бухгалтерского учета на начало 2009 года. Для заполнения данной графы используются показатели графы 4 «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса ЗАО «Кремень» за 2008 год.

Заполнение графы 4 формы №1 начинается с раздела «Актив».

Сначала заполняются строки раздела I «Внеоборотные активы».

В 2009 году ЗАО «Кремень» собственными силами создало нематериальный актив. Это технология производства строительной смеси, запатентованная в установленном порядке. Его стоимость с учетом всех фактически произведенных расходов составила 90 000 руб. (дебетовое сальдо счета 04). Амортизацию нематериального актива ЗАО «Кремень» начисляет с использованием счета 05. В 2009 году по этому нематериальному активу была начислена амортизация в сумме 3000 руб. (остаток по кредиту счета 05). Показатель для строки 110 «Нематериальные активы» - 87 000 руб. (90 000 руб. - 3000 руб.).

Первоначальная стоимость основных средств организации на конец отчетного периода составляет 600 000 руб. (дебетовое сальдо счета 01 «Основные средства»). Сумма начисленной на 31 декабря 2009 года амортизации (кредитовое сальдо счета 02) равна 60 000 руб. Показатель для строки 120 «Основные средства» - 540 000 руб. (600 000 руб. - 60 000 руб.).

В декабре 2009 года ЗАО «Кремень» приобрело кассовый аппарат. Он еще не зарегистрирован в установленном порядке и не введен в эксплуатацию, поэтому числится на счете 08. Стоимость кассового аппарата (дебетовое сальдо счета 08) - 8000 руб. Этот показатель отражается по строке 130 «Незавершенное строительство».

В 2009 году ЗАО «Кремень» купило акции другой организации на общую сумму 200 000 руб. Эта сумма числится по дебету счета 58-1 и отражена по строке 140 «Долгосрочные финансовые вложения».

Дебетовое сальдо по счету 09 «Отложенные налоговые активы» на конец 2009 года равно 7000 руб. Это показатель для строки 145 баланса.

По строке 190 «Итого по разделу I» отражается стоимость всех внеоборотных активов ЗАО «Кремень»:

·              87 000 руб. + 540 000 руб. + 8000 руб. + 200 000 руб. + 7000 руб. = 842 000 руб.

Затем заполняется раздел II «Оборотные активы».

По дебету счетов учета материалов и расходов на производство ЗАО «Кремень» числятся остатки:

·              10 «Материалы» - 17 230 руб.;

·              20 «Основное производство» - 55 650 руб.;

·              43 «Готовая продукция» - 90 170 руб.;

·              44 «Расходы на продажу» - 29 890 руб.;

·              97 «Расходы будущих периодов» - 12 300 руб.

По строке 211 баланса ЗАО «Кремень» отражает (с учетом округления) дебетовое сальдо счета 10 (17000 руб.). По строке 213 - сумму дебетовых сальдо по счетам 20 и 44 (86000 руб.). Показатель для строки 214 - сальдо счета 43 (90000 руб.). По строке 216 отражается сальдо счета 97 (12000 руб.).

Показатель строки 210 баланса равен сумме стоимости материально-производственных запасов и расходов в незавершенном производстве ЗАО «Кремень»:

·              17000 руб. + 86000 руб. + 90000 руб. + 12000 руб. = 205000 руб.

Дебетовый остаток счета 19 (сумма «входного» НДС по приобретенным по состоянию на 31 декабря 2009 года ценностям, по которым счет-фактура оформлен ненадлежащим образом) - 5949 руб. Заполняя строку 220 баланса, бухгалтер округляет эту сумму до 6000 руб.

На счетах бухгалтерского учета ЗАО «Кремень» не числятся суммы долгосрочной дебиторской задолженности сторонних организаций. Но в ноябре 2008 года ЗАО «Кремень» выдало одному из работников ссуду на покупку автомобиля в сумме 90000 руб. сроком на три года. В 2009 году ссуда погашена в сумме 30000 руб. Поэтому остаток по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» на 31 декабря 2009 года составляет 60000 руб. По строке 230 бухгалтер ЗАО «Кремень» указал эту сумму.

На конец 2009 года в бухгалтерском учете ЗАО «Кремень» числятся следующие суммы краткосрочной дебиторской задолженности:

·              выданные поставщикам авансы (дебетовое сальдо по счету 60 субсчет «Авансы выданные») в сумме 43 000 руб.;

·              не оплаченные покупателями стройматериалы (дебетовое сальдо по счету 62 субсчет «Расчеты по отгруженной продукции») на сумму 77 000 руб.

Показатель по строке 240 формируется как сумма всей дебиторской задолженности:

·              43000 руб. + 77000 руб. = 120000 руб.

По строке 241 отдельно указывается сумма задолженности покупателей - 77 000 руб.

Остаток денежных средств на расчетном счете ЗАО «Кремень» (сальдо по дебету счета 51) - 745000 руб. Остаток наличных денег в кассе на 31 декабря 2009 года - 20000 руб. Валютные счета ЗАО «Кремень» не открывало. Денежных документов, денежных средств на специальных счетах в банках, остатка по счету 57 «Переводы в пути» на конец 2009 года у ЗАО «Кремень» нет. Поэтому показатель строки 260 равен сумме остатка денег на расчетном счете и в кассе (счет 50 и 51).

Показатель строки 290 формируется как сумма показателей раздела II баланса:

·              строка 210 + строка 220 + строка 230 + строка 240 + строка 260 = строка 290, или 205 000 руб. + 6000 руб. + 60 000 руб. + 120 000 руб. + 765 000 руб. = 1 156 000 руб.

Теперь можно подвести итоги по всем активам организации на отчетную дату. По строке 300 отражается сумма итоговых строк раздела I и раздела II:

·              строка 190 + строка 290 = строка 300, или 842 000 руб. + 1 156 000 руб. = 1 998 000 руб.

После этого заполняется раздел «Пассив» бухгалтерского баланса.

Сначала отражаются показатели раздела III «Капитал и резервы».

Уставный капитал ЗАО «Кремень» равен 20 000 руб. В 2009 году изменения в учредительные документы не вносились. По строке 410 бухгалтер ЗАО «Кремень» показал кредитовое сальдо счета 80 - 20 000 руб.

Величина резервного капитала ЗАО «Кремень» согласно учредительным документам составляет 5000 руб. (кредитовое сальдо счета 82). Эта сумма указывается по строке 430. Резервный фонд в акционерных обществах создается на основании пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ «Об акционерных обществах». Следовательно, он относится к резервам, образованным в соответствии с законодательством. Поэтому всю величину резервного капитала в сумме 5000 руб. бухгалтер ЗАО «Кремень» отражает также по строке 431 баланса.

По строке 470 отражается сумма нераспределенной прибыли ООО «Кремень» по состоянию на 31 декабря 2009 года - кредитовое сальдо счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Эта сумма составляет 150 000 руб.

По строке 490 подводится итог по разделу III баланса:

·              20 000 руб. + 5000 руб. + 150 000 руб. = 175 000 руб.

Далее заполняется раздел IV «Долгосрочные обязательства».

ЗАО «Кремень» в 2007 году получило банковский кредит сроком на три года. На конец 2009 года сумма непогашенного кредита вместе с начисленными процентами составила 160 000 руб. (кредитовое сальдо счета 67). Эта сумма отражена по строке 510 баланса.

Кредитовое сальдо счета 77 (ОНО) равно 4000 руб. Это показатель строки 515 баланса.

По строке 590 отражается общая сумма долгосрочных обязательств ЗАО «Кремень»:

·              160 000 руб. + 4000 руб. = 164 000 руб.

Затем заполняется раздел V «Краткосрочные обязательства».

По строкам 621-625 отражаются суммы кредиторской задолженности ЗАО «Кремень»:

·              строка 621 - задолженность перед поставщиками (кредитовое сальдо счета 60) - 120000 руб.;

·              строка 622 - сумма начисленной, но не выплаченной по состоянию на 31 декабря 2009 года заработной платы работникам (кредитовое сальдо счета 70) - 250000 руб.;

·              строка 624 - сумма начисленного, но не перечисленного в бюджет по состоянию на 31 декабря 2009 года налога на имущество, НДС, налога на прибыль и единого социального налога - 212 000 руб.;

·              строка 625 (прочие кредиторы) - сумма полученных от покупателей авансов (кредитовое сальдо счета 62 субсчет «Авансы полученные») - 418 000 руб.

По строке 620 отражается общая сумма краткосрочной кредиторской задолженности ЗАО «Кремень»:

·              120 000 руб. + 250 000 руб. + 89 000 руб. + 212 000 руб. + 418 000 руб. = 1 089 000 руб.

ЗАО «Кремень» планирует провести реконструкцию одного из помещений принадлежащего ему здания. Для этого был создан резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 300 000 руб. (кредитовое сальдо счета 96). Эта сумма отражена по строке 650 баланса.

Таким образом, в итоговой строке 690 раздела V отражается сумма краткосрочных обязательств ЗАО «Кремень» и созданного резерва предстоящих расходов:

·              1 089 000 руб. + 300 000 руб. = 1 389 000 руб.

По строке 700 отражается сумма всех пассивов (капиталов, обязательств и резервов) ЗАО «Кремень»:

·              строка 490 + строка 590 + строка 690 = строка 700, или 175 000 руб.+ 164 000 руб. + 1 389 000 руб. = 1 728 000 руб.

Некоторые суммы числятся в бухгалтерском учете ЗАО «Кремень» за балансом. Поэтому, составляя баланс, бухгалтер ЗАО «Кремень» включил в него «Справку о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах».

В 2006 году ЗАО «Кремень» списало на прочие расходы дебиторскую задолженность покупателя с истекшим сроком исковой давности. Ее сумма составила 50 000 руб. Покупатель не погасил свой долг и в 2009 году. Эту задолженность ЗАО «Кремень» продолжает учитывать на забалансовом счете 007. Сумма задолженности отражается в балансе по строке 940 в графах 3 и 4.

В декабре 2009 года ЗАО «Кремень» реализовало стройматериалы. Покупатель оплатил продукцию полностью, и право собственности на этот товар перешло к нему. Условиями договора предусмотрено, что со склада ЗАО «Кремень» покупатель вывозит стройматериалы самостоятельно, но до 31 декабря 2009 года он не смог этого сделать. В учете ЗАО «Кремень» эти товары числятся на забалансовом счете 002. Стоимость товаров - 230 000 руб. Эта сумма отражена по строке 920 в графе 4.

ЗАО «Кремень» пользуется информационной базой нормативных документов. В договоре с организацией-правообладателем стоимость данного продукта не указана. Так как информационная база - это нематериальный актив, принадлежащий другой организации, ЗАО «Кремень» учитывает его по условной стоимости 1000 руб. за балансом на счете 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование», специально введенном в рабочий план счетов. По строке 990 отражается условная стоимость информационной базы - 1000 руб.


Заключение


Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. В свою очередь, отчетный период - это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия. Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета

В данной курсовой работе мы рассмотрели сущность и этапы формирование бухгалтерской отчетности, теоретические и практические навыки составления бухгалтерской отчетности на основании бухгалтерского учета, изучение перспектив развития бухгалтерской отчетности в России.

Значение отчетности - в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравниваемости, экономичности, соблюдения строго установленных процедур оформления и публичности.


Список источников


1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть 1). Принята Законом РФ от 30.07.1998 г. №146 - ФЗ - в редакции от 19.07.2011. (Часть 2). Принята Законом РФ от 05.08.2000 г., №117 - ФЗ - в редакции от 01.09.2011.

2. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы» (с изменениями по состоянию на 10.12.2010).

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций (Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2010 №66н).

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ - в редакции с 01.01.2011.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 №106н - в редакции от 08.11.2010 №144н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Министерства финансов от 06.07.99 №43н - в редакции от 08.11.2010 №142н).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99. №32н - в редакции от 08.11.2010 №144н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99. №33н - в редакции от 08.10.2010 №144н).

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждено приказом Министерства финансов от 31.11.2000 г. №94н - с изменениями по состоянию на 08.11.2010).

10.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 №34н - в редакции от 24.12.2010 №186н).

11.   Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие / В.П. Астахов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: МарТ, 2011. - 960 с.

12.   Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник - М.: Проспект, 2010. - 392 с.

13.   Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2010.

14.   Каморджанова Н.А. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие / Каморджанова Н.А., Карташова И.В. - 2-е изд. - СПб.: Питер 2009. - 480 с.

15.   Касьянов А.В. Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения в 2010 году / Касьянов А.В., Кислов Д.В., Курбангалеев О.А. - М.: ГроссМедиа, 2010. - 128 с.

16.   Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Керимов В.Э. - 2-е изд., изм и доп. - М.: Дашков И.К., 2011. - 704 с.

17.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет для профессиональных бухгалтеров. - М.: Инфра-М, 2010.

18.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2010.

19.   Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник для вузов / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект, 2009. - 448 с.

20.   Кутер М.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие для вузов / Кутер М.И., Уланова И.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 256 с.

21.   Мельников И. Бухгалтерский учет. Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2010. - 304 с.

22.   Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность: практические рекомендации / Т.В. Морозова. - М.: Юстицинформ, 2009. - 256 с.

23.   Новодворский В.Д. Бухгалтерская отчетность организации. Учебное пособие Новодворский В.Д., Пономарев Л.В. - 5-е изд., прераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2009. - 392 с.

24.   Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: Учебник для вузов / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. - М.: Проспект, 2011. - 296 с.

25.   Широбоков В.Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие для вузов / Широбоков В.Г., Грибанова З.М., Грибанов А.А. - М.: Кнорус, 2011. - 672 с.

Похожие работы на - Учет анализа предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!