Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента

















Тема: Диалектика и ее альтернативы (2 часа)

диалектика метафизика философия познание

Древние мыслители: космос совмещает в себе противоположности покоя и изменения.

Гераклит: мир есть процесс, природа представляет непрерывный поток изменений.

Зенон: понятие «движение» противоречиво, жизнь языка отлична от жизни предметов (апории).

Термин «диалектика» впервые применил Сократ как искусство вести диалог с целью достижения истины путем противоборства мнений. Он разработал специальный метод, состоящий из пяти частей:

1)принцип сомнения («я знаю, что я ничего не знаю»);

2)ирония (выявление противоречий);

)майевтика (преодоление противоречия и получение предварительного ответа на вопрос);

)индукция (отыскание эмпирических фактов);

)дефиниция (окончательное определение искомого понятия).

Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий.

Аристотель создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.

Стоики разделили логику на:

·риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и

·диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений).

В античной философии диалектика трактовалась как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.

Греческая философия основывалась на концепции круговорота, согласно которой в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям.

Особенностями античной диалектики являются:

·стихийно-наивный характер (отсутствие целостной теории, несистематизированность);

·доминирование духовной культуры (сферы идей, теоретического знания).

В средние века диалектика переносится в сферу теологии и развивается как искусство спора. В христианском мировоззрении формируется представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее).

В эпоху Возрождения идеи диалектики развивались в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей Н. Кузанского и Дж. Бруно.

В философии Нового времени сделан важный шаг к идее развития мира.

Р. Декарт развивал идею о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии.

Б. Спиноза ввел диалектическое понимание природы (субстанции) как «причины самой себя».

Французские просветители Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего этапы революционных преобразований.

Ж. Кондорсе дополнил эти взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития.

Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода.

И. Кант исследовал проблему противоречий (антиномий) как результата деятельности разума. Вывод Канта о том, что разум не может мыслить без противоречий мир как целое, сыграл значительную роль в становлении теоретической диалектики.

Г.В.Ф. Гегель разработал целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма, систематизировал понятийный аппарат диалектики, выделил ряд закономерностей и принципов диалектики (универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание).

Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания, проводил мысль о трех законах диалектики, поставил вопрос о единстве логического и исторического.

Гегель впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики.

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) синтезировала диалектику и материализм, устранила противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвела под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.

«Мой диалектический метод, - писал Маркс, отличен от гегелевского, является его прямой противоположностью … идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Развивая материалистическую диалектику, В.И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Ленин развивал диалектику применительно к политике.

Материалистическая диалектика выступает во взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а также ее отражения в сознании познающего субъекта.

Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.

Таким образом, диалектика - наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика и метафизика.

Метафизика - философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику.

Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития:

·вопрос об источнике (причине) развития;

·вопрос о характере и механизме развития;

·вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.

Согласно диалектической концепции:

·источник (причина) развития - внутренняя противоречивость системы;

·развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы;

·развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии - прогрессивное.

Согласно метафизической концепции:

·источник (причина) развития - механический толчок извне или Бог;

·развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);

·развитие - это движение системы по кругу, возврат к старому.

Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно:

·отрицание всеобщей связи и развития;

·отсутствие целостного (системного) взгляда на мир;

·убеждение в завершенности всех мировых связей;

·мышление по принципу или-или, да-нет.

Новая метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как:

·количественные изменения («плоский эволюционизм»);

·качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»);

·монотонное повторение со строго линейной направленностью;

·движение по кругу, без возникновения нового;

·движение, из которого изымается его сущность - противоречие;

·сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений;

·постоянный регресс.

Разновидности метафизики:

·догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);

·релятивизм (от лат. relativus - относительный, абсолютизирует момент изменчивости);

·эклектика (формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);

·софистика (от греч. - умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).

Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.

Объективная диалектика - это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).

Субъективная диалектика - это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.

Диалектика - это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.

Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.

Принципы отражают:

·фундаментальные основания бытия и познания;

·имеют статус философских аксиом;

·задают начальные условия познанию;

·обусловливают его характер;

·лежат в основе законов и категорий диалектики;

·придают знанию системность и целостность;

·в познании и практике выполняют нормативную функцию.

Принципы диалектики:

·принцип связи;

·принцип развития.

Связь явлений (такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом), имеет универсальный характер.

Смысл принципа связи состоит в утверждении и обосновании тезиса: «все в этом мире со всем взаимосвязано».

Содержание данного принципа подтверждается существованием различных уровней связи (между объектами и системами неорганической природы, органической природы, общества).

Смысл принципа развития состоит в обосновании и доказательстве тезиса: мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии (например, эволюция форм отражения, антропосоциогенез).

Закон - это объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью.

Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи миру в целом и отдельным его сторонам и объектам.

Основные законы диалектики:

·закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей;

·закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

·закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике, причине развития («почему происходит развитие?»).

Закон утверждает, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.

В связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними.

Содержание данного закона раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Противоположности - это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и являются источником развития.

Например, в неорганической природе: вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании: анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум.

Противоречие - подвижное отношение между противоположностями. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая - его упразднения. В динамике противоположностей эти функции меняются местами.

Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаются тормоз для их развития.

Типы противоречий:

·основные (характеризуют саму сущность предмета) и неосновные (между взаимосвязанными явлениями);

·внутренние (взаимодействие противоположных сторон данного предмета) и внешние (отношения предмета с окружающей его средой);

·антагонистические (непримиримая враждебность интересов) и неантагонистические (общность коренных интересов).

Антагонистические противоречия преодолеваются:

) их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей;

) устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающими в необходимых случаях применение насилия государственными органами.

Единство противоположностей - отношение совпадения, тождества между противоположными сторонами.

Борьба противоположностей - противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении.

Этапы взаимодействия сторон целого по Гегелю:

·тождество;

·различие;

·противоположность;

·собственно противоречие.

Маркс между тождеством и различием дополнительно поместил категорию «двойного существования» (переходное состояние объекта).

Этапы взаимодействия сторон целого (тождество, двойное существование, различие, противоположность и собственно противоречие) вызывают состояние

·гармонии;

·дисгармонии;

·конфликта противоположностей.

Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы).

Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной из сторон за счет другой. Характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания.

Конфликт как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса.

С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно.

В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости.

Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация - борьбы противоположностей.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает характер, механизм развития («как происходит развитие?»).

Содержание данного закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Качество - категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений.

Качество обнаруживает определенность объекта через совокупность его свойств.

Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования.

Количество - категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов.

Количество измеряется средствами математического знания (число, величина).

В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры).

Мера - это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Мера выражает относительную устойчивость объектов.

Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому.

Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной, порождает безмерность.

Скачок - это переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое (в результате превышения меры).

Скачок означает:

·перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления;

·превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение;

·момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).

Закон отрицания отрицания вскрывает направление и форму, структуру процесса развития («куда направлено развитие и в какой форме оно осуществляется?»).

Содержание данного закона раскрывается с помощью категории «диалектическое отрицание».

Диалектическое отрицание - категория, отражающая закономерный процесс перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его противоречий.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

1.деструкцию прежнего (разрушение, преодоление);

2.кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию);

.конструкцию (созидание нового).

Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса.

Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке.

Нарастание же процесса требует конструкции.

Например:

·разрушение командно-административной системы;

·сохранение традиций патриотизма и интернационализма, профессионализм кадров;

·внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов.

Закон говорит о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (характеризуется преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали).

Преемственность (сохранение старого в новом) выражается в том, что:

1.старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия;

2.сохранение низших форм организации материи в высших;

.отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (изменения), которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования;

.сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном виде.

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности.

Схематично данный закон можно представить в виде триады:

«тезис - антитезис - синтез» (утверждение - отрицание этого утверждения - отрицание отрицания, т.е. снятие противоположностей).

Гегель дал ей название «отрицание отрицания».

Неосновные законы диалектики - это законы между парными диалектическими категориями:

·закон единичного и общего (всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления);

·закон необходимости и случайности (необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими; вместе с тем синергетика установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон));

·закон содержания и формы (содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс);

·закон причины и следствия (свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин);

·закон возможности и действительности (развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями);

·закон сущности и явления (в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность);

·закон части и целого (развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей).

Категории диалектики - всеобщие нормативы познавательно-мировоззренческого отношения человека к действительности, отражают объективный мир, выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практики.

Относительная устойчивость бытия (структурно-функциональное единство предметов и бытия в целом в пространстве) отражается в следующих категориях:

·«единичное-особенное-общее»;

·«многое-единое»;

·«сходство-различие»;

·«качество-количество»;

·«простое-сложное»;

·«часть-целое»;

·«системность», «структурность»;

·«конечное-бесконечное»;

·«форма-содержание».

Изменчивость бытия (становление и превращение вещей, движение и развитие объектов во времени) отражается в следующих категориях:

·«причина-следствие»;

·«случайность-необходимость»;

·«возможность-действительность»;

·«явление-сущность».

Функции диалектики:

·мировоззренческая;

·логическая;

·методологическая;

·оценочно-социальная.

Материалистическая диалектика функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания.

Все предметы познания диалектика считает постоянно изменяющимися, а знания о них - преимущественно относительными, требующими учета конкретного контекста познания.

В арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания.

Значение закона единства и борьбы противоположностей в познании характеризуется двумя аспектами:

) противоречие является источником развития;

) противоречие выступает методологическим принципом научного познания.

Значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в познании заключается в том, что в процессе познания количественные изменения предшествуют качественным, познание идет от явления к сущности, от эмпирического знания к теоретическому.

Закон отрицания отрицания в познании действует как принцип отрицания, выполняет две функции:

) нормативную (разрешение диалектических противоречий должно осуществляться в форме синтеза противоположностей);

) стратегическую (развитие познания должно осуществляться от относительной истины к абсолютной).

Основные свойства принципа отрицания конкретизируются в следующих методологических принципах:

) принципе фальсификации;

) принципе преемственности;

) принципе соответствия.

Например, по мере развития научного познания старая теория не отбрасывается полностью новой. Между ними устанавливается определенное соответствие: новая, более общая теория содержит в себе старую как частный случай.

В индивидуальном познании закон отрицания отрицания проявляется в повторении пройденного.

Учет многообразных конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе.

Конкретный анализ явлений, правильная оценка всего того положительного в них, что должно удерживаться, а также выявление сторон, свойств, черт, которые не могут быть взяты в новое качественное состояние, а должны быть отвергнуты.

Современная философия является методологическим фундаментом медицинского знания, позволяет объединить частные исследования и системно применить их к изучению человека.

Учет сложной диалектики части и целого, общего и локального, единства и борьбы противоположностей позволяет, применяя диалектический метод в медицине, комплексно подойти к проблемам болезни, лечения, профилактики и реабилитации как к сложным, противоречивым и взаимозависимым процессам.

В работе практического врача применение диалектического метода является основой разработки правильной тактики лечения. Врач должен руководствоваться основными положениями теории систем, рассматривать болезнь как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии.

Лечение и излечение - это синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.

Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами.

Геокосмические системы и человек представляют собой открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы.

Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитный баланса, ферментного статуса крови соответственны, связаны со среднемесячной динамикой космических лучей.

Биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.

Таким образом, синергетика - способ познания, понимания и лечения человека как психосоматического существа. Она тесно связана с диалектикой и теорией систем, пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а также факторы случайности, необходимости и действительности.


Похожие работы

Диалектика и ее альтернативы
Диалектика и ее альтернатива
...культуры всегда обнаруживались различные альтернативы в концептуальном осмыслении мира, что и объясняет актуальность выбранной темы. Цель данной контрольной работы - на основании литературных источников изучить диалектику и ее альтернативу .
Диалектика как философская концепция развития
У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как...
...внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы , по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно...
Диалектика и ее альтернативы
Диалектика и ее альтернативы (2 часа) диалектика метафизика философия познание. Древние мыслители: космос совмещает в себе противоположности покоя и изменения.
Диалектика как теория и как метод познания. Формы диалектики
Таким образом, краткий экскурс в историю диалектики и ее альтернатив показывает, что с середины XIX века идея развития становится одним из центральных мировоззренческих и методологических принципов мышления. 2. Диалектика как система.
Диалектика и ее альтернативы
Федеральное агентство по образованию. ГОУ ВПО «Российский Государственный Торгово-Экономический Университет» Ивановский филиал. Контрольная работа. По дисциплине «Философия» На тему « Диалектика и ее альтернативы »
Проблемы методологии в курсе философии*( диалектика как философская методология)
...и субъективной диалектики ( диалектики как действительности мира и диалектики как действительности мысли). Вовторых, о том, что диалектика может пониматься как...
Появляется масса ее альтернатив , которые при этом часто не склонны отдавать должное...
Благотворительность

Загружая свои работы, Вы помогаете не только студентам, но и людям, которым Ваша помощь действительно нужна. Чем именно это помогает? Читать дальше…..