Отношение к смерти в Средневековье (на примере надгробий)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    130,04 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отношение к смерти в Средневековье (на примере надгробий)

РОссийская академия живописи, ваяния и зодчества ильи глазунова











Курсовая работа на тему: Отношение к смерти в Средневековье. На примере надгробий

Введение

Смерть является одним из ключевых моментов, наравне с такими понятиями как война, монархия, религия, которые имеют влияние на искусство Средневековья.

По мнению некоторых ученых, отношение к смерти - своего рода эталон, индикатор характера цивилизации. В восприятии смерти выявляются тайны человеческой личности. Восприятие смерти, потустороннего мира, связей между живыми и мертвыми - тема, обсуждение которой могло бы существенно углубить понимание многих сторон социально-культурной действительности минувших эпох, лучше понять, каков был человек в истории.

Отношение к смерти в большей мере, чем другие темы истории и культуры, оказывается в источниках "табуированным", окутанным многообразными наслоениями, которые затемняют ее смысл и скрывают от взора историков. Тем не менее, исследователи решились обнажить "облик смерти" в культуре, и это помогло им увидеть много нового в жизни и сознании людей минувших эпох.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ образа смерти в искусстве Средневековья, представленного в надгробиях германских земель.

Главная часть

Погребения Викингов и надгробия с острова Готланд

Изучая культуру эпохи викингов наиболее полную информацию мы получаем , исследуя захоронения, часто с очень богатым и разнообразным инвентарем. Многие из умерших кремировались, но курган не всегда возводился на месте кремации. Люди считали, что умершие, по крайней мере в течении определенного времени, продолжали жить на месте своего захоронения, и поэтому клали в погребение оружие, игрушки, пищу ит.д.

Но иногда исследователям встречаются очень простые захоронения, в которых находится только глиняный горшок с пеплом, собранным после кремации, и немногочисленные предметы быта.

В действительности нам мало известно о представлениях викингов о загробной жизни. Яйца и небольшие хлебцы, которые встречаются в некоторых могилах, вполне могли быть связаны с верованиями и возможностью воскрешения. В доказательство существования у викингов веры в продолжение жизни после смерти можно привести отрывок из очень детально, появившегося в рассматриваемый период времени, отчета о путшествии, составленного арабским автором Ибн Фадланом, затронувшим вопрос о погребальных обычаях скандинавов, о которых ему рассказывал один из викингов. Норман объяснил, почему скандианвы сжигали своих умерших: « Вы, о арабы, глупы. Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах ( имеется ввиду,земля) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

Было типичным сожжение тел на погребальном костре, где температура могла достигать 1500 С°, что значительно выше температуры горения при современной кремации. Такой костер оставлял лишь несколько обуглившихся костей и расплавленный метал. Подобные костры сооружались так, чтобы столб дыма был как можно более массивным.

Снорри Стурлусон <#"552156.files/image001.gif">

Зона 1. Группа изображает Моисея на горе Синай.

Зона 11 распятие Христа. Центральной фигурой является Христос на кресте. Он полностью одет, Руки вытянуты прямо и горизонтально. Человек с копьем и человек с губкой расположены симметрично по обе стороны от Христа.

Зона 13 Центральная фигура (Христос) сидит; у подножия заметно какое-то животное. Свток в его руке обращен к фигуре слева; книга к фигуре справа. Macalister настаивает, что фигура справа Иоанн, так как его символ орел, изображенный над головой фигуры.

Зона 14 Эта сцена включает три фигуры. Макалистер рассматривает эту панель, как иконографию апостола Фомы .

Зона 15 Эта сцена отображает три человека, подразумевая арест Христа. На фрагменте креста изображен Христос посередине и по бокам два арестанта. Похожая сцена есть в Келльской книге.

Северная сторона


Зона 5 Неясно, что представляет собой эта панель. Макалистер предлагается, что эта группа может представлять Бичевание Христа.

Южная сторона

Зона 1 Здесь изображены всадники, и выше, спирали. Макалистер предлагает, что эта группа могла бы представляют собой одну из мистических всадников, описанные в книге Откровения

Зона 5 На этой панели изображен Пилат омывающий руки.В Евангелии от Матфея говорится, что прежде чем осуждать Иисуса на смерть, Пилат умыл руки водой перед толпой, говоря: "Я невиновен в крови этого человека

Заключение

В результате изученной темы можно сделать вывод, что отношение к смерти в Раннее Средневековье было несколько фамильярно и соответствует предположениям Арьеса. Рассмотренные надгробия являют собой не только художественные памятники, но и материалы для изучения истории и мифологии древних язычников.

Мы выяснили, что даже то искусство, которое посвящено уже христианству продолжает сохранять народные традиции. Искоренить древнюю веру оказалось не так просто. Таким образом, в то время сложилось двоеверие, отразившееся на погребальном искусстве.

Также мы рассмотрели стелы-кресты, не относящиеся к погребальному культу, но имеющие схожую иконографию и орнаментику. Эти кресты являлись Библией для неграмотных (схожими были готические витражи).

Эта тема может быть полезна историкам и антропологам, так как представляет собой совершенно новую методику в изучении культуры человечества. Также благодаря древним кельтским и скандинавским орнаментам на надгробных камнях современные дизайнеры могут создавать новые декоративные элементы. Исследователи в области психологии могут анализировать поведение германцев на основе представленных памятниках. И, конечно же, искусствоведы могут открыть для себя необычайную художественную выразительность языческого мира.

Использованная Литература

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс - Прогресс-Академия, 1992.

Нессельштраус, Ц. <http://www.libex.ru/?cat_author=%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81,%20%D0%A6%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F&author_key=205>Искусство раннего Средневековья,СПб: Азбука,2000 г.

Panofsky, E. Tomb sculpture, London: Harry N. Abrams,1964, R <http://en.wikipedia.org/wiki/R._A._Stewart_Macalister>. Muiredach, Abbot of Monasterboice, His Life and Surroundings <http://www.archive.org/details/muiredachabbotof00macauoft>. Dublin <http://en.wikipedia.org/wiki/Dublin,_Ireland>: Hodges, Figgis & Co <http://en.wikipedia.org/wiki/Hodges_Figgis>.

Böhner, K. Das Grab eines fränkischen Herrn aus Morken im Rheinland Köln 1959.

Арбман, Х. Викинги, М: Евразия 2008

Гуревич, А. Критика Арьеса (статья)

Похожие работы на - Отношение к смерти в Средневековье (на примере надгробий)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!