Место дизайна в системе искусств (по книге М.С. Каган 'Морфология искусства'). Онтологический и семиотический критерий. Виды архитектонического творчества

  • Вид работы:
    Резюме / рецензия
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,4 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место дизайна в системе искусств (по книге М.С. Каган 'Морфология искусства'). Онтологический и семиотический критерий. Виды архитектонического творчества

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ивановский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра архитектурного дизайна







Место дизайна в системе искусств

(по М.С. Каган Морфология искусства). Онтологический критерий. Семиотический критерий. Виды архитектонического творчества











Иваново, 2010

Вступление

В своей книге М.С. Каган рассматривает морфологию искусств - т.е. строение мира искусств.

Изучение морфологии искусств помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусств. Чтобы понять структуру мира искусств нужно рассматривать ее в процессе исторического становления, в ходе которого она постоянно изменялась.

Так же морфология искусств важна для изучения истории отдельных искусств. Она является теоретической базой и позволяет преодолевать обособленность в изучении развития каждого вида искусств.

Каган определяет искусство как способ моделирования жизненного опыта человека, служащий получению специфической позновательно-оценочной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода образных знаковых систем. В этом способе неразрывно связаны познавательные и оценочные элементы, которые образуют художественное содержание; конструктивные и знаковые элементы, которые образуют внешнюю форму. Объединяет эти элементы внутренняя форма, в которой соединяются духовные и материальные стороны.

Принципы классификации искусств

Изначально искусства делились на мусические (пространственно-временные) и технические (пространственные). Это деление основывалось на материальной конструкции, как на главном критерии отличия. Произведение искусства не сводится к материальной конструкции, но оно не может существовать вне нее, поскольку лишь через нее воспринимается. «Поэтому - пишет Каган - материально-конструктивная сторона художественного произведения - это его онтологический статус, его фундаментальная основа, условие его реального существования и одновременно его непосредственный чувственно-воспринимаемый облик». Каган предлагает 2 принципа классификации искусств:

онтологический- различие форм материального бытия

семиотический- типология знаковых систем.

Онтологический принцип

Первым принципом классификации Каган считает онтологический. Материальная конструкция является носителем некоторой художественной информации. Также материальная конструкция выражена системой знаков, которая обеспечивает коммуникативную связь между художником и аудиторией. С одной стороны произведение искусства является материальной конструкцией, а с другой - знаковой системой. Каган пишет: «Отсюда следует, что классификация искусств должна быть развернута в двух измерениях - онтологическая ее плоскость требует дополнения плоскостью семиотической». Значит следующий принцип классификации семиотический. При рассмотрении искусства как материальной конструкции выделяются три класса искусств: пространственные, пространственно-временные и временные. «Предлагаемая классификация - говорит Каган - исчерпывает все возможные типы материального существования плодов художественного творчества». Рассматривая исторически эволюцию искусства, искусства не выходят за пределы первоначальных трех классов искусств и не могут из них выйти.

Семиотический принцип

В каждом онтологическом классе существуют оба вида семиотических знаковых систем, где они выступают в единстве и взаимопроникновении. Пространственное искусство по семиотическому принципу разделяется на три семейства: изобразительное; архитектоническое; синтез изобразительного и архитектонического. Приблизительно также происходит с другими двумя классами: пространственно-временным искусством (танец, актерское мастерство) и временным искусством (словесное искусство, музыка). Итак, при использовании онтологического и семиотического принципа образовалось разделение искусства на девять семейств.

Деление пространственных искусств по семиотическому принципу

Архитектура, прикладные искусства, дизайн не являются изобразительными искусствами. В отличие от скульптуры, живописи, графики, художественной фотографии, т. к. они ничего не изображают. Каган предпочитает называть эти искусства - архитектонические искусства. «Архитектоничность» присуща не только архитектуре, но и тем искусствам, где пространственная структура образа несет ту или иную степень его архитектонической организованности. «В произведении живописи и скульптуры - пишет Каган - архитектоническая логика всегда подчинена логике изобразительной». В архитектуре и родственных ей искусствах архитектонический способ формообразования может выступать в «чистом» виде, без помощи изобразительных приемов, но может использовать элементы изобразительности (античная архитектура, ампирная мебель и прочее). Но в этом случае изобразительность подчиняется архитектурной форме. Каган пишет: «Здесь имеет место своего рода, потупленное движение навстречу изобразительным искусствам». В сфере изобразительных искусств происходит похожее движение. Например, развитие живописи в конце XIX - начале XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, поп-арт и т. д. Нарастание декоративности в изобразительной знаковой системе приводит к совмещению изобразительных и неизобразительных знаков, т. е. к синтезу изобразительных и архитектоничных искусств. Таким образом, морфологическое строение пространственных искусств и временных искусств имеют одинаковую схему.

Виды архитектонического творчества

Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы (изобразительной, неизобразительной или смешанный) реализуется и преломляется на сигнальной базе, определяемой характером физических свойств используемого материала (или группы однородных материалов).

Произведения архитектонического искусства являются вещами, т. е. реально существующими в пространстве материальными конструкциями. Они служат разным потребностям и изготовлены из разнообразных материалов. Теоретики раньше классифицировали архитектоническое искусство по свойствам материалов, но «критерия видовой определенности она морфологии искусства все-таки» не принесла. При создании вещей художественный язык архитектонического искусства имеет много общего со скульптурой и живописью. Искусство орнаментации создает художественное оформление плоскости. Прикладное искусство создает трехмерные пластические объекты. Искусство книги также является видом архитектонического искусства. Но благодаря техническому прогрессу виды архитектонических искусств удваиваются.

Классификация архитектонического искусства

.Искусство рукописной книги и искусство печатной книги.

Художественный язык строится на характерном для графики заполнении бумажного листа черными линиями, только линии эти образуют не иллюзорное изображение каких-либо предметов реального мира, а неизобразительную, орнаментально-архитектоническую шрифтовую композицию.

.Искусство ручной орнаментациии орнаментальный дизайн.

создает художественное оформление плоскости (иногда самостоятельной, как декоративная ткань, кружево, ковер, а иногда являющейся элементом архитектурных сооружений, предметов мебели, посуды и т. д.)

.Прикладное искусство - создание трехмерных объемных пластических объектов,промышленное искусство- дизайн:

искусство одежды. Создаваемая из ткани, чаще всего так или иначе орнаментированной, одежда говорит, однако, на языке объемных, трехмерных пластических и цветовых отношений, что и позволяет рассматривать ее как особую разновидность прикладного и промышленного искусств.

ювелирное искусство.своеобразие определяется используемыми в нем материалами, и миниатюрностью изделий.

«художественно-конструируемая утварь».все многообразие орудий и инструментов практической жизнедеятельности. Особенности функционирования такого рода вещей состоят в том, что они удовлетворяют более эпизодические, кратковременные нужды человека, чем те, которые удовлетворяются обстановкой помещений; поэтому они лишены свойственной последней громоздкости, статичности и цепкой связи с интерьером;

художественно-конструируемая обстановка интерьера.

Включает в себя мебель и промышленное оборудование.мебель - это ведь не что иное, как совокупность предметов определенного масштаба, предназначенных для организации известных форм человеческой Деятельности, а промышленное оборудование - это совокупность предметов, находящихся в производственном интерьере и призванных организовывать другие, но в принципе однотипные формы практической деятельности. Поэтому с точки зрения художественно-конструкторской нет принципиальной разницы между обеденным столом, письменным столом, хирургическим столом, чертежным столом, верстаком, станком или каким-то иным типом рабочего стола, т. е. ограниченной поверхностью, приподнятой над полом и предназначенной для исполнения на ней разнообразных практических действий; точно так же нет принципиальной разницы между креслом, в котором мы отдыхаем, креслом в театральном зале, библиотеке или кабинете учреждения, зубоврачебным креслом и креслом в парикмахерской, рабочим креслом пилота, диспетчера, лаборанта, телефонистки; или между шкафом для одежды в нашем жилище и на заводе, между книжным стеллажом и стеллажом для инструментов и т. д. и т. п. Вместе с тем группы такого рода предметов сближаются между собой: во-первых, сходным масштабным отношением как к архитектурному интерьеру (комнате, залу, цеху, лаборатории), так и к человеку, ими оперирующему; во-вторых, непосредственной связью с архитектурой интерьера, ибо эти предметы являются как бы ее продолжением и посредником между ней и человеком (это выражается, в частности, в том, что данные предметы имеют помимо своих прямых функций еще одну, чисто архитектурную-функцию внутренней организации пространства в интерьере, его утилитарно-эстетической планировки); в-третьих, объемно-пластической своей структурой, обусловливающей чисто архитектурный к ним подход в процессе художественного формообразования (показательно, что очень часто конструированием вещей этого рода занимаются сами архитекторы); в-четвертых, кругом материалов, с помощью которых эти предметы изготавливаются (круг этих материалов в основном ограничен деревом, металлами и пластмассами, крайне редко допускает использование керамических материалов и бумаги, текстильные же материалы включает лишь для решения подсобных задач покрытия некоторых участков поверхности предмета). Эта разновидность прикладных и промышленных искусств вплотную подводит нас к центральному виду архитектонического творчества - архитектуре.

Архитектура

искусство дизайн архитектонический творчество

- Зодчество.

а)замкнутые материальные объемы, в которых должны протекать различные процессы человеческой жизнедеятельности;

б)сооружения, значительно превосходящие своими размерами человека (поскольку в отграничиваемом ими пространстве он должен жить, работать, молиться, развлекаться и т. п.); в) предметы, обладающие соответственно двумя «художественными измерениями» - внутренним и внешним, поскольку они призваны оказывать духовно-эстетическое воздействие и на тех, кто находится в них, и на тех, кто находится перед ними (разумеется, образы интерьера и экстерьера здания связаны друг с другом определенной художественной логикой, но сохраняют при этом относительную самостоятельность).

Такая художественная двухмерность произведений зодчества предопределяет и расширение в обоих направлениях действия их эстетической активности; в результате их художественная энергия распространяется, с одной стороны, на предметы, находящиеся в интерьере здания и являющиеся как бы внутренним продолжением его архитектуры (мебель, всевозможное оборудование помещения, посуда и т. п.), а с другой стороны - на предметы, окружающие здание на улице и связанные так или иначе с его экстерьером (напр., фонарные столбы, киоски, будки, решетки оград, тумбы для афиш, уличные вазы для цветов, урны и т.)

архитектура малых форм.обладает серьезными отличиями от зодчества и в наше время оказывается, как правило, специализированной творческой деятельностью архитекторов. призванна разрабатывать предметную среду улицы и площади.

архитектура крупных форм.художественном конструировании таких монументальных объектов, как мосты, виадуки, надземные дороги, обелиски, триумфальные арки, радио- и телевизионные мачты и т. п. Эти объекты не являются зданиями, поскольку не создают замкнутых объемов со столь характерной для них двухмерностыо художественной структуры, а от произведений «архитектуры малых форм» их отличает масштаб, сложность технической конструкции и их неизмеримо большая градостроительная роль.

Архитектура средств передвижения и транспортный дизайн

Музейные коллекции дают нам яркое представление о том, какой высокой художественной ценностью обладают создававшиеся в далекие времена лодки, сани, колесницы, кареты-неудивительно, что «во французском языке,- как заметил А. Буров,- экипажи назывались мебелью и проектировались архитектором» (185, 28), а «корабельная архитектура» в XVIII в. выделялась, по свидетельству П. Чекалевского, в особую разновидность архитектуры, наряду с гражданской и военной (328, 156). И в наше время автомобиль и трамвай, самолет и теплоход создаются с непременным участием архитекторов и дизайнеров. По самой своей природе- масштабу, наличию интерьера, характеру используемых материалов и т. п.- средства передвижения находятся как бы на стыке дизайна и архитектуры,* а в прошлом - прикладного искусства и архитектуры.

Садово-парковое искусство

«зеленая архитектура». Ее своеобразие определяется не только живым растительным материалом, но, опять- таки, в первую очередь, ее жизненно-практическим назначением, которое состоит в том, чтобы связывать людей с природой, а не отделять их от нее. В отличие от зодчества «зеленая архитектура» создает образ открытого, а не замкнутого пространства, и ее произведения не растут ввысь, а распластываются по земле; в отличие же от «архитектуры средств передвижения» она завоевывает пространство не самодвижением, а устремлением к движению человека.

Место дизайна в системе искусств

Из книги Кагана можно сделать вывод, что дизайн относится к группе искусств не воспринимающих действительность. Они существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения не только эстетических запросов человеческого общества, но и утилитарных, каждодневных его потребностей. Архитектонические искусства наиболее приближены к человеку и выражают его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы и возможности.

В основе произведений архитектонических искусств лежат формообразующий фактор, структура, строение, выраженные в эстетически осмысленном, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между строением, внешним видом и назначением.

Дизайн - самое распространенное и самое «неожиданное» из искусств, порожденных неугомонно-новаторским XX веком. Потому что его принципы, его продукция, его дух сумели соединить извечное стремление каждого человека к красоте окружающих его вещей и пространств с колоссальными производственными возможностями и требованиями новейшего времени.

В начале XXI в. воспринимается как самоочевидный факт влияние дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры XXв., а также то обстоятельство, что формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание.

Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей.

Библиографический список

1. КАГАН М.С. «Морфология искусства», М., 1972 г.

.КОВЕШНИКОВА Н. А. «Дизайн: история и теория», 2007 г.

3. ГЛАЗЫЧЕВ В.И. «Дизайн как он есть <http://www.glazychev.ru/books/design/2006/design_as_it_is.htm>» М.: Европа, 2006 г.

4. BAYLEY Stephen «Twentieth century style & design, Thames and Hudson, 1983

6. МЕДВЕДЕВ В.Ю. «Дизайн в системе предметного мира культуры»,вестник СПГУТД 2(17)'2009

Похожие работы на - Место дизайна в системе искусств (по книге М.С. Каган 'Морфология искусства'). Онтологический и семиотический критерий. Виды архитектонического творчества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!