Организация учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами

ЛИПЕЦКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ(ФИЛИАЛ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра финансов и бухгалтерского учета





Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

на тему: «Организация учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами»


Выполнила студентка

Научный руководитель:



Липецк-2010

Содержание

Введение

. Организационно-экономическая характеристика организации

. Виды и формы безналичных расчетов

. Документальное оформление расчетных операций дебиторской и кредиторской задолженности

. Синтетический и аналитический учет расчетных операций дебиторской и кредиторской задолженности

. Учет операций по авансам, выданным и полученным и с использованием векселей

. Совершенствование бухгалтерского учета расчетов

Заключение

Список использованных источников

Введение

учет расчет дебитор кредитор

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.

Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса.

Кредиторская задолженность - это долги самого предприятия перед работниками, банком, поставщиками, заказчиками, налоговыми органами и т.д.

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия и платежеспособность организации, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.

Согласно концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике кредиторской задолженностью признается обязательство предприятия, которое является следствием прошлых событий, и расчеты по которым должны были принести ему экономические выгоды. Погашение кредиторской задолженности предполагает, что для удовлетворения требований другой стороны, организация лишается ресурсов, в которых принципиально заключаются экономические выгоды.

Бухгалтер должен следить за своевременной оплатой дебиторской и кредиторской задолженностей.

В связи с этим тема курсовой работы является актуальной, так как в современных условиях проблема учета дебиторской и кредиторской задолженности является достаточно важной.

Целью курсовой работы является организация учета расчетных операций дебиторской и кредиторской задолженности.

С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия

раскрыть сущность и формы безналичных расчётов;

исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;

отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов;

охарактеризовать учет расчетов по авансам, выданным и полученным и использование векселей;

выявить пути совершенствования бухгалтерского учёта.

Объектом исследования данной курсовой работы является ПО «Меркурий».

1. Организационно - экономическая характеристика предприятия

Любое предприятие представляет собой хозяйственный субъект, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

Дословно это трактуется в статье 48 ГК РФ в следующей редакции «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

Здесь назван и один из важных признаков предприятия - наличие обособленного имущества. Этот признак является общим для всех существующих предприятий и имеет большое значение при анализе его деятельности или при расчетах показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия.

При характеристике понятия предприятия важен учет цели его деятельности. В статье 50 ГК РФ указано «Юридическими лицами могут быть организации преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Необходимо подчеркнуть, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и получить прибыль лишь поскольку, поскольку это служит целям, ради которых она создана.

К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы.

Потребительское общество представляет собой форму объединения людей с целью решения различного рода экономических и социальных задач. В законе РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» так характеризуется основное значение кооперативной системы.

Потребительское общество «Меркурий» создано в 2002 году и осуществляет свою деятельность согласно Уставу, зарегистрированного общим собранием пайщиков ПО «Меркурий » от 19 сентября 2002 года.

Потребительское общество «Меркурий» с. Тербуны, именуемый в дальнейшем «Общество» в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации » - добровольное объединение граждан и юридических лиц, создание по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами имущественных, паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Граждане и (или) юридические лица, внесшие вступительный и паевой взнос и принятые в общество являются пайщиками.

Потребительское общество «Меркурий» с. Тербуны является некоммерческой организацией. Полное официальное наименование - потребительское общество «Меркурий» с. Тербуны.

«Общество» является юридическим лицом, действует на основании Устава, имеет в собственности имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести, быть истцом и ответчиком в суде.

Организационно - правовой формой Общества является потребительское общество.

Общество создается на неопределенный срок.

Целью общества является удовлетворение материальных и иных

потребностей его членов.

Для выполнения указанной цели Общество осуществляет:

оптовую, розничную торговлю. В том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;

производственную, строительную, посредническую, благотворительную, и иную деятельность не запрещенную законом;

всемерное содействие развитию социально - бытовых и иной инфраструктуры;

капитальное строительство и ремонтно - строительные работы; материально - техническое снабжение своей деятельности путем приобретения необходимых ресурсов и товаров;

закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих ягод, плодов, грибов, лекарственно - технического и вторичного сырья, для последующей переработки или реализации в торговой сети, а также для поставки предприятия промышленности;

развивает кооперативную демократию, пропагандирует кооперативное движение, проводит работу по вовлечению населения в члены Общества;

производство и реализацию продукции промышленного, культурно- оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;

заготовительную деятельность, в том числе сбор и реализация сырья и дикорастущих лекарственных растений;

пассажирские и грузовые перевозки автомобильным транспортом;

транспортные и транспортно - экспедиционные услуги;

оказание услуг питания, по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских изделий, полуфабрикатов, по организации потребления и обслуживания;

деятельность оказания ритуальных, бытовых и иных услуг, в том числе через рынок;

мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основной экономической деятельности Общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

Источниками образования имущества общества является :

паевые взносы пайщиков;

доходы от предпринимательской деятельности Общества;

доходы от размещения его собственных средств в банках ценных бумаг;

имущество, поступившее при создании Общества в его собственность.

иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Объектом права собственности Общества являются имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество, производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, продукты интеллектуального и творческого труда, числящихся на балансе Общества.

Основные принципами ведения Общества экономической деятельности является:

безубыточность ее в целом для Общества;

демократичность управления;

ответственность председателя Совета и членов Совета, председателя Правления и членов Правления за результатами экономической деятельности Общества;

финансовая и хозяйственная дисциплина, как во внутрихозяйственной деятельности, так и в отношениях с организацией потребительской кооперации Российской Федерации;

информирование Советом и Правлением Общества, в т.ч. через средства массовой информации, в том числе газету «Российская кооперация»,

пайщиков о результатах экономической деятельности Общества;

ограничение размеров кооперативных выплат.

При осуществлении своей деятельности Общество формирует фонды;

неделимый;

резервный;

стимулирования пайщиков;

накопление

и другие фонды, необходимые для деятельности Общества.

Фонды создаются решением общего собрания уполномоченных и используются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Доходы от предпринимательской деятельности Общества после уплаты предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательных платежей распределяют по решению общего собрания уполномоченных:

на обеспечение развития деятельности общества (в неделимый, резервный и другие фонды);

оставшаяся часть, но не более 20% доходов, подлежит распределению между пайщиками по итогам работы за год в виде кооперативных выплат.

Так же существует организационная структура ПО «Меркурий» в котором указывается сколько всего создано розничных торговых предприятий, заготконтор, комбинатов кооперативной промышленности в т.ч. цеха, объединений общественного питания, магазинов, киосков и рынков.

Численность обслуживаемого населения согласно списка сельских населенных пунктов по ПО «Меркурий» на 1января 2008 года составляет 23503 человека. 812 человек от общей численности населения района являются пайщиками. Они объединены в районное потребительское общество с целью удовлетворения потребностей в товарах и услугах.

Для выполнения этой цели и согласно устава потребительское общество осуществляет следующие виды деятельности:

торговую (розничная торговля, общественное питание)

заготовительную

производственную

посредническую (рынок) и другие вспомогательные виды деятельности, не запрещенные законом (транспорт)

ПО «Меркурий» как общественно - хозяйственная структура имеет следующее организационное строение.


Правление ПО

Центральная бухгалтерияТорговый отделПлановый отделОтдел кадровТехнический отдел

Розничная торговляОбщественное питаниеЗаготовитель ный участокООО «Хлеб»Гараж

Центральное Кафе склад Цех по выпечке 20 авто-

Березовское Закусочная х/б в и кондитер мобилей

Пятилетское Буфет ские изделий

Б- Полянское Кондитерский макарон. цех

цех

Рис. Организационная структура ПО «Меркурий»

Правление потребительского общества организует работу и осуществляет управление отраслевыми подразделениями через службы, которые между собой работают в тесном контакте.

Непосредственное руководство ПО «Меркурий» осуществляет председатель Совета райпо, которому подчиняется председатель Правления райпо. Он занимается организацией и совершенствованием экономической и финансовой деятельности райпо, направленной на достижение целей предприятия.

В подчинение председателя Правления ПО «Меркурий» находятся начальники отдела кадров, бухгалтерия, технический, торговый и плановый отдел.

Так же существует организационная структура ПО «Меркурий» в котором указывается сколько всего создано розничных торговых предприятий, заготконтор, комбинатов кооперативной промышленности в т.ч. цеха, объединений общественного питания, магазинов, киосков и рынков.

Численность работников ПО «Меркурий» на 1 января 2008 года составляет двести тридцать пять человек из них в сфере торговли занято сто двадцать пять человек, общественное питание двадцать восемь человек, работники кухни десять человек, заготовки два человека, в сфере производства - сорок девять человек.

Основная отрасль деятельности ПО «Меркурий» - розничная торговля осуществляется через торговые предприятия, из них:

магазины продовольственных товаров - три

магазины промышленных товаров - три

магазины, реализующие товары повседневного спроса - тридцать три

киоски - восемь

лавки на дому - одна

аптеки - одна

автолавка - одна

По территориальному признаку магазины объединены в 4 розничных торговых предприятия:

Березовское (включающее 7 магазинов, 2 киоск)

Пятилетское (включающее 12 магазинов)

Большеполянское (включающее 11 магазинов, 1 лавка на дому)

Центральное (8 магазина, 1 киоск, 1 аптечный пункт, 1 рынок, 1 парикмахерская)

В соответствии со спросом населения розничная торговая сеть потребительского общества осуществляет торговлю всем ассортиментом промышленных и продовольственных товаров. Но в структуре товарооборота преобладают продовольственные товары (до 82,2 %). Это сложилось вследствие низкого спроса населения и финансового состояния предприятия, быстро оборачиваемость товаров, недостаток собственных оборотных средств. Однако в последние годы уже наметилась тенденция увеличения доли промышленных товаров 17,8 %. Основным потребителем товара является население района.

В последние годы значительно увеличился товарооборот предприятий других организационно правовых форм собственности, их товарооборот составляет 57,4 % общего объема товарооборота района. Данные конкуренты осуществляют торговлю в зоне деятельности потребительского общества при закупке товаров они используют такие преимущества, как:

наличный расчет;

торговля ограниченным числом групп товаров.

Так наличные расчет предполагает более низкую отпускную цену.

Торговля ограниченным числом групп товаров позволяет расширить внутригрупповой ассортимент. За последние три года деятельность ПО «Меркурий» характеризуется следующими показателями (прил. 3).

Анализируя показатели (прил.3), следует отметить рост объема товарооборота в 2007 году по сравнению с 2005 годом составил 51,0 % в действующих ценах, а в сопоставимых ценах 29,1 % .

Увеличение объема оборота розничной торговли способствовало не только развитию мелкорозничной сети, но и использования нетрадиционных для райпо форм, таких как аптечный пункт, парикмахерская, рынок.

Продажа товаров на одного человека также имеет тенденцию к увеличению. Так в 2007г она составляла 4253 руб. и увеличилась по сравнению с 2007г на 2167 руб. (или 204 %). В сопоставимых ценах 174,2 %.

Потребительское общество «Меркурий» имеет сеть предприятий

общественного питания. По состоянию на 01.01.2008 год в ее состав входили

кафе, закусочная, кулинария, буфет автовокзала, а так же общепит имеет 1 линию по выработке макаронных изделий .

Оборот общественного питания, как и в обороте розничной торговли имеется тенденция роста: темп роста 2007г к 2005 составил 201,7 % в действующих ценах и 172,2% в сопоставимых ценах. Это увеличение произошло за счет увеличения сети предприятий общественного питания (открытие Кулинарии и буфет автовокзала.

Заготовительная деятельность осуществляется структурным нехозрасчетным заготовительным участком. Заготовками занимаются 2 заготовителя и заведующий складом кожевенного и вторичного сырья, товароведы осуществляющий приемку молока.

Кроме лиц, занимающихся только заготовками, элементы заготовительной деятельности осуществляет торговая деятельность и общепит при закупке излишков сельхозпродукции у населения (мясо, картофель, овощи, плоды), и у сельхозпроизводителей (яйцо, хлебопродукты, молоко). К заготовкам и классу заготовительных ресурсов привлечены и работники прилавка. ПО «Меркурий» располагает складом по закупке кож и вторичного сырья. Для заготовок сельхозпродуктов заготовителями закреплены машины. Заготовительный оборот имеет тенденцию снижения. Темп роста в 2005 году к 2007 г составил 16,1 % в действующих ценах и 28,4 % в сопоставимых ценах.

Расширить ассортимент реализуемых товаров позволяет развитие кооперативного производства. Производственная деятельность ПО «Меркурий» осуществляется комбинатом кооперативной промышленности, который осуществляет 5 видов деятельности: хлебопечение, производство кондитерских изделий, выработка безалкогольных напитков, макаронное производство и соление рыбы. Помимо этого в цехах общепита производиться посол сала и выработка пельменей.

Данная продукция вырабатывается согласно потребностям торговли и общественного питания и полностью ими реализуется. Продукция хлебопечения и кондитерских изделий отпускается также для коммерческих магазинов.

Данные таблицы показывают, что динамика выработки продукции кооперативной промышленности наблюдается только по кондитерским изделиям, что отрицательно сказалось на финансовых результатах производственной деятельности комбината.

Повышение цены неэффективно для Потребительского общества «Меркурий», так как и без того, она складывается довольно высокой по сравнению с ценой предпринимателей, использующих на вмененный доход. Увеличение количества реализуемых товаров - это первостепенное и необходимое условие повышения объемов деятельности, увеличение розничного товарооборота. Для этого необходимо осуществить бесперебойную торговлю всеми видами товаров, а также постоянно расширять и обновлять ассортимент, следить за структурой товарооборота. Ведь чем больше в структуре находятся высокодоходные группы, тем выше доход и соответственно будет выше размер прибыли.

Для изучения финансового состояния предприятия рассмотрим финансовые коэффициенты, которые дадут оценку финансовому положению предприятия (прил. 4)

Исходя из приведенных финансовых коэффициентов (прил. 4) можно сделать вывод, что Общество имеет удовлетворительное финансовое состояние.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Анализ показывает, что на предприятии наблюдается недостаток оборотных средств в 2007 году составил 0,72 допустимое значение от 1 -2. Краткосрочные заемные средства немогу погасится вовремя. Коэффициент быстрой ликвидности указывает на то, какая часть краткосрочных заемных средств может быть погашена немедленно. С 2005 года по 2007 год

произошло уменьшение данного показателя с 0,14 до 0, 13.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за анализируемый период характеризует рост доли собственных оборотных средств в общей их сумме. В 2007 году коэффициент по сравнению с прошлым годам остался неизменным .

Коэффициент текущей ликвидности без краж и инвентаря в 2006 году снизился на 1,43, а в 2007 году остался неизменным и составил - 0,71.

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2006 году возрос на 0,023, а в 2007 году снизился на 0,004 и составил 0,02.

Для выявления резервов роста следует изучить зависимость динамики оборота розничной торговли предприятия от экзогенных и эндогенных факторов

. Виды и формы безналичных расчетов

Порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется ГК РФ и Положением о безналичных расчетах в РФ.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.

Товарные операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями, аккредитивами, с помощью почтовых переводов, чеками, в порядке плановых платежей, инкассо, расчеты с использованием пластиковых карт.

Расчеты платежными поручениями, которые представляют собой поручения предприятием обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета для зачисления на счета получателя. Предприятие-плательщик представляет поручение установленной формы в банк. Срок действия - 10 дней со дня выписки. По договору сторон платежные поручения могут быть:

срочными;

досрочными;

отсроченными.

К срочным относятся авансовые частичные платежи. Досрочные и отсроченные могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба финансовому положению сторон. Платежные поручения за товары и услуги принимаются банком к оплате независимо от состояния расчетного счета плательщика.

В установленные сроки, как правило, на 15 и 1 число осуществляют сверку расчетов, т.е., сравнивают объем поставок и сумму платежа. Недоплата перечисляется вместе с очередным платежом, переплата учитывается при очередном платеже.

Аккредитив - это форма расчетов через банк, который в этом случае является не только посредником в расчетах, но их активным и ответственным участником. Расчеты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика.

Применяются они, когда расчеты между покупателем и поставщиком носят непериодический характер. При аккредитивной форме расчетов банк плательщика поручает банку поставщика оплатить стоимость материалов или услуг на условиях, указанных в аккредитивном поручении. Для этого покупатель подает в свое отделение банка заявление на открытие аккредитива, где указывается наименование поставщика, дата, номер договора, срок аккредитива и сумма. Аккредитив выдается на договорный срок и по согласию покупателя и поставщика может быть продлен. Оплата с аккредитива ограничивается суммой, определяемой в договоре.

Отличительной особенностью является то, что платеж совершается непосредственно за отгрузкой. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств или кредитов.

Аккредитивы могут быть покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные.

Депонированный. Банк переводит собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит, зачисляя его на отдельный счет.

При выставлении гарантированного аккредитива банку-исполнителю предоставляется право списывать сумму аккредитива с открытого у него счета банка-эмитента. Такой вид аккредитива возможен при наличии корреспондентских отношений между банками поставщика и покупателя.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком по распоряжению покупателя. Безотзывной - не может быть изменен без согласия поставщика.

Суммы выставленных аккредитивов учитывается на счете 551 «Специальные счета в банках, субсчет «Аккредитивы. Оплата счетов производится банком поставщика в полной сумме аккредитива или частично. Оплата счета посылается плательщиком через его банк.

Покупатель может закрыть выставленный аккредитив до истечения срока и в случае изменения условий договора и по другим причинам. Остаток аккредитива либо возвращается на расчетный счет, либо идет в погашение задолженности банку за кредит.

Расчеты с помощью почтовых переводов. Предприятия имеют право через учреждения связи делать переводы, как на имя отдельных граждан, так и переводы юридическим лицам. Обычно применяются для перечисления алиментов, заработной платы и командировочных расходов, а также в качестве платежей за продукцию и услуги организациям, где нет кредитных учреждений.

Переводы через органы связи оплачиваются наличными деньгами или платежными поручениями отправителя, акцептованными банком. Для этого в банк предъявляется список с указанием получателей денег, сумм и назначений переводов.

Расчеты чеками. При этих расчетах владелец счета чекодатель дает письменное поручение обслуживающему банку о перечислении определенной суммы денег на счет получателя - чекодержателя.

Согласно ст. 877 ГК РФ, чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Т. е. чек - ценная бумага, изготовленная по единому образцу. Чеки являются бланками строгой отчетности. Покрытие чеков в банке могут быть:

.средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

.средства на соответствующих счетах чекодателей. Но не выше суммы, гарантированной банком по согласию с чекодателем при выдаче чеков. Банк может гарантировать чекодателю оплату чеков за счет средств банка.

При получении чеков в банк предоставляется заявление или платежное поручение на депонирование определенной суммы. При выдаче чековой книжки в банке открывается лицевой счет, с которой будет производиться оплата соответствующих чеков.

После получения от покупателя чека поставщик/получатель предъявляет полученный чек в банк поставщика. Срок действия чека - 10 дней (день выдачи не включается). Чек может быть выписан на любую сумму, но она не должна превышать предельную сумму, обозначенную на оборотной стороне чека и в чековой книжке. Номер счета чекодателя должен соответствовать обозначенному номеру в чековой книжке, должны быть идентичными подписи чекодателя в чеке и чековой книжке.

Расчеты в порядке плановых платежей производятся в тех случаях, когда между поставщиками и покупателями сложились устойчивые хозяйственные и расчетные отношения, а поставки носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что покупатель оплачивает поступающий товар равными суммами в сроки, установленные соглашением между поставщиками и покупателями (как правило, не реже чем через 5 дней). Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения - требования), так и плательщиком (поручения, чеки).

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от другой организации на основании расчетных документов. Платежным документом является платежное требование, его выписывает получатель средств, сдает в свой банк, который отправляет платежное требование в банк плательщика. Банк-плательщик информирует своего клиента о поступлении платежного требования. Оплата производится с согласия плательщика, т.е. с акцептом.

В настоящее время активно распространяется новое для юридических и физических лиц форма расчетов - расчеты с использованием пластиковых карт, которые делятся на расчетные и кредитные.

Расчетные - это банковская карта, использование которой позволяет держателю распоряжаться денежными средствами со счета организации в пределах расходного лимита.

Кредитные - позволяет ее держателю осуществлять операции в размере предоставленной банком кредитной линии.

Для получения корпоративно-банковской карты организация предоставляет в банк заявление на ее приобретение с указанием типа карты и валюты, вносимой на специальный карточный счет желаемого порядка получения выписок со счета, именем и паспортных данных будущего пользователя картой. Все условия пользования картой оговариваются в договоре.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

ПО «Хлебокомбинат» при безналичных формах расчета использует только платежные поручения и расчеты с помощью почтовых переводов.

. Документальное оформление расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между ПО «Хлебокомбинат» и поставщиками договоров - поставки, где оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки, количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов, ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика и покупателя с оттисками печатей обоих сторон. Все ТМЦ, поступающие на ПО «Хлебокомбинат» от поставщиков должны сопровождаться накладными или товарно - транспортными накладными (приложение 3) и счет - фактурами (приложение 4) причем счет - фактуру поставщик мог послать сразу, либо в течении 5 - ти дней, в связи с введением с 2001 г. в действие II части налогового кодекса.

Поступающие на ПО «Хлебокомбинат» ТМЦ кладовщик должен принять по количеству и качеству. После приемки ТМЦ на склад, кладовщик составляет приходный ордер с присвоением номенклатурного номера, учет сырья ведут в разрезе наименований. Поступившее на предприятие сырье приходуют по фактическим ценам. Все накладные на приход сырья ежедневно сдаются на проверку в бухгалтерию, там составляется журнал - ордер №6 (приложение 5).

После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета - фактуры заносятся в книгу покупок для того, что бы в конце месяца вывести общую сумму НДС за месяц.

Отгрузка и отпуск готовой продукции ПО «Хлебокомбинат» осуществляется складом на основании товарно - транспортных накладных (приложение 6) и счетов - фактур, которые заносятся в книгу регистрации выданных счетов - фактур, затем данные заносятся в журнал - ордер №11 (приложение 7), а по мере оплаты данные заносятся в книгу продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде в котором у организации возникает обязанность по оплате НДС.

Отгрузка (отпуск) продукции покупателям производится в соответствии с заключенными договорами - поставки или непосредственно в процессе свободной продажи.

Приемка поставляемой продукции по количеству, состоянию укупорки и внешнему оформлению производится заказчиком на складе ПО «Хлебокомбинат». С этого момента заказчику переходит право собственности на продукцию. Поставляемая продукция в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.

Начисление оплаты труда бухгалтер производит на основании табеля по учету рабочего времени, оформляет расчетами специальной формы, на основании которых производится записи в расчетно-платежной ведомости и книге К-18 и т.д. В этой книге по каждому работнику бухгалтер отражает все суммы начислений и удержаний с указанием начального сальдо и определением суммы выдачи. Как правило, осуществляется группировка по отраслям деятельности при наличии таковых в организации. В ПО «Хлебокомбинат» начисление зарплаты осуществляется по таким отраслям как производство и торговля. По каждой отрасли подчитывается итог, а затем итоговые суммы в целом по организации. На основании книги К-18 производятся записи в журнал - ордер.

Так же как по расчетам по заработной плате первичными документами по расчетам отчислений во внебюджетные фонды и местных налогов являются табеля по учету рабочего времени, специальные расчеты и т.д. Накопленные в ведомости итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость. Затем составляется журнал - ордер (приложение 8), данные которого переносятся в главную книгу.

Выдача денег в подотчет и срок аванса определены порядком ведения кассовых операций. Деньги в подотчет выдаются постоянно работающим на предприятии по расходному кассовому ордеру (приложение 9), и их список утвержден руководителем организации.

Лица, получившие деньги подотчет по истечении срока, на какой они выданы, а по командировкам в течение трех рабочих дней по возвращению обязаны предоставить в бухгалтерию авансовый отчет (приложение 10) с приложенными документами, подтверждающими суммы расходов (товарно - транспортная накладная, счет-фактура, кассовый и товарный чек, квитанция к приходному кассовому ордеру и др. документы).

Авансовые отчеты, поступившие в бухгалтерию, бухгалтер проверяет, затем руководитель утверждает авансовый отчет. После утверждения бухгалтер проставляет корреспондирующие счета и записывает в журнал- ордер № 10 (приложение 11).

Остаток аванса или подотчетных сумм работник должен вернуть в кассу или он удерживается из заработной платы с согласия работника

Выдача подотчетному лицу наличных денег возможна только при условии, что оно представило исчерпывающий отчет о средствах, выданных ему ранее, и рассчиталось.

Самая важная часть бухгалтерского учета - это документальное оформление хозяйственных операций предприятия. Бухгалтерский учет на ПО «Хлебокомбинат» обеспечивает регистрацию и составление необходимых документов с целью подтверждения каждой хозяйственной операции.

. Синтетический и аналитический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами:

. Оприходовано сырье от ОАО Этанол для производства по счету - фактуре №6028 от 18. 09. 07 на сумму 2904,80 руб. с учетом налога

Дебет счёта 101 «Сырье и материалы».

Кредит счёта 60.

. НДС по счетам поставщиков на сумму 443,10 руб.

Дебет счёта 68 «Расчёты с бюджетом».

Кредит счёта 60.

. Оплата счетов поставщиков на сумму 2904,80 руб.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 50 «Расчётный счёт».

. Оприходовано сырье от ООО «Три - Р Маркет» для производства по счету - фактуре №5329 от 19. 09. 07 на сумму 2424,60 руб. с учетом налога

Дебет счёта 10 «Сырье и материалы».

Кредит счёта 60.

. НДС по счетам поставщиков на сумму 316,15 руб.

Дебет счёта 68 «Расчёты с бюджетом».

Кредит счёта 60.

. Оплата счетов поставщиков на сумму 2424,60руб.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику и подрядчику в реестрах. Записи ведутся линейно-позиционным способом. По окончании месяца в реестрах подсчитываются итоги и производятся записи в журнал ордер №6. Суммы итоговой строки журнала ордера сверяются с суммами журналов ордеров по счетам, корреспондирующим со счетом 60. после сверки производятся записи в главной книге. Весь кредитовый оборот записывается на счет 60 и разносится в дебет счетов корреспондирующих со счетом 60.

Для синтетического учета расчетов с покупателями применяется активно-пассивный счет 62 « Расчеты с покупателями и заказчикам». По дебету отражается увеличение задолженностей покупателей при отгрузке им ТМЦ, оказании услуг, выполнении работ. По кредиту отражается уменьшение задолженности при поступлении денежных средств от покупателей и получение от них аванса и предоплата. Сальдо по дебету означает дебиторскую задолженность покупателей. Сальдо по кредиту- кредиторскую задолженность при поступлении от покупателей предоплаты или авансов. Выручка от продажи продукции и товаров, а также поступление, связанное с выполнением работ, оказанием услуг представляющие собой доходы организации от обычных видов деятельности.

Счёт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со счетами:

. Реализовано хлебобулочных изделий ПО Чернавское, ПО Альянс, ООО Априори торг на сумму 443038,35 руб.

Дебет 62

Кредит 904 «Продажи».

. Поступление платежа по перечислению от ПО Чернавское, ООО Априори торг на сумму 324955,91 руб.

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62

. Поступление платежа наличными от ПО Альянс на сумму 118082,44 руб.

Дебет 50 «Касса»

Кредит 62

Аналитический учет по счету 62 ведется в разрезе покупателей в ведомости №11, а затем записи в журнале ордере №11.

Бухгалтерский учет расчетов с работниками по заработной плате в ПО «Хлебокомбинат» осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет по отношению к балансу является пассивным. По кредиту этого счета отражаются все виды начислений, по дебету удержания из зарплаты. Сальдо кредитовое, означает задолженность организации своим работникам по оплате труда. У отдельных работников сальдо может быть дебетовое, когда сумма выданной зарплаты превышает начисление за минусом удержаний. Удержания делятся на обязательные и добровольные.

Счёт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» корреспондирует со счетами:

. Начислена зарплата работникам производства в размере 69093 руб.

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 70

. Начислена зарплата управленческому персоналу в размере 103568 руб.

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 70

. Начислена зарплата работникам торговли в размере 75825 руб.

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 70

. Выдана зарплата за месяц наличными из кассы на сумму 248486 руб.

Дебет 70

Кредит 50 «Касса»

Аналитический учет ведется на карточках или в расчетно-платежных ведомостях за организацией и за работником.

Учет расчетов по подотчетным суммам ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету записываются суммы денег выданных в подотчет, по кредиту списание денег с подотчетного лица, на основании авансового отчета и приложенных к нему первичных документов. Сальдо по дебету означает остаток задолженности за подотчетным лицом. Сальдо по кредиту задолженность организации перед подотчетным лицом.

Счёт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" корреспондирует со счетами:

. Выданы из кассы наличные деньги Граур Е. В. в размере 12000 руб.

Дебет 71

Кредит 50 «Касса»

. Оприходованы товары на сумму 10450 руб. по покупным ценам без НДС

Дебет 41 «Товары»

Кредит 71

. Возврат остатка аванса в кассу в размере 1550 руб.

Дебет 50 «Касса»

Кредит 71

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в журнале ордере №10 в разрезе подотчетных лиц. Каждая выданная сумма записывается отдельной строкой с указанием ФИО, записи ведутся линейно-позиционным способом.

Бухгалтерских учет расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов по подотчетным суммам, осуществляется на главном счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Этот счет по отношению к балансу является активным. По дебету счета отражается увеличение задолженности работника перед организацией. По кредиту погашение (уменьшение) этой задолженности. Сальдо по дебету означает остаток не погашенной задолженности.

Счёт 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" корреспондирует со счетами:

. На сумму предоставленного займа Ачкасовой А. И. на основании договора в размере 25000 руб.

Дебет 731

Кредит 50 «Касса»

. На сумму платежа поступившего в погашение займа, в виде удержания из зарплаты в размере 7000 руб.

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 731

Аналитический учет по счету 73 ведется по каждому работнику, по видам задолженности в журнале ордере №8.

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам ведется на активном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», а по ЕСН на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». По кредиту отражается начисление налогов, т.е. увеличение задолженности бюджету по налогам, а по дебиту перечисление налогов и зачет НДС по приобретенным ценностям.

ПО «Хлебокомбинат» выплачивает следующие виды налогов:

НДФЛ - налог на доходы физических лиц, удерживается с доходов работников, уплачивается ежемесячно по ставке 13%;

Налог на имущество уплачивается по ставке 2,2% ежеквартально от среднегодовой стоимости имущества по остаточной стоимости;

Налог на прибыль уплачивается по ставке 24% ежеквартально от суммы прибыли;

Транспортный налог уплачивается ежеквартально по ставкам установленным в рублях и копейках за одну лошадиную силу, ставки дифференцированы;

НДС - налог на добавленную стоимость уплачивается от реализации хлебобулочных изделий по ставке 10% и от реализации кондитерских изделий по ставке 18%;

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» корреспондирует со счетами:

. Начислен ЕСН в ПФ от зарплаты производственных рабочих в сумме 44625 руб.

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 692

. Начислен ЕСН в ПФ от зарплаты управленческого персонала в сумме 25439 руб.

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 692

. Начислен ЕСН в ПФ от зарплаты работников торговли в сумме 27810 руб.

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 692

. Перечислена в ПФ сумма в размере 97874 руб.

Дебет 692

Кредит 51 «Расчетные счета»

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:

. Начислен НДФЛ в сумме 90940 руб.

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 68

. Перечислен НДФЛ в сумме 90940 руб.

Дебет 68

Кредит 51 «Расчетные счета»

. Начислен налог на прибыль за третий квартал в размере 181200руб.

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 68

. Перечислен налог на прибыль в размере 181200руб.

Дебет 68

Кредит 51 «Расчетные счета»

. Начислен налог на имущество за третий квартал в размере 54703 руб.

Дебет 912 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 68

. Перечислен налог на имущество в размере 54703 руб.

Дебет 68

Кредит 51 «Расчетные счета»

. Начислен НДС за третий квартал в размере 51705 руб.

Дебет 903 «Продажи»

Кредит 68

. Перечислен НДС в бюджет в сумме 51705 руб.

Дебет 68

Кредит 51 «Расчетные счета»

. Начислен транспортный налог по производственной деятельности в размере 1270 руб.

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит 68

. Начислен транспортный налог по торговой деятельности в размере 4145 руб.

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 68

. Перечислен транспортный налог в размере 5415 руб.

Дебет 68

Кредит 51 «Расчетные счета»

Аналитически учет расчетов по налогам и сборам ведется в журнале ордере № 11.

. Учет операций по авансам, выданным и полученным и с использованием векселей

Суммы выданных авансов, а также произведенной оплаты при частичной готовности продукции и работ отражаются по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на котором открывается специальный субсчет "Расчеты по авансам выданным", в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Суммы выданных авансов и оплаты частичной готовности работ, зачтенные поставщиком при оплате законченных работ, отражаются по кредиту счета 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчет "Расчеты по авансам выданным" корреспондирует со счетами:

. Перечисление поставщику аванса

Дебет 60

Кредит 51 «Расчетные счета»

. Предъявлен счет поставщиком за предоставленные материалы

Дебет 60

Кредит 10 «Материалы»

. Зачет аванса в счет оплаты выставленных счетов поставщиками

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 60

. Возврат поставщиком остатка аванса

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 60

Аналитический учет по счету 60, субсчет "Расчеты по авансам выданным" ведется по каждому дебитору.

После отказа от принятия поставленного товара (отказа от исполнения своих обязательств по договору поставки, обеспеченных задатком) сумму выданного поставщику задатка, не возвращенную организации, следует рассматривать не как выданный аванс, а как санкцию за невыполнение условий договора.

Согласно п.12 ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также расходы, связанные с возмещением причиненных организацией убытков, являются прочими расходами, которые зачисляются на счет прибылей и убытков организации на основании п.15 ПБУ 10/99. Такие расходы включаются в состав прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения.

Сальдо по субсчету "Расчеты по авансам выданным" счета 60 может быть только дебетовым.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности возникают случаи, когда некоторые расходы нельзя оплатить с расчетного счета или из кассы. Поэтому возникает необходимость выдачи аванса (покупка налоговых деклараций, и форм бухгалтерской отчетности, покупка бухгалтерских бланков и т. д.).

Лица, получившие деньги подотчет по истечению срока, на какой они выданы, обязаны предоставить в бухгалтерию авансовый отчет, с приложенными документами, подтверждающими суммы расходов.

Остаток аванса работник должен вернуть в кассу или удерживается из зарплаты с согласия работника. Новый аванс не выдается, если работник не отчитался за ранее полученный аванс.

Отдельный счет для учета авансов полученных не предусмотрен. Однако и в новом Плане счетов указывается, что суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно от сумм поступающих платежей по предъявленным покупателям расчетным документам.

Суммы полученных авансов, а также полученной оплаты при частичной готовности продукции и работ отражаются по кредиту счета 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Средства полученных авансов и полученной оплаты по частичной готовности продукции и работ, зачтенные при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за поставленные изделия полной готовности, материалы и выполненные работы, отражаются по дебету счета 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками » субсчет "Расчеты по авансам полученным " корреспондирует со счетами:

. Получение аванса от покупателя

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62

. Предъявлен счет покупателю за отгруженные ТМЦ

Дебет 62

Кредит 901 «Выручка»

. Зачет полученного аванса

Дебет 62

Кредит 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками »

Аналитический учет по субсчету "Расчеты по авансам полученным" счета 62 должен вестись по каждому кредитору.

С суммы предоплаты (аванса), поступившей на расчетный счет предприятия в счет предстоящих поставок продукции, необходимо исчислить налог на добавленную стоимость.

Согласно п.13 Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов-фактур и соответствующими записями в книге продаж. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного налога на добавленную стоимость по этой предоплате, с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка. Затем отражаются операции по фактической отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) под полученную предоплату.

В условиях рыночных отношений наряду с традиционными формами расчетов между юридическими и физическими лицами (расчеты наличными деньгами через кассу предприятия и безналичные расчеты с использованием платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований-поручений и др.) широкое распространение получила вексельная форма расчетов.

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчет "Векселя выданные" корреспондирует со счетами:

. Выдача векселей в счет оплаты поступивших материалов

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 60

. Оплата векселей

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 60

Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками » субсчет "Векселя полученные " корреспондирует со счетами:

. Получение векселя при продаже ценностей

Дебет 62

Кредит 90 «Продажи»

. Получены средства от покупателей погашение задолженности по векселю

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредит 62

При вексельной оплате поступающих ресурсов или продаваемой продукции (работ, услуг) могут использоваться простые и переводные векселя.

Простой вексель - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег при наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги. В нем указывают место и дату выдачи, сумму обязательства в целом или с выделением обязательства по оплате процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, тем самым, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. Существенно убыстряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.

В настоящее время учет расчетов с использованием векселей у получателя векселя рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.

. Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами

В современных условиях хозяйствования предприятия проявляют большую заинтересованность в программных средствах автоматизированного получения информации для управления производством. Они стремятся автоматизировать, прежде всего, бухгалтерский учет.

В процессе хозяйственной деятельности, организации и предприятия совершают расчётные операции с дебиторами и кредиторами. Комплекс задач учёта расчётных операций дебиторской и кредиторской задолженности предусматривает обработку информации по значительной группе балансовых счетов, учёт по отдельным из них имеет свои особенности по формам представления первичной информации, способам обработки и форме исходящих информационных массивов.

Совершенствование учёта расчётных операций дебиторской и кредиторской задолженности позволяет повысить степень точности, своевременность получения сведений о состоянии расчётов с дебиторами и кредиторами, согласованность записей на счетах. Оперативная обработка данных позволяет своевременно взыскивать дебиторскую и погашать кредиторскую задолженность, соблюдая сроки исковой давности.

Бухгалтерский учет на сегодняшний момент ведется с использованием таких программ как "1С:Бухгалтерия 7.7", "Акцесс", "Exel" под Windows -это универсальные бухгалтерские программы, предназначенные для облегчения, ускорения, усовершенствования работы бухгалтера.

Электронная версия 1:С Бухгалтерия ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азами компьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерского учета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности. Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.

Основные особенности электронной бухгалтерии «1:С»:

ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия;

получение всей необходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому и аналитическому учету;

полная настраиваемость с возможностью изменять и дополнять план счетов, систему типовых проводок, систему аналитического учета, формы первичных документов;

возможность печати первичных документов при вводе проводок.

Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал операций. При помощи электронной бухгалтерии, вместе с вводом проводок, формируются первичные документы. Программа дает возможность составлять отчетность.

Организация аналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии «1:С», отслеживать расчеты с конкретными дебиторами и кредиторам, учитывать наличие и движение товарно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и т.д.

Учет расчетов с дебиторами и кредиторам позиционным методом весьма трудоемок, т.к. требует большего числа записей. Поэтому на этом участке учетной работы рекомендуется использовать персональные компьютеры, и пакеты прикладных программ, таких как 1С "Бухгалтерия 7.7", "Акцесс", "Exel", которые в автоматическом режиме смогут осуществлять контроль полноты оприходования товаров и своевременности их оплаты, на мониторе показывать те позиции, которые интересуют бухгалтера, а на печать выводить не только открытые позиции, но и общую сумму всех закрытых позиций по соответствующим графам и строкам.

На предприятиях устанавливается также справочная компьютерная система «Консультант-бухгалтер». Справочная система «Консультант Бухгалтер» - это мощное и в то же время простое и удобное средство по работе с правовой информацией. Справочная система «Консультант Бухгалтер» представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовой информацией.

Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета. Информационный Банк системы постоянно пополняется новыми нормативными актами и консультациями, что позволяет пользователям не заниматься утомительной работой по сбору необходимой им в работе информации.

Использование средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии «1:С» и справочной системы «Консультант Бухгалтер» позволяет добиться в работе бухгалтерии своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок. А также формировать в автоматизированном режиме, в соответствии с информационными запросами субъекта, разносторонние сведения о текущей деятельности предприятия. Для успешного решения вопросов проектирования и внедрения этих систем должна быть организованна соответствующая подготовка работников бухгалтерии.

Заключение

Курсовая работа на тему «Организации учета расчётных операций дебиторской и кредиторской задолженности», построена по материалам ПО «Хлебокомбинат». На примере этого предприятия исследован порядок проведения бухгалтерского учёта расчётов по дебиторской и кредиторской задолженности. В результате осуществлённой работы установлено, что бухгалтерский учёт ПО «Хлебокомбинат» ведётся согласно учётной политике, принятой на предприятии, положению о бухгалтерском учёте. На данном предприятии применяется журнально-ордерная форма учёта.

Эффективное хозяйствование предполагает постоянное изучение показателей работы предприятия. В процессе оперативного анализа торговой деятельности изучают и оцениваются показатели, которые характеризуют, с одной стороны, результат - прибыль и товарооборот, а с другой стороны, ресурсы и затраты, трудовые ресурсы, издержки обращения.

Основные показатели работы ПО «Хлебокомбинат» за 2004 - 2006 годы показали, что за исследуемый период наблюдается рост некоторых финансово - экономических показателей хозяйственной деятельности.

Выручка от продаж в 2005 году по сравнению с 2004 увеличился на 4042 тысяч рублей, что составило 110,30%; в 2006 по сравнению с 2005 годом увеличился на 7142 тысяч рублей, что составило 116,50%.

Объём продукции в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 1049,9 тысяч рублей, что составило 102%; в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 355 тысяч рублей, что составило 102%.

Среднесписочная численность работников в 2005 году по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 8 человек и составила 159 человек; в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 6 человек и составила 165 человек.

Средняя заработная плата в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 866 рублей, что составило 136,62%; в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 421 рубль, что составило 113,03%.

Розничный товарооборот в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличился на 6280 тысячи рублей, что составило 125%, в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 7064 тысячи рублей, что составило 122%.

Продано товар на 1 жителя в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 1330 рублей больше, что составило 116%; в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2048 рублей больше, что составило 122%.

Товарооборачиваемость за 2005 год по сравнению с 2004 годом замедлилась на 3 дня, за 2006 год по сравнению с 2005 годом осталась без изменения.

Товарные запасы на начало года в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличились на 494 тысячи рублей, что составило 127%; в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились на 1024 тысяч рублей, что составило 144%.

Прибыль от реализации в 2005 году по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 234 тысячи рублей; в 2006 году по сравнению с 2005 годом уменьшилась на 202 тысяч рублей.

В результате осуществления своей деятельности предприятию ПО «Хлебокоминат» удалось за 2004-2006 годы увеличить многие показатели финансово-хозяйственной деятельности, что оказало существенное влияние на кадровую стабильность и экономические показатели.

Каждое предприятие, в том числе и ПО «Хлебокомбинат» в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, со своими работниками, прочим дебиторам и кредиторам.

Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса.

Кредиторская задолженность - это долги самого предприятия перед поставщиками, заказчиками, налоговыми органами и т.д.

Дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия.

Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере торговой и производственной деятельности ПО «Хлебокомбинат».

На анализируемом предприятии ПО «Хлебокомбинат» имеется как дебиторская, так и кредиторская задолженность.

Общая сумма дебиторской задолженности в 2005 году по сравнению с 2004 годом уменьшилась на 854 тыс.руб.; в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 275 тыс.руб.

Что касается анализа движения кредиторской задолженности, можно сделать вывод, что наблюдается рост кредиторской задолженности.

Общая сумма кредиторской задолженности в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросла на 1731 тыс.руб.; в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 1189 тыс.руб.

Таким образом, на предприятии наблюдается превышение кредиторской задолженности над дебиторской.

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II.

2.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. - 2-е изд. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.

.Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена ЦБ. РФ от 9 июля 1992 г. № 14.

.Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 Утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н.

.Абрютина М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - Москва. «Филин», 2001.

.Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2001.

.Бабаева Ю. А., Петров А. М. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Проспект», 2004.

.Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта. Издание 2-е. - М.:. «Финансы и статистика», 2002.

.БарышниковН.П. В помощи бухгалтеру и аудитору. Справочно-методическое издание. Москва 2001.

.Богатая И. Н., Хахонова Н. Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование». 3-е изд., перераб. И доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 800 с.

.Богаченко В. М., Кириллова Н. А. 3000 основных бухгалтерских проводок: Учебно-практическое пособие. (Серия «Библиотека бухгалтера и аудитора»). Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 352 с.

.Бородина В.В Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчетность, анализ финансового состояния. - М.: Книжный мир, 2001.

.Бухгалтерский (финансовый) учет. Учет активов и расчетных операций / Под ред. А. В. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2004.

.Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких - М.: Бухгалтерский учет, 2002.

.Волков Н. Г. Чистая прибыль, резервы и фонды: формирование и использование, бухгалтерский учет, проводки и примеры. Издание второе. - «Филин», 2001.

.Гетман В. Г. Финансовый учет. - М.: «Финансовый учет и статистика», 2003.

.Грачёв А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Финпресс,2002.

.Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие - М.: Инфра-М., 1999г.-584с.

.Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет. Оценка прибыльности хозяйственных операций. - Москва. «Экзамен», 2001. - 270 с.

20.Палий В. Ф., Палий В. В. Финансовый учет: Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

21.. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

..Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 425 с.

.Сугаипова И.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

..Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Семенова И. М., Ивашкевич В. Б. Учебное пособие. - М.: Издательство «Бухгалтерский учет». Серия «Библиотека-журнала и Бухгалтерского учета», 2003. - 192 с.

.. Фельдман А. Б. Оценка дебиторской и кредиторской задолженности. Учебное пособие. Серия «В помощь специалисту практику». 2004.

Похожие работы на - Организация учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!