способные дополнить или заменить традиционные методы контроля и методики преподавания. Благодаря компьютерным системам тестирования стало намного удобнее проводить тестирования во всех сферах, где применялись и применяются обычные тесты. Например, дистанционное образование, которое стало распространенным способом получения знаний.
Сегодня компьютерное тестирование обладает рядом преимуществ перед традиционным тестированием. Оно отличается высокой оперативностью, производительностью процесса тестирования и объективностью результатов контроля знаний - преподаватель может провести опрос гораздо большего числа студентов за меньшее время по сравнению с очным опросом, и позволяет проанализировать качество подготовки тестирующихся по большому кругу различных вопросов; также адаптация содержания и сложности тестовых вопросов уровню знаний обучаемых, возможность самоконтроля. В отличие от бланковых систем тестирования, компьютерные тесты позволяют использовать сложные методы контроля оценки знаний учащихся, снизить финансовые и временные затраты при проведении тестирования, применить в тестах мультимедийные задания, а так же повысить открытость процесса тестирования. Но наряду с достоинствами, у компьютерных тестов есть и свои недостатки: повышается вероятность случайного выбора ответа, понижается внимание на оформление решения, теряется логика рассуждения, теряется информация о процессе выполнения отдельных заданий учащимися, отношение многих людей к компьютеру не как к средству получения и контроля знаний, а как к средству развлечения.
1. Основные требования к системам тестирования
Создание модели системы тестирования на базе web технологий является крайней перспективной и актуальной научной задачей. Целью курсовой работы является создание современной модели web-сервиса тестирования знаний с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы - защита от копирования информации и списывания при контроле знаний, т.е. выход в Интернет, поиск информации на самом компьютере, использование приложений и.т.д.
Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко очертить набор функций и требований к нему. Перечислим основные функции, требования, характеристики системы тестирования:
основная функция - обеспечение эффективного тестирования знаний;
точная и способная к адаптации оценка результатов тестирования;
удобство и легкость создания и модификации тестов;
отсутствие твердой привязки к какого-нибудь предмету, области знаний;
возможность одновременного тестирования неограниченного количества пользователей;
отсутствие жесткой привязки к конкретному аппаратному и программному обеспечению;
легкая наращиваемость, масштабируемость системы;
высокая безопасность, защищенность;
неограниченное количество тестов, тем, вопросов и вариантов ответов на них;
контроль времени тестирования ;
поддержка режима модульного контроля, в процессе которого существует ряд вопросов и время, в течении которого на них необходимо ответить.
Содержание заданий тестов должно принадлежать одной предметной области, иметь известную меру трудности, выполнение его должно требовать напряжения. Задания должны быть краткими, ясными и корректными, не допускать двусмысленности. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными и равнопривлекательными.
Поэтому стоит упомянуть требования к тестовым заданиям:
содержание тестового задания должно требовать от испытуемого однозначного ответа;
содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение ответа только по одной задаче из конкретной области знаний;
следует избегать тестовых заданий, требующих развернутых ответов;
основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены;
тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на испытуемых с заданным (исходным) уровнем подготовки по конкретной предметной области;
тестовое задание должно формулироваться в утвердительном или повелительном предложениях;
количество слов в тестовом задании не должно превышать 10.
Рассмотрим пункты «легкая наращиваемость, масштабируемость системы», «удобство и легкость создания и модификации тестов», «высокая безопасность, защищенность» и « обеспечение эффективного тестирования знаний». Это базовые параметры и присутствие их необходимо. Первые два пункта решаются, например, созданием банка вопросов, которые будут выбираться оттуда случайным образом, а так же перемешиванием вариантов ответа. Поэтому даже в том случае, если некоторые студенты получат одни и те же вопросы (причем порядковый номер у них будет наверняка разный), то номера правильных вариантов ответа у них тоже будут разными.
Последние два означают создание равных для всех условий прохождения контроля знаний, невозможность списывания и использования сторонних источников информации и вспомогательных приложений (например, калькулятор) как на компьютере, так и в Интернете, а так же создание защищённого web-интерфейса. Это подразумевает защиту информации, защиту от копирования, распространения вопросов, выдача предупреждающих сообщений, ануллирования тестирования, защиту целостности, Рассмотрим подробнее каждый из них.
2. Защита от копирования
Защита от копирования - особый вид защиты информации, применяемый в отношении программного обеспечения и других объектов интеллектуальной собственности в тех случаях, когда создатель желает сделать информацию доступной только для чтения (воспроизведения, просмотра, запуска программ), но не хочет допускать несанкционированное копирование, тиражирование, распространение.
В этом разделе будут рассмотрены основные механизмы защиты от копирования информации непосредственно с web-страницы.
В вопросе защиты контента сайта от копирования существует несколько отличных друг от друга подходов. Один из вариантов это использование возможностей функционирования JavaScript. Так как выполнение сценариев JavaScript можно отключить в настройках браузера, этот метод легко обойти. Поэтому рассмотрим другие методы.
Например можно размещённую в виде файлов формата HTML информацию разбивать на файлы, размер каждого такого файла не должен превышать одной страницы. Это не создаёт больших неудобств при чтении (может даже быть полезным - при хорошей структурированности), но для полного копирования размещённой информации нужно будет затратить немало труда. Но этот метод предназначен скорее для затруднения копирования, но предотвратить его не может.
Так же можно в целях защиты поверх текста разместить прозрачную и невидимую картинку. При просмотре web-страницы ее наличие не будет заметно, однако попытка выделения текста обернется неудачей. Или же можно размещать всю информацию в виде изображений.
Если требуется разместить на одной web-странице большое количество текста, который хотелось бы предоставить для чтения, но уберечь от копирования, то можно фрагменты текста разместить на странице в элементах формы. Браузер не может выделить одновременно содержимое всех этих элементов, чтобы можно было перенести в другое приложение.
И наиболее простой метод - это запрет вызова контекстного меню правой клавиши мыши и соответствующей кнопкой клавиатуры, а так же запрет на выделение и копирование текста в буфер обмена. Исходный код данного метода - блокирования функций, позволяющий защитить информацию от копирования, представлен в Приложении А.
В этом разделе были рассмотрены основные способы защиты от копирования, которые используются в настоящее время. Каждый из них подходит для применения к тестовым системам, сделанных с помощью средств web-разработки. При этом пользователь не сможет скопировать вопросы, например к себе на флешку и распространить остальным пользователям, поэтому решается проблема частого обновления вопросов.
3. Защита от списывания, использования сторонних источников информации
Борьба с плагиатом и списыванием ведется неустанно многим учебным заведениям, том числе и высшим, особенно при проведении любого мероприятия, связанного с проверкой знаний. Безусловно, передовая цель такого мероприятия - получить максимально объективные данные о действительных знаниях, умения и навыков проверяемых. Поэтому контроль и защита от списывания - конечно же, главные признаки успешности проверки испытуемых. Рассмотрим два случая.
Если, например, тест, экзамен, контрольная проводятся без использования технических средств - т.е. на бумажных носителях, то вариантов списывания, как правило, возникает несколько. Основные - это шпаргалки, лекции, учебники на бумажных и электронных носителях, мобильные средства связи. Ограничить их использование достаточно просто - допускать на проверку знаний без лишней аппаратуры и бумажных носителей, а так же непосредственный визуальный контроль. Однако у данного способа проверки знаний есть ряд серьезных недостатков, упоминавшихся ранее. И конечно целесообразней использовать компьютерную систему для данных целей, особенно если сдающих очень много. Для примера будем рассматривать систему тестирования на базе web технологий. Здесь появляется еще больше возможностей и источников списывания - Интернет, который нужен для передачи данных на сервер, приложения на компьютере и все предыдущие варианты. Одни из очевидных методов решения данной проблемы:
) Непосредственное наблюдение за сдающими тест. Сразу же возникает недостаток - если сдающих 100 или 1000 человек? Для наблюдения будет нужна целая группа людей, а это лишние затраты.
) Установка камер наблюдения. Опять же, это довольно дорогая процедура.
Поэтому один из эффективных способов - использование возможностей прикладных языков web программирования Вариантов создания алгоритмов и сценариев таких ограничений множество. Схема их работы зависит от конкретной поставленной задачи, от профессиональности программиста, от использования языка или нескольких языков. Один из эффективных и быстрых способов - использование возможностей JavaScript.
В рамках данной курсовой работы было решено реализовать следующие решения:
) Невозможность запуска нескольких сессий браузера;
) Запуск активного окна в полноэкранном режиме без лишних функций браузера - адресной строки, панели инструментов, полосы прокрутки, строки состояния;
) Активное окно нельзя свернуть никаким способом;
) Размеры активного окна нельзя изменить;
) Нельзя создать новую вкладку;
) Вывод предупреждающих сообщений при нарушении правил.
Реализация этих решений позволяет решить большинство проблем. Прохождение теста начинается в полноэкранном режиме, чтобы убрать все ненужные функции браузера и сконцентрировать внимание на тестировании. При попытке щелкнуть по значкам управления окном (закрыть, свернуть, развернуть) выводится предупреждающее сообщение. При попытке свернуть окно комбинациями «windows+d», «alt+tab» так же появляется предупреждающее сообщение. При попытке выйти из полноэкранного режима или изменении размеров окна текст содержимого теста пропадает и выводится предупреждающее сообщение. По сути дела воспользоваться чем-либо вообще не представляется возможным до окончания тестирования, как только зафиксируется "подглядывание", тест выдаст предупреждение, и не позволит воспользоваться сторонними источниками информации.
знание тестирование программный модель
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была реализована первоначальная защита от действий, нежелательных или недопустимых (в зависимости от теста) при прохождении тестирования. В ходе выполнения работы были спроектированы две основные задачи:
создание условия ограничения копирование информации;
создание условия эффективного контроля знаний.
В перспективах развития этой темы можно реализовать кроссплатформенную систему, допуск к тестированию только с помощью аутентификации - ввод логина и пароля, отсутствие подключения к Интернету на компьютерах для тестирования, сохранение результатов тестирования в отдельном файле.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст]: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Д.А.Р.К., 2006
2.Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. [Текст] - М., 1994
.Аванесов В.С. Теоретические проблемы разработки заданий в тестовой форме. [Текст] М.:, 1995
.Агапонов С.В., Джалиашвили З.О., Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. [Текст]: Спб: BHV-СПб, 2007
.Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения [Текст]: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.
.Белов, Е.А. Проблема оценки знаний методом тестирования в системах дистанционного обучения [Текст] Под ред. О.А. Горленко. - Брянск: БГТУ, 2001. - С. 161-162.
.Белов, Е.А. Разработка автоматизированной тестирующей системы с ответами испытуемого на естественном языке / Е.А. Белов // Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: Проблемы и перспективы: Материалы II Междунар.науч.-практ.конф. /под ред. В.И. Аверченкова. - Брянск: БГТУ; СГА, 2006. - С. 242-245.
8.Опыт создания системы тестового контроля на историческом факультете <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ А
Исходный код верстки, запрещающий копирование и выделение текста
<body onselectstart="return false" oncontextmenu="return false">="return false" - запрет выделение текста="return false" - запрещает вызов контекстного меню правой кнопки мыши и соответствующей клавиши.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Исходный код функции, запрещающей использование сторонних источников информации
/*переносимый способ регистрации обработчиков события onload.
данный модуль определяет единственную функцию runOnLoad,
выполняющую регистрацию переносимым способом функций -
обработчиков, которые могут вызываться только после полной
загрузки документа, когда будет доступна структура DOM*/runOnLoad(f){(runOnLoad.loaded)f(); // если документ уже загружен просто
вызывать f();runOnLoad.funcs.push(f); // иначе сохранить для вызова позднее
}.funcs=[]; // массив функция которые должны быть вызваны
после загрузки документа.loaded=false; //функции еще не запускались.run=function() {(runOnLoad.loaded) return; // если функции запускались, значит ни
чего не делаем
for (var i=0;i<runOnLoad.funcs.length;i++) {{.funcs [i]();
} catch(e) {} // исключения вызванные в какой либо функции ни как не
должно повлиять на вызов остальных
}.loaded=true; // запомнить факт запускаrunOnLoad.funcs; // Но не запоминать сами функцииrunOnLoad.run // забываем о существовании данных функций
}
// регистрируем runOnLoad как обработчик событий onload
if (window.addEventListener) {.addEventListener("load",runOnLoad.run,false);
}if(window.attachEvent) {.attachEvent("onload",runOnLoad.run);
}window.onload=runOnLoad.run;
// вызываем регистрацию событий onload функции sizeBody(sizeBody);
/* функция обработчик изменения размера окна, она показывает или
скрывает тег "закрытия текста" */
function sizeBody() {
var bodySize=document.documentElement.clientHeight; // высота браузера(parseFloat(bodySize)>=(screen.height-5)) { // screen.height-5
(высота монитора пользователя) "минус 5" сделано для совместимости
с браузером Firefox, так как в полноэкранном режиме он почему то
"оставляет 5 пикселей верхнего тулбара".getElementById("noTextBody").style.display="none"; //
скрываем тег "оповещения"
} else{ document.getElementById("noTextBody").style.display="block";
// делаем оповещение, путем добавления "видимости" тега в наш
документ
}
}