Проектирование автоматизированной системы управления магазином электроники 'Spirit'
Оглавление
Введение
Описание предметной области
Подпроцесс «Складирование»
Разработка UML-модели прецедентов системы
Диаграмма классов
Диаграмма последовательности
Диаграмма состояний
Диаграмма деятельности
Представление базы данных
Экранные формы
Запросы
Отчеты
Заключение
Список литературы
Введение
Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных
ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом
практически во всех сферах деятельности.
Информационная система - это программный комплекс, функции которого
состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера,
выполнении специфических для данного приложения преобразований информации и
вычислений, предоставления для пользователя удобного и легко осваиваемого
интерфейса. Практически в любой области деятельности люди используют тот или
иной вид моделей (математических, физических или компьютерных), чтобы иметь
более ясное представление о том, что они делают. Разнообразие задач, решаемых с
помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся
принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.
Существует сеть магазинов электроники “Spirit” которая предоставляет широкий ассортимент самой
современной техники. Она работает напрямую с производителями.
Отчетность на складах и в магазинах введется в бумажной форме.
Формирование заявок на поставку товара осуществляется вручную на основе запасов
и занимает 2-3 часа.
Проведя анализ данного процесса, было выделено несколько проблем:
. Использование бумажной документации замедляет время формирования
заявки на поставку товаров.
. Уточнение количества и наличие товара на складе замедляет
процесс продажи товара.
. Наличие информационной системы в данной сети магазинов позволить
упростить оформление документации, а также увеличить скорость обработки
необходимых данных о товаре и наличие единой базы данных для улучшения
контроля.
Задачи, которые предстоит решить в рамках проектирования информационной
системы можно разделить на 2 группы:
· процесс управления магазином;
· управление складом (повышение эффективности работы отдела
закупок и складирования)
В рамках пользовательского представления решаются следующие задачи:
. обеспечение поиска товаров в каталоге;
. накопление и оформление заказов;
Реализация функциональности управления складом включает решение следующих
задач:
. учет товаров на складе;
. прием товара на склад;
. отгрузка товаров;
. ведение информации о поставщиках;
. фиксирование информации о финансовом обороте;
. формирование документов принятой формы
Описание предметной области
Покупатель производит запрос у продавца, при наличии товара происходит
продажа и списание товара со склада. Также покупатель может оформить заявку на
товар. Кладовщик формирует информацию о состояние склада на основе
документации. Далее отдел закупок анализирует потребность и составляет заявку
на закупку товара. После получения товара от поставщика продукция проверяется и
отправляется на складирование.
Рисунок 1. “Управление магазином”
Главная задача и функция процесса выражена в виде процесс «Управление
магазином». Процесс выражен в функциональной модели блоком под номером А0,
который изображен на рисунке 1 приложения А.
Основными элементами управления данного блока являются «Законодательство»
и «Документация».
Механизмами данного функционального блока являются «Персонал». В
результате, то есть на выходе данного блока, должны быть сформированы:
- проданный товар;
- накладная;
Структура вход/выходных, управляющих характеристик и механизмов,
представлена в таблице 1.
Далее приводится декомпозиция данного процесса на три подпроцесса,
выраженные в модели функциональными блоками. Таким образом, управление
магазином - это результаты взаимосвязи блоков:
- блок А1 «Поставлять товар»;
- блок А2 «Складировать»;
- блок А3 «Продать».
Графическое представление взаимосвязи функциональных блоков А1, А2, А3
изображена на рисунке 2 приложения.
Таблица 1. Вход/выходные, управляющие характеристики и механизмы блока А0
Виды характеристик
|
Наименования характеристик
|
Вход
|
Товар
|
|
Сопровождающие документы
|
|
Информация о покупателе
|
Управление
|
Законодательство
|
|
Документация
|
Механизм
|
Персонал
|
Выход
|
Проданный товар
|
|
Накладная
|
Подпроцесс «Поставка товара»
Данный подпроцесс представлен на схеме функциональным блоком с номером А1
и представляет собой все трудовые операции по обеспечению работоспособного
состояния подвижного состава предприятия. Дальнейшая декомпозиция данного блока
представляет все требуемые трудовые операции. Декомпозиция блока А1
представлена на рисунке 3 приложения А.
Структура вход/выходных, управляющих характеристик и механизмов,
представлена в таблице 2.
Таблица 2. Вход/выходные, управляющие характеристики и механизмы блока А1
Виды характеристик
|
Наименования характеристик
|
Вход
|
Товар
|
|
Сопровождающие документы
|
|
Информация о состоянии
склада
|
Управление
|
Документация
|
Механизм
|
Персонал (экспедитор)
|
Выход
|
Товар на складирование
|
Подпроцесс «Складирование»
Рисунок 3
Данный подпроцесс представлен на схеме функциональным блоком с номером А2
и представляет собой все трудовые операции по обеспечению работоспособного
состояния подвижного состава предприятия. Дальнейшая декомпозиция данного блока
представляет все требуемые трудовые операции. Декомпозиция блока А2
представлена на рисунке 4 приложения А.
Структура вход/выходных, управляющих характеристик и механизмов,
представлена в таблице 3.
Таблица 3. Вход/выходные, управляющие характеристики и механизмы блока А2
Виды характеристик
|
Наименования характеристик
|
Вход
|
Товар на складирование
|
Управление
|
Документация
|
Механизм
|
Персонал (кладовщик)
|
Выход
|
Товар на продажу
|
|
Информация о состоянии
склада
|
Разработка
UML-модели прецедентов системы
На основании функциональных требований, мы определили актеров и
прецедентов. Актеры - роли, выполняемые людьми или сущностями, использующими
систему. Прецеденты - то, что актеры могут сделать с системой.
Рисунок 4
В нашем случае Актерами являются «Сотрудник» и «Покупатель». А в роли
прецедентов выступают элементы модули требований.
После того, как определили составляющие диаграммы прецедентов, мы
смоделировали модель прецедентов. Графическое представление данной диаграммы
представлено на рисунке 4.
Составление спецификаций
Далее к каждому прецеденту должна быть предоставлена спецификация
прецедента. Спецификацию всех прецедентов было принято выполнить в виде таблиц.
Спецификация прецедента “Осуществление покупки”
Краткое описание: Оформление покупки покупателю продавцом
Главные актеры: Продавец, Покупатель
Спецификация прецедента «Заявка на товар»
Краткое описание: Составление потребителем заявки, на какой то
определенный тип и модель техники, которых нет в наличии на данный момент
Главные актеры: Покупатель, менеджер
Спецификация прецедента «Составление отчета о продажах»
Краткое описание: Продавец составляет отчет о продажах, который
рассматривается менеджером
Главные актеры: Продавец, менеджер
Спецификация прецедента «Составление заказов на поставку товаров»
Краткое описание: Менеджер составляет заявку на поставку новых товаров,
кладовщик рассматривает данную заявку
Главные актеры: Менеджер, кладовщик
Спецификация прецедента «Поставка товаров»
Краткое описание: Кладовщик осуществляет поставку в магазин, менеджер
составляет отчет о принятом товаре в магазин
Главные актеры: Кладовщик, менеджер
Спецификация прецедента «Хранение информации»
Краткое описание: Менеджер хранит в базе данных информацию о проданных товарах,
о клиентах, отчеты и т.д.
Главные актеры: Менеджер
Спецификация прецедента «Заказ товаров с головного склада»
Краткое описание: Кладовщик осуществляет заказ необходимых товаров на
склад с головного склада, на главном складе рассматривает данную заявку, и
совершают поставку.
Главные актеры: Кладовщик
Спецификация прецедента «Регистрация поступления»
Краткое описание: Кладовщик получает принятый товар, составляет отчет о
принятом товаре(его состоянии, кол-ве и т.д.)
Главные актеры: Кладовщик
Диаграмма
классов
Рисунок 5
Сущность «ID Товар»
Данная сущность содержит в себе информацию о товарах. Атрибутами сущности
являются:
ID
товара;
название;
цена;
Ключом сущности является атрибут «ID товара». Он является уникальным для всех товаров.
Сущность «ID Покупателя»
Данная сущность содержит в себе информацию о клиентах. Атрибутами
сущности являются:
ID
покупателя;
фамилия;
имя;
отчество;
адрес;
телефон.
Ключом сущности является атрибут «ID покупателя». Он является уникальным для всех клиентов.
Сущность «ID Покупки»
Данная сущность содержит в себе информацию о покупках. Атрибутами
сущности являются:
ID
покупки;
дата покупки;
цена покупки;
количество;
сумма;
ID
покупателя
ID
сотрудника
ID
товара
Ключом сущности является атрибут «ID покупки». Он является уникальным для всех покупок.
Сущность «ID заказа»
Данная сущность содержит в себе информацию о заказах. Атрибутами сущности
являются:
ID
заказа;
дата заказа;
количество ;
ID
менеджера
Статус заказа
Ключом сущности является атрибут «ID заказа».
Сущность «ID менеджера» и “ID продавца”
Данные сущности содержат в себе информацию менеджерах и продавцах.
Атрибутами сущности являются:
ID
менеджера (ID продавца);
фамилия;
имя ;
отчество ;
пол ;
дата рождения ;
зарплата ;
Ключом сущности является атрибут “ID менеджера” и “ID
продавца”. Он является уникальным для всех сотрудников.
Сущность «Производитель»
Данная сущность содержит в себе информацию о производителях. Атрибутами
сущности являются:
название;
адрес ;
телефон ;
Ключом сущности является атрибут «Наименование». Он является уникальным
для всех производителей.
Сущность «Склад»
Данная сущность содержит в себе информацию о складе. Атрибутами сущности
являются:
№накладной;
дата поставки ;
цена ;
количество ;
название товара;
ID
товара
кладовщик
Ключом сущности является атрибут «ID товара». Он является уникальным для всего склада.
Диаграмма
последовательности
Рисунок 6
На диаграмме последовательности демонстрируется ряд действий между клиентом,
менеджером и информационной системой.
. Клиент делает выбор товара, который ему нужен;
. Менеджер ищет в системе товар, который нужен клиенту по
артикулу;
. Далее он предоставляет информацию по данному продукту клиенту;
. Если товар подходит, то покупатель подтверждает заявку;
. Менеджер создает заявку на товар, необходимый покупателю через
информационную систему;
. Создается заявка системой.
Диаграмма
состояний
Рисунок 7. “Общий вид”
На общем виде показаны интерфейсы пользователей - кладовщика, продавца и
менеджера.
Для примера подробнее рассмотрим окно менеджера.
Рисунок 8. “Окно менеджера”
Диаграмма
деятельности
Расписано последовательное действие менеджера и системы на протяжении
всего времени работы.
Рисунок 9
Представление
базы данных
На основе раннее проделанной работы была создана база данный магазина
электроники.
В данной базе имеются уникальные элементы которые имеют свой личный ID.
Рисунок 10
Таблица “Менеджер”
Содержит данные о менеджерах, их характеристики.
Таблица “Продавцы”
Содержит данные о продавцах.
Таблица “Покупатели”
Содержит данные о покупателях.
Таблица “Заказы”
Содержит данные о заказах, менеджерах, составляющих их, статусе
выполнения заказа.
Таблица “Заявки”
Содержит данные о заявках, такие как наименование товара, дата заказа,
сумма, статус заявки и т.д.
Таблица “Покупка”
Содержит информацию о покупке.
Таблица “Производители”
Содержит данные о производителях.
Таблица “Товар”
Содержит информацию о товаре, о его видах, производителе и т.д.
Таблица “Склад”
Содержит данные о товаре, хранящемся на складе, его кол-ве, производителе
и т.д.
Таблица “Отчет”
Содержит данные об отчетах.
Экранные
формы
управление магазин прецедент запрос
Форма “Основное окно”
Позволяет зайти в систему в качестве продавца, менеджера и кладовщика.
Форма “Вход менеджера”
Позволяет от имени менеджера перейти к экранным формам для редактирования
данных в нужном разделе.
Форма “Вход продавца
Позволяет от имени продавца перейти к необходимому разделу для
редактирования или просмотра данных.
Форма “Вход кладовщика”
Позволяет от имени кладовщика перейти к необходимому разделу для
редактирования или просмотра данных.
Форма “Заказ”
Источником является таблица Заказ, подчиненная форма: Заказ.
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Заявка”
Выводит данные о заявках.
Источник данных: таблица Заявки
Подчиненная форма: Заявки
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Отчет”
Выводит данные об отчетах.
Источник данных: таблица Отчет. Подчиненная форма Отчет.
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Покупатель”
Выводит данные о покупателях.
Источник данных: таблица Покупатель. Подчиненная форма Покупатель1
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Покупка”
Выводит данные о покупках.
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Продавцы”
Выводит данные о продавца.
Источник данных: таблица Продавцы. Подчиненная форма Продавцы2.
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Производители”
Выводит данные о производителях.
Источник данных: таблица Производитель. Подчиненная форма Информация о
производителях.
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Склад”
Выводит данные о складе.
Источник данных: таблица Склад. Подчиненная форма Склад
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Форма “Товар”
Выводит данные о товаре.
Источник данных: таблица Товар. Подчиненная форма Товар.
Элементы: Кнопка листания, Назад и Выход.
Запросы
Запрос “информация об определенной покупке”
Выдает окошко в которое нужно ввести ID интересующей вас покупки, после чего выдает ID товара, сумму, ID покупателя, ID продавца, Фамилию покупателя и продавца, а также дату
покупки.
Покупка.[ID покупки], Покупка.[ID товара], Покупка.Сумма, Покупатель.[ID
покупателя], Покупатель.Фамилия, Продавцы.[ID продавца], Продавцы.Фамилия,
Покупка.[Дата покупки]Продавцы INNER JOIN (Покупатель INNER JOIN Покупка ON
Покупатель.[ID покупателя] = Покупка.[ID покупателя]) ON Продавцы.[ID продавца]
= Покупка.[ID продавца](((Покупка.[ID покупки])=[Введите ID покупки]));
Запрос “Все заказы за 21.11.2011”
Выводятся все заказы за 21.11.2011.Заказ.[ID заказа], Заказ.[ID товара],
Заказ.[Дата заказа], Менеджер.[ID менеджера], Склад.Кладовщик,
Заказ.[Кол-во]Менеджер INNER JOIN (Склад INNER JOIN Заказ ON Склад.[ID товара]
= Заказ.[ID товара]) ON Менеджер.[ID менеджера] = Заказ.[ID
менеджера](((Заказ.[Дата заказа]) Like "21.11.2011"));
Запрос “Все телевизоры на складе”
Выводятся все телевизоры, которые имеются на складе.
SELECT Склад.[ID товара], Склад.[Дата поставки], Склад.[Кол-во],
Склад.Производитель, Склад.ТоварСклад
WHERE
(((Склад.Товар) Like "Телевизор"));
Отчеты
Отчет “Отчет”
Отчет “Склад”
Заключение
Проделанная работа в данном проекте является началом проектирования
автоматизированной системы управления магазином.
Мы определили требования и функции будущей системы для решения проблем в
организации оптимизации работы магазина.
Требования для системы были получены на основании анализа бизнес-процесса
и определения основных функций, участвующих в повышении качества работ отдела
складирования и логистики предприятия. Так, к примеру, основываясь на
функциональной модели, разработанной на основе методологии IDF0, было определено, что для
формирования заявки на поставку товара требуется заполнение формы заявки,
содержащей информацию о количестве, наименовании и ID товара. Таким образом, благодаря функциональной модели,
разработанной на основе методологии IDF0, можно определить составляющие данные, участвующие в процессе работы
магазина.
Для повышения эффективности процесса работы магазина, уменьшение времени
процесса были определены следующие подсистемы:
подсистема поставки товара;
подсистема складирования;
подсистема продажи товара.
Список
литературы
1. Грекул,
В.И. Проектирование информационных систем: учебное пособие / В.И. Грекул, Г.Н.
Денищенко, Н.Л. Коровкина. - М.: Интернет-Ун-т Информ. технологий, 2005. - 304
с.
2. ГОСТ
34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы»
. Арлоу
Д., Нейштадт И. UML 2 и унифицированный процесс. Практический
объектно-ориентированный анализ и проектирование. - СПб.: Символ-Плюс, 2007 г.
4. Вендров
А.М. «Проектирование программного обеспечения экономических информационных
систем» - М.: Финансы и статистика, 2002 г.
5. Мамиконов
А.Г. «Проектирование АСУ» - М.: Высшая школа, 1987 г.