Идея эволюции живой природы
Идея эволюции живой природы
Идея
эволюции живой природы возникла в Новое время как противопоставление
креационизму (от лат. "созидание") - учению о сотворении мира богом
из ничего и неизменности созданного творцом мира. Креацианизм как мировоззрение
сложился в эпоху поздней античности и в Средневековье и занял господствующие
позиции в культуре.
Фундаментальную
роль в мировоззрении того времени играли также идеи телеологии - учения, по
которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является
осуществлением заранее предопределенных целей. Телеология приписывает процессам
и явлениям природы цели, которые или устанавливаются богом (Х.Вольф), или
являются внутренними причинами природы (Аристотель, Лейбниц).
В
преодолении идей креацианизма и телеологии важную роль сыграла концепция
ограниченной изменчивости видов в пределах относительно узких подразделений (от
одного единого предка) под влиянием среды - трансформизм. Эту концепцию в
развернутой форме сформулировал выдающийся естествоиспытатель 18 века Жорж
Бюффон в своем 36-томном труде "Естественная история".
Трансформизм
в основе своей имеет представления об изменении и превращении органических
форм, происхождении одних организмов от других. Среди естествоиспытателей и
философов-трансформистов 17 и 18 веков наиболее известны также Р.Гук,
Ж.Ламетри, Д.Дидро, Э.Дарвин,И.Гете,Э.Сент-Илер. Все трансформисты признавали
изменяемость видов организмов под действием изменений окружающей среды.
В
становлении идеи эволюции органического мира существенную роль сыграла
систематика - биологическая наука о разнообразии всех существующих и вымерших
организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными
группами (таксонами). Основными задачами систематики являются определение путем
сравнения специфических особенностей каждого вида и каждого таксона более
высокого ранга, выяснение общих свойств у тех или иных таксонов. Основы
систематики заложены в трудах Дж. Рея (1693) и К. Линнея (1735).
Шведский
естествоиспытатель 18 века Карл Линней впервые последовательно применил
бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную искусственную классификацию
растений и животных.
В
1751 году вышла его книга "Философия ботаники", в которой К.Линней
писал: " Искусственная система служит только до тех пор, пока не найдена
естественная. Первая учит только распознавать растения. Вторая научит нас
познавать природу самого растения". И далее: "Естественный метод есть
последняя цель ботаники".
То,
что Линней называет "естественным методом", есть по сути некоторая
фундаментальная теория живого. Заслуга Линнея в том, что через создание
искусственной системы он подвел биологию к необходимости рассмотрения
колоссального эмпирического материала с позиций общих теоретических принципов.
Большую
роль в становлении и развитии идеи эволюции живой природы сыграла эмбриология,
для которой в Новое время было характерно противостояние преформизма и
эпигенеза.
Преформизм
- от лат. "предобразую" - учение о наличии в половых клетках
материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки
развивающегося из него организма.
Преформизм
возник на базе господствовавшего в 17-18 веках представления о преформации,
согласно которому сформировавшийся организм якобы предобразован в яйце (овисты)
или сперматозоиде (анималькулисты). Преформисты (Ш.Бонне, А. Галлер и др)
считали, что проблема эмбрионального развития должна получить свое разрешение с
позиций всеобщих принципов бытия, постигаемых исключительно разумом, без
эмпирических исследований.
Эпигенез
- это учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит
постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из
бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца.
Эпигенез
как учение сложился в 17-18 веках в борьбе с преформизмом. Эпигенетические
представления развивали У.Гарвей, Ж.Бюффон, К.Ф.Вольф. Эпигенетики отказались
от идеи божественного творения живого и подошли к научной постановке проблемы
происхождения жизни.
Таким
образом, в 17-18 веках возникала идея исторических изменений наследственных
признаков организмов, необратимого исторического развития живой природы - идея
эволюции органического мира.
Эволюция
- от лат. "развертывание" - историческое развитие природы. В ходе
эволюции, во-первых, возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие форм
организмов. Во-вторых, организмы адаптируются, т.е. приспосабливаются к
изменениям условий внешней среды. В-третьих, в результате эволюции постепенно
повышается общий уровень организации живых существ: они усложняются и
совершенствуются.
Переход
от представления о трансформации видов к идее эволюции, исторического развития
видов предполагал, во-первых, рассмотрение процесса образования видов в его
истории, учет конструктивной роли фактора времени в историческом развитии
организмов, а во-вторых, развитие идей о возникновении качественно нового в
таком историческом процессе. Переход от трансформизма к эволюционизму в
биологии произошел на рубеже 18-19 веков.
Первые
эволюционные теории были созданы двумя великими учеными 19 века - Ж.Ламарком и
Ч.Дарвином.
В
1809 году вышла книга Ламарка "Философия зоологии", в которой была
изложена первая целостная теория эволюции органического мира.
Ламарк
в этой книге дал ответы на вопросы, стоящие перед эволюционной теорией, путем
логических выводов из некоторых принятых им постулатов. Он впервые выделил два
самых общих направления эволюции: восходящее развитие от простейших форм жизни
ко все более сложным и совершенным и формирование у организмов приспособлений в
зависимости от изменений внешней среды (развитие "по вертикали" и
"по горизонтали"). Ламарк был одним из первых естествоиспытателей,
которые развили идею эволюции органического мира до уровня теории.
Ламарк
включил в свое учение качественно новое понимание роли среды в развитии
органических форм, трактуя внешнюю среду как важный фактор, условие эволюции.
Ламарк
полагал, что историческое развитие организмов имеет не случайный, а
закономерный характер и происходит в направлении постепенного и неуклонного
совершенствования. Ламарк назвал это повышение общего уровня организации
градацией.
Движущей
силой градаций Ламарк считал "стремление природы к прогрессу",
"стремление к совершенствованию", изначально прсущее всем организмам
и заложенное в них Творцом. При этом организмы способны целесообразно
реагировать на любые изменения внешних условий, приспосабливаться к условиям
внешней среды. Это положение Ламарк конкретизировал в двух законах:
1)
активно используемый орган усиленно развивается, а ненужный исчезает;
2)
изменения, приобретенные организмами при активном использовании одних органов и
неиспользовании других, сохраняются у потомства.
Роль
среды в эволюции организмов по-разному рассматривается разными направлениями
эволюционного учения.
Для
направлений в эволюционном учении, которые рассматривают историческое развитие
живой природы как прямое приспособление организмов к среде обитания,
используется общее название - эктогенез (от греч. слов "вне, снаружи"
и "возникновение, образование"). Сторонники эктогенеза рассматривают
эволюцию как процесс прямого приспособления организмов к среде и простого
суммирования изменений, приобретаемых организмами под воздействием среды.
Учения,
обясняющие эволюцию организмов действием только внутренних нематериальных
факторов ("принципом совершенствования", "силой роста" и
др.), объединяются общим названием - автогенез.
Эти
учения рассматривают эволюцию живой природы как процесс, независимый от внешних
условий, направляемый и регулируемый внутренними факторами. Автогенез
противоположен эктогенезу.
Автогенез
близок витализму - совокупности течений в биологии, согласно которым жизненные
явления объясняются присутствием в организмах нематериальной сверхъестественной
силы ("жизненная сила", "душа", "энтелехия",
"архей"), управляющей этими явлениями. Витализм- от лат. "жизненный"
- объясняет жизненные явления действием особого нематериального начала.
По-своему
идея эволюции органического мира развивалась в теории катастроф.
Французский
биолог Жорж Кювье (1769-1832) писал:
"Жизнь
не раз потрясала на нашей земле страшными событиями. Бесчисленные живые
существа становились жертвой катастроф: одни, обитатели суши, были поглощаемы
потопами, другие, населявшие недра вод, оказывались на суше вместе с внезапно
приподнятым дном моря, сами их расы навеки исчезали, оставив на свете лишь
немногие остатки, едва различимые для натуралистов".
Развивая
такие взгляды, Кювье стал основателем теории катастроф - концепции, в которой
идея биологической эволюции выступила как производная от более общей идеи
развития глобальных геологических процессов.
Теория
катастроф (катастрофизм) исходит из представлений о единстве геологических и
биологических аспектов эволюции.
В
теории катастроф прогресс органических форм оъясняется через признание
неизменяемости отдельных биологических видов.
Униформизм
складывался под влиянием успехов классической механики, прежде всего небесной
механики, галактической астрономии, представлений о бесконечности и безграничности
природы в пространстве и времени. В 18-первой половине 19 века концепцию
униформизма разработали Дж. Геттон, Ч. Лайель, М.В.Ломоносов, К.Гофф и др. Эта
концепция опирается на представления об однообразии и непрерывности законов
природы, их неизменности на протяжении истории Земли; отсутствии всяческих
переворотов и скачков в истории Земли; суммировании мелких отклонений в течение
больших периодов времени; потенциальной обратимости явлений и отрицании
прогресса в развитии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://nrc.edu.ru/