Перспективы развития операций банка с пластиковыми картами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    238,22 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перспективы развития операций банка с пластиковыми картами

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»









ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ КОМЕРЧЕСКИХ БАНКОВ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ












Абакан 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами

1.1            История развития пластиковой карты. Виды современных пластиковых карт

1.2        Роль современного банка в использовании банковских карт

1.3    Особенности функционирования платежной системы с использованием пластиковых карт

Глава 2. Анализ деятельности банка с использованием пластиковых карт на примере Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России

2.1        Общая характеристика Абаканского отделения как субъекта рынка банковских услуг

2.2    Анализ проведения операций банка на основе пластиковых карт

.3      Анализ доходности банка по операциям с пластиковыми картами

Глава 3. Повышение эффективности механизма операций с пластиковыми картами в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка России

Заключение

Библиография

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Современная банковская сфера - важнейшая сфера национального хозяйства России. Изменения в мировой экономике, реальная хозяйственная ситуация привели сегодня к жизненной необходимости освоения банками новых способов и приемов, ориентированных на поддержание бизнеса. Именно на это ориентирует универсализация банковской деятельности, ее выход за границы традиционных операций, усиление конкуренции.

Сегодня современный коммерческий банк представляет большое количество услуг для своих клиентов. Однако, наиболее динамично развивающимся видом является эмитирование пластиковых карт.

За последние несколько десятилетий объем использования персональных пластиковых карт во всем мире достиг весьма внушительных размеров. Российский рынок банковских карт также последние годы бурно развивается. Причиной является общемировая тенденция в развитии безналичных расчетов.

Пластиковые карты создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволяет обеспечить обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приводит к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков в России. В настоящее время доля безналичных платежей в общем обороте существенна, безналичный оборот по картам увеличивается, что является отражением стабильности и сбалансированного роста «карточного» рынка в целом.

Россия вошла в рыночные отношения после перестройки банковской системы, появления большого количества банков, страховых и финансовых компаний, заинтересовавшихся возможностью использования карт.

В современных условиях, когда конкурентная борьба между банками в данной сфере достигла особого накала, рассмотрение механизма операций банка с пластиковыми картами становится особенно важно.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в перспективах развития и дальнейшего увеличения доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские карты позволят сократить объем налично-денежного обращения, снизить расходы, связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.

Проблемы, рассматриваемые в дипломной работе, характерны для большинства коммерческих банков, занимающихся продвижением данного банковского продукта. Поэтому очень важно для них иметь четкую стратегию, которая как можно более соответствовала бы миссии банка, ее стратегическим целям и задачам. Все вышесказанное свидетельствует о высокой практической значимости проведенных в дипломной работе исследований.

Целью исследования в данной дипломной работе является разработка мероприятий по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.

Для достижения поставленной в рамках дипломной работы цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Рассмотреть основы операций коммерческих банков с банковскими картами.

2.      Проанализировать операции банка с использованием пластиковых карт на примере Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России.

.        Разработать мероприятия по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.

В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами, описаны исторические аспекты развития пластиковой карты, даны характеристики видам современных пластиковых карт. В ней рассмотрены особенности функционирования платежной системы с использованием пластиковых карт.

Во второй главе проанализирована деятельность коммерческого банка с использованием пластиковых карт на примере Абаканского отделения № 8602 Сбербанка России. Дана общая характеристика Абаканского отделения как субъекта рынка банковских услуг. Рассмотрены особенности механизма операций банка с пластиковыми картами. Представлен анализ доходности операций по пластиковым картам. Дана оценка перспективы развития системы расчетов на основе применения пластиковых карт.

В третьей главе представлены мероприятия по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.

При проведении прикладного исследования появилась возможность сформулировать рекомендации по оптимизации деятельности кредитного учреждения с просроченной задолженностью клиентов.

В данной дипломной работе на основе системного анализа рассмотрены аспекты функционирования банка с использованием пластиковых карт.

При проведении прикладного исследования появилась возможность разработать мероприятия по совершенствованию операций коммерческого банка с пластиковыми картами, исходя из практических аспектов его деятельности.

При проведении исследования в работе применялись такие методы как теоретические, эмпирические, математические.

Объектом исследования в дипломной работе является Абаканское отделение № 8602 Сбербанка России - динамично развивающееся кредитно-финансовое учреждение, являющееся одним из лидеров на рынке предоставления банковских услуг и продуктов.

Под предметом исследования понимается анализ операций коммерческого банка с пластиковыми картами.

При исследовании темы были использованы официальные интернет-источники, изучены работы российских и зарубежных экономистов и аналитиков, связанные с аспектами операций с банковскими картами, и банковской деятельности, в целом. Эти вопросы рассматриваются и анализируются в работах таких авторов, как: Азаров М.В., Букато В.И., Вишневский А.А., Жуков А.И., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Милюков А.И., Усоскин В.М., Исаенко А.Н., Тагирбекова К.Р., Тони Райс, и другие.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ

1.1    Исторические аспекты развития пластиковой карты

В нашей современной жизни наличием банковского счета никого не удивишь, а с принципом работы пластиковой карты сейчас знаком почти каждый. Однако, метод платежных систем пережил долгий путь эволюции, прежде чем стал современным средством электронных расчетов.

Что же такое банковская карта? Основное разделение пластиковых карт происходит по видам и целям их выпуска. Банковская карта имеет разных эмитентов.

Когда же речь идет о кредитных картах, то подразумевается схема расчетов между держателем пластиковой карточки и, к примеру, магазином или страховой компанией (эмитентом), который может быть не обязательно банком.

Что касается времени появления пластиковых карт, данный вопрос в определенной степени является спорным. Вся разница от того, о каких карточках говорить. Рассуждая о карточках, путают разные понятия. Одни говорят о кредитных картах, другие называют их банковскими картами, третьи - пластиковые карты.

Считается, что первыми возникли именно кредитные карты, они не были еще ни пластиковыми ни банковскими. Они должны были только подтверждать кредитоспособность владельца вне его банка. Несомненно, такое средство кредитования могло возникнуть только в США, где потребительский кредит частных лиц начал бурно развиваться с конца девятнадцатого века. Уже в 1914 году некоторые магазины начали выдавать самым богатым постоянным клиентам специальные карточки, чтобы привязать их к себе.

В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые карты, это были металлические пластинки, на которых выдавливался адрес и которые выдавались только кредитоспособным клиентам. Продавец клал такую пластинку в специальный прибор, так называемый импринтер, и прокатывал. Буквы, которые были выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке.

Уже позже были придуманы такие элементы финансово-кредитной схемы, как ежемесячное погашение долга, с периодом отсрочки (т.е. беспроцентного кредита) и многое другое. Многие специалисты считают, что начало банковским кредитным картам было положено Джоном С. Биггинсом, одним из специалистов по потребительскому кредиту из Национального банка Flatbush в Бруклине. В 1946 году Биггинсом была организована работа по кредитной схеме назваемой Charge-it. Схема предусматривала расписки, которые принимали местные магазины от клиентов за мелкие покупки. После осуществления покупки, магазин передавал эти расписки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей.

Впервые классическая цепочка расчетов была опробована во Флэтбуше, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно. Однако, исследователь банковского дела, Льюис Мэнделл считает, что первой массовой платежной карточной системой была созданная в 1949 году компания Diners Club.

Главным отличием ее от предыдущих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими товары и услуги, существует посредник, который берет на себя проведение расчетов. Именно это позволило Diners Club стать первой и очень массовой универсальной картой в отличие от магазинных карт, «бензиновых» карт.

Однажды, в 1949 году Алфред Блумингдейл, который являлся внуком основателя одного из самых крупных американских универмагов, прилетел в Нью-Йорк и встретил тамм Фрэнсиса Макнамару, своего давнего друга. Макнамара тогда возглавлял финансовую компанию Hamilton Credit Corp, которой на тот момент клиенты задолжали 35 тысяч долларов, при этом Макнамара сомневался, что когда-либо ему вернут эти долги. Встретившись, они решили вместе пообедать в ресторане Majers Cabin Grill, который находился неподалеку от Эмпайр Стейт Билдинга, в центре Манхэттэна. В процессе обеда разговор зашел об одном клиенте Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял своим соседям пользоваться своим банковским счетом за проценты. Продавцы магазинов, звонили ему по телефону, получая от него разрешение, чтобы записать стоимость своих покупок на его счет.

Данный способ кредитования был не новым, но новшеством здесь являлось наличие посредника, который использовал свою кредитоспособность, чтобы предоставлять кредит людям, которые по другому, не могли бы его получить. Манхэттен с большим количеством ресторанов, в которых регулярно обедает большое количество бизнесменов, показался им подходящим местом для развития нового бизнеса. Под воздействием эмоций, они попросили подойти владельца ресторана и поинтересовались у него, сколько он намерен платить за новых клиентов, которых они собираются к нему присылать. Владелец, даже не моргнув глазом, незамедлительно ответил: «Семь процентов». Так появилась ставка, которая установилась на десятилетия в области кредитных карточек.

Немного позднее, когда их карточный бизнес начал процветать, они задали вопрос тому же хозяину этого ресторана, откуда он взял эти известные «семь процентов». Хозяин ответил: «Агент по путешествиям потребовал бы десять».

Для того, что бы круг клиентов расширился, а также для идентификации их в ресторанах соучредители решили использовать эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже были довольно известны и применялись во многих магазинах и бензиновых компаниях.

Таким образом, за обедом было принято решение создать новое предприятие. Они подкладывали под двери близ лежащих офисов листовки с предложением воспользоваться предоставленной услугой. Оплата за пробный вариант карточек не взималась, и кредитная история этой организации никак не проверялась.

Чтобы получить карточку, клиенту, пришедшему в эту организацию, достаточно было выглядеть подобающем образом и заявить, что он в этом же здании.

Для обслуживания клиентов было задействовано 10-12 близлежащих ресторанов этого города. Компания в первый месяц получила порядком 140 долларов дохода от оборота, оборот же составил всего 2 тысячи долларов. В течение следующего месяца, бизнес стал развиваться гораздо быстрее, и появилась необходимость в более крупном капитале для кредитования.
На просьбу своих партнеров о дополнительном взносе, Блумингдейл поставил обязательное условие: увеличить в капитале компании его долю. Ньюйоркцы, которые были уверенны в конечном успехе этого предприятия, не уступали. Тогда Блумингдейл начал собственные операции с картами по той же схеме в Лос-Анджелесе. Он привлек 25 ресторанов, а через 3 месяца его ежемесячный оборот уже составлял более 150 тысяч долларов, но и сам начал тоже испытывать затруднения. Тогда партнеры решили объединиться.

После их объединения, дело стали повсеместно называть «Diners Club», 70% всего, принадлежало Макнамаре, остальные 30% делились ровно пополам между Снайдером и Блумингдейлом.

Вместе с развитием рынка Соединенных Штатов Америки повсеместно внедрялись операции с карточками. В 1951 году Diners Club дала первую лицензию на использование своих схем и своего имени в Великобритании. И уже после этого появились такие известные системы, как Visa, MasterCard, American Express.

За рубежом универсальные карточки разделяли по классификациям и предназначались для оплаты ресторанов, гостиниц, и для путешествий бизнесменов. Другие - чисто банковские карты, предназначались для обычных клиентов и имели потребительский характер.

В пятидесятые годы более 100 банков Америки начали свои программы с кредитными картами.

Но новый период в развитии бизнеса пластиковых карт началось в 1958 году, со вступлением в карточный бизнес первого по величине, американского банка - Bank of America.

В то же время бывшей частной корпорацией отелей Хилтон была создана новая система Cart Blansh, в 1965 году купленная National City Bank (позже названная City Bank). Первая карта компании American Express, была выпущена 1 октября 1958 года, а всего через один год она насчитывала более 475 тысяч частных держателей карточек и около 32 000 предприятий.

Прежде всего, успех American Express объясняется приобретением Universal Travel Card, принадлежащую ассоциации американских отелей, которая уже имела разветвленную международную сеть обслуживания дорожных чеков American Express, и очень большие финансовые средства, которые и позволяли кредитовать клиентов.

В процессе развития карточных программ многое количество банков столкнулось с проблемой-локальностью сети обслуживания карточек. Так же карточный бизнес воспринимался банками как нечто побочное, некая услуга клиентам. В итоге количество держателей стало значительно уменьшаться, операционные расходы и невозврат кредитов значительно росли.
По сравнению с убытками, которые несли банки, рос успех Bank Americard, выпускаемой Bank of America. Превосходство банка заключалась в разветвлённой сети отделений в Калифорнии с её богатой клиентурой.

В конце 60 годов банки, которые выпускали BankAmerikard, потребовали, чтобы была выведена из-под строгого контроля карточная программа Bank of America. Таким образом в июле 1970 года была создана National Ban-Amercard Ink. - NBI (НБИ). В 1976 году NBI переименовала свою карточку Bank Americard, на более известную теперь всем, как Visa.

Быстрый рост карточек Bank Americard до более высокого уровня общенационального расчетного средства, послужил катализатором объединения группы банкиров, которые представляют 17 финансовых учреждений. Они решили создать сеть банков вне отделений банков, где больше всего велики скопления так называемых потенциальных клиентов, например, на железнодорожных станциях, несмотря на то что, аренда площади под банкоматы выше.

Примерно 30% банкоматов от общего количества находится в Западной Европе, около 26% приходится на Японию, 25% на США. Самое большое количество пользователей банкоматов зафиксировано в Великобритании, на втором месте Франция, на третьем - Германия.

В настоящее время эксперты считают самым перспективным рынком, для терминалов, на ближайшее будущее Россию, Индию, Болгарию, где ожидается рост количества банкоматов на 421%, 625% и 364% соответственно.

Общее количество держателей карт JCB в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии «VISA» и «MasterCard» вместе взятых.

Таким образом, в современной банковской системе крупнейшей платежной организацией является VISA Int. Она занимает около 60% рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int, регулирующая еще 30 % рынка. Остальные 10% приходятся на карточки других международных организаций и различных банков.

На российском рынке активно внедрялись системы, основанные на новых картах. Наиболее известной является «Золотая корона», созданная Сибирским торговым банком и использовавшая технологию и аппаратные средства западных фирм. Это - первая общероссийская межрегиональная система расчетов по смарт-картам.

Карточки «Золотой Короны» универсальны, их используют для выдачи зарплаты, как корпоративную карточку, для начисления пенсий, как сберегательную книжку, а также как средство расчетов в магазинах и для оплаты оптовых поставок товаров.

На чиповую технологию ориентировались Сбербанк России, Промстройбанк и Агропромбанк, подписавшие соглашение осенью 1994 года, предусматривающее координацию действий в этом направлении. Но благодаря разветвленной сети филиалов и отделений, каждый из этих гигантов способен эмитировать для своих клиентов сотни и миллионы.

Сфера применения пластиковых карт расширяется с каждым днём. Пластиковые карты широко используются для осуществления безналичных расчетов, контроля доступа, удостоверения личности и для других целей.

С их помощью легко решаются неудобства с наличными расчетами, с оказанием страховых услуг (пластиковая карта как страховой полис), идентификационными документами и предоплаченными услугами (мобильная связь, телефония, Интернет).

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (54x86x0,76мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Пластиковые карты различаются по своему назначению, функциональным и техническим характеристикам.

Дисконтные пластиковые карты <#"551232.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Средние суммы снятия наличных по РФ

В 2011 г. сумма снятых наличных средств составила 5200 рублей, а средний чек по оплате товаров и услуг по карте составил 1600 руб. Годом ранее, средний размер операций по снятию наличных в банкомате составлял 5500 руб., средний размер чека по оплате картой товаров, услуг равен 2000 руб.

Что касается ситуации по России в разрезе регионов, то по совершению операций по снятию наличных по регионам выявлено, что самые крупные операции по снятию наличных совершают в Чукотском автономном округе (в среднем, 10360 рублей за одну операцию), Москве и Московской области (в среднем, 8455 рублей за одну операцию), Магаданской области (в среднем, 7771 рублей за одну операцию), в Сахалинской области (в среднем, 7435 рублей за одну операцию) и Камчатском крае (в среднем, 7210 рублей за одну операцию). Наименьшие операции по снятию наличных зафиксированы в Псковской области (3112 рублей за одну операцию), Чувашской Республике (3112 рублей за одну операцию), Удмуртской Республике (3108 рублей за одну операцию), Курганской области (3008 рублей за одну операцию) и Ульяновской области (2749 рублей за одну операцию) - рисунок 2.

Рисунок 2 - Динамика снятия наличных по регионам

Анализ рисунка 2 показал, что Республика Хакасия уступает другим регионам в отношении объема снятия наличных. Самые большие чеки по оплате товаров и услуг по банковским картам зафиксированы в Москве и Московской области. Здесь средний размер операции по оплате товаров или услуг составляет 3300 рублей.

Далее следуют Сахалинская область (в среднем, 2331 рублей), Санкт-Петербург (в среднем, 2223 рублей), Приморский край (в среднем, 2051 рублей) и Магаданская область (в среднем, 1982 рублей) - рисунок 3.

Рисунок 3- Динамика снятия по чекам по регионам

Анализ выявил, что самые минимальные операции по оплате товаров и услуг по итогам 2009 года зафиксированы в Республике Хакасия (в среднем, 421 руб.), Удмуртская Республика (в среднем, 418 руб.), Оренбургская область (в среднем, 390 руб.), Ульяновская область (в среднем, 360 руб.) и Республика Мордовия (в среднем, 347 руб.).

Принимая во внимание вышеизложенное, можно отметить, что подавляющее большинство операций совершается с целью снятия наличных, а сумма операций по оплате товаров и услуг остаётся достаточно небольшой.

Проникновение платёжных терминалов в магазины и точки продаж, а также распространение банкоматов всё ещё крайне низкое на территории Хакасия.

Иными словами, рынок банковских карт как в России, так и в регионах, в Республике Хакасия, в частности, всё ещё остаётся недостаточно развитым, даже не смотря на огромные вложения в продвижение карт со стороны банков и платёжных систем.

И все же клиенты банков региона пользуются предоставленными возможностями и увеличивают количество сделок с использованием карт (таблица 2).

Таблица 2 - Сведения о сделках за период 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

Количество сделок, совершенных клиентами на территории Хакасии (тыс.шт.), в т.ч:

5355,4

5343,9

5800,2

- при оплате товаров и услуг

1564,1

1511,5

1561,9

- при получении наличных

3791,3

3832,4

4238,3

Сумма сделок (млн. руб.):

14304,7

14975,5

17543,0

- при оплате товаров и услуг

493,2

554,8

693,4

- при получении наличных

13811,5

14420,8

16849,6

Кол-во сделок, совершенных клиентами за пределами Хакасии (тыс. шт.), в т.ч:

31,8

23,5

15,0

- при оплате товаров и услуг

11,5

16,1

10,3

- при получении наличных

20,3

7,5

4,7

Сумма сделок (млн. руб.)

240,6

192,4

122,5

- при оплате товаров и услуг

67,1

107,5

64,4

- при получении наличных

173,5

84,9

58,1


Если сравнить объемы получения наличных денежных средств с суммой сделок по оплате товаров, услуг, очевидно, что большинство операций является снятием с карточки заработной платы в ближайшем банкомате, хотя количество операций по оплате и растет достаточно высокими темпами.

Однако, положительная динамика имеет место.

По состоянию на начало 2012 г. отношение количества операций по снятию к расчетам в торговой сети было 95% к 5%, а на начало 2011 г. уже 93% к 7% (рисунок 4).

Примечание: 93% - снятие наличных в банкоматах, 7% - операции по оплате

Рисунок 4 - Структура расчетов на 01.01.2012 г., %

Следует отметить, что Абаканским отделением не достаточно активно внедрялись новые разработки, существенно расширяющие сервисные возможности как для организаций, передавших заработную плату на обслуживание в банк и принимающих коммунальные и другие платежи, так и для держателей карт Visa. По состоянию на 01.01.2011 г. объем зачислений по зарплатным проектам в 2011 г. возрос всего на 20% по отношению к предыдущему году (рисунок 5).

Рисунок 5 - Динамика зачислений по зарплатным проектам за период 2009-2011 гг.

С целью уменьшения очередей по обслуживанию клиентов в операционных кассах и дополнительных офисах отделения, совершающих операции с банковскими картами, проводится планомерное увеличение пунктов - эмиссии и пунктов выдачи наличных по картам международных платежных систем. С целью увеличения скорости обслуживания клиентов, многие операции проводятся в автоматическом режиме, обновляется техническое оборудование, систематически проводится обучение персонала.

В 2010 г. установлены ITT (информационно-транзакционно терминалы) во всех кассах и доп. офисах, которые предназначены для приема розничных платежей и выполнения сервисных операций самообслуживания клиентов с использованием микропроцессорных карт и карт с магнитной полосой, а также для информационно-справочного обслуживания населения.

Несмотря на то, что основным средством внедрения пластиковых карт остается реализация зарплатных проектов на крупных и средних предприятиях, в большинстве учреждений в Хакасии существует и стандартная выдача пластиковых карт для клиентов.

Следует отметить, что сегодня отделение уже решило проблему создания в регионах, в которых он обслуживает своих клиентов, единой мультисервисной сети, которая работает с банкоматами, с терминалами, а также позволяет производить электронную авторизацию международных пластиковых карт.

2.3 Анализ доходности банка по операциям с пластиковыми картами

Проведение мероприятий с одновременным изменением условий сотрудничества с торгово-сервисными предприятиями и частными лицами, все-таки постепенно приводит к росту оборота и доходов от безналичных операций с использованием пластиковых карт.

Анализ доходности операций с пластиковыми картами в отделении позволил выявить следующие результаты.

Непосредственно механизм функционирования системы расчетов основан на применении пластиковых карт и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и рабочем месте. Доля услуг в общем обслуживании представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Доля услуг в общем обслуживании за период 2009-2011 гг.

годы

Доля услуг в обслуживании, %


Выдача наличных денег

Торгово-сервисное обслуживание

1

2

3

2009 г.

98,6

0,4

2010 г.

94,8

5,2

2011 г.

94,2

5,8


В рассматриваемом периоде наблюдалась устойчивая тенденция сокращения наличного и увеличение безналичного оборотов в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка России.

Доля торгово-сервисного обслуживания увеличилась с 0,4% до 5,8% (на 5,4 пункта).

Развитию инфраструктуры обслуживания способствует увеличение числа пунктов обслуживания пластиковых карт.

За период 2009-2011 гг. отделением была проведена работа по установке кассовых терминалов, терминалов для магазинов, а также терминалов локальной системы, следовательно, выросло и количество транзакций - таблица 4.

Таблица 4 - Количество транзакций с банковскими картами за период 2009-2011 гг.

Наименование показателя (шт.)

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл-е., %

1

2

3

4

5

Кассовые терминалы

25478

56789

90987

357

Торговые терминалы

2345

4321

5670

241

Терминалы локальной системы

10980

12345

16783

152

Банкоматы

5621

7689

21230

377

Итого

44424

81144

134670

303


Анализ активности транзакций за исследуемый период 2009-2011 гг. клиентами отделения показал, что владельцами карт было совершено в общей сложности 260238 транзакций.

Так, достаточно большое увеличение выявлено по количеству транзакций через банкоматы, увеличившись в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 377%, самое наименьшее обслуживание наблюдается по транзакциям через терминалы локальной системы: увеличилось на 152% по сравнению с 2009 г.

В общем количестве, снижения операций не было, темп роста составил 303%.

Увеличение количества транзакций через банкоматы свидетельствует о том, что часть операций связана с обналичиванием денежных средств.

Динамика изменений транзакций представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Динамика изменений транзакций

Что касается сумм транзакций по банковским картам за период 2009-2011 гг., то прослеживается динамика увеличения сумм по транзакциям за исследуемый период - таблица 5.

Таблица 5 - Динамика транзакций в сумме, тыс. руб.

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл., тыс. руб.

1

2

3

4

5

Кассовые терминалы

67890

89002

101900

34010

Торговые терминалы

1450

2346

2500

1050

Терминалы локальн. системы

1467

2220

1570

103

Банкоматы

1289

9901

16098

15909

Итого

72096

103471

122068

49972


Анализ показал, что сумма всех транзакций за период 2009-2010 гг. выросла с 72098 до 122068 тыс. руб., т.е. темп роста составил 169%.

Сумма транзакций, совершаемых через кассовые терминалы выросла с 67890 тыс. руб. - в 2009 г. до 101900 - в 2011 г.

Величина суммы транзакций, совершаемых через банкоматы, выросла с 1289 тыс. руб. в 2009 г. до 16098 тыс. руб. Темп роста составил 1248 %.

Величина суммы транзакций, совершаемых через торговые терминалы, выросла с 1450 тыс. руб. в 2009 г. до 2500 тыс. руб. Темп роста составил 172%.

Величины сумм транзакций, совершаемых через терминалы локальной системы, выросла с 1471 тыс. руб. в 2009 г. до 1570 тыс. руб. - в 2010 г. Темп роста составил 107%.

Наглядно динамика сумм транзакций за период 2009-2010 гг. представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 -Динамика транзакций за период 2009-2011 гг.

Таким образом, наибольшую долю на протяжении всего рассматриваемого периода в общей величине сумм транзакций составляют транзакции, совершаемые через кассовые терминалы.

Наибольший темп роста транзакций наблюдается по операциям, совершаемых через банкоматы.

Далее рассмотрим динамику остатков денежных средств на карточных счетах за период 2009-2011 гг. - таблица 6.

Таблица 6 - Динамика остатков денежных средств на счетах карт за период 2009-2011 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл., тыс. руб.

1

2

3

4

5

Остатки на счетах, тыс. руб.

541,92

1749,16

6014,41

5472,5

Остатки на счетах, тыс. долл.

95,30

109,98

93,99

-1,31


В рассматриваемом периоде выросла величина остатков на счетах в Российской валюте с 541,92 тыс. руб. - в 2009 г., до 6014,41 тыс. руб. - в 2009 г. Иными словами, рост составил 1109,83% - рисунок 8.

Рисунок 8 - Динамика остатков на картсчетах в российской валюте

По счетам в иностранной валюте в период 2009-2011 гг. наблюдалось увеличение остатков на счете с 95,30 тыс. долл. до 109,98 тыс. долл., а в период 2009-2011 гг. снижение остатков на счете составило 93,99 тыс. долларов.

Наглядно динамика остатков на картсчетах в иностранной валюте представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 - Динамика остатков на картсчетах в иностранной валюте

Проанализируем далее доходы от операций с пластиковыми картами в период 2009-2011 гг. - таблица 7.

Таблица 7 - Сведения о финансовых результатах банка с банковскими картами за 2009-2011 гг., тыс. руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Откл., тыс. руб.

1

2

3

4

5

Комиссионные доходы от операций с пластиковыми картами

770,47

1392,05

3567,09

2998,62

Административно-хозяйственные расходы от операций с пластиковыми картами

381,5

1080,44

1928,9

1547,4

Инвестиции

29,1

2722,1

3100,1

3091


Анализ данных показал, что за период 2009-2011 гг. произошло увеличение комиссионных доходов от операций с пластиковыми карточками, с 770,47, до 1567, 09 тыс. руб. Темпы роста составили в 2009 -2010 гг. 180,68%, в 2010-2011 гг. - 184,41%.

Увеличение доходов банка, прежде всего, связано с расширением своей деятельности, привлечении новых клиентов. На рисунке 10 представлена динамика доходов от операций с пластиковыми картами.

Рисунок 10 - Динамика доходов от операций с пластиковыми картами

Исходя из данных таблицы, очевидно, что произошло увеличение административно-хозяйственных расходов с внедрением карточек с 381,5 до 1128,0 тыс. руб. При этом темпы роста составили в 2009-2010 гг. 283,47%, а в 2010-2011 гг. - 178,36%. Также, с внедрением пластиковых карточек с 29,1 до 3100,1 тыс. руб. При этом темпы роста составили в 2009-2010 гг. - 935,43%, а в 2010-2011 гг. - 113,88%.

Итак, в результате анализа доходов от пластиковых карт, были получены следующие результаты.

Непосредственно механизм функционирования системы расчетов в банке основан на применении пластиковых карт и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов в торговых организациях. Доля торгово-сервисного обслуживания увеличена от 0,4% до 5,8% (на 5,4 пункта). Развитию инфраструктуры обслуживания способствует увеличение числа пунктов обслуживания пластиковых карт. Анализ активности транзакций за исследуемый период 2009-2011 гг. клиентами отделения показал, что владельцами карт было совершено в общей сложности 260238 транзакции.

Увеличение количества транзакций через банкоматы свидетельствует о том, что часть операций связана с обналичиванием денежных средств. Величина суммы транзакций, совершаемых через банкоматы, выросла с 1289 тыс. руб. в 2009 г. до 16098 тыс. руб. Темп роста составил 1248 %. Величины сумм транзакций, совершаемых через терминалы локальной системы, выросла с 1471 тыс. руб. в 2009 г. до 1570 тыс. руб. - в 2010 г. Темп роста составил 107%. Таким образом, наибольшую долю на протяжении всего рассматриваемого периода в общей величине сумм транзакций составляют транзакции, совершаемые через кассовые терминалы. Наибольший темп роста транзакций наблюдается по операциям, совершаемых через банкоматы. По счетам в иностранной валюте в период 2009-2011 гг. также наблюдалось увеличение остатков на счете. Анализ данных также показал, что за период 2009-2011 гг. произошло увеличение комиссионных доходов от операций с пластиковыми карточками. Темпы роста составили в 2009 -2010 гг. 180,68%, в 2010-2011 гг. - 184,41%. Увеличение доходов банка, прежде всего, связано с расширением своей деятельности, привлечении новых клиентов. Также очевидно, что произошло увеличение АХР с внедрением карт, темпы роста составили в 2009-2010 гг. 283,47%, а в 2010-2011 гг. - 178,36%.

Резюмируя, следует отметить, что наряду с неплохими результатами в работе с пластиковыми картами, все-таки существуют проблемы, встающие перед Абаканским отделением № 8602 Сбербанка России.

В первую очередь, это - невысокая доля торгово-сервисного обслуживания, что говорит о плохо развитой банковской культуре жителей республики. Отделением проводится недостаточно мероприятий, разъясняющих преимущества использования пластиковых карт в безналичных расчетах, рекламных акций.

Также не достаточно активно внедряются новые проекты с использованием пластиковых, с целью привлечения новых клиентов банка, в т.ч. зарплатных проектов и эквайринга.

Кроме того, отдаленность Республики Хакасия от центра и основных финансовых потоков, где пластиковая карта является более прогрессивным средством расчетов и перевозки денежных средств, является, как считает автор, одной из основных причин, тормозящих процесс развития расчетов при помощи пластиковых карт.

Сейчас основной задачей развития банковских карт Абаканского отделения № 8602 должно являться увеличение масштабов деятельности по всем направлениям карточного бизнеса, совершенствование карточных продуктов с целью соответствия их уровня мировым стандартам. Необходимо продолжать работу по созданию платежной системы банка, включающей единый набор карточных продуктов, и единую сеть приема карт, составным элементом которой должна являться сеть банкоматов и терминалов, расширяя сферы применения банковских карт как для физических, так и для юридических лиц.

Глава 3. Повышение эффективности механизма операций с пластиковыми картами в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка России

Анализ операций с пластиковыми картами в Абаканском отделении № 8602 показал, что они являются доходным инструментом в платежной системе, а суть инструментария заключается в организации отлаженной и эффективно функционирующей системы безналичных расчетов на их основе.

. Развитие услуги «Мобильный банк».

Развитие инфраструктуры обслуживания банковских карт, а так же развитие мобильной связи привело к необходимости активного внедрения «молодой» банковской услуги «Мобильный банк» - комплекса услуг, предоставляемых Сбербанком России посредством мобильной связи держателям международных карт Сбербанка России. Подключение к данной услуге дает возможность оперативного доступа к информации по банковским картам при помощи мобильного телефона. В рамках услуги Банк в режиме реального времени направляет на подключенный мобильный телефон клиента информацию об операциях по банковским картам в виде SMS-сообщений.

Услуга позволит клиентам не только получать информацию о картах, подключенных к «Мобильному банку», но и осуществлять платежи со счета карты без явки в Банк в пользу организаций, с которыми у Банка имеются соответствующие договорные отношения, а также оперативно устанавливать регионы использования карты с целью снижения риска совершения мошеннических операций по карте.

. Развитие услуги «Интернет-банкинг».

В последнее время возрастает необходимость в ускорении расчетно- платежных операций, проводимых через банки вследствие повышения интенсивности бизнес процессов.

При использовании беспроводных (Wi-Fi и Wi-Max) сетей, активное развитие технологии GPRS открывают еще большие возможности для владельцев ПК: скоростной доступ в Интернет становится более доступен. Используя любое мобильное устройство на базе архитектуры Intel®XScale™, можно оперативно посмотреть текущее состояние банковского счета, заплатить за коммунальные услуги или сотовый телефон при помощи платежного сервиса FakturaPay, запросить в банке выписку или изменить установленные лимиты по пластиковой карте или sim-карте SimMP.

Доступная уже сейчас 37 банкам услуга Интернет-банкинг Faktura.ru - это безопасный доступ к банковским счетам с любого компьютера через интернет и возможность выполнять платежи и осуществлять другие операции по счету удаленно - не посещая офис банка. Все, что необходимо для работы в системе - компьютер, подключенный к сети интернет и электронный цифровой сертификат. Сервис предназначен как для корпоративных, так и для частных клиентов банков.

Введение данной услуги может принести существенный доход банку. Кроме того, она удобна для клиентов, т.к. не требуется устанавливать на компьютер специальное ПО; содержать в штате технических сотрудников для обслуживания клиентской части системы; беспокоиться о сохранности локальных данных при выходе из строя или замене компьютера, переустановке операционной системы.

При использовании системы Faktura.ru клиент в своей работе получает следующие преимущества: широкий спектр банковских услуг независимо от его местонахождения; возможность работы в одной системе со счетами в разных банках; возможность работы с документом в многопользовательском режиме.

Функциональные возможности использования интернет-системы позволяют банку предоставлять клиентам целый ряд дополнительных сервисов. Кроме того, у клиента появиться реальная возможность управлять счетом через интернет.

Большинству людей, независимо от того, сколько они зарабатывают и как распоряжаются своим доходом, приходится оплачивать массу услуг, регулярно затрачивая на это личное время. При помощи интернет-банкинга можно упростить для клиентов эту обременительную процедуру: не ходить ежемесячно в кассы по приему платежей и не стоять в очередях.

Кроме того, считается возможным развитие одного из направлений Интернет-банкинга - «Интернет-кошелек» («Яндекс.Деньги») - совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих информационное и технологическое взаимодействие между оператором системы, пользователями системы и продавцами при совершении платежей с использованием сети Интернет в целях оплаты сделок между пользователями и продавцами. Пользователь может осуществить платеж оператору системы с помощью пластиковой карты VISA Classik, Euroсard/MasterCard Mass, VISA Gold и Euroсard/Master Gold, Сбербанк-Maestro и Сбербанк-VISA Electron за считанные секунды любой суммой.

3.  Усовершенствование введения социальных карт.

Необходимо более активно внедрять социальную карту - многофункциональную персонализированную пластиковую карту. Такая карта обеспечит держателей бесплатным проездом, сохранит их деньги, предоставит льготы и скидки в магазинах, даст доступ к персональной информации в налоговых органах, службе занятости, ЖКХ и др. Карта подтвердит право держателя на получение социальной поддержки, обеспечит авторизированный доступ к государственным информационным ресурсам. И, кроме того, если на социальной карте будет иметься банковское предложение, то это еще и обычная банковская карта, на счет которой поступает пенсия или другие выплаты, для управления владельцем карты. Внедрение социальной карты, однако, не принесет активного денежного дохода, однако, повысит лояльность клиентов как настоящих, так и потенциальных.

4.  Усовершенствование дизайна пластиковых карт.

Сбербанку необходимо рассматривать дизайн карт как одну из основных составляющих их дальнейшего развития.

Предлагается следующий вариант изготовления карты. На самом пластике возможно размещение световых датчиков. Например, синий датчик загорается при оплате покупок наличными средствами, а зеленый - бонусными баллами.

Для клиентов VIP-класса возможно изготовление карты из прозрачного пластика, с размещением на нем драгоценных камней и металлов.

Помимо прочего, возможно изготовление карты по индивидуальному дизайну (например, с фото клиента). Достоинства такой карты - она будет привлекать внимание тех, на кого будет направлен проект, повышая их лояльность и привлекая узкие целевые группы.

Автором предлагается изготовление пластиковых карт по:

-       гендерному позиционированию (позиционированию для уникальных групп) - создание карт для мужчин, карт для женщин;

-       ценностному позиционированию - например, создание карт для религиозных граждан, а также карт, направленных на экологические вопросы.

5. Деятельность в области рекламы и PR.

Реализуя принцип прозрачности, банк должен расширять сотрудничество со средствами массовой информации по распространению достоверных сведений о нем; существенно увеличивать объем представляемой информации, улучшить информирование клиентов о стандартах фирменного обслуживания, условиях предлагаемых продуктов и услуг, технологических возможностях банка. Следует ввести в практику клиентские семинары и конференции, целевые рекламные акции, ориентированные на конкретную группу клиентов.

Помимо прочего, необходимо: размещение рекламных стендов в организациях и предприятиях, являющихся перспективными для привлечения на обслуживание по банковским картам; проведение встреч с коллективами предприятий и организаций для информирования о предлагаемых видах банковских услуг с применением пластиковых карт; развитие инфраструктуры обслуживания банковских карточек в регионе и (проведение операций по банковским картам в отдельных окнах в новых городских операционных кассах и дополнительных офисах отделений, максимально возможная установка банкоматов в местах с круглосуточным доступом). Кроме того, необходимо проводить опросы плиентов по предлагаемой автором анкете - Приложение Л.

6. Установление свободной зоны беспроводного доступа в Интернет посредством системы Wi-Fi.

В рамках программы лояльности клиентов необходимо установить зону беспроводного доступа в Интернет посредством Wi-Fi внутри офиса. Клиенты и партнеры банка, находящиеся в офисе филиала, могут оперативно принимать решения, получая необходимую информацию посредством сети Wi-Fi.

Необходимо рассмотреть, в первую очередь экономическую сторону вопроса. Устройства для распространения радиосигнала стоят недешево, а ведь беспроводная сеть должна обеспечивать главное условие - быть дешевле проводных технологий. В основном, используется специальный высокочастотный разъем для беспроводных сетей такого типа. Однако, он дорог и труднодоступен для покупки, поэтому автором предлагается приобрести обыкновенный BNC-разъем, через разъемы которого (от 10-мегабитной сети) подключить к антеннам кабель, цена которого не может превышать 15 руб/метр., и при этом он должен обладать затуханием не более 30дБ/100м. Рассчитаем ориентировочную стоимость проведения и установки.

Таблица 8 - Затраты на проведение Wi-Fi сети

Оборудование

Трудозатраты (чел/час)

Затраты (руб.)

1

2

3

Кабель RG-6U

1 час - 200 руб.= 3 час*200 руб*3 чел=1800 руб.

40 руб.*40 м = 1600

Wi-Fi Edimax EW-7128G


1000 руб.

Разъем BNC


150 руб.

Спайки и разъемы


100 руб.

Антенна


600 руб

Установка громозащиты

30 мин*300 руб.*1 чел=300 руб.

500 руб.

Итого

2100 руб.

2350 руб.


Расчет показал, что начальная стоимость установки беспроводного интернета посредством Wi-Fi сети, будет равна, в общей сложности 4450 руб. -эта сумма использования наиболее недорогих компонентов.

Рассчитаем экономическую эффективность, используя следующую формулу (1).

Эффективность = результат/затраты (1)

Отсюда следует:

Э=10000 руб./4450 руб.= 2,47 руб.

Экономическая эффективность составляет 2,47 руб. Это при расчете результата прибыли в 10000 руб. (взят ориентировочный минимум).

Следовательно, как считает автор, подобное введение будет достаточно эффективным, что дает возможным его ввести.

Предлагаемые выше мероприятия в области совершенствования применения пластиковых карт позволят повысить заинтересованность клиентов банка в использовании системы безналичных расчетов, тем самым, увеличивая остатки на карт-счетах банка и расширяя его кредитный потенциал.

Банку следует разрабатывать системные подходы к рекламной политике, сделает ее эффективным инструментом формирования клиентской базы. Каждое конкурентное преимущество банка, каждый новый продукт, предлагаемый к продаже, должны быть известны и понятны клиентам, легко сравнимы и выгодно отличаться от предложений конкурентов. Банку необходимо придерживаться философии маркетинга в будущем: привлечение узких целевых групп, развитие неповторимой индивидуальности; создание карты как продукта непосредственно с клиентом; ориентация на ценности клиента.

Заключение

В настоящее время не существует коммерческого банка, не осуществляющего операции с пластиковыми картами. Пластиковые карты заняли свои прочные позиции среди самых востребованных банковских услуг. Использование высокопроизводительных линий коммуникаций позволило существенно ускорить проведение взаиморасчетов между участникам платежных систем.

Интерес клиента к пластиковой карте растет, она является не только признаком статуса ее владельца, но и предметом комфорта. Поэтому в ближайшее время тенденция популяризации кредитных карт сохраняется, а число держателей карт увеличивается стремительными темпами.

В ходе анализа совершения операций с пластиковыми картами в Абаканском отделении № 8602 Сбербанка России, автором были получены следующие основные результаты.

Сфера применения пластиковых карт расширяется с каждым днём. Пластиковые карты широко используются для осуществления безналичных расчетов, контроля доступа, удостоверения личности и для других целей. Рынок современных пластиковых карт достаточно разнообразен и служит для современного потребителя активным помощником в разнообразии потребления различных услуг и приобретения товаров. С их помощью легко решаются неудобства с наличными расчетами, с оказанием страховых услуг (пластиковая карта как страховой полис), идентификационными документами и предоплаченными услугами (мобильная связь, телефония, Интернет).

Пластиковые карты создают возможность функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволяет обеспечить обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приводит к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков. В настоящее время доля безналичных платежей в общем обороте существенна, что является отражением стабильности и сбалансированного роста «карточного» рынка в целом.

Абаканское ОСБ № 8602 Сбербанка России занимает одно из лидирующих мест на региональном рынке банковских карт среди кредитных организаций, работающих с банковскими картами. Юридическим лицам и частным клиентам Банк предлагает полный набор карточных продуктов.

Основными преимуществами в области введения «карточных» услуг а территории республики Хакасия являются: гибкая тарифная политика в обслуживании клиентов по картам (выгодные для держателей карт тарифы, система скидок при эмиссии, низкий процент по переводу средств, и т.п.); индивидуальные тарифы по зарплатным проектам, в большинстве случаев - бесплатное обслуживание проектов, без оплаты комиссионных сумм от ФОТ. Для держателей карт предлагается шкала высоких процентных ставок на остатки по счетам в зависимости от периода хранения, при этом существует возможность использования свободных средств за исключением неснижаемого остатка, на который и начисляются проценты, что является очень привлекательным для клиентов. Кроме того, проведение операции занимает меньшее количество времени (мгновенное пополнение счета карты, отсутствие большого скопления средств в филиалах банка).

В качестве причин, тормозящих развитие данного вида услуги по региону в целом можно выделить: отдаленность Республики Хакасия от центра и основных финансовых потоков, где пластиковая карта является прогрессивным средством расчетов и перевозки денежных средств; общее негативное, либо настороженное отношение коллективов к данному банковскому продукту, отрицание всего нового; устаревшая материально-техническая база предприятий по формированию списков (на открытие счетов, на перечисление з/пл) и соответственно вызывает отрицательный настрой коллектива.

Непосредственно механизм функционирования системы расчетов в банке основан на применении пластиковых карт и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов в торговых организациях.

Доля торгово-сервисного обслуживания увеличена от 0,4% до 5,8% (на 5,4 пункта).

Развитию инфраструктуры обслуживания способствует увеличение числа пунктов обслуживания пластиковых карт. Анализ активности транзакций за исследуемый период 2009-2011 гг. клиентами отделения показал, что владельцами карт было совершено в общей сложности 260238 транзакции. Увеличение количества транзакций через банкоматы свидетельствует о том, что часть операций связана с обналичиванием денежных средств.

Наибольший темп роста транзакций наблюдается по операциям, совершаемых через банкоматы. По счетам в иностранной валюте в период 2009-2011 гг. также наблюдалось увеличение остатков на счете. Анализ данных также показал, что за период 2009-2011 гг. произошло увеличение комиссионных доходов от операций с пластиковыми карточками. Темпы роста составили в 2009 -2010 гг. 180,68%, в 2010-2011 гг. - 184,41%.

Увеличение доходов банка, прежде всего, связано с расширением своей деятельности, привлечении новых клиентов. Также очевидно, что произошло увеличение административно-хозяйственных расходов с внедрением карт, темпы роста составили в 2009-2010 гг. 283,47%, а в 2010-2011 гг. - 178,36%.

Ввиду отсутствия в Сберегательном банке привлекательного для граждан процента, начисляемого на неснижаемый остаток средств на счете банковской карты, хранение денежных средств на личных картах не представляется интересным. Т.е. личные карты являются средством для краткосрочных оборотных операций, что ограничивает круг потенциальных потребителей данной банковской услуги Сбербанка.

Результаты проводимых ранее исследований позволяют сказать о большой потенциальной емкости оптового рынка банковских услуг. Банк должен хорошо знать бизнес своих клиентов «изнутри», понимать цели и задачи корпоративного потребителя и предлагать различные варианты оптимизации и совершенствования финансовых механизмов.

В ходе исследования перспектив развития операций коммерческих банков с пластиковыми картами, были получены следующие результаты.

1.      Рассмотрены теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами;

2.      Рассмотрены операции банка с использованием пластиковых карт;

.        Проанализирована доходность банка по операциям с картами;

.        Разработаны мероприятия по совершенствованию операций банка с пластиковыми картами.

Таким образом, следует заключить, что на протяжении всей своей деятельности Абаканское отделение № 8602 активно развивается, что положительно сказалось на динамике роста и укрепление позиций в регионе. Обладая высоким значением собственных средств на территории Республики Хакасия среди кредитных учреждений, банк имеет отличную возможность дальнейшего развития и высокий уровень надежности в условиях нестабильности экономики.

Однако, в условиях обострения конкуренции, как со стороны региональных банков, так и со стороны филиалов иногородних банков, одной из важнейших задач, которая стоит перед Абаканским отделением № 8602, и Восточно-Сибирским банком, в целом, является сохранение и укрепление своих позиций на рынке обслуживания предприятий и организаций региональной территории.

Банку необходимо продолжать функционировать в единой универсальной расчетной сети, которая позволяет обеспечить обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приводить к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков.

Библиография

1.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 9.

2.      Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (с последующими изменениями и дополнениями).

.        Андреев А.А. Пластиковые карточки в России. - М.: БАНКЦЕНТР, 2010. - 256 с.

.        Андреев А.А. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2010. - 312 с.

.        Абашин М.М. Электронные средства платежа. - М.: Проспект, 2009. - 209 с.

.        Агапов Ю.В., Лаврушин О.И. Банковский кризис вошел в открытую форму// Деньги и кредит 2009.- № 10.-с.15.

.        Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 140 с .

.        Веденеева М.А. Современные виды платежа: банковские карточки. - М.: Прогресс, 2010. - 298 с.

.        Банковское дело. Под ред. проф. Маркушина М.А. -М.: Банки и биржи, 2012. - 56 с.

.        Борисов С.М. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит. 2010.- № 2.- с.5.

.        Бубнов Л.Н. Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка//Бухгалтерия и банки 2009.- №1.- с.4.

.        Буасье К.. Банковская система России: проблемы переходного периода// Деньги и кредит. 2009. - № 1.- с. 31.

.        Витвицкая Т.Р. «Электронные деньги в России»/Экономика и жизнь 2009. - № 10. - с. 20.

.        Воронин А.К. Новые банковские продукты на основе карт. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - № 2. - с.10.

.        Вартанов М.Л. Пластиковые карточки: прошлое, настоящее, будущее//Финансист, 2009. - № 8. - с.56.

.        Гризов А. Выбор стратегии // Банки и технологии, 2010. № 2. - с. 31.

.        Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 14 с.

.        Ермолаев Е.В. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, 2009. № 2. - с. 100.

.        Иванов Н.В. «Операционная работа с картами» / Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, 2010. - № 3. - с.13.

.        Клепиков А. «Пластиковое» перенасыщение // Эксперт. Северо-Запад, 2010. - № 20. с. 32-35.

.        Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник // Под ред. д-ра экон. наук, проф. - М.: Юристъ, 2004. - 75 с.

.        Коробов Ю.И. Банковская конкуренция в условиях рыночных отношений. - Саратов.: 2009. - 23 с.

.        Коробов Ю.И. Практика банковской конкуренции. - Саратов: Изд. Центр Сарат. Экон. Акад., 2009. - 64 с.

.        Комиссаров М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения // Банки и технологии, 2010. - № 2, с. 28-29.

.        Конакова Л.В. Банковский маркетинг: организация, особенности, тенденции. - СПб.: СПБГУ, 2010. - 70 с.

.        Кулибанова В.В. Маркетинг сервисных услуг. - СПб.: Вектор, 2009. - 30 с.

.        Лаврушина О.И. «Банковское дело». - М.: Финансы и статистика, 2010.- 27 с.

.        Макарова Г.Л. Корпоративные пластиковые карточки. - М.: Финстатинформ, 2009. - 37 с.

.        Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 90 с.

.        Мещеряков Г.Ю. Банковские операции на рынке ссудного капитала. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 97 с.

.        Немчинов В.К. Учет и операционная техника в банках. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 31 с.

.        Никифоров С. Карточный долг Родины // Известия, 2009.- № 75. с. 9.

.        Пискуровский Г. Чего не хватает российским картам // Известия, 2009. -№ 75. с. 9.

.        Павлов В.В. Разработка и реализация маркетинговой стратегии универсального банка на региональном уровне. - СПб.: СПБГУЭФ, 2010.- 40 с.

.        Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 261 с.

.        Романова Н. Жизнь по карточкам // Профиль, 2009. - № 47. с. 44-52.

.        Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 261 с.

.        Сальников Д.П. «Международные платежные системы» // Мир карточек - международные платежные системы. 2010. - № 12.

.        Самоварщикова О.М. «Производство карточек с микросхемой в России». - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 25 с.

.        Спиранов И. Гражданско-правовое регулирование операций с банковскими картами // Банки и технологии, 2010. - № 3, с. 34-36.

.        Стромский П. Мошенничество с картами // Банки и технологии, 2009. - № 3, с. 82-83.

.        Спицын И.О. Маркетинг в банке. - Тернополь: АО «Тарнекс», 2010. - 368 с.

.        Сагитдинов М.Ш. Основы взаимодействия банковской системы и экономики региона. - Уфа, 2009. - 45 с.

.        Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. - М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2009. - 144 с.

.        Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Нововведения в банковском бизнесе России. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 20 с.

.        Филипповская Л.М. Претензионная работа с картами // Расчеты и операционная работа в КБ. 2010. - №1. - с. 4.

.        Усоскин В. М. Управление и операции. - М.: Антидор, 2009. - 320 с.

.        Уткин Э.А. Маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 147 с.

.        Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 528 с.

.        Шипилова О. Электронные деньги с точки зрения юриста // Мир карточек, 2011. - № 3, с. 29-31.

.        Яковчук Н.К. «Новая монополия? Кое-что о секретах кредитных карточек»,//Экономика и жизнь, 2010. - № 3. - с. 30.

.        Яковчук Н. Новая монополия? Кое-что о секретах кредитных карточек, //Экономика и жизнь, 2011. - № 3. - с.15.

.        Яныгин С.А. «Методы внедрения банковских карт», // Банки и технологии. 2011. - № 1, - с. 2.

54.    [Электронный ресурс] Режим доступа: // <#"551232.files/image011.gif">

Приложение В

Преимущества и недостатки отделения СБ РФ в сравнении с коммерческими банками, расположенными в регионе

Банки-конкуренты

Платежная система

Преимущества банков-конкурентов

Преимущества Сбербанка России

АКБ «Кедр»

Union Card

Более высокие процентные ставки, возможность внесения наличных на счет карты в любом отделении банка, стоимость годового обслуживания карты до 100 рублей.

Больше ПВН, развита торговая сеть, бесплатное обналичивания денежных средств в банкомате, меньше времени уходит на совершение операций, по международным картам существует возможность снятия денег практически в любом банке по всей территории страны.

АКБ «Хакасский республиканский банк-Банк Хакасии»

«Золотая корона»

Шире развита торговая сеть, высокие процентные ставки, выдача наличных по торговым терминалам, установленным в ТСТ, гибкая система индивидуальной работы с частными лицами.

Шире территория использования, возможность обналичивания средств по международным карточкам в других банках, бесплатная транзакция в ТСТ при оплате товаров.

КБ «Росбанк»

STB Card, Visa Int., MC Int.

Работают с картами с 1997 года, существует общая база данных, позволяющая пополнить счет карты в любом отделении банка, хорошие каналы связи, зарплатные договоры заключаются бесплатно.

Шире территория использования, дополнительные программы и услуги, круглосуточная служба помощи Сбербанка.

Саяногорский ФАКБ «Московский деловой мир»

Visa Int., MC Int.

Начали первыми эмитировать карты на территории Республики Хакасии, более низкие тарифы за годовое обслуживание карт, быстрое пополнение счетов международных карт.

Плата за обналичивание средств не удерживается, большое количество собственных ПВН, количества банкоматов, дополнительные программы и услуги, круглосуточная служба помощи Сбербанка

ФАКБ «Навигатор»

«Золотая корона» Visa Int., MC Int.

Приступили к эмиссии карт платежной системы «Золотая корона», таким образом для держателей карт данной системы увеличилось количество ПВН в регионе.

Шире территория использования, дополнительные программы и услуги, в т.ч. «Мобильный банк», круглосуточная служба помощи Сбербанка.


Приложение К

Список основных крупных клиентов отделения

Наименование клиента

. ОФСС по РХ

. ОАО «Хакасэнерго»

. П-ль Ромашов В.М.

. ЗАО «Хакаснефтепродукт»

. ОАО «Аэропорт-Абакан»

. ЗАО «Хакасская топливная компания»

. ОАО «Сибирьтелеком»

. ЗАО «Восточно-Сибирская компания»

. ОАО «Аян»

. ООО «Абаканский торговый дом»

. ООО «Нефрас»

. ООО «Фармастер»

. ООО АКПФ «Сибтехторг»

Приложение Л

Анкета

Уважаемые друзья, мы рады приветствовать Вас в качестве клиентов Сбербанка России!

Стремясь к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, улучшению качества работы, Абаканское отделение № 8602 Сбербанка России предлагает Вам ответить на нижеприведённые вопросы. Ваши ответы помогут специалистам банка повысить уровень обслуживания клиентов банка

. Сколько лет Вы являетесь клиентом нашего банка? ______________

2.      Какими банковскими продуктами Вы пользуетесь?

 прием коммунальных платежей           банковские карты

 услуги по кредитованию частных клиентов  переводы денежных средств ф/лиц

 выдача справок по вкладам  услуги по операциям с ин. валютой

 получение заработной платы, пенсии  операции с драг. металлами

 розыск действующих и закрытых вкладов  электронные платежи «Клиент-Сбербанк»

 операции с ценными бумагами

3.       До того, как стать нашим клиентом, кроме Сбербанка Вы пользовались услугами других банков? Если Вы ответили «нет», то перейдите к вопросу № 6

 да   нет

4.       Укажите, пожалуйста, услугами каких банков Вы пользовались или пользуетесь в настоящее время?

 Банк Хакасии                                         Кедр

 ХМБ                                                                 Москва.Центр

 Росбанк                                                            Банк МДМ

 ЦАБ                                                                 Россельхозбанк

. По какой причине Вы перешли на обслуживание в Сбербанк России?

 более удобное месторасположение

 более хорошее отношение к клиентам

 более надежный банк

 высокий профессионализм и компетентность сотрудников

 привлекла реклама

 неудовлетворенность контактами с прежними банками

 без особых причин

6. Оцените, пожалуйста, качество обслуживания в нашем банке:

профессионализм в обслуживании                                               1 2 3 4 5

доброжелательность работников банка                                       1 2 3 4 5

оперативность обслуживания                                                       1 2 3 4 5

внешний вид работников банка                                 1 2 3 4 5

внимание к клиенту                                                              1 2 3 4 5

7.  Обращали ли Вы внимание при выборе банков на рейтинг их надежности?

 да  нет

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ Л

. Как Вы считаете, достаточно ли информации поступает к Вам о банковских продуктах?

 да   затрудняюсь ответить  нет

9.  Какой способ получения информации об услугах банка для Вас более предпочтителен?

 средства массовой информации           рекламная рассылка

 информационные стенды                      другой способ

 консультация специалиста

. Стремятся ли работники банка при возникновении проблемной ситуации понять Вас и решить Вашу проблему?

 да                                         проблемных ситуаций не возникало

 нет                                                          затрудняюсь ответить

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

. Ваш пол?

 муж                   жен

12.    Ваш возраст?

 до 25 лет                                                46-55 лет

 25-36 лет                                                          56-65 лет

 37-45 лет                                                          более 65 лет

13.    Ваше образование?

 начальное                                                        незаконченное высшее

 среднее                                                   высшее

 среднее специальное                              имею ученую степень

14.    Если Вы работаете, то укажите, пожалуйста, сферу деятельности:

 промышленность                                   бытовое обслуживание

 строительство                               здравоохранение

 транспорт                                     образование, наука, культура

 торговля, общественное питание                   финансы, кредит, страхование

 связь                                                                управление

 ЖКХ

 другая отрасль

15.    Каков средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц?

 до 2000 руб.                                          7001 - 10000 руб.

 2001 - 3000 руб.                                              10001 - 15000 руб.

 3001 - 5000 руб.                                              15001 - 20000 руб.

 5001 - 7000 руб.                                              более 20000 руб.

Благодарим Вас за ответы! Мы рады видеть Вас в нашем банке!

Дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все используемые материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

«       »                                    2012 г.

________________

(подпись)                     (Ф.И.О.)

Похожие работы на - Перспективы развития операций банка с пластиковыми картами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!