Основные тенденции развития энергокомплекса США на современном этапе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    452,88 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные тенденции развития энергокомплекса США на современном этапе

Содержание

Введение

Глава I. Состояние энергетического комплекса США и его место на мировом рынке энергетики

.1 Место США на мировом рынке энергетики и состояние энергетического комплекса США на современном этапе

.2 Проблемы энергетического комплекса США на современном этапе и влияние мирового финансового кризиса на состояние энергетического комплекса США

Глава II. Экологические аспекты развития энергокомплекса США

.1 Роль концепции устойчивого развития в энергетики США

.2 Возобновляющиеся источники энергии как перспективный путь развития энергетики США

.3 «Чистые» технологии в энергетике США

Глава III. Государственное регулирование сферы энергетики в США

.1 Экологическое законодательство США

.2 Основы энергетической стратегии США

.3 Энергетические приоритеты администрации Обамы

Заключение

Источники и литература

Введение

Актуальность темы.

Важность всего комплекса проблем энергетики в последнее время становится все более очевидной и актуальной, судя по возросшему к ней интересу со стороны политиков, ученых, журналистов и представителей широких кругов общественности. В различных прогнозах на ближайшее будущее энергетике отводится особая роль, вплоть до того, что в XXI веке энергетика останется ключевым среди факторов, определяющих будущее мира.

Однако помимо возросшей актуальности энергетических проблем, наблюдаются тенденции к их упрощенному пониманию, с другой стороны, растет необоснованный алармизм, сулящий неминуемое исчерпание природных ресурсов и всеобщий коллапс.

Это требует от нас начать наше исследование с объяснения фундаментальных аксиом энергетики. Во-первых, энергия всегда играла важную роль в жизни людей и человечества в целом. Очевидно, что все развитие цивилизации связано с обретением человеком новых более совершенных форм энергии. За тысячи лет был пройден путь от овладение огня до применения управляемой ядерной реакции в атомных электростанциях. Ведь это было вызвано стремлением многих поколений людей получить наибольшее количество энергии наиболее эффективным способом. История человечества сопровождалась несколькими энергетическими революциями, которые заключались в переходе от одного первичного источника к другим. Результаты этих изменений затрагивали не только сферу энергетики и экономики, но и меняли социальный и культурный облики цивилизации. В настоящее время мы стоим на пороге очередной революции, которая завершит эру углеводородов (нефти и газа), позволив перейти нам к использованию водородных элементов и атомной энергии. Однако процесс этот займет достаточно продолжительное время.

Во-вторых, все произведенное и потребленное на Земле имеет в конечном итоге свою выраженную стоимость в затраченной энергии. Энергия в ее различных формах всегда являлась неотъемлемой частью успешного экономического развития, материального благополучия, политического могущества, а также элементарного комфорта людей. Поэтому доступ к энергии оставался важнейшим и доминирующим фактором на протяжении веков. В XIX и XX вв. эта тенденция набрала настолько масштабный характер, что позволяет сделать вывод, что в энергетике кроются основные причины многих конфликтов и столкновений. Политика в XXI веке по-прежнему останется в сильной зависимости от энергетической конъюнктуры. Известный американский историк Пол Кеннеди в своей книге «Вступая в двадцать первый век» («Preparing for the Twenty-first Century») пишет, что «Главный нерв мирового развития в ближайшие десятилетия заключается в углубляющемся конфликте между объективными потребностями интенсивной модернизации большинства современных государств и быстро истощающимися возможностями планеты Земля удовлетворить эти потребности». К энергетике этот тезис имеет прямое отношение.

США как ведущая экономическая держава представляет особый интерес в свете проблем глобальной энергетики. Стремительный успех развития США в XX веке, во многом, связан с тем, что страна смогла удивительным образом вписаться в энергетическую парадигму, основанную на потреблении углеводородов, став пионером масштабной нефтедобычи, серийного выпуска автомобилей, перевода флота на жидкое топливо, вместо угля, затем успешно развивая атомные технологии, дав мощнейший импульс развитию не только американской экономике, но и американского образа жизни, ставшего в чем-то моделью для многих других стран. Эта модель, основанная на обеспечении дешевых источников энергии для поддержания экономического роста сделала США мировым лидером в производстве, потреблении и импорте энергии. С населением равным 4.8% населения мира. США производят на своей территории 17% энергии, вырабатываемой в мире, намного опережая все остальные страны. Но внутреннее производство энергии не может удовлетворить все потребности экономики США, так как она потребляет 29% от общемирового. Так, в начале XXI века США испытывают энергетический дефицит, равный около 29% от совокупного энергетического потребления, что является важным фактором в рассмотрении вопроса о тенденции развития энергокомплекса США в целом и к тому же является основным фактором, который делает энергетику частью стратегии развития страны, ее безопасности, внешнеэкономической и национальной политики США.

Таким образом, актуальность исследования продиктована несколькими факторами. Поскольку энергетика является одним из важнейших факторов продолжения устойчивого (политического, экономического и социального) развития любой страны, США не могут оставаться в стороне от происходящих в мире масштабных изменений в энергетической сфере, которые, как следствие, приводят к изменению позиции страны как игрока на международной арене. Изменения во внутреннем производстве энергии в США делают политику страны в области энергетики всё более глобальной, заставляя страну вступать в диалог с другими субъектами мировой экономики.

Данная тема актуальна с точки зрения анализа все более глобализирующегося мира и значения для российско-американских отношений в контексте развития энергетического диалога между этими странами.

Объектом исследования выступают Соединенные Штаты Америки.

Предмет исследования - энергетика США на современном этапе, ее тенденции развития и место в ней концепции устойчивого развития.

Цель и задачи исследования - всесторонне проанализировать тенденции, роль, место и качество энергетики США как одного из приоритетов развития в XXI веке, позиции на мировом рынке энергетики, экологический и законодательный аспекты.

Хронологические рамки. Основной акцент в силу возросшей актуальности проблемы делается на современных процессах, характеризующих тенденции развития энергокомплекса США. Следовательно, большая часть работы анализирует ситуацию на начало XXI века, а большинство данных относится к 2005-2011 гг.

Методологическая основа исследования. Данное исследование лежит в рамках комбинированного дескриптивного и аналитического подходов. Автор работы прибегнул к синтезированной обработке данных, полученных фрагментарным методом сбора информации. В ходе изучения первоисточников, обязательных для раскрытия темы исследования, использовались методы контент-анализа (content-analysis), дедукции и индукции.

Степень изученности проблемы. Несмотря на возросшее количество публикаций, посвященных проблеме энергетики, как в США, так и в мире, комплексных исследований энергетики на современном этапе достаточно мало. В российской научной литературе их еще меньше, как и системных работ по изучению всего энергетического комплекса США. Наиболее успешными среди них являются работы, подготовленные в Институте США и Канады РАН. Полный анализ истории развития и состояния на сегодняшний день топливно-энергетического комплекса США и множества отдельных аспектов данной отрасли дается в работах к.э.н Соколова В.И., в учебнике «Экономика США» под редакцией д.э.н. профессора Супяна В.Б., а также в целом ряде работ к.э.н. Корнеева В.А.

Источниками исследования служили, прежде всего, различные статистические сборники. Информация о международных показателях в области энергетики содержится в публикации Международного Энергетического Агентства: «World Energy Outlook 2006», «Key World Energy Statistics 2006». Информация об энергетики США представлена в основном статистическом сборнике США - «Statistical Abstract of the United States», а также широко представлена в статистических и аналитических публикациях Министерства Энергетики США - его подразделения Администрации Энергетической Информации. Помимо этого использовались документы Администрации Президента США, Государственного Департамента, Конгресса и других ведомств. Анализ периодических изданий США также оказался полезным в проведении исследования.

Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного анализа энергокомплекса США в его развитии в XXI веке. Обобщены многочисленные фактические и статистические данные по проблематике исследования за последние годы.

Глава I. Состояние энергетического комплекса США и его место на мировом рынке энергетики

.1      Место США на мировом рынке энергетики и состояние энергетического комплекса США на современном этапе

Современную ситуацию в мировой энергетике отличают следующие основные энергетические тенденции. Наиболее заметная из них - это неуклонный рост энергопотребления. За двадцатый век общее потребление энергии в мире увеличилось и 13- 14 paз, достигнув в 2000 г. 13,5 млрд. тонн условного топлива (ТУТ). Причём за первые 50 лет оно возросло примерно на 2,9 млрд. ТУТ, a зa второе пятидесятилетие - уже на 9,45 млрд. ТУТ. При этом рост мирового энергопотребления четко коррелируется с ростом мирового ВВП. Поэтому исходя из прогнозов экономического роста на первую треть XXI века рост мирового энергопотребления к 2030 году ожидается не менее 60%.

Энергетический комплекс США занимает важное место в американской экономике, являясь надежным и мощным фундаментом поступательного развития экономики США во всех других отраслях.

По данным за 2010г. на территории США проживало 5.1% население мира, при этом США, являясь мировым лидером по суммарному внутреннему производству первичной энергии США и намного опережая все остальные страны мира, производили энергии равной 71,5 квадриллионов б.т.е. или 15% от всей выработанной на Земле энергии, что примерно равно суммарному энергетическому производству России и Саудовской Аравии вместе взятых.

Но положение лидера по производству энергии может удовлетворить потребности экономики США лишь на 70%, так как суммарное потребление энергии в США составляет 24% от общемирового (112,01 квадр. б.т.е.), что равно общему потреблению энергии Европейского союза и Японии. Таким образом, около 30% энергоносителей приходится импортировать. Для сравнения: энергетический дефицит стран-членов ЕС составляет 41%, а Японии - 82%.

Совокупная доля продукции топливно-энергетического комплекса (включая налоги) в структуре американского ВВП в 2010 году составила 9,9% ВВП (1,23 трлн. Долл.), или примерно 2,2 тысяч долларов США в год в расчёте на душу населения. Однако ещё в конце 20го века - начале 21го эта доля составляла в среднем 6,3% ВВП (550-650 млн. долл.). Несмотря на довольно значительный и быстрый рост за короткий промежуток времени, вызванный в первую очередь повышением мировых цен на энергетическое сырьё, доля расходов на энергетику в структуре остаётся небольшой. При этом добыча нефти и газа на собственной территории составляла всего 1,7% ВВП (в 2008 году). Тем не менее, собственная ресурсная база и собственное производство энергии играют важную роль, обеспечивая 70% энергетических потребностей США.

Структура энергетического баланса остаётся во многом традиционной и за последние 50 лет кардинально не менялась.

При этом на долю нефти приходится 40%, природного газа - 25%, угля - 23%, атомной энергии - 8%, «чистой» энергетики - менее 3%. Из традиционных энергоносителей доля нефти на протяжение десятилетий является наибольшее и в настоящее время её доля в энергобалансе США превосходит общемировой показатель. Связано это с высоким уровнем развитием и использования автомобильного транспорта в США, на долю которого приходится наибольшее потребление этого вида энергетического сырья. Особенности жилищно-коммунальной структуры расселения граждан в США и высокая мобильность американских граждан, развитая автодорожная инфраструктура оправдывает расходы на эксплуатацию автомобильного транспорта как среди домохозяйств, так и бизнеса.

1.2 Проблемы энергетического комплекса США на современном этапе и влияние мирового финансового кризиса на состояние энергетического комплекса США

Одна из ключевых задач мировой экономики - преодоление целого комплекса проблем в области энергетики, связанных с углубляющимся конфликтом между объективными потребностями быстрой модернизации большинства современных государств и ограниченными возможностями планеты Земля удовлетворить эти потребности. В основополагающих мировых экономических программах энергетике отводится особая роль.

Некоторые ученые считают, что именно энергетика - будущее мира. Изучение влияния мирового финансового кризиса на разные сферы деятельности человека носит довольно актуальный характер. Это можно объяснить тем, что, во-первых, кризис разразился сравнительно недавно. Но, несмотря на это, исследования и дискуссии поэтому поводу носят весьма популярный характер. В современной научной литературе данная тема является наиболее ярко обсуждаемой, так как до конца не проанализировано влияние мирового экономического кризиса на энергетическую сторону США. В последнее десятилетие в мире наблюдался стабильный рост экономики, примерно 5% в год. Однако в 2008 мировой финансовый кризис, который повлек за собой резкое экономическое падание практически всех стран, в частности США. Так влияние кризиса на промышленное производство в первую очередь ощутили развитые страны. Снижение объемов промышленного производства, в свою очередь, не могло не привести к снижению потребления энергии.

Проблемы целенаправленного энергетического развития приобретают в настоящее время все более важное значение в экономической стратегии большинства государств, особенно в США. Так как США остаются крупнейшим в мире производителем и потребителем энергии. Сформировавшийся в стране топливно-энергетический комплекс хорошо обеспечен как местными ресурсами, так и импортным топливом. В структуре энергобаланса страны происходили существенные изменения. Страна пережила несколько энергетических кризисов, но, тем не менее, остается на лидирующих позициях в энергетическом секторе. Именно поэтому следует уделить внимание американскому энергетическому кризису.

США характеризуют наиболее высокие в мире показатели потребления и производства энергии.

График 1. Потребление, производство и импорт энергии США (1950 - 2009)

Высокое энергетическое потребление на протяжении долгого времени было одной из основ развития американской экономики. Модель такого высокого потребления энергии сформировалась в условиях изобилия природных ресурсов и постоянного дефицита трудовых ресурсов. Изначально этому способствовало наличие большого количества собственных природных ресурсов. Можно сказать, что эта ситуация сохраняется и до XXI века. По данным проведенных исследований, в начале XXI века США занимают 1-е место в мире по запасам угля, 7-е место - природного газа, 13-е место - нефти. При этом ТЭК США отличают высокие показатели. Таким образом, можно сделать вывод, что главное преимущество топливной промышленности США заключается в качественных показателях: современном уровне техники, оборудования и высоком уровне инновационных разработок. Тем не менее, потребление энергетических ресурсов значительно превышает внутренние возможности ТЭК США и составляет 22,5% от общемирового. Согласно проведенным исследованиям, в США наблюдается систематическое сокращение добычи основных первичных энергоресурсов, вызванное объективными причинами. Например, такими как, постепенное сокращение месторождений на территории США, а также повышение экологических ограничений, стандартов производственной безопасности, социального страхования и охраны труда. Все это приводит к удорожанию добычи природных ресурсов на собственной территории и, как следствие, способствует привлечению дополнительного импортного энергетического сырья. Так, в данный период, сложилась ситуация роста потребления энергетических ресурсов, которая, таким образом, обуславливала увеличение импорта энергетического сырья, прежде всего нефти и газа. Так провозглашенный президентом, Дж. Бушем курс на самообеспечение энергетическими ресурсами не оправдал себя, и США не удалось сократить импорт энергетических ресурсов. Только экономический кризис в 2008 году привел к сокращению импорта нефти и газа.

Осенью 2007 цена пробила отметку 80 долларов и продолжала расти до конца первой декады июля следующего, 2008 года, достигнув максимального уровня цена нефти марки Light Sweet $147,27 за баррель.

Экспортеры нефти торжествовали. Они не сомневались, что нефть будет дорожать и дальше. Это им обещали политики и эксперты. К концу года нефть должна была дойти до $200 за баррель.

График 2. Реальные среднегодовые цены и объемы импортируемой нефти в США (1973-2008)

Все это время в основных странах потребителях нефти и прежде всего в США продолжался рост цен на бензин, товары и услуги, который катализировал развитие кризиса неплатежей по банковским кредитам. В 2008 кризис неплатежей перерос в масштабную рецессию, в ходе которой обанкротились крупнейшие финансовые компании страны, а накопленные за предыдущие сорок лет колоссальные проблемы в экономике США, связанные с ее долговым характером, перешли в актуальное состояние, в результате чего разразился текущий глобальный экономический кризис, который привел к резкому падению спроса на нефть и к относительной стабилизации цены барреля в 2009 году в диапазоне 35-75 долларов.

Последствия кризиса для энергетических компаний неоднородны. С одной стороны, из-за роста затрат основного капитала вкладывать средства стало сложнее, что является проблемой для такой отрасли, как возобновляемые источники энергии, поскольку издержки инвестирования в этом секторе выше, чем в других энергетических секторах. Рост затрат основного капитала также является проблемой для перекачивающих и трубопроводных компаний, которые нуждаются в долгосрочном финансировании инфраструктуры, и компаний промыслового обслуживания. С другой стороны, страны-поставщики энергоносителей имеют тенденцию действовать более открыто в отношении многонациональных компаний, так как им нужны партнеры, готовые вместе нести высокие расходы для осуществления энергетических проектов. Это может открыть новые возможности для сотрудничества. В силу стратегических и экологических причин мир должен снизить свою зависимость от ископаемых видов топлива. Однако меньший объем инвестиций может замедлить развитие технологий возобновляемых источников энергии. Прямым следствием финансового кризиса стал рост роли государства. Правительства выступают в качестве инвесторов в энергетическую инфраструктуру. Правительства также опять входят в энергетический сектор в качестве активных участников либо как государственные компании, либо как акционеры. Наконец, компании обращаются к государствам для строительства новых объектов энергетической инфраструктуры, таких как места хранения углекислого газа и трубопроводы. Так, Б. Обама, президент США выдвинул свой план., который нацелен на достижение шести главных целей: cсокращение выбросов углекислого газа; приоритетное субсидирование более чистых и безопасных энергетических технологий; поддержку новых производительных технологий получения биотоплива; обеспечение гарантий независимости экономики США от импортных топливных поставок; рост энергоэффективности национальной экономики и подъем уровня энергосбережения; восстановление американского лидерства в международных программах ограничения загрязнений окружающей среды; борьба с неблагоприятными изменениями климата. Такой план Барак Обама сформулировал еще во время предвыборной гонки в период высоких цен на топливо и стабильного экономического роста. В 2008 г. США сжигали 19,8 млн. барр. в сутки.

Сократить потребление нужно на тот объем, который сейчас импортируется с Ближнего Востока из Венесуэлы, заявил президент. Поставив задачу удвоения за три года доли возобновляемых энергетических источников, он предложил законодателям срочно принять дополнительный законопроект, предусматривающий ускорение фундаментальных исследований и прикладных энергетических разработок, комплексное внедрение профильных нововведений и выделение целевых федеральных субсидий на сумму $15 миллиардов в год.

Эти меры призваны стимулировать выпуск высокопроизводительных ветровых генераторов, полупроводниковых фотоэлектрических панелей, новых видов биологического топлива, оборудования для малоотходных угольных электростанций, легковых и грузовых автомобилей повышенной топливной экономичности с обязательным условием производства всех комплектующих и их окончательной сборки только в пределах США с целью приоритетного создания новых рабочих мест для американских граждан. По оценкам ведущих американских нефтегазовых компаний, не поддерживающих план Обамы, реальная энергетическая независимость страны в ближайшее время практически недостижима. Американская экономика в любом случае будет продолжать потреблять больше топлива, чем его способна поставлять истощенная внутренняя ресурсная база, а значительные бюджетные затраты на убыточные возобновляемые виды энергии не смогут окупиться в обозначенные сроки. Нобуо Танака, исполнительный директор Международного энергетического агентства, называет план президента «энергетической революцией» в США. В ближайшие 5 лет США начнут выпускать миниатюрные атомные электростанции, обеспечивающие электричеством около 20 000 домов. Миниатюрные атомные реакторы будут «монолитны» (их невозможно будет разобрать на составные компоненты), в них будет использоваться радиоактивное топливо, которое невозможно будет задействовать для изготовления ядерного оружия. В дополнении к этому они будут заключены в прочный корпус и закопаны в землю непосредственно возле энергопотребителя. Размеры миниреактора будут составлять только несколько метров, что сделает возможным их транспортировку на грузовом автомобиле. Заправляться топливом мини-АЭС будут раз в 7-10 лет. Срок безопасной эксплуатации - 50 лет. Разработчики мини-АЭС преследуют цель снизить стоимость электроэнергии до 10 центов за 1 ватт. Американская правительственная лаборатория, занимающаяся разработкой и производством мини АЭС, уже получила 10 заказов. В числе заказчиков в основном значатся энергетические компании. В ближайшее время, по заявлениям сотрудников этой лаборатории, в числе заказчиков появятся некоторые развивающиеся страны. Безусловно, разработка мини-АЭС преследует и политические цели. «Тот, кто владеет ресурсами и энергией, тот правит миром.»

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что мировой финансовый кризис 2008 года - это также и политический кризис, образующий разрыв в мировом лидерстве. Основным результатом этой борьбы за власть будет структурная нестабильность. Нигде это не проявляется так, как в области энергетики. И страны, обладающие большими природными богатствами, продолжают использовать свои ресурсы для отстаивания своих интересов, расширения сферы своего влияния и создания альянсов с партнерами-единомышленниками.

Таким образом, зависимость мира от поставок энергоносителей продолжает расти, поэтому энергетическая безопасность становится первоочередной стратегической задачей. Как утверждают Хейко Боршерт и Карина Форстер в своей статье финансовый кризис может открыть новые возможности для мирового сотрудничества в области энергетики. Следовательно, нельзя говорить об однозначном влиянии кризиса на развитие энергетики США.

Глава II. Экологические аспекты развития энергокомплекса США

.1 Роль концепции устойчивого развития в энергетики США

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.

Среди проблем экологического характера, которые, согласно недавно изданному Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) докладу “Глобальная экологическая перспектива - 2000” (ГЕО-2000), окажутся основными в XXI в., названы изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых) и т.д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы.

ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.

Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития.

В американской стратегии устойчивого развития определены десять целей: одна цель отражает международную ответственность США в просвещении глобальной политики устойчивого развития, остальные девять целей посвящены внутренним проблемам страны. Среди них: стремление к стабилизации численности населения США (демографическая составляющая устойчивого развития); поддержание экономического процветания США и рационального хозяйствования (экономическая составляющая устойчивого развития); сохранение природной среды и природных ресурсов (экологическая составляющая устойчивого развития), но ведущее место в стратег имеет социальная составляющая устойчивого развития, включающая четыре цели: обеспечение социальной справедливости и устойчивости социальной среды, равный доступ к образованию, вовлеченность граждан в процесс понятия решений по проблемам устойчивого развития. В социальном блоке целей устойчивого развития США кульминационной идеей является социальная справедливость, пронизывающая всю концепцию.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее США, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. США, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

2.2 Возобновляющиеся источники энергии как перспективный путь развития энергетики США

В феврале 2009 г. новый президент США Барак Обама подписал пакет антикризисных законов, направленных на стабилизацию экономического положения в стране путем осуществления дополнительных целевых бюджетных расходов в 787 млрд. долларов. При этом он также получил доступ к 315 млрд. долл., оставшихся неизрасходованными от введенного в действие годом ранее Джорджем Бушем антикризисного "Плана Полсона".

Весьма логичным было, что весь пакет экономических мер нового правительства и его энергетическая часть вызвали яростную критику непримиримой республиканской оппозиции: за экономический план Обамы не проголосовал ни один из ее представителей в нижней палате Конгресса и лишь три сенатора-республиканца сочли возможным его одобрить.

Таким образом, идеалистические мечты новоизбранного президента о двухпартийном единстве взглядов при принятии стратегических решений ради благополучия страны впервые больно столкнулись с прагматической кризисной реальностью несовпадающих групповых интересов. Программа глубокого вмешательства государства в экономику, подготовленная Обамой и его соратниками, демонстрирует решимость нового президента попытаться активно воздействовать на течение кризиса, но результаты этих действий на данном этапе далеко не очевидны.

Следует особо подчеркнуть, что из сформированного суммарного стабилизационного фонда в 1, 1 трлн. долл. на реализацию широко разрекламированной ранее демократами новой энергетической политики планируется выделить всего лишь около 80 млрд. долл. или 7, 3%, что вызывает естественные сомнения в ее быстром и результативном старте. Такие ассигнования пока явно не соответствуют главной заявленной задаче энергетического плана Обамы - последовательной замене импортной нефти и прочих видов минерального топлива путем развития экономики "чистой энергии" с преобладанием возобновляемых энергетических источников.

2.3 «Чистые» технологии в энергетике США

США остаются мировым лидером по финансированию исследований в области энергетики. Правда, федеральные расходы на эти цели, приведённые в ценах 2006 г., сократились с 8 млрд. долл. в 1980 г. до 2,2 млрд. долл. в 1998 г., но начали вновь увеличиваться с 2000 г., достигнув 4,1 млрд. долл. в 2007 г. Таким образом, некоторые направления фундаментальных и прикладных исследований замедлились из-за недостаточного финансирования. Основу финансирования прикладных исследований различных экологически чистых источников энергии (солнечной, ветровой и др.) осуществляют отдельные штаты. Инвестиции частного сектора в исследования, связанные с энергетикой, остаются на стабильном уровне, не испытав столь резкого падения, как в случае с сокращением государственного финансирования в 1980-1990 гг. Тем не менее необходимо учитывать природу этих инвестиций, направленных на получение скорейшей прибыли, а не на достижение долгосрочных целей устойчивого развития.

В 2010. потребление гидроэлектроэнергии составляло 35,8% от общего потребления возобновляемых источников энергии, что намного ниже, чем в 2003 - 46%. Далее идут древесина и древесные топлива (также включает торф, древесный спирт, опилки, железнодорожные шпалы, смолы и т.п.), затем биотоплива, отходы, геотермальные, ветряные и солнечные по убыванию. Видно, что наиболее прогрессивные источники энергии пока составляют меньшую часть в производстве и потреблении энергии от возобновляемых источников. Соединённые Штаты Америки отстают от Германии по объему размещённых мощностей фотовольтаики, но лидируют по всем остальным видам альтернативной энергетики. Также Китай при учёте небольших плотин с турбинами, которых там великое множество, занимает первое место по мощностям возобновляемой энергии.

После США идут Бразилия, Канада, Япония.

По американским дорогам колесят 775667 транспортных средств на альтернативных топливах (по предварительным данным на 2008). Среди них есть почти пятьдесят семь тысяч электромобилей, больше трёх тысяч машин на С.П.Г. вместо бензобака - в основном муниципальные автобусы Южной Каролиной.

В целом, в 2011 году в энергопотреблении США возобновляемые источники энергии достигли доли 10%. В 1990 году этот показатель составлял 4,5%. В абсолютном выражении потребление энергии из возобновляемых источников энергии составило 7,745 квадриллионов британских тепловых единиц. Без гидроэнергетики они составляют 5,4% в энергобалансе страны. В абсолютном выражении это 5,1 квадриллиона б.т.е. В первичном производстве энергии в 2011 г. альтернативные источники энергии составили 7%.. Имеющиеся мощности альтернативной энергетики в 2008 составляли 34 Гигаватт. в 2010 - 55 Гигаватт. что составило прирост 60,6% - всё равно это очень малая доля от общих мощностей, всего 4.7% (3% в 2008). Доля возобновляемых источников в энергопотреблении промышленности составила в 2008 6.8%, домов и строений - 3,1%, частного сектора - 1%, транспорта (исключительно биотопливо) - 2,9%, электрогенерирующей отрасли - 3,2%, а в валовом производстве электроэнергии она достигает 3,1% (с учётом гидроэлектроэнергии - 8,5%).

Главное внутреннее противоречие американской внешней энергетической политики, которое предстоит преодолеть Б. Обаме, заключается в том, что в рамках выгодного для себя монополярного подхода США стали прямо и косвенно способствовать созданию более "глобализированного" мира, объективно требующего таких совместных действий различных стран, как координация макроэкономического регулирования, обеспечение энергетической безопасности, решение проблем "несостоятельных государств" и затяжных вооруженных региональных конфликтов вокруг энергетических ресурсов, предотвращение глобальных эпидемий и сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу.

Тем не менее вместо того, чтобы создавать новые и укреплять существующие международные институты, призванные решать эти проблемы, многие односторонние американские действия ради быстрого достижения собственных краткосрочных внешнеполитических целей в последние годы лишь ослабляли имеющиеся международные структуры. Ключевая задача для избранного президента - не просто воспользоваться существенным временным сдвигом в расстановке внутренних политических сил в свою пользу, но и попытаться заново сформулировать новые эффективные национальные внешнеполитические доктрины, стимулирующие экономический рост и внешнеэкономические связи с учетом интересов всех других ведущих государств на мировой арене, как это смог сделать в ходе выхода из Великой экономической депрессии президент Франклин Рузвельт в начале 30-х годов прошлого века. Пока таких подходов в работе команды Обамы не просматривается, и на избранном им пути достижения одностороннего внутреннего энергетического лидерства США ожидает немало трудностей и опасных подводных камней.

Современная структура американского энергетического баланса обладает значительной инерционностью и по имеющимся прогнозам на перспективу до 2030 г. существенно не изменится. В настоящее время доля всех возобновляемых источников не превышает 7%, а через 20 лет нефть, уголь и газ, по всей вероятности, будут продолжать обеспечивать не менее 80% суммарного спроса на энергию.

Сложившиеся соотношение ведущих используемых энергоносителей смогло бы заметно трансформировать лишь начало массового применения водорода на транспорте, в промышленности и в быту, однако по техническим, ресурсным и финансовым причинам этот этап вряд ли сможет быть реализован ранее 2050 года. Хотя суммарные затраты на федеральные исследовательские проекты в области возобновляемой энергетики за последние 35 лет составили около 117 млрд. долл., при этом так и не удалось обеспечить ее рентабельности. Как уже показала практика, во многих случаях производство этанола и других видов биотоплива требует больших собственных энергетических затрат, отнимает отграниченные посевные площади у продовольственных культур и способствует неоправданному росту цен на продукты питания.

По оценкам ведущих американских нефтегазовых компаний, не поддерживающих план Обамы, в настоящее время реальная энергетическая независимость страны практически недостижима, экономика в любом случае будет продолжать потреблять больше топлива, чем его способна поставлять истощенная внутренняя ресурсная база, а повышенные бюджетные затраты на убыточные возобновляемые виды энергии не смогут окупиться в обозначенные сроки. В этой связи с корпоративной точки зрения гораздо более разумно было бы вкладывать ограниченные средства стабилизационного пакета в энергосбережение, геологическую разведку, дополнительное бурение и целевую инновационную поддержку традиционного топливного бизнеса, переживающего трудные времена из-за кризисного падения цен.

На инновационном или венчурном рынке США, связанном с разработкой и внедрением новых технологий, во время рецессии обозначились новые прорывные направления. Несмотря на общее падение венчурного капитала в связи с кризисом всей экономики, обозначились "горячие точки" инвестиционного прорыва и бурного развития. Это в первую очередь сектор энергетических чистых технологий. Объем венчурного капитала в так называемые чистые технологии, призванные создать альтернативу нефтегазовой энергетике, в 2008 году вырос на 54% и достиг 4 миллиардов долларов. Эта сфера развивается самыми бурными темпами при том, что попала в поле зрения лишь в новом тысячелетии.

Барак Обама объявил снижение энергозависимости США одним из ключевых приоритетов своей экономической политики. В 2008 году семь из десяти крупнейших инновационных проектов в стране были в сфере чистых технологий. По прогнозам экспертов ООН, к 2018 году глобальный рынок чистых энергетических технологий, в первую очередь, солнечной энергетики, составит 325 миллиардов долларов.

Глава III. Государственное регулирование сферы энергетики в США

.1 Экологическое законодательство США

В США считают, что за последние четверть века их страна достигла значительного прогресса в деле защиты окружающей среды. Американцы возлагают на себя обязанность продолжать эту миссию и в последующие 25 лет потому, что у них есть все необходимые механизмы.

Особую роль в экологическом законодательстве играют не столько сами эти нормы, сколько судебное толкование конституционных положений. Конституция США является основой для современного экологического законодательства этой страны, которое включает совокупность федеральных и штатных законов, объединенных в три большие группы: законы, нацеленные на предупреждение загрязнения отдельных природных сред, обеспечение рационального использования природных ресурсов, сохранение особо ценных природных объектов.

Наличие таких относительно самостоятельных направлений является особенностью системы экологического законодательства США и объясняется спецификой правового регулирования различных видов экологических отношений, законодательными традициями.

Важное место в системе природоохранных органов США занимает Министерство внутренних дел, в компетенцию которого входит руководство системой национальных парков, службой рыбного хозяйства и живой природы. Оно осуществляет национальный реестр исторических мест и учет интересных природных объектов, разрабатывает программы по их защите, охране архитектурных и инженерных ансамблей, а также археологических памятников, обеспечивает техническое содействие в планировании и развитии рекреационных ресурсов и т.д.

Наряду с нормами общего права в США действует законодательство, направленное на регулирование общественных отношений, являющихся предметом экологического права. Большинство их включено в тома "Охрана", "Земли минеральных ресурсов и добыча полезных ископаемых", "Судоходство и судоходные воды" Свода законов США. Помимо федерального законодательства существует законодательство отдельных штатов. Каждый штат в пределах своей компетенции может издавать законы об охране и рациональном использовании природных ресурсов, находящихся на территории данного штата.

В национальном отчете США Рио-де-Жанейрской конференции его авторы подчеркивали, что экологическое законодательство и институты в США прошли долгую эволюцию от "серии несвязанных статутов до огромной, взаимосвязанной, многоуровневой системы законов, обеспечивающей защиту ресурсов, здоровое состояние окружающей среды, сохранение биоразнообразия, контроль и предотвращение загрязнения, проведение экологической политики и менеджмента. Только перечисление системы экологических законов и регулирующих норм, действующих сейчас на федеральном уровне, составляют множество томов...".

Современное экологическое движение в Соединенных Штатах началось с проведения первого Дня Земли 22 апреля 1970 года. За этим последовали ключевые американские законы об окружающей среде, в том числе Закон о национальной политике в области окружающей среды (1970), Закон о чистом воздухе (1970), Закон о чистой воде (1972), Закон об исчезающих видах (1973), Закон о консервации и восстановлении ресурсов (1976) и Закон о суперфонде (1980), предназначенный для очистки сильно загрязненных сбросовых зон. Многие из этих законов и экологических инициатив стали первыми подобными инициативами в мире.

Систему экологического законодательства США венчает конституция, являющаяся источником всех законодательных норм. Федеральное законодательство делится на две основные группы: статуты в области экологической экспертизы и статуты, посвященные конкретным ресурсам.

Первая группа открывается Актом о национальной политике в области окружающей среды 1969 года (National Environment Policy Act - NEPA), который по существу стал основным законом в экологической сфере, концептуально наметив главные принципы, институты и механизмы государственной экологической политики. Конкретизируя эти моменты, закон требует обязательного анализа экологических последствий деятельности различных субъектов на федеральном уровне. Его продолжает и дополняет Акт об улучшении качества окружающей среды 1970 года. Среди второй группы статутов отметим Акт о чистом воздухе, Акт о чистой воде, Акт о сохранении и восстановлении ресурсов, Акт о контроле за ядовитыми веществами и т.д.

Параллельно двум типам статутов были созданы государственные органы в системе исполнительной власти. В период президентства Р.Никсона, в 1970 году, в системе аппарата президента был учрежден Совет по качеству окружающей среды с целью содействия президенту в подготовке ежегодного доклада по качеству окружающей среды, сбора информации, оценки различных программ, разработки рекомендаций, проведения исследований и т.д. Созданное в том же 1970 году Агентство по защите окружающей среды (U.S. Environmental Protection Agency - EPA) занимается контролем за исполнением второй группы экологических статутов. Все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная в рамках своих полномочий признаны ответственными за разработку, утверждение, выполнение и контроль в области экологической политики. Каждое министерство, агентство, комитет, комиссия, совет системы исполнительной власти имеет свои четкие обязанности в деле защиты окружающей среды, например, министерство труда ответственно за здоровые условия на рабочих местах, министерство юстиции за разработку экологического законодательства и организацию судопроизводства и т.д.

В США наряду с системой налогообложения атмосферных загрязнений существует система выдачи разрешений (квот) на допустимые эмиссии, за превышение которых компании подвергаются крупным штрафам, пропорциональным избыточному выбросу. Вместе с тем действует система торговли квотами между компаниями, чьи эмиссии ниже допустимых или которые готовы добровольно сократить эти выбросы, и теми, которые предпочитают компенсировать свои чрезмерные эмиссии покупкой дополнительных квот.

Отработанный механизм квотирования прав на использование ассимилятивного потенциала в США дал основание ученым обсудить возможности распространения американской модели на международные отношения, в частности, поставить вопрос об установлении квот на рыбный промысел в Мировом океане и разрешаемых уровней эмиссии атмосферных загрязнений.

Признание стратегии устойчивого развития на организационном уровне воплотилось в учреждение в 1993 году Президентского совета по устойчивому развитию с совещательными полномочиями с целью осмысления и осуществления идеи комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем для достижения устойчивого развития.

При чрезвычайной сложности экологических проблем в такой огромной по размерам стране, как США, большое внимание уделяется местному уровню. Многие федеральные статуты особо поощряют наряду с федеральной параллельную деятельность властей штатов. Многие штаты развивают свою собственную систему законодательных и административно-управленческих институтов.

3.2 Основы энергетической стратегии США

Развитие новой энергетической базы в США входит в число важнейших приоритетов национальной безопасности государства. В соответствии с действующим законодательством разработка стратегии и реализация национальной энергетической политики возложена на президента страны и шесть специализированных федеральных ведомств: Министерство энергетики, Министерство торговли, Государственный департамент, Министерство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел и Агентство по охране окружающей среды.

В конце 1990-х гг. Министерством энергетики было выделено пять основных стратегических направлений долгосрочной политики США в области энергетики, остающихся в силе до настоящего времени. К ним относятся: улучшение эффективности существующих энергосистем при сохранении целостности окружающей среды и повышении уровня энергетической безопасности; поддержание бесперебойного энергетического снабжения экономики, не зависимого от возможных внешних угроз сокращения поставок энергоносителей или инфраструктурных сбоев; внедрение новых энергосберегающих и более безопасных видов энергетического производства; проведение фундаментальных научно-технических исследований и технологических разработок для освоения более экономичных и экологически чистых энергетических источников; развитие международного торгово-экономического и технологического сотрудничества по глобальным проблемам энергетической безопасности в американских интересах.

Основной объём производственной деятельности в энергетическом секторе осуществляется частными коммерческими предприятиями. Тем не менее характерной особенностью американской экономики является то, что под прямым государственным и смешанным управлением по-прежнему находятся многие крупные тепловые и гидроэлектростанции, магистральные линии электропередач, региональные распределительные энергетические сети, а также стратегические топливные резервы и месторождения энергетического сырья. Из средств федерального бюджета поддерживаются межотраслевые НИОКР по стимулированию научно-технического прогресса и повышению эффективности энергохозяйства страны. Такие затраты в последние годы в среднем составляли не менее 5-6% всего объёма государственного финансирования научных исследований и разработок. В 2006 г. в общем бюджете Министерства энергетики США в 23,6 млрд.долл. затраты на гражданские научно-исследовательские цели были равны 3,6 млрд. (15,3%), а расходы по 27 целевым направлениям обеспечения энергетической безопасности достигли 2,8 млрд. долл. В 2008 г. бюджетные ассигнования на это составили 4,4 и 3,1 млрд. долл. Кроме того, федеральное правительство продолжает предоставлять различные целевые налоговые льготы и скидки энергетическим предприятиям частного бизнеса; в 2005 г. их сумма равнялась 11,6 млрд. долл.

Современную систему национальных энергетических приоритетов США определяет закон «Об энергетической политике», введённый в действие в августе 2005г. Он предусматривает 11 основных направлений практических действий, нацеленных на изменение существующей энергетической ситуации и распределяющихся в плане государственного регулирования по трём уровням избирательной приоритетности. Максимальное внимание уделяется поддержке внутренней добычи природного топливного сырья, на втором месте - меры по повышению энергетической эффективности экономики и на третьем уровне осуществляются меры, стимулирующие освоение возобновляемых энергоносителей.

В начале 2006 г. президент Дж. Буш выступил с инициативами по диверсификации первичных энергетических источников и снижению опасно высокого уровня импортных топливных поставок, достигших по нефти 60% её потребления. В качестве основной практической задачи при этом было выдвинуто сокращение к 2025 г. объёма нефтяного импорта из стран Ближнего Востока на 75% с преимущественным использованием инновационных мер энергосбережения. Одновременно с этим была начата программа государственного субсидирования постепенного перехода автомобильного транспорта на новые комбинированные виды искусственного топлива, получаемого на базе природного газа, сельскохозяйственной продукции и биологических отходов, позволяющих снизить объём потребления нефтепродуктов. Особое внимание уделялось технологическим мерам по росту энергосбережения в коммунальном хозяйстве, а также по сокращению объёма загрязняющих выбросов тепловых угольных электростанций в атмосферу не менее чем на 70%. Важная роль при этом была отведена продолжению программ Министерства энергетики по совершенствованию технологий «чистого угля» и более безопасных АЭС нового поколения. Для увеличения объёма внутренней добычи нефти было предложено начать освоение ранее труднодоступных глубоководных нефтегазовых месторождений на шельфе США, требующих бурения скважин глубиной до 2-3 км. Для повышения доли более безопасного в экологическом отношении, чем уголь, природного газа президент предложил ускорить строительство нового Трансаляскинского газопровода и нескольких десятков перегрузочных портовых терминалов для обеспечения роста импорта сжиженного природного газа.

Выступая в январе 2007 г. с очередным обращением к Конгрессу о положении в стране, президент Дж. Буш поставил конкретные дополнительные задачи сокращения на протяжении последующих 10 лет объёма потребляемого в стране бензина на 20%, ужесточения стандартов топливной экономичности автомобилей, а также увеличения существующего стратегического нефтяного резерва в два раза до уровня 1,5 млрд. баррелей. На программу развития этого резерва, призванного обеспечивать экономику страны в критических ситуациях на протяжении не менее трех месяцев, потребуется около 65 млрд. долл. При этом объём ежегодного потребления альтернативных видов моторного топлива, таких как этанол, из биологического сырья с нынешних 15 млрд. л должен возрасти к 2017 г. до 132 млрд. л. В более отдалённой перспективе в США предполагается использование солнечной и ветровой энергии в большем объёме, а также применение водорода в качестве основного универсального энергоносителя, что может потребовать массового внедрения сложных криогенных технологий.

По оценкам независимых экспертов, более радикальное снижение зависимости США от импортной нефти потребовало бы бюджетных затрат в размере не менее 180 млрд. долл. и сопряжено с болезненным перераспределением доходов и политического влияния между традиционным нефтяным бизнесом и производителями энергии на базе альтернативных источников. В условиях, когда отсутствуют необходимые рыночные предпосылки высокой прибыльности новых типов энергетического производства, контрольные рычаги власти и стратегические решения в сфере ТЭК все еще остаются в руках традиционного нефтегазового и угольного бизнеса, доходы которого гарантирует продолжение субсидирования добычи минерального топлива при сохранении имеющихся ценовых пропорций.

Международное энергетическое агентство (МЭА) в феврале 2008 г. в рамках специализированной серии публикаций под общим названием «Анализ энергетической политики стран - членов ОЭСР» выпустило доклад, посвященный энергетической политике США, в котором сквозной темой всего доклада являются вопросы инновационного развития американской энергетики в связи со структурным сдвигом в пользу высокотехнологичных отраслей. Главный акцент сделан на стимулирование энергосбережения, большую энергоэффективность, финансирование перспективных исследований в области энергетики.

Из данного доклада можно выделить две наиболее острые проблемы, стоящие перед современной американской энергетической политикой. Первая - снижение растущей зависимости от импортных поставок топлива. Вторая - уменьшение растущих выбросов парниковых газов и внедрение системы контроля эмиссии CO2. Причём особая острота этих проблем, по мнению МЭА, усугубляется тем фактом, что США являются единственной страной ОЭСР, в которой доля ископаемых видов топлива в топливном балансе в ближайшее время будет продолжать расти и в которой не разработана политика учёта контроля выбросов CO2 и рыночные механизмы их сокращения. Соответственно, анализ отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса США при наличии в нем прочих проблем, в конечном счёте, должен способствовать решению указанных двух наиболее острых противоречий американской энергетической политики.

Среди основных недостатков энергетической политики в области исследований и разработок, помимо проблем с финансированием, можно отметить низкую степень координации различных программ между властями различных уровней (федеральными и властями штатов, исполнительной и законодательной ветвями) и отдельными ведомствами (министерствами энергетики, сельского хозяйства, транспорта и другими агентствами), а также отсутствие последовательности в поддержке многих долгосрочных (в несколько десятилетий) исследований. Кроме того, отмечается низкая степень заинтересованности Правительства США в фундаментальных международных исследовательских программах даже в рамках ОЭСР. Если рассматривать энергетическую эффективность и прочие индикаторы использования энергии, то можно отметить, что в Соединённых Штатах потребление топлива на единицу произведённого ВВП сокращается, что, несомненно, является положительной тенденцией, характеризующей развитие экономики, науки и умелую энергетическую политику. Однако более детальное рассмотрение этого показателя свидетельствует о менее радужных перспективах. Так, США уступают в этом отношении среднему показателю по странам ОЭСР. Экономика Японии является на треть более энергоэффективной, чем экономика США, а экономика Германии - на 23%. Кроме того, если в 1995 г. США отставали от Дании - мирового лидера по этому показателю - на 70%, то в 2005 г. увеличили отставание до 76%. Особенно сильно по показателю энергоэффективности США уступают в транспортном секторе.

Транспортный сектор США менее эффективен, чем в других странах в силу относительно более слабого развития общественного транспорта, большего потребления топлива на единицу пробега. Поэтому США необходимо улучшать ситуацию в этой области с помощью введения более строгих нормативов на эффективность автомобильного транспорта и поощрения развития общественных транспортных систем.

В области производства электроэнергии низкая эффективность связана со стремлением использовать более дешевое угольное топливо на электростанциях. Так, увеличение спроса на электроэнергию в США с 1995 по 2006 г. на 40% было в значительной степени удовлетворено за счёт увеличения ежедневной работы существующих угольных электростанций. Специалисты МЭА полагают, что США необходима обязывающая политика большего энергосбережения при потреблении электричества домохозяйствами и промышленностью. Существующий механизм обеспечения энергосбережения - программа «Энерджи стар» (Energy Star) - является добровольной, в то время как в стране назрела необходимость общеобязательных стандартов энергосбережения. Власти США также могли бы способствовать развитию коллективных систем отопления в масштабе района или квартала вместо существующих индивидуальных отопительных устройств, которые значительно проигрывают по показателям энергоэффективности. Кроме того, существующие стандарты энергосбережения, заложенные при возведении новых зданий, должны быть улучшены, а их соблюдение должно контролироваться в более строгой форме. В то же время за 15 лет, с 1990 по 2005 г., эмиссия вредных газов в США возросла на 16%. При этом энергопотребление обеспечило 85,4% этого роста. В расчёте на доллар ВВП выбросы углекислого газа составляют 0,54 кг/долл., что на 26% больше, чем в среднем по странам Западной Европы, и на 18% больше, чем в среднем по странам ОЭСР.

США официально признают опасность влияния антропогенного фактора на изменение климата, однако проводимая политика касается только снижения выбросов на единицу ВВП, в то время как общее количество выбросов продолжает неуклонно расти и не воспринимается правительством как серьёзная угроза. Этим отношение США к глобальному изменению климата отличается от политики большинства стран ОЭСР, которые стремятся в первую очередь ограничить и сократить абсолютное количество вредных выбросов, как этого требуют нормы Киотского протокола. Показательной в этом ключе является политика отдельных штатов, которые приняли программы по сокращению совокупных выбросов. Поставлена задача сократить к 2012 г. выбросы парниковых газов на 18% на единицу ВВП. Учитывая, что с 1990 по 2005 г. этот показатель уменьшился на 24,7%, сокращаясь ежегодно на 1,9%, поставленная правительством задача не является столь грандиозной, как она была преподнесена американской общественности. В настоящее время в США не существует федеральной политики, которая была бы направлена на установление системы учёта и торговли выбросами CO2, в отличие от стран Европейского союза, где подобный рыночный механизм борьбы с глобальным потеплением действует с 2005 г. Вместо этого совокупный уровень выбросов продолжает расти. Тем не менее руководство МЭА приветствовало усилия США по выработке нового формата международного соглашения по экологическому контролю после 2012 г., когда закончится действие Киотского протокола. Собрав в сентябре 2007 г. в Вашингтоне крупнейшую межправительственную конференцию по проблемам изменения климата, США тем самым продемонстрировали желание возвратить себе роль глобального лидера в борьбе с этими изменениями.

Альтернативой нефти и газу в США служат возобновляемые источники энергии, которые обеспечивают около 8% общего ее потребления страной. В США ведутся активные исследования в области развития возобновляемых источников энергии. Темпы введения новых генерирующих мощностей, использующих возобновляемые источники, с 1990 по 2001 гг. замедлились, в то время как после 2004 г. стали расти достаточно быстрыми темпами. По прогнозам МЭА с 2005 до 2020 г. этот рост составит 45%, в то время как за предыдущие 20 лет (1990-2010 г.) он составил всего 29%. Лидером среди возобновляемых источников энергии остается ветровая энергия. Ежегодный прирост в последние годы составляет около 3 тыс. МВт, правда на ветровых электростанциях производится только около 3,6% всей электроэнергии. Развитие ветровой энергии стало возможным благодаря двум факторам: во-первых, научно-техническим усовершенствованиям, сократившим стоимость получения 1 кВт/ч энергии с 8 центов (в текущих ценах) в 1980 г. до 4 центов в 2007 г. Во-вторых, предоставляемые федеральным правительством налоговые льготы также оказали положительное влияние на развитие ветровой энергии. Среди других возобновляемых источников энергии - растущее использование биотоплива, главным образом этанола, получаемого в основном из кукурузы. В обращении к нации в январе 2007 г. Президент США Дж. Буш поставил задачу увеличения производства топливного этанола до 35 млрд. галлонов к 2017 г., что должно удовлетворить 15% спроса на автомобильное топливо. Показательно, что специалисты МЭА не комментируют отрицательные стороны подобной инициативы, представляя лишь экономические факторы, необходимые для развития производства биотоплива. Так, по их подсчётам, производство биотоплива является экономически оправданным при цене на нефть, превышающей 70 долл. за баррель. В настоящий момент отрасль биотоплива в значительной степени субсидируется федеральным правительством, кроме того, доступ этанола из прочих стран пока затруднен высокими импортными тарифами. Специалисты МЭА полагают, что Соединённые Штаты должны обеспечить иностранным производителям равные права доступа на рынок этанола. Отдельного внимания заслуживают активные целенаправленные усилия государства по освоению водородной энергетики, которые начались в США в 2003 г., когда президент Дж. Буш в аналогичном обращении к Конгрессу «О положении в стране» провозгласил «Инициативу в области водородного топлива». По данной программе в течение пяти лет (2004-2008 гг.) было выделено на работы в области водородной энергетики в общей сложности 1,2 млрд. долл., из которых 720 млн. были предназначены на проведение научных исследований и разработок.

Также Правительство США и Конгресс осознали необходимость возрождения ядерной отрасли в качестве важного инструмента обеспечения энергетической безопасности страны. Ядерная энергетика генерирует 19,4% электроэнергии в США. США являются мировым лидером в данной отрасли, обладая 104 ядерными реакторами, работающими на 65 ядерных электростанциях. Предприняты шаги по поддержанию существующего уровня работы ядерных электростанций, а также начата работа по стимулированию новых инвестиций в перспективные энергоблоки, строительство которых должно начаться в 2015-2020 гг. В 2008 г. рассмотрено 13 лицензий на строительство новых ядерных объектов. Однако следует помнить, что обладание лицензией является необходимым, но лишь первым шагом для инвестора и не означает, что тот или иной объект будет в итоге построен.

Опасения в области развития ядерной энергетики связаны с несогласованностью планов строительства новых хранилищ ядерных отходов с графиком строительства новых электростанций. В этой связи органам власти США надо более целенаправленно работать над воплощением стратегического плана развития ядерной отрасли страны, предусматривающего все этапы функционирования различных ядерных объектов. При этом для большей эффективности и привлекательности для инвесторов американские ядерные электростанции должны участвовать и стать основными бенефициарами в системе торговли квотами на выбросы CO2. В настоящее время энергетическая стратегия США включает шесть главных целей: сокращение выбросов энергетических углеродных загрязнений, разрушающих окружающую среду; приоритетное инвестирование более чистых и безопасных энергетических технологий; поддержка новых производительных способов получения биотоплива; гарантированное достижение независимости экономики США от импортных топливных поставок; рост энергоэффективности национальной экономики; восстановление американского лидерства в международных программах ограничения загрязнений окружающей среды и борьба с неблагоприятными изменениями климата.

Темпы роста прогнозируемого использования возобновляемых энергетических источников в структуре совокупного национального энергетического баланса составят не более 1-2% в год. Вместе с тем планируемые поэтапная модернизация старых АЭС и переход на новые более совершенные типы атомных реакторов позволят американским компаниям несколько увеличить долю АЭС в структуре производства электроэнергии, а также расширить международную торговлю ядерным топливом.

Данная стратегия Президента США Б. Обамы однозначно нацелена на постепенное существенное изменение структуры американского энергетического баланса в рамках стимулирования энергосбережения и более активного использования возобновляемых источников, однако ее практическая реализация может встретить значительные трудности и потребует крупных инвестиционных ресурсов, реально доступных лишь после выхода страны из текущего финансового кризиса. Основные приоритеты отдаются солнечной энергии, многотопливным автомобилям и планам ускоренной прокладки новых линий электропередач и топливных трубопроводов по региональным энергетическим коридорам. Для удвоения в ближайшие три года доли используемых возобновляемых энергетических источников Б. Обама предложил субсидировать производство высокопроизводительных ветровых генераторов, полупроводниковых фотоэлектрических панелей, новых видов биологического топлива, новых гибридных легковых и грузовых автомобилей повышенной топливной экономичности, топливных элементов и аккумуляторов быстрой перезарядки.

3.3 Энергетические приоритеты администрации Обамы

энергетический комплекс кризис обама

Энергетический план демократов включает шесть главных целей: сокращение выбросов разрушающих окружающую среду энергетических углеродных загрязнений; приоритетное субсидирование более чистых и безопасных энергетических технологий; поддержка новых производительных технологий получения биотоплива; гарантированное достижение независимости экономики США от импортных топливных поставок; рост энергоэффективности национальной экономики и подъем уровня энергосбережения; восстановление американского лидерства в международных программах ограничения загрязнений окружающей среды, борьба с неблагоприятными изменениями климата.

Энергетическая политика Обамы однозначно нацелена на постепенное существенное изменение структуры американского энергетического баланса в рамках более активного использования возобновляемых источников, однако ее реализация может встретить значительные трудности и потребует крупных инвестиционных ресурсов, реально доступных лишь после выхода страны из текущего финансового кризиса. Используя создавшееся временное подавляющее большинство демократов в составе Конгресса, Барак Обама надеется уже в текущем году, независимо от противодействия республиканцев, ввести в действие ряд жестких нормативных природоохранных ограничении, активизировать торговлю квотами сверхнормативных энергетических загрязнений окружающей среды, резко повысить общий уровень налогообложения крупных нефтяных корпораций, а также законодательно устранить многочисленные прямые и косвенные льготы для традиционного нефтегазового бизнеса, введенные за последние годы республиканцами, что увеличит общие поступления в госбюджет за последующие 10 лет на 31, 5 млрд. долларов.

В рамках своего первого ежегодного послания об экономическом положении в стране, представленного на совместном заседании обеих палат Конгресса в конце февраля 2009 г., американский президент вновь подтвердил приверженность солнечной энергии, гибридным автомобилям и планам ускоренной прокладки новых линий электропередачи и топливных трубопроводов по специальным выделенным в централизованном порядке региональным энергетическим коридорам.

Поставив задачу удвоения за три года доли возобновляемых энергетических источников, он предложил законодателям срочно принять дополнительный законопроект, предусматривающий ускорение фундаментальных исследований и прикладных энергетических разработок, комплексное внедрение профильных нововведений и выделение целевых федеральных субсидий на сумму 15 млрд. долл. в год. Эти меры призваны стимулировать выпуск высокопроизводительных ветроэнергетических установок, полупроводниковых фотоэлектрических панелей, новых видов биологического топлива, оборудования для малоотходных угольных электростанций, легковых и грузовых автомобилей повышенной топливной экономичности с обязательным условием производства всех комплектующих и их окончательной сборки только в пределах США с целью приоритетного создания новых рабочих мест для американских граждан.

В целом энергетическая программа демократов предусматривает, что в предстоящие 10 лет на развитие более эффективных и чистых энергетических технологий, создание около 5 млн. дополнительных рабочих мест на новых предприятиях по производству энергоносителей, не связанных с минеральным сырьем, а также на повышение доли энергии на возобновляемой основе с нынешних незначительных 7% до желательных к 2020 г. 25% должно быть привлечено не менее 150-180 млрд. долл. прямых капиталовложений. Характеризуя сложность этой задачи, новый министр энергетики США, нобелевский лауреат Стивен Чу сравнил ее по значимости и масштабам со второй промышленной революцией.

Для предотвращения угрозы глобального потепления программа Обамы предполагает активные и последовательные действия исполнительной и законодательной властей по снижению к 2050 г. выбросов в атмосферу парниковых газов с американской территории не менее чем на 80%. Решению транспортных проблем должны способствовать законодательные меры и субсидии, нацеленные на выпуск к 2015 г. на американских заводах не менее 1 млн. новых гибридных автомобилей с топливной экономичностью на уровне 150 миль пробега на 1 галлон (3, 8 л) топлива.

Входе изнурительного предвыборного марафона по тактическим соображениям Б. Обама был вынужден отказаться от своей первоначальной жесткой оппозиции открытию американского континентального шельфа для разведочного и эксплуатационного бурения, однако сохранил программные положения о необходимости снизить общий уровень потребления нефти внутри страны, сократить импорт топлива, повысить энергосбережение при эксплуатации всех транспортных средств, а также способствовать внедрению новых низкоуглеродных топливно-энергетических циклов. Снижение транспортного энергопотребления и диверсификация первичных источников энергии должны, по его замыслу, обеспечить возможность для США уже через 10 лет полностью отказаться от прямого нефтяного импорта из Венесуэлы, а также стран Ближнего и Среднего Востока.

В качестве первоочередной меры для облегчения финансового положения американского населения намечено снизить ежегодную налоговую нагрузку в размере 1 тыс. долл. на каждую американскую семью за счет немедленного введения дополнительного федерального налога на избыточные прибыли нефтяных компаний. Для стабилизации внутренних цен на жидкое топливо планируется жестко пресекать все попытки массовых спекуляций в оптовой и розничной торговле, а также использовать выведение на рынок на компенсационной основе дополнительных объемов нефти из подземных запасов федерального стратегического нефтяного резерва, который будет увеличен в 1, 5 - 2 раза.

Ускоренную замену старых автомобилей на новые должны будут стимулировать более строгие федеральные нормы топливной экономичности для всех видов транспорта, введение единого национального низкоуглеродного топливного стандарта, а также целевых налоговых скидок в размере до 7 тыс. долл. при покупке новых энергосберегающих транспортных средств.

Для сокращения энергетических потерь в коммунальном хозяйстве предусмотрено ежегодное проведение работ по монтажу дополнительной теплоизоляции в 1 млн. индивидуальных жилых домов и квартирных комплексов с выделением федеральных и местных целевых субсидий для их владельцев. Планируется также активизировать федеральную программу внедрения технологий "чистого угля", завершить строительство трансаляскинского магистрального газопровода, расширить сеть местных газораспределительных трубопроводных сетей, приступить к эксплуатации национальной системы комплексных транспортных энергетических коридоров, реконструировать устаревшие энергоблоки тепловых, атомных и гидравлических электростанций, повысить пропускную способность и надежность работы линий электропередачи, ввести в действие более совершенные компьютеризированные системы дистанционного контроля и диспетчерского управления всеми территориальными энергосистемами.

В современном употреблении возобновляющимися источниками энергии являются геотермальные, солнечные, ветряные и биомассы. Возобновляемую энергию получают из природных ресурсов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B> -таких как солнечный свет <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82>, ветер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80>, дождь <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8C>, приливы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B2> и геотермальная теплота <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F> - которые являются возобновляемыми (пополняются естественным путем). В 2006 году около 18% мирового потребления энергии было удовлетворено из возобновляемых источников энергии, причем 13% из традиционной биомассы, таких, как сжигание древесины. Гидроэлектроэнергия является очередным крупнейшим источником возобновляемой энергии, обеспечивая 3% мирового потребления энергии и 15% мировой генерации электроэнергии. Они включают в себя биотопливо, отходы, древесину и топлива от нее, а также прочие, не получившие массового распространения. К ним относятся, например, неконвенциональные гидроэлектростанции приливов, которых в США построено четыре, из них две на Аляске. Важно различать альтернативные источники энергии и возобновляемые источники энергии, так как по статистике во вторую категорию помимо вышеперечисленных включается ещё и гидроэнергетика (речные плотины), а отдельной статистики для первой, как правило, нет. Плотины на реках производят большую долю энергии возобновляемых источников с низкой себестоимостью, но этот вид производства электроэнергии не может быть определен как устойчивый ввиду значительного ущерба окружающей среде и выбросов парниковых газов из искусственных резервуаров.

Заключение

Современную ситуацию в мировой энергетике отличают следующие основные энергетические тенденции. Наиболее заметная из них - это неуклонный рост энергопотребления, а другая - поиски новых рентабельных источников энергии.

Энергетический комплекс США занимает важное место в американской экономике, являясь надежным и мощным фундаментом поступательного развития экономики США во всех других отраслях.

Некоторые ученые считают, что именно энергетика - будущее мира. И это прекрасно понимают в США. Изучение влияния мирового финансового кризиса на разные сферы деятельности человека и страны, в частности на энергетику носит довольно актуальный характер. Это можно объяснить тем, что, во-первых, кризис разразился сравнительно недавно. Но, несмотря на это, исследования и дискуссии по этому поводу носят весьма популярный характер. В современной научной литературе данная тема является наиболее ярко обсуждаемой, так как до конца не проанализировано влияние мирового экономического кризиса на энергетическую сторону США и взгляды на последствия достаточно разные, что говорит о неясном будущем энергетики в виду нестабильной экономической ситуации в мире.

Выводы данного исследования дают понять ясно одно: проблемы целенаправленного энергетического развития приобретают в настоящее время все более важное значение в экономической стратегии большинства государств, особенно в США. Так как США остаются крупнейшим в мире производителем и потребителем энергии. Снижение объемов промышленного производства, в свою очередь, не могло не привести к снижению потребления энергии. Сформировавшийся в стране топливно-энергетический комплекс хорошо обеспечен как местными ресурсами, так и импортным топливом.

В целом, человечество столкнулось со всё обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате этого социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития. Соединённые Штаты Америки имеют все основания стать лидером в данной области.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее США, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны.

Важным является то, что США остаются мировым лидером по финансированию исследований в области энергетики, но тем не менее необходимо учитывать природу этих инвестиций, направленных на получение скорейшей прибыли, а не на достижение долгосрочных целей устойчивого развития.

В США небезосновательно считают, что за последние четверть века их страна достигла значительного прогресса в деле защиты окружающей среды. Американцы возлагают на себя обязанность продолжать эту миссию и в последующие 25 лет потому, что у них есть все необходимые механизмы, что мы можем видеть в их экологическом законодательстве.

Особую роль в экологическом законодательстве играют не столько сами эти нормы, сколько судебное толкование конституционных положений. Конституция США является основой для современного экологического законодательства этой страны, которое включает совокупность федеральных и штатных законов, объединенных в три большие группы: законы, нацеленные на предупреждение загрязнения отдельных природных сред, обеспечение рационального использования природных ресурсов, сохранение особо ценных природных объектов.

Развитие новой энергетической базы в США входит в число важнейших приоритетов национальной безопасности государства. В соответствии с действующим законодательством разработка стратегии и реализация национальной энергетической политики возложена на президента страны и шесть специализированных федеральных ведомств: Министерство энергетики, Министерство торговли, Государственный департамент, Министерство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел и Агентство по охране окружающей среды.

В настоящее время энергетическая стратегия США включает шесть главных целей: сокращение выбросов энергетических углеродных загрязнений, разрушающих окружающую среду; приоритетное инвестирование более чистых и безопасных энергетических технологий; поддержка новых производительных способов получения биотоплива; гарантированное достижение независимости экономики США от импортных топливных поставок; рост энергоэффективности национальной экономики; восстановление американского лидерства в международных программах ограничения загрязнений окружающей среды и борьба с неблагоприятными изменениями климата.

Энергетический план демократов включает шесть главных целей: сокращение выбросов разрушающих окружающую среду энергетических углеродных загрязнений; приоритетное субсидирование более чистых и безопасных энергетических технологий; поддержка новых производительных технологий получения биотоплива; гарантированное достижение независимости экономики США от импортных топливных поставок; рост энергоэффективности национальной экономики и подъем уровня энергосбережения; восстановление американского лидерства в международных программах ограничения загрязнений окружающей среды, борьба с неблагоприятными изменениями климата.

План Обамы по инвестированию в развитие альтернативной и ядерной энергетики крайне перспективен в виду того, что если США заполучат место лидера в этой области, то влияние и мощь этой страны лишь укрепится.

В заключение стоит сказать, что в общем тенденции развития энергетики США неоднозначны, но нарастающая роль альтернативных источников энергии и инновационному подходу к ядерной энергетики позволяют говорить о грядущей революции в энергокомплексе США.

Источники и литература

1. Авдеева Т.Г. Политика администрации Обамы в области изменения климата// США и Канада: экономика, политика, культура, №9, 2009 -С. 89-104.

2.   Гардаш С.В. Структура топливно-энергетического баланса США и проблемы энергетической безопасности // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2006. №8. С. 21-39.

3. Гардаш С.В., Корнеев А.В., Лебедева Л.Ф., Соколов В.И. Природные ресурсы США: особенности размещения, оценки, использования. - М.: ИСК РАН, 2008.

4.   Голдин, А. Океаны энергии. Пер. с англ./ А.Голдин. - М.: Оксфорд-пресс, 1983. - 186 с.

5. Голуб А.А. Экономика природопользования. М., 2007.

6.   Корнеев А.В. Новая энергетическая стратегия США и интересы России // Международная жизнь. 2009. №5. С. 116-118.

7. Корнеев А.В. Структура энергетического баланса США // Экологические системы. 2005. №3. С. 12-21.

8.      Корнеев А.В., Соколов В.И. Современное состояние добывающих отраслей и энергетики США // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2007. №12. С. 17-36.

9. Краснова И.О. Экологическое право и управление в США, М.: Байкальская академия, 2002.

10.    Краснопольский Б.Х., Муравых А.И. Управление природопользованием в США, М., 2007.

11. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия: стратегия перехода к водородной энергетике. М.: Институт экономических стратегий, 2007. 362 с.

12.   Лавров С.Б. Экологические проблемы в американской модели//Экономическая и социальная география: проблемы и перспективы, М., 2006.

13. Максаковский В.П. Пути развития мировой энергетики. М. - 2004

14.   Мир вокруг России. 2017. Контуры недалекого будущего/ Ред. С. Караганов. - М.: Культурная революция, 2007, 160 с.

.   Николас А. Робинсон. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США, М., 2006.

16.    Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: опыт США, М., 2006, 378 с.

17. Соколов, В.И. Природные ресурсы США: особенности размещения, оценки, использования / В.И. Соколов. М.: ИСКР АН, 2008. - 120 с.

18.    Субботин, В.И. Энергоисточники / В.И. Субботин. - М.: ИМАШ РАН, 2005. 156 с.

.        Супян В.Б. «Экономика США», учебник под ред. 2-е издание, 'Экономист', 2008 г., 832 с.

.        Удалов Д.А. Подходы к энергетике нового президента США // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2009. №2. С. 73-84.

.        Удалов Д.А. Энергетическая политика США сквозь призму оценок МЭА // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2008. №7. С. 111.

22.   2009 Renewable energy data book. U.S. Department of Energy, Energy efficiency & renewable energy. National renewable energy laboratory, August 2010

23.   2010 Renewable Energy Data Book. U.S. Department of Energy. Energy efficiency of renewable energy. National renewable energy laboratory. August 2011

24. A Brighter Tomorrow: fulfilling the promise of nuclear energy - by Pete V. Domentu - 2008 - 271 pages

25.    A Policy of Discontent: The Making of a National Energy Strategy - by Vito Stagliano - 2001 - 431 pages

26.   Advanced Energy Initiative by the President, Washington: The White House, February 2006.

27.    Advanced Energy Initiative by the President, Washington: The White House, February 2006.

28.   Annual energy review 2010. U.S. Energy information administration, August 2011

29. China's Quest for Energy Security - by Erica Strocker Downs - 2000

30.   Economic Report of the President. Washington: The White House, February 2010.

31.    Economic Report of the President. Washington: The White House, February 2009.

.        Economic Report of the President. Washington: The White House, February 2008.

.        Economic Report of the President. Washington: The White House, February2007.

.        Energy Policy Act 2005, Washington, 2005

35. Energy Resources* Occurrence. Production. Conversion. by Wendell II. Wiser - 2000 - 377 pages

36.   Energy Technology Perspectives 2008, International Energy Agency, Paris, 2008

37. Jane E. LeggeL Climate change: current issues and policy tools. Congressional research service. March 6,2009

38.   National Energy Policy: Reliable, Affordable, and Environmentally Sound Energy for America's Future. Washington, May 2001

39. National Security in Saudi Arabia: Threats. Responses. And Challenges - by Anthony II Cordesman. Nawafi Obaid, 2005 - 426 pages.

40.   National Security Strategy of the United States of America. Washington: The White House, 2006.

41.   Renewable energy consumption and electricity preliminary statistics 2010 U.S. Energy information administration. August 2011

42.    Renewable energy consumption and electricity preliminary statistics 2009. U.S. Energy information administration. August 2010

43.   Renewable Energy: Market and Policy Trends in IEA Countries, International Energy Agency, Paris, 2008

44.    Securing Oil and Natural Gas Infrastructures in the New Economy: A Report by the National Petroleum Council. Washington: National Petroleum Council, Committee on Critical Infrastructure Protection, 2001.

.        State of the Union Address 2006, Washington: The White House, January 31,2006.

.        State of the Union Address 2007, Washington: The White House, January 23, 2007.

47. Strategic Energy Policy Challenges for the 21st Century - by EduaniI- Morse. Council 2009 - 131 pages

48.    The End of Oil The Decline of the Petroleum Economy and the Rise of a New energy Order -by Paul Roberts - Nature - 2004 - 368 pages

.        The End of Oil. On the Edge of a Perilous New World - by Paul Roberts 2004

.        The New Yorker. As the world burns. By Ryan Lizza. October 11.2010

51.   The Only Way Is Down //The Economist, Jul 10th, 2008

52.   U.S. fifth climate action report 2010. U.S. Department of State. Washington. Global publishing services. June 2010

53.   US Refining Embraces Tar Sands: Greens // Inside Energy/Extra, June 4, 2008

54.    USA Economy: Quick View Trade gap widens on oil imports // Economist Intelligence Unit, The Economist, 10 June 2008

55.   Vital Signs: 2000. The environmental trends that are shaping our future - New York, London: W.W. Norton&Comp., 2000 - 192 p.

56. Winning the Oil Endgame: Innovation for Profit. Jobs and Security - by Araory B. Lovins - 2004 - 306 pages

57.   Корнеев. А. В. Энергетическая мечта Барака Обамы // Мировая Энергетика. 2010 http://www.worldenergy.ru/doc_20_57_2990.html

.   США вкладывают средства в чистые технологии http://www.oilandgaseurasia.ru/news/p/0/news/4356/

59.    Финансовый кризис: во что он обойдется безопасности? http://www.nato.int/docu/review/2009/FinancialCrisis/ru/

60.   Energy Expenditures and Average Fuel Prices by Source and Sector // Statistical abstract of the US. 2008. http://www.census.gov/compendia/statab/cats/ energy_utilities/prices_expenditures_sales.html

61.    Energy & Utilities: Production, Consumption, Trade // Statistical abstract of the US. 2008. http://www.census.gov/compendia/statab/cats/energy_utilities/ production_consumption_trade.html

.        Annual Energy Outlook Retrospective Review: Evaluation of Projections in Past Editions (1982-2009)// EIA. 2009. http://www.eia.doe.gov/oiaf/analysispaper/retrospective/index.html

Похожие работы на - Основные тенденции развития энергокомплекса США на современном этапе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!