Классификация затрат и их бухгалтерский учет

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классификация затрат и их бухгалтерский учет

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: "Бухгалтерский управленческий учет"

Бухгалтерский учет, анализ, аудит




Маклакова Екатерина Викторовна







Рязань 2010

Содержание

 

Теоретические вопросы

1. Чем различаются системы финансового и управленческого учета?

2. Классификация затрат по отношению к уровню деловой активности?

3. Учет материальных затрат и затрат на оплату труда

4. Классификация затрат по периодичности возникновения, по возможности охвата планов

5. Система "директ-костинг"

6. Преимущества и недостатки системы "директ-костинг"

7. Характеристика основных методов калькулирования

8. Основные показатели, применяемые при анализе зависимости "затраты - объем производства - прибыль"

9. Виды планов, их характеристика

10. Применение нормативного метода учета затрат с помощью счетов бухгалтерского учета

11. Определение планирования

12. Характеристики организационных предпосылок использования нормативного метода учета затрат

13. Принципы построения форм внутренней (управленческой) отчетности предприятия

14. Основные модели взаимодействия систем финансового и управленческого учета

15. Характеристика нормативного метода учета затрат

16. Попередельный метод калькулирования, его характеристика

17. Классификация затрат по отношению к готовому продукту, по возможности регулирования

Практические задания

Список использованной литературы

Теоретические вопросы

1. Чем различаются системы финансового и управленческого учета?


При сравнении финансового и управленческого учета можно выделить ряд отличительных признаков:

. По пользователям учетной информации. Пользователями информации, представляемой финансовым учетом, являются и внешние, и внутренние пользователи. При этом информация управленческого учета представляется только внутренним пользователям, так как является, как правило, коммерческой тайной.

. По видам систем бухгалтерского учета. Финансовый учет ведется на основе двойной записи, управленческий учет ею не ограничивается.

. По объекту учета. Объектом финансового учета является предприятие в целом, а управленческий учет ведется по отдельным структурным подразделениям.

. По обязательности ведения и юридическим требованиям. Ведение финансового учета обязательно, оно строго регламентировано законодательством и ориентировано на международные стандарты учета и отчетности. Управленческий учет ведется по мере необходимости на основании решения администрации. При этом учетная информация собирается и обрабатывается только в том случае, если польза и выгода от ее использования превышают затраты на ее сбор и обработку.

. По принципам учета и порядку его ведения. Финансовый учет ведется в соответствии с принятыми положениями и правилами. Управленческий учет ведется по любым правилам учета. Главным здесь является полезность информации.

. По степени точности представляемой информации. Информация должна быть точной и объективной, а также поддаваться проверке. Управленческий учет требует быстроты сбора данных. Вместе с объективной информацией используются примерные и приблизительные оценки, что достаточно для принятия управленческого решения.

. По периодичности составления и сбора информации. Финансовый учет требует регулярного сбора и обработки информации (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). В целях управленческого учета сбор информации производится регулярно и по мере необходимости.

. По ответственности за качество предоставляемой информации. Искажение информации в финансовом учете судебно наказуемо, при ошибках в управленческом учете ограничиваются административными санкциями внутри предприятия.

. По масштабам учета. В отчетах финансового учета представляется информация о деятельности всей организации, в отчетах управленческого учета - об отдельных участках и сферах деятельности, например по видам продукции, по отделам и т.д.

Таким образом, финансовый учет необходим и обязателен не только самой организации, но и внешним пользователям - государственным органам, налоговым органам, кредиторам, инвесторам и т.д. Управленческий учет необходим самой организации. Однако следует отметить, что без его ведения принятие управленческих решений затрудняется, а также существует возможность неправильного принятия решений по возникающим вопросам.

При этом между управленческим и финансовым учетом существует тесная взаимосвязь. Затраты и ресурсы производства являются объектом управленческого учета. Проходя стадии производства, они превращаются в продукцию и выручку от ее реализации, а также в затраты, которые в свою очередь являются объектом финансового учета. Конечный результат деятельности - прибыль - также является информацией, представляющий собой объект финансового учета и анализа.

Отличие финансового учета от управленческого состоит также в том, что целью финансового учета является отражение имущественного состояния организации, ее финансовой устойчивости. Управленческий учет обеспечивает информацией менеджеров, ответственных за достижение тех или иных задач и целей. Эта информация необходима для анализа и принятия соответствующих решений и производственных задач, планирования, контроля и регулирования деятельности организации. Сбор и обработка внутренней информации, необходимой для управленческого учета, подчиняются иным правилам в отличие от обработки информации, необходимой для ведения финансового учета.

 

2. Классификация затрат по отношению к уровню деловой активности?


В соответствии с данным признаком принято выделять условно - переменные и условно - постоянные затраты.

Условно - переменные - это затраты, величина которых зависит от уровня деловой активности. Условно - постоянные - это затраты, величина которых не зависит от уровня деловой активности.

Следует заметить, что переменные затраты неоднородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные.

О пропорциональных говорят тогда, когда относительное изменение затрат равно относительному изменению объема или загрузки (например, основная заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной оплате труда).

Прогрессивные растут быстрее, чем увеличивается объем производства (например, оплата труда производственных рабочих при сдельно-прогрессивной системе).

Дегрессивные растут медленнее, чем объем производства (например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы); регрессивные сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства.

3. Учет материальных затрат и затрат на оплату труда


Во многих отраслях и производствах распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путём, так как в первичных документах по их расходованию указывается вид (код) изделия. При нормативном методе все затраты на производство подразделяются на затраты:

.        по установленным нормам

2.      изменения норм

.        отклонения от норм

Ограниченное сочетание этих трех элементов является основой нормативного учета. Фактическая себестоимость исчисляется на основе данных о нормативной себестоимости, изменениях и отклонениях от норм за отчетный период.

Себестоимость факт. = себестоимость норм. +/ - D норм. +/ - откл. от норм (измен.)

Нормативная себестоимость изделий определяется на основе текущих норм основных затрат (материальные и трудовые) и смет расходов по обслуживанию производства и управлению.

Составление нормативной калькуляции.

Нормативные калькуляции составляют на основе текущих норм затрат. Нормативные калькуляции должны составляться по принципу от частного к общему. Это значит, что исчисляется нормативная себестоимость деталей, узлов и изделия в целом.

затрата бухгалтерский учет калькулирование

Подетальные нормативные калькуляции составляются только по прямым затратам, т.е. они включают основные материалы, расходы на оплату труда основных производственных рабочих.

Нормативная калькуляция изделия включает в себя затраты по всем статьям. Она составляется на основе калькуляций на детали и узлы, входящие в данное изделие, с добавлением затрат по сборке изделия.

Нормативная калькуляция используется для исчисления фактической себестоимости продукции, для оценки незавершенного производства и брака, для разработки некоторых внутризаводских показателей.

Выявление и анализ отклонений от нормативного расхода материалов

Отклонение от норм - это разница между фактическим и нормативным расходом. При нормативном методе отпуск материалов в производство оформляется лимитными картами и требованиями на отпуск материалов.

Основными причинами отклонений от норм могут быть: замена сырья и материалов, несоответствие сырья и материалов стандартам, отклонения при раскрое, неисправность оборудования и инструментов и другие причины.

Для выявления отклонений материалов применяют следующие методы:

.        Метод документирования;

2.      Метод учета раскроя по партиям - метод партионного раскроя;

.        Метод последующих расчетов с использованием данных инвентаризации - инвентарный.

Методом документирования выявляются отклонения в момент отпуска материалов в производство.

При нормативном методе все затраты на производство подразделяются на затраты: - по установленным нормам; - изменения норм; - отклонения от норм.

Органическое сочетание этих трёх элементов является основой нормативного учёта.

Фактическая себестоимость продукции при этом методе определяется по формуле:

 

Зф = Зн±Ин±Он, где

Зф - затраты фактические; Зн - затраты по нормам; Ин - изменения норм

Он - отклонения от норм

Нормативная себестоимость изделий определяется но основе текущих норм основных затрат (материальных и трудовых) и смет расходов по обслуживанию производства и управления.

Нормативный метод учёта затрат имеет ряд преимуществ:

1)      он основан на нормировании затрат и обязательном составлении нормативных калькуляций по каждому изделию;

2)      учитываются и периодически вносятся изменения в первоначальные нормы;

)        систематически выявляются отклонения фактических затрат от текущих норм расходов материалов и заработной платы;

)        анализируются причины отклонений от норм и принимаются оптимальные управленческие решения.

Синтетический и аналитический учёт производственных запасов

Синтетический учёт производственных запасов ведётся на счёте 10 "Материалы". Этот счёт имеет следующие субсчета:

) сырьё и материалы;

) покупные полуфабрикаты;

) топливо;

) тара и тарные материалы;

) запасные части;

) прочие материалы;

) материалы, переданные в переработку на сторону;

) строительные материалы;

) инвентарь и хозяйственные принадлежности;

) специальная оснастка и специальная одежда на складе;

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта синтетический учёт производственных запасов на счёте 10 "Материалы" разрешается вести двумя способами: - по фактической себестоимости; - по учётным ценам;

При первом способе на счёте 10 "Материалы" отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению.

При втором способе дополнительно используют счета: 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 " Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Применение того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учётной политике.

Традиционным и более упрощённым является первый способ учёта материалов. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учёте дебетуют счёт 10 "Материалы" и кредитуют счета: 76 " Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям.

"Расчёты с подотчётным лицами" - на стоимость сырья и материалов, приобретённых и оплаченных сумм;

" Вспомогательные производства" - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства.

" Основное производство" - на стоимость полученных из производства возрастных отходов и др.

При ведении синтетического учёта материалов по фактической себестоимости в рамках счёта 10 "Материалы" целесообразно отрыть два аналитических счета: - материалы по учётным ценам;

В бухгалтерии производственного предприятия наряду с синтетическим учётом материалов параллельно ведётся аналитический учёт. Существуют разные варианты аналитического учёта материалов: сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.

Наибольший эффект в организации учёта материалов достигается при применении автоматизированной формы бухгалтерского учёта, использования персональных компьютеров и прогрессивных программ.

Источники информации для анализа затрат на оплату труда

Для успешного осуществления анализа нужно располагать следующими материалами:

§  отчетными данными о численности работающих, объеме производства, производительности труда, среднемесячной (квартальной, годовой) зарплате, фонда заработной платы

§  отчетными данными об использовании фонда зарплаты по его составным (структурным) элементам

§  данными о состоянии технического нормирования на предприятии

§  данными о доплатах за отклонение от нормальных условий работы

§  материалами оперативного контроля, характеризующими состояние тарифной дисциплины на предприятии, и правильность тарификации работ и рабочих

§  материалами, характеризующими законность ряда выплат и доплат, произведенных за отчетный период

§  материалами оперативного контроля, касающимися правильности учета выработки рабочих и так далее.

4. Классификация затрат по периодичности возникновения, по возможности охвата планов


По периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные.

Текущие затраты - это расходы, имеющие частую периодичность возникновения (расход сырья и материалов и т.д.).

Единовременные затраты - это затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, запуск нового производства и др.

По возможности охвата планом - затраты бывают планируемые и непланируемые.

5. Система "директ-костинг"


В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление коммерческой деятельностью организации все более зависит от уровня ее информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции рисчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета - системы учета "Директ-костинг", в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

На первых этапах практического применения системы директ-костинг в себестоимость включались лишь, прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы - Direct Costing System (система учета прямых затрат).

Позднее директ-костинг трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат.

Современный директ-костинг имеет два варианта:

) простой директ-костинг, основанный на использовании в учете данных только о переменных (оперативных) затратах;

) развитой директ-костинг (верибл-костинг), при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.

Обобщенно сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства. В этих условиях себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При; этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.

Для системы учета директ-костииг и обобщенном виде характерны следующие черты:

постоянная направленность учета в первую очередь на определение промежуточного результата маржинального дохода;

учет продукции только в разрезе переменных затрат и определение ее производственной себестоимости;

определение маржинального дохода как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием;

установление точки безубыточности, при которой величина выручки от продажи продукции равняется ее полной себестоимости.

6. Преимущества и недостатки системы "директ-костинг"


Основные преимущества системы учета директ-костинг можно свести к следующему:

) упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается в части только производственных затрат;

) отсутствие процедур по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата;

) возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности, порогового объема продаж), запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции или заказа;

) возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции;

) возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

) возможность выбора между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне.

Директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям: выявить продукцию с большой рентабельностью, чтобы перейти, в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий. Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка. В этих условиях она также становится составной частью маркетинга - системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.

Еще одно важное достоинство системы директ-костинг состоит в том, что ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учета и контроля затрат, так как себестоимость становится более прозрачной, а отдельные затраты - лучше контролируемыми.

Кроме того, система учета директ-костииг способствует осуществлению оперативного контроля за постоянным, затратами, так как в процессе контроля за себестоимостью используются стандартные (нормативные) затраты (т.е. директ-костинг организуется в сочетании со стандарт-костом). или гибкие сметы. Применяя стандарты в системе директ-костинг, устанавливают нормы как па переменные, так и па постоянные затраты. При осуществлении же контроля па основе гибких смет руководствуются в первую очередь разделением затрат на постоянные и переменные. Наряду с этим необходимо иметь в виду, что при системе учета полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит от одного периода к другому, поэтому контроль за ними ослабевает. В этих условиях директ-костинг помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов.

Вместе с тем теоретические и практические исследования системы директ-костинг позволяют выделить присущие ей следующие недостатки.

. В случае использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам для достижения привилегированного положения па рынке по отдельным изделиям возникает опасность, что масса неделимых постоянных затрат не может быть покрыта маржинальным доходом, т.е. предприятие попадает в зону убытков.

. Противники системы директ-костинг утверждают, что в практической деятельности возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные. Во многом зависит от длительности рассматриваемого периода времени и от анализируемого диапазона объемов выпуска. Кроме того, утверждается, что постоянные затраты также участвуют при производстве продукции и, следовательно, должны быть включены в ее себестоимость. По их мнению, директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт и какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных затрат, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства. В противном случае их стоимость занижается.

. Ведение учета в разрезе только производственной себестоимости, т.е. по сокращенной номенклатуре статей, не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимой согласно законодательству.

Организация учетной практики отечественных предприятий по системе директ-костинг - не дань моде, а требование сегодняшнего дня. Ее применение способствовало бы повышению Эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции.

7. Характеристика основных методов калькулирования


Под калькулированием себестоимости следует понимать не только исчисление фактической себестоимости единицы произведенной продукции, но и другие работы по исчислению себестоимости:

продукции, работ, услуг вспомогательных производств, потребленных основным производством;

промежуточных продуктов (полуфабрикатов) подразделений основного производства, используемых на последующих стадиях производства;

продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности;

всего товарного выпуска предприятия;

выпуска и соответственно единицы вида готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства (выполненных работ или оказанных услуг и т.д.), реализуемых на сторону.

Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции обычно понимают совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за этим процессом.

Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции.

В основе классификации методов - объекты учета затрат на производство, объекты калькулирования и способы контроля за себестоимостью. При всем многообразии их можно сгруппировать по двум основным направлениям: объектам учета затрат и по оперативности контроля за затратами.

Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются позаказный и попроцессный методы, остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой разновидности названных методов. В управленческом учете объединены отечественные простой (попроцессный) и попередельный методы в один, который переводится как "попроцессное калькулирование" (process-costing), кроме того, существенных различий между содержанием "процесса" и "передела" практически не существует.

В основе разделения позаказного и попроцессного методов лежит методика калькулирования себестоимости единицы продукции. Данный показатель представляется весьма полезным для деятельности предприятия по целому ряду причин. Расчет издержек на единицу продукции необходим для обоснования производства новых видов продукции, определения доходности отдельных производственных линий, определения уровня отпускных цен и т.п. Калькулирование себестоимости единицы продукции также содействует процессам планирования и контроля на различных уровнях управления предприятием.

В тех отраслях, где единица продукции обладает определенными характерными свойствами и легко идентифицируется, применяется позаказный метод. Иными словами, основная область применения позаказного метода - это индивидуальное и мелкосерийное производство, а также вспомогательные производства.

Там, где единица продукции теряется в массе других таких же единиц, более предпочтителен попроцессный метод, который преобладает в массовых производствах с последовательной переработкой исходного сырья в готовый продукт, с комплексным использованием сырья, а также в добывающих отраслях промышленности и энергетике. Различие в расчете себестоимости единицы продукции теоретически достаточно хорошо обосновывается, однако на практике нередко применяются сочетания данных методов.

8. Основные показатели, применяемые при анализе зависимости "затраты - объем производства - прибыль"


Показателями анализа "затраты - объем - прибыль" являются критическая точка безубыточности и маржинальный запас рентабельности.

Критическая точка безубыточности (КТБ) характеризует состояние деловой активности фирмы, при котором общие затраты равны выручке. КТБ показывает минимальный уровень деловой активности, ниже которого предприятие понесет убытки, выше - будет поступать прибыль. Количественной характеристикой КТБ является объем продаж в этой точке. Стоимостной характеристикой КТБ является выручка в этой точке, равная произведению цены и объема продаж в этой точке.

Маржинальный запас рентабельности характеризует объем безубыточного снижения деловой активности предприятия в случае неблагоприятных условий бизнеса. Количественная характеристика МЗР представляет собой разность между объемом продаж и его значением в критической точке безубыточности. Стоимостная характеристика маржинального запаса рентабельности представляет собой разность между выручкой и ее значением в критической точке безубыточности.

Для операционного анализа требуется информация о четырех показателях: цена единицы продукта, переменные затраты на единицу продукции, общие постоянные затраты на весь объем продаж, объем продаж.

Процесс планирования затрат и прибыли с использованием операционного анализа накладывает определенные ограничения:

. Смешанные затраты должны быть правильно разделены на постоянные и переменные части.

. Продажная цена единицы, переменные затраты на единицу и общие постоянные затраты неизменны в релевантном объеме продаж и рассматриваемом периоде времени.

. Количество продаж является единственным формирователем затрат.

. Зависимость "затраты - объем - прибыль" наблюдается в широком диапазоне продаж.

. Объем производства предполагается равным объему продаж.

. Анализ безубыточности микс-продукта (ассортимента) проводится при сохранении удельного веса каждого продукта в общей корзине.

К основным методам проведения операционного анализа относятся метод уравнений и графический метод.

9. Виды планов, их характеристика


В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по следующим критериям:

а) по степени охвата:

§  общее планирование, охватывающее все аспекты, относящиеся к рассматриваемой проблеме;

§  частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

б) по объектам планирования:

§  целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

§  планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов как оборудование, персонал, финансы, информация);

§  программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например, программ производства и сбыта;

§  планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров.

в) по сферам планирования:

§  планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

§  планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

§  планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

§  планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

§  планирование инвестиций, финансов и т.д.

г) по глубине планирования:

§  агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

§  детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

д) по координации частных планов во времени:

§  последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один длинный согласованный последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

§  одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) по учету изменения данных:

§  жесткое планирование;

§  гибкое планирование;

ж) по очередности во времени:

§  упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

§  скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

§  внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

Необходимо установить порядок оформления изменений норм и смет расходов, а также порядок извещения заинтересованных отделов и цехов предприятия об изменениях технологического процесса, норм и смет. При нормативном методе важно также упорядочить складское и весоизмерительное хозяйства, хранение и отпуск материалов на производство, обеспечить цехи счетчиками и устройствами для определения потребления воды, пара, газа, электроэнергии не только в целом по цеху, но и по отдельным видам продукции (если энергетические и другие расходы относятся на продукцию прямым путем).

Материалы на производство продукции выдают строго в пределах установленных лимитов. Лимитирование отпуска материалов осуществляют в целевом порядке на основе действующих прогрессивных норм расхода материалов, объема производственной программы с учетом остатков материалов, не ихрасходованных цехами на начало месяца. Документирование отпуска материалов сверх установленного лимита должно обеспечить оперативный контроль и анализ причин, повлекших необходимость такого отпуска материалов. Получение материалов, необходимых для изготовления продукции взамен забракованной, оформляется требованиями, выписываемыми на основании актов о браке, в которых указывается код изделия, детали и номер заказа, по которомузабракована продукция. Количественный учет остатков и движения сырья и материалов в производстве осуществляет планово-производственный отдел, а стоимостной - бухгалтерия.

Учет отклонений от норм организуется в зависимости от технических особенностей оборудования, сырья и материалов, нормирования их расхода и технологического процесса производства. На отклонения от норм влияют такие факторы, как замена материалов, качество их использования (качество раскроя), использование отходов вместо полноценных материалов. Выявление отклонений от норм по расходу материалов производится путем документирования, партионного раскроя материалов, инвентаризации (инвентарным методом).

Методом документирования пользуются для определения отклонений, возникших вследствие замены материалов, а также отклонений по сверхнормативному расходу штучных материалов. Отклонения от норм по расходу штучных материалов, а также в связи с заменой материалов оформляются специальными (саигнальными) документами (лимитными картами, накладными).

Методом партионного раскроя пользуются при выявлении отклонений от норм по каждой партии дорогостоящих материалов, отпущенных в производство (коже, текстилю). Отклонения от действующих норм определяются путем сопоставления фактического расхода материалов на выпуск продукции по партии с нормативным расходом. Если применение метода партионного раскроя затруднено, используют инвентарный метод.

Инвентарным методом определяют отклонения за смену, пятидневку, декаду, месяц путем сопоставления фактического расхода материалов с их расходом по установленным нормам. Для определения фактического расхода материалов на начало смены, пятидневки, декады или первое число месяца, следующего за отчетным, производится инвентаризация неизрасходованных материалов в цехах на рабочих местах. Для выявления и учета отклонений в планово-диспетчерском бюро предприятия ведут карты учета использования материалов. В них проставляются текущие нормы расхода материалов или полуфабрикатов на изделия (детали), а также количество изделий (деталей), изготовленных из этих материалов или полуфабрикатов. Количество изделий (деталей) определяется на основании данных учета выработки рабочих. Периодически по данным учета составляются отчеты цехов об отклонениях расхода материалов от действующих норм.

Заработную плату учитывают с подразделением на начисленную по нормам и отклонениям от норм. Бухгалтерия контролирует соответствие сумм начисленной заработной платы рабочим количеству и качеству продукции, принятой от рабочих. Доплаты за отклонения от нормальных условий работы являются непроизводительными расходами и одной из причин перерасхода фонда заработной платы. Для точного учета и анализа отклонений от норм по заработной плате должна быть установлена номенклатура причин и виновников отклонений от норм по заработной плате. Бухгалтерия должна периодически составлять рапорты об отклонениях с указанием причин и лиц, от которых они зависели.

Учет и распределение накладных расходов должно обеспечить определение сумм фактических расходов, выявление отклонений от утвержденных смет по каждой статье расходов с теи, чтобы можно было своевременно принять необходимые меры к предупреждению их перерасхода. Для этого организуется оперативный текущий контроль на основе лимитных карт на расход материалов, штатных расписаний и должностных окладов, норм амортизации основных средств, нематериальных активов.

На предприятиях обеспечивается полное выявление непроизводительных расходов, вызываемых недостатками в организации производства, учете и хранении ценностей. Непроизводительные расходы, непосредственно связанные с выпуском определенных изделий, включаются в себестоимость этих изделий; не связанные с выпуском определенных изделий - распределяются между отдельными видами продукции и включаются в себестоимость в составе накладных расходов.

Контроль со стороны экономической службы предприятия должен обеспечить строгое соблюдение утвержденных норм и лимитов потребления материалов, энергии, инструмента и инвентаря; утвержденных лимитов потребления и стоимости различного рода работ и услуг; утвержденной организационной структуры управления цеха (отдела), а также установленного перечня должностей и ставок (окладов) заработной платы обслуживающего персонала.

Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (если эта группа накладных расходов выделяется в учете) распределяются между видами продукции исходя из величины этих затрат на час работы оборудования, используемого при изготовлении изделий, и количества машино-часов, необходимых для их производства. При распределении расходов по эксплуатации и содержанию оборудования следует пользоваться сметными (нормативными) ставками, которые рассчитываются, как правило, по количеству машино-часов работы оборудования (по отдельным его группам), необходимых по технологии для изготовления изделий, коэффициентам затрат, установленным для каждой группы оборудования, и плановой себестоимости одного машино-часа. Менее трудоемким является расчет сметной ставки на изделие (комплект деталей), которая определяется исходя из соотношения расходов, связанных с работой оборудования, и основной заработной платы производственных рабочих раздельно по механизированным (станочным) и немеханизированным (ручным) работам. Фактические расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством пропорционально расходам, определенным по сметным ставкам.

Распределение накладных расходов (включая расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, если они не выделяются в отдельную группу) между изделиями производится пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих и другим принятым в Учетной политике предприятия методом.

Сводный учет затрат на производство в условиях крупносерийного и массового производства должен вестись по типам машин или группам однородных изделий по калькуляционным статьям затрат. При бесцеховой структуре управления сводный учет осуществляется по предприятию в целом, а при цеховой - по цехам.

Учет затрат ведут отдельно по действующим нормам на начало месяца и отклонениям от этих норм, что дает возможность учесть отклонения от действующих норм по причинам и виновникам в момент возникновения их. Для учета отклонений от норм по причинам и виновникам разрабатывают специальные коды. Отклонения фактических затрат от норм учитывают по видам продукции и статьям расходов, а при их обезличенном учете сумму отклонений включают в себестоимость отдельных видов продукции путем распределения пропорционально нормативным затратам по статьям калькуляции.

Отклонения от норм, вызванные различными причинами, оформляются сигнальными документами с указанием причин и виновников отклонений.

В связи с тем, что остаток незавершенного производства на начало месяца, затраты за месяц и списание выпущенной продукции должны быть исчислены по единым нормам действующей в отчетном месяце нормативной калькуляции, при изменении текущих норм возникает необходимость производить пересчет себестоимости незавершенного производства на начало отчетного месяца. Результат пересчета составляет сумму отклонений в связи с изменением норм. Пересчет незавершенного производства при инвентаризации производят прямым счетом, а при невозможности проведения инвентаризации - с помощью индексов (коэффициентов). Изменение норм исчисляют по отдельным статьям нормативной калькуляции в сумме остатка незавершенного производства по этой статье.

Нормативы по статьям косвенных расходов подсчитывают путем умножения прямых затрат по новым нормам на новый норматив косвенных расходов и делением на 100.

Изменение норм может происходить также в течение отчетного месяца и не найти отражения в нормативных калькуляциях. В этих случаях изменение норм оформляют путем выписки извещений: в производственном отделе - об изменении норм расходов материалов, в отделе труда и заработной платы - об изменении норм выработки и сдельных расценок, в плановом отделе - об изменении норм по статьям накладных расходов.

Изменение норм возникает в результате пересчета незавершенного производства при установлении новых нормативов расхода, а отклонения от норм по различным причинам определяются путем раздельного учета затрат на производство по нормам и фактически. Выявленные изменения норм и отклонения от норм относят на себестоимость товарной продукции и на остаток незавершенного производства. В отдельных отраслях промышленности с массовым характером производства и коротким производственным циклом сумму изменений норм и отклонений от норм списывают полностью на себестоимость товарной продукции, а остаток незавершенного производства оценивают по нормативной себестоимости. Сумму изменений норм и отклонений от норм распределяют между выпуском товарной продукции и незавершенным при помощи индексов, указываемых в ведомостях учета производства. Их определяют процентным отношением сумм изменений норм и отклонений от норм к суммам по нормам в разрезе статей калькуляции.

Сводный учет затрат на производство ведется в ведомости сводного учета затрат. Поскольку объектами калькуляции могут быть отдельные виды или группы однородных изделий, аналитические счета в ведомости открывают для учета затрат по изготовлению одного или нескольких видов однородной продукции.

При учете затрат на производство одного вида изделий расчет по нормам за отчетный месяц (период) нормативной себестоимости выпуска в ведомости учета производства получают путем умножения норматива по каждой статье расхода на количество фактически выпущенной продукции. При групповом учете затрат на производство однородной продукции для определения нормативной стоимости выпущенной продукции, входящей в группу, и итог из этой сводки записывают в ведомость учета производства по статьям калькуляции.

Фактическую себестоимость единицы продукции исчисляют в ведомости расчета себестоимости единицы продукции, в которую записывают из нормативной калькуляции нормативы по статьям затрат, а сумму изменений норм и отклонений от норм определяют на основании индексов, указанных в ведомости учета производства.

На предприятиях швейной, обувной, трикотажной, резиновой и других отраслей промышленности, в которых плановые нормы близки к действующим, для исчисления себестоимости продукции вместо нормативных могут быть применены плановые калькуляции. При составлении нормативных, плановых и отчетных калькуляций необходимо применять единую номенклатуру статей расходов.

Фактическая себестоимость продукции исчисляется путем прибавления к нормативной себестоимости или вычета из нее выявленных в отчетном месяце отклонений от норм и изменений норм.

11. Определение планирования


На сегодняшний день не существует однозначного определения управленческого учета. Какая-либо нормативная законодательная база по управленческому учету отсутствует. Иногда, для простоты, управленческий учет ограничивают только задачами сбора, агрегирования (группировки) информации и формирования управленческой отчетности, то есть формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения. Некоторые рассматривают его как систему управления прибылью предприятия через управление затратами.

Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ.

Управленческий учет - это система: планирования расходных и доходных показателей;

привлечения финансовых средств; распределения поступивших средств в соответствии с планом; учета фактически осуществленных расходов и соотнесения их с плановыми показателями; формирования внутренней и внешней отчетности о полученных и израсходованных средствах; контрольных мероприятий за всеми этими процессами.

На основании вышеизложенного можно вывести следующее определение:

Управленческий учет - это система планирования, финансирования, расходования и контроля за этими процессами с помощью инструментов учета и отчетности.

Цель управленческого учета

Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.

Основные задачи управленческого учета, решаемые в рамках поставленной цели: планирование; определение затрат и контроль;принятие решений.

Планирование - процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием - самое детализированное планирование.

12. Характеристики организационных предпосылок использования нормативного метода учета затрат


Нормативный метод учета затрат используется в основном на производственных предприятиях в отраслях наименее зависимых от природных условий, например, в перерабатывающих отраслях.

Эффективно функционирует в относительно стабильных условиях, когда можно установить нормативы и использовать их на протяжении достаточно продолжительного периода (квартал, год и т.д.) или имеется нормативная база, содержащая нормативные, сменные показатели, рассчитываемые на основе первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации. Если условия функционирования предприятия постоянно меняются, то использование метода затруднительно.

Наиболее эффективен при массовом поточном производстве. Если при этом используется процессный метод учета, то это позволяет оценить эффективность основных производственных процессов, действующих на предприятии. Возможно вести оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников.

Позволяет фиксировать изменения норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определять влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции слагается из суммы затрат по текущим нормативам, отклонений от норм и изменений норм и т.д.

Использование данного метода позволяет определять реальные предпосылки для выявления дополнительных возможностей снижения себестоимости продукции, мобилизировать эффективность работы предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции.

13. Принципы построения форм внутренней (управленческой) отчетности предприятия


Внутренняя управленческая отчетность является наряду с планом счетов управленческого учета системообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится вся управленческая структура.

Внутренняя отчетность-это совокупность упорядоченных показателей и другой информации. В ней дается интерпретация отклонений от целей, планов и смет, без чего управленческий учет остается формальным скопищем цифровых данных, непригодных для внутреннего управления.

Требования к построению и содержанию внутренней отчетности, выработанной наукой и практическим опытом, характеризуют самую суть данного элемента управленческого учета. Причем имеют значение как формальные, так и существенные требования.

Формальные требования к внутренней отчетности:

Целесообразность - информация, обобщаемая во внутренних отчетах, должна отвечать цели, ради которой она была подготовлена;

Объективность и точность - внутренние отчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок, степень погрешности не должна мешать принятию обоснованных решений. Оперативность, быстрота представления отчетности не может не влиять на точность информации, но следует стремиться к минимизации данного фактора;

Оперативность отчетности заключается в том, что она должна представляться к стоку, когда она является необходимой для принятия решений;

Краткость - в отчетности не должно быть изменений, избыточной информации. Чем отчет меньшего объема, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;

Сопоставимость отчетности заключается в возможности использовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности. Отчетность должна быть сопоставима также с планами и сметами;

Адресность - внутренняя отчетность должна попасть к ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам, но при условии соблюдения степени конфиденциальности, установленной в организации;

Эффективность - издержки на составление внутренней отчетности должны быть составлены с выгодами от полученной управленческой информации.

Целью внутренней отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой управленческой информацией.

Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима.

Специальные требования к внутренней отчетности состоит в следующем:

гибкая, но единообразная структура;

понятность и обозримость информации;

оптимальная чистота представления;

пригодность для анализа и оперативного контроля.

Непосредственно в отчетных формах должна приводиться первичная аналитическая информация. Отклонения от целей, норм и смет доходов, ранжирование отклонений и т.п.

Гибкость и единообразие внутренней управленческой информации обеспечивается тем, что на самом первичном уровне регистрации накапливается необходимый объем данных, которые затем могут отбираться и группироваться в требуемом информационном контексте.

Система информации должна быть разработана так, чтобы существовало единообразие данных для группировки и сравнения. Бухгалтерский учет по определению стремится к единообразию, это знает каждый бухгалтер.

Чрезмерная детализация отчетной информации, ее перегруженность многими малосущественными показателями затрудняется понимание отчетности, ведет к использованию в управлении не той информации, которая позволила бы найти самое верное решение.

Внутренние отчеты могут быть ежегодными, ежеквартальными, ежемесячными, еженедельными, ежедневными или представлены по мере возникновения отклонений. Нет необходимости увеличивать частоту представления отчетов, если невозможно принять решение на основе такого отчета.

По формам представления внутренние отчеты составляются в табличной, графической или текстовой форме.

Табличная форма представления внутренней отчетности является наиболее приемлемой и для составителей, и для пользователей.

Большая часть внутренней отчетной информации выражается цифровыми показателями, которые удобнее всего представлять в табличной форме. К ней все привыкли, выбрать отчетные показатели, разделить их на зоны, выделить главные, требующие особого внимания, а самое важное - постараться изложить отчет на одной странице без оборота.

Для пояснения к отчету может быть приложена записка с комментариями и раскрытием основных показателей.

Графическая форма наиболее наглядна, не нужно только перегружать графики и диаграммы излишней цифровой информацией, стараться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информацию. Отображение большего числа показателей в данной форме затрудняется восприятие информации. Много цифр нагляднее представлять в табличной форме.

Текстовая форма подачи информации приемлема в тех случаях, когда отсутствует цифровая информация либо ее объем незначителен, но нужно подробно объяснить взаимосвязь и значение представляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в дополнение к отчетам в табличной или графической формах.

14. Основные модели взаимодействия систем финансового и управленческого учета

Управленческий учет может быть организован по-разному:

без специального отражения операций управленческого учета на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи (т.е. синтетический учет не затрагивается);

Самый простой вариант состоит в том, что операции управленческого учета отражаются на соответствующих бухгалтерских счетах и эти бухгалтерские счета являются как бы счетами управленческого учета.

Реальное выделение подсистем управленческого и финансового учета осуществляется посредством введения для них отдельной корреспонденции счетов (двухкруговая система). При этом счета подразделяются на счета финансового и управленческого учета не формально, а отражают реальные обороты указанных подсистем. На практике каждый из этих счетов имеет свои достоинства и недостатки и используется в тех или иных конкретных условиях.

Интегрированная (монистическая, однокруговая) модель учета.

Счета управленческого и финансового учета, отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерского учета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" [12] (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 г. №33н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 30.12.99 №107н), расходы по обычным видам деятельности, т.е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90 "Продажи", формируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.

Для учета каждого элемента, как и в международной практике, есть возможность вести отдельный счет бухгалтерского учета.

Автономная (дуалистическая, двухкруговая) модель учета.

В автономной модели учета финансовый и управленческий учет каждый в отдельности представляет собой замкнутый круг учета. В финансовом учете задействованы те счета, которые формирую балансовые статьи (отчетный баланс) и показатели финансовой отчетности.

Существуют несколько вариантов автономной модели учета. Рассмотрим некоторые из них.

Обе системы учета самостоятельно, каждая в отдельности, балансируются, причем в системе управленческого учета фиксируются только обороты, следовательно, имеет место только взаимное балансирование общей суммы дебетовых и кредитовых оборотов. Единство и слаженность обеих бухгалтерских систем обеспечивается с помощью специально выделяемых передаточных счетов (передающих информацию из одного круга счетов в другой).

В состав счетов управленческого учета включаются счета по учету затрат на производство готовой продукции, товаров и реализации. На этих счетах отражается конфиденциальная информация о формировании затрат по местам возникновения, центрам затрат и центрам ответственности, по носителям затрат калькуляционным объектам, по статьям себестоимости и сметным статьям. Здесь фиксируется объем производства и себестоимость продукции по видам, формируется производственная себестоимость, отражаются общие периодические затраты, характер и величина производственных потерь, отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной. Счета этих разделов содержат информацию о товарообороте, наценке, обороте по реализации продукции, другую информацию, представляющую коммерческую тайну предприятия. Такую информацию желательно скрыть от конкурентов, она внутреннего потребления. Выделение ее в самостоятельную систему счетов бухгалтерского учета позволяет лучше обеспечить конфиденциальность внутрихозяйственной информации, чем при интегрированной системе учета.

Бухгалтерскую информацию второго круга счетов создают из счетов III, IV раздела Плана счетов бухгалтерского учета. В этих разделах сконцентрированы в основном операционные счета, информационное значение которых заключается в показателях их оборотов.

Счета, имеющие сальдо, относятся одновременно к обоим кругам бухгалтерского учета: управленческого и финансового. Но в финансовом учете на счетах будут зафиксированы только сальдо, а обороты, отражающие характеристику финансовых операций, регистрируются в системе финансового учета.

Второй вариант применения счетов управленческого учета необходим для больших и средних организаций, которые нуждаются в надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью.

Третий вариант. Для крупных российских организаций со многими видами деятельности, управленческий учет нельзя уложить в рамки, ограниченными счетами 20-29, отнесенные к счетам управленческого учета.

Все счета разбиты на три раздела: счета финансового учета (семь классов счетов); счета управленческого учета (два класса); счета забалансового учета (один класс).

Счета управленческого учета, объединены в два класса, содержат более 150 синтетических счетов.

Счета управленческого учета, объединяемые классами семь и восемь, ведут обособленно от счетов финансового учета. Информацию из счетов управленческого учета не включают в отчетный бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Группа семь содержит счета, предназначенные для конечного балансирования информации управленческого учета. Баланс управленческого учета ежегодно сводится к нулю путем закрытия и последующего открытия счетов. На счете 799 отражают сальдо незакрытых счетов управленческого учета, открывающие и завершающие годовой отчетный цикл.

На счетах управленческого учета предлагаемого проекта плана счетов можно получить достоверную и детализированную информацию, позволяющую составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, а налоговую отчетность - согласно Налоговому кодексу РФ.

15. Характеристика нормативного метода учета затрат


Нормативный метод является частью системы управления и контроля предприятия. Его суть заключается в том, что по каждому виду продукции на основе норм и смет расходов составляется калькуляция нормативной себестоимости продукции. Фактическая себестоимость исчисляется по каждой статье путем суммирования нормативной стоимости и сумм отклонений и изменений, рассчитанных по групповым коэффициентам.

Нормативный метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и прочих затрат

Норма - это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологи и организации производства Нормативный метод учета затрат продукции предполагает обязательное предварительное составление по каждому изделию нормативных калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат Нормативные калькуляции в управленческом учете имеют многоцелевое назначение. В планировании они используются для расчетов плановой себестоимости продукции, сметы затрат на производство, определения цен продажи продукции, трансфертных цен, смет затрат по центрам ответственности. В учете нормативные калькуляции необходимы для оценки незавершенного производства и брака продукции, контроля за себестоимостью отдельных видов продукции и всей продукции в целом.

Количество и структура нормативных калькуляций зависят от сложности технологического процесса и уровня организации производства

Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции в его идеальном, полном виде ведется при соблюдении следующих принципов:

)        предварительное составление калькуляции нормативной себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии текущих норм и смет;

2)      учет в течение месяца изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости;

)        определение влияния изменений норм и нормативов на себестоимость продукции;

)        определение экономической целесообразности мероприятий, послуживших причиной изменения норм;

)        учет фактических издержек производства в течение месяца;

)        установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм расходов по местам их возникновения;

)        определение фактической себестоимости выпущенной продукции и отклонений от норм;

)        подготовка рекомендаций для устранения причин, вызвавших отклонения от установленных норм и нормативов

)        Следование перечисленным принципам в полном объеме позволяет на предприятиях укрупнять объекты управленческого учета издержек производства, вести их учет не по видам продукции, а по группам ее однородных видов. Такое укрупнение объективно вызывается выпуском на предприятии однородных видов продукции, многие издержки производства по которым являются общими для группы

16. Попередельный метод калькулирования, его характеристика


Попередельный метод. Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда изделия проходят в. Это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий. В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Следовательно, объектом учета затрат обычно является передел.

Передел - это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а законченный продукт.

Особенностями попередельного метода учета являются:

· организация аналитического учета к синтетическому счету 20 "Основное производство" для каждого передела;

· обобщение затрат по переделам безотносительно к отдельным заказам, т.е. калькулирование себестоимости продукции каждого передела в целом;

· списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа.

Попередельное калькулирование применяется в отраслях промышленности с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства, например в химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, целлюлозно-бумажной, хлопчатобумажной и других отраслях. Поскольку перечисленные производства весьма материалоемки, производственной учет организуется таким образом, чтобы обеспечить контроль за использованием материалов в производстве. Наиболее часто применяются балансы исходного сырья, расчет выхода продукта или полуфабриката, брака, отходов.

К этому методу учета затрат прибегают предприятия, изготавливающие различные изделия, если весь технологический процесс может быть разбит на постоянно повторяющиеся операции.

Простой (прямой) метод калькулирования основан на прямом расчете себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг. Этод метод применяется, когда из производства получают только один вид продукции. В этом случае объект учета затрат совпадает с объектом калькуляции. Тогда себестоимость единицы продукции (работ, услуг) расчитывают путем деления суммы затрат на количество продукции. К методу прямого расчета относится и позаказный метод.

17. Классификация затрат по отношению к готовому продукту, по возможности регулирования


Особое место в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата от основной деятельности организации имеют затраты, понесенные в незавершенном производстве. Продолжающийся характер производственного процесса на предприятии является причиной того, что на момент завершения отчетного периода как в бухгалтерском, так и в налоговом учете всегда имеются остатки продукции (работ), не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, не принятые заказчиком работы и услуги, остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Они и относятся к незавершенному производству.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском учете и отчетности:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете и отчетности по фактически произведенным затратам.

Сумма затрат в незавершенном производстве по данным бухгалтерского (финансового) учета соответствует остатку по счету 20 "Основное производство".

В налоговом учете налогоплательщик, применяющий метод начисления, для определения остатка незавершенного производства подразделяет расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся:

материальные затраты, определяемые в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.254 НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Прочие производственные расходы каждого отчетного (налогового) периода причислены к косвенным, в полном объеме относятся к расходам этого периода и не отражаются на оценке незавершенного производства.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

Особенностью налогового учета незавершенного производства по сравнению с финансовым учетом является то, что материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Инвентаризация фактических остатков незавершенного производства проводится путем подсчета, взвешивания и перемеривания. Данные о незавершенном производстве заносятся в инвентаризационную опись, на основании которой и определяются затраты, относящиеся к незавершен-" ному производству. Неизрасходованное сырье и материалы, находящиеся на рабочих местах и в кладовых, оформляются отдельной описью или актом.

По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, указывают два показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья и материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. При этом производят технические расчеты в порядке, установленном отраслевыми инструкциями.

На основании инвентаризационных описей составляют ведомости оценки остатков незавершенного производства в целом по предприятию и раздельно по местам их нахождения и видам продукции. Данные этих ведомостей служат основанием для распределения затрат между выпущенной готовой продукцией и незавершенным производством, с одной стороны, и между отдельными видами продукции - с другой.

Разделение затрат между готовыми изделиями и незавершенным производством производят путем балансового обобщения затрат по формуле:

+ 3 = П + Б + О + Н2,

где Нх и Н2 - незавершенное производство на начало и конец месяца;

- затраты за отчетный период; П - себестоимость товарной продукции; Б - затраты на забракованную продукцию; О - стоимость отходов производства.

Практические задания


Задание №1

Определить необходимый объем продаж при условии, что организация планирует получить прибыль, равную 30000 руб.

Исходные данные.

Организация производит изделие: Р=5000 руб., С пер. =3500 руб.,

где Р - цена за единицу изделия,

С - издержки.

Решение:

Х - объем продаж, П - прибыль

Р*Х - С пер. *Х - С пост. = П

Объем продаж составит 120.

Задание №2

Рассчитайте влияние (в руб. и %) на выручку от продаж уровня экстенсификации и интенсификации использования оборотных активов при условии, что темп роста выручки составил 108%, темп роста среднегодовой стоимости оборотных активов - 110%.

Доля прироста выручки от продаж за счет интенсификации использования оборотных активов. Расчет показателя основан на определении коэффициентов экстенсивности и интенсивности использования ресурсов, которые характеризуют долю прироста выручки от продаж за счет экстенсивного использования ресурсов (изменение их объема) и интенсивного использования ресурсов (изменение фондоотдачи, оборачиваемости, производительности труда):


где k экст - коэффициент экстенсивности;

T (F+E+U) - темп роста совокупного ресурса, %;

TN - темп роста среднегодовой стоимости оборотных активов, %.

kинт =1 - kэкст,

где k инт - коэффициент интенсивности.

экст =108 \ 110 = 0,98

k инт = 1 - 0,98 = 0,02 или 2%

Задание №3

Рассчитайте потери в связи с инфляцией, если отгрузка продукции составила 2650 тыс. руб. с условием отсрочки платежа на 1 месяц; ежемесячный рост цен равен 6%.

Падение покупательной способности денег за период характеризуется с помощью коэффициента Ки, обратного величине индекса цен. Если установленная договором сумма к получению составляет величину S, а динамика цен характеризуется индексов Iц, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты составит Ки = S/Iц. За месяц цены выросли на 6%, тогда Iц = 1.06. Соответственно, выплата 2650 тыс. руб. в этот момент равнозначна уплате2650/1.06 = 2500 тыс. руб. в реальном измерении. Тогда 2650 - 2500 = 150 тыс. руб. - реальная потеря выручки в связи с инфляцией

Задание №4

Используя индексный метод факторного анализа определить влияние количества реализованной продукции и цен на рост выручки от продаж, если сумма выручки отчетного года составила 2400 тыс. руб., предыдущего - 2000 тыс. руб., прирост цен за год составил 3%.

Индексный метод факторного анализа основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение факторного уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).

I = 2400 \ 2000 = 1,2

* 1,03 = 2060 (тыс. руб.)

I = 2400 \ 2060 = 1,17

Разница числителя и знаменателя показывает абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен:

)        2400 - 2000 = 400 (тыс. руб.)

2)      2400 - 2060 = 340 (тыс. руб.)

Задание №5

У предприятия по изготовлению товаров народного потребления выручка от реализации продукта за последнее время существенно сократилась из-за того. Что конкуренты стали продавать аналогические изделия на 6-7% дешевле.

Предприятие решило снизить цены на свою продукцию на 10%. На сколько (в и %) ему нужно увеличить объем продаж, чтобы добиться поставленной цели и не уменьшить прежних результатов производственно-сбытовой деятельности?

Для обеспечения прироста производства на отдельных рабочих местах понадобиться работать в две смены, что потребует увеличения постоянных расходов на 35000 д. е.

Для расчетов используйте данные о затратах и выручке предприятия за прошлый год, д. е.:

Выручка-брутто 2124000

Прямые расходы по сбыту 6000

НДС, акцизы 324000

Переменные затраты 550000

+ 324000 + 550000 = 934000,60000 + 324000 + 550000 + 35000 = 969000,2124000 - 10% = 1911600

(2124000 - 934000) / 2124000 *100% = 56%

(1911600 - 969000) / 1911600 *100% = 49%

/ (56 - 49) *100 = 143%

)        Планируемый объем продаж:

*0,44 = 934560 (д. е.)

934000 /2124000 = 0,44

* 1,43 = 1335620 (д. е.)

т.е. предприятию при введении скидки 10% необходимо поднять план продаж до уровня 100% + 143 % (исходный план + необходимое увеличение), итого в 2,43 раза, или 1335620 д. е.

Список использованной литературы


1.      Приказ Минфина РФ от 28.12.01 г. № 119н "Об утверждении Методический указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов"

2.      Бухгалтерский (управленческий) учет: учебное пособие / А.Н. Кизилов, М.Н. Карасева. - М.: Эксмо, 2006. - 320 с.

.        Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.А. Вахрушина. - 6-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 570 с.

.        Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-ао Проспект, 2007. - 472 с.

.        Воронова Е.Ю., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248с.

.        Врублевский Н.Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. - 400 с.

.        Головизина А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 184 с.

.        Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 350 с.

.        Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - 5-е изд., изм. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2007. - 460с.

.        Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.

.        Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с

.        Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 464

.        Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов / Ефремова Анна Алексеевна. - М.: Вершина, 2006. - 208с.

.        Управленческий учет: задачи и решения: Учебно-практическое пособие /Просветов.2-е изд., доп. - М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2008. - 344 с.

.        Управленческий учет: системы, методы, процедуры / О.Д. Каверина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 350 с

.        Управленческий учет: учебник / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. - изд.6-е. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.

.        Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета. - 2-е изд., испр. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. - 512 с.

Похожие работы на - Классификация затрат и их бухгалтерский учет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!