Дата
|
Операция
|
Материалы, поcтупившие
на склад и отпущенные в производство
|
Остаток материалов на
складе
|
|
|
количество (ед.)
|
цена (руб.)
|
стоимость (руб.)
|
количество (ед.)
|
цена (руб.)
|
стоимость (руб.)
|
01.01
|
Остаток
|
|
|
|
300
|
48,67
|
14600
|
03.01.
|
Поступило
|
100
|
56
|
5600
|
400
|
50,50
|
20200
|
08.01.
|
Отпущено
|
350
|
50,50
|
17675
|
50
|
50,50
|
2525
|
10.01.
|
Поступило
|
200
|
58
|
11600
|
250
|
56,50
|
14125
|
16.01.
|
Поступило
|
300
|
55
|
16500
|
550
|
55,68
|
30625
|
20.01.
|
Отпущено
|
400
|
55,68
|
22275
|
150
|
55,68
|
8353
|
25.01.
|
Поступило
|
100
|
60
|
6000
|
250
|
57,41
|
14353
|
01.02.
|
Остаток
|
|
|
|
250
|
57,41
|
14353
|
1.2.3 По себестоимости каждой единицы
Данный метод подходит для отраслей, где материальные запасы используются
организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.),
или имеются запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.
Поскольку, как правило, такие материалы достаточно дорогие, учетные записи и
расчет себестоимости ведутся для каждой единицы.
1.3 Оценка материальных запасов на конец отчетного периода
Согласно ПБУ 5/01 "оценка материально - производственных запасов на
конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости)
производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии,
т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости
первых по времени приобретений".
Поскольку вся система учета базируется на понятии стоимости, запасы также
должны иметь свою стоимость, которая определяется согласно любому из
рассмотренных выше методов оценки и представляет собой их себестоимость.
В то же время стоимость материалов, утерявших свою полезность, должна
быть исключена из оценки запасов. Российская
практика (ПБУ 5/01) также допускает, что материально - производственные запасы,
которые "морально устарели, полностью или частично потеряли свое
первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи
которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года
за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет
финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной
стоимостью и фактической себестоимостью материально - производственных запасов,
если последняя выше текущей рыночной стоимости".
2. Попроцессный, попередельный, позаказный и нормативный методы
калькулирования
.1 Позаказный метод
Позаказный учет производственных затрат аккумулирует затраты по отдельным
работам, подрядам и заказам, используется при изготовлении уникальных либо
выполняемых по специальному заказу изделий. Такой метод калькуляции применяется
тогда, когда продукция производится отдельными партиями или сериями или, когда
она изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчиками. В
промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом
организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления
изделий ограниченного потребления.
Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги,
прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а так же военно-промышленного
комплекса, где преобладают механические процессы обработки и производится
неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция.
Важнейшими отличительными особенностями единичного типа производства
являются:
· Большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть
которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным
заказам
· Технологическая специализация рабочих мест и невозможность
постоянного закрепления определенных операций и деталей за рабочими местами
· Применение универсального оборудования и приспособлений
· Большой удельный вес ручных сборочных и доводочных операций
· Преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации
Кроме того, позаказный метод учета себестоимости применяется в
производствах выпускающих опытные образцы продукции; во вспомогательных
производствах - при изготовлении специальных инструментов, проведении ремонтных
работ; на мелкосерийных промышленных предприятиях - для выпуска продукции,
требующейся потребителю в незначительных количествах; на предприятии с
физико-химическими процессами - при выпуске отдельных видов продукции; в
строительстве; научно-исследовательских институтах; учреждениях
здравоохранения; в сфере услуг - при изготовлении индивидуальных заказов.
Сущность данного метода заключается в том, что все прямые затраты
учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным
производственным заказам, остальные затраты учитываются по местам их
возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствие с
установленной базой распределения.
При данном методе объектом учета затрат и объектом калькулирования
является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное
количество продукции (изделий), а фактическая себестоимость изделий,
изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения.
Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или
ремонтные монтажные и экспериментальные работы.
При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства
заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие
законченные конструкции. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему
затраты считаются незавершенным производством.
Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Заказ
открывается соответствующим бланком заказа или наряда на выполнение заказа,
который содержит следующую базовую информацию: тип заказа (для собственного
потребления или со стороны, разовый или сводный), номер заказа, характеристика
заказа, исполнитель, срок исполнения заказа, период в котором учитываются
издержки по заказу. В бухгалтерии предприятия на основании первичных документов
производится учет материалов, заработной платы, потерей от брака, износа
приспособлений и инструментов, связанных с выполнением заказа - т.е. прямых
издержек. В первичных документах проставляется номер заказа. В целях
регистрации различных производственных затрат для учета незавершенного
производства используют ведомость калькуляции затрат по заказу и видам работ.
Для каждого заказа заводится отдельная ведомость, в которой аккумулируются
затраты по прямым материалам, прямому труду и заводским накладным расходам,
относимым на этот заказ по мере его прохождения через процесс производства. В
зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной.
Ведомость (карточка) заказа является основным учетным регистром.
При позаказном методе объектом бухгалтерского учета и калькулирования
является отдельный производственный заказ (договор). Затраты по каждому заказу
бухгалтер собирает нарастающим итогом до окончания выполнения работ по
договору.
Прямые затраты по отдельным заказам бухгалтер учитывает на основании
первичных документов, в которых обязательно указывает соответствующий шифр.
Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами в соответствии с
методикой, закрепленной в учетной политике организации (например,
пропорционально прямой заработной плате). На примере увидим как учесть затраты
по отдельным заказам на примере начисления заработной платы производственным
рабочим.
Пример.
Работник организации с 1 по 11 июля 2010 года работал над выполнением 4
заказов. С 12 июля и до конца месяца он болел. Оклад работника - 5000 руб.
В аналитическом учете для группировки затрат по заказам присвоены шифры в
разрезе договоров: "001", "002", "003",
"004".
На выполнение заказа 001 работник затратил 18 часов, заказа 002 - 19, 003
- 14, 004 - 13 часов. Норма рабочего времени в июле - 168 часов.
В бухгалтерском учете для начисления заработной платы предусмотрен
субсчет 70-2 "Заработная плата производственного персонала". К нему
открыты аналитические счета:
-2 "Заказ 001"; 70-2 "Заказ 002"; 70-2 "Заказ
003"; 70-2 "Заказ 004".
В бухгалтерском учете при начислении заработной платы работнику будут
сделаны следующие записи:
Дебет 20 Кредит 70-2 "Заказ 001" - 535,71 руб. (5000 руб. : 168
ч x 18 ч) - начислена заработная плата за выполнение заказа 001; Дебет 20
Кредит 70-2 "Заказ 002" - 565,48 руб. (5000 руб. : 168 ч x 19 ч) -
начислена заработная плата за выполнение заказа 002; Дебет 20 Кредит 70-2
"Заказ 003" - 416,67 руб. (5000 руб. : 168 ч x 14 ч) - начислена
заработная плата за выполнение заказа 003; Дебет 20 Кредит 70-2 "Заказ
004" - 386,90 руб. (5000 руб. : 168 ч x 13 ч) - начислена заработная плата
за выполнение заказа 004.
Наиболее сложной проблемой при позаказном методе учета затрат является
техническая сторона организации учета рабочего времени. Но и данную проблему
можно решить путем автоматизации обработки карточек учета рабочего времени.
.2 Попроцессный метод
Рассмотрим другую систему, такую, в которой производственные затраты
аккумулируются по одинаковым продуктам производства. При попроцессной
калькуляции производственные затраты группируются по подразделениям или по
производственным процессам. Этот метод предусматривает дифференцированный учет
затрат по каждому технологическому процессу, по участкам и цехам и иным центрам
возникновения затрат как систему контроля за издержками производства и
себестоимостью продукта. Полные производственные затраты аккумулируются по двум
основным статьям - прямым материалам и конверсионным затратам (сумме прямых
затрат на оплату труда и отнесенных на себестоимость готовой продукции
заводских накладных расходов).
Попроцессная калькуляция удобна для тех компаний, которые производят
сплошную массу одинаковой продукции посредством ряда операций или процессов.
Попроцессный метод калькулирования применяется в добывающих отраслях
промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной, лесозаготовительной),
в энергетике, а так же в перерабатывающих отраслях с простейшим технологическим
циклом производства, т.е. там, где присутствует массовый тип производства,
непродолжительный производственный цикл, ограниченная номенклатура выпускаемой
продукции, единая единица измерения и калькулирования, отсутствие, либо
незначительные размеры незавершенного производства. В итоге выпускаемая
продукция (оказываемая услуга) является одновременно и объектом учета затрат, и
объектом калькулирования.
Часто попроцессный метод рассматривают как упрощенную разновидность
попередельного калькулирования.
Учет затрат методом попроцессной калькуляции содержит четыре основные
операции:
. Суммирование движущихся в потоке вещественных единиц продукции. На
первом этапе определяется сумма единиц продукции, подвергшейся обработке в
данном подразделении в течение отчетного периода времени. При этом объем на
входе должен равняться объему на выходе. Этот этап позволяет выявить утраченные
в процессе производства единицы продукции. Взаимозависимость может быть выражена
формулой:
Зпр + I = Зкп + Т ,
где - Зпр - первоначальные запасы,- количество продукции на начало
периода,
Зкп - запасы на конец периода,
Т - количество единиц завершенной и переданной далее продукции.
. Определение продукции на выходе в условных единицах. Условные единицы
продукции используют для измерения количества изделий, изготовленных за
определенный период. Для того, чтобы выявить удельную себестоимость в условиях
многопроцессного производства важно установить полный объем работы, выполненной
за отчетный период. В обрабатывающих отраслях существует специфическая причина,
связанная с тем, как учитывать все еще не завершенное производство, т. е.
работы на конец отчетного периода выполненные частично. Для целей попроцессной
калькуляции затрат единицы частично завершенной продукции измеряются на основе
эквивалентов полных единиц продукции. Эквивалентные единицы представляют собой
показатель того, какое число полных единиц продукции соответствует количеству
полностью завершенных единиц продукции плюс количество частично завершенных
единиц продукции. Например, 100 единиц продукции со степенью завершенности в
60%, с точки зрения производственных затрат, эквивалентны 60 полностью
завершенным единицам.
. Определение полных учитываемых затрат и вычисление удельной
себестоимости в расчете на эквивалентную единицу. На этом этапе суммируются
полные затраты отнесенные на производственное подразделение в отчетном периоде.
Удельная себестоимость в расчете на эквивалент составит:
Ус = Пз / Эп ,
где - Ус - удельная себестоимость,
Пз - полные затраты за период времени,
Эп - эквивалентные единицы продукции за период времени.
. Учет единиц завершенной и переданной далее продукции и единиц,
остающихся в незавершенном производстве.
Удельная себестоимость при попроцессной калькуляции представляет собой
усредненный показатель, соответственно и попроцессная система учета требует
меньшего числа хозяйственных операции, чем позаказная система. Именно поэтому
многие компании предпочитают пользоваться попроцессной калькуляцией затрат. В
любом случае, прежде чем остановиться на конкретной системе, необходимо уяснить
принципиальные особенности каждой системы в более широком плане. Обычно выбор
того или иного метода калькулирования в значительной степени зависит от
характеристик производственного процесса и видов производимой продукции. Если
это продукция одного типа, она продвигается от одного технологического участка
к другому непрерывным потоком, предпочтительным является метод попроцессной
калькуляции затрат.
Однако если затраты на производство различных видов продукции значительно
отличаются друг от друга, то применение попроцессной калькуляции не сможет
обеспечить производителя адекватной информацией, поэтому здесь более уместно
воспользоваться методом позаказной калькуляции.
Некоторые компании могут посчитать необходимым применить смешанный
вариант использования этих двух систем, исходя при этом из характера движения
продукции по производственным цехам, например, в условиях параллельных
технологических процессов.
Наиболее подходят для попроцессной калькуляции предприятия, имеющие
следующие особенности:
Качество продукции однородно;
- Отдельный заказ не оказывает влияния на производственный процесс
в целом;
Выполнение заказов покупателя обеспечивается на основе запасов
производителя;
Производство является серийным массовым и осуществляется
поточным способом;
Применяется стандартизация технологических процессов и продукции
производства;
Спрос на выпускаемую продукцию постоянен;
Контроль затрат по производственным подразделениям является
более целесообразным, чем учет на основе требований покупателя или
характеристик продукции;
Стандарты по качеству проверяются на уровне производственных
подразделений; например, технический контроль проводится на уровне
производственных подразделений непосредственно на линии в ходе
производственного процесса;
В производствах, где:
Производится один вид продукции
- Не возникают запасы полуфабрикатов
Не образуются запасы готовой продукции может применяться метод
простого калькулирования. Если у предприятия нет запасов готовой продукции
(энергетические, транспортные организации), используется метод простого
одноступенчатого калькулирования. Себестоимость единицы продукции определяется
делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за
этот период продукции.
Где - С - себестоимость единицы продукции;
З - совокупные затраты за отчетный период;
Х - количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры).
Метод простого одноступенчатого калькулирования может применяться не
только в отраслях материального производства, но и в непроизводственной сфере
при оказании услуг.
В реальности производств, отвечающим всем трем вышеприведенным
требованиям немного. На предприятиях, производящих продукцию способную долго
хранится, может оставаться остаток нереализованной продукции. В результате из
трех вышеназванных условий соблюдаются два первых. На таких предприятиях
применяется метод простого двухступенчатого калькулирования. Расчет
себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:
. Рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной
продукции, затем делением всех производственных затрат на количество
изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы
продукции
. сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество
проданной за отчетный период продукции
. суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.
Себестоимость продукции методом простого двухступенчатого калькулирования
рассчитывается по формуле:
Где - С - полная себестоимость единицы продукции;
З1 - совокупные производственные затраты за отчетный период;
З2 - управленческие и коммерческие расходы за отчетный период;
Х1 - количество единиц продукции, произведенной за отчетный период
Х2 - количество единиц продукции, реализованной за отчетный период
Метод простого двухступенчатого калькулирования позволяет:
Оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестоимости
- Отнести расходы по управлению и сбыту в полном объеме на
количество проданной продукции
На производстве, состоящем из нескольких стадий (переделов), имеющем
промежуточный склад полуфабрикатов, запасы которых меняются от передела к переделу
пользуются методом простого многоступенчатого калькулирования. Поскольку
количество полуфабрикатов каждого передела не совпадает с количеством готовых
продуктов необходимо организовать учет издержек и количества изготовленных
полуфабрикатов по каждому переделу. Для попроцессной калькуляции затрат
используется так называемая сводная ведомость затрат на производство. В ней
обобщаются как полные затраты, так и показатели удельной себестоимости,
отнесенные на то или иное подразделение, и содержится распределение полных
затрат между запасами незавершенного производства и единицами завершенной и
переданной далее (или запасами продукции) продукции. Сводная ведомость затрат на производство охватывает все
четыре этапа калькуляции и служит источником для ежемесячного внесения записей
в журнал операций. Это удобная процедура, при которой данные о затратах
докладываются руководству.
.3 Попередельный метод
Это метод калькулирования, преобладающий в производствах последовательной
или комплексной переработкой исходного сырья в готовый продукт, с комплексным
использованием сырья, где производственный процесс состоит из отдельных стадий
(фаз, переделов) технологического цикла с самостоятельной технологией и
организацией производства. Он применим в том случае, если сырье и материалы
проходят несколько законченных стадий обработки, и после окончания каждой
стадии получается не продукт, а полуфабрикат. Полуфабрикаты могут быть
использованы как в собственном производстве, так и реализованы на сторону.
Метод используется в черной и цветной металлургии, химической и текстильной
промышленности, нефтепереработке и производстве стройматериалов и др. Объектом
калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и
такие переделы в которых одновременно получают несколько продуктов,
объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и
том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности
назначения и т. д.
Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты на
производство, начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки
исходного сырья и до выпуска конечного продукта, учитываются не по видам
продукции, а в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), даже если в одном переделе
можно получить продукцию разных видов, включая, как правило, себестоимость
полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость
продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и
себестоимости полуфабрикатов.
Следовательно объектом учета затрат является передел. Передел - это часть
технологического процесса (совокупность технологических операций),
заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен
в следующий передел или реализован на сторону. В результате последовательного
прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию,
т.е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт.
Особенностями попередельного метода учета являются:
Организация аналитического учета к синтетическому счету 20
"Основное производство" для каждого передела
- Обобщение затрат по переделам безотносительно к отдельным
заказам, т.е.калькулирование себестоимости продукции каждого передела в целом
Списание затрат за календарный период, а не за время
изготовления заказа
Так же попередельный метод учета применяется в условиях массового
характера производства, когда номенклатура выпускаемой продукции невелика.
Особенностями производства массового типа являются:
Постоянство выпуска небольшой номенклатуры изделий в больших
количествах
- Специализация рабочих мест на выполнении, как правило, одной
постоянно закрепленной операции
Значительное повышение удельного веса механизированных и
автоматизированных процессов и резкое снижение ручных работ
Одной из разновидностей организации массового производства является
поточное производство, при котором обеспечивается строго согласованное
выполнение всех операций технологического процесса во времени и перемещение
предметов труда по рабочим местам в соответствии с установленным ритмом выпуска
продукции.
В условиях серийного производства, как правило, существенны остатки
незавершенного производства на конец отчетного периода. В этом случае стоит
задача разделения затрат , накопленных в течении отчетного периода по дебету
счета 20 "Основное производство", между готовой продукцией и
остатками незавершенного производства на конец отчетного периода. В этом случае
составляется калькуляция с пересчетом изготовленных полуфабрикатов в условно
готовые изделия с применением усреднения как метода списания затрат на готовую
продукцию. При этом все затраты накопленные на счете 20 , делятся на условные
единицы готовой продукции, произведенной в данном отчетном периоде. Согласно
этой методике, условная единица представляет собой набор затрат, необходимых
для производства одной законченной физической единицы продукции. Она включает
затраты основных материалов, заработную плату, общепроизводственные расходы.
Применение метода условных единиц позволяет пересчитать не полностью
законченные обработкой изделия в условно готовые изделия.
Эта величина состоит из двух слагаемых: общего количества изделий,
запущенных в производство и завершенных обработкой в течение отчетного периода,
и слагаемого, отражающего те затраты, которые были произведены над
незавершенным производством в течение отчетного периода.
При этом исходят из двух допущений:
Предполагается, что материальные затраты осуществляются в начале
производственного процесса, т.е. в первом переделе
- Заработная плата каждого передела обычно объединяется с
общепроизводственными расходами по переделу в статью "добавленные
затраты", которые распределяются равномерно в течение всего
производственного цикла
Калькулирование затрат может осуществляться:
. Методом ФИФО.
. Методом среднего взвешенного.
Для объективного калькулирования организациям необходим сводный учет
производственных затрат - система обобщения издержек производства по статьям
расходов в разрезе основного и вспомогательного производства, видам продукции
(работ, услуг), в целом по предприятию с целью подготовки информации для
исчисления себестоимости отдельных видов готовой продукции, всей выпущенной
продукции и для распределения понесенных предприятием затрат между готовой
продукцией и незавершенным производством.
Применяется два варианта сводного учета затрат:
· бесполуфабрикатный - учет затрат ведется без бухгалтерских записей,
контроль за движением полуфабрикатов осуществляется бухгалтером оперативно в
натуральных величинах и без записи на счетах, затраты на изготовлении
полуфабрикатов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные
затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного
сырья включается в себестоимость продукции только первого передела.
Себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования
затрат переделов с учетом доли их участия в процессе изготовления. Этот метод
проще и менее трудоемок чем полуфабрикатный. Его достоинство состоит в
отсутствии каких-либо условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих
переделов. Его недостаток - невозможность определения себестоимости при
передаче их из одного передела в другой, что бывает необходимо при реализации
полуфабрикатов собственного производства на сторону.
· Полуфабрикатный - учет осуществляется с перечислением себестоимости
полуфабрикатов собственного производства при передаче их из цеха в цех в
системе счетов бухгалтерского учета. Себестоимость рассчитывается по выпуску
продукции каждого передела. Этот вариант учета предполагает использование бухгалтерского
счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства". Затраты на
изготовление полуфабрикатов собственного производства учитываются в каждом цехе
комплексной статьей "Полуфабрикаты собственного производства" (счета
21). Передача полуфабрикатов собственного производства из одного передела в
другой может отражаться на синтетических счетах по фактической себестоимости, а
в текущем учете по нормативной (плановой) себестоимости. По дебету счета 21
"Полуфабрикаты собственного производства" в корреспонденции со счетом
20 "Основное производство" отражаются расходы, связанные с
изготовлением полуфабрикатов.
Пример.
ОАО "Северянка" является предприятием текстильной промышленности.
На предприятии имеется три цеха:
) прядильный, продукцией которого является пряжа, производимая из сырого
хлопка;
) ткацкий, его исходным сырьем является пряжа, а продукцией - суровье;
) отделочный. Основное сырье для этого цеха - суровье, а готовый продукт
- ткань.
Учет расходов на производство организован по попередельному методу с
аналитическим учетом расходов по отдельным цехам и отражением продукции каждого
цеха (кроме отделочного) на счете 21 "Полуфабрикаты собственного
изготовления".
На начало месяца остатки пряжи на складе составляли 750 кг на сумму 112
500 руб., суровья - 50 000 погонных метров на
сумму 200 000 руб.
Расходы прядильного цеха за месяц составили 371 250 руб. Произведено 2250
кг пряжи.
Для производства суровья ткацким цехом использовано 1500 кг пряжи.
Помимо пряжи, прочие расходы цеха за месяц составили 408 125 руб.
Произведено 120 000 погонных метров суровья.
Отделочным цехом на производство тканей использовано 140 000 погонных
метров суровья.
Расходы на его обработку составили 215 000 руб.
Произведено соответственно 140 000 погонных метров тканей.
Полуфабрикаты собственного изготовления при списании в расход оцениваются
по средней себестоимости. Для упрощения примера допустим, что на конец месяца
вся произведенная цехами продукция сдается на склад. Остатки незавершенного
производства на конец отчетного месяца отсутствуют.
В бухгалтерском учете организации будут произведены записи:
Дебет 20.1 Кредит 10 (60, 69, 70, и др.)
371 250 руб. - отражены расходы прядильного цеха;
Дебет 21 Кредит 20.1
371 250 руб. - оприходована на склад произведенная пряжа;
Дебет 20.2 Кредит 21
241 875 руб. - ((112 500 руб. + 371 250 руб.) : (750 кг + 2250 кг) x 1500
кг)) - списана в расход пряжа, использованная ткацким цехом для производства
суровья;
Дебет 20.2 Кредит 10 (02, 60, 69, 70 и др.)
408 125 руб. - отражены другие расходы ткацкого цеха;
Дебет 21 Кредит 20.1
650 000 руб. (241 875 руб. + 408 125 руб.) - оприходовано на склад
суровье, произведенное ткацким цехом;
Дебет 20.3 Кредит 21
700 000 руб. ((200 000 руб. + 650 000: (50 000 п.м. + 120 000 п.м.) x 140
000 п.м.) списано в расход суровье, использованное отделочным цехом для
производства тканей;
Дебет 20.3 Кредит 10 (02, 60, 69, 70 и др.)
215 000 руб. - отражены прочие расходы отделочного цеха на производство
тканей (кроме стоимости суровья).
Таким образом, себестоимость произведенных за месяц тканей составила 915
000 руб.
2.4 Нормативный метод
После осуществления закупок материалы оцениваются по заранее определенной
цене, отражающей нормальную или ожидаемую будущую цену, а разница между
нормативной величиной и величиной фактических затрат заносится на счет
отклонений по цене материалов. Следующим шагом является изучение нормативных
затрат материалов, использованных в производстве. Согласно данному методу
материалы отпускаются в производство также по нормативной цене. Сопоставление
величины отпущенных в производство материалов, оцененных по покупной стоимости,
с их же оценкой по нормативной стоимости покажет точную разницу между
фактическими и нормативными издержками, которая будет отражена на счете
отклонений по использованию материалов. Счета отклонений дают возможность
руководству контролировать, в какой степени фактические издержки на материалы
отличаются от запланированных целей или предварительно заданных оценок.
При использовании нормативного метода материальные затраты на изделие
представляют собой издержки по нормативным ценам на те материалы, которые
включены в спецификации материалов в расчете на единицу продукции. В ряде
случаев для некоторых материалов имеются допуски на брак. Если часть продукции
идет в брак, и необходим отпуск дополнительных материалов, то такой
дополнительный материал не включается в материальные затраты на изделие, но
относится на счет подразделения, ответственного за отклонения от нормативов
расходования материалов и брак, в соответствии со специальной методикой расчета
нормативных затрат. Задачей нормативного метода учета
затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального
расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В основе своей он
содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени,
материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы
производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития
предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности.
Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления
продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на
положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их
увеличение.
Расчеты фактической себестоимости осуществляются по следующей формуле:
Фс = Нс ± Он ± Ин,
где Фс - фактическая себестоимость;
Нс - нормативная себестоимость;
Он - отклонения от норм (экономия или перерасход);
Ин - изменения норм (в сторону их увеличения или уменьшения).
Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо
рассчитать индексы отклонения от норм и измерений норм:
Таким образом, можно определить основные элементы нормативного метода
учета затрат производства:
§ составление нормативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм
на начало текущего месяца;
§ раздельный учет затрат производства по нормам и отклонениям от норм;
§ учет изменений норм, составление отчетных калькуляций;
§ анализ фактически произведенных затрат, выявление и устранение причин
отклонений от норм.
Нормативный метод учета обеспечивает оперативность и возможность
предварительного контроля производственных затрат и фактически удовлетворяет
все требования и управленческого учета, что говорит о назначении учетной
информации и её важности. Нормативный метод соответствует широко применяемой на
Западе системе "стандарт-кост" ("standart-cost"), которая
состоит из стандартов (норм) на затраты материалов, труда, накладных расходов и
разработанных на их основе стандартных калькуляций.
Нормативный метод имеет определенное преимущество перед другими методами
вследствие своей простоты. Согласно данному методу получение и отпуск
материалов, как правило, отражаются в учетных регистрах в количественных
показателях, упрощая тем самым ведение бухгалтерского учета и сокращая издержки
на обработку данных и содержание счетных работников.
Использование целесообразной и надежной системы нормативных издержек
позволяет в любое время получить информацию о стоимости единицы продукции, что
имеет решающее значение при определении стоимости продукции или составляющих ее
элементах затрат в любой точке производственного цикла, начиная со стоимости
материальных запасов на складе и заканчивая себестоимостью продаж. При этом
уменьшается проблема ежедневного расчета текущих фактических издержек,
поскольку вся основная работа совершается заранее (кроме новой продукции).
калькуляционный учет себестоимость отчетный
3. Практическая часть
1. Исходные данные. В организационной структуре предприятия имеются три
производственных подразделения (два станочных цеха и один сборочный) и два
обслуживающих подразделения (склад и отдел технического обслуживания). Исходные
данные даны в таблицах с 22 по 25.
Таб.22. Общепроизводственные расходы.
Расходы
|
Значение (ден.ед.)
|
Сумма (ден.ед)
|
Заработная плата
вспомогательных рабочих и контроль
|
|
|
· Станочный цех Х
|
95 800
|
|
· Станочный цех У
|
96 800
|
|
· Сборочный цех
|
95 800
|
|
· Склад
|
18 000
|
|
· Отдел технического обслуживания
|
62 500
|
368900
|
Затраты на вспомогательные
материалы:
|
|
|
· Станочный цех Х
|
100 000
|
|
· Станочный цех У
|
104 500
|
|
· Сборочный цех
|
49 800
|
|
· Склад
|
19 800
|
|
· Отдел технического обслуживания
|
23 000
|
297100
|
Освещение и отопление
|
58 000
|
|
Арендная плата
|
115 800
|
|
Страховка оборудования
|
18 000
|
|
Амортизация оборудования
|
158 000
|
|
Страхование зданий
|
29 100
|
|
Заработная плата
управленческого персонала
|
85 000
|
463900
|
ИТОГО:
|
|
1129900
|
Информация, предоставленная администрацией организации
|
Стоимость оборудования,
ден. ед.
|
Площадь, кв.м.
|
Численность занятых, чел.
|
Продолжительность труда
основных производственных рабочих, ч
|
Время работы станков,ч
|
Станочный цех Х
|
834000
|
10 000
|
30
|
200 000
|
100 000
|
Станочный цех У
|
522000
|
5 000
|
20
|
150 000
|
50 000
|
Сборочный цех
|
106000
|
15 000
|
30
|
200 000
|
|
Склад
|
50000
|
15 000
|
10
|
|
|
Отдел технического
обслуживания
|
51350
|
5 000
|
10
|
|
|
Итого.
|
1563350
|
50 000
|
100
|
|
|
Из учетных записей отдела технического обслуживания следует, что время,
затраченное на работы по техническому обслуживанию, проведенные в других
подразделениях, составляет: Таб. 24. Время, затраченное на работы по
техническому обслуживанию.
Центр ответственности
|
Количество часов
|
% от общего времени
|
Станочный цех Х
|
12 000
|
48
|
Станочный цех У
|
8 000
|
32
|
Сборочный цех
|
5000
|
20
|
ИТОГО
|
25 000
|
|
Продукт А находится в станочном цехе X - 4 ч; 3 ч - в станочном цехе Y и 1 ч в сборочном цехе. Данные о стоимости материалов
(основных и вспомогательных), выданных производственным цехам, составляют,
ден.ед.: Таб. 25. Данные о стоимости материалов (основных и вспомогательных),
выданных производственным цехам.
Центр ответственности
|
Стоимость материалов
|
% от общего времени
|
Станочный цех Х
|
400 000
|
51
|
Станочный цех У
|
280 000
|
36
|
Сборочный цех
|
100 00
|
13
|
ИТОГО
|
780 000
|
|
Требуется: Составить ведомость анализа распределения накладных расходов и
рассчитать величину накладных расходов.
2. Расчеты для составления ведомости анализа распределения накладных
расходов 1. Распределение накладных расходов между производственными и
обслуживающими подразделениями. Заработная плата вспомогательных рабочих и
затраты вспомогательных материалов не могут быть отнесены к конкретным
продуктам, но их обычно можно распределить по соответствующим подразделениям.
Поэтому данные статьи непосредственно относятся на подразделения по факту.
Остальные статьи, перечисленные в ведомости анализа накладных расходов, не
могут быть непосредственно отнесены на подразделения по факту. Таким образом, должен
быть установлен соответствующий метод распределения накладных расходов по
подразделениям. Предполагаем, что арендная плата, освещение и отопление, а
также страховка зданий соотносятся с общей площадью зданий и что доля,
приходящаяся на каждое подразделение, может быть определена в соответствии с
той площадью, которую оно занимает. Для рассматриваемого предприятия, общая
площадь составляет 50 000 кв. м, из которых 20% занимает станочный цех X (10
000 кв.м), 10% - станочный цех У, сборочный цех занимает 30%, и склад- тоже
30%, отдел технического обслуживания -10%. Таким образом, 20% арендной платы,
платы за освещение и отопление, а также страховки зданий будет приходиться на
станочный цех X, 10% - на станочный цех У. Обычно считается, что выплаченная страховая
премия и амортизация станочного парка определяются, исходя из балансовой
стоимости оборудования. Поскольку балансовая стоимость оборудования станочного
цеха X составляет 0,53 балансовой стоимости всего оборудования, для станочного
цеха У - 0,33 балансовой стоимости всего оборудования, то 0,53 и 0,33 стоимости
страховки и амортизации оборудования приходится на цех Х и У соответственно.
Так же предполагаем, что время, которое руководство предприятия затрачивает на
каждый отдел, соответствует данным о численности сотрудников данного отдела.
Если в станочном цехе X работает 30% всех сотрудников, то 30% заработной платы
работников управления приходится па этот цех.
Таб. Распределение накладных расходов между производственными и
обслуживающими подразделениями.
Расходы
|
Станочный цех Х
|
Станочный цех У
|
Сборочный цех
|
Склад
|
Отдел технического
обслуживания
|
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
Освещение и отопление
|
20
|
11600
|
10
|
5800
|
30
|
17400
|
30
|
17400
|
10
|
5800
|
Арендная плата
|
20
|
23160
|
10
|
11580
|
30
|
34740
|
30
|
34740
|
10
|
11580
|
Страховка оборудования
|
53
|
9602
|
34
|
6010
|
7
|
1220
|
3
|
576
|
3
|
591
|
Амортизация оборудования
|
53
|
84288
|
34
|
52756
|
7
|
10713
|
3
|
5053
|
3
|
5190
|
Страхование зданий
|
20
|
5820
|
10
|
2910
|
30
|
8730
|
30
|
8730
|
10
|
2910
|
Заработная плата
управленческого персонала
|
30
|
25500
|
20
|
17000
|
30
|
25500
|
10
|
8500
|
10
|
8500
|
2. Перераспределение накладных расходов обслуживающих подразделений на
производственные. На данном этапе составления ведомости накладных расходов все
общезаводские накладные расходы распределены между производственными и обслуживающими
подразделениями.
Следующий шаг - перераспределение накладных расходов обслуживающих
подразделений на производственные в соответствии с той долей услуг, которые
получили эти последние. Количество выданных материалов является подходящим
ориентировочным критерием той пользы, которую каждое из производственных
подразделений получило от функционирования склада. Поэтому, если станочному
цеху X выдано 51% всех материалов, то это составит 51% всех расходов склада и
они приходятся на цех X.
В отделе технического обслуживания регистрируется время, затраченное
персоналом на проведение работ по техническому обслуживанию других
подразделений, и данные этого учета являются основой для оценки услуг,
полученных каждым производственным подразделением от отдела технического
обслуживания. Если из 25 000 ч, отработанных отделом технического обслуживания,
12 000 ч затрачены на работы в станочном цехе X, то 48% расходов приходятся на
этот цех.
Расходы
|
Станочный цех Х
|
Станочный цех У
|
Сборочный цех
|
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
%
|
Сумма
|
Склад
|
51
|
57846
|
36
|
40492
|
13
|
14461
|
Отдел технического
обслуживания
|
48
|
57634
|
32
|
38423
|
20
|
24014
|
3. Расчет ставок распределения накладных расходов. После выбора признака
(базы надбавки), по которому будут распределяться накладные расходы,
производится определение ставки накладных расходов. Ставка накладных расходов
определяется как частное от деления общих накладных расходов на полную
суммарную базу надбавки. В дальнейшем накладные расходы на единицу продукции
определяются как произведение ставки накладных расходов на базу надбавки на
единицу продукции. Общезаводские накладные расходы перераспределены на
производственные подразделения. Вторая ступень двухступенчатой процедуры имеет
целью установление ставок накладных расходов в каждом подразделении для отнесения
их на продукты, проходящие через эти подразделения. Предположим, что компания
использует данные о времени работы станков в качестве базы распределения для
станочных цехов и данные о времени работы основных производственных рабочих -
для сборочного цеха. Ставка распределения накладных расходов рассчитывается по
формуле:
Расчеты производятся следующим образом: Станочный цех Х: =2,36 руб. на 1 станко-час.
Станочный цех У: = 7,52 руб. на 1 станко-час. Сборочный цех: = 1,41 руб. на 1 час труда основных
производственных рабочих. Накладные расходы соотнесены со временем, но
поскольку накладные расходы станочных цехов преимущественно ориентированы на
станки, в расчетах используются станко-часы. В сборочном цехе, однако, работы
на станках не производятся, и в расчетах для этого отдела фигурирует
продолжительность (ч) труда основных производственных рабочих. 4. Распределение
накладных расходов на продукты. После определения ставок распределения
накладных расходов по подразделениям мы можем рассчитать суммы накладных
расходов, приходящихся на то или иное изделие, выпускаемое предприятием по
формуле:
где n- количество производственных подразделений. Заключительный этап
состоит в распределении накладных расходов по продуктам, проходящим через
производственные подразделения. Предположим, что продукт А находится в станочном
цехе X 4 ч, 3 ч - в станочном цехе Y и 1 ч в сборочном цехе. Тогда
накладные расходы, распределяемые на данный продукт, составят 32,78 д.е. Расчет
таков: Станочный цех X: 4 ч
* 2,36 д.е. за 1 ч = 9,44; Станочный цех Y: 3 ч * 7,52 д.е. за 1 ч = 22,56; Сборочный цех: 1 ч * 1,41
д.е. за 1ч = 1,41.
Ведомость анализа распределения накладных расходов.
Таб. 26. Ведомость анализа распределения накладных расходов
Статьи расходов
|
База распределения
|
Производственные центры
ответственности
|
Служебные отделы
|
|
|
Всего, ден. Ед.
|
Станочный цех Х, ден. ед.
|
Станочный цех У, ден. ед.
|
Сборочный цех, ден. ед.
|
Склад, ден. ед
|
Технического обслуживания,
ден.ед.
|
Заработная плата
вспомогательных рабочих и контроль
|
По факту
|
368 900
|
95 800
|
96 800
|
95 800
|
18 000
|
62 500
|
Вспомогательные материалы
|
По факту
|
297 100
|
100 000
|
104 500
|
49 800
|
19 800
|
23 000
|
Освещение и отопление
|
Площадь
|
58 000
|
11 600
|
5 800
|
17 400
|
17 400
|
5 800
|
Арендная плата
|
площадь
|
115 800
|
23 160
|
11 580
|
34 740
|
34 740
|
11 580
|
Страховка оборудования
|
Балансовая стоимость оборудования
|
18 000
|
9 602
|
6 010
|
1 220
|
576
|
591
|
Амортизация оборудования
|
Балансовая стоимость
оборудования
|
158 000
|
84 288
|
52 756
|
10 713
|
5 053
|
5 190
|
Страховка зданий
|
Площадь
|
29 100
|
5 820
|
2 910
|
8 730
|
8 730
|
2 910
|
Заработная плата
управленческого персонала предприятия
|
Численность
|
85 000
|
25 500
|
17 000
|
8 500
|
8 500
|
Итого:
|
-1
|
1 129 900
|
355 771
|
297 356
|
243 903
|
112 799
|
120 071
|
Перераспределение расходов
обслуживающего подразделения:
|
|
|
|
|
|
|
|
Склад
|
Стоимость выданных
материалов
|
|
57 846
|
40 492
|
14 461
|
-112
799
|
|
Отдел технического
обслуживания
|
Техническая оценка
|
|
57 634
|
38 423
|
24 014
|
|
120 071
|
Итого:
|
-2
|
1 129 900
|
471 250
|
376 271
|
282 379
|
--
|
--
|
Время работы станков и
продолжительность труда основных производственных рабочих
|
|
|
100 000
|
50 000
|
200 000
|
|
|
Ставка накладных расходов
на 1ч. работы станков
|
|
|
4,71
|
7,53
|
|
|
|
Ставка накладных расходов
на 1ч. труда основных производственных рабочих
|
|
|
|
|
1,41
|
|
|
Заключение
В условиях рыночной экономики организации могут использовать различные
системы учета затрат и их варианты по своему выбору. Возможно применение на
предприятии нескольких методов учета затрат и калькулирования.
Группа методов калькуляционного учета себестоимости продукции, а именно
попроцессный, попередельный и позаказный, характеризуется тем, что фактические издержки
производства на протяжении отчетного периода накапливаются, а в конце его
распределяются между объектами калькулирования. Отклонения от нормативной
(сметной) себестоимости выявляются после завершения калькулирования вида и
единицы продукции.
Попроцессный метод калькуляционного учета себестоимости продукции
применяется на предприятиях, выпускающих виды продукции ограниченной
номенклатуры, где отсутствует незавершенное производство. В связи с этим
объектами учета являются издержки производства, сформированные в отдельных
процессах изготовления (выпуска) продукции (выполнения работы, оказания услуги)
производства. Объектом калькулирования являются виды готовой продукции,
выпущенные в конце производственного процесса. Разновидностью попроцессного
метода является простой метод калькуляционного учета себестоимости продукции.
Он используется на предприятиях, выпускающих один вид продукции в одном
процессе производства. При этом незавершенное производство как правило
отсутствует. Здесь объектом учета являются издержки производства,
сформированные в едином производственном процессе, а объектом калькулирования -
один вид продукции, изготовленной в этом производственном процессе.
При позаказном методе калькуляционного учета себестоимости продукции
объектом учета являются издержки производства заказа, открываемого на
индивидуально или мелкосерийно изготовляемую продукцию, серию изделий или часть
изделия (в судостроении, тяжелом машиностроении), на отдельные виды работ и
услуг. Объектами калькулирования себестоимости является виды продукции,
изготовленные по заказу. Себестоимость каждого вида продукции определяется
после завершения работ по нему.
Попередельный метод калькуляционного учета себестоимости продукции
характерен для массовых производств, в которых исходное сырье или материалы
последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или
их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском
промежуточных продуктов (полупродуктов, полуфабрикатов). Последние могут
продаваться на сторону. Издержки производства этих переделов являются объектами
учета, а объектами калькулирования себестоимости являются виды промежуточной
или готовой продукции, изготовленные на этих переделах.
Функциональный (ABC)
учет затрат не является альтернативным методом к позаказному и попроцессному
методам учета затрат. Метод АВС является одним из подходов к выработке
показателей затрат, которые можно использовать при определении себестоимости
продукции в соответствии с позаказным и попроцессным методами. Отличительная
особенность метода учета затрат по функциям заключается в том, что в качестве
основополагающих объектов затрат, метод ABC рассматривает отдельные виды деятельности,
себестоимость которых используется в качестве основы для отнесения затрат на
другие объекты затрат, такие, как товары, услуги и т.д.
Таким образом, система учета затрат по функциям (ABC) предполагает, что
затраты вызваны определенной деятельностью. Связь между продуктом и различными
видами деятельности устанавливается путем аккумулирования затрат по всем видам
деятельности, относящихся к данному продукту.
Список использованной литературы
1. Бухгалтерский управленческий
учет: учебное пособие / Л.С. Васильева, Д. И. Ряховский, М. В. Петровская. -
М.: Эксмо, 2007. - 368 с.
2. Гарант - справочно-правовая система.
3. Вахрушина М.А., Бухгалтерский управленческий учет:
учебник для вузов, М., 2003 - 528 с.
4. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский
управленческий учет: учеб для вузов. - М.: Экономистъ, 2006. - 618 с.
5. Прыкина Л. В. Экономический
анализ предприятия: учебник для вузов 2-е изд., перераб. и доп. -
М.:Юнити-Дана, 2006.- 407 с.
. Савицкая Г. В. .
Экономический анализ: Учеб. /Г. В. Савицкая. - 9-е изд. - М.: Новое звание,
2004. - 640 с.
. Серебренников, Г.Г.
Управление затратами на предприятии: учебное пособие - Тамбов : Изд-во Тамб.
гос. техн. ун-та, 2007. -80 с
8. Cooper R., Kaplan R. How cost
accounting systematically distorts product costs. Accounting and management:
Field study perspective (Harvard Business School), 1997. - 634 Р.
. Develin. Activity-based Cost
Management. Dcvclin & Partners, London, 2000. - 704 Р.
. Doyle D. Cost Control: a
strategic guide. Financial Skills Series (Kogan Page), 2004. - 587 Р.
. Homgren, Foster С, Datar S. Cost Accounting.
Prentice-Hall, 2004. - 334 Р.
. http://consulting.ru/econs_wp_3570
. http://www.aup.ru/books/m170/7_3.htm