Аудиторское заключение, его виды и роль в составе бухгалтерской отчётности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,27 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудиторское заключение, его виды и роль в составе бухгалтерской отчётности

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Финансово-экономический факультет








Курсовая работа на тему:

Аудиторское заключение, его виды и роль в составе бухгалтерской отчётности.

По дисциплине

Бухгалтерская (финансовая) отчетность


Выполнила студентка

группы СПО-2010

Хисымутдинова А.Р.

Проверила: Зубарева Г.Е.

Уфа-2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА

.1Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия

.2Регламентация аудиторской деятельности

.3 Цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

.1 Изучение основных показателей финансовой деятельности ОАО НПП «МОТОР»

.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутренний контроль финансовой (бухгалтерской) отчетности

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

.1 Структура аудиторского заключения

.2 Порядок составления аудиторского заключения

3.3 Формы аудиторских заключений

.4 Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности, появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в один из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, одним из показателей которого является ее достоверность. Ни один солидный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, ни один серьезный инвестор не будет иметь дела с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалифицированного аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержаться в отчетности.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования.

В связи с этим тема "Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности" в настоящие время является актуальной.

Цель исследования: изучить роль аудиторского заключения о состоянии бухгалтерской отчетности предприятия для уменьшения информационного риска.

Объект исследования: аудиторское заключение.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1)охарактеризовано нормативное регулирование аудиторской деятельности в разрезе финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2)определены сущность и значение аудита;

)проанализированы этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

)произведена оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, рассчитан уровень существенности и аудиторский риск по финансовой (бухгалтерской) отчетности на конкретном предприятии;

)разработан общий план и программа;

)представлено аудиторское заключение по результатам проведения аудита;

)предложены пути более эффективной организации системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Методологической основой написания курсовой работы является Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". В работе используются труды таких известных авторов, как Богатая И.Н., Подольский В.И. и материалы периодических изданий: журналы "Бухгалтерский учет".

В качестве информационной базы использовались законодательные и нормативные акты, данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО НПП "МОТОР" за 2010 г.

Отчетный период - период с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно.

Теоретическое значение данной курсовой работы состоит в том, что был изучен порядок проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, благодаря чему закрепились полученные знания по дисциплине.

Практической основой для написания данной курсовой работы является финансовая (бухгалтерская) отчетность ОАО НПП "МОТОР" за 2010 г.

В первой главе охарактеризованы роль и значение аудита в хозяйственной деятельности, регламентация аудиторской деятельности, цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Во второй главе дается краткая экономическая характеристика предприятия, изучается и оценивается система бухгалтерского учета и внутреннего контроля финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО НПП "МОТОР", рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск, составляется общий план и программа аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО НПП "МОТОР".

В третьей главе выявляются источники и методы сбора аудиторских доказательств, проводятся процедуры средств контроля и процедуры по существу, дается аудиторское заключение ОАО НПП "МОТОР".

Настоящая работа посвящена исследованию теоретических, практических и организационно-методических проблем бухгалтерского учета и аудита (бухгалтерской) отчетности в ОАО НПП "МОТОР" и направлена на решение важных прикладных задач организации бухгалтерской отчетности, подлежащей в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" обязательной ежегодной проверки.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА

.1 Роль и значение аудита в производственной деятельности предприятия

Становление рыночных отношений в России внесло существенные изменения в деятельность хозяйственных субъектов, которые получили широкую самостоятельность, связанную с определением направлений деятельности и выбором партнеров при полной ответственности за результаты своей деятельности.

Формирование новых коммерческих структур, приватизация государственных предприятий и преобразование их в открытые акционерные общества, предоставление предприятиям полной свободы действий приводит к тому, что предприятие развивается за счет собственных источников и сами несут коммерческие риски.[19]

Принимая решения о вложении средств в какой-либо бизнес, выдавая кредит или приобретая долговые ценные бумаги и даже заключая договоры о покупке или продаже товаров с отсрочкой платежа, субъекты продовольствия хотят получить полное представление о финансовом состоянии и финансовой устойчивости партнера. В этом случае они применяют новые формы финансового контроля. Такой контроль может быть государственным и независимым. Последний носит название "аудит".

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). [5]

Целями проведения аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. [22]

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю на основе ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности.

Аудит становиться важнейшим звеном инфраструктуры рыночной экономики.

Необходимость аудита определяется следующими обстоятельствами:

) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями;

) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям из-за того, что применяются оценочные значения, по-разному трактуются факты хозяйственной деятельности, составители могут быть заинтересованы отразить те, а не иные данные;

) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена заинтересованными пользователями из-за затрудненности доступа к учетной информации, а также сложности хозяйственной операции, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. [16]

Необходимость аудита вызывается, прежде всего, требованиями реализации концепции отчетности. Аудит в связи с этим выступает в качестве механизма контроля и тем самым способствует реализации концепции подотчетности.

Особое значение аудит имеет для получения уточненной информации, установление несоответствий в выдаваемых поощрениях. Этим аудит повышает качество принимаемых решений, эффективность рыночных операций. Способствует лучшему использованию средств, находящиеся в распоряжении предприятия.

Роль аудита заключается в снижении объема некачественной информации, используемой для управленческих целей, что способствует развитию доверительных отношений между различными субъектами в процессе финансово- хозяйственной деятельности. [25]

Таким образом, возникновение аудита в первую очередь связано с разделение интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компании, и тех, кто занимается ее управлением.

.2 Регламентация аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления. Устанавливаются права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определяются роль и функции государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. [21]

В настоящие время аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты, которые представлены в виде четырех уровневой системой нормативного регулирования:

Первый (верхний) уровень включает законодательные акты, которые регламентируют прямо или косвенно порядок проведения аудиторской деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйственных субъектов, является ГК РФ, где закреплены многие вопросы учетной работы. [1]

Кодекс об административных правонарушений в ст. 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" говорится, что нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа. [3]

Наиболее важным законодательным актом является Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Этот основной законодательный акт определяет место аудита в финансово- хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. [23]

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В Законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. [5]

Некоторые статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью.

В нем также определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся Федеральные правила (стандарты). В настоящие время утвержден перечень из 31 федерального стандарта. Они определяют единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты аудита учитывают правила составления финансовой отчетности. [13]

В данной работе будут рассмотрены следующие правила (стандарты).

Правило (стандарт) № 1 "Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности". Данный стандарт позволяет определиться с целью аудита как выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Правило (стандарт) № 2 "Документирование аудита" позволяет изучить требования, предъявляемые к рабочей документации аудитора. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Правило (стандарт) № 3 "Планирование аудита" определяет, что планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Правило (стандарт) № 4 "Существенность в аудите" устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском. Рассматривается определение существенности и взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском.

Правило (стандарт) № 5 "Аудиторские доказательства" определяет, что аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Правило (стандарт) № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Содержит основные элементы и примеры аудиторского заключения.

Правило (стандарт) № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом". Дается определение таких понятий как: аудиторский риск, риск средств контроля, система бухгалтерского учета, система внутреннего контроля. Аудитор применяет их для того, чтобы использовать в своих профессиональных суждениях.

Правило (стандарт) № 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" определяет ошибки и недобросовестные действия аудиторские процедуры при обстоятельствах, указывающих на возможные искажения отчетности.

Правило (стандарт) № 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудиремого лица и представителям его собственника" устанавливает требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудиремого лица и представителям собственника этого лица. [7]

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, производственного права. [21]

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. [23]

К внутрифирменным стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособие и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.

.3 Цели и этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, сгруппированных в определенные формы, характеризующих финансово- хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период. [20]

Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в случаях, предусмотренных федеральными законами. [10]

Цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. [7] Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.

Для формирования профессионального мнения аудиторы должны решить задачи:

проверить соответствие отчетности предприятия требованиям нормативных актов РФ, предъявляемых к ее составлению и представлению;

проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

проанализировать увязку основных показателей отчетности между собой;

проверить правильность оценки статей отчетности;

подтвердить достоверность показателей отчетности;

подтвердить полноту раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период.

Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчетность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все отчетные формы, входящие в состав бухгалтерской отчетности, взаимосвязаны, поскольку отражают одни и те же производственные операции и события в деятельности организации в разных аспектах. [27]

Этапы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности - это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудирумого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности. [28]

К основным этапам аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности относятся:

Первый этап. Организация и планирование:

. Официальное предложение клиента о проведении аудита - официальное именное письмо-предложение о проведении аудита, которое направляется аудиторской фирме организацией заинтересованной в оказании аудиторских услуг. [28]

. Знакомство с финансово- хозяйственной деятельностью: изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение предоставления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, факторов риска и т.д.

. Разработка и согласование общего плана и программы аудита, где описывается предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки.

. Составление письма о проведении аудита - документ, регламентирующий обязательства и отвественность экономического субъекта - клиента и аудитора на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

. Подписание договора на проведение аудита. В тексте договора необходимо раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, такие, как: предмет договора на оказание аудиторских услуг; условия оказания аудиторских услуг; права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта; стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг; ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Второй этап. Сбор аудиторских доказательств:

. Тестирование средств контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

. Проведение процедур проверки по существу проводиться с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проводятся в следующих формах: детальные тесты и аналитические процедуры.

Третий этап. Завершение аудита:

. Обобщение, систематизация аудиторских доказательств заключается в четкой группировки и классификации полученных сведений.

. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудирумого лица и представителям его собственника.

. Составление аудиторского заключения - мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и никто не может практиковать его как-либо иначе. [28]

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

.1 Изучение основных показателей финансовой деятельности ОАО НПП «МОТОР»

Открытое акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Мотор» является одним из ведущих предприятий России по разработке и производству высокоэффективных газотурбинных двигателей для военной авиации и газотурбинных энергоустановок для энергетики. Оно образовано как опытно-конструкторское бюро №26 Министерства авиационной промышленности СССР приказом министра авиационной промышленности от 26 сентября 1955 года. Эта дата и считается днем рождения предприятия.

ОАО НПП «МОТОР» имеет размер уставного капитала - 638 644 тыс. руб. Опытно - конструкторское сопровождение работ по проекту - Открытое акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Мотор»

За прошедшие годы в НПП "Мотор" создан коллектив разработчиков, владеющих передовыми технологиями создания и доводки авиационных двигателей, развита производственная и лабораторно-испытательная база. Коллективом ОКБ создано около 50 авиационных двигателей и их модификаций для разных моделей самолетов МиГ, Як, Су и беспилотных летательных аппаратов, из которых 24 выпускались серийно в ОАО "УМПО". В их числе семейство высоконадежных двигателей Р13-300, Р13Ф-300 и Р25-300 для самолетов МиГ-21 и Су-15, Р95Ш и Р195 для самолетов-штурмовиков Су-25 и Су-39.

НПП "Мотор" - разработчик газотурбинных маршевых двигателей КР17-300, КР21-300 и КР23 для крылатых ракет морского назначения Вулкан, Гранит и Метеорит разработки ВПК НПО машиностроения. В рамках кооперации с головным разработчиком двигателя РД33 (ОАО "Климов") для истребителя МиГ-29 создан компрессор низкого давления; разработаны компрессор и турбина низкого давления, коробка привода самолетных агрегатов для двигателя 5-го поколения в кооперации с ОАО Люлька-Сатурн.

Совместно с ОАО Люлька-Сатурн, ОАО УМПО, МКБ Гранит и ФГУП ММПП Салют выполнен комплекс опытно-конструкторских работ по доводке и постановке на серийное производство двигателя АЛ-31Ф для тяжелого истребителя Су-27.

НПП Мотор является единственным в Российской Федерации разработчиком многофункциональных плоских выходных устройств с управляемым вектором тяги, позволяющих самолету за счет реализации потенциальных энергетических возможностей двигателя получать уникальные летно-технические и боевые характеристики. Эффективность таких устройств разработки НПП Мотор подтверждена летными испытаниями прототипа на летающей лаборатории-самолете Су-27ЛЛ.

В рамках конверсии и диверсификации наукоемкие технологии авиационной промышленности внедрены предприятием в топливно-энергетический комплекс и успешно применяются на тепловых и атомных электростанциях крупнейших энергетических систем России и иностранных государств. На базе авиационного двигателя Р95Ш создана наземная газотурбинная энергетическая установка ГТЭ-10/95 мощностью 8МВт.

НПП Мотор - активный участник разработки новых авиационных двигателей. В рамках кооперации с ОАО УМПО и ОАО НПО Сатурн предприятие принимает участие в опытно-конструкторских работах по созданию двигателей изделий 117 и 117С для самолетов Су-35 и ПАК ФА, разработан компрессор низкого давления двигателя АЛ-55И для самолета HJT-36 индийских ВВС.

В кооперации с предприятиями «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) НПП Мотор участвует в создании семейства перспективных двигателей с тягой 9-18 тонн для гражданской авиации и двигателя нового поколения для ПАК ФА II этапа.

НПП Мотор участвует в создании научно-технического задела с применением ключевых технологий по следующим направлениям: разработка композитного входного направляющего аппарата и колеса первой ступени компрессора низкого давления с облегченной (полой) рабочей лопаткой на базе технологий диффузионной сварки и линейной сварки трением; разработка одноступенчатой турбины низкого давления с высокой газодинамической эффективностью и удельной мощностью; разработка высокоэффективного малоступенчатого компрессора высокого давления; разработка высокоэффективной форсажной камеры сгорания; разработка высокоэффективной малоступенчатой турбины низкого давления с рабочими лопатками из интерметаллида титана.

Предприятие осуществляет производственную деятельность на основании устава Открытого Акционерного Общества.

Имущество предприятия составляет основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов.Уставный капитал составляет 638 644 тыс. руб.

Предприятие уплачивает налоги и другие обязательные платежи в бюджет размерах и порядках установленном законодательством.

Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ОАО НПП «МОТОР» вправе привлекать профессионального аудитора.

аудит отчетность


Финансовый год предприятия устанавливает с 1 января по 31 декабря.

Бухгалтерский учет в Обществе ведется в соответствии с Законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Основные экономические показатели деятельности ОАО НПП «МОТОР» представлены в таблице 1. (ПРИЛ. 1)

Вывод: Из данных таблицы видно, что выручка от продажи продукции в отчетном году в ОАО НПП «МОТОР» увеличилась на 1124960 тыс. руб. что является благоприятным явлением в деятельности организации. Однако в 2010 г. резко возросла себестоимость производимой продукции на 1040368 тыс. руб., в результате чего отчетный год организация закончила с чистой прибылью в размере 6166 тыс. руб. Это означает, что предприятие справляется со своими текущими обязательствами, что свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия. Это положительное явление в деятельности организации. Среднесписочная численность работников составляет 1386 чел. Средняя зароботная плата работников - 22293 руб. Это свидетельствует о том, что благосостояние работников ОАО НПП «МОТОР» растет.(ПРИЛ. 3)

Делая общий вывод по Обществу, можно сказать, что к 2011 г. финансово-хозяйственной деятельности ОАО НПП «МОТОР» существенных убытков практически не произошло. Закончив год с небольшой прибылью, что позволяют характеризовать финансовое состояние исследуемого предприятия как платежеспособного.

Ведение бухгалтерского учета основано на выбранных Обществом конкретных способах постановки учета соответствующих видов активов и обязательств, зафиксированы в учетной политике предприятия (ПРИЛ. 1).

Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета. [9]

Бухгалтерский учет в Обществе ведется в соответствии с Законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Учетная политика ОАО НПП «МОТОР» ведется для целей бухгалтерского учета как «Основные положения учетной политики ОАО "НПП "Мотор".В нее включены перечень нормативных документов в соответствии, с которыми была разработана учетная политика Общества и общие положения бухгалтерского учета,а так же приведена методика ведения бухгалтерского учета, которая состоит из таких разделов: учет основных средств, учет нематериальных активов, учет материально-производственных запасов, учет сырья, учет готовой продукции, резервы, методы учета доходов и расходов.

Также согласно приказу была принята учетная политика ОАО НПП «МОТОР» для целей налогового учета. Данное положение состоит из двенадцати пунктов, где изложена методика ведения налогового учета: момент определения налоговой базы по НДС, метод признания доходов и расходов при расчете налога на прибыль, способ начисления амортизации(ПРИЛ.2).

Для проведения аудита финансовой отчетности и выражения профессионального мнения о степени ее достоверности необходимо оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Под "системой бухгалтерского учета" понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех производственных операций. [7]

Термин "система внутреннего контроля" означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной отчетности. [13]

В процессе аудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системе бухгалтерского учета и внутренний контроль, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Цель системы бухгалтерского учета и внутренний контроль финансовой (бухгалтерской) отчетности - предупреждение возникновения ошибок в процессе ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. [29]

При знакомстве с данной системой аудитор, прежде всего, изучает учетную политику организации, дает оценку ее сложности и делает выводы о ее соответствии нормативным требованиям и специфическим характеристикам аудируемого объекта.

Аудитор также анализирует структуру бухгалтерско-финансовой службы, знакомится с первичными документами, планом счетов, регистрами бухгалтерского учета методами контроля, которые используются в организации.

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

.1 Структура аудиторского заключения

Структура аудиторского заключения регламентируется нормами Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмы о соответствии во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

Заключение аудиторской фирмы по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному аудиту.

Аудиторское заключение - это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки, проведенной по поручению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ[18].

Основные элементы аудиторского заключения приведены в п. 4 Федерального аудиторского стандарта № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Аудиторское заключение включает в себя:

·сведения об аудируемом лице:

·организационно-правовая форма и наименование;

·место нахождения;

·номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

·сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

·вводную часть;

·часть, описывающую объем аудита;

·часть, содержащую мнение аудитора.

Аудиторам необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем.

Таким образом, аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую(ПРИЛ.4).

Вводная часть должна содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации[19].

Аудиторское заключение должно описывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними стандартами аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений[25].

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой отчетности;

оценку общего представления о финансовой отчетности.

Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации[3].

Если аудитор аудируемого лица использует заключение аудитора специализированной организации, в аудиторском заключении в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица он не ссылается на заключение аудитора специализированной организации.

Если аудитор работает с аудируемым лицом первый год, а аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор, в отношении соответствующих показателей за предыдущий период аудитор может сослаться в своем аудиторском заключении за текущий период на выданное другим аудитором аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период в части соответствующих показателей. Если аудитор решает сослаться на другого аудитора, его аудиторское заключение должно содержать указание на:

а) то, что аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период проводил другой аудитор;

б) форму мнения, выраженного в аудиторском заключении за предыдущий период другим аудитором (если такое аудиторское заключение было модифицировано, необходимо указать причину модифицирования);

в) дату аудиторского заключения за предыдущий период.

Если аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за предыдущий период не проводился, аудитор указывает в аудиторском заключении за текущий период, что соответствующие показатели за предыдущий период не были проверены. Такое заявление не освобождает аудитора от выполнения надлежащих аудиторских процедур в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета на начало текущего периода[27].

В итоговой части аудиторского заключения должны быть четко указаны основные принципы и методы (применяемый порядок) ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Основные принципы и методы бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности определяются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Помимо мнения о достоверности финансовой отчетности может возникнуть необходимость выразить в аудиторском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации[3].

.2 Порядок составления аудиторского заключения

Рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения, которое выдается в результате аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором, предоставляют Международные стандарты, МСА 700 R «Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения» и МСА 701 "Модификации отчета (заключения) независимого аудитора» (принятые взамен МСА 700 "Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности»), а также Федеральное правило (Стандарт) аудиторской деятельности N 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности». Основные положения этих стандартов следующие.

МСА 700 R представляет собой существенно переработанный вариант его предыдущей версии (МСА 700), на основе которого было разработано Федеральное правило (Стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (в редакции от 25.08.2006 года), далее - Федеральный стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (ФПСАД № 6). МСА 701 представляет собой новый документ в системе Международных стандартов аудита, в котором рассматриваются вопросы модификации аудиторских заключений. МСА 701 содержит рекомендации, касающиеся формулировки аудиторского заключения в следующих ситуациях. Факторы, не влияющие на аудиторское мнение - привлечение внимания к фактору. Факторы, влияющие на аудиторское мнение: - условно-положительное заключение (мнение с оговоркой), - отказ от заключения; - отрицательное заключение[17].

Согласно МСА 701 единообразие формы и содержания каждого типа модифицированного заключения будет способствовать пониманию пользователей таких заключений. В соответствии с этим МСА 701 предлагаются формулировки модифицирующих фраз, используемые при составлении модифицированного заключения.

Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской организации и руководителем проверки с указанием номеров квалификационных аттестатов, даты их выдачи и органа, выдавшего аттестат, регистрируется в журнале регистрации исходящих документов и направляется клиенту.

В случае передачи аудиторского заключения клиенту путем почтовой отправки в "Дело клиента" подшивается копия описи отправленной корреспонденции с отметкой почтового отделения. В случае передачи с курьером в "Дело клиента" подшивается копия аудиторского заключения с отметкой аудируемого лица о принятии.

Аудиторское заключение имеет стандартную структуру. Согласно Федеральному стандарту № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (ФПСАД № 6) аудиторское заключение в обязательном порядке должно включать в себя ряд разделов.

Первый раздел, информационная часть, содержит реквизиты документа и обеих сторон договора на проведение аудиторской проверки:

наименование. В документе должно быть указано, что это «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

адресат. В качестве адресата, как правило, выступают собственники предприятия (акционеры, участники). Однако договором может быть определен и иной адресат, например орган управления предприятием, предусмотренный его уставом (совет директоров, наблюдательный совет). В случае, когда аудиторская проверка, предусматривающая выдачу официального аудиторского заключения, проводится по инициативе третьего лица, заключение может быть адресовано этому лицу, выступающему в качестве заказчика по договору. При этом необходимо отметить, что в любом случае (независимо от адресата аудиторского заключения) ответственность за подготовку подтверждаемой бухгалтерской отчетности возлагается на исполнительный орган аудируемого предприятия;

основные сведения об аудиторе. Здесь в обязательном порядке указываются организационно-правовая форма и наименование аудиторской фирмы, если проверка инициативная и проводилась индивидуальным аудитором, то, соответственно, фамилия, имя, отчество аудитора и указание на то, что он является предпринимателем без образования юридического лица[13].

Необходимой информацией являются также место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, номер, дата предоставления и срок действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Если аудиторская фирма или аудитор являются членами аккредитованного профессионального аудиторского объединения, то эти сведения также подлежат включению в текст заключения;

основные сведения об аудируемом лице (перечень сведений о клиенте аналогичен соответствующему перечню для самого аудитора, включая сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности).

Далее следует вводная часть. В ней указан перечень проверенной финансовой отчетности аудируемого лица с перечислением форм отчетности, включая пояснительную записку, и указанием отчетного периода. Кроме того, именно в водной части размещается заявление о разграничении ответственности аудитора и клиента (за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой отчетности возложена на аудируемое лицо, а аудиторы отвечают за выражение мнения о достоверности этой финансовой отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации).

В следующем разделе, носящем наименование "Часть, описывающая объем аудита", перечисляются все нормативные акты и иные документы, включая приказы и распоряжения руководства предприятия, в соответствии с которыми проводилась аудиторская проверка[15].

В тексте заключения аудитора в обязательном порядке также должно быть зафиксировано, что проверка осуществлялась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разработанными и действующими в рамках профессионального аудиторского объединения, членом которого является аудиторская компания, или самим аудитором. Включение этой информации в текст аудиторского заключения необходимо для того, чтобы потенциальный пользователь отчетности не беспокоился и был уверен в том, что аудиторы провели все необходимые в данных обстоятельствах процедуры, которые, согласно правилам аудита, должны быть непременно осуществлены для получения надлежащих доказательств, и приняли во внимание положения всех документов, которыми предприятие руководствовалось при подготовке отчетности. Кроме того, в соответствии со стандартом в этом разделе должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе, и должны быть указаны все методы и техники, которые были использованы при его проведении[8].

Завершают аудиторское заключение дата и подпись аудитора. Датой подписания аудиторского заключения считается дата, проставленная на нем при его подписании. После этой даты прекращаются все исследования информационных материалов, и в аудиторское заключение нельзя внести ни одного изменения, не оговоренного с проверяемым экономическим субъектом. Дата подписания аудиторского заключения не может быть более ранней, чем дата утверждения соответствующей финансовой отчетности аудируемого лица. С помощью этой даты определяется временная характеристика ответственности аудитора. Аудиторская организация может нести ответственность за выражение своего мнения в заключении о событиях, происшедших после отчетной даты (на которую составлена бухгалтерская отчетность). Но по событиям, произошедшим после подписания заключения, аудиторская фирма ответственность не несет. Таким образом, подписывая заключение и ставя определенную дату, аудитор тем самым фиксирует и утверждает, что именно на эту дату сформировано его мнение об отчетности. Аудиторская фирма не обязана проводить каких-либо специальных исследований и работ для выявления и анализа событий, произошедших после подписания заключения. Ответственность за информирование аудиторской фирмы о таких событиях несет руководство организации.

Также аудиторской фирме следует оценить неопределенные обязательства аудируемого лица.

Под ними понимаются потенциально возможные будущие обязательства экономического субъекта, являющиеся результатом его предшествующей хозяйственной деятельности. При этом они должны существенно изменять его финансовое положение по сравнению с тем, которое отражено в подтверждаемой аудиторской организацией бухгалтерской отчетности.

Неопределенными обязательствами могут быть:

незаконченный судебный процесс, связанный с возможностью существенных расходов аудируемого лица;

разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты налогов;

гарантии качества продукции;

гарантии по обязательствам третьей стороны.

Неопределенные обязательства должны быть отражены в итоговой части аудиторского заключения и в письменной информации руководству организации.

Для оценки неопределенных обязательств и существенных событий аудитор применяет следующие процедуры:

опрос руководства организации;

изучение информации о претензиях налоговых органов;

анализ характера юридических услуг, оказываемых аудируемому лицу;

получение сведений о ходе судебных процессов и других конфликтов с третьими сторонами.

Если аудиторам стало известно о событиях, происшедших за период после даты подписания заключения, им следует обсудить возникшие проблемы с руководством проверяемой организации.

Если существенные события произошли до даты предоставления бухгалтерской отчетности пользователям, то аудитор должен потребовать внесения соответствующих изменений в данную отчетность.

Если руководство проверяемой организации сочтет необходимым внести поправки в бухгалтерскую отчетность после даты составления бухгалтерской отчетности, аудитору надлежит продолжить проверку и подготовить новое аудиторское заключение. В нем должна содержаться ссылка на ранее подготовленное аудиторское заключение[7].

В российской практике аудита организации клиенту обычно предоставляют возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, откорректировать финансовые результаты деятельности предприятия и другие показатели. В результате в заключение, как правило, вносятся только те замечания, по которым у аудитора и аудируемого лица могут быть разные мнения.

При отказе руководства проверяемой организации от внесения исправлений и отражения всех вновь обнаруженных существенных обстоятельств аудитор должен:

письменно уведомить руководство проверяемой организации о данном факте;

возложить на руководство проверяемой организации всю ответственность за последствия данного решения;

решить вопрос об информировании пользователей бухгалтерской отчетности о данных существенных обстоятельств.

Перед подписанием аудиторского заключения руководителю аудиторской фирмы также в обязательном порядке надлежит проверить следующее:

проанализированы ли выводы по всем основным разделам аудиторской проверки;

подписаны ли проверяющими предыдущих внутренних проверок все необходимые бланки;

прояснены ли все нерешенные с аудируемым лицом, вопросы;

привлечен ли в случае разногласий относительно выводов по результатам аудита авторитетный специалист аудиторской организации, не принимавший участия в данном аудите (свежий взгляд на проблему);

оформлена ли должным образом бухгалтерская отчетность экономического субъекта, которую следует приложить к аудиторскому заключению.

К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная законодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит[5].

Прилагаемая к аудиторскому заключению бухгалтерская отчетность должна быть составлена по установленной форме и в целях идентификации должна быть помечена подписью (штампом) аудиторской организации. Если в ходе аудита выявлены существенные искажения отчетности, то в прилагаемую к аудиторскому заключению отчетность предприятием должны быть внесены поправки, предложенные аудиторами. Если аудиторское заключение составляется после представления бухгалтерской отчетности пользователям (в инспекцию Министерства по налогам и сборам РФ, акционерам и др.), то итоговая часть заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, чтобы они была признана достоверной. Соответствующие учетные записи должны быть сделаны предприятием в установленном порядке.

Аудиторская организация должна предоставить проверяемому предприятию в установленные в договоре на проведение аудиторской проверки сроки:

не менее одного экземпляра аудиторского заключения в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита (предназначен исполнительному органу);

не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности (предназначен для представления в инспекцию Министерства по налогам и сборам РФ, акционерам и другим заинтересованным пользователям).

Указанные экземпляры сброшюровываются и заверяются печатью аудиторской организации. Руководство предприятия несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям. Аудиторская организация не имеет права и не обязана этого делать кроме случаев, предусмотренных законодательством[8].

В том случае, когда проаудированная бухгалтерская отчетность предприятия является частью документа, содержащего помимо этой отчетности прочую информацию, аудиторская организация должна изучить эту прочую информацию на предмет ее непротиворечивости во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности. Документом, содержащим проаудированную бухгалтерскую отчетность, может быть, в частности, годовой отчет акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) или проспект эмиссии. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» под прочей информацией понимаются данные (сведения), отличные от бухгалтерской отчетности предприятия, содержащейся в этом же документе, например:

отчет исполнительного органа, характеристика и результаты деятельности акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) за отчетный год в годовом отчете общества; данные об эмитенте, сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг, сведения о размещаемых ценных бумагах в проспекте эмиссии.

Прочая информация считается не противоречащей во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности, если в ней отсутствуют существенные данные (сведения), прямо или косвенно противоречащие данным, содержащимся в проаудированной бухгалтерской отчетности или вытекающим из нее[11].

В случаях, предусмотренных законодательством, аудиторская организация делает соответствующую отметку на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность. Такая отметка означает, что аудиторская организация рассмотрела прочую информацию на предмет ее непротиворечивости во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности. Рассмотрение прочей информации включает ознакомление с ее содержанием, сравнение данных (сведений), проверку сделанных предприятием на основе проаудированной бухгалтерской отчетности расчетов, результаты которых отражены в прочей информации, и другие необходимые действия.

Если при рассмотрении прочей информации обнаруживается существенное противоречие между прочей информацией и проаудированной бухгалтерской отчетностью, то аудиторская организация определяет, должна ли быть скорректирована прочая информация или проаудированная бухгалтерская отчетность; уведомляет руководство предприятия о необходимых корректировках[10].

При проведении аудита, целью которого является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия, аудиторская организация не несет ответственность за достоверность прочей информации, включенной в документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи аналитическая и итоговая части могут подписываться и скрепляться полностью в отчетности. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы также не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим липам для использования в предпринимательской деятельности.

Результаты аудиторской проверки не только отражаются в письменном заключении и отчете аудитора, но и сообщаются руководству организации и ее собственникам (акционерам) в виде устного доклада[18].

3.3 Формы аудиторских заключений

Различают следующие виды аудита:

·обязательный,

·инициативный,

·аудит по специальным аудиторским заданиям.

Для обязательного и инициативного аудита используют единую форму аудиторского заключения. Заключение аудитора по результатам проверки годовой отчетности представляет собой обязательный элемент годовой бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от сущности и условий аудиторской проверки заключение может быть:

·безоговорочно положительным;

и модифицированным:

·положительным с оговорками;

·отрицательным;

·заключением, содержащим отказ от выражения аудиторского мнения.

При любом варианте мнение аудитора должно быть аргументированным и подтверждаться документами и материалами проверки.

Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения выдается в случае, когда аудитор приходит к выводу, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Данный вид заключения дается аудиторами в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение аудируемого лица устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно[19].

Пример аудиторского заключения с выражением безоговорочно положительного мнения:

«Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Адресат.

Аудитор

Наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Аудит».

Место нахождения: индекс, город, улица, номер дома.

Государственная регистрация: номер и дата свидетельства о государственной регистрации.

Лицензия: номер, дата, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия.

Является членом (указать наименование аккредитованного профессионального аудиторского объединения).

Аудируемое лицо

Наименование: открытое акционерное общество «Альянс».

Место нахождения: индекс, город, улица, номер дома.

Аудит в ОАО НПП «МОТОР» проводился всоответствии с:

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

Внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

Правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

Нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации[17].

Финансовая (бухгалтерская) отчетность ОАО НПП «МОТОР» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2010 г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности).

«12» января 2011 г.

Руководитель (или иное уполномоченное лицо) аудиторской организации либо индивидуальный аудитор (ФИО, подпись, должность).

Руководитель аудиторской проверки (ФИО, подпись, номер, тип квалификационного аттестата и срок его действия).

Печать аудитора.

Согласно Федеральному стандарту № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (ФПСАД № 6) при определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано. Формы и обстоятельства модификации аудиторского заключения также определены в указанном стандарте.

Так, аудитор должен модифицировать аудиторский отчет посредством включения абзаца, в котором указывается на существенный фактор, имеющий отношение к допущению о непрерывности деятельности субъекта, а также рассмотреть возможность модифицирования аудиторского заключения посредством включения абзаца в случае значительной неопределенности (не касающейся допущения о непрерывности деятельности предприятия), устранение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую отчетность. При этом под неопределенностью понимается фактор, исход которого зависит от будущих действий или событий, не находящихся под прямым контролем организации, но способных оказать воздействие на финансовую отчетность[13].

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли факторы:

не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у проверяемого экономического субъекта и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Модифицированное аудиторское заключение с включением части, привлекающей внимание, бывает в том случае, если:

проведенный аудит дает основания для выражения безоговорочно положительного мнения;

в пояснении к финансовой отчетности указано на незаконченное судебное разбирательство. Исход его неясен, а резервы на выполнение обязательств в случае решения суда не в пользу организации отсутствуют;

обнаружены факторы, ставящие под сомнение соблюдение принципа действующего предприятия (резкое уменьшение величины чистых активов или привлечение больших заемных средств при отсутствии реальных перспектив возврата).

Аудиторское заключение, модифицированное путем включения оговорки, выдается при следующих обстоятельствах:

ограничение объема аудита;

разногласия с руководством аудируемого лица относительно учетной политики и ненадлежащего метода;

разногласия с руководством аудируемого лица относительно раскрытия информации[29].

Таким образом, мнение с оговоркой (условно-положительное заключение) делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности, то есть его следует выражать в том случае, когда аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние несогласия с руководством или ограничения объема не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать выражение «за исключением» влияния аспекта, к которому относится оговорка.

По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Если в ходе аудита были выявлены нарушения, но аудируемое лицо устранило их до даты вынесения аудиторского заключения, в аудиторском заключении такие нарушения описываться не должны.

В части, содержащей мнение с оговоркой из-за ограничения объема, возможны следующие формулировки:

Проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Вместе с тем не наблюдается за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов по состоянию на 31 декабря 2010 г., так как эта дата предшествовала дате привлечения аудиторов ОАО НПП «МОТОР»

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Отрицательное мнение может быть выражено, если возникли подтвержденные результатами аудита существенные разногласия с руководством аудируемого лица относительно:

допустимости выбранной учетной политики;

метода применения учетной политики;

адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда и значительное ограничение работы аудитора со стороны руководства проверяемой организации, не позволяющее обосновать свое мнение, существенное и глубокое ограничение объема финансовой отчетности настолько, что аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства является обстоятельством для подготовки модифицированного заключения, содержащего отказ от выражения мнения.

Аудитор вправе также отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении также в случае непредставления аудируемым лицом всей необходимой информации[19].

При обязательном аудите не только выражается мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, но и даются рекомендации по исправлению характерных ошибок и внесению корректировок в отчетность. Причем внести исправления можно в ходе аудиторской проверки. Отказ или нежелание исправить выявленные нарушения может привести к выдаче отрицательного аудиторского заключения. Поэтому руководству проверяемого экономического субъекта необходимы определенные познания в области аудиторской деятельности.

При модификации аудиторского заключения следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральному стандарту № 4 «Существенность в аудите» (ФПСАД № 4) при оценке последствий искажений бухгалтерской отчетности аудитору следует принимать во внимание существенность.

В Федеральному стандарту № 4 «Существенность в аудите» (ФПСАД № 4) определено, что информация является существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Там же указано на субъективный характер оценки существенности показателей. При рассмотрении показателей аудитору необходимо особое внимание, чтобы не пропустить и сравнительно небольшие величины, если они в своей совокупности могут оказать существенное влияние на результаты.

Уровень существенности определяется аудитором как на этапе планирования, так и в ходе проведения проверки. При обнаружении искажений, оказывающих влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, уровень существенности корректируется. При этом отдельные искажения сами по себе могут и не иметь существенного характера, но в своей совокупности уже будут оказывать влияние на достоверность отчетности[28].

Способы определения уровня существенности, единые для всех аудиторских организаций, не установлены.

Поэтому определение уровня существенности производится в разных аудиторских фирмах своими способами. Они являются коммерческой тайной, и, следовательно, проверяемый субъект не имеет права потребовать их раскрытия.

В силу положений Федерального стандарта № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (ФПСАД № 6), если аудитор выражает любое мнение, за исключением безоговорочно положительного, то он должен четко охарактеризовать все существенные причины этого в аудиторском заключении и насколько это возможно дать количественную оценку влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Рекомендуется такую информацию излагать в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и включать в нее ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если таковые имеются[17].

.4 Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности.

Такая проверка может включать:

аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности;

оценку состояния имущества;

аудит использования капитала;

аудит целевого использования средств и другие вопросы, непосредственно связанные с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемой организации[16].

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным.

Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (имеется в виду аудит по заданию государственных правоохранительных органов, арбитражных судов, контрольных и ревизионных подразделений Минфина России и др.).

Инициативное аудиторское задание выполняется во всех остальных случаях.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависит от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания данной услуги.

Перед выполнением специального задания аудиторы должны удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с заказчиком относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет предоставлено[23].

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна иметь представление, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

Во избежание возможного использования заключения по специальным заданиям в непредусмотренных целях аудиторская организация может указать, для чего оно подготовлено. Также устанавливаются ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.

Итоговая часть заключения должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям при необходимости включаются графики, таблицы, итоги сверки документации и так далее. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. В тексте заключения на приложения делаются ссылки, а сами они рассматриваются как составная часть заключения[15].

Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию является обобщающей финансовой информацией. Целью аудита по специальному заданию может быть:

проверка бухгалтерского и налогового учета по начислению и возмещению НДС;

проверка бухгалтерской отчетности, бухгалтерских регистров, налогового учета налогооблагаемой прибыли;

проверка обоснования распределения прибыли;

проверка целевого использования средств;

проверка дебиторской и кредиторской задолженности;

экономическая экспертиза договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, и т.д.

В случае отклонения от выполнения конкретного задания аудиторская фирма обязательно должна отметить это в своей рабочей документации и письменном отчете.

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Содержание заключения должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения. Поэтому выводы в нем должны излагаться четко и в той последовательности, в которой вопросы сформулированы в задании. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторами факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению, указать, кто из должностных лиц предприятия несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба[26].

В заключении по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, не допускается использование таких оценочных юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и так далее[23].

Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.

Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в какой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные факты и их связь с нарушением каких-либо правовых норм.

Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим их выполнение, возможность однозначно определить обоснованность выводов и их доказательную ценность[10].

В процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО НПП «МОТОР» были выявлены некоторые ошибки (непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в т.ч. неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации):

отсутствие подтверждения некоторых показателей результатами инвентаризации;

недостаточные пояснения к бухгалтерской отчетности, например, в пояснительной записке можно было указать перечень прочих доходов и расходов.

Таким образом, в результате аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности выявленные нарушения были незначительны, аудитор вправе выдать положительное аудиторское заключение.

Данные нарушения можно устранить, используя следующие рекомендации:

) В связи с постоянными изменениями в законодательстве, предприятию необходимо ежемесячно выписывать специализированные журналы (Главбух, Бухгалтерский учет) либо установить программу Консультант Плюс. Данная программа содержит документы федерального и регионального законодательства, комментарии законодательства, финансовые консультации, т.е. информацию, которая поможет главному бухгалтеру и бухгалтерии ОАО НПП «МОТОР» в целом решить не только финансовые, но и правовые вопросы за более короткое время.

) Включить в учетную политику раздел, который непосредственно будет касаться бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указать в данном разделе состав годовой и промежуточной отчетности, и сроки предоставления отчетности.

) Заполнять все обязательные реквизиты в соответствии с Законом и ПБУ, в том числе ставить прочерки в незаполненных строках.

) В целях совершенствования системы внутреннего контроля необходимо увеличить количество инвентаризаций, составить график проведения инвентаризаций и оформлять результаты инвентаризации в соответствующих актах.

) В пояснительной записки наиболее подробно раскрывать информацию, которая может быть необходима пользователям отчетности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в работе вопросы позволяют сформулировать ряд общих выводов и положений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

2.Цель аудиторского заключения - не только отыскать ошибки. Аудиторское заключение может содержать также рекомендации по исправлению этих ошибок, что превращает его из простого отчета в ценное руководство к действию.

.Аудиторская деятельность имеет правовые основы проведения независимого финансового контроля.

.Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

.Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.

.Содержание аудиторского заключения составляет мнение аудиторов, сформировавшееся в ходе обязательного аудита, о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

.Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

.Аудиторская деятельность позволяет снизить риск представления некачественной информации о финансовом положении. Мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности может способствовать большему доверию к организации со стороны заинтересованных лиц.

Элементом системы регулирования бухгалтерского учета является учетная политика ОАО НПП «МОТОР».

Для проведения аудита финансовой отчетности и выражения профессионального мнения о степени ее достоверности необходимо оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

В ходе аудиторской проверки предприятия был выявлен состав и содержание форм отчетности.

Было установлено, что ОАО НПП «МОТОР» перед составлением отчетности проводит учетные работы: закрывает операционные счета, проводит инвентаризацию имущества, обязательств и расчетов.

Годовая бухгалтерская отчетность ОАО НПП «МОТОР»состоит из: бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках, Отчета о движении денежных средств, Приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительной записки.

Годовая отчетность общества составляется за отчетный год с 1 января по 31 декабря включительно.

При заполнении указанных форм предприятие использует формы рекомендованные Минфином РФ.

ОАО НПП «МОТОР» руководствуется инструкциями и правилами по составлению и заполнению отчетных форм.

Бухгалтерская отчетность подписана генеральным директором и главным бухгалтером организации.

Бухгалтерия ОАО НПП «МОТОР» составляет взаимоувязку показателей всех форм отчетности.

В процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности были выявлены некоторые ошибки: отсутствие подтверждения некоторых показателей результатами инвентаризации; недостаточные пояснения к бухгалтерской отчетности.

Таким образом, финансовая (бухгалтерская) отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 1 января 2011 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. включительно. Поэтому аудитором было составлено положительное аудиторское заключение, т.к. выявленные ошибки не являются существенными и не влияют на достоверность финансовой отчетности в целом.

Для устранения ошибок предприятию ОАО НПП «МОТОР» рекомендуется: выписывать специализированные журналы, либо установить программу «КонсультантПлюс»; включить в учетную политику раздел, который непосредственно будет касаться бухгалтерской (финансовой) отчетности; заполнять все обязательные реквизиты; составить график проведения инвентаризаций и оформлять результаты инвентаризации в соответствующих актах; в пояснительной записки наиболее подробно раскрывать информацию, которая может быть необходима пользователям отчетности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреев В.Д. Внутренний аудит: учебное пособие / В.Д. Андреев - М.: Финансы и статистика, 2008. - 464 с.: ил. ISBN 5-279-02452-Х

2.Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Аудит: учебное пособие / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова. Серия "Высшие образование" - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 608 с. ISBN 5-222-03825-4

.Бычкова С.М. Аудит для руководителей и бухгалтеров / С.М. Бычкова. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.: ISBN 5-88782-117-5

.Бычкова С.М. Практический аудит / С.М. Бычкова, Т.Ю. Фомина; под ред. С.М. Бычковой. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. - (Настольная книга специалиста). ISBN 978-5-699-22574-3

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья: принятые Государственной думой 21.10.1994 г., 22.12.1995 г. и 01.11.2001 г. (ред. 26.06.2007 г., 26.06.2007 г. и 03.06.2008г.).

.Демьяненко Э.Ю. Аудит: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов / Э.Ю. Демьяненко. - изд. 4-е, испр. и доп. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: издательский центр "МарТ", 2009 - 224 с. ISBN 5-241-00119-0

.Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудита: учебное пособие / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. - М.: КНОРУС, 2009, - 400 с. ISBN 5-Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. 22.06.2009 г.)

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. / Кондраков Н.П. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 717 с. - (Высшие образование). - ISBN 978-5-16-002317-5 (обл.)

.Крупченко Е.А. Аудит в экзаменационных вопросах и ответах: учебное пособие / Е.А. Крупченко. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2008. - 320 с. ISBN 5-222-03104-7

.Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н., Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: учеб. пособие / А.Д. Ларионов [и др.]; по ред. А.Д. Ларионов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 208 с. - ISBN 5-482-00056-7

11.Мельник М.В. Аудит: учебник для сред. проф. образования / под ред. М.В. Мельник. - изд. с изм. - М.: Экономисть, 2009. - 296 с. ISBN 5-98118-153-2 (в пер.)

.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: принятые Государственной думой 16.07.1998 г. и 19.07.2007 г. (ред. 17.05.2007 г. и 16.05.2007 г.)

13.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. № 34-н. (с изменениями и дополнениями от 18.09.2006 г. №116н).

.Положения по бухгалтерскому учету " Учетная политика организации" (ПБУ № 1/98): утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. № 60н (с учетом последующих изменений и дополнений).

.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ4/99): утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.2007 г. №43н. (с учетом последующих изменений и дополнений).

16.Подольский В.И. Аудит: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 431 с. (серия "Среднее профессиональное образование"). ISBN 5-238-00869-4

17.Подольский В.И. Аудит. Практикум: Учебное пособие для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; Под ред. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 606 с. (серия "Среднее профессиональное образование"). ISBN 5-238-00565-2

18.Приказ Минфина России от 22.07.2008г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности" (с учетом последующих изменений и дополнений).

19.Пупко Г.М. Аудит и ревизия: учебное пособие / Г.М. Пупко. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2007. - 429 с. ISBN 985-428-779-3

.Сотникова Л.В. Отчет о движении денежных средств и Приложение к бухгалтерскому балансу // Бухгалтерский учет - 2007.- №2-1, 25-29.

.Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова. - М.: КНОРУС, 2009. - 496 с. ISBN 5-85971-114-Х

.Терехов А.А. Аудит / А.А. Терехов. - М.: Финансы и статистика, 2008. Федеральный закон "О Бухгалтерском учете" от 21. 11. 1996г. № 129- ФЗ. (ред. Федеральных законов от 23.07. 2008г. № 123- ФЗ и др.).

.Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (ред. 03.11.2009 г.)

.Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998г. № 14-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.11. 2008г. № 96-ФЗ и др.).

.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 № 696 (ред. 25.08.2009)

.Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита / Н.Н. Хахонова. - Ростов н/Д: "Феник", 2007. - 480 с. - (Серия "Учебники Феникса") ISBN 5-222-02849-6

.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 352 с. - (Серия "Высшие образование") ISBN 5-16-000274-Х

.Юдина Г.А., Черных М.Н. Основы аудита: учебное пособие / Г.А. Юдина, М.Н. Черных. - М.: КНОРУС, 2009. - 296 с. ISBN 5-85971-477-7

Похожие работы на - Аудиторское заключение, его виды и роль в составе бухгалтерской отчётности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!