Контроль качества товара. Хранение и транспортирование товаров.
Контрольная работа
По дисциплине «Товароведение»
На тему: Контроль качества товара. Хранение и
транспортирование товаров
Выполнила студентка
заочного отделения
Товароведческого
факультета
Омск – 2009г.
Содержание
Контроль
качества. 3
Хранение и
транспортирование товаров. 8
Контроль
качества - это проверка соответствия отдельных показателей качества требованиям
нормативно-технической документации, будь то стандарты, инструкции,
методические указания и т.д. Контроль является наиболее действенным средством
управления качеством и позволяет обеспечить выпуск объектов управления
качеством в строгом соответствии с регламентированными показателями. Контроль
применяется на всех стадиях жизненного цикла товара. Виды, формы и задачи
контроля на отдельных этапах могут быть различны.
Основные понятия
и методические положения о контроле качества изложены в соответствующей
нормативной документации, например, ГОСТ 16504-81 «Система государственных
испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термина
и определения». Для отдельных видов товаров методы контроля изложены в
специальных нормативных документах, например, ГОСТ и 291888.6-91 «Изделия
парфюмерно-косметические. Газохроматографический метод определения этилового
спирта», ГОСТ 10574-73 «Колбасные изделия и мясные фаршевые консервы. Метод
определения содержания крахмала».
Контроль
качества проводят в соответствии с установленным порядком по плану,
предусматривающему три основных параметра:
- объем выборки;
- приемочное число;
- браковочное число.
Приемочное
число представляет собой контрольный норматив, являющийся критерием для
приемки партии товара и равный максимально допустимому количеству дефектных
единиц в выборке. Другим контрольным нормативом является браковочное число,
являющееся критерием для забраковывания партии и равное минимально допустимому
числу дефектных единиц товара в выборке. В браковочное число включаются помимо
забракованных единиц те объекты, у которых неправильно установлен сорт,
нарушена комплектность, отсутствует надлежащая маркировка.
Контроль
качества классифицируют по различным признакам:
- объем охвата партий товара;
- число ступеней контроля
качества;
- режим контроля;
- содержание процесса.
По первому из
перечисленных признаков различают контроль Сплошной и выборочный. При сплошном
контроле решение о качестве партии принимают по результатам проверки каждой
единицы товара. Недостатком этого вида контроля является его трудоемкость и
Значительные затраты времени, однако, он характеризуется высокой надежностью,
так как почти полностью исключает попадание к потребителю дефектных товаров.
Сплошной контроль применяют при сертифицировании товаров по схеме (модели), а
также при подготовке товаров к продаже на предприятиях розничной торговли в
случаях, если требованиями нормативно-технических документов установлен такой
порядок контроля.
При выборочном
контроле решение о качестве партии принимают по результатам проверки одной или
нескольких выборок (проб), результаты выборочной проверки нередко сопряжены с
ошибками. Для того, чтобы свести погрешности к минимуму, следует проверять
качество партии в соответствии со стандартами на статистические методы
контроля. Выборка должна быть случайной и репрезентативной. Объем ее зависит
от заданной точности ожидаемого результата, объема и степени однородности
партии. Выборочный контроль применим только в тех случаях, когда это
предусмотрено НТД, и уровень дефектности партии не превышает 10%.
По второму из
вышеуказанных признаков различают одно-, двух- и многоступенчатые виды
контроля. По плану одноступенчатого контроля продукция принимается, если
количество единиц с дефектами меньше или равно приемочному числу. Если же
количество дефектных единиц больше или равно браковочному числу, партия
бракуется.
Если
количество дефектных единиц в выборке больше приемочного числа (обозначенного
в стандарте Ас), но меньше браковочного числа (Re), то возникает необходимость
проведения двухступенчатого контроля, сопряженного с извлечением второй
выборки. Партия продукции в этом случае принимается с учетом результатов
контроля второй выборки, если количество дефектных единиц продукции в двух
выборках меньше или равно приемочному числу (Ас) второй
ступени контроля.
При
многоступенчатом контроле решение относительно приемки партии товара по
качеству принимают по результатам контроля нескольких выборок, максимальное
число которых устанавливается заранее, а необходимость отбора каждой
последующей выборки зависит от результатов контроля в предыдущей выборке.
По признаку
«режим» в действующей НТД предусмотрены три вида (уровня) контроля - усиленный,
нормальный, ослабленный (облегченный).
Усиленный
контроль характеризуется наиболее строгими нормативами. Он применяется при
недостаточной уверенности потребителя в качестве продукции и квалификации
поставщика, при приемке недавно освоенной продукции, а также в случаях, когда
результаты контроля определенного числа предыдущих партий свидетельствовали о
превышении фактического уровня дефектности над приемочным.
Нормальный
контроль применяется в тех случаях, когда результат контроля
установленного числа предыдущих партий не дает основания для заключения о
существенном отклонении действительного уровня дефектности от приемочного.
Ослабленный контроль
характеризуется наименьшим объемом выборки и применяется в тех случаях, когда
результат контроля определенного числа предыдущих партий свидетельствует о том,
что действительный уровень дефектности ниже приемочного.
Ослабленный
контроль характеризуется наименьшим объемом выборки и применяется в тех
случаях, когда результат контроля определенного числа предыдущих партий
свидетельствует о том, что действительный уровень дефектности ниже приемочного
Основным видом
является нормальный контроль. Переход от одного вида контроля к другому
осуществляется в соответствии с правами корректировки плана контроля.
Например, от усиленного контроля к нормальному возможен после приемки не менее
пяти последовательных партий, а от нормального к облегченному - в случае, ели
не менее десяти последовательных партий приняты с первого предъявления. Более
подробно правила корректировки плана контроля рассматриваются в соответствующей
НТД.
По содержанию
процесса различают контроль по количественному и качественному признакам. При
контроле по количественному признаку измеряют числовые значения одного или
нескольких показателей и оценивают контролируемую партию в зависимости от результатов
измерения. Взвешивание, определение плотности или размерных параметров являются
примерами этого вида контроля. При контроле по качественному признаку единицы
товара подразделяют на несколько групп качества, а заключение о партии дают в
зависимости от соотношения численности единиц в образованных группах. Например,
проверка правильности установления сортов в соответственно с действующей НТД.
Испытания
продукции являются важнейшим элементом контроля качества. Под испытанием
понимают экспериментальное определение показателей качества товара в процессе
его эксплуатации и при имитации условий функционирования. Различают следующие
виды испытаний:
- по цели проведения;
- по объему;
- по затрату времени;
- по методу проведения.
По цели
проведения различают контрольные и исследовательские испытания. Последние
применяются для изучения параметров и показателей качества при воздействии
различных факторов.
По объему
испытания могут проводить по одному, нескольким или всем параметрам,
предусмотренным НТД. Последние проводятся лишь периодически - в сроки, определенные
НТД. Кроме того, испытания по полной схеме проводят для сравнения качества
изделий, выпущенных в разное время, а также при внесении изменений в конструкцию
товара или в технологию его изготовления. В этом случае испытания носят
название типовых.
По затратам
времени испытания делят на натурные и ускоренные. Примером натурного испытания
является опытное ношение изделия, ускоренного - истирание материалов на
специальных приборах. Ускоренные методы экономят затраты времени и труда.
По методу
проведения испытания бывают с разрушением изделий и без разрушения. Примером
неразрушающего метода является испытание с использованием ядерно-магнитного
резонанса (ЯМР). Напротив, при использовании микрорентгеноспектрального анализа
товар становится непригодным для дальнейшего употребления.
Требование
качества — требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик
объекта и их значений.
Международный стандарт ИСО
8402:1994 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь» определяет
требования к качеству как выражение отдельных потребностей или их перевод в
набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам
объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Показатели
качества промышленной продукции
Требования к
качеству продукции сложились в нашей стране в рамках "системы стандартов
«Система показателей качества продукции» (СПКП). Установленные для группы
продукции требования к качеству учитываются при разработке продукции,
постановке ее на производство, оценке, определении конкурентоспособности. В
этом разделе мы рассмотрим основные виды требований.
Характеристика
качества — характеристика, относящаяся к потребностям и ожиданиям.
Существуют
различные классы характеристик качества, такие как:
- физические, например твердость
металла вязкость жидкости, степень плотности бумаги;
- психологические, например
аромат, вкус, красота;
- этические, например вежливость
продавцов, честность обслуживающего персонала;
- связанные со временем, например
надежность, безотказность, пригодность, своевременность, безопасность.
Прослеживаемость —
способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта.
Потребительский
показатель качества товара: Количественная характеристика одного или
нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к
условиям его потребления
Безопасность
Безопасность
товара — состояние товара в обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и
имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.
Критическое
состояние — состояние объекта, которое по оценкам может привести к травмированию
людей, значительному материальному ущербу или другим неприемлемым
последствиям. Критическое состояние не всегда является следствием критической
неисправности.
Критический
отказ — отказ, который может создать опасность для людей или привести к повреждению
материальных ценностей Безаварийность — свойство конструкции изделия не
допускать перехода отказов в критические.
Жизнеспособность
— заложенное в конструкцию свойство объекта, которое гарантирует, что в течение
технического ресурса вероятность критического отказа будет приемлемо низкой.2 В
рамках системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта Российской Федерации подлежат
обязательной сертификации товары народного потребления по следующим основным
параметрам безопасности:
- электробезопасность;
- пожарная безопасность;
- электромагнитные излучения;
- акустические шумы и вибрации.
Показатели
безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность
человека во всех режимах ее использования, хранения, транспортирования или
утилизации. Согласно п. 4 т. 5 Закона «О защите прав потребителей», обязанность
разработки специальных правил безопасного использования, хранения, транспортировки
и утилизации товаров возлагается на изготовителя. При этом, поскольку
необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных
познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых товаров, изготовитель
должен обеспечить изложение казанных правил в доступной форме, в том числе с
помощью общепринятых символов и терминов. Указанные правила могут быть приведены
в эксплуатационной документации, на упаковке, таре, товарном ярлыке либо на
самом изделии. Комплексные показатели безопасности включают:
- травмоопасность;
- опасность поражения
электрическим током;
- термическую опасность;
- пожаро- и взрывоопасность;
- химическую опасность;
- биологическую опасность;
- опасность излучений.
Экологичность (охрана
окружающей среды)
Показатели
экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные
воздействия на окружающую среду, возникающие на любой стадии жизненного цикла
продукции.
Сюда относят уровень опасных
химических выделений, разрушающих механических воздействий на почву,
излучений, концентрацию вредных веществ и отработавших газов, способность к
образованию вредных продуктов распада, способность вредных веществ аккумулироваться
в почве, возможность переноса вредных веществ
Функциональные показатели
(назначение)
Функциональные
показатели характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие
пригодность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования
по назначению. Сущность продукции может быть раскрыта через ее физические, химические,
механические, технологические и другие свойства.
Например, для предметов труда:
- к физическим свойствам относят
массу, плотность, размерные, термические, электрические, магнитные,
акустические, оптические характеристики;
- химические свойства включают
стойкость, отношение к действию светопогоды, активность;
- к механическим свойствам
относятся деформация, твердость, ударная вязкость, хрупкость, упругость,
пластичность, выносливость;
- примерами технологических
свойств являются ковкость, свариваемость, укрывистость;
- под физико-химическими
свойствами подразумеваются растворимость, вязкость, теплота сгорания,
детонационная стойкость, температура застывания и др.
Хранение
– этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до
потребления или утилизации, цель которого – обеспечение стабильности исходных
свойств или их изменение с минимальными потерями. При хранении проявляется одно
из важнейших потребительских свойств товаров – сохраняемость, благодаря
которому возможно доведение товаров от изготовителя до потребителя независимо
от их местонахождения, если сроки хранения превышают сроки перевозки. Конечный
результат эффективного хранения товаров — хранение их без потерь или с
минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока. Показателями
сохраняемости служат выход стандартной продукции, размер потерь и сроки
хранения. Выход стандартной продукции и потери связаны обратно пропорциональной
зависимостью. Чем выше потери, тем меньше выход стандартной продукции. Оба показателя
сохраняемости зависят от условий и сроков хранения.
Условия хранения — совокупность внешних воздействий окружающей среды,
обусловленных режимом хранении размещением товаров в хранилище.
Режим
хранения — совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований,
обеспечивающих сохранность товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигиенический
режимы хранения. Требования к климатическому режиму хранения включают требования
к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу
и освещенности. Температура хранения — температура воздуха в хранилище. Это
один из наиболее значимых показателей режима хранения. С повышением температуры
усиливаются химические, физико-химические, биохимические и микробиологические
процессы. Для замороженных продуктов не существует столь выраженного ограничения
нижнего предела температур. Товары, не содержащие свободной воды, могут
храниться без порчи при очень низких температурах (ткани, кожа, меха и изделия
из них, бакалейные товары). Единой оптимальной температуры хранения всех
потребительских товаров не существует из-за многообразия свойств,
обеспечивающих их сохраняемость. В связи с этим все потребительские товары
подразделяются по термическому состоянию и требованиям к оптимальному
температурному режиму на шесть групп.
Относительная
влажность воздуха (ОВВ) — показатель, характеризующий степень насыщенности
воздуха водяными парами. ОВВ определяется как отношение действительного
содержания водяных паров в определенном объеме воздуха к тому их количеству,
которое необходимо для насыщения того же объема воздуха при одинаковой
температуре. Испарение воды из товаров приводит к количественным и качественным
потерям, в частности к естественной убыли за счет усушки и увядания (усыхания),
вследствие чего увеличиваются отходы. Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ,
тем больше их потери.
Поэтому товары
с повышенной влажностью рекомендуется хранить при высокой ОВВ. Выбор
оптимальной ОВВ определяется, прежде всего, химическим составом товаров, их
гигроскопичностью, температурой хранения и наличием защитных оболочек. В
зависимости от требований к оптимальному влажностному режиму все
потребительские товары можно разделить на четыре группы. ОВВ, как и температура,
— наиболее значимый показатель режима хранения. ОВВ и температура хранения
регламентируются ГОСТами и СанПиНами. Воздухообмен (В/об) — показатель режима,
характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары
среде. Воздухообмен характеризуется »скоростью движения воздуха в складе и
кратностью его обмена. Он может быть с подачей воздуха извне и в этом случае
называется вентиляцией, воздухообмен без подачи наружного воздуха за счет
перемещения воздуха в складе — это циркуляция. В зависимости от способа
побуждения различают два вида воздухообмена: естественный и принудительный.
Естественный
воздухообмен осуществляется за счет разницы удельной массы холодного и теплого
воздуха. Принудительный воздухообмен осуществляется путем подачи и/или обмена
воздуха в складе вентиляторами. Активный воздухообмен — обмен воздуха путем
его побудительной подачи через товарную массу. На практике активный
воздухообмен применяют при хранении зерна, картофеля, корнеплодов, белокочанной
капусты. Газовый состав воздуха — показатель режима, характеризующий состав
газов в окружающей среде. Он обусловлен тремя группами компонентов:
ü
основные газы — кислород, азот и углекислый газ;
ü
инертные газы — водород, гелий, аргон и др.;
ü
вредные газообразные примеси — окислы азота, серы, озон, аммиак,
фреон и др.
На
сохраняемость товаров наибольшее влияние оказывают кислород, углекислый газ и
газообразные примеси. Управлять сохраняемостью некоторых видов и сортов плодов
и овощей можно путем регулирования газового состава воздуха в хранилище:
концентрация 02 уменьшается, но не ниже 2%, а концентрация С02 повышается до
2—5%, но не более 8%. Метод называется газовым хранением и имеет две
разновидности: с регулируемой газовой средой (РГС) и модифицированной газовой
средой (МГС).
Освещенность
— показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света в складе.
На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает
отрицательное воздействие, так как активизирует окислительные процессы,
вследствие чего отмечаются прогоркание жиров, разрушение красящих веществ,
витаминов и других ценных веществ. В результате многие товары утрачивают
свойственную им окраску (выцветают), подвергаются порче.
Требования к санитарно-гигиеническому
режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты, включающим
ряд единичных показателей.
Чистота —
состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется
загрязнениями, не превышающими установленных норм.
Чистота
определяется двумя группами показателей. К первой группе относятся показатели
чистоты, различающиеся природой загрязнения: минерального, органического, микробиологического
или биологического. Вторая группа показателей чистоты характеризует
местонахождение загрязнения: воздух, пол, стены, потолок, оборудование,
механизмы, товары, тара в хранилищах или транспортных средствах.
Размещение
товаров относится к наиболее значимым фактором, определяющим условия хранения.
Характеризуется показателями загрузки складов: площадью и коэффициентом
загрузки, высотой размещения. При размещении товаров на хранение необходимо
руководствоваться определенными правилами, основанными на принципах
совместимости, безопасности и эффективности.
Правило
товарного соседства устанавливает требования к совместному хранению товаров
с одинаковым режимом хранения, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными
свойствами. Это правило основано на принципе совместимости разных товаров, при
хранении товары не оказывают друг на друга вредного воздействия.
В соответствии
с правилами товарного соседства нельзя хранить совместно товары, требования к
температурно-влажностному режиму хранения которых, а также газовому составу
среды и воздухообмену, различны.
Рациональное
использование складских площадей предполагает оптимальную их загрузку с
учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих
и отопительных приборов. Загрузка складов определяется площадью, объемом или
коэффициентом загрузки.
Объем загрузки
— объем склада, который занимает товар. В складе имеется еще свободное от
груза пространство— аэро пространство склада.
Коэффициент
загрузки — относительный показатель, который рассчитывается как отношение
объема загрузки к общему объему склада.
Правило
рациональной эксплуатации складов основывается на принципах совместимости,
безопасности и эффективности, при этом имеется в виду эффективность - экономическая
и социальная.
Основополагающие принципы
хранения
- непрерывность соблюдения
условий хранения;
- защита, от неблагоприятных
внешних воздействий;
- информационное обеспечение;
- систематичность контроля;
- экономическая эффективность.
Методы
хранения — совокупность технологических операций, обеспечивающих
сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и
санитарно-гигиенического режимов (рис. 8.3), а также способов их размещения и
обработки (рис. 8.4). Назначением методов хранения является сохранение потребительских
свойств товаров без потерь или с минимальными потерями в течение обусловленных
сроков. В зависимости от характера и направленности технологических операций
различают три группы методов хранения:
- методы, основанные на
регулировании различных показателей климатического режима хранения;
- методы, основанные на разных
способах размещения;методы ухода за товарами, основанные на разных видах
и способах обработки.
Методы
ухода за товарами по способу их обработки — составная часть методов
хранения, в основу которых положены технологические операции разных видов товарной
обработки. Эту группу методов подразделяют по двум классификационным признакам:
по видам и го времени обработки. Различают следующие виды обработки:
санитарно-гигиеническая, защитная и специальная.
Санитарно-гигиеническая
обработка предназначена для I создания и поддержания установленного
санитарно-гигиенического режима Разновидностями этой подгруппы методов ухода за
товарами являются дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезактивация,
дезодорация, дегазация.
Защитная
обработка — обработка, предназначенная для защиты товаров от неблагоприятных
внешних условий кислорода, микроорганизмов, водяных паров, механических
воздействий. Такая обработка достигается двумя путями: нанесением защитных
покрытий на поверхность товаров или упаковыванием. В качестве защитных средств
применяют:
ü
антикоррозийные покрытия (лаки, краски и т.д.) для бытовой
техники, транспортных средств, оборудования;
ü
смазочные материалы (минеральные масла, нефтепродукты и т.д.)
для металлических товаров, отдельных деталей и узлов транспортных средств,
консервов в металлических f банках, предназначенных для длительного хранения, и
др.;
ü
парафинирование — для головок сыра, чеснока;
ü
лужение — для внутренней поверхности металлических консервных
банок, ведер;
ü
лакирование — для кожи, кожевенных заменителей, металлических консервных
банок;
ü
термоусадочные полимерные пленки — для некоторых плодов и
овощей, полуфабрикатов, хлебобулочных изделий, сыров, птицы, колбас;
ü
ледяная глазурь — для мороженой рыбы (защищает от испарения
воды).
Специальную
обработку применяют для отдельных товаров с учетом их биологической природы.
Это биообъекты, обработка которых связана с регулированием физиолого-биохимических
процессов, происходящих в них при хранении или в течение жизни. По времени
обработки методы ухода за товарами подразделяют на профилактические и текущие.
Профилактические
методы предназначены для предупреждения неблагоприятных воздействий окружающей
среды и связаны с обработкой складов, тары и товаров до начала хранения.
Текущие методы применяют для ухода за товарами в процессе хранения.
Сроки
годности и эксплуатации являются составным элементом хранения и
эксплуатации товаров. В зависимости от продолжительности и особенностей
товаров сроки годности подразделяют на предельные, гарантийные и прогнозируемые.
Каждой группе сроков годности соответствует определенная классификационная
группировка товаров по признаку срока годности или хранения (рис. 8.5).
Предельные
сроки годности — максимально допустимые сроки, в течение которых товар
имеет гарантированную безопасность. Они устанавливаются чаще всего на
скоропортящиеся товары, на весь период от их изготовления до потребления.
К
скоропортящимся товарам относятся товары со сроком годности от нескольких часов
до нескольких суток. Продолжительность этих сроков регламентируется СанПиН
42-123-4117-86 "Условия и сроки хранения особо скоропортящихся
продуктов" и колеблется в пределах от 6 часов до 96 часов. Сроки годности
не могут продлеваться, что регламентируется ст. 5 (п. 4) Федерального закона
"О защите прав потребителей". Все скоропортящиеся товары относятся
только к классу продовольственных товаров.
Кратковременно хранящиеся товары
— это товары со сроком годности от 0,5 до 30 суток. Все они также относятся к
пищевым продуктам.
Длительно
хранящиеся товары подразделяют на товары с ограничением и без ограничения
сроков годности. Товары длительного хранения с ограниченным сроком могут
храниться от одного месяца до года и более, но срок их хранения обязательно
нормируется.
В эту группу
входят продовольственные и непродовольственные товары, для которых характерно
замедленное протекание процессов, ухудшающих качество. В этой группе товаров
наиболее распространенными процессами, ограничивающими сроки хранения,
являются прогоркание жиров, старение (чай), частичная утрата ароматических
веществ. Товары длительного хранения без ограничения срока могут сохраняться в
течение нескольких лет без утраты основных потребительских свойств. К ним
относятся отдельные иды пищевых продуктов и большинство непродовольственных
товаров.
Сроки
эксплуатации — продолжительность использования непродовольственных товаров в
соответствии с назначением без существенной утраты потребительских свойств. Существуют
также гарантийные сроки эксплуатации, в течение которых изготовитель или продавец
обязан безвозмездно устранить выявленные технологические дефекты.
Контроль за
соблюдением условий и сроков годности (хранения) в торговых организациях
осуществляют товароведы. Периодичность контроля за сроками ранения определяется
для каждой партии индивидуально в зависимости от особенностей товаров, условий
их хранения и статочных сроков годности.
Транспортировка
Россия
располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный,
морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
Органическими
частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные
речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки нети и
газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и
средствами для перемещения продукции — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда
и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта
относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия, технического
обслуживания и т.д.
В зависимости
от стратегии и задач компании осуществится выбор транспорта для доставки
продукции. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические
особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.
К достоинствам
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА относятся: большая маневренность и
подвижность, высокая скорость доставки грузов, доставка продукции без
промежуточных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада
получателя, небольшие капитальные вложения освоение малого грузооборота на
короткие расстояния.
К недостаткам относятся низкие
производительность труда, уровень эксплутационных показателей и состояние
дорожной сети.
Классификация
грузов и их свойства, учитываемые при автомобильных перевозках
Основные факторы, которые
учитываются при классификации грузов:
- способ погрузки и выгрузки;
- условия перевозки и хранения;
- возможность использования
грузоподъемности подвижного состава;
- сохранность при перевозке;
- степень опасности при погрузке,
выгрузке и транспортировке. По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на
штучные, навалочные и наливные.
В зависимости
от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические.
Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при
перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на:
- требующие соблюдения
определенных санитарных условий;
- скоропортящиеся;
- большой массы;
- длинномерные;
- негабаритные;
- опасные.
Определенные
санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров.
Скоропортящиеся грузы требуют применения специализированного подвижного
состава, который обеспечивает поддержание определенного температурного режима.
Грузы большой массы — грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг (или 400 кг для катаных грузов). Грузы длинномерные — группа грузов, длина которых больше
наибольшего размера стандартного плоского поддона с размерами в плане 1200 х 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные - грузы более 2,5 м по ширине или 3,8 м по высоте, или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля. К опасным относятся грузы в соответствии с классификацией ГОСТ 19433-80.
В
зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования
грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования
грузоподъемности у.), все грузы подразделяют на четыре класса (табл. 15.1).
Классификация грузов в
зависимости от объемной массы
Класс
|
Масса
|
1
|
1,0
|
2
|
0,71-0,99
|
3
|
0,51-0,70
|
4
|
0,40-0,50
|
По степени
сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории:
ü
требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные
грузы, стекло, электронные приборы);
ü
требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель,
строительные конструкции);
ü
не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).
Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения кузова при перевозке
грузов первой категории — 9 м/с2, второй — 9-15 м/с2, третьей — 15-21 м/с2.
По степени опасности при погрузке,
выгрузке и транспортировании грузы делятся на четыре группы:
ü
1 группа — малоопасные грузы (стройматериалы, продукты питания);
ü
2 группа — грузы опасные по своим размерам (длинномерные и
негабаритные грузы);
ü
3 группа — грузы пылящие или горячие (цемент, минеральные
удобрения, асфальт, битум);
ü
4 группа — особоопасные грузы (взрывоопасные, огнеопасные).
К достоинствам
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА носятся: сооружение путей сообщения на любой
сухопутной территории (наличие подъездных путей дает возможность осуществлять
связь с большим количеством промышленных и сельскохозяйственных предприятий),
высокая провозная и пропускная способность, регулярность перевозок независимо
от климатических условий, времени года и суток, невысокая себестоимость перевозок
грузов, более высокая скорость доставки грузов и более короткий по сравнению с
речным транспортом путь, высокие показатели использования пути и подвижного
состава.
Классификация
грузов и их свойства, учитываемые при железнодорожных перевозках.
По транспортной
классификации к насыпным грузам относят рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху,
просо, кукурузу в зерне и початках, семена масличных и бобовых культур, рис
нерушенный, мучку, вику, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. К навалочным
грузам относят топливо руду, минеральные строительные материалы,
лесоматериалы.
К недостаткам
следует отнести большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств
и затраты металла на 1 км пути.
Специфические свойства грузов
связаны с их физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками
и биохимическими процессами, протекающими в органических продуктах в процессе
транспортирования.
При транспортировании учитываются:
- Физико-химические свойства:
сыпучесть, гигроскопичность, слеживаемость, смерзаемость, спекаемость,
вязкость, морозостойкость, теплостойкость, огнестойкость, огнеопасность,
способность к самонагреванию и самовозгоранию, взрывоопасность,
распыляемость, пылеемкость, хрупкость, окислительные свойства, способность
к коррозии, вредность, ядовитость, инфекционная опасность,
радиоактивность.
- Объемно-массовые
характеристики: плотность, удельный объем, удельный погрузочный объем.
- Возможность биохимических
процессов: автолиза, дыхания, дозревания, прорастания, гниения, брожения,
плесневения.
Грузы железных дорог делятся на
11 групп.
1. Скоропортящиеся —
продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства,
птицеводства, рыбная продукция. В этих грузах активно протекают процессы,
вызывающие усушку, изменение цвета, распад и гидролиз органических веществ.
При перевозке по железным дорогам скоропортящиеся грузы требуют защиты от
воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или
особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и
предельные сроки их перевозки в зависимости от термической, технологической
обработки и периода года указаны в «Правилах перевозок скоропортящихся грузов
на железнодорожном транспорте».1 Скоропортящиеся грузы перевозятся в
изотермических вагонах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах.
2. Гигроскопичные грузы —
соль, сахар, цемент, хлопок. Поглощение влаги этими грузами приводит к
изменению массы, объема, физических свойств, к прямым потерям и порче.
3. Грузы, легко
аккумулирующие посторонние запахи, что может привести к порче продукта —
продукты перемола, чай, кофе.
4. Грузы, обладающие
специфическими запахами — рыбные продукты, кожевенное сырье, табачные изделия,
нефтепродукты..
6. Навалочные грузы,
которые при перевозке теряют свойства сыпучести в результате смерзания или
спекания — колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль.
7. Слеживающиеся
навалочные грузы, которые теряют подвижность в результате давления верхних слоев
— цемент, глина, фосфоритная мука, торф.
8. Опасные грузы.
9. Грузы, способные к
значительным потерям массы: овощи, бахчевые культуры, мясные продукты.
10. Живность.
11. Продукция
машиностроения.
МОРСКОЙ
ТРАНСПОРТ обеспечивает межконтинентальные перевозки грузов, имеет низкую
себестоимость перевозок на дальние расстояния, практически неограниченную
пропускную и высокую провозную способность, более высокую, чем на речном
транспорте, скорость движения, небольшие капитальные вложения в устройства пути.
К недостаткам
относятся: зависимость от географических и навигационных условий, необходимость
создания на морских побережьях большого портового хозяйства.
Классификация
грузов и их свойства, учитываемые при морских перевозках
Наливной — жидкий груз, перевозимый
наливом.
Сухой груз — любой груз,
кроме наливного.
Навалочный груз — сухой
груз, перевозимый без тары навалом.
Насыпной груз — зерновые
грузы, перевозимые без тары.
Штучный груз — сухой груз,
состоящий из отдельных грузовых мест.
На морской
транспорт как наиболее экономичный приходится наибольший удельный вес
внешнеторговых перевозок. В морском судоходстве для перевозки грузов
используются разные виды судов — грузовые, сухогрузные, рефрижераторные суда,
пакетовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, наливные суда, или танкеры, газовозы.
Транспортная
классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, типа их
упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции.
Транспортная классификация приведена на рисунке.
При морской
перевозке учитываются следующие свойства грузов.
Объемно-массовые характеристики:
удельный объем грузового места; линейный коэффициент укладки груза; удельный
складочный объем груза; коэффициент трюмной укладки; удельный погрузочный объем
груза; а также гигроскопические, теплофизические и опасные свойства грузов.
Удельный объем грузового места —
это отношение его габаритного объема к массе брутто (м3/т).
РЕЧНОЙ
ТРАНСПОРТ имеет высокую провозную способность на глубоководных реках,
невысокую себестоимость перевозок, небольшие капитальные затраты на
организацию судоходства по водным путям.
К недостаткам
относятся неравномерность глубин рек, сезонность работы, небольшая скорость
перевозки.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ
ТРАНСПОРТ (нефтепродуктопроводы, газопроводы и др.) обладает тем
преимуществом, что прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов в больших
объемах возможны повсеместно. При этом обеспечивается низкая себестоимость и
полная герметизация транспортировки, автоматизация операций налива, перекачки и
слива. Этот вид транспорта требует меньших по сравнению с другими видами
транспорта капитальных вложений и расхода металла.
К недостаткам
следует отнести его узкую специализацию.
ВОЗДУШНЫЙ
ТРАНСПОРТ имеет высокую скорость поставки груза, большую дальность
беспосадочного полета, более короткие по сравнению с другими видами транспорта маршруты
следования.
Классификация
грузов и их свойства, учитываемые при воздушных перевозках
Воздушные перевозки грузов
исторически развивались как дополнение к пассажирским перевозкам. Сдерживающим
фактором является, прежде всего, высокая стоимость авиаперевозок грузов.
Средняя стоимость перевозки по воздуху 1 т груза более чем в 150 раз превышает
стоимость перевозки той же массы груза по железной дороге.
Перевозка
грузов производится на пассажирских и грузовых самолетах. На пассажирских
воздушных судах груз перевозится в качестве дозагрузки рейса. К перевозке
принимаются грузы, масса одного места которых не превышает 200 кг, а габариты соответствуют допустимым размерам багажных отсеков воздушных судов. Специальные
грузовые воздушные суда осуществляют перевозку груза и почты, используя
полностью всю коммерческую загрузку самолета. Отдельные категории грузов, к
которым отнесены:
- легковесные;
- тяжеловесные;
- ценные;
- скоропортящиеся;
- «мокрые»;
- опасные;
- радиоактивные;
- трансферные (грузы, которые
бронируются и оплачиваются на всех участках следования);
- различные медицинские препараты
(вакцины, сыворотки, диагностические средства, медицинские пиявки,
эпителий, консервирующая среда, плацентарная сыворотка, консервированная
кровь);
- животные, птицы, рыбы и пакеты
с пчелами;
- сухой лед,
требуют особых условий для их
перевозки и соответственно предварительного согласия перевозчика на такую воздушную
перевозку. Груз в результате воздушной перевозки не должен изменить своих
химических, физических или иных свойств, которые могут привести к порче самого
груза, к порче другого перевозимого груза или к нарушению общей безопасности
воздушной перевозки. Авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся,
взрывоопасных грузов, а скоропортящиеся грузы следует перевозить именно
авиатранспортом.
Недостатком является
высокая себестоимость перевозки грузов, поэтому он используется в основном для
перевозки пассажиров. На практике для транспортировки проекции можно применять
не только один вид транспорта, а несколько. Проблема смены видов транспорта
решается с помощью интегрирующих систем.
Список используемой
литературы
- Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и
экспертизы непродовольственных товаров: Учебник. – 2-е изд., испр. – М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 – 510 с.
- Жиряева Е. В. Товароведение. 2-е изд. – СПб: Питер, 2003.
– 416 с.: ил. – («Учебное пособие»).
- Соловьева О. И. Теоретические основы товароведения и
экспертизы потребительских товаров: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ИВМ Ом
ГАУ, 2003. – 304 с.
- Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров.
Теоретические основы: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. –
283 с.