Воспитание экологической культуры на занятиях детского объединения по интересам

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,87 kb
  • Опубликовано:
    2012-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание экологической культуры на занятиях детского объединения по интересам

Управление образован6ии администрации Московского района г. Минска

ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» г. Минска»

 

 

Доклад

«Воспитание экологической культуры

на занятиях детского объединения по интересам»

 

педагог дополнительного образования

высшей категории

Мамчур Г.В.

 

 

Любовь к Родине начинается с восхищения красотой

того, что видит перед собой ребёнок, чем он любуется,

во что вкладывает частицу своей души.

В.А. Сухомлинский

(слайд 2)

 

Воспитание экологической культуры каждого ребенка обучающегося в Центре дополнительного образования «Ранак» является одним из ключевых условий решения экологических проблем и устойчивого развития общества. Сегодня экологическая культура рассматривается как социальная адаптация ребенка к современным быстро меняющимся социоприродным условиям. Экологическая культура предполагает формирование у детей, признаваемых обществом правил, представлений, норм, моделей поведения человека в социоприродной среде. Миссия экологического образования – обеспечить основу выживания человечества и сохранения природы на планете Земля (слайд 3).

Цель всех экологических занятий детских объединений  Центра дополнительного образования  детей и молодежи «Ранак» - воспитание экологической культуры учащихся. Формирование культуры личности связано с развитием всех сфер психики человека в их единстве: эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой. Таким образом, занятия  в экологических объединениях по интересам Центра дополнительного образования «Ранак» построены так, что можно  выделять следующие компоненты экологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный, эмоционально-эстетический. Ориентиром  для педагогов и учащихся  экологических объединений выступает  образ человека с высоким уровнем экологической культуры (Слайд 4).

 

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

  • Когнитивная составляющая экологической культуры человека

 

Я – Человек,  обязан усвоить объём знаний, умений и навыков современной экологии с учётом специфики проживания.

 

  • Эмоционально-эстетическая составляющая экологической культуры человека

Я – Человек,  способен:

  • обладать развитым чувством любви к природе, понимать её красоту, уважительно относиться к людям, живущим рядом;
  • проявлять эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;
  • оценивать эстетический потенциал дома, ближайшего окружения и проявлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;
  • проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.

 

  • Ценностно-смысловая составляющая экологической культуры человека

 

Я – Человек,   способен:

  • быть готовым к принятию экологического императива как одного из ключевых мотивов поведения;
  • быть готовым к принятию принципов, направленных на установление гуманистических (ноосферных) отношений между людьми в обществе;
  • занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях, быть готовым к экологически целесообразной деятельности;
  • ощущать ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах, касающихся взаимоотношений как собственных, так и общества в целом с окружающей средой.

 

  • Коммуникативно-деятельностная составляющая экологической культуры человека

 

Я – Человек,  способен:

  • работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;
  • осуществлять созидательные экологичные действия в реальной жизни в быту и будущей профессиональной деятельности;
  • реализовывать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохраннию как природы, так и человека;
  • вести здоровый образ жизни;
  • прогнозировать результаты своих действий в окружающей среде;
  • проводить исследования социоприродного окружения ;
  • участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;
  • вести пропаганду экологически целесообразного поведения

 

Работа по воспитанию экологической культуры учащихся в  экологических объединениях по интересам опирается на целенаправленную экологическую политику  Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак», которая ориентирована на тесное взаимодействие педагогов, организаторов-управленцев, учёных, специалистов-экологов и широкой экологической общественности (Слайд 5).

Педагогическая деятельность по воспитанию экологической культуры у  детей и молодежи в объединениях по интересам ЦДО Д и М «Ранак» ведется  в нескольких направлениях:

·   систематическое обучение в объединениях по интересам экологического направления,

·   природоохранная деятельность,

·   организационно - просветительская работа,

·   научная деятельность.

 

Таким образом, можно говорить о позитивной тенденции в организации систематической работы по экологическому образованию в объединениях: в части практики реализуются  долгосрочный проект в Московском районе г. Минска «Прырода маёй краiны» направленный на обеспечение локального компонента экологического образования. Даже первые шаги по реализации этого проекта позволяют утверждать об его восстребовательности современными детьми и готовности  коллег-педагогов заниматься экологическим образованием как важной составной части воспитания гражданственности и патриотизма.

 В 2011 – 2012 учебном году более 150 учащиеся объединений по интересам экологического направления,  под руководством заведующей сектором по месту жительства  Скороход Натальи Андреевны и педагогов центра Шиманской  Людмилы Евгеньевны и Павловской Елены Николаевны  принимали участие в таких мероприятиях как:

·   Районный конкурс знатоков родной природы,

·   Районных акциях по благоустройству «Дом, в котором я живу»,

·   Совместных мероприятиях с ГП «Фауна города»,

·   Выставке грызунов проводимой Республиканским экологическим центром,

·   Интерактивных игровых программах зоологического блока, направленных на охранную деятельность и т.п..

Однако, наряду с этим, современное объединение по интересам нуждается в наполнении содержания образования рядом  интерактивных проектов, носящих характер массовых социально значимых акций международного уровня. Предлагаемые нами проекты имеют характер краткосрочных программ, и рассчитанных на один или несколько дней в течение учебного года. Особо подчеркну, что речь идёт не о мероприятиях, которые были бы сводимы к обычным «субботникам», «трудовым десантам» и т.д. Подобные программы сейчас успешно реализуются лишь через социально значимые, по сути, идеологические мероприятия, не сводимые к широко распространённой, и в большинстве случаев, абсолютно порочной, практике принуждения детей к уборке опасного в санитарно-гигиеническом отношении мусора, зачастую оставленного взрослыми.

 Так же хотелось отметить, что в экологических  объединениях по интересам занятия проводятся, как в классической  форме,  так и  в интерактивной формах (Слайд 6):

· уроки - чтения о природе родного края (на примере произведений белорусских  поэтов и писателей);

· занятия в живом уголке;

· занятия-мини-путешествия по нашему краю с целью знакомства с особо охраняемыми природными территориями;

· информационные часы «Уроки леса», «Уроки чистоты» и др.;

· интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением  гостей и родителей;

· агитационные выступления;

· экологические десанты;

· диспуты «Что я могу сделать в защиту природы?»;

· аукционы природоохранных идей в защиту природы и т.п.

После проведения мероприятий в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» подводятся итоги по их эффективности, оформляются наглядные и методические материалы, которыми всегда рады поделиться на мастер-классах.

 Мы готовы сотрудничать  со всеми организациями, педагогами, родителями и учащимися в развитии экологического образования (Слайд 7).

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Воспитание экологической культуры на занятиях детского объединения по интересам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!