Тема: Производство фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Микроэкономика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    85,16 kb
Производство фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Производство фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Контрольная работа по дисциплине

«Микроэкономика»

 

 

 

Тема: Производство фирмы в краткосрочном и дол­госрочном периодах.


Вопросы:


1. Краткосрочный период и фирма. Стадийность производства.


2. Принятие решений относительно замещаемости факторов произ­водства в долгосрочном периоде.


3. Эффект роста масштабов производства.


4. Задача.

Функция спроса на штучный товар имеет вид: QD = 25 - 2Р, предложение – QS = -16 + 5Р.

Правительство ввело потоварный налог в размере 15% от цены за штуку, который уплачивается продавцом товара, и потоварный налог для потребителя в размере 10 % от цены на штуку.

Найти равновесные объем и цену до и после введения нало­гов, излишки потребителя производителя до и после введения налога, построить график. Как распределилось налоговое и дотационное бремя между производителем и потребителем, найти доходы государства от введения налога и расходы от введения дотации. Оценить последствия налоговой и дотаци­онной политики государства.

















1. Краткосрочный период и фирма. Стадийность производ­ства.

В производстве продукта используются различные ресурсы — труд, земля, капитал. Издержки, которые фирма несёт при произ­водстве заданного объёма продукции, зависят от возможности из­менения всех занятых ресурсов. Большая часть видов живого труда, сырья, топлива, энергии может быть изменена легко и быст­ро. Другие ресурсы требуют больше времени для освоения.

В некоторых отраслях тяжелой промышленности изменения мощ­ностей может занять несколько лет. Поскольку на изменение коли­чества используемых в производственном процессе ресурсов за­трачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

Предприятие может изменить объёмы выпуска продукции в ко­роткий период, только если увеличит использование тех или иных переменных факторов.

Краткосрочный период – интервал вре­мени, в течение которого величина одних фак­торов производства может изменяться, а раз­меры других остаются фиксированными.

При анализе производства используются такие понятия как об­щий продукт (ТР) – объём товаров и услуг,  произведенных за оп­ределённый период времени. Средний продукт (АР) характеризует количество продукции, приходящейся на единицу используемого фактора производства. Он характеризует производительность фактора производства и рассчитывается по формуле:

Предельный продукт (МР) -  дополнительная продукция, произ­ведённая дополнительной единицей фактора производства. Пре­дельный продукт характеризует производительность дополнитель­но нанятой единицы фактора производства.

Таблица 1 - Результаты производства в краткосрочном периоде.

Затраты капитала (К)

Затраты труда

(L)

Объём про­изводства (ТР)

Средний продукт труда (АР)

Предельный продукт труда (МР)

10

0

0

-

-

10

1

10

10

10

10

2

30

15

20

10

3

60

20

30

10

4

80

20

20

10

5

95

19

15

10

6

106

18

13

10

7

112

16

4

10

8

112

14

0

10

9

108

12

-4

10

10

100

10

-8

Анализ данных таблицы 1 позволяет  выявить  ряд  законо­мерностей поведения общего, среднего и предельного продукта. В  точке  максимума  общего продукта (ТР) предельный  продукт (МР) равен 0. Если при росте объёма используемого в производстве труда предельный продукт труда больше среднего, то значение среднего продукта растёт и это свидетельствует о том, что отноше­ние труда к капиталу далеко от оптимального и часть оборудова­ния не используется в силу нехватки труда. Если при росте объёма труда предельный продукт труда меньше среднего продукта, то средний продукт труда будет уменьшаться. Поэтому на графике 1 кривая предельного продукта пересекает кривую среднего продук­та в точке её максимума. Общий продукт будет расти до тех пор, пока предельный продукт труда больше нуля. Соотношение труда и капитала, при котором сохраняется положительное значение пре­дельного продукта, является благоприятным для фирмы. Поэтому именно здесь надо искать оптимальный объём производства. Если же при росте объёма труда предельный продукт станет отрица­тельным, то это свидетельствует об избыточном количестве труда относительно капитала.

 

График 1. Взаимосвязь общего, среднего и предельного продукта.

Однофакторная производственная функция используется для анализа краткосрочного периода, для долгосрочного периода ис­пользуется многофакторная функция, так как менеджеры имеют возможность в долгосрочном периоде изменить объёмы всех ис­пользуемых факторов производства.

Для упрощения анализа мы предположим, что используется только 2 фактора: труд и капитал. Различные сочетания труда и капитала могут приводить к получению одного и того же объёма производства (См. табл.5.2). Например, 210 единиц продукции можно произвести используя оборудование в течение 400 часов и рабочее время в объёме 200 часов или за счёт 300 часов работы оборудования и рабочего времени или за счёт 500 часов рабочего времени и 200 часов работы оборудования.


Таблица 2. Таблица комбинаций факторов производства (про­изводственная сетка). (единиц продукции)

Рабочее время, час

Время работы оборудования, час.

100

200

300

400

100

20

30

35

38

200

30

85

150

210

300

55

150

210

270

400

65

180

250

315

500

72

210

270

320

600

78

230

288

324

700

83

245

305

327

800

86

250

315

329

Соединяя точки, характеризующие один и тот же максималь­ный объём производства при разных комбинациях труда и капита­ла и данной технологии производства, можно нарисовать кривую, которая называется изокванта. Выпуклый к началу координат ха­рактер изокванты означает, что сокращение одного фактора про­изводства требует большего увеличения другого фактора, чтобы не допустить сокращения объёма производства в силу неоднородности производительности факторов производства.

График 2. Карта изоквант.

Так как возможны разные объёмы производства, то на плоско­сти мы можем нарисовать большое количество изоквант, т.е. карту изоквант. Чем дальше расположена изокванта от начала коорди­нат, тем больший объём производства она характеризует.

Изокванты характеризуются теми же свойствами, что и кривые безразличия (анализ основан на тех же аксиомах, что и порядко­вая теория полезности):

1)  имеют отрицательный наклон;

2)  не пересекаются;

3)  можно провести через любую точку на плоскости;

4)  по мере движения по изокванте сверху вниз, предельная норма технологического замещения (MRTS) убывает.


2. Принятие решений относительно замещаемости факторов произ­водства в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период - интервал вре­мени, в течение которого величины всех фак­торов производства подвержены изменению.

В долгосрочном периоде руководство фирмы может заменить один фактор производства другим, более производительным, и MRTS показывает от какого количества одного фактора мы должны отказаться, что бы увеличить использование другого фактора на единицу, производя при этом тот же объём продукции.

График 3. Изокванта и предельная норма технологического заме­щения.

MRTS можно выразить и через предельную производительность факторов производства.

 

 

Из данного свойства есть исключения:

1)  факторы производства обладают абсолютной взаимодополняе­мостью. Изокванта имеет форму прямого угла, а MRTS=0;

2)   абсолютная взаимозаменяемость. Изокванта – прямая ли­ния, а MRTS=const.

Каждая фирма стремится максимизировать объём производст­ва, учитывая при этом свои финансовые возможности. Считается, что каждая фирма обладает определёнными финансовыми ресур­сами, которые она получила в результате реализации продукции по сложившимся на рынке ценам, и эти денежные средства на­правляются на приобретение факторов производства, чтобы возоб­новить процесс производства. Сумма денег, которой располагает фирма для организации производства, называется бюджетным ог­раничением фирмы. Графически  оно представлено прямой линией, называемой изокоста. В то же время изокоста показывает, какое максимальное количество труда и капитала может быть приобрете­но при сложившихся ценах на труд и капитал и данном доходе фирмы. Угол наклона изокосты зависит от цен на факторы произ­водства, т.к. они определяют количество труда и капитала, которое фирмы могут приобрести.

График 4. Бюджетное ограничение фирмы.

Каждая фирма стремится таким образом расходовать свои фи­нансовые ресурсы, что бы производить максимально возможное количество продукции, и если данная задача решена, то можно го­ворить о равновесии фирмы.

 

График 4. Равновесие фирмы

Графически равновесие фирмы представляется точкой касания изокосты и изокван­ты. Математически равновесие описывается системой уравнений.

 


 

При анализе долгосрочного периода следует обратить внимание на взаимосвязь между изменением объёма факторов производства и изменение объёмов самого производства при неизменной технологии. Данная зависимость получила название эффект масштаба.


3. Эффект роста масштабов производства.

Положительный эффект масштаба. Положитель­ный эффект мас­штаба (как ещё говорят, эффект массового производства, или эко­номия, обуслов­ленная ростом масштабов производства). По мере роста раз­меров предприятия целый ряд факторов начинает дейст­вовать в направлении снижения средних издер­жек производства.

1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА. Повышение уровня специализации ис­пользуемого труда стано­вится возможным по мере роста размеров предпри­ятия. Дополнительный наём рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними всё более и более дробно. Вме­сто того чтобы выпол­нять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий мо­жет теперь получить одно-единственное задание. В течение всего рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходит его квалификация. На ма­леньких предприятиях квалифицированные работники нередко за­трачивают до половины свое­го времени на выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению из­держек производства.

Далее, обеспечиваемая ро­стом масштабов производства возмож­ность раз­деления трудовых операций позволяет рабочим приобре­сти особенно большой опыт в выполнении конкретных заданий, за­крепленных за ними. "Ма­стер на все руки", обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возмож­ность сосредоточиться на выполнении одного зада­ния, тот же самый рабочий сможет ра­ботать гораз­до производительнее. Наконец, более высокий уро­вень специализации труда исключает потери време­ни на переход рабо­чего от одного задания к другому.

2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специ­алистов по управлению благодаря его более глубо­кой спе­циализации. Руководитель, способный конт­ролировать труд 20 ра­бочих, будет недоиспользо­ваться на мелком предприятии, распола­гающем де­сятком работников. Производственный персонал пред­приятия мог бы в этом случае быть удвоен при неизменной вели­чине затрат на содержание админи­стративного аппарата. К тому же мелкие фирмы не способны использовать труд специалиста-управ­лен­ца по прямому назначению. На маленьком предпри­ятии специа­лист по проблемам сбыта может ока­заться вынужденным делить свое время между раз­личными областями управленческой деятель­ности — например, маркетингом, управлением трудовыми ресурса­ми и финансами. Расширение масштаба опе­раций будет означать, что специалист по маркетин­гу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специ­алисты. В конечном счете это приведет к повыше­нию эффективности и снижению издержек про­извод­ства единицы продукции.

3. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КА­ПИТАЛА. Мелкие фирмы за­частую оказываются неспособными воспользоваться наиболее эф­фектив­ным с технологической точки зрения производст­венным оборудованием. Машины для производства многих видов продук­ции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих ком­плектах. Бо­лее того, эффективное использование этого машин­ного оборудования требует больших объемов про­изводства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно экс­плуатировать лучшее оборудование.

Приведем пример. В автомобилестроении на­иболее эффективные методы производства пред­полагают использование робототехники и сложней­шего оборудования для сборочных линий. Эффек­тивная эксплуатация этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объёма производства от 200 тыс. до 400 тыс. автомобилей в год. Только очень крупные производители могут позво­лить себе купить и достаточно эффективно исполь­зовать это оборудование. Мелкие же производи­тели мечутся между двух огней. Производство авто­мобилей на другом оборудовании неэффектив­но и связано, следо­вательно, с более высокими затратами на единицу продукции. Од­нако и альтер­нативный вариант приобретения наиболее эффек­тив­ного оборудования и недоиспользования его при малом объёме производства также неэффективен и дорогостоящ.

4. ПРОИЗВОДСТВО ПОБОЧНЫХ ПРОДУК­ТОВ. Организатор крупно­масштабного производст­ва располагает более широкими возможно­стями для производства побочной продукции, чем мелкая фир­ма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавли­вает клей, удобре­ния, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, кото­рые более мелким производителем были бы вы­бро­шены за ненадобностью.

Все эти технологические факторы — повышение уровня специали­зации труда рабочих и управленцев, возможность использования наиболее эффективного оборудования и эффективная утилизация отходов — будут вносить свой вклад в снижение издержек произ­водства единицы продукции тем производи­телем, который окажет­ся способен расширить мас­штабы своих операций. Иными словами это можно сформулировать так: увеличение количества всех во­влеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более чем пропорциональному росту объема производства — на­пример, на 20%; необ­ходимым результатом будет снижение АТС.

Отрицательный эффект масштаба. Однако со временем расширение фирмы может привести к от­рицательным экономическим последст­виям и, сле­довательно, к росту издержек производства едини­цы продукции.

Основная причина возникновения отрица­тельного эффекта мас­штаба связана с определёнными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно конт­ролировать и коорди­нировать деятельность фир­мы, превратившейся в крупномасштаб­ного произ­водителя. На небольшом предприятии один-единствен­ный старший администратор может лично принимать все важней­шие решения, касающиеся функционирования предприятия. Бла­годаря не­большим размерам фирмы этот администратор хорошо представляет себе весь производственный процесс и может поэто­му быстро войти в курс любого направления деятельности фирмы, легко "переварить" информацию, полученную от своих подчинен­ных, и выработать четкое и эффективное решение.

Однако эта благополучная картина меняется по мере роста разме­ров фирмы. Этажи управления, разделяющие административный аппарат и со­бственно процесс производства, становятся всё бо­лее многочисленными; высшее руководство оказы­вается существенно отдалено от действительного производственного процесса на пред­приятии. Для одного человека оказывается невозможным собрать, понять и переработать всю информацию, необходимую для приня­тия рациональных решений в масштабах крупного предприятия. Ответст­венность приходится делегировать бесконечному количест­ву вице-президентов, вторых вице-пре­зидентов и т. д. Это разрас­тание иерархического аппарата управления вглубь и вширь созда­ёт проблемы обмена информацией, координации решений и бюро­кратической волокиты, увеличивает вероятность того, что реше­ния, принимаемые различными звеньями управления, окажутся про­тиворечащими друг другу. В результате страдает эффектив­ность и растут средние издержки про­изводства. Иначе говоря, уве­личение количества всех ресурсов, скажем, на 10% приведет к ме­нее чем пропорциональному росту объема произ­водства — скажем, на 5%. Следовательно, АТС увеличатся.


4. Задача.

Решение:

Без налога на рынке установилось бы следующее равновесие:

РE : QS = QD= QE

25–2Р= -16 + 5Р

РE=5,857   QE=-16+5x5,857=11,85

При введении налога в размере 15%.

РE1= РE+15%=6,736

QD<QSизбыток 17,68–11,528=6,152

QD1=25–2х6,736=11,528

QS1=-16+5х6,736=17,68

При введении налога 10%

РE2= РE+10%=6,443

QD<QSизбыток 16,215–12,114=4,101

QD2=25–2х6,443=12,114

QS2=-16+5х6,443=16,215




 P 

 Q

  0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника P1ABP1 и P2A1B1P2. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей. Но не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же.

Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объёма рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами.

Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объёма рынка.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Из графика видно, что большая часть налогового бремени (P1 - PЕ ; P2 - PЕ) ложится на покупателей, и меньшая часть(PЕ - P1  ; PЕ  - P2)  – на производителя.




























Литература:


1.   Экономическая теория: (микро- и макроэкономика): Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.


2.   Экономическая теория: учеб пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л. Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2007.


3.   Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.


4.   Экономическая теория: учебное пособие. – М.: РИОР, 2008.


5.   Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа. 2006.


6.   Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / Гл. ред. Д. э. н., проф.  Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2005.

Похожие работы

 
  • Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы . Максимизация прибыли...
    9. Кривая предложения и издержки фирмы в краткосрочном периоде. Цена Р3 является стратегической, потому что это цена, при которой...
    ...равновесия при цене 100 дол . и объеме производства Q3. Линия, которая соединяет все точки, такие, как эти три...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
    В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек.
    В таком случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство . Подобные решения принимает не единичная фирма , а все их...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Исследование фирмы в условиях совершенной конкуренции
    2.3 Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы . Затраты, которые фирма имеет при производстве того или...
    Поведение фирмы , максимизирующей прибыль, в краткосрочном периоде определяется с одной стороны, ценой товара на рынке, а с другой...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Доход фирмы
    Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства , могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними...
    ...новые фирмы и закрываться старые. Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Индивидуальное и рыночное предложения
    7.3 Получение прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде_ 20. 7.4 Кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы ...
    Что лучше: продолжать производство или пора остановить предприятие? Это очень важные вопросы, от решения...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Совершенная конкуренция
    ...продать (столбец (3)). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину 142 дол . – с каждой дополнительной единицы продаж.
    1.3 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Краткосрочным периодом называют такой период...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Издержки производства : сущность, структура, проблемы минимизации
    ...различных экономических школ. Во второй главе рассматриваются издержки в краткосрочном периоде, закон убывающей отдачи.
    Экономист рассматривает издержки производства не так, как бухгалтер, которого интересует финансовый баланс фирмы .
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!