Туризм как экономическая система. Предпринимательская деятельность туристских

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,45 kb
  • Опубликовано:
    2012-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Туризм как экономическая система. Предпринимательская деятельность туристских

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Туризм как экономическая система

1.1. Экономический механизм функционирования рынка туризма……………5

1.2. Воздействие туризма на сферу экономики………………………………….8

Глава 2. Предпринимательская деятельность туристских организаций в современной экономике

2.1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности в туризме…………………………………………………………………………...16

2.2. Роль туристского бизнеса в инновационном развитии…………………...20

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оказание услуг - широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) - не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.

Сервис - это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми или организациями.

Уже в XX веке сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой активности. Сейчас более 70% населения, занятого в экономике промышленно развитых стран, работают в сфере услуг. Закономерности сервисной деятельности определяют детальный анализ, без которого ее невозможно организовать на уровне современных требований.

Туризм оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества.

С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.

В этой связи тема является акткуальной так, как туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии  очень важны.

Объект исследования - туристский бизнес в экономической системе.

Предмет исследования - особенности предпринимательской деятельности в сфере туризма.

Цель: описать реальный экономический охват социально-культурной сферы и туризма.

Задачи:

1. Охарактеризовать туризм как экономическую систему;

2. Определить сущность и содержание предпринимательской деятельности;

3. Определить роль туристского бизнеса в инновационном развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Туризм как экономическая система

1.1. Экономический механизм функционирования рынка туризма

Современный туризм действует в рыночной среде, контролируемой и регулируемой государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями. Из этого следует, что все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных экономических принципов:

во-первых, они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности;

во-вторых, их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка (законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования);

в-третьих, государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпринимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в целом.

В туризме, равно как и во всякой экономической сфере, необходимо избегать двух крайностей:

а) абсолютно коммерческого чистогана;

б) чисто административной системы организации.

Все искусство хозяйственной деятельности современного туризма как раз и состоит в том, чтобы органично соединить два начала - рыночное и институциональное, регулируемое.

Функционирование туристских фирм в рыночной среде объективно требует изучения закономерностей и особенностей туристского рынка. Реально это означает, что современная экономика туризма должна охватывать и такой аспект, как всесторонний анализ спроса и предложения на туристском рынке.

Основными аспектами при изучении туристского рынка являются:

1) механизм функционирования туристского рынка, его сегментация, сезонный характер;

2) функции туристского рынка и его сегментов;

3) формирование цен и ценообразование в туризме;

4) изучение факторов, влияющих на спрос в сфере туризма, и влияния цен и доходов на платежеспособный спрос;

5) изучение факторов, влияющих на предложение туристских услуг, а также изучение влияния цен и факторов неценового характера (инвестиций и других неценовых детерминантов предложения).

Экономическое равновесие на туристском рынке в долговременной перспективе объективно требует глубокого финансово-экономического анализа туристской индустрии (ее структуры, тенденций и условий развития, функциональной роли и направленности). Анализ ресурсов и материально-технической базы туризма позволяет подойти к решению вопросов о реальных возможностях туристского предложения, равновесии спроса и предложения на туристские услуги, а также о качестве туристского продукта.

Важнейшей проблемой экономики туризма является использование рабочей силы в этой отрасли. В связи с этим экономическая эффективность туристской деятельности в самых различных ее проявлениях требует глубокого анализа. Особого внимания требует анализ производительности труда и трудоемкости.

Экономика туризма в качестве основной проблемы исследует вопрос о предпринимательской деятельности и поведении туристской фирмы на рынке. Это предполагает учет специфики предпринимательской деятельности в туризме, глубокое знание коммерческого расчета, планирования этой деятельности, и прежде всего бизнес-планирования, а также знание бухгалтерского и управленческого учета.

Важнейшей проблемой предпринимательства в туризме является анализ издержек туристской фирмы, прибыли, валовой выручки и предельного дохода. Знание предельных издержек и предельных доходов позволяет решить вопрос о поведении фирмы на туристском рынке.

Важнейшим разделом экономики туризма является анализ факторных доходов:

заработной платы и цены труда;

процента и цены капитала;

туристской ренты.

Особое внимание надо уделять проблеме туристской ренты и предельного продукта. Это позволит определить источники внутреннего самофинансирования туризма и установить границы производительности факторов производства в сфере туризма.

Экономика туризма органически включает финансовые проблемы: финансовые ресурсы самой турфирмы, возможности использования кредита, взаимоотношения с банками и банковской системой, отношения с бюджетом всех уровней и налогообложение.

В современной системе туризма организационно представлены следующие хозяйствующие субъекты:

фирмы - производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

фирмы - туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

фирмы - турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);

специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;

предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);

государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных началах).

   В системе этих туристских предприятий особо можно выделить туристскую индустрию - межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма.

При всей важности индустрии туризма нельзя забывать о главном - о туристе, потребителе туристских услуг. Его потребности и степень их удовлетворения - главный критерий качества туристского продукта. Этот потребитель в современных условиях должен быть организован, поскольку ему противостоят организованные туристские предприятия и объединения. Одной из первых попыток подобной организации в современных российских условиях является Всероссийское народное туристское общество (ВНТО), созданное по инициативе Российской международной академии туризма.

1.2. Воздействие туризма на сферу экономики

Туризм оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. В экономическом отношении туризм рассматривается:

1) как определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;

2) часть народнохозяйственного комплекса данной страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности;

3) экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма);

4) общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена. Экономисты анализируют процессы, происходящие в этих сферах, прогнозируют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом;

5) современная экономическая теория, изучающая поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.

   Современный туризм как экономическое явление:

имеет индустриальную форму;

выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;

выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;

является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;

совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.

Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.

Одним из первых на туризм как экономическое явление современного мира обратил внимание американский экономист П. Ротоу, который определил корреляции между экономическими стадиями развития стран и характерными особенностями развития в них туризма.

В настоящее время модели экономического воздействия туризма на сферу экономики намного усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных. Что касается модели П. Ротоу, то она до сих пор признается классической практически всеми авторитетами экономики туризма. Действительно, несмотря на кардинальные изменения мирового туризма и экономики с 1959 г., гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями.

   И в наше время основные центры международного туризма расположены в экономически развитых странах, где туризм стал одним из символов процветания «среднего класса» и продуктом массового потребления. В развивающихся странах, как и предсказывал П. Ротоу, быстро развивается внутренний туризм как средство мультипликации дохода в сфере услуг, средство занятости местного населения и развития инфраструктуры. Иностранный туризм развивается в случае иностранных инвестиций.

Очень низкая эффективность инвестиций, возможность улучшения ситуации без значительных изменений системы. Низкий уровень жизни и здравоохранения .

Социально-экономические условия благоприятствуют росту внутреннего туризма. Иностранный туризм также возможен за счет иностранных инвестиций.

Эксперты ВТО следующим образом характеризуют динамику мирового туристского рынка:

1) показатель прироста объема услуг будет составлять в среднем 3,7 % в год [1];

2) рост будет достигнут в основном за счет выездного рынка Азии, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы;

3) наиболее благоприятные условия приема туристов сложатся в Азии, хотя и все другие районы имеют среднюю перспективу роста;

4) внутренний туризм будет продолжать развиваться более высокими темпами;

5) длительный международный туризм будет расти более быстрыми темпами, нежели краткосрочный туризм;

6) усилится влияние на туризм внешних факторов: экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий;

7) значительное воздействие на туризм окажут:

система компьютерной резервации, технологическое развитие, совершенствование авиаперевозок, электронная информация, коммуникационные системы;

8) важным фактором развития туризма станет социально-демографическая динамика в различных странах мира;

9) возрастет роль маркетинговых исследований, регулирующих туристскую политику.

Туризм как планетарное экономическое явление характеризуется собственной статистикой, т. е. информацией о потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах-отправителях и странах, принимающих туристов, которая постоянно собирается, анализируется и ежегодно издается Всемирной туристской организацией.

Число прибытий выросло в 21 раз. Доход вырос в 170 раз.

Доходность туризма растет быстрее, чем число туристов и число прибытий. Отдача от одного туриста выросла с 80 до 640 долл.

Для изменения роли и места туризма в национальной экономике принято соотносить основные экономические (стоимостные) показатели туризма с показателями, измеряющими объемы национального производства.

Доля туризма в ВВП составляет (в %): в Австрии - 8,5, Португалии - 6,5, Испании - 4,2, Греции - 4,5, Великобритании -1,9, ФРГ-0,9, США-1,0.

Доля туризма в конечном потреблении представлена еще больше (в %): Австрия - 8,9, Норвегия - 6,7, Швейцария - 5,6, Дания - 5,4, США - 3,2.

Доля туризма в импорте составляет (в %): в Австрии - 10,7, Исландии - 11, Швеции - 7,2, Швейцарии - 7,0, Новой Зеландии - 9. Ни в одной из экономически развитых стран она не опускается ниже 6 % [2].

Мировой туризм имеет ярко выраженную территориальную дифференциацию, т. е. его отличия от места к месту выражены более отчетливо, нежели структурная дифференциация.

Анализ региональной структуры прибытий и доходов позволяет выявить следующие устойчивые тенденции:

- медленно, но постоянно сокращается доля Европы как в количестве принимаемых туристов, так и в доходах, приносимых туризмом;

- тот же процесс происходит в Америке, при этом особенно быстро идет сокращение доходов, т. е. отдых в США становится все дешевле отдыха в Европе, и это отражает целенаправленную политику американских туроператоров, пытающихся перехватить инициативу на туристском рынке за счет игры на снижение рентабельности собственного туристского бизнеса;

- очень быстро развивается туризм в страны Восточной Азии и Океании. Эта «точка роста» мирового туристского рынка характеризуется не только уникальными рекреационными ресурсами и экзотикой, но и высочайшим в мире уровнем сервиса. И все это на фоне более низкого уровня расходов, чем в Европе и Америке;

- Африка потихоньку набирает туристов, превращаясь из страны высокодоходного элитного туризма в страну самого дешевого туризма в мире. Поток туристов в Африку резко возрастет, если повысится качество услуг;

- Средний Восток и Южная Азия относятся к регионам со слабо развитой туристской инфраструктурой. Но, видимо, в результате протекционистской политики правительства Турции по развитию средиземноморского туризма следует ожидать быстрого развития туризма в этом потенциально богатом туристском регионе. Близость Европы - основного поставщика туристов, главные религиозные реликвии основных конфессий мира, чистое Средиземное море, длительность туристского сезона - все это создает хорошие предпосылки для более активного туристского освоения этого района.

В соответствии с прогнозами экспертов ВТО число международных туристов в 2010 г. достигнет 937 млн чел. При этом среднегодовые темпы прироста будут значительно отличаться по регионам. В Европе они составят в среднем 2,7 %, на Ближнем и Среднем Востоке - 4,0, в Африке - 5,0, в Америке - 4,6, в Восточной Азии и Океании - 6,8, в Южной Азии-6,1 %. Самые высокие темпы развития индустрии туризма в Турции - около 20 % [3].

С помощью туризма постоянно происходит перекачивание капитала из экономически развитых стран в развивающиеся. При этом многие страны мира строят свою экономическую политику на развитии туризма. Для этого они создают особо благоприятные условия, снижая налоги, создавая свободные экономические зоны, упрощая визовые формальности, реализуя крупные национальные и интернациональные проекты, т. е. используя в основном методы экономического стимулирования развития туризма в расчете на будущие поступления.

Таким образом, туризм относится к числу наиболее эффективных индустриальных комплексов, которыми нельзя пренебрегать, особенно при решении задач вывода экономики из кризиса за счет ее структурной перестройки.

Основные поставщики валюты на международный туристский рынок: Япония (-18,7 млрд долл.), Германия (-18,3 млрд долл.) и Великобритания (-4,8 млрд долл.) [4].

Туризм - это повсеместное явление. Нет такой страны, которая не отправляла бы или не принимала туристов. Это не нефть, которую необходимо импортировать, потому что на территории страны она отсутствует. Рекреационный ресурс повсеместен, и уровень его определяется в экономической теории величиной спроса, которая, в свою очередь, определяет уровень доходов и расходов страны по линии туризма.

Европейский регион постоянно улучшает свой положительный баланс, Северная Америка старается стабилизировать экономическую ситуацию и скоро уравновесит доходы и расходы международного туризма.

Япония и Австралия представляют именно те страны, которые гораздо больше отправляют своих туристов, нежели принимают чужих, и не склонны, по всей видимости, развивать собственную индустрию туризма, особенно в ущерб экологическому состоянию.

 



Глава 2. Предпринимательская деятельность туристских организаций

2.1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности в туризме

Предпринимательство - это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг.

Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица.

Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство.

   Классическое предпринимательство - это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг.

Инновационное предпринимательство связано прежде всего с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.

Для успешной организации доходного дела в современных условиях предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них.

Предпринимательская среда - это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий:

Экономические условия - это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции.

Социальные условия - это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.

Правовые условия - законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

  В общепринятой классификации предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:

1) производительное (производственное) - непосредственное создание услуг и другой продукции;

2) коммерческое - посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;

3) финансовое - особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;

4) консультативное - деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.

  В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду.

  Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта и его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству.

Турагенты выполняют функции посредников - продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности.

Контрагенты - исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям.

Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.

Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха и т. д.

Предпринимательская идея - это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход от нововведения (инновации).

Деятельность предпринимателя предполагает создание банка идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение - приступать или не приступать к ее практической реализации.

Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:

1) первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;

2) сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;

3) проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на туристском рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству; возможной цены реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;

4) вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;

5) принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Реализация принятой идеи также имеет несколько этапов:

1) бизнес-планирование, сущность которого состоит в детальном изложении с точными расчетами реализации проекта. В бизнес-плане также указываются организационная форма предпринимательства и источники формирования денежных средств, необходимых для начального этапа реализации идеи;

2) привлечение заемных денежных средств и партнеров (участников);

3) государственная регистрация собственной фирмы (предприятия), если она создается впервые;

4) организационно-техническая подготовка фирмы к производству товаров(услуг);

5) управление функционирующей фирмой и партнерскими связями.

Реализация предпринимательской идеи считается успешной, если достигнут (или почти достигнут) результат, планируемый в начале реализации предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается в первую очередь с идеей самоутверждения или со стремлением изменить ход событий. Коммерческий успех (дополнительный доход, прибыль) сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает как самоцель. Это понятие успеха предпринимательства опирается на культуру предпринимательства как на систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях, что обеспечивает высокий престиж и способствует увеличению эффективности производства товаров (услуг) и доходов.

  По мере стабилизации социально-экономической жизни общества интерес к культуре предпринимательства как к системе норм нравственного поведения деловых людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом будет возрастать.

 

2.2. Роль туристского бизнеса в инновационном развитии

Инновация (нововведение) - конечный результат новаторской деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, услуг), внедренного в туристское обращение, нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам. С коммерческих позиций инновация - это экономическая необходимость, осознанная через потребности рынка. Специфическим содержанием инновации являются изменения.

Инновационная идея - это реально существующая возможность производства оригинальных (уникальных) товаров и услуг или модификаций уже производимых товаров и услуг.

Инновационная деятельность - это деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, новых организационных и управленческих разработок до результатов в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научно-технической деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытно-испытательные действия и другие виды деятельности по освоению новшеств в оказании услуг, производстве и потреблении. Как экономическая категория инновационная деятельность является основой экономического развития. Предприниматель, создавая новшество, стремится превзойти своих конкурентов и произвести что-то уникальное, новое. Как и всякая другая деятельность в рыночных условиях, инновационная имеет цикличный характер.

Основными направлениями инновационной деятельности туристских организаций являются:

1) использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг;

2) внедрение новых услуг с новыми свойствами;

3) использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся;

4) изменения в организации производства и потребления традиционных туристских услуг;

5) выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг и товаров.

Использование новой техники и технологий

Все ведущие туристские фирмы России успешно пользуются компьютерной техникой и специализированными компьютерными технологиями для делопроизводства, ведения бухгалтерского учета и технологических операций с клиентами и партнерами. Например, специализированный программный комплекс Voyage Office Pro позволяет резко сократить время выполнения операций, а также производственную себестоимость туристского продукта. Эта программа позволяет работать в следующих режимах:

- работа с клиентом при подборе тура и пакета услуг, калькулирование индивидуального тура, бронирование услуг, заключение и ведение договоров и других документов, учет оплаты услуг;

работа с партнерами по закупке услуг (гостиниц, транспортных услуг и др.), формирование прайс-листов фирмы на основании условий контракта с исполнителями услуг, по продаже пакета услуг фирмам-агентам, подготовке стандартных и индивидуальных пакетов услуг, а также по контролю поступлений заявок и оплаты от агентов и др.;

формирование баз данных, используемых для учета, анализа, расчетов, составления документов и др.;

калькуляция туров с учетом всех особенностей их реализации;

- получение данных анализа о результатах работы фирмы (заполняемость, прибыльность рейсов, эффективность работы фирмы по направлениям и др.).

Примером перспективных инноваций в области новой техники для туризма являются работы по созданию летательных аппаратов типа «термоплан», которые имеют уникальные эксплуатационные и комфортные условия для экскурсий в малоосвоенные и малодоступные регионы. Эффективность их эксплуатации по сравнению с автотранспортом выше в 2-2,5 раза.

Внедрение новых туристских услуг не просто желательно, но и необходимо как условие выживания в конкурентной борьбе между туристскими фирмами.

Использование новых туристских ресурсов

К туристским ресурсам относятся природно-климатические условия, исторические, социально-культурные и другие объекты (парки, заповедники, архитектурные сооружения, памятники истории и культуры). Возрастающим спросом пользуются религиозные памятники: соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры. Спрос на эти ресурсы способствует развитию в России религиозного туризма. Возникают туристские фирмы по организации религиозных и паломнических туров, а также паломнические службы при монастырях, церквах и других религиозных организациях.

Вовлечению новых туристских ресурсов также способствует расширение географии туристских маршрутов с традиционными услугами. Часто туристам показывают различные объекты, первоначально созданные для других целей, но которые стали достопримечательностью для данного района, что также приносит немалый доход.

Изменения в организации производства и потребления туристских услуг

Одним из заметных изменений в организации туристских фирм является направленность на укрепление и расширение масштабов деятельности. Существуют туристские фирмы-гиганты (корпорации), транснациональные по форме и монополии по сути. Их создание происходит на добровольной основе, на условиях долевого участия в деятельности или путем поглощения, слияния крупных и мелких фирм-операторов и туристских агентств. Помимо оказания туристских услуг, фирмы-гиганты расширяют свою деятельность в других сопутствующих областях. Они становятся владельцами транспортных предприятий, предприятий питания, сети магазинов, банков, страховых обществ и др.

Другим примером организационных изменений в сфере туризма являются гостиничные цепи, реализующие единую политику по продвижению турпродукта к потребителю, согласованную с туроператорами.

Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг

Существуют два метода сбыта турпродукта:

прямой метод, предполагающий установление непосредственных связей между туроператором и потребителем;

косвенный метод, предполагающий использование посредников - турагентств.

Большинство туроператоров предлагают свои услуги рынку через турагентства (т. е. используют косвенный метод), поскольку привлечение посредников приносит им определенную выгоду, в том числе не отвлекает денежные средства от основного бизнеса. У посредников большая эффективность в обеспечении широкой доступности туруслуг и доведении их до потребителя, чем у туроператоров.

Но нередко крупные туроператоры организуют собственную сбытовую сеть из принадлежащих им турагентств. Подобная стратегия предполагает освоение новых рынков и получила название прямого маркетинга. Это возлагает на туроператора ряд дополнительных функции (выявление потенциальных потребителей, разработку сбытовых мероприятий, создание дополнительных информационных систем и др.), а также приводит к дополнительным затратам.

Выбор прямого или косвенного метода сбыта решается по экономическому критерию «что дешевле»: иметь собственную сеть агентов или пользоваться на комиссионных началах услугами посредников - турагентств?

Экономический критерий, ориентированный на коммерческий успех «в настоящем», не является единственным и универсальным.

Коммерческая стабильность фирмы-туроператора «в будущем» - это еще один критерий выбора метода сбыта турпродукта. Этот критерий ориентирует на приобретение постоянной клиентуры, которая обеспечивает стабильность. Отсюда и тенденция туроператоров к расширению собственной сети турагентств или совмещению собственных функций с функциями посредников. Новые технологии и техника позволяют осуществить такое совмещение. Например, использование центров по обработке телефонных звонков, выполняющих роль современных коммутаторов, позволяет обработать наибольшее количество телефонных переговоров в «высокий сезон» и уменьшить затраты на эту работу.

Цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, и в условиях перехода экономики России на инновационный путь развития достижение этой цели становится особенно важным.

Для достижения качественных результатов в культурной политике России выделяются следующие приоритетные направления:

Первое направление  - обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе:

-выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания;

-развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек;

-формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.);

-увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок, а также многофункциональных центров, имеющих возможность предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа и др.);

-развитие и поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;

-обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;

-совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества;

-развитие науки в сфере культуры и искусства путем модернизации научных центров и институтов, обеспечение подготовки кадров в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих высших учебных заведений отрасли;

-развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства;

-укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений отрасли;

-сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства;

-обеспечение роста оплаты труда работников организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности, повышение материального обеспечения учащихся учебных заведений сферы культуры и искусства, установление стипендий для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, обладающих выдающимися способностями.

Второе направление - создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе:

-модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий;

-обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов;

-развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры;

-развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства;

-развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, в том числе для детей и юношества;

-содействие развитию культурного потенциала регионов, поддержка региональных культурных инициатив.

Третье направление - сохранение и популяризация культурного наследия народов России, в том числе:

-сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов;

-создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры;

-составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия;

-проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;

-обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия;

-перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;

-разработка и внедрение систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия.

Четвертое направление - использование культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе:

-развитие культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами - участниками СНГ;

-реализация проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах.

Пятое направление - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры, в том числе:

-развитие механизмов частно-государственного партнерства;

-поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения;

-содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений;

-разработка стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры.

Установлены следующие целевые ориентиры развития сферы культуры:

К 2012 году:

-увеличение количества посещений учреждений культуры (на 1 тыс. человек) по сравнению с 2007 годом на 10 процентов;

-увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства до 68 процентов;

-увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием, в общем количестве образовательных учреждений культуры и искусства до 85 процентов;

-увеличение обеспеченности зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа (на 1 тыс. человек) до 66 процентов;

-увеличение количества детей, обучающихся в детских школах искусств, до 11 процентов;

-повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (на 1 тыс. человек) до 82,3 процента установленного норматива;

-увеличение доли отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве таких объектов до 25 процентов;

-увеличение доли отреставрированных музейных предметов, библиотечных и иных фондов в общем количестве таких объектов до 4,9 процента [5];

К 2020 году:

-увеличение обеспеченности зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа (на 1 тыс. человек) до 100 процентов;

-повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек до 100 процентов установленного норматива;

-повышение доступности правовой, деловой и социально значимой информации, электронных ресурсов библиотек путем создания публичных центров во всех региональных и муниципальных районных библиотеках;

-обеспечение сохранности музейных, архивных, библиотечных,
кино-, фото-, видео- и аудиофондов и иных фондов и их популяризация;

-обеспечение сохранности объектов культурного наследия (недвижимых памятников и нематериального культурного наследия) и их популяризация.

Принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры Российской Федерации при ее реализации по обозначенным направлениям до 2020 года становится децентрализация управления отраслью. Проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры позволит ввести их в систему современных экономических отношений. Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры будет способствовать привлечению внебюджетных средств и сокращению бюджетных затрат.

Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал каждого россиянина, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.

Реализация поставленных задач - это совместная ответственность всех уровней власти.

Реализация инновационного варианта развития сферы экономики приведет за 2007 - 2020 годы к увеличению расходов бюджетной системы на культуру и кинематографию с 0,7 процента до 1,5 процента валового внутреннего продукта [6].

Приоритетными в государственной политике в области развития средств массовой информации станут следующие направления:

-создание правовых, организационных и иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, а также на традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, в общем объеме публикаций национального информационного пространства, формирование системы общественного теле- и радиовещания на федеральном уровне и в регионах страны;

-развитие механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе проектам в области печатных и электронных средств массовой информации, укрепление гарантий независимости средств массовой информации;

-развитие и сохранение национального информационного пространства с учетом новых технологий массовых коммуникаций, развитие открытых электронных справочных систем, электронных библиотек и архивов публикаций, переход к цифровому телерадиовещанию;

-развитие системы подготовки и непрерывного образования работников средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Туризм в России - это развивающийся комплекс.

Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.

Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.

Туризм - это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные виды предпринимательства. В области туристского обслуживания находят свое применение многие предприятия, организации и фирмы. С точки зрения статистики туристских предприятий виды предпринимательства в туризме можно представить в виде следующей схемы.

Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли продажи туристского продукта.

Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени. Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос.

Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Волкова О.И. Экономика предприятия: учебник. О.И. Волкова, О.Ф. Девяткина. – М.: Инфа – М, 2006. – 601 с.

2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятии: учебник для Вузов.

3. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

4. Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма. Туризм: право и экономика – 2004. – №4. – С. 3–20.

5. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: учебное пособие. Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. – М.: Кнорус, 2005. -576 с.

6. Пилипенко Г.П. Развитие туристской индустрии России в современных условиях. Туризм: право и экономика – 2005. – №3. – С. 11–15

7. Мескон М. Основы менеджмента: учеб для вузов. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: дело, 2000. – 704 с.

8. Барзыкин Ю.А. Целевые программы как инструмент развития туризма в России. Туризм: право и экономика – 2004. – №3. – С. 9–12.

9. Косопалов А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2005. – 208 с.

10. Простаков И.А. Государство и туризм. Туризм: практика, проблемы перспективы. – 2000. – №5. – с. 42–44.

11. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: учебник. – М.: Инфа – М, 2006. – 528 с.

12. Скороходов А.В. Международный туризм: учеб. пособие. – М.: Инфа – М, 2004. -321 с.

13. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. – А.Д. Чудновский, Жукова, В.С. Сенин. – М.: Кнорус, 2005. – 448 с.

14. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2006. – 320 с.

15. Фонарев Г.А. Организационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: Феникс, 2001. – 420 с.

16.  Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М., 1991.

17. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства . - М.,1997

18. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 1996.

19. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. Учебное пособие - М.: Нелидж, 1996г. с.5.

20. . Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. Избранные труды: В 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 192.

 

 

 

 

 

 



[1] Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма. Туризм: право и экономика – 2004. – №4. – С. 3–20.

 

[2] Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма. Туризм: право и экономика – 2004. – №4. – С. 3–20

 

[3] Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма. Туризм: право и экономика – 2004. – №4. – С. 3–20

 

[4] Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма. Туризм: право и экономика – 2004. – №4. – С. 3–20

 

  [5] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - 2008.- № 1662-р. – С. 35-40.

 

  [6] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - 2008.- № 1662-р. – С. 35-40.

 

Похожие работы на - Туризм как экономическая система. Предпринимательская деятельность туристских

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!