Августин Бетанкур

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    144,18 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Августин Бетанкур

Августин Бетанкур

В. Е. Павлов

К 250-летию со дня рождения

Выдающийся инженер XVIII века Августин Августинович Бетанкур (1758-1824) работал большей частью в Санкт-Петербурге, но и в Москве обессмертил свое имя, став автором проекта одного из знаменитейших московских зданий - Манежа, так что первопрестольная по праву чтит его в числе своих созидателей...

Августин Августинович Бетанкур

Он родился в Испании в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. Через год королем Испании становится Карл ІІІ. Наступает эпоха «просвещенного абсолютизма», когда открывались ремесленные школы, обновлялись и строились новые пути сообщения, развивались промышленность, сельское хозяйство и торговля, работали академии и различные научные общества. При Карле III Бетанкуру, ставшему уже к 30 годам крупным специалистом, удалось осуществить многие свои проекты, в том числе создать в стране передовую систему подготовки инженеров путей сообщения. Однако в 1788 году после смерти Карла ІІІ испанский престол занял безвольный Карл ІV, при котором фактически правил фаворит королевы дон Годой, отказавший Бетанкуру в реализации многих его планов. И тогда тот по приглашению Александра I переехал в Санкт-Петербург.

Первым воплощенным в России инженерным проектом Бетанкура стал воспетый Пушкиным фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села (скульптор П. П. Соколов), сооруженный в 1810 году.

Затем Бетанкур создал проект оригинальной механической землечерпалки с паровой машиной для очистки рек и каналов. В августе 1812 года землечерпалка, изготовленная Ижорским заводом при его участии, была доставлена в Кронштадтский порт и запущена в работу.

В 1813 году по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный) мост через Малую Невку - Каменноостровский, вызвавший восторженные отзывы современников. Вообще при Бетанкуре его ученики заложили основы проектирования новых конструкций мостов - висячих Пантелеймоновского и Египетского через Фонтанку, Почтамтского через Мойку, Банковского и Львиного через Екатерининский канал. В 1829-1830 годах был сооружен уникальный Мало-Конюшенный мост через Мойку и Екатерининский канал, а в 1828-м - Большой Конюшенный мост через Мойку, ставшие неотъемлемой частью архитектурного облика Петербурга.

Впрочем, вернемся немного назад.

Год 1816: в Петербурге на Охте строится первый лесопильный завод, оснащенный сконструированными Бетанкуром паровыми машинами, - прообраз многих последующих аналогичных заводов в России.

Год 1818: в столице вошла в строй возведенная по проекту Бетанкура и под его непосредственным руководством ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» (ныне фабрика «Гознак»). Бетанкур спроектировал и построил два фабричных отделения - бумагоделательное и типографское, сконструировал для них паровые машины и оборудование, изготовленные частью в Петербурге, частью в Англии, разработал специальный рецепт изготовления бумаги из пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр и особую технологию нанесения их на бумагу, изготовил нумерационную и грифовальную машины.

Год 1821: начал действовать «бетанкуровский» Исаакиевский наплавной мост, соединивший берега Невы по линии «Исаакиевский собор - здание 12 Коллегий», по образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава.

Год 1823: по проекту Бетанкура на Большеохтинском кладбище возводится оригинальная каменная Георгиевская церковь (разобрана в 1938 году).

Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, использованные А. А. Монферраном. На их основе последний создал систему механизмов, с помощью которой установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади.

Бетанкуру приходилось решать и другие сложнейшие инженерные задачи. Осенью 1820 года сильный порыв ветра согнул крест на куполе Казанского собора; при этом яблоко у основания креста деформировалось. Городской архитектор П. С. Филиппов в целях экономии средств рекомендовал выправить конструкцию на месте, без ее демонтажа. Однако генерал-губернатор граф Милорадович, усомнившись, в рекомендации Филиппова, обратился за консультацией к Бетанкуру, и тот в феврале 1821 года дал такой ответ: «Для устроения сего креста нужно 1. снять оный, чего невозможно сделать без лесов, расположа их на верхней части купола; 2. главную полосу, коей утверждается крест, в куполе сковать из цельного куска и 3. разрезать лучи, окружающие оный». Реализовать это предложение поручили архитектору А. А. Михайлову. В начале 1822 года за дело взялись подрядчики И. Ваншин и И. Карягин, сумевшие, как и обещали, поставить крест и яблоко на место к 20 августа, а к сентябрю завершить ремонт кровли.

Огромной заслугой Бетанкура стала организация в 1816-1824 годах Комитета для строений и гидравлических работ, под наблюдением которого осуществлялись крупные градостроительные мероприятия в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Киеве. Так, Комитет, возглавляемый Бетанкуром, сыграл решающую роль в экспертизе и реализации проектов застройки Санкт-Петербурга уникальными ансамблями и сооружениями (Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади, Марсово поле).

Звездный час Августина Бетанкура в Москве: 30 ноября 1817 года здесь открылся возведенный по его проекту Манеж. Об этой эпопее писалось неоднократно, и мы не будем повторяться. Скажем только, что в конструкцию огромного здания Бетанкуром был заложен ряд уникальных инженерных решений - в первую очередь безопорное деревянное перекрытие шириной 45 метров.

В 1820 году Бетанкур создает Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения - первую «всероссийскую» проектную организацию не только в области отечественного транспорта, но и в строительстве. Основанный им Комитет для строений и гидравлических работ явился своеобразным государственным органом, осуществлявшим контроль за всеми стройками в Российской империи (экспертная оценка градостроительных планов, архитектурных решений, планов городского благоустройства). Таким образом было обеспечено достижение отечественным строительством нового уровня на основе широкой инженерно-технической экспертизы наиболее крупных проектов.

Главное же детище Бетанкура - организованный и возглавленный им Институт Корпуса инженеров путей сообщения, который был учрежден манифестом Александра I 2 декабря 1809 года. По инициативе Бетанкура с самого начала к преподаванию в Институте привлекли крупнейших российских и зарубежных специалистов. Августин Августинович всемерно способствовал формированию прогрессивного взгляда на расширение строительства путей сообщения как важного фактора экономического развития страны, оставлял в Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров (А. Д. Готман, Я. А. Севастьянов, А. И. Рокасовский, М. С. Волков, В. Н. Денисов, П. П. Мельников и другие), он сразу же взялся за создание институтской библиотеки, учебных кабинетов, а немного позже - музея.

Одновременно Бетанкур разработал проект организации Военно-строительной школы и Школы кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров-строителей уровня техников-исполнителей. 1 мая 1820 года и это предложение было утверждено. Здания Кондукторской школы возводились по проекту и под наблюдением Бетанкура. В 1839 году, сыграв свою роль, она закрылась, а ее оборудование передали Институту. Ранее, в 1826 году, Институт «вобрал» в себя и Военно-строительную школу: воспитанники ее старшего класса поступили на 1-й курс ИИПС.

В 1819-1822 годах, находясь на посту Главного директора путей сообщения, Бетанкур обеспечил продолжение начатого в 1817 году строительства Московского шоссе, образовав с этой целью Управление по постройке мостов (1821). Для ведения дел по Корпусу инженеров путей сообщения и Строительному отряду он учредил «Дежурство» из опытных специалистов, а для оперативного руководства всеми работами по строительству и эксплуатации путей сообщения 28 мая 1820 года образовал Главный Штаб Корпуса. При Главном директоре путей сообщения была создана Особенная канцелярия (прообраз будущей канцелярии Министерства путей сообщения). Еще одна инициатива Бетанкура - издание «Журнала путей сообщения» (первый номер вышел в 1826 году и сразу приобрел популярность у инженеров и ученых).

Столь плодотворная деятельность Бетанкура на благо России увенчалась орденами Святого Александра Невского и Святого Владимира, которые он носил вместе с испанским орденом Святого Иакова с мечом. Однако последние годы жизни (1822-1824) принесли ему много переживаний и незаслуженных обид. Говорят о происках завистников об интригах недоброжелателей... Так или иначе, в итоге Бетанкур попал в немилость к императору и 2 августа 1822 года был отстранен от должности Главного директора путей сообщения. Обиженный и оскорбленный, в подавленном состоянии духа летом 1823 года он в последний раз отправился в Нижний Новгород для осмотра работ на Всероссийской ярмарке - еще одном знаменитом своем детище. Здесь его настигла весть о смерти любимой дочери Каролины. Вернувшись в Петербург, Бетанкур подал в отставку, которую получил 4 февраля 1824 года, а через пять месяцев скончался. Похоронили его в Александро-Невской Лавре. На могиле установили величественный памятник, изготовленный по рисунку А. А. Монферрана.

***

24 июня 2003 года в сквере у здания Санкт-Петербургского университета путей сообщения в присутствии студентов, преподавателей и многочисленных гостей был открыт памятник первому ректору этого учебного заведения Августину Августиновичу Бетанкуру. В церемонии участвовали представители городской и районной администрации, Октябрьской железной дороги, ученые, а также испанский наследный принц Астурийский де Фелипе - президент Корпуса инженеров путей сообщения Испании.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!