Святой благоверный князь Даниил Московский
Святой благоверный князь Даниил Московский
Перевезенцев
С. В.
Дни
церковной памяти святого благоверного князя Даниила Московского — 4 (17) марта
и 30 августа (12 сентября).
Ордынские
ханы в XIII–XIV столетиях продолжали осуществлять свою политику "разделяй
и властвуй", стравливали русских князей, всячески пользуясь при этом и их
личными притязаниями, и соперничеством между ними. Совсем не случайно в течение
XIV века титул "великих князей" был дарован нескольким русским
правителям, в результате чего на Руси возникло сразу же несколько "великих
княжеств" — Тверское, Московское, Рязанское, Смоленское, Нижегородское. По
мысли ордынцев, подобный политический расклад должен был значительно помешать
возможному процессу объединения русских земель.
Но
в Орде не учли одного важного момента — практически во всех русских княжествах
в этот период нарастает движение к консолидации как духовной, так и
политической. Ведь именно XIV столетие впервые за предыдущие двести лет явит
примеры совместных действий русских князей, подчинивших свои личные устремления
и удельные интересы интересам общерусским, отдавших свои силы и даже жизни
обеспечению решения общерусских задач. Конечно, подобное поведение еще не стало
общепринятой практикой, но даже отдельные примеры показывали общую и все более
нарастающую тенденцию в духовно-политическом развитии Руси.
В
исторической литературе вот уже полтора столетия не утихают споры о том, почему
именно Москва стала центром объединения русских земель и образования единого
Русского государства. В самом деле, географическое положение Москвы было куда
менее выгодным, нежели положение Твери, Углича или Нижнего Новгорода, мимо
которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. Москва не имела
того боевого опыта, каковой имели Смоленск и Рязань. Новгород Великий был
намного богаче, а Ростов и Суздаль обладали гораздо более глубокими традициями
культуры.
Возвышению
Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить,
что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII
в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского. Причем он даже не успел
побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея. В свою
очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем
признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не
имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал
никакими правами на "старейшество". К примеру, тверской князь Михаил
Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего
поколения перед четвертым.
И
все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой,
которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью
монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство.
***
Еще
в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не
всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому
сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович
(1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии.
Впервые
Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице
старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять
активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.
Как
сообщает Житие святого, мудро, "имея разум богопросвещенный",
управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко
оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени,
Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но
московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался
большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И
недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью —
"Братолюбец".
Сам
же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он
свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих
старших братьев в борьбе за великокняжеский стол.
Миролюбие
князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение
современников. К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре,
ремесленники, земледельцы… А князь Даниил гостеприимно встречал тех, кто искал
в ней приюта. На рубеже XIII–XIV вв. Даниил принимает у себя беглецов из
разоренных земель, среди которых были Федор Бяконт, отец будущего святителя,
митрополита Московского Алексия, и Радион Несторович, родоначальник Квашниных.
Каждому новоприбывшему московский князь находил дело по его призванию и
склонности, имея недреманное попечение о пользе своих подданных. И многолюдно
становилось в московских землях. И росли новые села, умножались крестьянские
хозяйства, возрождались ремесла.
Такая
позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не
уберегла Москву от разорения в 1293 г., когда его старший брат Андрей, в борьбе
за великий престол с братом Дмитрием, привел на Русь страшную ордынскую
"Дюденёву рать". Однако Даниил быстро оправился от погрома и после
окончания боевых действий возглавил коалицию, направленную против Андрея
Александровича. В 1295/96 г. он отказался от приглашения в Новгород, защищая
Переяславль, город своего племянника Ивана Дмитриевича.
А
Москва в годы правления князя Даниила постепенно строилась и крепла. Даже
страшное разорение, которому Москва подверглась во время "Дюденёвой
рати", не погубило её. Всем миром трудились москвичи, заново отстраивая
свой город. И снова князь Даниил Александрович подал всем пример небывалой
милости. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление
Москвы. И Москва быстро оправилась от погрома. Скоро и следа не осталось от
пронесшейся татарской бури.
Даниил
Александрович являл для всех пример истинного благочестия. Сердечно заботился
князь и о духовном просвещении своих подданных. Время правления князя Даниила
Александровича Московского — это и время становления Москвы, как религиозного
центра. Начало этому было положено основанием московским князем монастыря в
честь преподобного Даниила Столпника, своего небесного покровителя. Житие
Даниила Московского так рассказывает об этом событии: "Богоугодно
господствуя в Московской земле, блаженный князь Даниил построил за
Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал
церковь во имя ангела своего преподобного Даниила Столпника и поставил в нем
архимандрита". Возможно, архимандрит Данилова монастыря на рубеже XIII–XIV
вв. являлся главой всех остальных священников Москвы.
Свято-Данилов
монастырь — первый из известных нам и дошедших до нашего времени московских
монастырей. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе
называют 1272 г. или 1282 г., иногда просто указывают — "конец XIII
века". В последнее время, сравнительное изучение исторических
свидетельств, позволило историкам предположить, что монастырь был основан в 1298–1299
гг. Впрочем, вопрос до сих пор остается дискуссионным.
Судьба
Данилова монастыря сложилась удивительно. По легенде князь Даниил завещал
похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В
1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор и
монастырь пришел в запустение. Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г.
Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских
Соборов, а территория была обнесена мощными каменными стенами с боевыми
башнями. В нижнем ярусе храма расположился престол во имя Покрова Пресвятой
Богородицы, в другом ярусе престол Даниила Пророка. На месте же старой
деревянной церкви позже была построена церковь Воскресения Словущего. В 1648 г.
над северными воротами возвели колокольню со звонницей в третьем ярусе и
главкой в виде царской короны. Впоследствии все храмы перестраивались, стены
укреплялись.
Когда
в 1572 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, его встретили метким огнем
пушек со стен и башен Данилова монастыря. Во времена польско-литовской
интервенции его стены были обстреляны, а деревянные шатры башен сожжены. У стен
монастыря повесили сподвижников И. Болотникова, здесь же в 1610 г. прокричали
царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола, здесь же был убит
восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов.
Чуть
позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя
Святого Богоявления.
Князю
Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он
сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский.
Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в
Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил
захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая,
завещает город своему дяде и покровителю. Князь Даниил всячески старался
расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение
Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне
Юрии.
Князь
Даниил Александрович так и не стал великим князем. Он скончался 5 марта 1303
года. Перед своей кончиной он, по примеру своего отца, великого князя
Александра Ярославича Невского, принял монашеский постриг.
У
князя Даниила Александровича осталось четыре сына. Двое из них умерли. А двум
другим — Юрию Даниловичу и Ивану Даниловичу — предстояло и далее исполнять
отцовский завет об устроении родного княжества.
Русский
народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь князя Даниила
Александровича. И потому в XVI веке, в 1547 г., князь Даниил Московский был
канонизирован Русской Православной Церковью.
А
еще через сто лет, 30 августа 1652 г., мощи святого Даниила Московского были
обретены нетленными. Их поместили в серебряную раку и поставили в храм Семи
Вселенских Соборов в Свято-Даниловом монастыре. Предположительно и Иван Калита
был захоронен первоначально здесь. В этом же храме хранились и мощи Бориса и
Глеба.
Житие
Даниила Московского рассказывает о чудесах, свершенных московским святым после
смерти. Однажды великий князь Иван III Васильевич проезжал мимо места древнего
Даниловского монастыря, где почивали мощи блаженного князя Даниила. И вот у
одного знатного юноши споткнулся конь, и он остался один, отстав от княжеской
свиты. Внезапно юноше явился незнакомый человек. Юноша испугался, а незнакомец
стал говорить: "Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин.
Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском
сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески
себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой
не забывал меня никогда". Сказав это, незнакомец стал невидим.
Юноша
тотчас догнал князя и рассказал ему о чудесном видении. С того времени великий
князь повелел петь соборные панихиды и божественные службы, и устроил раздачу
милостыни и трапезы по отошедшим душам своих родственников, поживших в
благочестии.
Вот
еще одно чудо. В годы царствования Ивана Грозного в Коломне жил купец. Однажды
на лодке он вместе с сыном выехал для торговли в Москву. По дороге его сын
заболел. Купец приплыл к церкви, где почивали мощи блаженного князя Даниила,
принес больного сына ко гробу святого и начал горячо молиться. И тотчас сын его
стал здоровым, и они продолжали путь. С тех пор отец сильно уверовал в святого
Даниила и каждый год в день исцеления сына приходил к его гробу, совершал там
молебны и творил милостыню.
***
И
вот ведь как удивительно промыслительно распорядилась история. В 1547 г. вместе
с другими русскими святыми и вместе с благоверным князем Даниилом Московским,
Русская Православная Церковь прославила и его отца – великого князя Александра
Ярославича Невского.
А
в начале XVIII века, в 1724 г., тогдашний российский император Петр I
Алексеевич совершил перенесение мощей благоверного великого князя Александра
Ярославича Невского – из Владимира их торжественно перенесли в Санкт-Петербург.
А свершилось это великое деяние… 30 августа (или – 12 сентября по новому
стилю). И снова церковные праздники в честь перенесения мощей святого князя
Александра Невского и его сына святого князя Даниила Московского выпали и до
сих пор свершаются в один день.
Наверное,
это не случайно. Ведь именно Даниил Московский оказался истинным продолжателем
дела своего отца по сбережению Русской земли. Именно князь Даниил
Александрович, который и не знал толком собственного отца, ибо Александр
Ярославич умер в тот момент, когда его младшему сыну было всего два года, но
именно Даниил Александрович оказался продолжателем отцовской политики, той
политики, которая, в итоге, спасла Русскую землю от ордынского владычества, а
затем превратила Русское государство в великую, свободную и мощную державу.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru