Жюль Валлес
Жюль Валлес
А. Лаврецкий
Валлес
Жюль (Jules Vallés, 1832—1885) — французский писатель-революционер.
Родители его — из крестьянской среды. Отец — учитель. Детство В. суровое, как и
юность. Декабрьский переворот 1851 застает его в Париже сражающимся на
баррикадах за республику. В первые годы Второй империи В. ведет голодную жизнь
«отщепенца». Переживания той поры писатель выразил в своих первых
произведениях: «L’argent» (Деньги, 1857), «Le dimanche d’un jeune homme pauvre»
(Воскресный день бедного молодого человека, 1860). За ними следуют «Les
réfractaires» (Отщепенцы, 1865). Здесь люди, органически неприемлющие
буржуазного общества и указанного им места в нем, бросают ему свой вызов. В
1866 выходит «La rue» (Улица). И в ней сочувственно изображены люди,
неприкрепленные к устойчивым бытовым клеточкам. В конце 60-х гг. В. —
популярный журналист, «кандидат нищеты» на выборах в Законодательный корпус (1869).
В 1870 В. участвует в восстании против правительства «Национальной обороны». В
1871 В. — член Коммуны и редактор газеты «Le cri du peuple» (Крик народа).
Столь резкий и непримиримый в годы реакции, В. во время революции высказывался
против террора, отстаивал реакционные буржуазные издания. После разгрома
Коммуны В. оставил Францию, где его
заочно приговорили к смерти, и поселился в Лондоне. Там он пишет «Лондонскую
улицу» (русск. перев., М. — Л., 1926) и работает над трилогией «Jacques
Vingtras», законченной по возвращении В. на родину (после амнистии 1880).
Первая часть трилогии — «L’enfant» (Дитя, 1879), вторая — «Le bachelier»
(Баккалавр, 1881, перев. на русск. яз. Б. Гимельфарбом, СПБ., 1913), последняя
— «L’insurgé» (Инсургент, посмерт. изд. 1885, есть русск. перев., П.,
1921). Героический период жизни В. завершился одновременно с падением Парижской
коммуны.
В.
как художник — изобразитель общественной группы, к которой неприменимо понятие
быта как постоянного, устойчивого, определенного жизненного уклада. Но
«отщепенцы» В. сильно отличаются от людей богемы в обычном смысле. Они — не
отбросы буржуазного общества, не те обделенные на пиру его верхушки и сбившиеся
с пути, кто, фрондируя против «мещанства», в сущности приемлют его основы.
«Отщепенцы» В. ненавидят не буржуа, а буржуазию, не лица, а систему. Его герои
— «инсургенты» по преимуществу, они в любой момент готовы не на словах, а на
деле восстать против этой системы. Они не боятся труда, а хотят его освободить.
Воля и чувство у В. и его отщепенцев достаточно сильны и определенны, но
сознание еще смутно и зыбко. Крепка их ненависть к капитализму. Она — следствие
личного опыта, но отрицание «эксплоатации человека человеком» не обосновано
ими, «экспроприация экспроприаторов» и пути к ней не поняты как неизбежность.
«Отщепенец» еще «не переварился в фабричном котле», он смотрит в поле, в
деревню, с которой не порвал еще связи, мечтает еще об идиллии сельской жизни.
Он — прудонист, враг капитализма, но не коллективист. В. называл себя
«социалистом-индивидуалистом», но не коммунистом. Мелкая поземельная
собственность повидимому сохранялась при его совершенном общественном строе,
пользование экспроприированными орудиями производства мыслилось как частное,
ассоциация производителей — как «добровольная». Взаимоотношения пролетариата и
крестьянства представлялись смутно. Понятия о трудящихся классах расплывались в
широком и туманном понятии «народ». Организованное классовое действие
подменялось заговором, диалектика революции — отвлеченными принципами,
заимствованными из сокровищницы буржуазных идей. Эта шаткость идеологии и проявилась
в деятельности В. и его героев во время Коммуны.
У
Валлеса есть книга, с которой пожалуй удобнее начать обзор его художественных
произведений, настолько она определяет психологический и духовный облик
писателя. Это — «Лондонская улица», где автор закрепил в ряде беглых отметок,
летучих характеристик и сценок жизнь этого мирового города в эпоху расцвета английского
капитализма. Лондон во всякое время дня и ночи, праздный и трудовой, на улице и
дома, на работе и на отдыхе, порочный, унижающий и униженный, сдавленный
стальным спрутом еще крепкого, гибкого, уверенного в себе капитализма — вот
тема очерков В. Но автор-революционер слишком подавлен этой мощью для нас уже
«старой Англии», устойчивостью ее быта и социально-политических форм,
патриотизмом, охватывающим массы ее населения, и ему кажется, что «века и века»
просуществует этот строй нищеты внизу и чудовищной роскоши наверху. В. не
увидел ростков будущего, «новой Англии», подмеченные им общественные
противоречия не проявляют у него своей революционной силы, «не ведут вперед». В
«Лондонской улице» нет рабочего движения, нет сознательного пролетариата, есть
только униженный и порочный, пресмыкающийся перед бичующей его рукой. Но В. не
только далек от марксизма, от диалектики. Он — интеллигент и эстет. Извне
пришел он к пролетариату, отдал ему свою жизнь, но не преодолел своей
психологии, не разгадал его судеб, и печать отчуждения иногда довольно
явственна на его талантливых страницах. Он порвал с буржуазным обществом не
потому, что познал его закон, а потому, что созданная капитализмом жизнь для
него не только нравственно оскорбительна, но и эстетически неприемлема.
Эстетическая точка зрения часто является у него преобладающей. Вот отчего в его
произведениях мало объективного познания темы, но много субъективизма, много
оценок произвольных и пристрастных. Отрицатель «вечных ценностей искусства»,
смелый разрушитель эстетики сам был под ее властью. Внутренне еще чуждый
рабочему классу, этот член I Интернационала не справился и с
националистическими предубеждениями. Так «Лондонская улица» проникнута
антипатией к англичанам и ко всему английскому. Чувство безнадежной
реакционности Англии времен королевы Виктории, вера в революционные силы своей
Франции, эстетизм — вот что питает и обостряет национализм В., еще не изжитый
этим интеллигентом-коммунаром.
Все
им написанное — автобиографично. И его Жак Вэнтра и другие его «отщепенцы» —
интеллигенты, вышедшие из крестьянства или же выросшие в семьях мелких
ремесленников, несмотря на свой бродячий образ жизни, еще крепко связаны с
землей. Они — инсургенты, но и патриоты, даже националисты. И это характерно
для их психологии, еще не порвавшей с собственностью, еще подвластной «своей
земле», «своей мастерской», «своему верстаку».
Социальная
природа В. выразилась в его художественной манере. Язык В. обилен народными
оборотами, но не лишен подчас и
изысканности, даже вычурности сравнений и метафор — привкус недостаточно
ассимилированной городской культуры и школьной риторики. Стиль В. — стиль
сатирика, агитатора и борца. Он подчеркивает, утрирует, он явно тенденциозен,
но остается художником. Выручают большой темперамент и свирепый юмор, жгучий и
колючий от избытка желчи. С этой беспощадностью языка, когда речь идет о
врагах, беспощадностью автора, которому перо заменяет не кисть, а меч,
уживается сентиментальность, когда Валлес говорит о друзьях, о жертвах
ненавистного строя. И здесь Валлесу нехватает изобразительных средств. Сильное
чувство выражается у него не только сентиментально, но даже и риторично.
В.-художник
остался журналистом, как и В.-журналист не переставал быть художником. Для его
творчества характерна фрагментарность, преодолеваемая единым устремлением
автора. Композиция его произведений примитивна. Некоторые из них составились из
газетных статей и корреспонденций на одну основную тему («Отщепенцы», «Улица»,
«Лондонская улица»). Мастерство архитектоники заменяет в его сотканной из
эпизодов трилогии естественная, временная последовательность художественной
автобиографии. «Ж. Вэнтра» — своеобразнейший «Bildungsroman» — история развития
и формирования не мыслителя, не художника, а революционера. Примитивная в
основном композиция осложняется здесь вводными сценами, отступлениями,
остроумными тирадами, записями дневника или памятной книжки, своего рода
словесными арабесками, не нарушающими единства стиля, мозаичного и отрывочного
по существу.
Список литературы
Русанов
Н. С. (Кудрин Е.), Социалисты Запада и России (ст. о Валлесе), СПБ., 1909
Горнфельд
А. Г., Вступительная статья к «Инсургенту», П., 1921
Гимельфарб
Б., Ж. Валлес, сб. «Иностранные писатели в школе», Гиз, 1927
Richepin J., Les Etapes d’un
réfractaire, P., 1872.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/