Эммануил Генрихович Казакевич
Эммануил Генрихович Казакевич
(1913-1962)
КАЗАКЕВИЧ,
ЭММАНУИЛ ГЕНРИХОВИЧ (1913–1962), русский писатель. Родился 11 (24) февраля 1913
в Кременчуге Полтавской губ. в семье учителя, впоследствии журналиста. В 1930
окончил Харьковский машиностроительный техникум, после чего, откликнувшись на
призывы к освоению Дальнего Востока, уехал в Биробиджан, в недавно созданную
Еврейскую автономную область, где был начальником строительства, председателем
колхоза, директором молодежного театра, сотрудником местной газеты.
В
1938 приехал в Москву, с начала 1930-х годов публиковал стихи, песни и поэмы на
идише (сб. Ди гройсе велт – Большой мир, 1939; поэма Шолом и Хава, 1941) и
переводил на идиш сочинения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и В.В.Маяковского. В
июле 1941 ушел добровольцем на фронт, служил в войсковой разведке, удостоен 8
боевых орденов и медалей. После окончания войны некоторое время был комендантом
немецкого городка.
Первое
же произведение Казакевича на русском языке – повесть Звезда (1947;
Государственная премия, 1948), основанная на личном фронтовом опыте и
рассказавшая о подвиге разведгруппы, гибелью которого в тылу врага были
оплачены ценные военные сведения и, в конечном счете, будущая победа, – принесло
ему широкое признание (свыше 50 изданий на многих языках мира), выявив
специфическую склонность автора к лирико-драматическому, психологически и
сюжетно заостренному повествованию, неизменно окрашенному светлой грустью и
романтически-рыцарственным представлением об «идеальном», т.е. способном к
самопожертвованию герое своего времени.
Трагическая
коллизия, выводящая человека к пограничной ситуации с вытекающими отсюда
проблемами свободы воли, вины и ответственности, с особой силой была высвечена
в повести Казакевича Двое в степи (1948), где приговоренный к расстрелу молодой
офицер, имея возможность из-за внезапного прорыва немцев «затеряться» в степи,
попасть в плен и так или иначе избежать кары, в результате мучительных сомнений
решает пробиться из окружения к назначенной ему судьбе.
Благожелательно
был встречен официальной литературной общественностью роман Казакевича Весна на
Одере (1949; Государственная премия, 1950; одноимен. фильм, 1968, реж.
Л.Н.Сааков), посвященный последнему периоду Второй мировой войны.
Романтически-идиллической тональностью с налетом мелодраматизма отмечена
повесть Казакевича Сердце друга (1953), где светлая фронтовая любовь капитана и
военной переводчицы находит свое оправдание и продолжение в их дочери,
родившейся уже после гибели отца. Более суровым парафразом этой темы звучит
рассказ Казакевича При свете дня (1961).
Склонность
к художественному документализму, особенно отчетливо (и не без ущерба для
психологического драматизма) проявившаяся в романе Дом на площади (1956; объединен
в дилогию с Весной на Одере автобиографическим героем – майором Лубенцовым,
начальником дивизионной разведки в первом романе и комендантом немецкого
городка – во втором), где рассказ о буднях советской комендатуры в послевоенной
провинциальной Германии, о смятении и неуверенных надеждах простого немца
перемежается острыми и гневными главами, повествующими, в русле
разоблачительной прозы «оттепели», о массовом психозе подозрительности и
взаимодоносительства, получил развитие в «лениниане» Казакевича. Первым и самым
значительным вкладом в нее явилась повесть Синяя тетрадь (первоначальное назв.
Ленин в Разливе, 1961; фильм Синяя тетрадь, 1964, реж. Л.А.Кулиджанов), в
которой В.И.Ленин, постоянно противопоставляемый Казакевичем, как и многими
другими «шестидесятниками» 20 в., в качестве положительного примера настоящего
партийного руководителя «узурпатору» И.В.Сталину, показан мудрым, терпеливым и
оптимистичным в сложный период своей (и «общереволюционной») подпольной жизни в
лесном шалаше, после неудачной попытки большевиков захватить власть летом 1917.
Тема несгибаемой стойкости и в то же время человечности народного вождя
продолжена и в очерке Казакевича Ленин в Париже, а также в рассказе Враги
(1961), осужденном советским официозом за «искажение исторической правды», где
Ленин втайне от товарищей по борьбе помогает старому другу-революционеру,
оппозиционному к послеоктябрьской власти, бежать за границу.
Среди
других произведений Казакевича – книга путевых заметок Венгерские встречи
(1955), рассказы (Приезд отца в гости к сыну, 1962, и др.), многочисленные
публицистические и литературно-критические статьи, переводы, а также
незаконченный роман-эпопея Новая земля (опубл. в 1967), начатый с правдивого
показа советской действительности 1930-х годов.
Умер
Казакевич в Москве 22 сентября 1962.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/