Фазиль Абдулович Искандер
Фазиль Абдулович Искандер
(род. 1929)
ИСКАНДЕР,
ФАЗИЛЬ АБДУЛОВИЧ (р. 1929), русский писатель. Родился 6 марта 1929 в Сухуми.
Отец, иранец по происхождению, в 1938 был выслан из СССР, мальчик рос у родственников
по материнской (абхазской) линии. Поступил в Московский Библиотечный институт,
в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького (окончил в 1954). Был
литературным сотрудником газет «Брянский комсомолец» (1954–1955) и «Курская
правда» (1955–1956). Начал печататься в 1952. С 1956 до начала 1990-х годов жил
в Сухуми, работал в Абхазском государственном издательстве, регулярно
публиковал стихи в журнале «Литературная Абхазия»; выпустил книги стихов Горные
вершины (1957), Доброта земли (1959), Зеленый дождь (1960), Дети Черноморья
(1961), Молодость моря (1964). С конца 1950-х годов публикуется также в
журналах «Юность», «Неделя» и «Новый мир» наряду с В.П.Аксеновым,
О.Г.Чухонцевым и др., выступив с рассказами Петух, Рассказ о море, Должники, Мой
дядя самых честных правил (сборники Тринадцатый подвиг Геракла, Запретный плод,
оба 1966, и др.), в которых проявил себя мастером колоритных сатирических
зарисовок и этнографического бытописания.
Мгновенную
и громкую известность принесла Искандеру повесть Созвездие Козлотура (1966) –
полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени,
очередном «почине». Абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием
козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы. «Начинание
хорошее, но не для нашего колхоза» – эта формула осторожного и твердого отказа
от невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. Проявившийся
в повести характерный для Искандера сплав яркого, с точным ощущением
национального характера, литературного этнографизма, богатой смеховой палитры
(от мягкого юмора до беспощадного сарказма), «камерного» лиризма и
социально-политического обличения, двуплановости «эзопова» языка и сочности
живой разговорной речи отличает и многочисленные произведения-воспоминания
Искандера, написанные от лица (или посредством введения этого образа) Сандро,
народного героя, старика и юноши одновременно. Центральное из них – роман
Сандро из Чегема (1973–1988, полное изд. 1989), состоящий из публикуемых с 1966
отдельных фрагментов (одноимен. рассказ, Дядя Сандро и пастух Кунта, Чегемские
сплетни, Пастух Махаз и др.), в котором главный герой претендует на роль,
родственную образам Тиля Уленшпигеля или Ходжи Насреддина – плута и мудреца,
выразителя национального характера и народной «фронды», и где история страны и
в ней – абхазского народа передается через призму его
насмешливо-разоблачительного восприятия (особенно примечательна здесь глава
Пиры Валтасара, где наряду с вымышленными героями действуют
гротесково-пародийные образы Сталина, Калинина, Берии и др.). Проблема
катастрофического несовпадения патриархального мира национальной «окраины» и
советской «метрополии» с ее политическим и экономическим диктатом высвечивается
также в «детских», проникнутых, как и все творчество Искандера,
автобиографически-мемуарными мотивами, повестях и рассказах о Чике (в т.ч.
Защита Чика, 1983), в рассказах Начало, Лов форели в верховьях Кодора,
вызвавшем у некоторых критиков даже обвинение в национализме, Летним днем,
Письмо, Встреча в поезде, Бедный демагог (все 1969) и др., вплоть до
ностальгически звучащих повести Сумрачной юности свет (1990), романа Человек и
его окрестности (1992–1993), рассказа Софичка (1995).
Метафорической
обнаженностью, в духе и стилистике мировой антиутопии 20 в. (Е.И.Замятин,
О.Хаксли, Дж.Оруэлл), выделяется философско-политическая повесть-сказка
Искандера Кролики и удавы (1982, США; 1987, М.), в которой государство,
предводимое диктатором Великим Питоном и состоящее, с одной стороны, из
пожирателей-змей, а с другой – из молчаливо, с благословения своего Короля,
идущих к ним на пищу кроликов и бессловесных работяг-туземцев, заклеймено
язвительной сатирой во всех своих слоях, согласившихся на столь
противоестественный и каннибалистский «общественный договор». Своеобразную
форму протеста (свобода самоубийства в ответ на смерть по принуждению)
предлагает писатель в рассказе Широколобый.
Серьезностью
конкретного психологического анализа в контексте нравственной атмосферы всего
общества отмечены повесть Искандера Морской скорпион (1977), а также повесть
Маленький гигант большого секса (1979, экранизирована). Криминализация и
фактическая дегуманизация общества «победившего социализма» раскрывается
писателем в социально-психологических и нравоописательных, отмеченных при этом
сюжетной остротой детективного повествования рассказах Бармен Адгур и Чегемская
Кармен (оба 1986; широкую известность приобрела экранизация последнего – фильм
Воры в законе, 1989), а кризисное сознание и утрата иллюзий постсоветского
социума – в повестях Пшада (1993), Думающий о России и американец (1997).
Искандер
удостоен ряда престижных отечественных и зарубежных литературных премий.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/