Эмоциональная устойчивость как основа формирования механизма эмоционального заражения в эмоциогенных ситуациях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,49 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эмоциональная устойчивость как основа формирования механизма эмоционального заражения в эмоциогенных ситуациях















Эмоциональная устойчивость как основа формирования механизма эмоционального заражения в эмоциогенных ситуациях

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема изучения толп

1.1 Содержание понятия «толпа»

.2 История изучения толпы

.3 Проблема метода в изучении толпы

.4 Основные характеристики и виды толпы

.5 Эмоциональная составляющая феномена толпы

.5.1 Эмоциогенная ситуация

.5.2 Эмоциональная устойчивость

Глава 2. Описание методов и результатов исследования

.1 Описание модели и объекта

.2 Описание методики

.3 Описание пилотажного исследования. Построение плана наблюдения

.4 Результаты исследования, выводы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Эта работа является результатом трехлетнего изучения данной области. Курсовая работа на третьем курсе называлась «О феномене идентификации в толпе», на четвертом «Изучение мотива аффилиации, как возможной основы феномена толпы» и теперь это «Эмоциональная устойчивость, как основа формирования механизма эмоционального заражения в эмоциогенных ситуациях». На первый взгляд может показаться, что у этих трёх работ совершенно разный предмет, но это не совсем так. Это была попытка подойти к изучению данного феномена с трёх различных сторон (и возможно это ещё не предел), каждый раз делая объектом изучения одну из основных психологических характеристик толпы, далее будет подробно описана каждая из этих характеристик.

Главный вопрос, который стоял в предыдущие годы, был в том, является ли изучаемая характеристика и связанные с ней феномены, первопричиной попадания человека в толпу. В этом году данный вопрос почти не затрагивается. Основным выводом из работ прошлых лет стало то, что нужно уйти от дихотомии попадание - непопадание или стремление - избегание, и рассматривать эту проблему в несколько ином русле. Кроме того, остался вопрос о том, является ли попадание человека в толпу следствием нескольких равноценных факторов, либо все-таки есть возможность выделить один определяющий.

Отдельно следует сказать о социальном заказе и практической значимости данного исследования. В этом году возросло количество событий, объяснение которым можно найти в психологии толпы. Если раньше это были в основном агрессивные фанаты, то теперь к этому прибавились различные проявления антиглобализма, неонацизма, молодёжного экстремизма, причём как в России, так и во всём мире. В этом контексте особенно остро встает вопрос о необходимости как теоретического, так и практического изучения толпы.

Согласно теории, а также по результатам работ предыдущих лет, было замечено, что эмоции являются неотъемлемой составляющей всего, что связанно с толпой, кроме того, основным механизмом возникновения толпы считается эмоциональное заражение, поэтому в этом году всё внимание было направленно на эмоциональный компонент феномена толпы. В связи с этим были поставлены соответствующие цели и задачи.

Основной целью этой работы является выявление связи между уровнем эмоциональной устойчивости и количеством эмоциональных проявлений.

Также был поставлен ряд сопутствующих задач. Первая - попытаться при наблюдении зафиксировать проявления эмоционального заражения. Вторая - проверить возможность эмпирического изучения толпы. Третья - проверить предположение о том, что попадание человека в толпу определяется в большей степени личностными особенностями, нежели ситуацией. И четвёртая - обозначить основы для формирования эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности связанной с эмоциогенными ситуациями.

Согласно теме гипотеза звучит следующим образом - эмоциональная устойчивость (её низкий уровень) является основой формирования механизма эмоционального заражения в эмоциогенных ситуациях.

Кроме того, существует дополнительная гипотеза - низкий уровень эмоциональной устойчивости, возникновение эмоционального заражения отрицательно сказывается на результатах деятельности.

Глава 1. Проблема изучения толп

Следует заметить, что далеко не всеми авторами признается существование проблемы, связанной с изучением толпы, либо каждый из них предлагает своё понимание и решение данной проблемы. Например, Д.В. Ольшанский основной считает проблему типологии толпы, которая в свою очередь вытекает из проблемы основной характеристики толпы. Кто-то основной считает проблему теоретического разделения толпы и массы. Проблема изучения толпы вытекает из проблемы изучения больших социальных групп вообще, вот как об этом пишет Андреева:

«Прежде всего, это вопрос о том, какие же группы следует рассматривать в качестве «больших». Далее, какова структура психологии больших групп, её основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи. В-третьих, это вопрос о том, каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу с элементами групповой психологии. Наконец, в-четвёртых, какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений».

Далее Андреева пишет, что по мнениям многих авторов, в том числе и Московичи, социальная психология не может ответить на эти вопросы без обращения к социологии, тем не менее, поиском ответов на данные вопросы занимаются все исследователи этого направления. Более всего при изучении толпы нас интересуют ответы на последние два вопроса, на это есть свои причины. Размер «больших» социальных групп применительно к толпе не имеет значения, так как в этом плане толпа является скорее состоянием каждого человека, и количество здесь не имеет значения, и вот что пишет ЛеБон по этому поводу: «В известные моменты даже шести человек достаточно, чтобы образовать одухотворённую толпу, между тем, как в другое время сотня человек, случайно собравшихся вместе, при отсутствии необходимых условий, не образует подобной толпы».

На вопрос о структуре, с уверенностью можно ответить, что в толпе она отсутствует. Таким образом, важнейшими вопросами, касающимися толпы, как большой социальной группы, являются соотношение индивидуального и группового в психологии толпы, а также метод изучения.

Я попытаюсь обобщить различные точки зрения и выделить три возможных ракурса рассмотрения проблемы изучения толпы. Первый - теоретическое разделение понятий «толпа» и «масса», определение механизма возникновения толпы. Второй - проблема метода изучения толпы. И третий - согласование различных типологий толпы основанное на механизме её возникновения.

1.1 Содержание понятия «толпа»

Что же такое толпа? Для начала внесём ясность в проблему перевода. В английском языке существует два слова обозначающее массу и несколько слов, которые переводятся как «толпа»:

Crowd (crowding) - толпа (скученность), давка

Mob (mobbing) - толпа (столпотворение), чернь

Throng - толпа, толчея

Multitude - множество, масса

Rabble - сброд, чернь

Mass - масса

Следует отметить, что в русском языке «толпа» является обобщённым понятием. В английском языке оно может означать принадлежность к классу (mob, rabble), динамику, процесс (throng) и состояние (crowd, crowding). Но в английском языке нет слова, которое точно и однозначно соответствовало бы нашему «толпа». Наиболее часто применимыми зарубежными авторами являются понятия «crowd» (crowding) и «mob» (mobbing).

Вследствие данной лингвистической неопределённости, в своей работе я буду ссылаться на определения отечественных авторов. Наиболее обобщённое определение дается в словаре под редакцией Петровского и Ярошевского: «Толпа - бесструктурное скопление людей, лишённых ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными механизмами формирования толпы и развития её специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдно направленное эмоциональное заражение), а также слухи».

Схожее определение даёт А.П. Назаретян: «Толпа - скопление людей, не объединённых общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием».

Д.В. Ольшанский в своей книге «Психология масс» делает подробный обзор определения этого понятия отечественными авторами, вот в частности определение Щепапньского: «Толпа - временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом».

Ю.А. Шерковин: «Толпа - это, прежде всего, контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих её индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно»

Определение, которое даёт Прошнев можно считать устаревшим, так как оно не сильно отличается от классических определений Тарда, ЛеБона и Московичи: «Толпа - это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом толпу подчас делает общностью только то, что она «против», что она против "них"».

Андреева даёт более обобщённое определение, относя толпу к стихийным группам: «Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия».

Во всех этих определениях прослеживается много общего, в частности то, что основой существования толпы является не целевое (в отличие от других групп), а эмоциональное единство. А основным механизмом возникновения толпы является циркулярная реакция, иначе называемая «эмоциональное кружение» либо «эмоциональная индукция», которая, по сути, является развитием фрейдовского понятия «эмоциональное заражение». Ольшанский отдельно выделяет эмоциональное заражение, внушение и подражание, и далее называет эти механизмы основными характеристиками толпы, но об этом позже.

Феномен толпы может рассматриваться в двух аспектах, как феномен попадания одного человека в толпу (возможен вариант рассмотрения толпы как состояния человека) или как феномен возникновения, образования толпы из другой группы, общности, агрегации. Согласно существующей теории оба эти аспекта основываются на одном механизме, но меня более всего интересует именно попадание в толпу каждого отдельного человека.

.2 История изучения толпы

Первая волна интереса к большим социальным группам прокатилась во второй половине 19-го начале 20-го века. В различных странах Западной Европы независимо друг от друга сложились две научные школы: немецкая «психология народов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, позже К. Юнг) и франко-итальянская «психология масс» (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле). Возникновение каждой из этих школ обусловлено социальным заказом. В Германии это усиление позиций и запросов буржуазии, что в дальнейшем привело к приходу к власти А. Гитлера. Во Франции это «эпоха революций», как сказал Московичи «революции и контрреволюции следовали одна за другой, и террорам и разрушениям, казалось, не будет конца», тогда люди готовы были принять любые объяснения происходящих процессов, и с точки зрения новой и модной в то время науки, психологии, эти объяснения были получены. События того времени до сих пор могут являться и являются богатейшим материалом для научной работы в области психологии масс. Основные труды Тарда, ЛеБона и Фрейда (по этой теме) были написаны именно в это время. В России, в тоже время, исследования массовидных явлений проводили М.Г. Михайловский (субъективная социология), затем В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевский (гелиопсихология), а также исследования П.П. Блонского.

Результатом исследований на этом этапе стало выявление первых свойств, закономерностей возникновения и поведения толпы (понятия «масса» и «толпа» ещё не разделяются). На сегодняшний день существуют различные взгляды на значение этих работ. Кто-то, например С. Московичи, до сих пор считает их классикой и единственной теоретической базой, а А.П. Назаретян пишет, что «они занимают периферийное, даже экзотическое положение».

Вторая волна (40-е годы двадцатого века) была так или иначе связана с фашизмом и «авторитарной личностью», как её основой, эта теория развивается на критике «психологии народов». Изучением авторитарной личности на Западе, в то время занимались Фромм, Адорно, Юнг и многие другие, по некоторым источникам в СССР в то время также занимались этой проблемой. Следует заметить, что параллельно с понятием «авторитарная личность» в послевоенное время рассматривалось также и понятие «массовый индивид» и «массовое сознание», довольно подробно об этом пишет Ольшанский, а также он приводит теоретический и исторический обзор развития этих понятий, по его мнению, до сих пор нет согласия в определении понятийной сферы. Заключением обзора этого этапа может послужить цитата А.Н. Лутошкина из его работы Эмоциональные потенциалы коллектива: «Отдавая должное интересным наблюдениям и выводам, сделанным авторами первых работ в этой области, следует отметить и явную ошибочность их исходных позиций. И дело здесь не только в методологически несостоятельных попытках найти монофактор, который бы объяснил всё, что может происходить и происходит в эмоциональных проявлениях общности людей. Само эмоциональное рассматривалось ими как явление неизменное, бунтарское, как своеобразный антипод интеллекту, воле и организованности масс. Серьёзной ошибкой являлась также попытка перенесения закономерностей и особенностей протекания таких эмоциональных состояний общностей, как паника, психическая эпидемия, массовая истерия, на другие формы проявления коллективных эмоциональных состояний, характерные, например, для организованных социальных групп, классов и коллективов. Предметом рассмотрения в их работах оставалась толпа безотносительно к степени её организованности, без учёта того, какие ценности объединяют в ней людей, насколько развиты в людях волевые качества, каковы цели их совместной деятельности и т.д.»

И, наконец, можно сказать, что сейчас оформляется третья волна исследований. Но сейчас она имеет более широкий спектр и связанна не только с психологическими и политическими, но и с гуманистическими, правовыми и экономическими проблемами, а также проблемами безопасности. Тема больших социальных групп, на данный момент связанна с вопросами о том, как избежать человеческих жертв при экстремальных ситуациях и устранении массовых беспорядков, эффективности и направленности избирательных технологий, управление «биржевой толпой». Кстати это, недавно появившееся понятие говорит об экономическом интересе к изучению психологии толп. Современные авторы больше занимаются историческим и теоретическим обзором работ своих предшественников. Уже почти сто лет не проводилось серьёзных теоретических, а тем более, эмпирических исследований в этой области. Таким образом, психология толп, послужив основой для социальной психологии, стала для неё периферической отраслью.

1.3 Проблема метода в изучении толпы

Авторы книги «Современная психология» описывают проблему метода в изучения толпы следующим образом: «Специфика феномена толпы такова, что она крайне затрудняет его изучение. Внезапность, с которой обычно возникает толпа, непредсказуемость её поведения, массовость, неопределённость количественных и качественных характеристик, высокая эмоциональная напряжённость - всё это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Воспроизвести эти явления искусственно в лабораторных условиях также оказывается невозможным. Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные путём опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических и служебных документов. Наметилась тенденция проецировать на теорию толпы результаты, полученные при изучении малых групп».

Также проблему метода в изучении толпы отмечает и Г.М. Андреева. Проблема исследования заключается ещё и в том, что сторонний наблюдатель может увидеть только вышеперечисленные характеристики, а при включенном наблюдении не остаётся сухого остатка, так как наблюдатель сам становится частью толпы. Довольно сложно представить себе то, каким может быть план и предмет наблюдения в этой ситуации. Данное явление не наблюдаемо в принципе. Даже при непосредственном наблюдении и просмотре видеозаписи результаты наблюдения сильно отличаются. Внешнему наблюдателю недоступны те впечатления, которые испытывают те, кто находится внутри, так же как и человек находящийся внутри не может оценить то, насколько сильны его переживания, в чём их причина.

В целом, и в культуре и среди классиков, это явление считается интуитивно понятным, именно на этом уровне, уровне интуиции делаются выводы многими авторами, так как другой уровень им не доступен.

Казалось бы, что можно сделать вывод, что непосредственное изучение толпы затруднено или невозможно из-за отсутствия подходящего метода. Это действительно так, если не попробовать взглянуть на эту проблему с другой стороны.

Почти в каждом феномене можно выделить ситуативный и личностный компонент. Изучение ситуации определяющей попадание человека в толпу и вообще изучение толпы как ситуативного феномена сильно затруднено. Следует заметить, что в психологии масс эта область более определена. Такое положение дел, как мне кажется, объясняется тем, что в психологии масс не встает вопрос о методе, так как масса не рассматривается как личностный или ситуативный феномен. Обычно её рассматривают с точки зрения социологии, политологии, культурологии и философии, а в этих дисциплинах свои методы познания, которые к феномену толпы не применимы.

Таким образом, изучение феномена толпы должно осуществляться через обращение к психологии личности. Остаётся только ответить на вопрос, - какие же личностные характеристики, в большей степени, могут влиять на стремление и попадание человека в толпу. Не вызывает сомнений, что личностные характеристики, которые могут стать предметом для исследования феномена толпы, должны выделяться на основе характеристик толпы и механизмов её формирования.

эмоциональный устойчивость толпа

1.4 Основные характеристики и виды толпы

Ключевым в содержании понятия «толпа», кроме механизма возникновения, является то, какие основные характеристики выделяются различными авторами. Я не буду рассматривать в качестве основных характеристик классическую триаду заражение-внушение-подражание, так как кроме того, что она является устаревшей, авторами (Фрейд. Лебон, Тард) так и не было достигнуто согласия по поводу того, являются ли эти три слова синонимами. Кроме того, каждый из авторов предлагал нечто своё, поэтому я привожу те характеристики, которые не только являются основными, но могут послужить основой для изучения толпы:

. Спонтанность.

. Неролевые взаимоотношения.

. Единство эмоциональных проявлений.

. Наличие высокого эмоционального фона.

. Наличие либидозных связей и идентификационных процессов между членами (Фрейд).

. Реализация регрессивных форм поведения (Тард).

А теперь немого подробнее о каждой из них.

Спонтанность - явление, непосредственное изучение которого очень затруднено, определяет скорее форму, чем содержание, нельзя сказать, что человек стремится именно к спонтанности. Спонтанность также тесно связанна с превращаемостью, как основным свойством толпы, сутью которого, является то, что толпа может легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.

Неролевые взаимоотношения - частично затрагивались в прошлогоднем исследовании. Основывается на том, что в толпе отсутствуют роли, и поэтому она является привлекательной для людей, чей статус не определён, либо для тех, кто своим статусом, ролью недоволен, как пишет Зимбардо о сектантах в «Социальном влиянии»: « …большинство из них испытывают чувство социальной отверженности, одиночества или страха, неуверенности в собственном будущем», кстати он пишет, что более, чем другим, это присуще студентам-первокурсникам, как и предполагалось в прошлогоднем исследовании.

Отдельно следует сказать о такой характеристике как деиндивидуализация. Майерс считает её одним из важнейших феноменов лежащих в основе феномена толпы: «В определённых групповых ситуациях люди склоны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить, то, что называется деиндивидуализацией». Это можно интерпретировать как то, что в толпе (намного больше, чем в других больших группах) отсутствуют роли и ролевые отношения.

Диффузия ответственности - общая для многих типов групп характеристика, здесь проявляется немного иначе. В сочетании с предыдущим пунктом дают «обезличивание», что, по мнению многих авторов, является основой для проявления агрессии, а также в какой-то мере и для единства эмоциональных проявлений и высокого эмоционального фона.

Единство эмоциональных проявлений - трудно сказать, является ли это причиной или следствием, Фрейд называет это «эмоциональным заражением» основанным на идентификационных процессах, и это, по его мнению, является одной из важнейших основ психологии масс.

Наличие высокого эмоционального фона - с уверенностью можно сказать, что непосредственно к этому, в отличие от других характеристик, люди могут стремиться. И это стремление может стать объектом прямого изучения. Следует отметить, что эта характеристика тесно связана со всеми остальными, для одних она является причиной, а для других следствием.

Наличие либидозных связей и идентификационных процессов между членами - по Фрейду это основа психологии масс. Следует отметить, что с позиции психоаналитической школы этот феномен наиболее проработан, что облегчает её использование для исследования. Кроме Фрейда этот феномен описывается у Эриксона (групповая идентичность) и частично у Фромма (групповой нарциссизм) причём основы для возникновения этого феномена у обоих авторов одинаковые, поэтому можно сказать, что они говорят об одном и том же, а именно, о феномене толпы.

Реализация регрессивных форм поведения - эта точка зрения признана устаревшей, но среди неспециалистов остаётся довольно популярной и часто используемой. Но можно с уверенностью сказать, что внешние признаки толпы, на которых видимо и строится это предположение, имеют совсем другую основу. Довольно интересной в этом отношении является позиция С. Московичи, будучи современным автором, он мало продвинулся в понимании толпы со времён Тарда, а охарактеризовать эту позицию может следующая цитата: «Толпа представляет собой скопление людей, которые объединяются вне учреждений и вопреки им на временных основаниях. Одним словом толпы асоциальны и асоциальным образом сформированы. Они являются результатом временного или непрерывного разложения групп или классов. Рабочий или любой наёмный работник, покидающий мастерскую или контору, чтобы вернуться к себе домой, и к своей семье, на час или два ускользает из обычных рамок общества, он находится на улице или в метро как частичка кишащей многочисленной толпы».

Это мнение, с точки зрения современного представления о данном феномене может иметь несколько пунктов для критики. Авторство наиболее продуктивной и всесторонней критики принадлежит Стивену Райкеру <#"justify">Даже при выделении какой-либо интегрирующей характеристики (по всей видимости, это наличие высокого эмоционального фона) мы можем лишь на уровне допущения говорить, что она является основой для феномена толпы.

Все характеристики тесно связанны, и ни про одну из них нельзя сказать, что она является причиной или следствием другой, хотя очень часто напрашивается такой вывод.

Следует заметить, что на сегодняшний день той самой интегрирующей характеристикой принято считать превращаемость одного вида толпы в другой. На эту характеристику опирается существующая систематизация видов толпы:

Случайная толпа - такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиров в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающихся по набережной, зевак, наблюдающих транспортное происшествие

Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Также этот вид часто называют собранной толпой или публикой.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гулянья и народные фестивали дают примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа - это любой из типов толпы, которая проявляет себя в действии. В свою очередь подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательную и повстанческую толпу.

1.5 Эмоциональная составляющая феномена толпы

Как уже говорилось, в связи с проблемой метода, изучение феномена толпы может происходить только через обращение к личностным характеристикам. В свою очередь приоритетные личностные характеристики определяются на основе характеристик толпы. Именно таким образом ранее был выделен мотив аффилиации, стремление к идентификации, но в результате пересмотрения предыдущей работы, основной характеристикой толпы стал высокий эмоциональный фон и общая эмоциональная напряжённость. Поэтому для дальнейшего рассмотрения были взяты следующие понятия: эмоциональная лабильность/ригидность, эмоциогенная ситуация, эмоциональная устойчивость, способы эмоционального реагирования и, конечно же, фрейдовское эмоциональное заражение. Интересным является то, что даже само понятие «эмоциональность» имеет своё определение (даваемое В. Пинигиным): «Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим».

Данную теоретическую модель можно представить в виде схемы:

. Впечатлительность - оценка ситуации, здесь базовой является именно оценочная функция эмоций.

. Импульсивность - эмоциональное реагирование на ситуацию (в зависимости от оценки).

. Эмоциональная лабильность (либо ригидность) - перетекание эмоционального реагирования в другие формы.

Таким образом, особое внимание в этой схеме следует уделять самой ситуации, которая по определению становится эмоциогенной, а также методам её оценки и адекватности эмоционального реагирования. Последнее тесно связанно с понятием эмоциональной устойчивости, подробное теоретическое обоснование этой связи будет изложено ниже.

1.5.1 Эмоциогенная ситуация

Исходя из определения основных характеристик толпы, мы имеем дело с объективно эмоциогенной ситуацией. Здесь встаёт вопрос, насколько правомерно называть толпу как группу, эмоциогенной ситуацией. Очевидно, здесь следовало бы говорить об эмоциогенности как интегрирующей характеристике (объединяющей в себе такие свойства толпы, как единство эмоциональных проявлений и наличие высокого эмоционального фона). Но в быту чаще используется понятие «эмоциогенная ситуация», для определения подобных феноменов, теоретически это объясняется тем, что толпа является эмоциоенной ситуацией для её членов.

Для внесения ясности подробнее остановимся на определении эмоциогенной ситуации, данное Ильиным: «П. Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю.Я. Киселёв. Однако что значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенной ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся лишь те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые».

Здесь будет уместным поставить следующие вопросы:

  1. Каким образом, на основе чего происходит подобная оценка ситуации.
  2. Является ли толпа эмоциогенной ситуацией для каждого из её членов.

Отчасти Ильин даёт ответы на эти вопросы:

«Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования, можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события объекты способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счёт мнения разных авторов не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности её избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие казуальной атрибуции».

То есть, оценка эмоциогенности и экстремальности будет субъективной, но, как пишет Ильин, цитируя Фресса, существует определённая классификация эмоциогенных ситуаций, и основными причинами того, что ситуация может быть оценена как эмоциогенная являются:

  1. Новизна, необычность, внезапность ситуации.
  2. Эмоциональная устойчивость человека.

Далее второй пункт будет рассматриваться более подробно. На этом этапе появляется возможность ответить на один из поставленных ранее вопросов, может ли толпа бать неэмоциогенной для человека? Так же как для пожарника пожар является не эмоциогенной ситуацией, толпа, при отсутствии условия новизны, необычности и внезапности ситуации, будет оцениваться как-то иначе. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда толпа является полем профессиональной деятельности, и появляется необходимость в избегании эмоционального поведения, но тогда следует определить, чем же оно отличается от рационального. По мнению Лутошкина различие в следующем: «Под рациональным поведением обычно понимаются действия, которые выступают как средства достижения поставленных целей, а их ценность заключена в конечных результатах этих усилий. Конечный результат мотивирует действия, достижение его может повышать общий тонус, активизировать действия. Что касается эмоционального поведения, то оно выражается в действиях, ценность которых заложена в них самих. В этих ситуациях становится значимым на только то, что делают люди, а то, как, с кем и в каких обстоятельствах они это делают. Несомненно, что в реальной жизнедеятельности рациональное поведение и эмоциональное поведение образуют тесное единство. Однако в различных ситуациях, в разных видах деятельности, в разных социальных ситуациях, в разных периодах формирования коллектива на передний план попеременно выступает то рациональная, то эмоциональная сторона поведения».

Я неоднократно упоминал о том, что существует ряд профессий, представителям которых по долгу службы приходится находиться в толпе и при этом не поддаваться её влиянию (на этой основе формируется современный социальный заказ). Ярчайшим примером является появившаяся недавно проблема «биржевой толпы», которая заключается в том, что биржевые брокеры в связи с наличием высокого эмоционального фона (который является неотъемлемой частью их трудовой деятельности), поддаются механизму эмоционального заражения, превращаются в стяжательский вид толпы и перестают эффективно выполнять свою трудовую задачу.

Таким образом, объектом исследования будут ситуации (ситуации возможности попадания человека в толпу, либо возникновения толпы), которые обладают следующими характеристиками (характеристики идеального объекта исследования):

1.Повышенная эмоциогенность, наличие высокого эмоционального фона, высокая степень неопределённости.

2.Реализация профессиональной деятельности в этой ситуации.

.Кратковременность, то есть существует возможность выхода из ситуации (в какой-то мере это следствие второго пункта).

.Большое скопление людей. Должна существовать объективная возможность появления эмоционального заражения.

Отдельно следует сказать о втором пункте. В предыдущих работах объектом исследования была так называемая «собранная публика» (один из видов толпы), отличающаяся тем, что целью её членов было попадание в толпу. Сложно было определить отношение человека к толпе, является ли это стремлением-избеганием или чем-то ещё. Поэтому объектом и следования в этом году стала возможность попадания человека в толпу, возникновения толпы в ходе профессиональной деятельности, при наличии профессиональных целей. Отойдёт ли человек от своей профессиональной позиции в этой ситуации?

По мнению классиков, находится в толпе и не поддаваться её влиянию невозможно. Это мнение основывается на излишних обобщениях, отсутствии экспериментальных данных, избегании рассмотрения личностных свойств и психологии личности вообще (с учётом вышеизложенных пунктов критики классической психологии толп). Вот что по этому поводу думает С. Московичи: «Мы просто отмечаем, что психология индивидов и психология толп не подобны друг другу. То, что кажется аномальным в первой, для второй совершенно нормально».

Рассмотрение такой личностной характеристики, как эмоциональная устойчивость, даёт нам возможность говорить о том, что кто-то более, а кто-то менее подвержен влиянию толпы, а именно механизму эмоционального заражения.

1.5.2 Эмоциональная устойчивость

Для начала следует внести ясность в теоретическое определение эмоциональной устойчивости. Проблема в том, что термин «эмоциональная устойчивость» на сегодняшний день имеет два смысла. Одни авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», другие как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям. То есть речь идёт о непосредственной связи с понятием эмоциогенной ситуации. Ильин по этому поводу пишет, что уровень эмоциональной устойчивости определяется силой и длительностью эмоциогенного воздействия которое необходимо для появления определённого эмоционального состояния. Кроме того, не существует общей эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной.

Следует заметить, что в рамках данной работы говорится об эмоциональной устойчивости к эмоциональному заражению, а это довольно специфический эмоциогенный фактор, который, по сути, является следствием эмоциогенной ситуации. Особенностью является то, что то эмоциональное состояние, которое появляется вследствие эмоциогенного воздействия, во-первых, будет тем самым эмоциогенным воздействием, а во-вторых, будет общим для многих людей (исходя из определения эмоционального заражения).

При диагностике эмоциональной устойчивости опять приходится возвращаться к проблеме метода, так как, по мнению Ильина, её непосредственная диагностика невозможна: «Явно неадекватный подход сформировался при изучении эмоциональной устойчивости. Изучается не эмоциональное свойство личности, а эффективность деятельности при эмоциональных воздействиях любого характера. Сила эмоций при этом не регистрируется, так же как и эффективность деятельности в спокойной ситуации. Поэтому трудно объективно судить об её ухудшении или улучшении, а, следовательно, и о степени эмоциональной устойчивости человека.

Как уже говорилось, истинная устойчивость человека к действию эмоциогенных факторов должна определяться двумя способами: по времени появления эмоционального состояния при длительном и непрерывном воздействии эмоциогенного фактора (например, при измерении устойчивости к монотонности работы, или к фрустрирующему фактору), или же при однократном воздействии эмоциогенного фактора разной силы и значимости для человека».

Говоря о неадекватности подхода, как мне кажется, Ильин имеет в виду то, что эмоциональная устойчивость является довольно популярным понятием в сфере подбора и аттестации персонала, но диагностика ориентированна на вид деятельности и методы, используемые для диагностики эмоциональной устойчивости летчика-испытателя и менеджера, на сегодняшний день сильно отличаются. Попытки обобщения и стандартизации сводятся к использованию таких классических методик, как 16PF Кеттелла (фактор «С»), EPQ Айзенка (шкала нейротизма), а также к изучению смежных факторов, как, например, уровень тревожности, локус контроля и т.д.

Глава 2. Описание методов и результатов исследования

.1 Описание модели и объекта

Выделение характеристик идеального объекта является следствием невозможности непосредственного изучения толпы. Шагом на пути разрешения этой проблемы будет выделение основополагающего явления, которое становится предметом исследования (эмоциональное заражение), и введение чётких ограничений, характеристик, которыми должен обладать объект, результаты исследования которого могли бы быть перенесены на первоначальный феномен. То есть введение упомянутых характеристик и чёткое соответствие им объекта является обоснованием использования полученных результатов.

В качестве объекта исследования была выбрана игра в баскетбол (возможен выбор некоторых других командных видов спорта). Здесь необходимо доказать чёткое соответствие обозначенным характеристикам объекта:

1.Повышенная эмоциогенность, наличие высокого эмоционального фона, высокая степень неопределённости.

В баскетболе это ограничение времени игры, наличие противника, соревновательного момента, присутствие болельщиков, которые усиливают эмоциональный фон.

2.Реализация профессиональной деятельности в этой ситуации.

Для спортсменов, в отличие от болельщиков игра является местом реализации профессиональной деятельности, то есть у них есть чёткие профессиональные цели и задачи.

3.Кратковременность, то есть существует возможность выхода из ситуации.

Игра имеет чёткие временные рамки и форму, что позволяет говорить о том, что есть возможность выхода из неё.

4.Большое скопление людей. Должна существовать объективная возможность появления эмоционального заражения.

Так как это командный вид спорта, то здесь есть разделение на свою и чужую команду, присутствие своих и чужих болельщиков, что усиливает процессы идентификации, а также повышает возможность возникновения эмоционального заражения.

Дополнительной положительной характеристикой, которой обладает выбранный объект, является наличие непосредственного физического контакта, что также усиливает возможность появления эмоционального заражения. Кроме того, у игроков есть возможность свободного выражения эмоций, а у экспериментатора возможность их непосредственного наблюдения, что немаловажно.

Наличие основных и дополнительных положительных факторов усиливает привлекательность данного объекта для исследования.

Итак, используемая модель выглядит следующим образом. Существует феномен толпы, который теоретически определён, но не существует адекватных методов для его изучения. Основой данного феномена является механизм эмоционального заражения, описанный Фрейдом и заключающийся в том, что люди которые ему подверглись перенимают эмоциональные реакции друг друга, постепенно усиливая количество и интенсивность эмоциональных проявлений. Непосредственное выявление и диагностика личностных характеристик отвечающих за склонность к эмоциональному заражению в толпе невозможно, поэтому был предпринят следующий шаг. На основе характеристик толпы выделены характеристики объекта, в котором возможно возникновение эмоционального заражения, а также других механизмов, свойственных для исходного феномена (в выбранном объекте это идентификация между игроками). В соответствии с выбранными характеристиками был выбран объект исследования. При наличии объекта, в отношении которого существует принципиальная возможность исследования, можно говорить о том, что причиной возникновения эмоционального заражения является низкая эмоциональная устойчивость и заниматься её диагностикой.

2.2 Описание методики

Как уже говорилось выше, в связи с диагностикой эмоциональной устойчивости возникает проблема метода. Об определённом уровне эмоциональной устойчивости можно говорить лишь в связи с определённым эмоциогенным воздействием или устоявшимся комплексом эмоциогенных воздействий, которые существуют в профессиональной деятельности. Выделение этих воздействии довольно ёмкий процесс, поэтому выходом из данной ситуации является рассмотрение специфических эмоциональных проявлений в профессиональной деятельности.

Для выявления уровня эмоциональной устойчивости была использована методика «Прогноз» разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначенная для определения уровня эмоциональной устойчивости. Методика состоит из восьмидесяти четырёх вопросов, из которых пятнадцать составляют шкалу лжи. Таким образом, максимальное количество баллов, которые можно получить - 69. Тринадцать и менее баллов говорят о высоком уровне эмоциональной устойчивости, четырнадцать - семнадцать баллов - средний уровень, а восемнадцать и более - низкий уровень эмоциональной устойчивости. Таким образом, чем выше полученный бал, тем ниже эмоциональная устойчивость.

2.3 Описание пилотажного исследования. Построение плана наблюдения

По мнению Изарда, непосредственное мимическое выражение эмоций свойственно в большей степени детям. Взрослые привыкли скрывать свои эмоции, поэтому в жизни у взрослых чаще можно наблюдать соматические, речевые, интонационные и другие проявления эмоций. Подобного мнения придерживается и Бойко:

Для нормального взрослого человека непосредственное эмоциональное реагирование чаще всего невозможно; непосредственно на всё реагируют лишь дети и психически неуравновешенные люди. Обычно эмоциональное поведение личности опосредованно и регламентировано: с одной стороны - общественными нормами и условностями, а с другой - соображениями целесообразности.

Следует добавить, что дополнительным ограничением в проявлении эмоций будет профессиональная деятельность.

Для того чтобы получить представление о том, какие специфические проявления эмоций существуют в выбранной деятельности (игра в баскетбол) первым этапом работы стало проведение пилотажного исследования, целью которого было составление карты наблюдения за эмоциональными проявлениями. Следует заметить, что для исследования имеет значение не знак, а интенсивность эмоций.

В результате проведения пилотажного исследования, которое заключалось в наблюдении за серией тренировочных игр, были выделены следующие основные виды «профессиональных» эмоциональных проявлений (вербальных и невербальных):

Советы (другим игрокам и судьям, споры о правилах). Отнесение советов к эмоциональным проявлениям основано на том, что в ходе игры они не имеют когнитивного смысла, например советы судье никогда не приносили результатов, но это довольно распространённое явление.

Примеры вербальных проявлений: «Был фол!», «Судья, пробежка!», «Дай пас!»

Конфликты (фолы, разногласия с судьями). Возможны конфликты с игроками своей команды, например из-за того, что кто-то не дал вовремя пас, или не реализовал удачную возможность.

Примеры вербальных проявлений: «Куда смотрел!», «Куда полез!»

Подбадривание (аплодисменты, рукопожатие, похлопывания по плечу). Самое распространённое проявление. Некоторые виды подбадривания вошли в культуру игры, и являются неотъемлемой её частью. Например, рукопожатие игроков одной команды при замене, а также при удачном штрафном броске.

Примеры вербальных проявлений: «Давай, давай!», «Вперёд!», «Молодец!»

Самоподкрепление - редкое, но наиболее яркое эмоциональное проявление. Обычно встречается сразу после попадания в корзину, особенно если это было сделано без поддержки команды или после долгой и упорной борьбы под кольцом.

Примеры вербальных проявлений: «Yes!» в сочетании с характерным жестом рукой, «Да!», «КГУ - чемпион!»

Проявление разочарования. Одно из наиболее распространённых проявлений. Обычно является следствием забитого гола (себе) или не забитого другой команде, особенно если этому предшествовала интенсивная борьба.

Чаще всего выражается в жестах и различных односложных восклицаниях.

Следует заметить, что критерием приравнивания какого-либо действия к эмоциональным проявлениям, было отсутствие другого, когнитивного смысла.

На основе данных, полученных в ходе пилотажного исследования, была составлена карта наблюдения (таблица для каждой из пяти игр), которая включает в себя различные виды эмоциональных проявлений. Но кроме количества, при наблюдении также учитывалось и изменение интенсивности проявлений, то есть в таблице указанно количество эмоциональных проявлений в первом и во втором тайме. Это было сделано для того, чтобы по результатам наблюдения можно было судить о динамике эмоционального заражения. То есть если количество эмоциональных проявлений возрастает, то заражение происходит. Количественный прирост эмоциональных проявлений каждого игрока в каждой игре отражён в отдельной таблице.

2.4 Результаты исследования, выводы

Для начала следует заметить, что эмоциональные проявления, наблюдаемые на тренировке в ходе пилотажного исследования, несколько отличались от тех, которые наблюдались в игре. Вследствие наличия цензуры были заменены или не использовались некоторые вербальные и невербальные проявления.

По данным пяти таблиц (планов наблюдения по каждой игре), были составлены две сводные таблицы - сумма и разность (динамика интенсивности) эмоциональных проявлений у каждого игрока в каждой игре. Каждая из этих таблиц включает в себя графу «Среднее», в которой посчитано среднеарифметическое количество эмоциональных проявлений и показателей эмоционального заражения (динамика интенсивности).

При обработке, соотносятся данные, полученные при наблюдении, а именно, общее количество эмоциональных проявлений и динамика интенсивности (эмоциональное заражение), с данными, полученными при использовании методики, то есть три числовых ряда из восьми чисел каждый. Корреляция между уровнем эмоциональной устойчивости и общим количеством эмоциональных проявлений составляет 0,66, что является довольно высоким показателем и даёт возможность говорить о правомерности использования этой методики в данном виде деятельности и ещё раз подтверждает, что низкая эмоциональная устойчивость выражается в большом количестве эмоциональных проявлений.

Корреляция между уровнем эмоциональной устойчивости и динамикой интенсивности эмоциональных проявлений (эмоциональным заражением) составляет 0,866. Это очень высокий показатель, который свидетельствует о том, что поставленная гипотеза подтвердилась, и цель работы достигнута. То есть низкий уровень эмоциональной устойчивости каждой отдельно взятой личности действительно является основой для возникновения механизма эмоционального заражения в толпе.

Для того, чтобы говорить о второй гипотезе, следует разрешить кажущееся противоречие - первый показатель ниже второго, это является следствием того, что у игрока №4, который является капитаном команды, общее количество эмоциональных проявлений (особенно советов) очень высокое (самое большое в команде), но постоянное, на протяжении всей игры, а так же согласно методике он имеет высокий уровень эмоциональной устойчивости. Это объясняется его ролью, следует заметить, что в толпе ролей нет, и при переносе результатов это противоречие снимается. То есть большое количество эмоциональных проявлений, если эти проявления равномерно распределены во времени никак не связанно с эмоциональным заражением и эмоциональной устойчивостью. Это стало одним из сделанных выводов.

Таким образом, нельзя говорить о том, что большое количество эмоциональных проявлений связанно с не успешностью деятельности, по крайней мере, для спорта. С уверенностью можно сказать, что в спорте речь идёт об индивидуальном стиле, темпераменте и т. д., которые в силу специфики данного вида деятельности по-разному могут сказываться на её результатах.

Далее следует сказать о поставленных ранее задачах:

·В ходе теоретической работы и пилотажного исследования удалось выделить основные виды эмоциональных проявлений для данного объекта, которые дали возможность построения плана наблюдения, а так же принципиальную возможность фиксации проявлений эмоционального заражения

·Проведение данного исследования и получение результатов, явилось подтверждением возможности эмпирического изучения толпы, но с большими допущениями. Отчасти, не удалось уйти от изучения малой группы и перенесения результатов исследования на толпу, но в ходе исследования была реализована теоретическая возможность обращения к психологии личности, что позволило получить новое представление как о феномене толпы в целом, так и об отдельных его характеристиках.

·Было проверенно и доказано, что попадание человека в толпу определяется не только ситуацией, но и личностными особенностями, которые, что немаловажно, могут быть подвергнуты диагностике.

·По результатам данного исследования трудно дать новые рекомендации по поводу повышения уровня эмоциональной устойчивости лиц, чья профессиональная деятельность связанна с эмоциогенными ситуациями. Остаётся лишь повторить, что решение лежит в оценке ими этих ситуаций как неэмоциогенных.

При анализе результатов проделанной работы мною было сделано два основных вывода:

Первый - основой толпы является динамика, увеличение количества эмоциональных проявлений, что является показателем возникновения эмоционального заражения.

Второй - разрешение многих проблем, связанных с феноменом толпы лежит в разделении основы толпы (механизма её возникновения) и основной характеристики толпы, в этом случае появляется большая свобода в определении и того и другого, а также разрешаются многие споры о природе феномена толпы.

Заключение

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, а поставленные цели и задачи были достигнуты. Это позволяет говорить о значимости полученных результатов.

Эта работа является лишь первым шагом на пути к изучению феномена толпы. Необходимость заниматься дальнейшим, в том числе и практическим, изучением данного феномена очевидна, так как на сегодняшний день сложившаяся ситуация такова, что в окружающей нас действительности существует масса мест приложения данного подхода.

Ярчайшим доказательством тому может стать проблема, связанная с поиском причин возросшего количества проявлений молодёжного экстремизма, а также упомянутых выше антиглобализма, неофашизма и т. п. Решение этой проблемы лежит в обращении к психологии толпы.

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1980.

. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: «Филинъ», 1996.

. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2000.

. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

. ЛеБон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1998.

7. ЛеБон Г. Психология толп. - М.: Наука, 1997.

. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.

9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.

. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. - М., 1996.

. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. - М., 2001.

. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб: Питер, 2001.

. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

14. Регуш А.А. Наблюдение в практической психологии. - М., 1995.

. Современная психология. Под ред. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

. Тард Г. Мнение и толпа. - М.: Наука, 1997.

. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. - М.: Институт психологии РАН, «КСП+», 1998.

. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998 г.

Приложение 1

Данные наблюдения по игре №1

№ игрокаСамоподкреплениеКонфликтыПодбадриванияСоветыРазочарованиеДругие репликиIIIIIIIIIIIIIIIIII41126522362236121371112251210111312131211312321141111211512111

Данные наблюдения по игре №2

№ игрокаСамоподкреплениеКонфликтыПодбадриванияСоветыРазочарованиеДругие репликиIIIIIIIIIIIIIIIIII411112323216122131721 2213210121321211111131221114111115111

Данные наблюдения по игре №3

№ игрокаСамоподкреплениеКонфликтыПодбадриванияСоветыРазочарованиеДругие репликиIIIIIIIIIIIIIIIIII411143451612112627 11511101111241121211131121151141121511111

Данные наблюдения по игре №4

№ игрокаСамоподкреплениеКонфликтыПодбадриванияСоветыРазочарованиеДругие репликиIIIIIIIIIIIIIIIIII411124432161222617117 121215110112425121111331131141123151111

Данные наблюдения по игре №5

№ игрокаСамоподкреплениеКонфликтыПодбадриванияСоветыРазочарованиеДругие репликиIIIIIIIIIIIIIIIIII41117101316111327181271 121215152101116131121112211323141141121224151111212Приложение 2

Общее количество эмоциональных проявлений

№ игрока№1№2№3№4№5Среднее4221720192520,66201015222718,8715139132114,2101391115221412155384,41397129119,614744713715635495,4

Динамика интенсивности эмоциональных проявлений

Уровень эмоциональной устойчивости

№ игрока4671012131415Уровень эмоциональной устойчивости2143303519261712

Приложение 3

Текст методики «Прогноз»

1.Иногда мне голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2.В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всём стоять друг за друга.

.Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

.Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

.У меня часто болит голова.

.Иногда я говорю неправду.

.Раз в неделю или чаще безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

.Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь

.Бывает, что я сержусь.

.Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

.Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

.Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

.Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

.Мышечные судороги и подёргивания у меня бывают достаточно редко.

.Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

.Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

.Я в гостях держусь за столом лучше, чем дома.

.Если мне не грозит штраф, и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

.Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

.Мне часто говорят, что я вспыльчив.

.Запоры у меня бывают редко.

.В игре я предпочитаю выигрывать.

.Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

.Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

.Мне приятно иметь среди моих знакомых значительных людей, это как бы придаёт мне вес в собственных глазах.

.Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

.С моим рассудком творится что-то неладное.

.Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

.Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

.Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

.Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

.Думаю, что я человек обречённый.

.Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

.Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

.Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

.Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

.В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

.Моя внешность меня, в общем устраивает.

.Я вполне уверен в себе.

.Раз в неделю или чаще я бываю очень возбуждённым или взволнованным.

.Кто-то управляет моими мыслями.

.Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

.Бывает, что неприятная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

.Счастливей всего я бываю, когда я один.

.Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

.Я любил сказки Андерсена.

.Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

.Меня злит, когда меня торопят.

.Меня легко привести в замешательство.

.Я легко теряю терпение с людьми.

.Частот мне хочется умереть.

.Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.

.Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

.К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

.Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

.Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

.У меня были очень необычные мистические переживания.

.Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

.У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

.Я человек нервный, легко возбудимый.

.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

.Всё у меня получается плохо, не так, как надо.

.Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

.Большую часть времени я ощущаю себя усталым.

.Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

.Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

.Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

.Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учёбы кажется невыносимым.

.Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

.Я чувствую себя несправедливо обиженным.

.Моё мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

.Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

.На меня обращают внимание чаще, чем на других.

.У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

.Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

.Мне трудно проснуться в назначенный час.

.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

.В детстве я был капризный и раздражительный.

.Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

.Иногда я принимаю валерьяну, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

.У меня есть судимые родственники.

.В юности я имел приводы в милицию.

.Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Похожие работы на - Эмоциональная устойчивость как основа формирования механизма эмоционального заражения в эмоциогенных ситуациях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!