пенсия негосударственный фонд страховой
Предполагается, что с учётом инфляции, размер базовой и страховой части трудовой пенсии будет ежегодно индексироваться
Работодатель платит = 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование - 6 %, а в пенсионный фонд - 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % - базовая, 8 % - страховая и 6 % - накопительная часть.
В таблице 3 приведены данные о среднем размере назначенных пенсий в России и в Пермском крае.
Таблица3. Средний размер назначенных пенсий в России.
2007200820092010Средний размер назначенных пенсий, руб.3682,34546,36177,47126,0из них получающие пенсии:по старости3970,64904,76624,87642,1по инвалидности2879,43496,44791,05529,7по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)2119,32761,63740,04315,3социальные2724,03007,04244,54986,7госслужащие, получающие пенсии по старости (или по инвалидности) и за выслугу лет6048,07843,29565,211028
По данным таблицы 3 видно, ежегодно происходит индексация пенсий. В 2010 г. она составляла свыше 7 000 рублей. В пермском крае средний размер пенсий в настоящее время составляет около 8000 рублей.
Федеральным законом от 24 июля 2002 года "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" были установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Согласно Федеральным Законам «Об обязательном пенсионном страховании» и «О негосударственных пенсионных фондах» (Федеральный закон от 07 мая 1998 N 75-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О негосударственных пенсионных фондах"), Негосударственные пенсионные фонды, действующие в настоящие время и имеющие соответствующие лицензии, вправе осуществлять деятельность по каждой из перечисленных составляющих структуры пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Следует различать два основных направления деятельности негосударственных пенсионных фондов:
. Деятельность по обязательному пенсионному страхованию - учет, приумножение средств пенсионных накоплений и выплата накопительной части государственной пенсии по старости.
Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). Негосударственный пенсионный фонд также как Пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
. Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение - негосударственный пенсионный фонд аккумулирует добровольные взносы граждан и приумножает их, а затем выплачивает при выходе на пенсию.
В данном случае работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на обычный вклад в банке, только деньги выплачиваются в виде пенсии после выхода на пенсию.
Добровольное пенсионное обеспечение является органичной составной частью пенсионной системы России и подразумевает формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах исключительно за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Оно осуществляется в самых разнообразных формах, как в виде пенсионных систем отдельных предприятий и организаций, отраслей производства, так и в виде пенсионного обеспечения отдельных граждан, перечисляющих взносы в свою пользу или в пользу своих близких. В отличие от обязательного государственного пенсионного обеспечения, условия которого установлены законом, условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.
Накопления в негосударственных пенсионных фондах могут осуществлять как работающие в настоящий момент граждане, так и граждане, просто обладающие доходом, достаточным для осуществления регулярных взносов. Пенсионные фонды предлагают также варианты, применимые для клиентов, имеющих разовые поступления.
В настоящее время, согласно законодательству, взносы в НПФ и получаемые из НПФ пенсии не облагается никакими налогами. А для предприятий взносы в пользу работников уменьшают налогооблагаемую базу. Таким образом, вклады в НПФ, действительно стали выгодны.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды участвуют в двух уровнях пенсионного обеспечения: накопительной части государственной пенсии и добровольной негосударственной пенсии.
В таблице 4 представлены основные показатели системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Таблица 4.Основные показатели системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Показатели200720082009Число негосударственных пенсионных фондов252235165Численность участников, тыс. человек6757,16746,36757,0Численность получателей негосударственных пенсий всего, тыс. человек1026,21131,41274,5В процентах от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФ РФ2,72,93,3Общая сумма пенсионных выплат, млн.руб13842,817515,422152,3Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на одного получателя, руб1124,11290,11448,4
По данным таблицы видно, что число НПФ сократилось, при этом возросла численность участников и составляет 3,3 % от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФ РФ.
апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме «ДСВ-1» работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР).
Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме «один к одному». При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный «соплатеж» государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.
Вступить в добровольную систему можно с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Если граждане подали заявления в этот период, то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование их накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.
На сегодняшний день в программу софининсирования вступили около 4,5 миллиона россиян, из них более 130 тысяч человек в Пермском крае. Их добровольные взносы составили более 9 миллиардов рублей. В Пермском крае добровольные взносы составили 264 млн. рублей.
октября 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа «единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами, взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране».
марта 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.
С 1 января 2010 года вместо единого социального налога введены страховые взносы и заработала страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов начался с января 2011 года. (34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год.)
В современном реформировании пенсионной системы можно выделить следующие этапы:
Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития пенсионной системы Российской Федерации:
эквивалентность пенсионных обязательств пенсионным правам застрахованных лиц;
государственная гарантия минимального уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров;
финансовая самостоятельность и долгосрочная сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).
Однако полностью реализовать указанные базовые страховые принципы на первом этапе не удалось по объективным причинам.
На данном этапе пенсионной реформы также не ставится задачи решить все проблемы, накопившиеся в современной пенсионной системе, а только часть из них, которые признаны приоритетными до конца текущего десятилетия. Весь комплекс приоритетных мероприятий конкретизирован в правительственной «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», исходя из целевых ориентиров социальной политики на указанный период:
уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки, начиная с 2010 г., не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП);
повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 гг. до величины, обеспечивающей не менее 2,5-3 ПМП;
обеспечение индивидуальным коэффициентом замещения трудовой пенсии по старости не менее 40% заработка, на который начислялись страховые взносы.
Выделенные приоритеты современного этапа развития пенсионной системы обусловлены необходимостью ее адаптации к макроэкономическим условиям и глобальным демографическим процессам. Эта необходимость вытекает из того, что любая пенсионная система, а тем более отечественная, характеризующаяся многоукладностью и всеобщим охватом, непосредственно взаимосвязана с макроэкономическими и демографическими факторами и не может развиваться автономно от них.
Государственное регулирование формирования пенсионных прав на основе страховых принципов невозможно до тех пор, пока в рамках распределительной части пенсионной системы сохраняется нестраховой механизм льготного и досрочного пенсионного обеспечения. Действие этого механизма сегодня распространяется более чем на треть всех новых назначений трудовых пенсий. При этом весь объем финансовой нагрузки по досрочным пенсионным выплатам ложится на распределительную часть бюджета ПФР, резко снижая размеры пенсий застрахованным лицам, выработавшим свои пенсионные права на общих основаниях.
Данная проблема обсуждается не первое десятилетие, однако адекватный страховой механизм финансового обеспечения досрочных и льготных пенсий до сих пор не разработан. Основная причина этих затруднений заключается в высокой стоимости страховых обязательств, обусловленных вредными и опасными условиями труда и жизни, а также заниженных требованиях по трудовому стажу, как общему, так и льготному.
В целях усиления страховых принципов на следующем этапе пенсионной реформы (не позднее 2013-2015 гг.) правительство планирует произвести корректировку современной формулы исчисления пенсии для застрахованных лиц, пенсия которым будет назначаться в 2010-2040 гг. с тем, чтобы начиная с 2040 г. все трудовые пенсии назначались на страховых принципах. Для этого:
начиная с 2010 г. при исчислении трудовой пенсии по старости начали применять статистический показатель периода дожития для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении трудовой пенсии по старости ранее 55/60 лет (соответственно для женщин и мужчин) увеличивать статистический период дожития на величину разницы общеустановленного пенсионного возраста и фактического возраста пенсионера;
начиная с 2012 г. при назначении трудовой пенсии по старости ввести в пенсионную формулу параметры, отражающие влияние демографических и макроэкономических факторов на пенсионные права застрахованных лиц;
начиная с 2040 г. при назначении трудовой пенсии по старости использовать пенсионную формулу, полностью соответствующую страховым принципам.
Предложенный порядок совершенствования пенсионной формулы исчисления трудовой пенсии не грозит «шоковой терапией» и резко повысит заинтересованность застрахованных лиц в активном формировании своих пенсионных прав.
Нормативно правовая база пенсионной реформы:
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств на финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»;
Федеральный закон от 07 мая 1998 N 75-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О негосударственных пенсионных фондах»;
Федеральный закон от 30 апреля 2008 года «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 года «О внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации».