был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он также делился на две ветви: столичную и провинциальную. Олицетворением столичного, "петербургского ампира" был К. Росси, он и смягчил своим итальянско-русским вкусом жесткость наполеоновского стиля. Провинциальный "московский ампир" и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием.
Русский ампир
В разной степени ампир отразился на искусстве всей Европы. Его специфический воинственный и мужественный оттенок, сформировавшийся в эпоху наполеоновских войн, проявился в художественной культуре Германии и Австрии, Италии и Скандинавских стран. Но свое самое совершенное воплощение этот стиль нашел, как ни парадоксально, в стране, которая стала главной причиной гибели наполеоновской армии, - в России, превратившейся к тому времени в могущественную империю. Великая радость победы окрасила русский ампир в ликующие и праздничные тона с некоторым романтическим оттенком.
Русский ампирявился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре. Ампир в начале XIX века был востребован в первую очередь во Франции и отражал бурный период её истории: Великую французскую революцию, имперские амбиции Наполеона, войны, охватившие всю Европу. В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы.
Ампир как художественный стиль был естественным продолжением классицизма XVIII века. Провести четкую границу между искусством строгого и зрелого классицизма, приходящегося на последние годы правления Екатерины II и недолгое царствование Павла, и ампиром практически невозможно. В особенности это относится к ранней стадии русского ампира, занимающей отрезок времени от восшествия на престол Александра I в 1801 году и коронации Наполеона в 1804 вплоть до Отечественной войны 1812 года. И архитектурные формы, и почерпнутые из неиссякаемого арсенала античности композиционные схемы, и сюжетные и орнаментальные мотивы были теми же. Менялись лишь трактовка и понимание самих этих мотивов, которым придавалась иная смысловая окраска. Искавший вдохновения в античности классицизм был далек от археологической скрупулезности. Ампир же, подражавший легко различимым античным стилям, напротив, был предельно точен в передаче деталей орнамента и декоративных мотивов. Классицизм, как тонко было замечено, искал "простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии", был "мягок и светел", ампир, напротив, - "мужественен, строг и холоден", торжественен и величав.
Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические. Вслед за александровским классицизмом усиливается стремление к монументальности, парадности, мужественности. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях - монументальной живописи. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.
Столичный (петербургский) ампир
Главными мастерами этой эпохи стали К. И. Росси и В. П. Стасов. Росси целиком отошёл от французских источников ампира (Леду,Персье, Фонтена, Виньона) и продолжил петербургские традиции Камерона, Кваренги, Бренны. Творчество К. Росси отличало сочетание архитектурного и градостроительного подходов, смелое преображение городского пространства, что нашло отражение в великолепных петербургских ансамблях Дворцовой площади со зданием Главного штаба (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1833), Михайловской площади с Михайловским дворцом (1819-1825), Александринской площади со зданием Александринского театра (1827-1832).
Первой постройкой Карла Росси в Санкт-Петербурге стали два павильона, возведенные в саду Аничкова дворца (1816-1818, Невский проспект, 39). Павильоны отличают большие арочные окна, соразмерные ионические колонны, фигуры древнерусских воинов. Несколько тяжеловатый карниз удачно «приземляет» одноэтажные здания.
Здание Главного штаба с комплексом из трех Триумфальных арок было сооружено на Дворцовой площади в 1819-1823 годах (скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов). Грандиозная дуга фасада Главного штаба придает композиционную законченность главной площади Северной столицы, на которую выходят барочный Зимний дворец и классическое здание Адмиралтейства. Ансамбль площади завершил в 1834 году Огюст Рикар Монферран, воздвигнув в центре площади, триумфальную колонну в честь победы над Наполеоном. В целом площадь образует торжественный ансамбль, посвящённый воинским победам. К. Росси является также автором проекта застройки Михайловской площади (ныне Площадь искусств).
В стиле позднего классицизма и русского ампира работали замечательные петербургские мастера XIX века Доменико Адамини(Дом Адамини, 1823-1827, набережная Мойки, 1), В. И. Беретти(Гауптвахта на Сенном рынке, 1818-1820, Садовая улица, 37), А. П. Брюллов (Михайловский театр, 1831-1833, Площадь искусств, 1, здание штаба Гвардейского корпуса, 1837-1843, Дворцовая площадь, 2-4) Давид Висконти (костёл Святого Станислава,1823-1825, улица Союза Печатников, 22), В. А. Глинка (перестройка особняка графа Н. П. Румянцева, 1820-е годы, Английская набережная, 44), Поль Жако (здание Дворянского собрания,1834-1839, Михайловская улица, 2), Джовани Лукини (здание портовой таможни, 1829-1832, набережная Макарова, 4), А. И. Мельников (здание единоверческой Никольской церкви,1820-1838, улица Марата, 24), А. А. Михайлов 2-й (рисовальный корпус Академии художеств, 1819-1821, Университетская набережная, 17, дом А. И. Корсакова, 1826-1828, Владимирский проспект, 12), П. С. Плавов (женское отделение Обуховской больницы, 1836-1839, Загородный проспект, 47), Антонио Порто(здание Военно-медицинской академии, 1799-1803, улица Академика Лебедева, 6), Луиджи Руска (Дом ордена иезуитов, канал Грибоедова, 8/1), И. И. Шарлемань (Скотопригонный двор, 1823-1826, Московский проспект, 65), Гаспаре Фосатти (перестройка дома З. Н. Юсуповой, 1835, Невский проспект, 86), С. Л. Шустов (Каменноостровский театр, 1827-1835, набережная Крестовки, 10, лит. А) и др.
Выдающийся русский архитектор В. П. Стасов применял различные ордера, строил также без ордерные здания, здания в китайском стиле и др. Он являлся ярким представителем позднего петербургского ампира: ему принадлежат торжественные, парадные проекты зданий Российской Академии наук на Васильевском острове, Павловских казарм на Марсовом поле (1817-1821), Спасо-Преображенского собора (1827-1829), Троице-Измайловского собора (1828-1835), Нарвских (1827-1834) и Московских триумфальных ворот(1834-1838), а также великолепные дворцы в предместьях Санкт-Петербурга. В. П. Стасов является предтечей неорусского стиля XIX века.
Тем не менее при строительстве были использованы прогрессивные по тому времени технические решения: сплошной плитный ростверк из каменной кладки, чугунные ребра купола, полированные колонны из цельных гранитных монолитов. Силуэт здания собора, завершающий с западной стороны комплекс центральных площадей Петербурга, активно участвует в создании неповторимого архитектурного облика города. Следует отметить исключительно богатый наружный скульптурный декор храма и красочные интерьеры.
Таким образом, стиль ампир (в ином прочтении поздний классицизм), обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями - Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии города, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений. Но если «золотой век» русской литературы, живописи и музыки только начинался, то «золотой век» русской архитектуры близился к закату. Имперская монументальность и строгость входила в противоречие с ещё наивной демократизацией общества, раскачивалась кризисом феодальной крепостной системы. Архитектура отреагировала на это противоречие отходом от классических канонов, смешением стилей, попытками по-иному взглянуть на прошлое; то есть началом новой эпохи, которая впоследствии получила немного обидное, но ёмкое название «эклектика».
Провинциальный (московский) ампир
Московская архитектура, подобно архитектуре Петербурга, переживает в этот период блестящий расцвет, вдохновляется теми же идеалами и создает ряд больших произведений, так называемого "московского ампира". Величественный стиль петербургской архитектуры, с ее масштабами, величием и холодной гармонией линий, видоизменяется в Москве, приобретая интимную трактовку - теплоту, изящество линий, форм и украшений. Таково московское усадебное строительство, для которого типичен дом Найденова. Но в официальных зданиях архитектура московского ампира проникнута той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж).
Первым крупным мастером московского ампира был вышедший из школы Казакова архитектор О. И. Бове. Лучшая постройка Бове - особняк князя Гагарина (1813) - разрушенная в результате налета фашистской авиации в 1941 году. В этом здании с широко раскинувшимися крыльями был особенно замечателен центр с его аркой-лоджией, группами колонн по бокам и барельефом летящих "слав" вверху. В архитектуре дома ощущалось сильное влияние казаковского классицизма.В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. Печать холодной и официальной строгости лежит на архитектуре этого сооружения, подчеркивая его назначение. Здание Градской больницы (1823) того же мастера, расположенное рядом с казаковской Голицынской больницей, по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, по архитектуре отличается некоторой грузностью форм. В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади (впоследствии перестроенный), включавший Большой театр в центре, Малый театр справа и ряд зданий по всему периметру. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Следы этой аркатуры сохранились на нижнем этаже Малого театра. Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. Центр площади украшала сохранившаяся до настоящих дней фонтанная группа работы скульптора Витали.
Одновременно с Бове работали два больших мастера московского ампира - Д. Джилярди и A. С. Григорьев. Среди огромного количества работ этих зодчих есть ряд первоклассных памятников русской архитектуры. Сгоревшее в наполеоновское нашествие старое здание Университета, построенное Казаковым, было возобновлено в стиле московского ампира в 1817 году Джилярди с сохранением общей композиции - типа усадьбы, данного Казаковым. Прекрасен полукруглый зал Университета с чудесной ампирной росписью и изящной белой колоннадой, поддерживающей балкон. Снаружи ему отвечает величественный дорический портик строгих пропорций, подчеркивающий центр здания и спокойную гладь стен фасадов, тронутых местами богатыми пятнами барельефов и розеток, типичных для всего московского ампира.
Усадьба Найденова, построенная Джилярди и Григорьевым в 1821 году, - также одно из лучших произведений этого периода в Москве. Она состоит из дома с изящным ионическим портиком на улицу, монументальной открытой лестницы, ведущей из сада на второй этаж, и сада с павильонами и беседками, среди которых особенно изящен музыкальный павильон. Залы главного здания украшены прекрасной ампирной росписью. Весь ансамбль в целом полон прелести и благородства.
Значительным памятником этого периода является здание Опекунского совета (1823-1825) на Солянке. Здание несколько искажено позднейшей застройкой. В первоначальном виде это был ансамбль из трех отдельно стоявших объемов: центрального здания с прекрасным ионическим портиком, напоминающим портик дома Найденова, и двух боковых павильонов. Монументальная ограда с воротами, украшенными львами, соединяла эти звенья. Позже эти разрывы были застроены в одну высоту с боковыми павильонами. Выделяется по композиции и архитектуре дом бывшего Государственного банка (1819) на Никитском бульваре. Он также состоит из центрального здания, украшенного прекрасной колоннадой лоджии и двух неодинаковых боковых павильонов, из которых особенно хорош правый в виде небольшой изящной палладианской виллы. Джилярди создал одну из лучших подмосковных усадеб - Кузьминки. Первое место среди построек Кузьминок занимает "Конный двор". Особенно хороша центральная часть Конного двора. Это простой по форме павильон с огромной аркой-экседрой, в которую вкомпонована изящная колоннада с венчающей ее скульптурной группой. Впечатление от этого контрастного сочетания огромно. Оно усиливается конными группами Клодта, поставленными позже по бокам павильона. В живописном парке около пруда были разбросаны чудесные творения зодчего - пропилеи, сохранившийся левый флигель дворца, чугунная ограда, служебный павильон в египетском стиле и пристань со львами.
Заключение
ампир классицизм архитектура искусство
Последние выдающиеся памятники стиля ампир были созданы Огюстом Монферраном. Исаакиевский собор, завершивший ансамбль центральных площадей, стал господствующей, самой значительной доминантой в силуэте города. В трактате его фасадов, и особенно интерьера, проступили черты тяжеловесной помпезности и эклектичности, свидетельствовавшие о закате классицизма и поисках иной, более декоративно насыщенной и стилистически разнообразной архитектурно-художественной системы.
Использованная литература
Аркадий Гайдамак "Русский ампир"
#"justify">#"justify">http://mini-spb.ru/guide/historical_information/architectural_styles