Тема: Архитектура японского жилища

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    819,18 kb
Архитектура японского жилища
Архитектура японского жилища
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Архитектура японского жилища

Содержание:

Введение

. Периоды развития архитектуры:

Раннефеодальный период

Период Нара

Период Хэйан

Период Камакура

Период Муромати

Период Момояма

Период Эдо

2. Основные стили и типы японских жилых сооружений:

Древнейшие японские жилища

Стиль «синдэн»

Стиль сёин

Минка - традиционный японский дом

Европейский стиль

Современный японский дом

Заключение

Литература

Введение

Японцы... Об этом соседнем народе наша страна с начала нынешнего века знала больше плохого, чем хорошего. Тому были свои причины. Да и то плохое, что мы привыкли слышать о японцах, в целом соответствует действительности и нуждается скорее в объяснении, чем в опровержении. Однако если отрицательные черты японской натуры известны нам процентов на девяносто, то положительные лишь процентов на десять.

Есть типичная шкала чувств, которые сменяются у иностранца по мере того, как он <вживается> в Японию: восхищение - возмущение - понимание.

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.

Японский дом - настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет. Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры.

1. Периоды развития архитектуры

Раннефеодальный период.

Во второй половине IV в. в Японии началось формирование раннефеодального государства. Для поселений этого времени характерно отсутствие развитой городской структуры. Наиболее значительными постройками были храмовые здания древней религии синто и жилища правителей и знати. Небольшие по размерам синтоистские храмы - «жилища духов» - повторяли архитектурные формы и конструкции жилищ знати. Постройки возводились только из дерева.

Как показывают археологические и письменные данные, жилища родовой знати в V-VII вв. сооружались из ценных пород дерева п имели высокие двускатные крыши с многослойным покрытием из коры кила-риса (хинокн). Основное население, как п в древности, продолжало жить в землянках и постройках типа «гакаюка».

На сохранившихся изображениях I - II вв. основу структуры такаюка составляют столбы каркаса, связанные балками и прогонами поверху н на уровне поднятого пола. Длинный конек поддерживал стропила. В торцах здания концы стропилин, так называемые «тиги», выступали над коньком. Два столба, поддерживающие концы конька, ставились вне торцовых сторон такаюка независимо от общей конструкции. Такие столбы и тиги в дальнейшем использовались в строительстве.

Период Нара

Образование феодального государства создало благоприятные условия для развития производительных сил. Развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля, увеличивается оросительная сеть. Усиливается влияние Китая как в политической, так и в культурной жизни Японии. Китайский язык становится языком официальных документов. Заимствуются градостроительные и архитектурные идеи Китая.

Рис.1. Нара. План города 1- императоский дворец; 2- Тодайдзи; 3- Кофукудзи; 4- Якусидзи; 5- Тоседайдзи; 6- Хоккидзи; 7- восточный рынок, 8- западный рынок

Город Нара (первоначальное название Хейдзе), ставший в начале 8 в. Столицей Японии, дал название новому периоду в истории страны. В период Нара (710-794) значительно расширилось строительство, столица украшается новыми зданиями. Ее планировка была осуществлена согласно китайским градостроительным принципам. Примером для японских зодчих служила столица Китая периода Тан - г. Чаньань с императорским дворцом в северной части города и прямолинейной сеткой улиц, ориентированных с севера на юг и с востока на запад.

Наряду со строительством монументальных зданий, повторяющих структуру и формы китайских храмов и дворцовых построек, не прекращалось массовое строительство, использующее многие древние строительные традиции. Легкие деревянные постройки VII-VIII вв. не сохранились, но имеются многочисленные письменные свидетельства (инвентарные записи, правительственные распоряжения, отчеты) о том, что в период китайского влияния не только в сельских округах, но и в столице продолжалось строительство на основе местных традиций. Монастырские хозяйственные постройки и даже культовые сооружения второстепенного значения, часто постройки знати и тем более дома представителен низших слоев населения с кровлями из досок, дранки и соломы, деревянными полами и неокрашенными фасадами свидетельствовали о живучести старых строительных традиций.

В исторических документах встречаются конкретные описания отдельных построек с указанием размеров и материалов. Так, по записям 762г. постройка, принадлежавшая одному из членов знатного рода Фуд-зивара, занимавшему высокое положение, была размером в плане 15*8 м. Пол из широких досок толщиной 10-12 см, уложенный без балок, выступал за стены здания, образуя со всех сторон веранду. По продольным фасадам веранда в средней части уширена, здесь были поставлены колонны, образующие трехпролетные портики. При таком крестообразном плане основная часть покрыта двускатной кровлей, портики покрыты односкатной кровлей. Основные столбы каркаса погружены в грунт на 0,9 м и поверху связаны прогонами. Промежутки между колоннами забраны досками, два окна заполнены решетками.

Правящие круги были обеспокоены тем, что в столице, где находилась резиденция императора, не было соответствующего великолепия из-за обилия традиционных местных построек. Поэтому для зданий, принадлежащих японской знати, был установлен обязательный внешний облик (черепичные кровли, окраска зданий в красный цвет).

Строительство 7 - 8 вв. характерно единством стиля не только в культовых, но и в дворцовых постройках. При всей архитектурно-художественной общности построек в течение всего периода происходит непрестанное развитие конструктивных и композиционных приемов. Так, сохраняя основной принцип осевой композиции, генеральные планы комплексов значительно возрастают по размерам и составу построек ( парные пагоды ). Возрастают по размерам и сами постройки. Размеры кондо Хорюдзи незначительны по сравнению с залом Великого Будды и Тодайдзи, даже в его последнем виде, какой он получил к началу 18 в.

Период Хэйан

В период IX-X вв. китайское зодчество все еще оставалось образцом для японских строителей, о чем говорит и само название новой столицы, данное ей в подражание китайской столице Чанъань. При застройке японской столицы используются, как и ранее, градостроительные принципы Китая, характерные четкостью и симметричностью планировки.

Подобно тому, как в основу планировки Нары был положен план первой столицы Китая периода Тан-Чанъаня, так образцом для строительства Хэйана служила планировка второй столицы периода Тан - Лонна, а также восстановленного после воины г. Чанъань.

Рис.2. Хэйан. План 1- императорский город; 2- императорский парк; 3- восточный рынок; 4 - западный храм; 5- восточный храм.

Подобно древним китайским городам Хэйан был построен на равнине и представлял в плане четырехугольник (около 5,5 км в направлении юг - север и около 5 км в направлении запад- восток), окруженный глубоким рвом (рис. 2). Широкой дорогой-Судзака город разделялся ка западную и восточную части. Эта главная магистраль являлась осью города. Она начиналась на юге торжественными воротами Расёмсш к по прямой линии доходила до южных ворот императорского дворца, расположенного у северной границы города.

Параллельно дороге Судзака были проложены десять улиц шириной 24-36 м. С запада на восток город также пересекали улицы шириной 24-36 м, образовывая прямоугольные кварталы. Самая широкая магистраль {51 м), проходившая с запади на восток перед императорской резиденцией, носила название Ницзё.

Городские кварталы «то» (со стороной 120 м) обычно разделялись на 32 частных владения. Улицы между кварталами имели ширину 12 м. Эти кварталы в противоположность китайским «фан» танского времени не были замкнуты стенами. Только отдельные здания были скрыты стенами со стороны улицы. А в целом линии улиц не определялись стенами или фасадами зданий, примыкающих одно к другому. В японской столице применялась свободная планировка застройки, улицы были обсажены ивами и вишнями «сакура».

Рынки и храмы, а также школы располагались по традиции в наиболее значительных кварталах города. На юге, при въезде в город, по сторонам дороги Судзака были воздвигнуты западный и восточный храмы.Небольшие каналы и рвы, окружающие-город, служили средством сообщения между его отдельными районами.Подобно другим средневековым городам Дальнего Востока, Хэйан был в основном застроен одноэтажными зданиями.

Только высокие пагоды и парадные крыши храмов, дворцов и жилищ знати возвышались над скромными небольшими домиками с дощатыми и соломенными кровлями, в которых обитали простые горожане-ремесленники, торговцы, ученые, художники, актеры и др. Размеры каждого дома были строго регламентированы и отвечали положению и рангу его владельца.

Период Камакура

В XII в. развитие японской архитектуры было приостановлено междоусобными войнами двух могущественных родов - Тайра и Минамото, боровшихся за власть в стране. Эта борьба закончилась победой Минамото и привела к еще большей утрате политического влияния старой аристократии. Власть в стране перешла целиком к военной феодальной верхушке. Небольшой населенный пункт Камакура, где находилась его ставка, становится в 1192-1333 гг. крупным политическим центром.

Все эти события нашли свое отражение в культуре и искусстве Японии XII-XIV по. Военной знати было чуждо утонченное придворное искусство Хэйан. Архитектура этого времени, отвечавшая суровым вкусам воинов, характеризуется простотой, лаконичностью и строгостью форы, скромностью внутреннего убранства.

Эти новые черты прежде всего проявились в жилых постройках. Парадный стиль «синдэн» с центральным павильоном, большим садом и прудом с островами н изогнутыми мостиками, замкнутыми с трех сторон длинными галереями с беседками и различными зданиями, значительно упрощается. Появляются более скромные виды жилища, отвечавшего вкусам военной знати и получившего название «букэ».

Жилые дома этого времени не сохранились, но точное представление о них дают современные им свитки живописи, на которых постройки изображены часто без крыш, что позволяет видеть интерьер, конструкции и детали зданий. На свитках видны веранды, комнаты с поднятыми ситомидо п дощатыми полами.

Основой для формирования этого типа жилища послужили сельские постройки, усложненные композиционными приемами синдэн-дзукури, характер которых соответствовал потребностям слоев, захвативших власть. Значительно уменьшаются объемы жилых зданий. Если раньше в центральном павильоне помещалась комната для приемов и парадная спальная, то в постройках типа «букэ» под одной крышей объединялся ряд жилых комнат. Деревянные двухстворчатые двери на петлях и простые полы из хорошо оструганного дерева подчеркивали строгую простоту жилища. Открытые галереи сменились прочными заборами, служившими ь некотором роде средством защиты. Генеральный план жилой усадьбы стал более компактным, здания располагались асимметрично.

В конце ХШ в. под влиянием особенностей жилищ буддийских священников, где устраивалась ниша «сёин» для занятий, изменяется интерьер жилого дома. В нем появляется приемное помещение «дзасики», в углу которого устраивается кабинет сёин, располагавшийся иногда на невысоком по мосте с небольшим окном со скользящей рамой «сёдзи», затянутой белой бумагой, и небольшой встроенный пюпитр сёин для занятий. Все это привело к развитию нового типа жилища, получившего название сеин-дзукури (стиль сёин).

Рис. 3. Жилище сёин-дзукури

В постройках стиля сёин видна общность с архитектурными формами и пространственной композицией японских жилых домов вплоть до нашего времени (рис. 3).

Вместо павильонов стиля синдэн, стоявших на высоких столбах и имевших обходную веранду с лестницей в центре фасада, строятся здания незначительно поднятые над землей, в которых вместо лестницы устраивается боковое крыльцо «гэнкан» входная комната), где первоначально хранились воинские доспехи и оружие, а позднее - обувь, которую снимают при входе в японский дом.

Из Камакура строгий стиль сеин постепенно распространялся в Хэйан. В свою очередь, отдельные элементы стиля синдэн, свойственные жилищам аристократии. Проникали в архитектуру домов военной знати, что приводило порой к смешению этих двух архитектурных стилей. В XV столетии различия между этими стилями практически не существовало.

Период Муромати

В XVI в. окончательно складываются все планировочные принципы и конструктивная система жилого дома. Простота плана и конструкции сочетается с рациональным использованием внутреннего пространства, которое можно трансформировать, соединяя отдельные помещения между собой и с окружающей природой.

Структура жилых каркасных построек имеет ряд своеобразных деталей. Стойки каркаса опираются на небольшие камни с отверстием в верхней части для шипов стоек. Эти камни укладываются на слой гравия толщиной до 0,6 м. Укрепленные без погружения в землю стойки при частых сейсмических колебаниях балансируют, что сохраняет здание от разрушения.

Наружные и внутренние колонны устанавливаются на расстояниях, кратных основной измерительной величине - 1 кену (около 1,80 м). Балки и прочий строительный материал заготовляются также стандартных величин, кратных 1 кену. Оси внешних и внутренних колонн не совпадают, потому что внутренние ставятся в зависимости от размещения перегородок. Колонны на высоте 1 кена над полом связываются балкой «нагэси» с пазами для скольжении раздвижных дверей и перегородок. Пролеты между колоннами выше балки в наружных стенах заполняются или бамбуковой сеткой, по которой производится штукатурка, или раздвижными, оклеенными бумагой решетками. Пролеты между внутренними колоннами выше балки заполняются деревянной решеткой «рамма», обеспечивающей циркуляцию воздуха в смежных помещениях.

Стены японских построек защищают только от атмосферных воздействий и представляют собой то или иное заполнение между колоннами. Один из видов такого заполнения - укрепленная в пазах колони решетка из бамбуковых реек, связанных рисовой соломой, на которую наносится глиняный раствор с последующей тщательной затиркой.

Стремление объединять внутреннее пространство с окружающей природной средой привело от создания подвесных «ситоми-до», широко распространенных уже в XI столетни, к созданию конструкции скользящих деревянных дверей «амадо» и скользящих деревянных панелей «сёдзи» из легкой деревянной решетки, оклеенной с наружной стороны рисовой пропускающей свет бумагой. Таким образом, раздвигая амадо и сёдзи, можно полностью открыть комнаты. Перегородки между комнатами состоят также из раздвижных панелей «фу-сума», подобных сёдзи, но оклеенных плотной непрозрачной бумагой с двух сторон, которые позволяют разделять или объединять внутреннее пространство жилого дома. Такая трансформация внутреннего пространства составляет характерную особенность японского жилого дома и связана с жизненным укладом и обычаями. Японцы сидят и спят на полу, в комнатах почти нет мебели, отсутствие которой позволило устраивать раздвижные перегородки.

С XIV в. в домах высших и средних слоев населения для покрытия полос, за исключением веранд, стали применять маты (татами). Татами изготовляются из рисовой соломы, плотно уложенной внутри покрышки, вытканной из тростника. Татами удобны, когда их размеры кратны площади комнат. Поэтому установились стандартные размеры татами, и площадь комнат при строительстве дома определяется количеством татами.

Светлозеленые циновки татами из рисовой соломы (0,9x1,8 м), обшитые черной тесьмой по длинным сторонам, покрывают весь пол, образуя своеобразный узор. Шкафы для утвари и постельных принадлежностей скрыты внутри стен.

Выступающая над террасой «энгава» крыша создает тень, и мягкий рассеянный спет, проникающий через сёдзи, слабо освещает комнату, выходящую па террасу.

Один из ранних сохранившихся домов - жилой дом Кодзёин в храме Ондзедзи (1601). Размеры комнат соразмерны татами, в приемной комнате - токонома и небольшой сёин, выступающий из общего объема. Дом окружен верандой. Простота и легкость фасадов несколько нарушены поздним фронтоном над входом

Главным помещением жилого дома служит приемная с нишей токонома. Между токонома и токовани находится столб «даймё-басира». Обычно он, как и в чайных павильонах, имеет вид естественного ствола дерева и контрастирует с тщательной отделкой всех остальных дepeвянных деталей.

В постройках сельского типа обычно нет потолка, и сложная надстройка кровли хорошо видна. В городских жилых домах конструкции кровли скрыты легким висячим потолком. Горизонтальные обвязки «нагэси», подобно карнизу, связывают на высоте около 1,8 м столбы между собой и поддерживают верхнюю часть стены, оштукатуренную над сёдзи и заполненную решеткой рамма над фусума. В жилище богатых горожан решетка рамма в виде различных ажурных композиций над нагэси служит украшением комнаты.

Все деревянные части интерьера не окрашиваются. Столбы и другие деревянные детали тщательно скоблят или в отдельных случаях покрывают тонким слоем черного лака, через который просвечивает естественный рисунок дерева.

В небогатом жилище деревянные полы настилаются только в приемной комнате; в других жилых помещениях, где обычно семья собирается около очага, пол, как правило, бывает глинобитным и только частично имеет дощатый настил.

В некоторых префектурах, таких как Млязака, Кумамото и др., сохранились дома типа синдэп, все помещения которых расположены в один ряд и выходят на общую террасу перед домом.

В некоторых городах (например, Пара или Хзйан) жилые дома располагались свободно по оси север - юг, среди больших дворов или садов. Но с ростом городов и развитием торговли уже в X-XII вв. дома горожан стали вытягиваться в глубину двора или сада до 40 м, ширина же фасада попрежнему оставалась около 8 м. Обычно в таких домах, обращенных фасадами на улицу, нижний этаж служит торговым помещением, в то время как расположенные над ним антресоли являются жилищем хозяина и его семьи.

Дома, находящиеся в стороне от торговых улиц, обычно расположены среди сада, иногда искусно спланированного даже на небольшой площади. Благодаря открытым террасам и раздвигающимся сёдзи внутреннее пространство долга как бы растворялось в природном окружении. Особый эффект также создавали просвечивающие через белую бумагу сёдзет силуэты сосковых ветвей или бамбука, растущих около дома.

Все основные архитектурные принципы национального жилища, сложившиеся в XVI в., сохраняются в Японии и в настоящее время.

Период Момояма

После потери власти могущественными сегунами Асикага на протяжении всего XVI в. между сильными феодальными домами Японии идет борьба за власть, складывается военная диктатура во главе с такими крупными военоначальниками, как Ода Нобунага (1534-1582) и Хидэёси (1536-1598).

Реформы по укреплению в стране феодальных отношений, которые проводились Хидэёси, а также его захватнические походы в Корею выдвинули его в середине XVI в. как полководца и правителя.

В первой половине XVI в. происходит и первое знакомство Японии с европейскими странами. В 1543 г. португальцы, а в 1584 г. и испанцы проникают в Японию и устанавливают с ней торговые отношения. В области художественной культуры и зодчества знакомство с европейцами оставило очень слабьте следы и в XVI в. почти не оказало какого-либо значительного влияния.

В годы могущества Хидэёси строительство в стране достигло широкого размаха. В городах и селениях военная знать и владетельные даймё воздвигали богатые жилища и замки-крепости в центрах провинций. Распространение огнестрельного оружия в XVI в. оказало значительное влияние на всю военную систему Японии, привело к созданию новой военной тактики и сооружению замков-крепостей со сложными оборонными укреплениями. Такие крепостные сооружений не существуют в других странах Дальнего Востока и являются своеобразными памятниками японского зодчества. По мнению многих исследователей японской архитектуры, в строительстве первых замков-крепостей принимали участие инженеры-португальцы. Для возведения крепости использовалась природная возвышенность. Вся площадь замка и различных сооружений обносилась каменными массивными стенами сложного контура и рвом, наполненным водой. Часто такие крепости воздвигали около озера или реки, водное пространство которых защищало подступы к замку. Сложная система крепостных стен и внутренних дворов сооружалась с таким расчетом, чтобы ворвавшиеся в крепость враги не могли бы разобраться в лабиринте отдельных проходов и дворов. В пределах наружных стен укрепления планировались, в виде или концентрических кругов, или четырехугольных спиралей с центральной площадью «хон-мару» (главный двор), где находился замок.

До появления в Японии огнестрельного оружия наружные стены замков были глинобитными, но в XVI в. они сменились более надежными каменными особой системы кладки, при которой меньшая сторона камня обращена к наружной стороне, а большая - внутрь стены. Глинобитные стены продолжали сооружать только как внутренние укрепления между отдельными дворами крепости.

Наружные каменные стены замков-крепостей обычно достигали около 7 м высоты, а в отдельных случаях 40 м и завершались полисадом; по углам располагались 2-3-этажные башни «суми-ягура».Рвы вокруг степ замка имели глубину 7-8 м и ширину 20 м и более.

Подъемные или переносные мосты через рвы подводили к воротам замка. Главный вход «отэ» через запутанный лабиринт ходов и укреплений вел в центральный двор замка. Боковыми входами служили вторые ворота «карамстэ». Каждый вход представлял собой замкнутое выступающими стенами пространство с двумя воротами, расположенными под прямым углом друг к другу.

Главным зданием, крепости была трехэтажная сторожевая башня «тэнсу-каку» («господин небес»), служившая для наблюдения за врагом. В некоторых замках высота башни достигала 7 этажей. В многочисленных помещениях сторожевых башен размещались командный и наблюдательные посты, а также склады для хранения боеприпасов и провианта.

Архитектура сторожевых башен «тэнсу-каку» отличается разнообразием форм. Выступающие черепичные крыши и фронтоны сложны по композиции. Чередование Крыш, треугольных фронтонов и прямоугольных объемов постепенно уменьшающихся кверху этажей создает своеобразный ритм архитектурных форм, отличающихся легкостью, несмотря на грандиозность всего сооружения в целом.

Рис. 4. Замок в Осака. Общий вид, план.

Декоративность сторожевых башен иногда подчеркивалась позолотой концов конька крыши, обычно типа «иримоя», и изогнутыми фигурами позолоченных «сати»- рыб-драконов, четко выделяющихся на фоне неба (рыба-дракон - защита здания от пожара). Помещения владельца крепости и его приближенных богато декорировались резьбой, росписью и бронзовыми украшениями. В некоторых замках существовали сады для отдыха и развлечений, а находящиеся в них пруды и водоемы служили как хранилища воды на случай осады.

Наиболее ранние замки-крепости, сооружавшиеся в различных областях страны, были обычно окружены городскими предместьями, где проживали торговцы и ремесленники, а также домами воинов-самураев. Эти замки располагались на равнинах или возвышались на холмах, что давало ряд стратегических преимуществ.

В числе крепостных сооружении феодальной Японии замок-резиденция Хидэёск, построенный и 1583 г. в Осаке (рис.4), отличался особым богатством архитектурных форм. С северной и восточной сторон стены его омываются водой озера. Существующая и сейчас семиэтажная, прямоугольная в плане сторожевая башня, возведенная на массивном каменном основании и имеющая один этаж под землей, является постройкой 1931 г., внешне повторяющая первоначальную башню.

Интересным по архитектурной композиции является также замок Белой цапли в городе Химэдзи (рис. 5). Построенный в XIV в. замок в 1600 г. был реконструирован согласно новым требованиям и получил в те годы свой современный вид.

Высокая сторожевая башня, окруженная внутренними дворами и укреплениями, величественно возвышается над городом. Она отличается сложностью своих форм и состоит из главной башни и трех башен меньшего размера, связанных между собой рядом мостов и переходов. Каменное основание всего сооружения отличается необычной высотой и по форме напоминает усеченную пирамиду со слегка вогнутыми гранями. Каменная кладка из различных по форме и цвету камней отличается своеобразной красотой. Мелкая галька, засыпанная между камнями, еще больше разнообразит неровную фактуру каменных стен основания башни, что характерно для башен всех замков.

Главная башня имеет пять этажей выше основания и семь в основании. Прямоугольные в плане башни, поднимаясь кверху, постепенно уменьшаются в объеме. Прямоугольные окна, различаясь своими размерами, расположены симметрично по всем сторонам башен. В отличие от замка-крепости в Осаке здесь обычные фронтоны треугольной формы удачно сочетаются с фронтонами «кара-хафу» с плавной закругленной линией изгиба.

Рис.5. Химэдзи. Замок Белой цапли, 1600г. Общий вид, план.

Весь комплекс крепостных сооружений Химэдзи отличается глубокой продуманностью и целесообразностью конструктивного и фортификационного решения. Вместе с тем, несмотря на специфику крепостного сооружения, постройки замка отличаются богатством архитектурных форм и оригинальностью отдельных строительных приемов. Блистающей белизне своих стен замок обязан названием, которое ему дали в народе Хакуро-жо (замок Белой цапли).

Величественная сторожевая башня, как бы поднимающаяся из монументального и предельно строгого по форме высокого основания, благодаря своей светлой окраске и игре объемов лишена суровости. Окружающие ее каменные стены с белыми башнями и помещениями «тамон» подчеркивают мощность сооружения.

Ряд внутренних дворов, разнообразных по своей конфигурации, окружен массивными каменными стенами. Большой западный двор является садом с дорожками для прогулок.

Замок-крепость в Химэдзи является одним из наиболее значительных и своеобразных памятников национальной архитектуры Японии.

Период Эдо

В начале XVII в. период междоусобных войн закончился победой феодалов Току-гава, которые, захватив власть в стране, создали могущественный военный сёгунат, правивший Японией с 1603 по 1868 г. Сегуны Токугава основали свою резиденцию в повой столице Эдо (современный Токио).

Прекращение междоусобных войн способствовало развитию в стране производительных сил. В этот период феодального абсолютизма в связи с ростом ремесла и торговли происходит развитие товарно-денежных отношений. В городах усиливается влияние торговцев, которые имели большие средства благодаря возросшим торговым связям с Китаем и европейскими странами.

Стремясь сохранить в стране феодальный строй и желая оградить страну от иностранных влияний, в 1639 г. правители Японии закрыли, за исключением Нагасаки, все порты для европейских кораблей. Эта изоляция страны от внешнего мира продолжалась более двух веков.

В XVII-XVIII вв. город Эдо становится экономическим и культурным центром страны. В планировке новой столицы уже отсутствует влияние китайского градостроительства.

Эдо быстро застраивался большими мастерскими ремесленников. Подчиненные сегунам Токугава и находившиеся в вассальной зависимости даймё также сооружали свои дворцы в Эдо, где они, подчиняясь приказу правителей, должны были жить не менее года, а возвращаясь в свои владения, обязаны были оставлять в столице своих жен.

В начале XVII в. продолжалось и строительство замков-крепостей, которое позднее было ограничено особым указом, запрещавшим возводить более одного замка в каждой из провинций.

В процветавшей новой столице сооружались также и здания общественного назначения - театры, гостиницы, рестораны и бани.

В XVII в. была введена система особых правил - «кивари», устанавливающая модуль (расстояние между центрами стоек), которому подчинялись все размеры здания и его деталей, Эта система устанавливала также принцип проектирования домов соответственно социальному положению его владельца. Так, например, в домах самураев вход имел особый вид. Самураи низшего ранга- пехотинцы, - состоявшие при малоимущем даймё, жили в домах с соломенными крышами, подобно крестьянским хижинам, а самураи, занимавшие более высокое положение, имели право строить большие дома с черепичными крышами.

Города в период правления Токугава располагались вдоль дорог и застраивались одноэтажными или двухэтажными деревянными домами, примыкающими друг к другу. Главное здание города «хонжин» служило гостиницей для проезжающих даймё и знати. Здания, примыкавшие к хонжи-ну, назывались ваки-хонжин и являлись пристанищем для простых людей, а иногда и торговым помещением. Все эти здания имели ворота и особые входы, которые вели в приемные комнаты, располагавшиеся со стороны главного фасада. В верхнем этаже домов находились спальни. До настоящего времени такие хонжин сохранились в префектуре Сига па Токай-до (дороге, являвшейся главной магистралью и соединявшей старую императорскую столицу Киото с Эдо).

В светской архитектуре XVII в. ярко проявились черты нового стиля, зародившегося в постройках времени Хидэсси. Новые художественные средства для убранства дворцовых интерьеров, разнообразие отделочных материалов, сочетание строгих конструктивных форм с насыщенностью декоративного оформления-все это с успехом применяется при возведении дворцов в Эдо и других крупных центрах.

В 20-х годах XVII в. в окрестностях Киото на р. Кацура был сооружен увеселительный императорский дворец. Этот интересный памятник японского зодчества как бы завершает собой все достижения национальной деревянной архитектуры.

Ансамбль дворца Кацура состоит из ряда зданий, объединенных между собой большим «пейзажным» садом с искусственным озером в центре. Сочетая в себе классические черты национальных стилей прошлого - аристократического жилища «синдэн» и богатого городского дома «сё-ин», - многочисленные постройки дворца - отличаются ясной тектоникой, простотой своих форм и тесным единением с природным окружением.

Наиболее значительные павильоны дворца - Старый сёин и Средний сёин - характерны строгой пропорциональностью своих масс. Сооруженные в традиционных формах оба эти здания высоко подняты на столбах и окружены террасами под сильно нависающими кровлями типа «иримоя». Единение интерьера и сада с низким кустарником и камнями на переднем плане достигается благодаря раздвижным сёдзи и террасе. В 1658 г. в ансамбль Кацура включено еще одно здание, сооруженное рядом со старыми и соединенное с ними большим концертным павильоном открытого типа.

Павильон Сёкинтэй состоит из традиционных помещений, часть которых выходит на террасу; перед последней расположен пруд с причудливо изрезанными берегами. Интерьеры отличаются предельной простотой. В то же время нельзя не отметить в конструкциях нарочитой асимметрии отдельных частей, лишенных подчас той функциональной логики, которая характерна для ранней деревянной архитектуры Японии. Большие плоскости стен, окрашенные в виде синих и белых прямоугольников различной формы, а также сёд-зи, оклеенные синей и белой бумагой, создают декоративный эффект, но лишают интерьер простоты, необходимой для созерцательных и глубоких размышлений участников чайной церемонии.

В XVII в, в архитектуре Японии наряду с традиционными формами деревянного жилого дома с четким конструктивным решением продолжается развитие и новых форм, которые начали складываться еще в последние годы XVI в. Отход от логической ясности архитектурных форм и преобладание декоративных элементов, характерное для этого направления, нашло свое яркое воплощение в известном архитектурном ансамбле позднефеодального периода, сооруженном в г. Никко в, первой половине XVII в.

В архитектуре этого времени не было создано чего-либо значительного, в зодчестве повторялись и варьировались главным образом архитектурные формы, сложившиеся в течение 16-17 вв.

Рост капиталистических отношений, вызванный развитием торговых связей с европейскими странами и Америкой в 19 в., а также подъем крестьянского движения в 1865-1867 гг. привели к перевороту в стране, известному в истории как буржуазная революция Мэйдзи. В 1867 г. Сегунат Токугава прекратил свое существование, и Япония вступила на путь капиталистического развития.

япония архитектура жилой сооружение

2. Обзор основных стилей японских жилых сооружений

Древнейшие японские жилища

Традиционная японская архитектура базируется не только на той, что была занесена китайскими эмигрантами или японскими путешественниками, но и на местной, которая оказала определенное трансформирующее влияние на континентальную. Древние постройки периодов Дземон и Яёи, безусловно, не сохранились до нашего времени. Однако имеется достаточно много более или менее остоверных данных и свидетельств в виде наскальной живописи, рисунков на бронзовых зеркалах и остатках керамической посуды, по которым можно восстановить общий вид этих примитивных жилищ. Отдаленные предки современных японцев искали защиту от непогоды и диких животных под навесами скал, пещерах и простых хижинах из земли и деревьев окрестных лесов. Самый ранний тип жилого дома, относительно которого историки и археологи располагают значительной информацией, представлял собой овальную или прямоугольную с закругленными краями яму пятьдесят или шестьдесят сантиметров глубиной и пять - шесть метров в диаметре, дно которой (пол) было выложено камнями. Двухслойная стена, плетенная из прутьев или деревянная, возвышалась над землей всего на тридцать-сорок сантиметров, пространство между слоями заполнялось землей. Замыкала конструкцию укрепленная на столбах крыша, покрытая соломой или другим мягким материалом

Появление еще одного типа построек, поднятых на опорах над землей, соотносимо с началом культивирования риса и изготовлением первых бронзовых изделий. Лестница, ведущая к входу, вероятней всего, вырезалась из цельного дерева, нежели собиралась из отдельных частей. Археологические раскопки доказали, что эти постройки изготавливались из досок, которые крепились на шипах, что доказывает наличие железных инструментов. Они использовались в качестве складов, защищающих продовольствие от вредителей, гниения и животных. Подобный тип хранилищ для овощей и зерна можно еще изредка встретить в деревнях Японии и Китая. По тому же принципу строилась и жилища вождей и ранние языческие cвятилища, доказывая единую важность сохранности пищи, как источника жизни, гражданской власти и божественного промысла.

Стиль «синдэн»

В течение X в. в Хэйане представители феодальной знати строили для себя жилища, характер которых значительно изменился по сравнению с сооружениями VII - VIII вв., существовавшими в Наре. Жилище знатного человека состояло из целого комплекса зланий, связанных между собой галереями. Главный павильон «синдэн» обычно размещался в центре, а другие здания группировались вокруг него (рис.6). Позднее порядок размещения зданий изменился.

Рис 6. Жилище синдэн-дзукурн

Основное прямоугольное здание синдэн, наиболее значительное по объему, выходило главным фасадом на южную сторону. Большой вынос крыши защищал от солнца и дождя обходную веранду с лестницей, которая вела в сад, расположенный перед синдэн, с небольшим прудом с островками, соединявшимися перекинутыми над водой изогнутыми мостиками. С западной и восточной стороны, ограждая сад, располагались различные беседки, соединенные легкими галереями, служившими для прогулок в ненастную погоду. К северу от главного павильона для женщин и детей иногда сооружали дополнительные дома, которые соединялись с главным зданием галереей.

Подобные постройки не сохранились, но представление о них дают описания и живопись на свитках. Вход в жилую усадьбу устраивался с восточной или западной стороны. Эти боковые входы вводили в галереи, идущие справа и слева от комплекса зданий в южную часть усадьбы к саду, где они обе или одна из них заканчивались беседкой над прудом.

Основу зданий составлял легкий деревянный каркас. Промежутки между столбами со стороны веранды заполняли решетчатыми деревянными панелями «ситомидо», которые могли подниматься вверх и закрепляться в подвешенном состоянии при помощи металлических крюков, свисавших с потолка комнаты. Иногда они поднимались в наружную сторону и удерживались металлическими стержнями, прикрепленными к карнизу.

Все здания были одноэтажными с драночными или дощатыми кровлями. Полы подымались над землей на столбах. Полы, веранды, наружные лестницы, каркас зданий - все выполнялось из дерева, которое в противоположность монументальным зданиям в этих постройках не окрашивалось.

Жилой комплекс такого рода носил название «синдэн дзукури» (стиль павильона синдэн). Этот тип жилища хэйанской аристократии, отличавшийся изысканной простотой отделки внутренних помещений, был характерным вплоть до XII в. Простота фасадов и интерьеров, свойственная этим постройкам, достигается намеренно и становится эстетическим принципом. Традиции, сложившиеся в архитектуре жилых зданий этого времени, продолжали развиваться в течение последующих веков.

Этот стиль получил названия от центральной постройки усадьбы - главного зала синдэн (буквально - спальный зал).

В соответствии с законом по застройке столицы Хэйан (совр. Киото) усадьба занимала площадь со стороной квадрата приблизительно 120 метров и была окружена рядом низких деревьев. Усадьбы большего размера соответственно строились на площади, в 2 либо в 4 раза больше минимальной. Типичная усадьба имела осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный зал с выходом на юг. Крыша зала покрывалась корой кипариса и свешивалась на южную сторону над ступенями, ведущими в зал из ландшафтного сада. Тщательно спланированный сад обычно включал пруд с островами, соединенными мостиками. С восточной, западной и северной сторон к главному залу примыкали павильоны и пристройки. Каждый павильон соединялся с главным залом или с другими пристройками закрытыми либо открытыми переходами. В саду, занимающем всю южную часть усадьбы, устраивались различные церемонии. На пруду на сваях сооружался открытый павильон для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием несколькими переходами.

Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех 4 сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях. Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее пространство не имело практически никакого деления. Пол покрывался досками, на него укладывались татами (толстые соломенные циновки) и подушки для сидения и сна, а приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука.

Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек - ГосЁ (императорский дворец в Киото), служивший домом для многих поколений императоров.

Стиль сёин

Появились сооружения в несколько этажей - Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото, возникло искусство сухих ландшафтных садов, в которых песок, камни и кустарник использовались в качестве символов воды и гор.

Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин - это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото. В дизайне позднего типа сёин, примером которого является гостиная зала Кодзёин в храме Ондзёдзи, можно увидеть раздвижные двери (майрадо), за каждой створкой которых вставлены сЁдзи (оклеенные бумагой раздвижные экраны), покрытые татами полы, а также разбивку комнат на отдельные части при помощи квадратных в сечении опор, стен и раздвижных ширм (фусума). Все перечисленные черты являлись нововведением и не использовались в стиле синдэн.

Зала Кодзёин содержит еще 4 характерных для сёин компонента. Это ниша (токонома) в задней стене комнаты, ступенчатая полка (тигайдана), обрамляющая нишу, встроенный кабинетный столик (сёин) и декоративные двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды. Во многих помещениях сёин эти 4 элемента интерьера находились в той части зала, где пол делался чуть приподнятым.

Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу - комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля - императорский дворец Кацура рикю в Киото.

Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры - дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции - веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи - земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Замок таким образом зачастую утрачивал свой военный характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

Традиционные жилые дома неправящих классов населения имеют общее название минка. Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока японская архитектура не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока, в деревнях рыбаков - гёка, а в городах - матия.

В конструкции в основном использовалось дерево - для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Минка - традиционный японский дом

Минка - традиционный японский дом. Минка значительно отличаются по своему стилю в зависимости от времени строительства и региона Японии, но общей чертой остается рамочная конструкция, состоящая из соединенных столбов и перекладин. Стены не имели несущего значения и образовывались заполнением промежутков между колоннами. Снаружи дома эти промежутки закрывались массивными деревянными дверьми и сдвижными внутренними дверьми сёдзи, а внутри дома - панельными либо решетчатыми дверьми, покрытыми плотной бумагой (фусума). Все эти закрывающие промежутки между колоннами каркаса двери имели общее название татэгу.

Внутреннее помещение делилось на пространство с земляным полом и пространство с деревянным полом, приподнятым на 50 см над уровнем земли. Люди сидели непосредственно на полу, обычно устланном циновками. Для приготовления еды в доме делался глиняный очаг. В части помещения с приподнятым полом находилась открытая печка без дымохода, которая топилась дровами и служила для обогрева.

Крыши минка часто имели значительный уклон и устилались соломой, дранкой либо черепицей. По форме крыши были трех типов. Двускатная крыша простой формы, четырехскатная, четырехскатная крыша с пристроенными навесами. Второй и третий тип крыш, обычно крытых соломой, характерен для сельских домов, тогда как большинство городских домов имело черепичную двускатную крышу.

Конек крыши, крытой соломой, украшался орнаментом. В домах с черепичной крышей, а также в регионах с обильными снегопадами в крыше делалось дымоходное отверстие. Над ним либо надстраивалась небольшая дополнительная крыша - над основным коньком крыши, либо делалось мансардное окно. Обычно минка сооружались с навесом вдоль одной или нескольких сторон дома, который образовывал нечто подобное веранде.

Минка, как постоянные жилища для различных слоев общества - фермеров, рыбаков, купцов, конструировались с учетом специфических стилей жизни, а также местных климатических условий. Например, в районе Тохоку холодные зимы и использование лошадей в хозяйстве привели к тому, что основной дом усадьбы совмещался с конюшней. В районе Тюбу, где сельскую экономику определяло шелководство, сложный интерьер дома позволял максимально эффективно использовать внутреннее пространство для выращивания шелковичных червей.

Хотя минка в большинстве районов Японии постепенно уступили место более современным типам жилья, однако некоторые интересные с исторической точки зрения дома были сохранены как памятники традиционной японской архитектуры.

Стандартная планировка сельского дома начала XIX в. включала 4 комнаты, которые располагались за пространством с земляным полом дома. Большая раздвижная дверь служила главным входом и вела в дом. Земляной пол занимал одну треть всей площади помещения, здесь делали всю хозяйственную работу и варили еду. Для этих целей в дальней части устанавливали глиняный очаг и деревянную мойку. Из четырех комнат две использовались семьей для повседневных нужд. В задней комнате в полу устанавливалась печка из обожженной глины площадью 1 кв. м, в которой горели дрова для обогрева и освещения. Вокруг нее собиралась вся семья, особенно во время еды, причем каждый член семьи имел свое установленное место. В передней комнате сооружалась декоративная ниша токонома, где вывешивалась картина либо ставили цветы. Эта комната служила для приема гостей по особым случаям. Снаружи она выходила на узкую длинную веранду.

Из-за дефицита места в городах городские дома занимали прямоугольную площадь земли вытянутой формы. За основным зданием располагалось хранилище. Для того чтобы туда попасть прямо с улицы, входную дверь в дом делали со стороны заднего двора. Вдоль него располагались три комнаты. В ближайшей к улице комнате держали товар и вели деловые переговоры. Средняя комната выполняла роль конторки и служила для приема клиентов. Дальняя комната выходила в закрытый садик. В ней была декоративная ниша - токонома, но фактически эта комната использовалась для повседневных нужд семьи. Довольно часто в доме был второй этаж. Со стороны улицы помещение на втором этаже имело низкий потолок и использовалось под кладовку, а остальное пространство занимала еще одна комната.

Таким образом, традиционный жилой дом был деревянным и имел открытую наружу конструкцию для максимальной вентиляции, а внутреннее помещение с помощью ширм и сёдзи (оклеенных бумагой раздвижных панелей) планировалось в зависимости от сезонных изменений и нужд семьи.

Постройкой дома занимались профессиональные плотники - дайку. Дайку одновременно являлись и архитекторами, так как они были способны разрабатывать и возводить всю конструкцию здания, учитывая пожелания заказчика. То, что строительством домов занимались профессиональные группы, привело к разработке определенных стандартов на материалы и конструкционные решения, к тому же существовали определенные запреты и ограничения как на конструкцию, так и на материалы домов для разных слоев населения. Дайку заранее производили все несущие столбы и балки конструкции в своих мастерских и за один день возводили каркас дома и крышу с помощью семьи (заказчика) либо приглашая наемных работников. Дайку держали в тайне секреты своего мастерства, например особые методы соединения балок, которые передавались только внутри своей семьи. Отсюда возникали региональные вариации в строительстве, так как дайку работали обычно в одной местности и перебирались в другой район только по приказу высшей администрации.

При возведении дома сначала устанавливались опоры и балки конструкции, позволяющие поддерживать крышу. Пространство дома организовывалось крышей и модульным расположением опор; дизайн сводился к заполнению промежутков между опорами и балками. С одной стороны, плоскости стен делили внутреннее пространство на отдельные комнаты, а с другой - сами стены, в зависимости от их материала и роли барьера, изменяли взаимоотношение между отдельными опорами конструкции дома. В этом суть традиционного японского дизайна: если структура заранее задана, дизайн состоит в выравнивании и перестановке уже существующих отношений. Отсюда следовала совершенно противоположная западным архитектурным принципам роль стены. В западном строительстве стена играла роль защиты, служа барьером между двумя противостоящими пространствами - зимнего холода снаружи и тепла дома внутри. В Японии стена не служила защитным барьером.

Конкретное разграничение интерьера дома получалось в результате того, что большое открытое пространство последовательно разбивалось на мелкие объемы, более соответствующие человеческому масштабу. В прошлом японский дом имел еще более открытое помещение, тогда не пользовались ширмами и делали только несколько фиксированных стен. Помещение было слишком велико для человека, поэтому ввели отдельно стоящие ширмы (часто просто куски ткани, натянутые на деревянные рамы). Позже стали использовать складные бумажные ширмы. Вместе с мебелью (столы, стулья и лампы) они определяли нужные функциональные места в доме - для сна, еды либо для переодевания. Отдельные комнаты возникли позже с применением сёдзи и фусума, которые также могли быть убраны для получения одного большого помещения. Неверно было бы считать комнаты дома многофункциональными, хотя они и не так специализированны, как комнаты в западном доме. В традиционном японском доме определенные комнаты выделялись для членов семьи, где они спали, ели и т.д.

Единицей измерения в японской архитектуре является кэн, или расстояние между опорами. Оно варьировалось в зависимости от района и обычно находилось в пределах 1,8-2 метра. В конце концов приняли стандартную величину в 1,8 метра для удобства использования татами стандартного размера (0,9 на 1,8 метра). Существенным аспектом кэн являлось то, что это был пропорциональный масштаб для всех прочих измерений в доме (колонны, балки, потолки, сёдзи и пр.), что в результате придавало гармоничный баланс всей постройке.

Стандартная величина кэн привела также к стандартизации строительных материалов. Это позволяло плотникам заниматься конструированием пространства здания как такового, не вдаваясь в деталировку. Величина кэн также была подчинена среднему росту человека. Традиционный дом планировался из расчета роста японца - 1,7 метра, хотя с точки зрения эстетики дизайн интерьера рассчитывался не для стоящего человека, а для сидящего на полу. Сад и предметы искусства, выставленные в комнатах, рассматривались сидя, этому соответствовало и расположение дверей, окон и ниш.

Европейский стиль

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило Токио и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Современный японский дом

Жилье в Японии сильно изменилось за последние сто лет. Традиционные дома (Минка <#"justify">Судя по всему, это может изменить привычный облик японского города. До сих пор типичной для многих городов страны была полутораэтажная застройка. Теперь города начинают подрастать вверх. При этом речь идет не об одиночных небоскребах, меняющих привычный городской силуэт, а о переходе к наиболее выгодному экономически варианту трехэтажного дома. Такие проекты особенно охотно навязывают заказчикам зарубежные строители. Правда, японским законодателям придется еще немало поломать голову над ограничениями, касающимися солнечного освещения. До сих пор многие строительные проекты блокировались, если запланированное здание могло отбрасывать тень на соседние и лишать их тем самым солнечного света. Японские суды охотно защищают это жизненное право японского обывателя. С повышением городской этажности подобное «вторжение в частные интересы» станет повсеместным. И как выходить из этого тупика, пока никто не знает.

Заключение

Архитектура Японии является ценным и значительным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Своеобразие японской архитектуры особенно ярко проявилось в деревянном зодчестве, в котором утилитарная целесообразность и эстетические принципы всегда неразрывно связаны в единое целое.

Уже в ранних деревянных сооружениях храмово-дворцовой архитектуры феодального периода па нервы» план выступают ясность и законченность конструктивного решения. Складывается эстетический принцип японского искусства «ваби-саби» (красота простоты), который получил свое наивысшее достижение в архитектуре японского жилища с предельной простотой его облика и интерьера.

Установление модульной системы на раннем этапе развития японского зодчества привело к стандартизации элементов, что сближает японское зодчество прошлого с современным.

Отличительной чертой японского зодчества были неразрывная связь архитектурных форм с природной средой, гармоничное единение постройки с ландшафтом. Создание искусственного природного окружения в виде парка или песчаного, сухого сада для наибольшей выразительности архитектурного образа также является результатом замечательных усилий специалистов садового искусства Японии, их исключительной творческой фантазии и специфического понимания организации природного пространства.

На протяжении веков японская архитектура неоднократно испытывала на себе значительное влияние китайского и корейского, а в позднефеодальный период и европейского зодчества, но, используя достижения других народов, как в строительной технике, так и в декоративном искусстве она все же сохраняла свою самобытность, творчески перерабатывая все привнесенное с материка и создавая на основе воспринятого извне свои собственные композиционные приемы.

Благодаря изолированному, островному положению страны и отсутствию иностранных нашествий в Японии сохранились ранние уникальные памятники дальне-восточного деревянного зодчества, по которым можно составить ясное представление и о ранних архитектурных формах Китая и Корен, не дошедших до нашего времени. Многие современные архитекторы Западной Европы и Америки широко используют отдельные достижения японского национального зодчества. Целесообразность в планировке жилища, простота и простор классического японского интерьера, скользящие перегородки (фусума), внутренние шкафы в стенах - все эти особенности японского зодчества используются в современном строительстве.

Несомненно, что на архитектуру японского дом, на основные типы жилых построек и архитектурные стили повлияли мнгочисленные факторы, так или иначе, сформировавшие японский национальный характер и японскую культуру.

При этом опора на национальные традиции в архитектуре Японии превносит в современный вид городов самобытные и неповторимые черты, делает их узнаваемыми в череде городов мира.

Японская архитектура и дизайн современного жидища порожают своей функциональностью и гармонией. Многие приемы японского архитектурного искусства и дизайна являются предметом подрожания и копирования другими национальными архитектурными школами.

Литература

1. Иэнага Сабуро «История японской культуры» М. Наука, 1988 г.

. Кирквуд К. «Япония» М. Прогресс, 1988 г.

. Кин Д. «Японская культураXVII - XIX столетий» М. Прогресс, 1978

. Конюхов С. «Архитектура Японии». М. Владос, 2002

. Корж М. «Японский архитектурный дизайн» М. МиМ. 2004.

. Плотникова И.«Шедевры мировой архитектуры» К. Полюс. 2002.

. Пронников В.А. Ладанов И.Д. «Японская строительная индустрия» М. МиМ, 2004.

. Баранов Н.В., Бунин А.В. «Всемирная история архитектуры» том 9. Лен.-М., 1971

Похожие работы

 
  • Сквозь века, традиции и стили
    Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В дальнейшем упадок политического...
    Ширма — вещь, имеющая точное функциональное назначение в интерьере японского жилища , предмет быта. Одновременно это — картина, произведение искусства...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • СВОЕОБРАЗИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Другим видом искусства была архитектура . Ярусный стиль стал основой замкового строительства, широко развившегося в...
    Что касается традиционного японского жилища , то оно, как говорят сами японцы, создается из бамбука и бумаги, в традиционных домах...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Японская цивилизация
    Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В дальнейшем упадок политического...
    Ширма — вещь, имеющая точное функциональное назначение в интерьере японского жилища , предмет быта. Одновременно это — картина, произведение искусства...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Минимализм в дизайне интерьера
    ...простоте и сдержанности национального жилища . Японский дом — это сплошной функционализм: ничего лишнего, отвлекающего, поэтому в...
    ...А.В. Ефимов – М « Архитектура -С», 2004 г. 9. Алексеева И.Ф. – Стили интерьера. - Никола 21 век, 2003 г. - 94 с.
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Искусство Японии
    Наиболее длительным и самым плодотворным для Японского искусства был период. Средневековья (IV-XIX в.в.). АРХИТЕКТУРА .
    ...определяющее эмоциональный тонус жилища , предмет эстетического созерцания. Именно на парных ширмах написаны “Красные и белые...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Исследование истории развития восточного интерьера в западном мире
    Например, согласно китайскому «кодексу жилища », находящийся снаружи человек не должен видеть внутренних, частных покоев дома и таких интимных...
    Обычно, довольно простой конструкции, они строились до конца 19 века, пока японская архитектура не...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!