Управление финансированием текущей деятельности организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,37 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление финансированием текущей деятельности организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела.

Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород.

Факультет: менеджмента

Кафедра: менеджмента






Дисциплина: Финансовый менеджмент

Курсовая работа.

Тема: Управление финансированием текущей деятельности организации

Выполнил:

Студент: Моисеев А.С.

Группа М-52-06, очная форма обучения

Научный руководитель:

Фетисов Владимир Дмитриевич,

доктор экономических наук.


Нижний Новгород

2010

Содержание

Введение

1.Способы финансирования деятельности организации

1.1Самофинансирование

.2Финансирование через механизмы рынка капитала

.3Банковское кредитование

.4Бюджетное финансирование

.5Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов

.6Лизинг как источник финансирования

Модели финансирования текущей деятельности предприятия

Управление финансированием текущей деятельности ОАОО «Российские железные дороги»

.1Общая информация об организации

.2Самофинансирование ОФО «РЖД»

.3Бюджетные средства, поступившие в 2009 г

.4Оборотные активы

.5Дебиторская задолженность ОАО «РЖД»

.6Долговая политика

.7Лизинг

.8Совершенствование системы управления финансами

Заключение

Список литературы

Введение

Главная цель управления финансированием деятельности предприятия - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами.

Тот факт, что большинство российских предприятий находится в кризисном или предкризисном состоянии, свидетельствует о низкой эффективности служб, занимающихся анализом и управлением деятельности предприятия. Поэтому создание эффективной финансово-аналитической службы могло бы послужить серьезным шагом к экономическому процветанию предприятия, так как проведение диагностики позволяет достаточно точно определить «узкие» места и возможности улучшения финансового состояния предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Российские железные дороги», специализирующееся на железнодорожных перевозках. Предмет исследования - управление финансированием текущей деятельности предприятия.

Целью курсовой работы является изучение финансирования конмпании и определение направлений финансово-хозяйственной деятельности, связанных с увеличением прибыли. Исходя из цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:

изучить состояние финансовых ресурсов предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости и платежеспособности;

рассмотреть общую характеристику деятельности ОАО «РЖД»;

дать оценку финансового состояния ООО «Тиара» на основе тестирования производственной деятельности по финансовым индикаторам;

определить стратегию предпринимательства по управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

1.Способы финансирования деятельности организации

Управление собственным капиталом

Уставный капитал основной и, как правило, единственный источник финансирования на момент создания организации акционерного типа, характеризует долю собственника в активах. В балансе отражается суммой, определенной учредительными документами. Увеличение (уменьшение) уставного капитала допускается по решению собственников по итогам собрания за год с обязательным изменением учредительных документов. Законодательством предусматривается необходимость вынужденного изменения величины уставного капитала (в сторону понижения), если его величина превосходит стоимость чистых активов.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Для некоторых организационно-правовых форм существуют ограничения уставного капитала снизу.

В качестве вклада в уставный фонд могут быть внесены не только деньги, но и любые материальные ценности: здания, сооружения, оборудования, сырье, ценные бумаги, а также нематериальные активы.

Добавочный капитал включает сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, а также сумму, полученную сверх номинальной стоимости размещенных акций.Направления использования этого источника регламентируются бухгалтерскими регуляторами и включают погашение снижения стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки, увеличение уставного капитала, распределение между участниками организации.

Резервный капитал (РК). Резервный капитал может создаваться в организации либо в обязательном порядке, либо если это предусмотрено в учредительных документах. Законодательством РФ предусмотрено создание резервных фондов в ОАО и организациях с участием иностранных инвестиций. Формирование резервного капитала осуществляется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им установленного размера. Средства резервного капитала предназначены для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций, при отсутствии других средств (по Закону об АО).

Нераспределенная прибыль. Полученная организацией по итогам работы прибыль распределяется компетентным органом (общее собрание акционеров АО или собрания участников - общество с ограниченной ответственностью) на выплату дивидендов, покрытие убытков прошлых лет и др. Оставшийся нераспределенным остаток представляет собой реинвестирование прибыли в активы организации; отражается как источник собственных средств и остается неизменным до следующего собрания акционеров.

Для осуществления стратегически важных проектов источником финансирования может выступать единовременное увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

Управление заемным капиталом

Использование заемного капитала зачастую выгодно экономически, так как плата за него ниже, чем за акционерный капитал, т.е. проценты за кредит меньше рентабельности собственного капитала. Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам увеличить размер контролируемых финансовых ресурсов, повысив инвестиционные возможности организации. Основные виды заемного капитала: облигационные займы и банковские кредиты.

Облигационный заем. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Она предоставляет ее держателю право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Облигации могут выпускаться в обращение:

·государством и его субъектами - государственные или муниципальные ценные бумаги;

·организациями - долговые частные ценные бумаги.

Классификация облигаций:

·по сроку действия: краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (3-7 лет); долгосрочные (7-30 лет), бессрочные;

·по способам выплаты купонного дохода;

·по способу обеспечения займа;

·по характеру обращения (обычные и конвертируемые).

Купонная ставка зависит от средней процентной ставки на рынке капиталов.

Облигация должна иметь номинальную стоимость, причем суммарная номинальная стоимость выпущенных облигаций должна быть меньше уставного капитала, либо не превышать величину обеспечения, предоставленного организацией третьему лицу.

Выпуск допускается после оплаты уставного капитала. Акционерное общество вправе выпускать облигации:

·обеспеченные залогом имущества;

·под обеспечение, предоставляемое третьими лицами;

Банковский кредит. Банковский кредит предоставляют коммерческие банки и другие кредитные организации, получившие в Банке России лицензию на осуществление банковских операций.

Как правило, банки выдают краткосрочные кредиты (погашаемые в течение 12 месяцев со дня получения кредита); они используются для финансирования текущих операций и поддержания ликвидности и платежеспособности банка.

Долгосрочные кредиты используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и другим капитальным вложениям и должны окупаться за счет будущей прибыли. Поэтому получение долгосрочного кредита сопровождается экономическими расчетами, подтверждающими способность организации расплатиться за кредит и погасить его в срок. Кроме того, кредитный договор может предусматривать целевое использование кредита.

В основе экономики рыночного типа на уровне организации лежит пятиэлементная система финансирования: самофинансирование; прямое финансирование через механизмы рынка капитала; банковское кредитование; бюджетное финансирование; взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Рассмотрим их подробнее.

1.1Самофинансирование

Самофинансирование - финансирование деятельности за счет генерируемой прибыли. Суть данного способа заключается в том, что собственники организации всегда имеют выбор между:

·полным изъятием прибыли, полученной в отчетном году, с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;

·реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность той же самой организации, так как такое приложение полученного дохода наиболее для них предпочтительно;

·комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части: реинвестированная прибыль и дивиденды.

Последний вариант наиболее распространенный, так как позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблением, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности.

Самофинансирование - наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако оно трудно прогнозируемо в долгосрочном плане и ограничено в объемах. Поэтому любое стратегическое развитие бизнеса предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.

Никакая организация не ограничивается самофинансированием, так как жить в долг выгодно только в том случае, когда этот долг обоснован. Поэтому организация прибегает к привлечению дополнительных средств из других источников, наиболее значимый из которых рынки капитала.

1.2Финансирование через механизмы рынка капитала

Существует два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. Остановимся на долговом финансировании.

При долговом финансировании организация выходит на рынок со своими акциями, т.е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае продает на рынке срочные ценные бумаги - облигации, которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставляемого капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа.

Теоретически, рынок капитала как источник финансирования неограничен. Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в достаточно больших объемах. Но функционирование рынков, требования, предъявляемые к его участникам, регулируются государственными органами и рынком - зависимость структуры капитала и финансового риска. Так роль государства проявляется в антимонопольном законодательстве, препятствующем концентрации промышленного и финансового капитала.

.3Банковское кредитование

По сравнению с недостатками первых двух способов (ограниченность привлекаемых ресурсов, сложность реализации и недоступность для большинства организаций среднего и малого бизнеса) банковское кредитование более привлекательно: получение кредита «в принципе» не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью получения прибыли, котировкой акций на рынке, объемы привлекаемого капитала, теоретически, могут быть сколь угодно велики, оформление и получение может быть осуществлено в кратчайшие сроки и т.д. Главная проблема - убедить банкира выдать кредит на приемлемых условиях.

.4Бюджетное финансирование

Бюджетное финансирование - наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность данной формы финансирования - источник практически бесплатен, нередко полученные суммы не возвращаются, их расходование слабо контролируется.

.5Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов

Возникает тогда, когда организации поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа. Величина средств, омертвленныхв расчетах, зависит от многих факторов, в том числе от разветвленности и гибкости банковской системы. Принципиальное отличие: взаимное финансирование является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие способы финансирования имеют стратегическую значимость.

В плановой экономике доминируют два последних способа, в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы (источники) наращивания экономического потенциала хозяйствующих субъектов.

.6Лизинг как источник финансирования

Лизинг - специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды.

По экономическому содержанию договор лизинга близок к операциям по кредитованию. Лизингодатель (арендодатель) стремится получить процент на осуществленную им инвестицию - приобретение имущества и передача его лизингополучателю (арендатору), для которого это форма финансирования приобретения активов. В результате сделки финансового лизинга в активе баланса арендатора появляется крупный объект, в пассиве - задолженность перед лизингодателем в сумме предстоящих платежей.

Особенности лизинга:

·риск утраты и порчи имущества при лизинге несет лизингополучатель (арендатор), при обычной аренде - собственник имущества;

·договор лизинга обязывает лизингодателя осуществлять техническую поддержку объекта у клиента, проводить замену морально устаревшего оборудования;

·лизингополучателю передается имущество, выбранное и приобретенное по его желанию.

Лизинговая сделка состоит из нескольких последовательных операций:

·нуждающийся в некотором имуществе лизингополучатель определяет продавца, у которого он хочет приобрести имущество;

·заключается договор с лизинговой компанией;

·приобретение имущества в собственность по договору лизинга;

·сдача имущества в аренду лизингополучателю;

·привлечение заемных средств для финансирования сделки при недостатке собственных;

·страхование объекта лизинговой сделки от риска утраты (гибели), недостачи или повреждения лизингодателем или лизингополучателем.

Возможны модификации типовой лизинговой сделки (объединение лизинговой компании и производителя имущества в одном лице либо производитель имеет подконтрольную ему лизинговую компанию).

Отличие финансового лизинга от операционного. Финансовый лизинг - вид арендных отношений, заканчивающихся переходом права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю,- основной, но недостаточный критерий. Экономическая суть финансового лизинга - лизингополучатель возмещает лизингодателю все инвестиционные расходы, комиссионное вознаграждение в течение определенного срока, сопоставимого со сроком полезного использования объекта. Операционный лизинг - практически любой вид лизинговой сделки, не попадающий под определение финансового лизинга. Основные признаки операционного лизинга: короткие сроки договора, возврат имущества лизингодателю по окончании сделки.

Модели финансирования текущей деятельности предприятия

Выбор модели управления оборотным капиталом является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющим характер взаимодействия предприятия с кредиторами и дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок. Политика заимствований должна быть стабильной, т.к. большинство факторов неизменны в краткосрочном периоде или меняются незначительно. Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала зависит от ряда причин.

В теории финансового менеджмента известны четыре модели финансирования текущих активов, которые различаются между собой с точки зрения роли кредита и других краткосрочных обязательств в текущем финансировании фирмы (табл. 1).

Таблица 2.1. Модели управления оборотным капиталом

Наименование модели управления оборотным капиталомРоль краткосрочного кредита и кредиторской задолженностиРиск с позиций ликвидностиИдеальнаяЗа счет краткосрочных обязательств финансируются полностью все текущие активы, т.е. и их переменная частьНаибольший риск, особенно если есть вероятность, что нужно одновременно погасить все обязательства перед кредиторамиАгрессивнаяЗа счет краткосрочных обязательств покрывается полностью варьирующая часть оборотных активовВесьма рискованна, т.к. в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможноКомпромисснаяВарьирующая часть оборотных активов покрывается на 50% за счет краткосрочных обязательствНаименьший риск, однако, возможно наличие излишних текущих активов и за счет этого снижение прибылиКонсервативнаяВарьирующая часть покрывается частично за счет долгосрочных пассивовОтсутствует риск потери ликвидности, т.к. нет краткосрочной кредиторской задолженности

Важная роль в управлении оборотным капиталом предприятия принадлежит краткосрочным заимствованиям, использование которых определяется выбранной моделью управления оборотным капиталом.

Идеальная модель - слишком теоретическая. Действительно, трудно представить ситуацию, когда все оборотные средства сформированы за счет краткосрочных долгов, в реальной жизни она практически не встречается. В последних трех моделях (агрессивной, консервативной и компромиссной) главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия необходимо, чтобы внеоборотные активы в совокупности с системной частью оборотных активов покрывались долгосрочными пассивами.

Заметим, что роль краткосрочных обязательств и их доля в составе источников финансирования текущей деятельности фирмы возрастает в направлении «консервативная - компромиссная - агрессивная - идеальная модель». Риск нарушения ликвидности фирмы при этом изменяется в том же направлении.

Выбор модели управления оборотным капиталом является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющим характер взаимодействия предприятия с кредиторами и дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок. Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала зависит от ряда объективных причин:

·масштабы деятельности: кредиторы по-разному относятся к крупным и мелким заемщикам, мелкий бизнес менее устойчив, крупные предприятия более инертны, но у них более весомый собственный капитал;

·этап жизненного цикла фирмы: как правило, на этапе становления трудно найти кредиторов, при налаженном стабильном бизнесе - проще;

·отраслевые особенности структуры издержек, определяющие силу операционного рычага и риск заемщика;

·отраслевые особенности кругооборота капитала, скорость его оборота, равномерность поступления выручки, длительность производственно-финансового цикла: наиболее привлекательны для кредиторов предприятия с быстрым оборотом капитала и равномерным поступлением выручки (например, торговое предприятие может позволить себе большие суммы краткосрочной задолженности, не нарушая своей ликвидности);

·сезонность, дискреционность расходов (одномоментные или постоянно осуществляемые).

Политика заимствований должна быть относительно стабильной, т.к. большинство из вышеперечисленных факторов практически неизменны в краткосрочном периоде или могут меняться незначительно. Изменение масштаба деятельности, переход предприятия на очередную стадию жизненного цикла потребуют изменения политики в области привлечения кредитных источников.

Определение степени участия заемного капитала в финансировании текущей деятельности фирмы должно производиться на основе прогнозирования рисков заемщика, учета интересов собственников, акционеров. Фирма должна определить, насколько широко она будет привлекать заемные источники финансирования, не выходя за границы допустимого риска.

Выбор модели управления оборотным капиталом, т.е. степени участия кредитных источников в финансировании текущей деятельности фирмы, зависит от объективных факторов - величины финансового <#"justify">·структуры издержек производства (в торговле - издержек обращения);

·состава источников финансирования (соотношения собственных и заемных средств);

·рентабельности производства, которая ограничивает возможности выплаты процентов;

·уровня налогообложения (через налоги изымается часть денежных поступлений, ограничивается платежеспособность заемщика);

·цены заемных средств, которая определяет доступность кредита.

При использовании заемных средств на условиях выплаты постоянного дохода кредиторам (банковские кредиты, займы, облигации и др.) возрастают риски акционеров, т.к. в таком случае могут сократиться выплаты дивидендов. Кроме того, предприятие, связанное множеством долговых обязательств, лишается свободы маневра.

Снижению риска заемщика способствует прежде всего политика заимствований, основанная на хеджированном подходе <#"justify">3. Управление финансированием текущей деятельности ОАОО «Российские железные дороги»

3.1Общая информация об организации

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

ОАО "РЖД" было учреждено постановлением <#"justify">Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Виды деятельности:

·грузовые перевозки;

·пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

·пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

·предоставление услуг локомотивной тяги;

·ремонт подвижного состава;

·строительство объектов инфраструктуры;

·научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

·предоставление услуг социальной сферы

·прочие виды деятельности.

Органы управления ОАО "РЖД"

1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.

. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ..

. Президент общества. Назначается Правительством РФ.

. Правление общества.

.2Самофинансирование ОФО «РЖД»

По итогам 2009 года, Компания вышла на положительные итоги работы - сумма чистой прибыли составила более 14,4 млрд. руб., с увеличением к предыдущему году на 7,5%. Наряду с достижением основных ключевых показателей работы Компании удалось обеспечить максимально эффективное финансовое управление Холдингом, осуществив мобилизацию денежных средств на наиболее приоритетных направлениях хозяйствования Компании.

Основные мероприятия сконцентрированы на мобилизации внутренних резервов, проведении активной маркетинговой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов, реализации проектов международной деятельности, являющихся дополнительным источником доходов для Российских железных дорог.

Таблица 3.2. Доходы и расходы с 2006 - 2009 гг.

Наименование показателя2009200820072006Доходы и расходы по обычным видам деятельностиВыручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)1 050 157 9251 101 710 458975 590 231848 947 834- грузовые перевозки783 035 973847 037 159754 947 008658 015 891- пассажирские перевозки в дальнем следовании132 646 056130 730 157109 356 50791 922 750 - пассажирские перевозки в пригородном сообщении18 361 31319 676 01920 076 99722 001 634 - прочие виды деятельности59 208 65061 025 32591 209 71976 937 559Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг999 853 8821 035 247 879895 361 302774 920 337- грузовые перевозки691 136 467722 685 769639 413 303552 736 753- пассажирские перевозки в дальнем следовании160 137 194162 413 036132 150 410113 209 191- пассажирские перевозки в пригородном сообщении43 150 61354 501 88647 802 46943 934 426- прочие виды деятельности46 537 35151 518 46375 995 12065 039 967Валовая прибыль50 304 04366 462 57980 228 92974 027 497Коммерческие расходы82 64971 0633 643 5543 229 707Управленческие расходы----Прибыль (убыток) от продаж50 221 39466 391 51676 585 37570 797 790- прибыль от перевозки грузов91 899 506124 351 390115 533 705105 279 138- прибыль от перевозки пассажиров в дальнем следовании27 491 13831 682 87922 793 90321 216 441- прибыль от перевозки пассажиров в пригородном сообщении24 789 30034 825 86727 725 47221 932 792- прибыль от прочих видов деятельности12 588 6509 435 79911 571 0458 667 885Прочие доходы и расходыПроценты к получению4 038 2341 128 1491 579 1281 173 854Проценты к уплате18 432 49310 739 2713 816 9594 211 768Доходы от участия в других организациях1 573 1971 164 346372 693159 354Прочие доходы177 111 731214 290 558147 840 86476 027 496Прочие расходы154 196 836217 460 43893 604 29684 784 226Прибыль (убыток) до налогообложения60 315 22754 774 860128 956 80559 162 500Отложенные налоговые активы3 706 9315 344 5122 855 5403 184 415Отложенные налоговые обязательства14 111 89815 146 25512 783 52411 286 612Текущий налог на прибыль34 822 51630 433 54034 962 13930 714 082Налог на единый вмененный доход60- 16292 200138 906Налог на прибыль за предыдущие периоды593 2981 807 211934 7222 527 928Отложенные налоговые активы, списанные в отчетном периоде на счет прибылей и убытков228 269359 4061 165 66580 304Отложенные налоговые обязательства, списанные в отчетном периоде на счет прибылей и убытков262 154354 292568 745342 933Расходы по уплате штрафных санкций в бюджет91 636- 680 327139 762-8 524 735Расходы по уплате штрафных санкций по социальному страхованию и обеспечению- 10 7587 402-2 192 24456 756Чистая прибыль (убыток) отчетного периода14 447 39313 400 33984 495 32226 409 995Постоянные налоговые обязательства (активы)33 502 10027 406 01114 152 31224 458 938Базовая прибыль (убыток) на акцию9,148,6955.0017.19Разводненная прибыль (убыток) на акцию----

Таблица 3.2. Рентабельность за 2008 - 2009 гг.

Рентабельность20082009+/-%перевозок7%5%-2 п.п.71,9грузовых перевозок17%13%-4 п.п.77,3грузовых перевозок с учетом компенсации17%19%2 п.п.111,5пассажирских перевозок-31%-26%5 п.п.83,9пассажирских перевозок в дальнем следовании-20%-17%2 п.п.88,0пассажирских перевозок в дальнем следовании с учетом компенсации-8%5%13 п.п.-70,4пассажирских перевозок в пригородном сообщении-64%-57%6 п.п.89,9пассажирских перевозок в пригородном сообщении с учетом компенсаций-60%-53%7 п.п.87,7прочих видов деятельности5%8%3 п.п.172,1

Доходы от осуществления перевозок, предоставления услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

Доходы от всех перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД», по итогам 2009 года, составили 956,8 млрд. руб. 2009 год был крайне сложным как для экономики страны в целом, так и для Российских железных дорог.

Промышленное производство сократилось в 2009 году почти на 11%. Более глубокий спад погрузки по сравнению с сокращением промышленного производства объясняется тем, что кризис в первую очередь «ударил» по отраслям, формирующим основную часть грузовой базы железнодорожного транспорта, в частности по строительному комплексу, где снижение объемов выпуска отдельных видов продукции составило 20 - 40%. Сокращение внутреннего спроса в 2009 году на фоне падения цен на мировых товарных рынках, девальвации национальной валюты и дефицита кредитных ресурсов привело к изменению структуры грузовых железнодорожных перевозок. Объемы перевозок во внутрироссийском сообщении были снижены значительно в большей степени, чем в международном (снижение на 21,1% против 8,9% соответственно). Общие потери доходов от спада погрузки к уровню 2008 года составили в 2009 году 127,1 млрд. руб.

Доходы снизились к уровню прошлого года на 57,7 млрд. руб. Вместе с тем разработанный план антикризисных мероприятий позволил не только сформировать сбалансированный финансовый план, но и обеспечить получение

сверхплановых доходов по итогам года в сумме 8,5 млрд. руб. (+0,9%).

Грузовые перевозки

Доходы от грузовых перевозок, которые в составе доходов от всех перевозочных видов деятельности являются основной частью (81,8%), оказались ниже уровня предыдущего года на 64 млрд. руб. и составили в 2009 году 783,0 млрд. руб.

Основной причиной снижения доходов к уровню предыдущего года является значительный спад погрузки грузов в 2009 году, который составил 15%, что обусловлено, главным образом, снижением потенциального объема грузовой базы железнодорожного транспорта. В 2009 году объем погрузки сократился на 195,6 млн. т, из них 181 млн. т (свыше 90%) - потери в результате сокращения объемов промышленного производства продукции, в том числе по:

строительным грузам - 77 млн. т;

каменному углю - 27,6 млн. т;

промышленному сырью и формовочным материалам - 17 млн. т;

железной и марганцевой руде - 8,3 млн. т;

лесным грузам - 8,2 млн. т;

черным металлам - 7,8 млн. т;

цементу - 6,2 млн. т.

Вместе с тем рост средней доходной ставки (руб./10 т-км) к уровню прошлого года составил лишь 5%, при индексации грузовых тарифов в 2009 году на 12,4%. Потери доходов по этой причине составили в 2009 году 52 млрд. руб.

Разрыв между уровнем запланированной индексации тарифов и фактическим ростом средней доходной ставки вызван следующими основными причинами:

изменение структуры грузооборота по видам сообщения: рост доли грузооборота в международном сообщении на 5,8 п.п., где уровень доходной ставки ниже чем во внутригосударственном сообщении на 23%. Потери доходов составили около 8,0 млрд. руб.;

увеличение доли объема перевозок в собственных или арендованных вагонах операторов почти на 20 п.п. (с 54% в 2008 году до 69% в 2009 году) за счет не оплачиваемой в тарифе вагонной составляющей. Потери доходов - около 13 млрд. руб.;

изменение структуры перевозок международных грузов в части увеличения доли перевозок грузов, следующих «через порты России», на 4 п.п. (уголь, кокс, нефтеналивные грузы, черные металлы, хлебные грузы) и оплачиваемых по внутрироссийским тарифам. Потери доходов - 4,0 млрд. руб.;

увеличение отправок отправительскими маршрутами на 3,5 п.п. Потери доходов - около 4 млрд. руб.

рост объема перевозок с применением исключительных тарифов на 2,7 п.п. Снижение доходов - 8,1 млрд.

Пассажирские перевозки

Доходы от пассажирских перевозок за 2009 год составили 151,0 млрд. руб. При этом, доходы от пассажирских перевозок в поездах дальнего следования получены в размере 132,6 млрд. руб., что выше уровня прошлого года на 1,9 млрд. руб., или на 1,5%. Анализ объемов перевозок в дальнем следовании показал, что наметившаяся тенденция снижения перевозок пассажиров в конце 2008 года сохранилась и в 2009 году. При этом к концу 1 кв. ситуация значительно ухудшилась. В марте 2009 года снижение составило 14%. Перелом наметившейся тенденции начался с апреля 2009 года - в связи с началом продажи билетов на летний период. К осени ситуация значительно усугубилась, при этом наибольшее негативное влияние начавшегося кризиса отразилось на перевозках в дерегулируемом сегменте - вагонах СВ и купейных вагонах. В ноябре объём перевозок к уровню 2008 года сократился на 16%, в том числе в купейных вагонах и вагонах СВ - на 24%.

Пригородные перевозки

Доходы от перевозок пассажиров в пригородном сообщении составили в 2009 году 18,4 млрд. руб. со снижением к 2008 году на 6,7%. Снижение вызвано расширением полигона обслуживания пригородными компаниями.

Фактический рост доходов к уровню 2008 года (в сопоставимых условиях с учетом выхода направлений в пригородные компании в течение 2009 года) составил 19,7%, что соответствует росту тарифов в пригородном сообщении в среднем по сети железных дорог.

Рост доходов платной категории пассажиров, доля которых в общих доходах от пригородных перевозок составила 57%, к уровню 2008 года достиг +14,6% (в сопоставимых условиях). Услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении воспользовались более 1,0 млрд. чел., снижение числа отправленных пассажиров к уровню 2008 года составило 12,1%.

Прочие виды деятельности

Положительная динамика финансовых показателей по прочим видам деятельности, наблюдавшаяся в течение предыдущих лет, сохранилась даже несмотря на влияние кризиса.

В 2009 году доходы Компании составили 93,4 млрд. руб., с приростом в размере 6,1 млрд. руб. (+7,0%) к уровню 2008 года, что обусловлено расширением спектра и ростом объемов оказываемых услуг.

В условиях снижения активности основных рынков менеджмент Компании принял исчерпывающие меры по сохранению рыночной позиции и ее укреплению путем проведения гибкой тарифной политики на предоставляемые услуги, своевременно реагируя на текущий спрос, что позволило получить за 2009 год прибыль в объеме 7,2 млрд. руб., превышающую уровень прошлого года на 3,2 млрд. руб., или на 78,1%.

Особенно необходимо отметить сложившуюся ситуацию по ремонту подвижного состава. Предложив рынку в условиях кризиса снижение цены на ремонт приватных вагонов, Компания смогла сохранить объем ремонта приватного парка на докризисном уровне, в том числе за счет увеличения объема ремонта грузовых вагонов ОАО «ПГК». Такое решение было позитивно воспринято рынком и в то же время позволило обеспечить загрузку мощностей ремонтных депо, сохранить рабочие места, а также избежать закрытия ремонтных предприятий.

Необходимо отметить качественное улучшение финансовых показателей деятельности социальной сферы. Убытки социальной сферы к аналогичному периоду прошлого года сократились на 1,4 млрд. руб. Реальное снижение убытков стало возможно за счет вовлечения в гражданско-правовой оборот убыточных объектов социальной сферы. За 2009 год было передано в муниципальную собственность 159 общежитий, что составляет свыше 393 тыс. кв. м. Существенное влияние на выполнение доходов по прочим продажам оказывают услуги по предоставлению имущества в аренду, доходы по которым возросли по сравнению с 2008 годом, в том числе от сдачи в аренду недвижимого имущества, грузовых вагонов, а также электропоездов.

Распределение чистой прибыли.

Таблица 3.3. Распределение чистой прибыли ОАО «РЖД» за 2009 г., млрд. руб.

Наименование показателяСумма%Чистая прибыль отчетного периода14,4100Направление прибыли всего4,330- резервный фонд0,75- выплата дивидендов по размещенным акциям3,625Накопление прибыли всего10,170

Таблица 3.4.Распределение чистой прибыли ОАО «РЖД» за 2008 г., млрд. руб.

Наименование показателяСумма, тыс. рубл.%Чистая прибыль отчетного периода13,4100Направление прибыли всего0,75резервный фонд0,75выплата дивидендов по размещенным акциям00Накопление прибыли всего12,795

По итогам 2009 года, Компания вышла на положительные итоги работы - сумма чистой прибыли составила более 14,4 млрд. руб., с увеличением к предыдущему году на 7,5%. Наряду с достижением основных ключевых показателей работы Компании удалось обеспечить максимально эффективное финансовое управление Холдингом, осуществив мобилизацию денежных средств на наиболее приоритетных направлениях хозяйствования Компании. Основные мероприятия сконцентрированы на мобилизации внутренних резервов, проведении активной маркетинговой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов, реализации проектов международной деятельности, являющихся дополнительным источником доходов для Российских железных дорог.

.3Бюджетные средства, поступившие в 2009 г.,

Таблица 3.5.Бюджетные средства в 2009 г.

НаименованиеСумма млрд. руб.1. Субсидии на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации0,3 2. Субсидии на компенсацию потерь в доходах, связанных с установлением исключительных тарифов на перевозку нефелинового концентрата по направлению ст. Апатиты - ст. Пикалево 2-й Октябрьской ж.д.0,1 3. Субсидии на перевозку железнодорожным транспортом новых легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа0,1 4. Субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)36,0 5. Субсидия на компенсацию потерь в доходах от снижения индексации тарифов на грузовые перевозки40,7 6. Субсидия на реализацию мероприятий по защите инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на направлении Москва-Санкт-Петербург от актов незаконного вмешательства1,0 7. Взнос в уставный капитал ОАО «РЖД» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.07.2009 г. № 918-р и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2009 г. № 551, от 31.12.2009 г. № 1209 «О внесении изменений в Устав ОАО «РЖД»), в том числе:11,3 Взнос в уставный капитал ОАО «РЖД» в целях приобретения Компанией вагонов производства ОАО «Тверьвагонзавод».3,0 8. Взнос в уставный капитал ОАО «РЖД» (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2008 г. № 1877-р «Об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД»), в целях реализации Инвестиционной программы ОАО «РЖД» в части создания объектов транспортной инфраструктуры для Олимпиады-2014.16,9 ИТОГО106,4

Подобные меры помогли Компании сохранить финансово-экономическую стабильность в 2009 году, реализовать ряд ключевых инвестиционных проектов и оказать максимально возможную поддержку смежным отраслям экономики.

Заметное оживления экономики и обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим достижением в реализации антикризисных мер как со стороны государства, так и «компаний-доноров» экономики, на которых возложены эти функции. Оказываемая государственная поддержка, наряду с инвестиционной и стратегической направленностью, является базой для модернизационных действий компании, ориентированных на поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты работников ОАО «РЖД» и населения страны.

Подобное частичное смещение акцентов позволит не только компенсировать накопленное отставание от инновационной политики развития инфраструктуры страны, но и усилить социальную и экономическую значимость компании в восстановительный - посткризисный период.

.4Оборотные активы

финансирование лизинг капитал бюджетный

Одной из первоочередных задач ОАО «РЖД» в условиях финансово-экономического кризиса в 2009 году являлось обеспечение потребности

Компании источниками финансирования , в т.ч. за счет максимального сокращения финансового цикла для скорейшего высвобождения денежных средств и направления их на финансирование своей текущей и инвестиционной деятельности, а также изменение структуры обязательств в сторону долгосрочных пассивов в целях повышения ликвидности Компании.

Таблица 3.6. Мероприятия по управлению оборотным капиталом и ликвидностью в 2009 г.

Элемент оборотных активовУправленческое воздействиеКонсервативная политика формирования оборотных активовзапасы материалов, сырья и готовой продукцииМинимизация и жесткое нормирование запасов вовлечение старогодных материалов реализация металлоломаДебиторская задолженностьвведение типовых условий расчетов по договорам связанных с реализацией товаров, работ и услугавансы выданныеснижения авансов выданных и сохранения ранее существовавших сроков окончательных расчетов (30 календарных дней)денежные активыМинимизация остатка денежных средств на счетахПолитика управления ликвидностью и финансирование оборотными активамикредиторская задолженностьНормирование кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками с учетом на уровне месячного оборота (оплата строго на 30 календарный день) и регулирование объемов исходящих платежейавансы полученные (ПВД, перевозки)введение типовых условий расчетов по договорам связанных с реализацией товаров, работ и услугФинансирование текущей деятельности управление финансово-расчетной дисциплиной оптимизация объема текущего финансирования оборотных активов (текущих финансовых потребностей) с учетом формируемого финансового цикла предприятияликвидность и взаимные расчеты в рамках ХолдингаРазработка механизма управления расчетами внутри холдинга


Таблица 3.7. Дебиторская задолженность 2008-2009 гг.

Дебиторская задолженность, млрд. руб.20082009+/-%За перевозку20,918,12,886,6%Задолженность покупателей и заказчиков12,210,0-2,282,1%Авансы выданные25,528,93,4113,4%Налоги и сборы10,41,0-9,39,6%Векселя к получению0,060,04-0,0177,5%Расчеты с персоналом по оплате труда, по прочим операциям с подотчетными лицами0,320,30-0,0294,9%Расчеты по претензиям0,640,650,01101,3%Прочие дебиторы30,221,4-8,870,8%ВСЕГО100,280,4-19,880,3%

Даже в условиях финансово-экономического кризиса Компании удалось не допустить увеличения доли просроченной дебиторской задолженности, которая составила лишь 2% от объема задолженности.

.6Долговая политика и корпоративные рейтинги

Управление заемным капиталом

В связи с ухудшением мировой финансовой конъюнктуры во второй половине 2008 года и в начале 2009 года российский рынок корпоративных облигаций, который является основным источником заемного капитала для ОАО «РЖД», был полностью закрыт. Аналогичная ситуация сложилась и на международных рынках капитала, в связи с чем Компания отложила дебютный выпуск еврооблигаций, ранее запланированный на 4 кв. 2008 года. Ввиду пересмотра финансовыми институтами своей политики управления рисками в сторону более консервативного подхода и ужесточения требований к заемщикам, большинство ведущих западных банков существенно сократили лимиты риска на Россию и приостановили выдачу необеспеченных кредитов.

Рынок синдицированных кредитов, где ОАО «РЖД» в 2008 году привлекло необеспеченный синдицированный кредит в размере 1,1 млрд. долларов США, также не функционировал. В результате, единственным источником ликвидности для Компании стали кредиты российских банков. Однако в связи с высокой неопределенностью в части процентных ставок и курсовой динамики на валютном рынке, данные кредиты в конце 2008 года и в 1 полугодии 2009 года были достаточно дорогими и предоставлялись на срок не более 1 года. ОАО «РЖД» столкнулось с проблемой резкого увеличения в структуре долга краткосрочных кредитов до уровня 56%, а также с существенным удорожанием стоимости заемного капитала. При этом доля валютных обязательств в кредитном портфеле Компании по состоянию на 1 января 2009 года составила около 32%, что привело к возникновению отрицательной переоценки валютных кредитных обязательств, повлиявшей на итоговый финансовый результат деятельности Компании по российским стандартам бухгалтерского учета.

Таким образом, основной задачей ОАО «РЖД» в части управления заемным капиталом в 2009 году была оптимизация структуры кредитного портфеля путем:

сокращения доли краткосрочных кредитов;

сокращения доли валютных кредитных обязательств;

снижения стоимости заемного капитала.

Одним из ключевых шагов для выполнения поставленных задач стало замещение наиболее дорогих краткосрочных кредитов в рублях и кредитов в иностранной валюте, привлеченных на пике кризиса в конце 2008 года, долгосрочными рублевыми облигациями. В конце 1 кв. 2009 года вновь открылся внутренний облигационный рынок, и уже в марте ОАО «РЖД» смогло разместить первые 2 выпуска корпоративных рублевых облигаций на общую сумму 30 млрд. руб. в рамках эмиссионной программы на 100 млрд. руб., зарегистрированной ФСФР 29 января 2009 года.

Основным преимуществом новых выпусков облигаций стало введение плавающей ставки купона, привязанной к ставке ЦБ России по операциям

банковского «репо» на срок 7 дней. Использование облигаций ОАО «РЖД» коммерческими банками для рефинансирования кредитов, выданных предприятиям реального сектора экономики, стало более удобным и технологичным, чем рефинансирование кредитов по положению 312-П, что обеспечило стабильный спрос на облигации ОАО «РЖД» как на первичном, так и на вторичном рынках.

Всего в 2009 году ОАО «РЖД» разместило

10 выпусков рублевых облигаций на общую сумму 145 млрд. руб., в том числе:

9 выпусков корпоративных облигаций со сроком обращения от 5 до 15 лет

на общую сумму 130 млрд. руб. в рамках программы эмиссии, заявленной на 2009 год;

дебютный выпуск биржевых облигаций на сумму 15 млрд. руб. сроком обращения 3 года.

.7Лизинг

Реализация программ лизингового финансирования проводится Компанией в рамках единой Программы заимствований, направленной на комплексное развитие финансовой ресурсной базы Компании и расширение присутствия на российском и международном финансовых рынках.

Отбор контрагентов по лизинговым контрактам осуществляется Компанией на конкурсной основе в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

В период 2003 - 2007 годов с использованием механизма лизинга Компании ускоренными темпами проведено обновление подвижного состава и техники; в поддержку и развитие производственных мощностей отечественных производителей, крупнейшим потребителем продукции которых является ОАО «РЖД», инвестировано 107,5 млрд. руб.

В сентябре 2007 года правлением Компании принято решение о снижении в среднесрочной перспективе объемов закупок железнодорожного подвижного состава на лизинговой основе. В 2008 - 2009 годах приобретение железнодорожного подвижного состава в лизинг не производилось.

По состоянию на 01.01.2009 г. совокупный объем лизинговых обязательств по централизованным договорам лизинга составил 65,5 млрд. руб. с НДС. В погашение лизинговых платежей в 2009 году направлено 19,6 млрд. руб.

.8Совершенствование системы управления финансами

В 2009 году, наряду с проводимой работой по преодолению воздействия финансово-экономического кризиса, Компания не только не снизила, но и активно продолжила совершенствование финансовых инструментов эффективного функционирования ОАО «РЖД» как на транспортном рынке страны, так и выхода на финансовые и инвестиционные направления экономики.

. Наряду с ежегодным формированием отчетности ОАО «РЖД» необходимо разработать методики автоматизированного формирования консолидированного финансового плана холдинга ОАО «РЖД

. В целях эффективного функционирования всех предприятий холдинга «РЖД»,

с учетом реализации завершающего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта, в Компании необходимо провести систематическую работу по актуализации финансовой модели с учетом выделения различных видов бизнеса и их позиционирования на рынке.

. Выстроить единая финансовая политика управления денежными средствами на основе стратегической и оперативной системы управления ликвидностью Компании, которая представляет собой систему взаимосвязанных элементов финансового планирования, функционирующих на каждом уровне вертикальной системы управления Компании.

. Сформировать четкую структуру управления финансовыми рисками, на каждом уровне Компании назначены ответственные за управление и минимизацию финансовых рисков.

Заключение

Таким образом, эффективная финансовая политика фирмы в условиях рынка повышает прибыль и обеспечивает необходимые инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности значительную роль играет управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. От умелого управления финансовым обеспечением предприятий во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта.

По итогам 2009 года, ОАО «РЖД» вышло на положительные итоги работы - сумма чистой прибыли составила более 14,4 млрд. руб., с увеличением к предыдущему году на 7,5%. Наряду с достижением основных ключевых показателей работы Компании удалось обеспечить максимально эффективное финансовое управление Холдингом, осуществив мобилизацию денежных средств на наиболее приоритетных направлениях хозяйствования Компании.

Основные мероприятия сконцентрированы на мобилизации внутренних резервов, проведении активной маркетинговой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов, реализации проектов международной деятельности, являющихся дополнительным источником доходов для Российских железных дорог.

Бюджетные средства, поступившие в 2009 г. помогли Компании сохранить финансово-экономическую стабильность в 2009 году, реализовать ряд ключевых инвестиционных проектов и оказать максимально возможную поддержку смежным отраслям экономики.

Компании источниками финансирования , в т.ч. за счет максимального сокращения финансового цикла для скорейшего высвобождения денежных средств и направления их на финансирование своей текущей и инвестиционной деятельности, а также изменение структуры обязательств в сторону долгосрочных пассивов в целях повышения ликвидности Компании.

Даже в условиях финансово-экономического кризиса Компании удалось не допустить увеличения доли просроченной дебиторской задолженности, которая составила лишь 2% от объема задолженности.

Список литературы

  1. Алексеева Т.Е. Оценка финансовой деятельности компании и проблема неплатежей // Финансы и кредит. 2004.
  2. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

Басовский И.Г. Экономический анализ. Учеб.пос <#"justify">Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс в 2-х томах, перевод с английского под ред. В. В. Кавалева, Спб.; Экономическая школа, 2001

  • Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. СПб., 2003.
  • Графова Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  • Грачев А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период // Финансовый менеджмент. - 2004.
  • Игнатушенко В.Н. Анализ финансового состояния предприятия (экспресс-оценка) // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004.
  • Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие <#"justify">Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: "Триор", 2004.

  • Мельник М. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2006.
  • Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: «Дело», 2003.
  • Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  • #"justify">http://www.elitarium.ru/2010/04/19/finansirovanije_organizacii.html
  • Похожие работы на - Управление финансированием текущей деятельности организации

     

    Не нашли материал для своей работы?
    Поможем написать уникальную работу
    Без плагиата!