Осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,50 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48

Содержание

Введение

. Экзегетическое исследование

.1 Выбор текста

.2 Текстуальный анализ

.3 Структурный анализ

.4 Семантический анализ

.5 Культурно - общественный и исторический анализ

.6 Толкование текста

. Осмысление идеи совершенствования

.1 Идея совершенствования в религиях мира

.1.1 Иудаизм

2.1.2 Индуизм

2.1.3 Ислам

.1.4 Христианство

.2 Идея совершенствования в Новом Завете

.2.1 Предмет совершенствования

.2.2 Способы совершенствования

.2.3 Цели совершенствования

.2.4 Совершенствование и освящение

.2.5 Совершенствование и духовный рост

.2.6 Совершенствование и любовь

.2.7 Совершенство христианина

. Применение идеи совершенствования в христианской церкви

.1 Проблема незнания

.2 Проблема греха

.3 Проблема духовной лени

.4 Полноценное служение в Теле Христа

Заключение

Библиография

Введение

В настоящее время, как впрочем, и во все времена, человечество ищет ответ на вопрос: откуда оно появилось и куда идет? Идет ли оно по пути эволюционного прогресса или наоборот скатывается вниз? Многие философы и ученые посвятили свои жизненные труды пытаясь понять общую картину существования как человечества в целом, так и отдельного индивидуума, предлагая свои варианты ответов на этот вопрос. И всегда появлялись люди, которые небыли удовлетворены спокойной жизнью в этом мире и стремились к совершенству. Возникали и возникают целые учения целью которых ставится совершенствование как человека в целом так и отдельных его качеств. Как же христианам относится к этой проблеме? Есть ли основания пускаться в этот бег к человеческому идеалу? Или же проблема греха полностью исключает его?

Но если обыкновенные люди, желающие получить ответ на этот вопрос, обращаются за помощью к трудам различных философов, ученых или к своему личному опыту, то христиане, ищущие ответ, обращаются непосредственно к Богу и Его вечному Слову. Библия для христиан является неоспоримым авторитетом. Что же она говорит по этому поводу?

Автор данной работы убежден в том, что Иисус, в пятой главе Евангелия от Матфея, недвусмысленно призывает слушателей к совершенству. Автор берется исследовать методологию, которую предлагает Библия для достижения этой цели.

В первой части данной работы предполагается сделать экзегетический разбор основного отрывка.

Вторая часть будет полностью посвящена богословскому исследованию этой проблемы с разбором основных библейских стихов. Планируется сделать несколько второстепенных, и один общий вывод.

Третья часть будет посвящена тому, как полученные выводы воплотить в христианскую жизнь.

Часть 1. Экзегетическое исследование

.1 Выбор текста

Приступая к выбору отрывка, мы отталкиваемся от ключевого слова «совершенство». Такой отрывок мы находим в Евангелии от Матфея 5:48. Этот стих подытоживает все вышесказанное Иисусом в Нагорной проповеди.

В начале 6 главы начинается новая тема. Тема милостыни. Поэтому выбранный нами отрывок заканчивается на последнем стихе 5 главы. За начало отрывка принят 43 стих, где Христос начинает учение о любви к врагам. Именно это учение приводит нас к идее совершенства. Итак, границы исследуемого отрывка обозначены 43 и 48 стихами.

1.2 Текстуальный анализ

.2.1 Таблица переводов

Греческий текстСинодальный текстПеревод автора43 VHkou,sate o[ti evrre,qh\ avgaph,seij to.n plhsi,on sou kai. mish,seij to.n evcqro,n souÅ 44 evgw. de. le,gw u`mi/n\ avgapa/te tou.j evcqrou.j u`mw/n kai. proseu,cesqe u`pe.r tw/n diwko,ntwn u`ma/j( 45 o[pwj ge,nhsqe ui`oi. tou/ patro.j u`mw/n tou/ evn ouvranoi/j( o[ti to.n h[lion auvtou/ avnate,llei evpi. ponhrou.j kai. avgaqou.j kai. bre,cei evpi. dikai,ouj kai. avdi,koujÅ 46 eva.n ga.r avgaph,shte tou.j avgapw/ntaj u`ma/j( ti,na misqo.n e;ceteÈ ouvci. kai. oi` telw/nai to. auvto. poiou/sinÈ 47 kai. eva.n avspa,shsqe tou.j avdelfou.j u`mw/n mo,non( ti, perisso.n poiei/teÈ ouvci. kai. oi` evqnikoi. to. auvto. poiou/sinÈ 48 e;sesqe ou=n u`mei/j te,leioi w`j o` path.r u`mw/n o` ouvra,nioj te,leio,j evstinÅ43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.43. Вы слышали, что было сказано: любить (будешь) ближнего твоего и ненавидеть (будешь) врага твоего. 44. Я же говорю вам, любите врагов ваших, и молитесь за преследующих вас. 45. Чтобы сделаться сыновьями Отца вашего, Который в небесах, потому что солнце Его восходит на злых и добрых и проливает дождь на праведных и неправедных. 46. Если любите любящих вас, какую награду хотите иметь? Мытари не то же ли делают? 47. И если приветствуете только братьев ваших, что чрезмерное делаете? Язычники не то же ли делают? 48. Итак, будте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный совершен (есть).

1.2.2 Разночтение

ст. (1) u`mw/na В f 205 it syr Theophilus Irenaeus; Origen Adamantius; Ciprian Faustus Milevis;

(2) u`mw/n( euvlogeite tou.j katarwme,nouj u`ma/j 1071 866 1016 geo (Athenagoras) Clement Eusebius (Teodoret); Tertulian;

(3) u`ma/j( kalw/j poiei/te tou.j misou/ntaj u`ma/j Eusebius Arsentius; Ambrose Chrjmatius Jerome Augustine

(4) u`mw/n( euvlogeite tou.j katarwme,nouj u`ma/j( kalw/j poiei/te tou.j misou/ntaj u`ma/j D L W Θ Δ f 28 33 157 180 565 579 597 700 892 1006 1010 1241 1243 1292 1342 1424 1505 geo slav Byz;

Внешние признаки.

Количественное подтверждение. Самое большое количество манускриптов, безусловно поддерживают чтение (4).

Возраст манускриптов.

Самые ранее манускрипты подтверждают чтение (1). Это Синайский кодекс (a), датируемый 4 веком. И Ватиканский кодекс (В), так же датируемый серединой 4 века. Чтение (4) подтверждают более поздние манускрипты, датируемые 5 веком. Это кодекс Безы (D), и кодекс Четвероевангелия (W). А так же кодексы, датируемые 9 веком (Θ), (Δ). В пользу чтения (2) и (3) говорят еще более поздние христианские авторы и манускрипты 12 -13 веков.

Внутренние признаки.

Если принять за истину тот критерий, что самое трудное чтение более вероятное, то (3) вариант чтения можно условно назвать правильным, так как он самый длинный. Но можно ли длину отрывка выдавать за трудность? Ведь вариант (3) считается поздним добавлением.

Другой критерий оценки - краткость. Первый вариант чтения, несомненно, самый краткий.

Вывод.

Анализируя разночтения по внешним признакам мы заметим, что (1) вариант самый древний, и подтверждается генеалогически и географически независимыми типами текстов. Внутренние признаки также подтверждают мысль о том, что переписчиками 5-9 века выражения u`mw/n( euvlogeite tou.j katarwme,nouj u`ma/j( kalw/j poiei/te tou.j misou/ntaj u`ma/j было добавлено для пояснения смысла слов Христа. Таким образом, мы делаем вывод, что наиболее вероятным можно считать чтение (1).

47 ст. (1) evqnikoi a B D Z f 33(205) 892 1071 1241 1424 Basil; Cyprian Lucifer Chromatius Augustune;

(2) telw'nai L W Θ Δ f 28 157 180 565 579 700 1006 1010 1243 1292 1342 1505 Bez Lect it geo slav;

Внешние признаки.

Количественное подтверждение. Количественное преимущество принадлежит (2) варианту чтения. Хотя этот разрыв в количестве и не сильно велик.

Возраст манускриптов.

NA 27 приводит в защиту (1) чтения следующие манускрипты:- Синайский кодекс, датируемый 4 веком.

В - Ватиканский кодекс, середина 4 века, александрийский тип текста.- Кодекс Безы, датируемый 5 веком, западный тип.

В защиту чтения (2) приводятся следующие манускрипты:- «Королевский кодекс», датируемый 8 веком.- Кодекс Четвероевангелия, западный тип текста, 5 век.

Δ - кодекс, датируемый 9 веком.

Внутренние признаки.

В данном случае не возможно адекватно определить более трудное и более краткое чтение, так как слова (1) и (2) чтения одинаково трудны и одинаково коротки.

Вывод.


1.3 Грамматико-синтаксический анализ

.3.1 Морфологический и синтаксический анализ

Глаголы.

В рассматриваемом нами отрывке на удивление мало глаголов. Связано это несомненно с тем, что текст не содержит пересказа какой либо истории или повествования, а является изложением учения. Поэтому здесь так мало глаголов обозначающих совершенное действие и глаголов- движения. И встречаются в основном глаголы обозначающие состояние. В частности состояние человека. Это такие глаголы как VAgaph,seij, mish,seij, ge,nhsqe..

Все глаголы можно условно разделить на три группы. Первая группа включает в себя глаголы относящиеся к человеку. Что он делает, и что должен делать. Вторая группа включает глаголы относящиеся к Богу. Нужно заметить, что последние не связаны со словом Бог непосредственно. Здесь Бог работает через другие вещи. Такие как солнце и дождь. И третья группа, включающая всего один глагол le,gw, относится непосредственно к Иисусу.

Существительные.

Так же как и глаголы, существительные можно условно разделить на несколько групп. Главных действующих лица в тексте только два. Иисус говорящий, и человек слушающий. Но помимо этих двух главных, есть еще и множество второстепенных лиц. Первое из них это Бог. Второе - враги, которые преследуют и гонят. А так же: ближние, злые, добрые, праведные, неправедные, мытари, язычники, братья. И несмотря на такое обилие действующих лиц перед нами монолог одного Человека! Эта особенность прослеживается практически во всех речах Иисуса. А особенно ярко это выражено в Евангелии от Матфея. Так как только оно содержит самое большое количество притч и историй, рассказанных Иисусом. В отличие от Евангелия от Марка, где в основном описываются сами деяния Христа. И в отличие от Евангелия от Иоанна, где внимание сосредоточенно на личности самого Спасителя.

Характерным для Матфея является яркое противопоставление учения Господа учению книжников и толкователей Ветхого Завета. В одной только пятой главе выражение «А Я говорю вам ...», встречается шесть раз! Это как нельзя лучше подтверждает цель написания Евангелия Матфеем.

Местоимения.

В тексте содержится всего лишь одно местоимение первого лица. Оно относится к Иисусу, когда Он говорит: « А Я говорю вам ». Так же в отрывке имеются относительные, личные, вопросительные и возвратные местоимения. Наличие всего лишь одного местоимения первого лица не удивляет, так как мы выяснили, что наш текст относится к монологу.

Частицы.

Частица же, встречающаяся в тексте один раз, имеет большое значение, так как именно она придает вес словам Иисуса, противопоставляя их словам сказанным древним.

1.3.2 Структурный анализ

Вы слышали, что было сказано:

Любить (будешь) ближнего твоего

И ненавидеть (будешь) врага твоего.

Я же говорю вам:

Любите врагов ваших

И молитесь за преследующих вас,

Что бы сделаться сыновьями Отца вашего,

Который в небесах,

Потому что солнце Его восходит на злых и добрых

И проливает дождь на праведных и неправедных.

Если любите любящих вас,

Какую награду хотите иметь?

Мытари не то же ли делают?

Или если приветствуете только братьев ваших,

Что чрезмерное делаете?

Язычники не то же ли делают?

Итак

Будте совершенны,

Как Отец ваш совершен (есть).

Выше изложенный структурный план показывает соотношение главных фраз монолога, по отношению к второстепенным фразам. К второстепенным выражениям относятся вставленные примеры. Такие как любовь Бога через посылание света и дождя. А так же противопоставления: вы и мытари, вы и язычники. И в конце, в качестве образца для подражания, выступает сам Бог. Вернее Его главное качество- любовь. Совершенство в любви.

1.4 Семантический анализ

Любовь (avgaph).

Словарное значение.

чувство привязанности, основанное на общности интересов.

чувство, основанное на половом влечении.

-склонность, расположение или влечение к чему - ни будь.

-любовь (главным образом христианская).

забота, попечение.

Ассоциативное значение.

Любовь чаще всего ассоциируется с чувством, зарождающимся в глубине человеческого сердца и меняющее отношение к предмету или личности по отношению к которой направлена любовь.

Коннотация.

В этом тексте подразумеваемое значение слова это не только чувства, которые мы должны испытывать к врагам, но в большей мере это направленное действие доброты по отношению к ним.

Совершен (te,leio,j).

Словарное значение.

обладающий полнотою достоинств, превосходный.

полный, несомненный, окончательный.

высшая степень какого-нибудь положительного качества.

-воплощение идеала в чьей-нибудь личности.

-законченный, завершенный, целый.

взрослый, зрелый.

Ассоциативное значение.

Совершенной, обычно называют такую личность, которая достигла наивысшей степени в обладании положительными качествами.

Коннотация.

В данном тексте слово te,leio,j используется не только по отношению к Богу но и по отношению к человеку. Человек призывается быть совершенным как Бог. То есть обладать такими же качествами добродетели как у Бога. Но ни в коем случае речь не идет о том , что бы человеку стать Богом. Человек это не то же самое что Бог, но способен обладать теми же качествами, что и у Бога. К этому и призывал Иисус.

Семантические группы.

В этом тексте мы выделим несколько интересующих нас групп.

А) Глаголы взаимоотношения, относящиеся к любви:

будешь любить (VAgaph,seij).

любите (avgapa/te).

полюбите (avgaph,shte).

Здесь мы находим как бы противопоставление слов Христа словам древней заповеди. Он повелевает - любите! Эта же идея прослеживается и в другой паре слов: было сказано (evrre,qh) и Я же говорю (evgw. de. le,gw).

Б) Противоположные по значению слова:

будешь ненавидеть (mish,seij).

будешь любить (VAgaph,seij).

Эти повеления относятся к ветхозаветной заповеди о любви к ближнему и к присовокупленному к ней толкованию. Они отражают закон, который действовал в Израиле вплоть до пришествия Мессии.

В) Родственные по значению слова, относящиеся к совершенству:

совершенны (te,leioi).

Первое из этих слов выражает желание оратора, заключающееся в том, что бы слушатели стали совершенными. Второе слово констатирует факт. Факт того, что Бог совершен есть.

1.5 Литературный анализ

Макро - уровень.

В Новом Завете мы находим три подобных макро - жанра: письмо, повествование ( Евангелия и Деяние Апостолов) и апокалипсис. Выбранный нами текст относится к жанру повествования ( Евангелия ).

Мезо - уровень.

Отрывок находится в контексте глав повествующих о нагорной проповеди. Итак, перед нами проповедь.

Микро - уровень.

В это проповеди, в частности в исследуемом отрывке, мы находим такие стилистические характеристики как ирония, антитеза и параллелизм.

1.6 Культурно - общественный и исторический анализ

.6.1 Общий исторический фон

«Когда писался Новый Завет весь цивилизованный мир, за исключением малоизвестных государств Дальнего Востока находился во владении Рима. От Атлантического океана на западе до реки Ефрат и Красного моря на востоке, и от Роны и Дуная, Черного моря и Кавказских гор на севере до Сахары на юге простиралась одна необъятная империя, находящаяся в сущности под диктаторской властью императора».

К тому времени, когда Иисус произносил нагорную проповедь, всей этой необъятной империей правил жесткий, гордый и холодный император Тиберий. Иудея так же входила в число его подчиненных колоний. Ирод Антипа правил Галилеей и Перией. Филипп - северо-восточным углом Палестины.

1.6.2 Социально - общественный фон

Если смотреть с позиции христианской морали, то Римский мир в то время когда проповедовал Иисус, уже начал разлагаться, но еще не разложился полностью. Гомосексуализм и проституция были обычным явлением. Различного рода извращения и оргии так же были широко распространены в империи. Но не смотря на это общество еще как то держалось. Преобладающим классом были рабы, которые обеспечивали более высокие классы всем необходимым.

В отличие от Рима, в Палестине обстановка была несколько иная, так как пленение еще не означало отказ от Бога и Его заповедей. И хотя зрелища, извращения и тому подобное присутствовало и в Иудее, но все же не в той мере, что и в Риме.

1.6.3 Религиозный фон

Римляне придерживались многобожия. Иудеи признавали только одного Бога - Яхве. Но не все верили в Него одинаково. Существовали различные течения и секты в иудаизме. Самыми крупными считались саддукеи, фарисеи и книжники. Это важно знать, что бы понимать, почему и как реагировали люди на слова Иисуса. Так как помимо Закона существовало еще множество традиций, преданий и религиозных предписаний которыми жило израильское общество.

В свете всего вышесказанного мы можем понимать значимость нагорной проповеди Христа. Ведь Он выступал в роли толкователя и нового учителя, который учил вразрез закону и традициям. Так, в нашем отрывке, Он заменял привычное всем учение учением своим. Как же израильтянам следовало относиться к Нему? Признать Его за обещанного Мессию, которого нужно было во всем слушаться? Или же надеть на Него клеймо еретика и лжепророка? Задача была не из легких. Особенно для малограмотного народа. Но что удивительно именно этот простой народ и принял в своем большинстве Иисуса за своего Спасителя. А претендующие на совершенное знание Торы, отвергли!

1.7 Теологический анализ

Перед нами развертывается интересная картина: множество народа толпятся на небольшой горе и желают послушать нового Учителя, недавно объявившегося в их краях. И вот Учитель сел. Это означало, что сейчас Он начнет учить. Вокруг Него тут же собрались ученики и остальной народ. И вот Иисус заговорил. То, что Он говорил было необычно и с трудом вмещалось в головы слушателей. И возможно они бы приняли Его за лжепророка если бы не некоторые обстоятельства.

«Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29).

Иоанн Креститель, которого почитали за пророка Божия, превозносил Иисуса больше себя (Мф. 3:11). С неба был глас Божий при крещении, свидетельствующий, что Иисус- Сын Божий (Мф. 3:17). Кроме всего этого Иисус исцелял прокаженных, больных и изгонял бесов (Мф. 4:23,24).

На фоне всего этого Он говорит такие слова, к которым нельзя относиться спокойно. Нужно либо Его отвергнуть, либо принять. Что же такого странного говорил Христос? Он давал новые заповеди и воскрешал забытые и искаженные. Это было не просто толкование закона и внесения дополнений. Но, революционно новое учение, основанное на Его собственном авторитете.

В первой части 43 стиха Иисус частично цитирует слова из Левит 19:17,18. Во второй части Он пересказывает мнение толкователей закона, основанное на Второзаконии 23:3-6. так как прямой цитаты о ненависти к врагам в Ветхом Завете мы не находим. (см. п. 1.6.3). Поэтому Он и говорит в 43 стихе: «Вы слышали, что было сказано».

Далее, в 44 стихе Иисус делает заявление: «А Я говорю вам», противопоставляя тем самым авторитет книжников своему авторитету. Значимость этого шага нельзя недооценивать. (см. п. 1.3.1).

Следушие, что Он делает, это дает свое учение о любви к врагам, подкрепляя его различными примерами и сравнениями. (см. п. 1.3.2).

В конце этого учения, Иисус выдвигает потрясающие пожелание - требование к своим слушателям. «Будте совершенны» - говорит Он. Это заявление должно было шокировать слушателей, так как раньше их не призывали иметь те же качества, что и у Бога в полноте. (см. п. 1.4).

Интересно отметить, что в Евангелии от Луки 6:35,36, где цитируется та же речь Христа о любви к врагам; там, стоит вместо слова совершен, слово милосерд. Это как раз и является одним из качеств Бога. Но самым, пожалуй, близким к совершенству качеством, можно назвать святость. И люди, читающие Писания могли уже раньше слышать такой призыв к ним из уст Бога: «Святы будте, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Левит 19:2).

Но Христос, в нагорной проповеди, говорил не об одном каком либо качестве. Он говорил о совокупности этих качеств. О целостности. Похожую формулировку мы находим в послании к Колосянам 3:14: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Но ведь именно о любви и говорил Иисус в исследуемом нами отрывке! Вот, что об этом пишет библейский комментатор У. Макдональд:

«Слово совершенный нужно понимать в свете контекста. Оно не значит безгрешный или без изъяна. Предыдущие стихи поясняют, что быть совершенным - значит любить ненавидящих нас, молиться за обижающих нас и быть добрыми друг к другу, и к врагу. Совершенство здесь - это духовная зрелость, которая делает христианина способным подрожать Богу в раздаянии благословений всем без исключения».

Часть 2. Осмысление идеи совершенствования

2.1 Идея совершенствования в религиях мира

.1.1 Иудаизм

Иудаизм является одной из основных религий мира. Зародился он примерно 2 тыс. лет до нашей эры. Священными основополагающими текстами являются Тора и Талмуд. Тора представляет собой пять книг Моисея, описывающих историю возникновения иудейской нации и взаимоотношения их с Богом Яхве. Бог избирает этот народ среди других народов мира, отделяет их, освящает, дает Закон и заключает с ними завет. А так же обещает послать к ним Мессию, Который установит Царство Божие на земле. Посредством религиозных обрядов, Бог очищает свой народ от грехов. Что же говорит иудаизм о совершенствовании человека?

«Образ Божий дается даром каждому человеку, Даже глупому, ленивому и злому. Никакой грех не в состоянии лишить его образа Божия. А вот с подобием все обстоит совершенно иначе. Оно даром не дается. Человек может и должен уподобится Богу благодаря собственным усилиям. В Талмуде об этом сказано: «Бог милосерд - будь и ты милосерден; Он милостив - будь и ты милостив; Он праведен - будь и ты праведен». Вот жизненная задача человека. Он может посвятить ее решению все отпущенное ему время, однако Бог не принуждает его делать это, ибо человек, по замыслу Божию наделенный таким важнейшим качеством, как свобода, волен отказаться от решения своей задачи и может прожить жизнь, вообще не догадываясь, что она стоит перед ним. Так что разные люди в конце жизни оказываются в разной степени уподобленными Богу, а некоторые… что ж, некоторые оказываются «не уподобленными» совсем».. Таким образом, получается, что совершенствование в иудаизме - это процесс уподобления Богу в различных Его качествах.

2.1.2 Индуизм

Весьма сложную и порой противоречивую религию представляет собой индуизм. Зародилась эта религия в долине Инда в 3 - 2 тысячелетии до нашей эры. Бог в ней представлен как некая безличная субстанция или Абсолют (Брахман), который в свою очередь имеет множество эманаций. Самые известные из них это Вишну и Кришна. Человек (Атман) всю жизнь стремится приобщиться к этому великому божеству, стать его частью, растворится в нем. Достигается это в основном тремя путями. (Хотя в индуизме к Богу ведет множество дорог, и каждый может выбрать ту, которая ему ближе).

Первый путь называется карма - морга. То есть путь деяний - праведный путь, который заключается в следовании своей дхарме (долг, обязанность, устои). Второй путь - джаньяна - морга, «путь знания». Это размышление, интуитивное углубление, обретение знания Единого Абсолюта. И третий путь - бхакти - морга, путь всепоглощающей преданности Богу, безграничное вверение себя Ему. Все эти три пути нацелены на изменение так называемой кармы, колеса перевоплощений. Индуисты верят, что могут улучшить свою карму, следуя выше упомянутыми путями, и в конечном счете слиться с Брахманом, как капля в море. Вот что говорит сам Кришна: «Всегда думай обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняйся Мне, и выражай Мне почтение. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг». Именно такое понимание совершенствования есть у индуистов.

2.1.3 Ислам

Появление ислама связано с рождением на свет в арабском племени курайш некого Мухамеда, в 570 году нашей эры. Этот человек назвал себя пророком Аллаха. Через него людям на землю был передан Коран - священная книга мусульман. Аллах - это авторитарный, самодостаточный бог, который свершает то, что ему хочется. Жизнь мусульманина находиться полностью в его руках. Он дал человеку свои правила и законы, которые тот должен беспрекословно исполнять. Для достижения спасения необходимо, чтобы количество добрых его дел перевесило количество злых. Как такового понятия совершенствования в исламе вообще не существует.

«Все мусульмане благодарны Аллаху за свою жизнь, не взирая ни на какие обстоятельства своего рождения и не обращая внимания ни на какие трудности, с которыми они могут встретиться. Они никогда не забывают о том, что жизнь - Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Бога».

2.1.4 Христианство

Православие.

Учение о совершенстве в православии сводиться к такому понятию как обожение. Первая ступень этого процесса называется Таинством Покаяния. Вот что об этом говорит иеромонах Харитон: «Однако полностью избежать грехов невозможно; человеческая природа после грехопадения прародителей утратило свое первоначальное совершенство. Для врачевания греховных ран, оставляемым в душе человека грехом, Церковью установлено Таинство Покаяния».

Далее, обожение достигается путем ведения «правильной» жизни, и в конечном счете спасения души. «Цель жизни христианина - спасение души… Некоторые из членов Церкви еще во время земной жизни своими трудами, добрыми делами, искренней любовью к Богу и Людям получают особую благодать Божию и после телесной смерти удостаиваются особого прославления на Небе (в духовном мире). Их мы именуем святыми».

Католицизм.

Понятие совершенствования в католичестве очень похоже на понятие обожения в православной церкви, но называется оно в большинстве случаев уподоблением Христу. Путь этого уподобления так же схож с путем обожения. Необходимо участие во всех церковных таинствах, обрядах, молитвах, постах и ведение благочестивой, высоко моральной жизни.

«Ничто не может происходить вне морали, т. е. вне круга ценностей, определяющих жизнь человека. Каждая личность, группа людей, общество - это определенная система норм, идеалов, запретов, которые позволяют человеку совершенствоваться».

Протестантизм.

Своим названием протестантизм обязан людям, которые вышли из лона католической церкви, пожелав строить свою жизнь на Священном Писании. И несмотря на то, что протестантизм включает в себя множество различных движений и деноминацией, все они признают безупречный авторитет Библии. Поэтому в этом пункте нашего исследования мы не будем углубляться в то, что думают по поводу совершенствования протестанты, а непосредственно перейдем к изучению Слова Божия.

2.2 Идея совершенствования в Новом Завете

.2.1 Предмет совершенствования

Непосредственное изучение данной темы мы начинаем со справедливого вопроса: что же (или кто) является предметом совершенствования в книгах Нового Завета? Поэтому в следующих трех подразделах мы оставим в стороне все размышления богословов и сосредоточимся на одном лишь Писании.

В качестве основного текста мы выбрали отрывок из 5 главы Евангелия от Матфея. Перед нами проповедь Иисуса Христа, сказанная на горе. К кому же Он обращает свои Слова?

«Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их говоря». (Мф. 5:1,2).

Итак, воззвание Иисуса быть совершенными было сказано Его ученикам. Это подтверждают и другие места Нового Завета, где употребляется данное слово. Например, Фил. 3:12, 15; 1Петра 5:10; 1Кор. 2:6; Еф. 4:12 и др.

Кто же такие ученики Иисуса Христа, и чем они отличаются от обычных людей? «Покайтесь, Ибо приблизилось Царство Небесное» - такова была самая первая проповедь Спасителя (Мф. 4:17). Те, кто желал последовать за Ним, должны были выполнить это первое условие ученичества. В другом Евангелии Иисус более обширно говорит о том, что значит быть Его учеником (Лук. 14:26 - 35).Итак, призыв быть совершенными относился только к той группе людей, которые приняли Его требования, и последовали за Ним.

Что же должны ученики совершенствовать? В найденных отрывках, где речь идет о совершенствовании, мы встречаем такие аспекты, как терпение (Иак. 1:4), вера (Иак. 2:22) и любовь (Мф. 5:43 - 48; 1Иоанна 4:17 - 18). Все они относятся к внутренним качествам человека. Но, несомненно, имеют и внешние проявления. Наше внутренне я не может себя никак иначе выражать, как только через физическое тело. Но Писание ничего не говорит о совершенствовании нашей плоти. И делает большой акцент на внутренних качествах, настаивая на том, что бы они были такими, как и у Бога. Бог плоти не имеет. Ее имел Сын Божий, когда жил на земле. И именно Сын Божий говорит нам о том, что имеет большую ценность и значение в глазах Божиих. Это вера, терпение и любовь. Получается, что эти качества имеют способность расти и умножаться. Иисус призывает слушателей к тому, что бы в их жизни это и происходило.

2.2.2 Способы совершенствования

Несомненно, ученик Иисуса Христа, услышав призыв своего Учителя к совершенству, захочет знать, каким образом ему следует этого добиваться. Следует ли ему прилагать для этого какие-либо усилия? Или же просто жить и ждать, что когда-нибудь в один прекрасный день, он вдруг станет совершенным.

Апостол Павел то же интересовался этими вопросами в своей жизни. И в своем послании к филиппийцам, он рассказывает о своих переживаниях.

« Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.

[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет». (Фил. 3:8 - 15).

В этом отрывке он перечисляет все, что он делал и пытается сделать, что бы достигнуть высшего звания во Христе Иисусе. Если мы более внимательно посмотрим на его слова, то заметим, что в первую очередь человеку необходимо изменить свой образ мышления. И изменить его не в сторону поиска своего совершенствования, а в сторону поиска Господа Иисуса Христа. Павел говорит, что мы должны познавать Его, познавать силу воскресения Его и страдания Его. Найтись в Нем. Сораспяться с Ним. Пребывать в Нем.

Сосредоточенные в сторону поиска Иисуса Христа мысли влияют на наши поступки и дела, которые в свою очередь начинают соответствовать воле Божией. Человек начинает стараться угодить Богу, больше любить, дольше терпеть и верить. Он забывает заднее. От всего отказывается ради Него, и стремиться к цели - достижению Иисуса Христа и почести высшего звания.

Найдя Иисуса Христа человек, найдет в Нем ВСЕ. В Нем обитает вся полнота всего (Кол. 2:3, 9, 10). Вера и любовь достигают совершенства через дела. Дела веры и любви (Иак. 2:22; 1 Ин. 4:7). Кроме того, человеку необходимо молиться (2 Кор. 3:9), освящаться (Евр. 10:4), приучать чувства к различению добра и зла (Евр. 5:14) и любить врагов (Мф. 5:44).

Бог же в свою очередь совершенствует нас через страдания и скорби (1 Пет. 5:10; Евр. 2:10). А так же, Он дал нам для нашего совершенствования Апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей (Еф. 4:12, 13).

2.2.3 Цель и результат совершенствования

Во первых, такой человек не постыдится в день суда, когда будет стоять пред всем воинством Небесным и самим Вседержителем (Евр. 12:33; 1 Ин. 4:17). Во вторых, там, на небесах, он найдет гораздо большее сокровище, чем - то, что потерял на земле (Мф. 19:21). И самое главное - там он в полноте достигнет своего Господа, к Которому он так стремился (Фил. 3:12).

Но так же и здесь, в земной жизни, он обретет множество благословений. Достигнув совершенной любви он избавится от страха, который так сильно калечит жизнь человеческую, пронизывая ее насквозь (1 Ин. 4:18). Так же, он будет питаться уже не молоком, а твердой пищей (Евр. 5:14). Это в свою очередь сделает его непоколебимым и укрепленным, так как он сможет претерпевать различные скорби и страдания (1 Пет. 5:10). Но, несмотря на эти страдания, он будет получать радость от большего познания своего Спасителя (Еф. 4:12, 13). И, наконец, уже здесь, на земле, он станет подобным Небесному Отцу (Мф. 5:48). И наслаждаться полнотой Его любви (Кол. 3:14). Вот далеко не полный перечень тех результатов, что ожидают христианина, откликнувшегося на призыв Мессии быть совершенным.

2.2.4 Совершенствование и освящение

Зачем опутывать себя словами?

Стараться жить как надо, но не все,

Идти тропой широкой за делами,

Минуя смерть свою на том кресте.

В запачканной одежде год за годом

Идти и знать: " Да, я уже спасен!

Прощайте грешники, я буду с Богом,

Я был омыт, Им принят и прощен".

Не надо лгать себе, кричать всем о спасенье,

Ведь если Бог не виден никому,

Что пользы от запачканной одежды?

Еще удар распятому Христу …

Как выяснили мы в п. 2.2.1, совершенствование является привилегией определенной группы людей, а именно учеников Иисуса Христа. Чем же ученики Иисуса отличались от других людей? Кроме всего перечисленного выше можно еще добавить, что тем же, чем отличались от остальных народов израильтяне, когда вышли из Египетского плена и были ведомы Господом через пустыню. Основным их отличаем, было то, что этот народ был отделен от остального языческого мира и следовал за своим Богом. Точно так же и ученики Христа отделились от остального развращенного мира и последовали за своим Учителем.

Слово, обозначающее отделение от обычных вещей и предназначенное для Господа (a`giasmo.j) в синодальной библии переведено как освящение. Именно святости хотел Господь от своего народа говоря: "святы будьте, ибо свят Я Господь Бог ваш" (Лев. 19:2). Именно святости требует от учеников и Новый Завет: "…будьте святы во всех поступках" (1 Пет. 1:15).

Совершенствование, как мы показали в п. 2.2.1, невозможно для плотского, грешного человека. И чтобы встать на этот путь необходимо покаяние и отделение от мира греха, т. е. освящение. Таким образом, мы замечаем поразительное сходство между совершенствованием и освящением. Вот что об этом пишет И. В. Каргель:

«… Мы должны быть подчинены и посвящены Господу во всем, что мы есть и что мы имеем; и наша собственная жизнь должна быть поглощена жизнью нашего Господа, как было у первых учеников. Довести это до совершенства во всяком случае не дело одного двадцатичетырехчасового дня, но дело, требующее целой жизни, время которой следует тщательно использовать. Этот процесс известен в Священном Писании под именем освящения».

Мы можем заметить параллели между совершенствованием и освящением в их целях, главной из которых является цель быть подобным Господу. Он хочет что бы мы были «подобными образу Сына, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим. 8:29). А быть подобным Иисусу Христу значит быть без греха. А это так же является еще одной целью освящения - отделение нас от греха. Дабы не царствовал грех в смертном теле нашем, что бы нам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6:12).

Еще одна общая цель - достижение небес и Бога. В послании к евреям 12:14 сказано: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не уведет Господа». В 23 стихе этой главы написано, что мы приступили «к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства».

Апостол Павел так же желал всем сердцем достичь Иисуса Христа (Фил. 3:12). А достичь Иисуса без оставления и отделения себя от грешной жизни невозможно, так как туда не войдет ничто нечистое.

Сходство между совершенствованием и освящением проявляется и в способах их достижения. Рассмотрим некоторые из них.

Познание Иисуса Христа. О роли познания Христа в совершенствовании мы подробно говорили в пункте 2.2.2 нашего исследования. Но какая же роль познания в деле нашего освящения? Все дело в том, что Иисус Христос и является нашим освящением!

«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, что бы было как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:30, 31).

Совершенствование невозможно без познания нашего Спасителя. И познавая Его мы начинаем понимать, что Он то и является нашим освящением. Сокрывшись в Нем мы отделены от мира и греха. Неудивительно, что сам Иисус призывает учеников пребывать в Нем, быть подобными веточкам, находящихся на виноградной лозе (Ин.15).

Из этого пункта вытекают два следующих общих способа совершенствования и освящения: вера и молитва (Евр.11:40). Пребывать во Христе мы можем только верою. А молитва есть общение с Богом. В этом общении рождается единство Бога с человеком, о котором молился Иисус (Ин. 17:20, 21). От такого общения лицо Моисея начинало светиться небесным светом. От такого общения сам Иисус преобразился на горе перед учениками.

Но не только общение с Отцом Небесным преображает нас в Его образ (2 Кор. 3:18), но так же и общение с Его детьми, которых Он поставил для нашего совершенствования (Еф. 4:12, 13). Все выше перечисленное подтверждает наши выводы, сделанные в ее экзегетической части.

Хотелось бы отметить еще одно средство. Это страдания и скорби. Всякий разрыв с тем, к чему люди привыкли, вызывает не радость, а боль. Но Господь пользуется этим методом для нашего же блага. Он не хочет, что бы мы были частью этого греховного мира, который идет в погибель, поэтому отрывает нас от него, не взирая на наши крики и стоны. Он хочет дать нам свой мир. И этот мир только в Иисусе Христе. Эту истину прекрасно иллюстрирует Священное Писание, когда рассказывает о странствованиях Авраама, о скорбном пути Иосифа, и, наконец, когда повествует о крестном пути нашего Спасителя. Поэтому блаженны чада Божии, готовые с радостью страдать и переносить все несчастья и скорби, встречающиеся им на христианском пути.

«Мы можем познать совершенство и стремиться к нему только по Божьей благодати, через Духа Христа, через самоотречение, неся свой крест, каждый день умирая для собственного «я» и с радостью подчиняясь Богу. Я убежден, что очень немногие люди действительно получили освящение. Многие начали идти к освящению, но не многие продолжили этот путь в покорности и самоотречении до тех пор, пока Бог действительно не очистил их сердца и не пришел в их жизнь со Своим Святым Духом».

2.2.5 Совершенствование и духовный рост

В предыдущем пункте нашего исследования мы рассмотрели сходства между совершенствованием и освящением. Теперь давайте рассмотрим такое понятие как духовный рост и попробуем найти его взаимосвязь с совершенством.

В повествовании Иисуса о Царстве Небесном, мы можем заметить одно сходство. В них заложена модель роста и умножения. В своем толковании притчи о сеятеле Он говорит:

«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». (Мф. 13:23).

В следующей, эсхатологической притче Он рассказывает снова о росте семян, где уподабливает доброе семя сынам Царствия, а плевелы сынам лукавого. (Мф. 13:38).

В других своих притчах Господь опять же говорит о росте. О росте Царствия Небесного подобно горчичному зерну на поле. И о росте Царства, подобно заквашенной муке. (Мф. 13:31, 33). Итак, если Христос уподобляет человека семени, значит что-то в человеке должно расти, умножаться и приносить плод. Но что?

В послании к римлянам 14:17, говориться, что является Царствием Божием. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Если мы начнем искать источник происхождения мира и радости, то найдем то, что они являются плодом духа.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал. 5:22, 23).

Итак, расти в человеке должен его дух. И плодоносить должен так же его дух. Теперь давайте посмотрим, при каких условиях человек может приносить плоды духа.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь; Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

Иоанна 15:1 - 5.

На лицо самое главное условие плодоношения - это пребывание в Иисусе. Если мы обратимся к п. 2.2.4 нашего исследования, то увидим, что одним из способов совершенствования является как раз пребывание во Христе! Как же чудесна премудрость Божия, что Он многообразно и много различно говорит человеку об одних и тех же вещах, что бы тот наконец то Его понял и начал слушаться! Он призывает человека к совершенству, к освящению и к плодоношению в духовном росте.

«Бог ждет от него (духа) плода, и всякий рожденный свыше должен достигать совершенства».

2.2.6 Совершенствование и любовь

«Часто ли вы встречаете христиан, которые не обманывают самих себя и других? Которые видят Бога каждое мгновение и благодарят Его за каждый прожитый день? Очень редко сталкиваюсь я с такими людьми и восхищаюсь ими, поражаюсь Божьей любви и милости. Оказывается, находясь рядом с ними, я вижу Бога и радуюсь. Снова ощущаю небесное тепло и встречаюсь с Воскресшим Христом. Понимаю, что это и есть живая вера, когда не нужны сухие слова, объясняющие истину. Просто реально вижу, что значит - жить во Христе. Стремлюсь к этому.

Обязанность каждого христианина - показать Божью любовь окружающим. Если ты еще не встречал таких людей в своей жизни, желаю тебе этого от всего сердца, что бы увидев Христа в человеке, ты понял и почувствовал сущность истинного христианства».

Говоря о совершенстве в библии, нельзя обойти вниманием один стих, который никого не оставляет равнодушным, и заставляет задуматься пытливого читателя. Он записан в послании к Галатам 3:14.

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».

Здесь говориться о совершенстве. И даже более того, о совокупности совершенства. Ключом к этой совокупности является любовь. Что же представляет собой это загадочное слово любовь?

Кроме того, что мы говорили об этом слове в пункте 1.4 и 1.7 экзегетической части нашего исследования, можно отметить, что именно она является той причиной по которой Бог послал в мир Своего Единородного Сына. И именно она находится в центре двух основных заповедей Божиих, данных человеку: любить Бога и любить ближнего как самого себя.

Апостол Павел посвятил целую главу одного своего послания этой теме (1 Коринфянам 13). Он не говорит, что такое любовь, но он говорит, чем она не является и какими качествами обладает. И самое главное - он призывает читателя: «Достигайте любви» (1 Кор. 14:1). Точно так же как Иисус призывал учеников быть совершенными, так же и Павел призывал достигать любви. Значит это важно. Тем более, что любовь и является совершенством (Гал. 3:14). Как же нам достигать ее? Как же нам исполнить эти две царские заповеди?

«Мы получили заповедь от Бога любить ближнего, а ближний делает все, чтобы мы его не любили» - говорили старцы. И все же, у апостола Петра мы находим, своего рода, формулу как достигать любви.

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:

то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».

Петра 1:3 - 7.

Основанием, или первым шагом к достижению является вера. Опять мы приходим к тому факту, что только верующие, ученики Христа могут достигать совершенства. Вера, как мы выяснили в пункте 2.2.4, так же является одним из способов совершенствования. В третьем стихе мы можем увидеть знакомую формулу. Формулу освящения: удалиться от господствующего в мире растления похотью и соделаться причастниками Божьего естества. А Божие естество это и есть уподобление Христу.

Далее, мы должны прилагать усилия, что бы в вере показать добродетель, воздержание, терпение, благочестие и наконец любовь. Не напоминает ли нам это что - то? Да, плоды духа! (Гал. 5:22,23). Их мы рассматривали, когда говорили о духовном росте в пункте 2.2.5. и наконец 8 стих говорит нам, что если это в нас все есть и умножается (!), то мы не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. Мы опять пришли к познанию Иисуса, что является способом совершенствования. Как удивительно переплетаются в Писании все эти вещи! Так и хочется воскликнуть вместе с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!»

Итак, мы пришли к еще одной грани нашей темы. Это любовь. Экзегетическое исследование подтверждает это (см. п. 1.7). И эта грань в свою очередь подчеркивает всю сложность пути совершенствования. Ведь о любви легче говорить, чем действительно так жить.

«Как часто мы требуем, что бы другие полюбили нас, ничем не желая при этом пожертвовать, ни в чем не желая отказать себе, а ведь это совершенно необходимо для того, что бы стать любимым. Но если человеку удается овладеть этим глубоким и тонким парадоксом любви и он пожелает на самом деле посвятить себя служению нуждам других, достижению им и полноты жизни, ничего не требуя и не ожидая взамен, то он будет и сам действительно любим, и достигнет полноты реализации самого себя».

Пример такой совершенной, жертвенной любви нам оставил Христос на голгофском кресте. И Он хочет, что бы мы точно так же любили своих ближних, говоря: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга… Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Иоанна 13:34; 15:13).

Важно отметить тот факт, что любовь и чувство любви не одно и то же.

«Христианская любовь и к Богу и к человеку - это волевой акт. Стараясь следовать его воле, мы исполняем Его заповедь: «Возлюби Господа Бога Твоего». Он сам даст нам чувство любви, если сочтет нужным. Мы не в состоянии вырабатывать его в себе собственными усилиями, и мы не должны требовать этого чувства, как чего-то принадлежащего нем по праву. Но нам следует помнить одну великую истину: наши чувства появляются и исчезают, Его любовь к нам неизменна. Она не становится меньше из-за наших грехов или нашего безразличия и поэтому не слабеет в своей решимости излечить нас от греха, чего бы это нам не стоило и чего бы это не стоило Ему».

И в заключении этого пункта хотелось бы вспомнить еще один золотой стих Библии: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1 Ин. 4:16).

Мы снова приходим к одному из выводов пунктов 2.2.4. и 2.2.5. Чтобы быть совершенным нужно пребывать в Господе, который есть любовь. Круг замкнулся.

2.2.7 Совершенствование христианина

«Большинство людей не хотят слышать о христианском совершенстве. Плотской ум приходит в негодование и начинает сопротивляться при всяком упоминании о чистоте сердца и о необходимости полностью отдавать свое сердце Богу».

Лорен У. Хельм.

«Ко всякому совершенству свое несовершенство привязано».

Фома Кемпийский.

«Бог хочет, чтобы мы не только уверовали в то, что Он есть и ищущим Его воздает, но и уподобились Ему. Став Его детьми, мы должны унаследовать все чудесные свойства и качества характера Христа».

Бог призывает нас к этому. Он использует для этого разные способы и дает человеку инструменты, способные совершать эту работу. С одной стороны человек сам совершенствуется, духовно растет, освящается, с другой стороны сам Бог его совершенствует, взращивает, освящает. Это возможно только благодаря органической связи с Иисусом Христом. В Нем сокрыты все благословения, сокровища премудрости и ведения. В Нем наша праведность, искупление и освящение. В Нем все обетования Божьи. Лишь пребывая в Нем, мы растем и приносим плоды угодные Богу. Итак, все, что от нас требуется, это пребывать в Нем, а Он сделает все остальное. Отсюда можно сделать вывод: совершенствование христианина возможно только во Христе!

Часть 3. Применение идеи совершенствования в христианской церкви

3.1 Проблема незнания

Прежде всего, хотелось бы отметить три основные проблемы, которые встречаются, когда идею совершенствования пытаются применить на практике. Это проблема незнания, проблема греха и проблема духовной лени.

Первая проблема заключается в том, что рядовой член церкви очень мало или даже ничего не слышал о совершенствовании христианина. Об этом редко говорят с кафедры и написано не так уж много книг. И хотя в Библии верующие и читают места по этому поводу, но все же остается очень много неясностей. Существуют так же и спекуляции в этом вопросе в некоторых церквах. Когда из человека стараются сделать супер- верующего. И не до конца разобравшись в этом вопросе, навязывают на христиан бремена тяжелые и неудобоносимые. В следствии чего, некоторые не выдерживают такой нагрузки и уходят из общины.

Чтобы избежать подобных проблем, лидерам церквей необходимо самим досконально изучить эту тему и преподнести своей общине не искаженное библейское учение о совершенствовании. Цикл проповедей или лекций помогут прихожанам понять тему в полноте. Обрывочное или неполное изложение может только навредить слушателям. Например, что произойдет, если человек начнет добиваться совершенства, не зная способов, предложенных для этого Богом? Или услышит призывы к совершенству, но не поймет его цели? Проповедники должны помнить об этих нюансах и сделать все, чтобы избежать их.

3.2 Проблема греха

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся - это проблема греха. Ни для кого не секрет, что после покаяния дитя Божие способно грешить. А грех это то, что разделяет нас с Богом, а не уподобляет Ему. Таким образом, о совершенстве не может быть и речи. Но тогда непонятно зачем же Христос призывал к нему? И разве Он не умер за грех всего мира? Вот именно здесь и происходит конфликт теории и практики, «математики» Божией и человеческой, когда человек читает в Библии одно, а в своей жизни видит совсем другое. И тогда он пытается всю свою силу воли бросить на борьбу с грехом. И вновь терпит поражение, так как творит самовольное служение. И тогда человек пытается скрыть это внутреннее зло от окружающих. У некоторых это получается лучше, у некоторых хуже. Так как внутреннее состояние сердца все равно выдают глаза, слова, поступки. И все, что скрывается внутри, становится достоянием наружности. И хочется воскликнуть вместе с апостолом Павлом: бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?!

Но кажется, что Господь ждет такого состояния от человека. Состояния осознания полной своей несостоятельности. Капитуляции. Дело в том, что только Он может избавить нас от наших грехов. И тот факт, что дитя Божие все же иногда допускает в своей жизни грех, это не значит, что оно должно жить в нем и не стремиться к совершенству. Ведь как мы определили в пункте 2.2.3. одной из целей совершенствования как раз и является действительное и практическое освобождение от греха, через пребывания в Иисусе Христе. (1 Ин. 3:6). Вот что по этому поводу пишет Ричард Фостэр:

"Когда мы приходим в отчаяние, стремясь добиться внутреннего изменения своими собственными усилиями, мы открываемся чудной истине: внутренняя праведность есть дар Божий, который нужно благодарно принять. Изменение внутреннего человека - это Божий труд, не наш. Требуется труд внутри нас, и только Бог может совершить труд внутри человека. Мы не можем ни достигнуть, ни заработать эту праведность Царства Божьего; это данная нам благодать".

Но это не значит, что с человеческой стороны ожидается полная пассивность. Напротив, что бы постоянно пребывать во Христе верующий должен придерживаться тех указаний, какие Бог оставил в своем Слове. Фостэр называет их классическими духовными дисциплинами. Именно их Господь нам дал "как средство получения Его дара. Внутренняя дисциплина дает нам возможность предоставить себя в распоряжение Бога, чтобы Он мог изменить нас". А вот как описывает этот процесс Р. Пакссон в своей книге "Жизнь в Духе":

"Через сораспятие Христу ветхого человека верующий умер для греха, совершенно освободился от власти греха, и исторгнут из когтей его. Все притязания греха потеряли силу. Таково совершенное попечение о нас благодати Божией. Но это благо может осуществиться и стать нашим достоянием лишь при условии, если верующий твердо, изо дня в день, даже и в минуту искушения, будет непоколебимо исповедывать свое сораспятие Христу и считать его за несомненную действительность.

По мере этой твердой уверенности работает и Дух Святый в том направлении, что все более превращает эту уверенность в действительность. Грех не может иметь над верующими большей власти, чем та, которую он сам ему уделяет по своему маловерию. Если грех еще имеет некоторую власть над верующим, то это бывает главным образом потому, что он не решил умереть для греха Христа ради. Мы не можем ожидать, что Бог окажет нам помощь без всякого участия с нашей стороны. Бог сделал все нужное и ожидает, что бы мы проявили нужную веру и решимость; тогда только Господь сможет осуществить наше спасение в совершенстве. По благодати ветхий человек распят на кресте и погребен; вера удерживает ветхого человека во гробе".

Итак, самое основное, что требуется от верующего это вера. И именно вера, как мы указали в пункте 2.2.2. служит одним из способов совершенствования, данных нам Богом. Получается некий тандем, в котором инициатива совершенствования принадлежит не только Богу, но и человеку. И сам Господь устраняет самую большую проблему человека - грех. Вот об этом и необходимо проповедовать с церковных кафедр. Что бы верующие оставались верующими и не падали в бессилии перед проблемой греха.

3.3 Проблема духовной лени

Переходя к анализу третьей проблемы, хочется привести пламенные слова известного христианского деятеля Ульфа Экмана:

"Тот, кто в духовной войне имеет оружие, и не использует его, тот - дезертир, помощник врагу. Поэтому дьявол не жалея ни времени, ни сил, трудится, что бы воспитать в верующих духовный пацифизм. Он обманул их, и они поверили, что не имеют ни оружия, ни способности употреблять его в деле".

Если мы повнимательнее взглянем на состояние большинства христианских общин, то обнаружим истинность слов Ульфа. Церкви захлестнул дух пассивности и лени. Даже если присутствует правильное научение, то нет желания активно повиноваться Богу, исполнять то, что Он хочет от своих детей. Повсюду слышны жалобы на немощь и духовное бессилие. Нет сил любить, нет сил прощать, нет сил смиряться. И вина за все это складывается обычно на кого угодно, но только не на них самих. И становится соль не солона и свет тусклым. А причина вся в духовной лени. Человек, зная заповеди Божии и способы их исполнения, ленится их исполнять. Ленится читать Слово Божие, без пребывания в котором, человек вновь становиться рабом своих греховных желаний (Ин. 8:31- 36). Ленится молиться. А без молитвы человек легко впадает в различные искушения (Лк. 22:40, 46). И многое другое человек ленится делать для того, что бы пребывать во Христе, подобно веточке на лозе. И в следствии чего нет ни силы, ни желания, и одни сплошные «духовные проблемы».

Но давайте взглянем на Новый Завет, а особенно на послания. Большая часть их есть призыв к благочестивой жизни во Христе Иисусе. Увещевания, ободрения, призыва к святости - вот чего не хватает современным церквам. Не хватает людей, которые, горя своими сердцами умели бы зажигать сердца других. Иногда кажется, что вера похожа на «добрый» вирус. И носитель этого вируса способен «заражать» им тех людей, с которыми он общается. Но как ни печально, в последнее время появилось больше людей знающих как надо верить, чем верующих. И своевременно современным христианам задать себе следующий вопрос: «В вере ли я?».

Как же бороться с этой проблемой? Ответ прост. В первую очередь самому не лениться, бодрствовать и молиться, и побуждать к этому остальных.

3.4 Полноценное служение в Теле Христа

Говоря о практическом применении идеи совершенствования, следует отметить, что он касается буквально всех сфер христианской жизни. Ведь христианину, который идет этим путем становиться все легче и легче прощать обиды, смиряться, любить ближних и Бога. Так как он живет Богом и Бог живет в нем. Появляются силы для свидетельства, так как из его чрева текут реки воды живой, которую обещал Христос верующим в Него. Появляются силы вести победную жизнь в борьбе с греховными искушениями. Проповеди такого человека полны мира и мудрости. А примером его христианской жизни заражаются другие. Таких людей не очень много, но их узнают, и ими восхищаются. Многие из них были великими проповедниками и миссионерами. Такие как Тейлор, Весли, Сперджен. Если взглянуть на их жизни, то мы увидим, что они практикуют все те способы совершенствования, о которых мы говорили в пункте 2.2.2. нашего исследования. Это и выделение большего времени на молитву и изучение Слова Божьего. Это и перенесение страданий, и самоотречение ради любви к ближним.

Все эти способы сами по себе не делают нас совершенными. Они, как сказал Фостэр, лишь погружают нас в почву, в которой Бог взращивает нас. В его книге эти способы названы духовными дисциплинами. Что бы практиковать их необходимо переступить через свою лень. Если не практиковать, то человек лишается условий пребывания во Христе, предписанных Богом. И следовательно исторгнется как ветвь и засохнет. А такие ветви собирают и бросают в огнь (Ин. 15:6). И ни о каком полноценном служении в Теле Христа не может быть и речи. Так как мы можем служить друг другу, если только находимся в Теле Христа, и функционируем как единый организм.

Итак, необходимо дисциплинировать себя и ежедневно практиковать духовные дисциплины. В данной работе разбирать их особо нет необходимости. Но хотелось бы просто перечислить некоторые из них по книге Ричарда:

-дисциплина молитвы

-дисциплина поста

дисциплина изучения

дисциплина уединения

дисциплина размышления

дисциплина покорности

дисциплина служения

дисциплина исповеди

И в конце следует задаться вопросом: а практикую ли я хотя бы три из вышеперечисленных дисциплин? Если же нет, то не только мое совершенствование под вопросом, но и сама духовная жизнь на грани исчезновения.

Заключение

иисус евангелие матфей совершенство

Целью данной работы ставилось осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48. А так же всей идеи совершенствования в Новом Завете.

В первой части было произведено экзегетическое исследование основного отрывка, где Иисус призывал слушателей к совершенству.

Во второй части были установлены критерии, связанные с самой идеей совершенствования. Такие как предмет, способы и цели совершенствования. А так же рассмотрены различные параллели, связанные с этой темой и богословские обоснования, основанные на текстах Нового Завета и трудах различных христианских авторов. Вкратце был сделан экскурс в основные мировые религии, что бы понять значение темы совершенствования уделяемое в мире. Так же была определена многогранность темы в Новом Завете и положение христианина и Бога, занимаемое по отношению к ней.

Третья часть работы была посвящена выявлению практического применения идеи совершенствования для современных христианских общин, и проблемах, связанных с этим.

Следует отметить, что данная работа не призвана отвечать на волнующий многих спорный вопрос: «Может ли христианин при земной жизни достигнуть совершенства?» Само слово совершенство не подразумевает человеческий идеал, а служит синонимом слова зрелость. Иисус призывал нас к духовной зрелости. Чтобы мы уподобились Богу в тех качествах, которые передаются человеку от Него. Есть атрибуты Божии, которые не передаются и не могут передаваться человеку. Такие как всемогущество, всеведение, вездесущность и т. д. А есть атрибуты, которые не только могут передаваться, но которые Он с радостью хочет передать людям. Такие как любовь, милосердие, прощение, милость, терпение и т. д. Бог хочет, чтобы его дети были зрелыми. А признаком зрелости является любовь и все духовные плоды. Нам не дана линейка, с которой бы мы подходили к людям и измеряли их совершенство. Хотя кое-что мы и можем увидеть зрением веры. В полноте же нас может оценить только Бог. А для нас оставлено хорошее повеление апостола Павла: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). Аминь.

Список используемой литературы

Русскоязычная литература

1.Авраменко Г. И. Се, гряду! - Майкоп, б/и, 2000г.

2.Б. Ньюман Б. Стойн Ф. Комментарии к Евангелию от Матфея. - СПб.: Российское библейское общество, 1998.

.Библейская энциклопедия. - М.: Российское Библейское Общество, 1996.

.Библейский справочник Геллея / Сост. Геллей. Г. - ХМТ, Торонто, 1984.

.Брюс Мецгер. Текстология Нового Завета. - М.: Библейско - богословский институт св. Ап. Андрея, 1996.

.Греческо-русский словарь Нового Завета. - Российское Библейское Общество, Москва, 1997.

.Каргель И. В. Христос освещение наше. - б/и.

.Кемпийский Фома. О подражании Христу. - Брюссель, 1983.

.Льюис К. С. Просто христианство. - SGP, Чикаго,1990.

.Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. - CLV, Bielefeld, 2000.

.Новая Женевская учебная Библия. - Hanssler - Verlag, 1998.

.Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русском языке. - СПб.: Российское Библейское Общество, 2001.

.Пакссон Р. Жизнь в Духе. - Киев, б/и, 1993.

.Пауэлл Джон. Почему я боюсь любить. - Москва, б/и, 93 г.

.Православие для всех / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). - Кострома 2000.

.Рукайя Максуд. Ислам. - М.: «Гранд», 1998.

.Симфония с ключом к греческим и еврейским словам. - Bob Jones University, 1998.

.Скотт Р. У. Нагорная проповедь. - СПб.: Мирт, 1996.

.Тарасенко А. Иисус и полнота времени. СПб.: Библия для всех, 2000.

.Тенни М. К. Мир Нового Завета. - М.: М. Б. И. «Логос», 1990.

.Толкование четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов. - Славянское Евангельское Общество, Ред. П. Харчлаа, 1992.

.Толковый словарь русского языка. - М.: Ред. Ушакова, Том 4, 1994.

.Фостэр Ричард. Прославление дисциплины. - ОМ 1988.

.Хельм Лорен У. Голос в пустыне. - СПб.: АСХ, 2001г.

.Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават - гита. - Бхактиведанта Бук Траст, 1984.

.Экмон У. Жить побеждая. - Москва, б/и, 1993.

.Энциклопедия. Религии мира. - М.: «Аванта +», Том 6, Часть 1, 1999.

Иноязычная литература

1.Aland K. Aland B. The Text of the New Testament - Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans, 1989.

2.Balz H. Schneider G. Exegetical Dictionary of the New Testament. - Grand Rapids: Ererdmans, 1990 - 1993.

.Bruse M. Mezger. A Textual Commentary on the Greek New Testament. - Second Edition, 1994.

Похожие работы на - Осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!