в течение целой ночи (Путь в Святую Землю, 1995).
4. Реликвии (останки) Христа, притягивающие туристов
Святая Земля всегда будет самой притягательной святыней для паломников, однако в мире было много других святых мест, привлекающих христиан. Они были связаны с чудесами, именами святых, мучеников, и верующие шли туда, желая отдать дань уважения и почерпнуть вдохновение.
Слово «реликвии», по-латыни - «останки», т.е. вещи, некогда имевшие отношение к почитаемым людям. Реликварий - это хранилище для реликвий - преимущественно небольшие по размеру останки: фрагменты мощей святого или вещи, когда-то ему принадлежавшие. Во всех мировых религиях ревностно относились к святым реликвиям.
Культ поклонения реликвиям возник примерно через столетие после смерти Христа, сначала с особой силой проявившись в отношении к мученикам того времени. Их останкам с благоговением поклонялись; вскоре они стали обретать чудесные, порой даже магические свойства: исцеляли болезнь, лечили от бесплодия, помогали получить большой урожай, достичь благосостояния или успеха. Со временем за обладание реликвиями стала разгораться борьба - их крали, покупали, продавали, делили на всё большее количество чатей. Это делалось либо для получения баснословных барышей, либо из благочестивых побуждений (Тардже, 1998).
Нам сегодня трудно понять, почему на протяжении долгих столетий реликвии занимали столь важное место в умах христиан. Чтобы преодолеть впитанный с молоком матери скептицизм в этих вопросах, нужны достоверные свидетельства подлинности; мы привыкли немного надменно и с высока взирать на невежественную доверчивость живших до нас людей. Но истинная ценность реликвий заключается не в их подлинности. Это осязаемые напоминания о Иисусе Христе и великих святых помогают сердцу человека раскрыться навстречу любви и милосердию Господа. По большому счёту, подлинность той или иной реликвии не имеет значения, поскольку её главное предназначение - помочь человеку обрести веру.
Как писал Тардже Дж., в случае Иисуса Христа говорить о его физических останках нету смысла. В Новом Завете сказано, что на 3й день после распятия он восстал из мёртвых, а через 40 дней вознёсся на небо. Между смертью Христа и положением во гроб прошло всего несколько часов, но даже мысль о сохранении частей его тела для поклонения была отвратительна его ученикам, ведь сам он учился относиться к телам мёртвых с уважением, а по закону Моисея прикосновение к трупу делало человека ритуально нечистым. Поскольку мощей Христа остаться не могло, большая часть относящихся к нему реликвий связана с его крестными муками и смертью.
.1 Слёзы в хрустальном потире
Евангилие повествует о том, что Иисус плакал, воскрешая Лазаря и сокрушаясь о судьбе Иерусалима. Об обладании одной или несколькими святыми слезами заявляли многие монастыри, церкви и соборы. Эти священные реликвии, в прочем, как и другие, были вывезены из Святой Земли крестоносцами. Наибольшую известность получили святые слёзы, хранившиеся в церкви Святой Троицы в Вандоме. Они трепетно дрожали в украшенном бриллиантами хрустальном потире и в средние века привлекали бесчисленные толпы паломников. В годы Французской революции это святыня была похищена. С тех пор о слезах Христа в хрустальном потире больше никто не слышал.
4.2 Терновый Венец
От начала крёстных мук до самой смерти голову Иисуса покрывал терновый венец. Многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов Спасителя.
В Израиле терновник настолько широко распространён, что римским солдатам, издевавшимся над осуждённым, не составляло большого труда сделать из него венец, символизирующий корону, который вполне мог иметь от 20 до 40 шипов. На протяжении столетий, по крайней мере 150 церквей заявляли об обладании одним из этих шипов, что ставило под сомнение подлинность многих реликвий. Единственным возможным объяснением значительного увеличения числа шипов расщепление их на кусочки, чтобы поделиться частью святыни с другими храмами. Каково бы ни было объяснение этого явления - сверхъестественное, мирское или попросту мошенническое - во многих церквях хранится по одному или более шипов.
4.3 Явления Девы Марии
Большая часть святынь, посвящённых Деве Марии, не имеет реликвий, хотя во многих местах ей поклоняются, стоят статуи, которые время от времени плачут или улыбаются, иногда их головы украшают венки из никогда не увядающих цветов.
Образ Девы Марии являлся многим. Чаще это происходило с теми, кто вёл уединённый образ жизни: отцами церкви, уходившими в пустыни, отшельниками, удалявшимися в скиты, монахами в уединённых кельях. Обычно это были ночные видения. Пресвятая Дева обещала им небесные награды за благочестие.
Несколько святых римско-католической церкви оставили описания того, как им являлся образ пресвятой Девы, с которой они беседовали как дети с любящей матерью. Стиль у повествований нежно-страстный. Такого рода видения очень редко приводили к паломничеству в те места, где они случались, - возможно, потому, что связаны с личными психологическими переживаниями и духовными потребностями, а не с явлениями общественного характера.
Образ Девы Марии являлся не только мужчинам, но и женщинам, посвятившим себя служению Богу и позднее канонизированным, таким как Святая Екатерина Сиенская и Святая Тереза. Их видения характеризует обычно страстное стремление к мистическому слиянию со своим Богом; образ Девы Марии они видят реже, как правило, это сопряжено с ипостасью матери Божественного Сына.
Екатерина, послушница монастыря Дочерей Милосердия в Париже, имела все задатки святой. С ранних лет она постилась по пятницам и субботам, а в 23 года стала готовиться к поступлению в монастырь. Через несколько ночей в уединённой капелле ей предстал образ Пресвятой Девы: в святилище сидела удивительной красоты женщина, на колени которой молившаяся Екатерина доверчиво положила руки.
Специального паломничества, связанного с видениями Екатерины, не существует, хотя в монастыре Дочерей Милосердия в Париже посетители могут поклониться её мощам, хранимым в стеклянном гробу под алтарём капеллы.
4.3 Места Святой Елены
В ратуше Колчестера стоит статуя Елены, матери одного из самых могущественных римских императоров, содействовавшего распространению христианства,- Константина Великого. Факты свидетельствуют о том, что Елена родилась в Малой Азии, около 255 года. Но независимо от фактов имя Елены стало легендарным благодаря её собственным неустанным усилиям по розыску и сбору святых христианских реликвий.
В 326 году, когда Елене было уже за 70 лет, она отправилась в путешествие в Иерусалим с намерением найти там крест, на котором распяли Христа. С её стороны этот шаг оказался мудрым, поскольку в тот самый год Константин казнил за измену своего сын Криспа, а в следующем году его жену Фаусту.
С конца IV века имя Елены связывают с находкой креста на холме Голгофа. Нужное место она увидела во сне и приказала землекопам копать. Именно здесь были найдены три креста. В некоторых источниках сообщается, что для определения, на каком из них был распят Иисус, она подводила к каждому по очереди калеку и молилась об исцелении. Два креста никак на калеку не подействовали, но прикоснувшись к третьему, он тут же исцелился. Сразу стало ясно, что Спаситель был распят на этом кресте.
На том месте, по указанию Елены, возвели церковь. Отважная женщина взяла частицу креста и два найденных рядом гвоздя с собой и поместила их в святилище новой церкви Святого Креста в Иерусалиме.
5. Древние паломники о святых местах
Православие - духовное поле русской культуры, пронизывающее и сам язык литературы и традиции, определяющие её мировидение.
И одной из движущих сил, породивших замечательный тип русских странников, паломников к Святым местам был взыскующий порыв. Он звучит ещё в былинах, в которых предстаёт не просто паломничеством, а путём преодоления собственной греховности, трудным путём жизни, в котором и соблазны, и тяжкие испытания. Среди которых неотступно повторяется стремление
… во славный Иерусалим град,
И ко Гробу Господнему да помолитися,
И ко честным мощам да причасишися,
И во Иордан реки да искупатися.
Светло, незамутнённо звучит очистительный порыв в первом дошедшем до нас описании «Хождения в Святую Землю игумена Даниила», который начинает свой повествование с того, что называет себя недостойным, худшим из всех монахов, одержимым многими грехами («Путь в Святую Землю, 1995).
Обратимся к тем источникам, в которых паломники средневековья купцы Коробейников и Юрий греков характеризуют святые места, говорят о своих впечатлениях после их посещения.
Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова.
Московский купец, а есть предположение, что подъячий, Трифон коробейников, которому приписывалось авторство этого «хождения» был участником посольства Ивана грозного в Царьград и на Афон, отправленного в 1582 г. с милостыней на помин души убиенного отцом царевича Иоанна Иоанновича. В 1593г.-1594г. Коробейников побывал в Царьграде и в Иерусалиме с дъяком М. Огарковым, посланным опять с милостыней, но уже заздравной, на рождение у царя Федора Иоанновича царевны Феодосии.
Но самое популярное на Руси «хождение» Трифона Коробейникова (известно около 400 его списков) на самом деле лишь позднейшая обработка сочинения Василия Позднякова (2-я половина 16 в.) Это установил историк И.Е. Забелин. Публикуя «Путешествие морских купцов с Москвы и хождение их во Царьград и в Антиохию, и во Иерусалим, и во Египет, и в Синайскую гору, И.П. Сахаров отметил, что их «путешествие» сделалось народным.
В лето 7090, в Марте, Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всея Руси, послал с Москвы в Царьград, и во Антиохию, и во Александрию, и во святый град Иерусалим, в Синайскую гору, и во Египет к патриархам, и ко архиепископам, и епископам, и архимадритам и игуменам по сыне своем, по Царевиче Иване Ивановиче, милостыню довольну, с Московскими купцами, с Трифоном Коробейниковым, да с Юрьем Грековым, а сними ездил своей охотою Московский жилец, Федор, крестечной мастер, да с ними ж Государь послал 500 рублев в Синайскую гору на сооружение церкви великомученницы Екатерины, где лежало тело ея по представлении на горе ангелы хранимо.
О монастырях.
Внутрь святого града Иерусалима семь монастырей стоит и доднесь, а пение божественное в них совершается не во всех: многие пусты от поганых турков. Первый монастырь Пречистыя Богородицы Одиштрии, второй - великомученика Димитрия, четвертый монастырь - великомученика Георгия, пятый -святого архистратига Михаила. В том монастыре живут старцы Саввина монастыря, и в том монастыре трапеза была каменна велика и высока; поганые турки разбиша верх у тоя трапезы, и много лет стояша без верха. Старцы же Саввина монастыря Моисей и Кестодий приндоша в Московское царство, ко царю и великому.
О пещере, где был предан Христос.
От гроба Богородицы саженей десять до пещеры, где был Христос предан Иудой евреям за 30 серебренников. Пещера по ту сторону Кедронского потока, при Елсонской горе.
Близ пещеры, на расстоянии брошенного человеком камня, к югу от нее, есть место, где Христос ночью молился отцу своему. В ту же ночь он был предан евреям на распятие и сказал: «Отче, аще возможно есть, то минет чаша сия Меня».На месте том ныне создана небольшая церковь. Оттуда до гроба Иосафатова далее полета стрелы. Иосафат был царем Иудейским, и поэтому это место зовется Иософатовой тесниной. Вблизи нее находился гроб Иакова, брата Христа.
Елеонская гора на юго-востоке от Иерусалима. От Гефсимании входить на Елонскую гору очень высоко, на расстоянии трех полетов стрелы.
О пещере, где Христос начал учить Своих учеников.
Тут создана большая церковь и пещера внизу под алтарем. В этой пещере Христос учил своих учеников петь «Отче наш». Оттуда саженей девяносто, на самом верху Елеонской горы, совершилось вознесение Христово.
О пещере, где Христос постился сорок дней.
Высоко в горе Гаваонской находится пещера, где постился Христос сорок дней и проголодался. Тогда пришел дьявол и хотел его искусить, сказав: «Если ты Сын Божий, то прикажи, чтобы камни превратились в хлеб».
Вблизи пещеры был дом пророка Елисея, его пещера и колодец. От Иерусалима до Феодосиева монастыря шесть верст. Монастырь стоит на горе, огражден стеною, виден от Иерусалима. Посреди монастыря большая пещера, в которой волхвы ночевали, когда спасались от Ирода. Здесь ныне покоится прах Феодосия и многих святых, в этой же пещере покоится прах Феодосия и многих святых, в этой же пещере похоронена мать святого Саввы и мать Феодосия.
Где Петр отвергался от Христа и трижды горько плакал.
Недалеко от этого места есть глубокая пещера, в нее ведут тридцать две ступени; в этой пещере горько плакал апостол Петр из-за своего отречения от Христа. Над этой пещерой и построена церковь во имя апостола Петра. На той же стене против престола стоят святые мощи великомученицы Екатерины: гробница сделана из белого мрамора, на гробнице же узоры вырезаны предивные, а длина ее полусажени. Мы дали на сооружение церкви великомученицы Екатерины 500 рублей.
О Синайском монастыре.
В Синайском монастыре всех церквей и приделов двадцать пять, а во всех Божественная служба совершается. А монастырь стоит между двух гор, а келей в нем триста, все каменные; а ограда каменная же; а на вратах градных две пушки лежат; а братий в нем девяносто; потому что им великое насилие от беззаконных арабов. А тех арабов дал благочестивый Иустиниан на монастыри четыреста семей; а ныне их добре много, а живут вокруг монастыря и по пустыне; и приходят те арабы на всякий день по двести человек, и все те емлют оброки свои с монастыря; муку пшеничную, и соль, и масло, и лук. Когда же старцы корма не дадут, и они старцев камением бьют за монастырем. И видели великое насилие от тех Арабов старцам Синойской горы, и как они могут терпеть от них великое насилие. А старцы в том монастыре к Богу добре подвижны.
О кораблях.
Корабли в раифе на черном море разделаны без железных гвоздей, щиты веревками финиковыми, а конопачены серою горячею, а не соломою, а гвоздя железного и потому в кораблях нет, что в море камени магнита много, и тот магнит привлекает к себе железо. Видели же на Черном море, как из Индии корабли пришли, и привезли гости два вола (индийские) черных; промеж рог сядет человек у них, а длина рогов у них пять пядей, вокруг рога пять пяди. А церковь в Раифе Успения Пресвятыя Богородицы стоит она в монастырском дворе Синайской горы, и в той церкви лежат мощи святые Марины. Поклонимся святым местам и мощам.
Моисей даровал из горы каменной 12 источников, а те 12 источников текут беспристрастно денно и нощно и до сего дни; вода в них горячая течет, а повыше тех источников течет источник, имя ему Мерра, а вода в нем холодна и горька. А от тех фиников, что Моисей насадил, от корней их сад великой расплодился, а тот сад - святая гора Синайская.
О Синайской горе.
И приходим во пречестный монастырь Синайская горы. И священницы, и все братия, архиепископ и игумен Синайский горы со креста за полпоприща от монастыря встреча Патриарха принесли к патриарху крест серебрян на блюде. Он же взем у игумена всю братию благословил. К нам же приходил игумен и целовал нас и глаголиша: благодарим Господа Бога, сподобившегося видеть православного царя посланников. И потом начала нас братия обнимати и целовати, с великою любовью и слезы лила от радости.
Преображение Господа нашего Иисуса Христа вымощена мрамором белым да синим, а камень выкрошен красками разными
Мы ж поклонились святым образам и подошли к правой стороне алтаря: а алтарная стена в груди человеку возделана широка.
О церкви Святая Святых.
От церкви Воскресения до Святая святых несколько больше двух полетов стрелы. Церковь дивно и хитро создана, мозаика внутри, и красота ее несказанна. Церковь круглая, внутри расписана хитро и несказанно, стены ее облицованы плитами различного мрамора, пол выложен красным мрамором. Круглых столпов под верхом, кругом стоящих, - 12, а четвероугольных столпов - 8, дверей - 4, покованных медью и позолоченных. Верх изнутри исписан мозаикой хитро и несказанно, а снаружи верх обит медью позолоченной.
Под самым верхом высечена в камне пещера, где был убит пророк Захария; тут были гроб его и кровь, ныне же их нет. За пределами этой пещеры, под тем же верхом, был камень, где Иаков сон видел, здесь же лестница была до неба и ангелы сходили и поднимались по ней. Тут с ангелом встретился Иаков, и встав ото сна, сказал: «Се место - дом Божий и ее врата небесные суть». На этом же камне пророк Давид видел стоящего с обнаженным оружием ангела и секущего людей Израиля. Тогда он влез в эту пещеру и плакал моляся Богу: «Господи! Это я согрешил».
О горе, где императрица Елена поставила крест.
На Крите есть высокая гора, где царица Елена поставила большой кипарисовый крест на изгнание бесов и на исцеление всяких недугов, вложила в этот крест гвоздь, которым прибит Христос при распятии.
Житие и хождение Даниила, игумена русской земли.
Совершил «хождение» в Святую Землю в 1104-1107 г.г. «Житие...» не только самое древнейшее описание паломничества в святую землю, но и одно из первых замечательнейших созданий древней русской литературы. Его язык емок и красочен, повествование вдохновенно, наблюдения - точны и разнообразны, духовный кругозор - широк. Это «житие...» было на Руси распространено и чтимо, о чем говорят 150 известных сегодня его списков. Вот оно:
Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами. Недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и видел святые места, обходил всю землю Галилейскую и святые места около града Иерусалима, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал в тех Святых местах. И видел все своими очами грешными, что беззлобивый Бог позволил мне увидеть и что я долгое время жаждал увидеть...
Кто путешествовал со страхом Божиим и смирением, тот не погрешит никогда против милости Бога...И вот описал свой путь и места святые и не горжусь и не хвалюсь своим путешествием, что будто бы сотворил доброе дело.
Написал о путешествии ради верных людей. Да кто услышит (или прочтет) о местах святых, устремился бы душой и воображением к этим святым местам, и Богом будет приравнен к тем, кто совершил путешествие в эти места.
О пути в Иерусалим.
От Царьграда по заливу идти триста верст до Средиземного моря, до лимана на острове Мармара сто верст. Это первый остров на мраморном море. Здесь добрый лиман и город Эрекли, где многие святые мученики были потоплены мучителями. До города Абидоса 80 верст. Против этого города покоится прах святого Евфимия нового. Оттуда до острова Крита 20 верст, тут выход на средиземное море, налево путь в иерусалим, направо на Афон, к Селуню и к Риму. От Крита до острова Тенеда верст 30. Это первый остров в Средиземном море на пути, здесь покоится прах святого мученика Авудима.
Против того острова на берегу был великий город именем Троя, тут апостол Павел утверждал христианство.
Об острове Кипре.
Кипр - очень большой остров, множество в нем жителей, обилен всем добром. В нем 20 епископов, 1 митрополия, а останков святых покоится в нем множество. Здесь хранится прах святого Епифания, апостола Варнавы, святого Зинона, епископа Трифолия, которого крестил Павел.
О Иерусалиме.
Город стоит в дебрях, около него высокие каменные горы. Когда подходишь близко к городу, то сперва виден столп Давидов, а затем, пройдя еще немного, видны Елеонская гора, церкви Святая Святых и Воскресения, где хранится гроб Господен, а затем виднеется весь город. Тут, недалеко, находится пологая гора, на этой горе люди слезают с коней, молятся и поклоняются церкви Воскресения и на виду города.. Бывает тогда радость великая всякому христианину, увидевшему святой город, плачут люди от радости. Никто не может не прослезиться, увидев желанную землю и святые места, где Христос претерпел мучения ради дюдей. Отсюда все пешком идут с радостью великой к городу.
По пути на левой стороне стоит церковь Стефана Первомученика, на этом месте он был убит камнями, в этой церкви находится его гробница. Здесь, близ городской стены, находится плоская каменная гора, которая треснула во время распятия Христа, и зовется это адом. Входят в Иерусалим все люди с великой радостью воротами, со стороны Вифлеема. Это ворота Вениаминовы. Как войдешь в город, на правую сторону путь идет в церковь Святая Святых, а на левую - к церкви Воскресения, где хранится гроб Господен.
6. Древнее Христианство за рубежом
6.1 Сантъяго-де-Компостела (Испания)
Святой Иаков, рыбак и брат Иоанна крестителя - первый мученик среди апостолов: в 44 г н.э. царь приказал его казнить в Иерусалиме. С седьмого века существует придание о посещении Иаковом Испании и распространении там Евангелия. Согласно легенде, останки Святого перевезли туда и захоронили неподалеку от Компостелы, где их обнаружили в 813 г.н.э.
Останки Святого Иакова провозгласили священной реликвией, гробницу - святыней. В начале X века на том месте возвели церковь, ставшую вскоре известным центром паломничества, привлекавшим тысячи людей со всей Европы. В 997 г. мусульманская армия Аль-Мансура разграбила город и разрушила храм, но верующие продолжали стекаться к месту священного захоронения.
К XI веку Компостела уже в одном ряду с такими крупнейшими центрами паломничества , как Рим и Иерусалим, и пилигримы, совершившие туда нелегкое путешествие, с гордостью носили на полях шляп свой знак доблести - изображение раковины гребешка.
В 1077 г. было принято решение о строительстве нового, более величественного собора; работы начались в июле следующего года, при его строительстве использовались технические достижения того времени. Личность главного строителя Бернара Старшего и по сей день окружена ореолом таинственности. Он приехал из Франции вместе с бригадой из пятидесяти каменотесов. Все они были не столько ремесленниками, сколько художниками, умевшие обрабатывать каменные глыбы в точном соответствии с указаниями. Бернару помогал архитектор по имени Робер.
Столетия спустя после начала работ Бернаром Старшим собору потребовалась перестройка. Эту задачу решал испанский архитектор мастер Матео в 1168-1188 г.г. Впоследствии, по мере того как все больше и больше паломников отправлялись в долгий и опасный путь, чтобы поклониться святыне, к Iосновному зданию постоянно пристраивались новые части. В XVII - XVIII в.в. храм снаружи покрыли многочисленными барочными украшениями, но его интерес остался прежним.
6.2 Неаполь (Неаполь)
История Святого Януария, покровителя Неаполя, уходит корнями к IV в.Святой Януарий принял христианство совсем молодым человеком и со временем получил сан епископа. Он попал в немилость к правителю Кампаньи, который повелел отдать его на растерзание диким зверям. Однако животные его не тронули, и тогда он был обезглавлен.
Сто лет спустя христиане вырыли тело Януария из земли и очень удивились тому, что его останки не сгнили, а свернувшаяся кровь начала по каплям сочиться. Они аккуратно собрали как можно больше крови в стеклянные флаконы и сохранили ее вместе с телом в небольшой церкви. Несколько раз в год в знак неизменного благоволения святого городу его кровь из твердого состояния переходит в жидкое.
Некоторые верующие убеждены в том, что скорость, с которой разжижается кровь Святого Януария, указывает на меру благополучия, которое он собирается даровать жителям Неаполя. Время от времени, особенно в дни некоторых годовщин, перед собором собираются огромные толпы неаполитанцев - для поклонения голова выставляется на алтарь. Собравшиеся молятся, архиепископ встряхивает большой флакон с кровью и подвигает его ближе к голове. Если все идет хорошо, черная жидкость краснеет и иногда начинает пениться. Тогда архиепископ поворачивается лицом к собравшимся и объявляет: «Свершилось чудо!» При этих словах люди начинали петь и подбрасывать в воздух тысячи платков.
Собор, возвышающийся в центре старого города, - один из шедевров французской готики, п пышно украшенный склеп с витиеватыми бронзовыми дверями, разноцветьем мрамора, многочисленными золотыми и серебряными деталями, как и отделка алтаря - типичные образцы итальянского Ренессанса.
Религия сегодня для неаполитанцев - «часть образа жизни, а не воскресный ритуал.
6.3 Уолсингем (Англия)
На протяжении пятисот лет в Уолсингем стекались пилигримы со всей Англии и из-за ее пределов, чтобы взглянуть на святой дом, который, как говорили, был построен по указанию Девы Марии. Ныне это место вновь стало одним из центров поклонения христиан.
Одной набожной даме было видение: Пресвятая Дева перенесла душу этой дамы в Назарет и повелела построить копию святого дома, в котором Иисус жил ребенком. Вскоре там, где было видение, забили два источника, что восприняли как знак, подтверждающий эту истину.
В средневековой Европе уже существовало несколько таких святых домов. Самый известный - в Лорето, что в Италии. Говорили, что его туда перенесли из Назарета ангелы. Пресвятая Дева с помощью ангелов перенесла его на 200 метров - туда, где ему надлежало стоять; к этому святому месту начали стекаться паломники, твердо уверовавшие в то, что это английский Назарет.
Через некоторое время дом обнесли каменными стенами и покрыли соломенной крышей. Позже в XI в. монахи-августинцы построили там большой монастырь и поддерживали святой дом, а в XIII в. неподалеку от него свой монастырь основали францисканцы, дававшие приют все большему числу пребывающих в Уолсингем паломников.
«Здесь исцелялись многие больные, - сообщается в старинном отчете о предзнаменованиях и чудесах, - хромые начинали ходить, слепым возвращалось зрение, даже мертвые оживали. Исцелялись больные проказой...»
В XVI в. святыня эта была разграблена и разрушена (во времена Реформации), статую Пресвятой Девы сожгли, и паломников почти не стало, - лишь наиболее преданные и ревностные верующие изредка приходили поклоняться этому святому месту.
В начале XX века один энергичный викарий английской церкви восстановил святыню на новом месте. Католики не могли допустить, чтобы их обошли представители другого направления христианства, и восстановили старую святыню. Теперь их оказалось две, причем обе находятся не там, где стояла древняя святыня: англиканская церковь построила свою в самом городке, а католики - примерно в одном км. от него. Тем не менее представители двух религиозных течений активно сотрудничают, особенно в дни праздников, посвященных Деве Марии, когда в Уолсингем стекаются многочисленные паломники.
.4 Святые места исламизма, христианства, буддизма
Ислам.
Слово «Мекка» стало синонимом паломничества далеко за пределами мусульманского мира, но лишь приверженцы ислама имеют право посещать самый священный из всех городов -тот, в котором родился Мохаммед. Всем мусульманам предписывается по крайней мере раз в жизни совершить паломничество в Мекку, и в какой бы части света они не находились, во время молитв им следует обращать лицо в сторону Мекки. Мусульмане из всех стран мира тысячелетиями стекаются в Мекку.
В 40 или 42г. Мохаммеда призвал Аллах и сделал его пророком. 622 год - начало мусульманского летоисчисления.
В число основных моральных обязательств мусульманина и ритуалов, которые он должен соблюдать, входят так называемые пять основ: вера в в единственного живого Бога; молитвы не менее пяти раз в день; раздача милостыни нищим; постоянное паломничество в Мекку. Символ веры мусульман сформулирован короче, чем в любой другой религии : «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед пророк его.»
Медина - второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество. Здесь похоронен пророк, именно отсюда он выступил в поход на Мекку, чтобы подавить сопротивление противников своей веры.
Индуизм.
Золотой храм. В период с VII по XII в.в. многочисленные исламские набеги на Индию оказали разрушительное влияние на древнюю религиозную культуру народов северной части Индостана, но в каждую ее часть труднее захватчикам было проникнуть, и она оставалась неизменной. Религиозное течение сикхизм и до сих пор существует в Индии.
Святые места индуизма.
Индуистский храм являет собой земное подобие небесной обители божества. В архитектуре такого храма могут быть отражены очертания священной горы, где живет божество. Каждое утро индуистское божество пробуждается ото сна звоном колокольчика, а потом его омывают водой с благовониями. К его удовольствию здесь курят ладан, приносят в дар еду и молоко, украшают помещение цветами, одевают ему на шею венки и гирлянды. Часто здесь играет музыка и дева-дасис танцует эротический танец. В ночное время храм закрыт - бог спит.
Храм в Мадурае.
Обитель божества, которому посвящен храм. Начинается с небольшого помещения, называемого Домом чрева. Он невелик, его размеры лишь позволяют участникам ритуальной процессии гуськом семь раз в направлении по часовой стрелке обойти лингам, стоящий в центре. Из многих тысяч таких храмов, разбросанных по всей Индии, самый восхитительный в Мадурае.
Буддизм.
В основе буддийского вероучения лежит внутреннее стремление человека к духовному озарению, или нирване, достигнуть ее помогают медитация, мудрость и высшие моральные ценности. У буддистов тоже есть свои святые места в долине р. Ганг, где Будда жил и умер.
Пилигримы, направляющиеся ко всем буддийским святыням и храмам, так рассчитывают сроки паломничества, чтобы прибыть к цели в один из четырех знаменательных дней каждого месяца, приходящихся на начало четырех фаз Луны, причем наиболее благоприятным из них для буддиста является полнолуние. В святом месте оставляют приношения из цветов, дают немного еды монахам или монахиням, поддерживающим там порядок, обычно здесь горит светильник, символизирующий мудрость и просвещенность, курятся благовония, символизирующие чистоту.
Дворец Потала.(гора Будды)
Стены здания покрывают великолепные фрески. В храме Джоканг находится огромная статуя Будды, богато украшенная драгоценными камнями.
Боробудур.
Это крупнейший монастырь на острове Ява, в Индонезии. «Боробудур» обозначает «много Будд». Этот храм называют «храмом учения»,поскольку он раскрывает мировоззрение Будды в зрительной форме.
На вершине храма в центре самой высокой террасы расположена Святыня Лотоса. Она символизирует высшее достижение - переход в состояние нирваны (медитации), последнюю смерть и переход к новой жизни.
Заключение
Итак, в древности люди стремились спасти свою душу, замолить грехи у Гроба Господня. Это был огромный духовный труд, очищающий и облагораживающий.
Что же толкает верующих на путь странствий сейчас. Ведь не только красота или исторический интерес к святым местам. Или, может, паломниками движут лишь предрассудки и суеверия. Что могут дать такие путешествия современным людям.
К какой бы вере ни принадлежал человек, какой бы религии ни придерживался, он не будет совершать зло, потому что общим у всех мировых религий является проповедь любви и добра. Если прочитать мудрые мысли из священных книг религий мира, можно в этом убедиться.
Христианство: «Не судите, да не судимы будете... И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Иудаизм: «... почитай отца твоего и мать, не убий, не прелюбодействуй, не кради....»
Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».
Индуизм: «Одно и то же повторил божественный голос:... «владей собой, давай, будь сострадательным»».
Буддизм: «... можно улучшить свою участь, если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».
Даосизм: «Совершенно мудрый все сделает для людей и все отдает другим».
Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».
Возможно, нам грозит утрата духовности, и паломники, отправляясь в такие путешествия, стремятся обрести ее вновь. Как писал Уильям Блейк, паломничество может научить нас «видеть небеса в полевом цветке» и умещать в ладони «бесконечность».
Как в древности людям необходимо было посещать святыни, так и сейчас паломники стремятся очиститься от скверны. Вера и поклонение упомянутым святым местам очищают душу человека, приближают его к Богу.
Список использованных источников
1.Арабаджян А.З. Истоки духовности: религия и атеизм. М.: Наука, 1993
2.Ветхий Завет. М.: Изд-во «Евангелие и Реформация», 2003.
.Всемирная энциклопедия. Религия. Минск, «Современный литератор», 2003.
.Георгий В.С. К Святой Земле под парусом. М.: Изд-во «Надежды», 1992.
.Данилов Д.Д., Белицкая, Г.Э. Иванова Н.В. Человек и человечество. М.:,2006.
.Молодёжь и религия. Минск: Изд-во «Беларусь», 1975.
.Новый Завет. М.: Изд-во «Евангелие и Реформация», 2003.
.Путь в Святую Землю. М.: Изд-во «Лепта», 1995.
.Розанов В.В. Около церковных стен. М.: «Республика», 1995.
.Тардже Дж. Мир Паломничества. М., 1998
11.http://www.google.com/search Поисковая система Google
12.http://www.jerusalemshots.com Сайт посвящённый Иерусалиму