Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности организации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,43 Mb
  • Опубликовано:
    2011-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности организации

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности организации

.1 Внешнеэкономическая деятельность как фактор улучшения положения организации на рынке

.2 Оособенности внешнеэкономической деятельности

.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

. Внешнеэкономическая деятельность ООО «ВИД»

.1 Общая характеристика ООО «ВИД»

.2 Экономический анализ внешнеэкономической деятельности ООО «ВИД»

. Мероприятия по расширению внешнеэкономической деятельности ООО «ВИД»

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Правительством России намечена стратегия развития внешнеэкономической деятельности, включающая в себя четыре этапа, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматривающий мероприятия, закладывающие каркас всей модели внешнеэкономической деятельности на ближайшие годы. Основные из них - изменения практики лицензирования и контроля за экспортом и введение единого валютного курса рубля.

На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурсной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммерческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу.

Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном итоге получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции

Процесс вхождения российской экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности.

В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия. Для эффективного управления финансами необходимо систематически проводить анализ поставок, осуществляемых предприятием, для того, чтобы определить наиболее выгодные с точки зрения получения прибыли контракты; основным содержанием этого является комплексное системное изучение договоров предприятия.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в России продолжается работа по развитию системы внешнеэкономических отношений и одновременно ее совершенствование, т. к. в вопросе международной торговли наша страна является новичком. Аналогичные проблемы существуют и в ООО «ВИД»

Рынок продукции специального назначения весьма специфичен и подвержен государственному регулированию («Государственная программа вооружений на 2001-2010г.», «Концепция развития военной и специальной техники на период до 2015 года», «Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса на 2006-2010гг.»)

Указанные выше программы подразумевают концентрацию оборонного заказа на ограниченном числе оборонных предприятий («ядре ОПК») и изменения приоритетов закупки от запасных частей в последние годы

Реализация продукции иностранным государствам требует специфических навыков, знаний, умений.

Цель выполнения данной работы - анализ внешнеэкономической деятельности на примере ООО «ВИД».

Объект исследования - ООО «ВИД».

Предмет исследования - организация внешнеэкономической деятельности, мероприятия по расширению внешнеэкономической деятельности и оценка их эффективности.

Для достижения поставленной цели выделим ряд задач.

Во-первых, привести теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности в современных условиях.

В-вторых, дать общую характеристику организационно-хозяйственной деятельности ООО «ВИД».

В-третьих, дать рекомендации по улучшению внешнеэкономической деятельности ООО «ВИД».

Для проведения исследования, изложенного в данной работе, была использована следующая информационная база:

-       нормативно-правовые акты.

-       статистическая информация. Отраслевые каталоги и справочники, данные Госкомстата России.

-       научно-публикационная литература. К данной группе информационных источников можно отнести учебники и публикации.

-       финансовая отчетность предприятия.

-       положения о внутреннем распорядке предприятия, приказы.

Информацией для исследования служит учебно-методическая литература, научные экономические издания.

1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности организации

 

.1 Внешнеэкономическая деятельность как фактор улучшения положения организации на рынке


Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Рассмотрим рисунок 1.














Рисунок 1 - Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

В числе признаков внешнеэкономической сделки можно назвать:

. Специфический круг источников, регулирующих сделку. В отличие от «внутренней сделки» внешнеэкономическая сделка (контракт) находится в сфере действия гражданского (торгового) права нескольких государств. Соответственно, возникает проблема выбора применимого национального права для регулирования такой сделки. Кроме того, государства заключают международные договоры для того, чтобы упорядочить, привести к единообразию процесс заключения, исполнения и прекращения внешнеэкономических сделок. Яркий пример такого договора - Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Содержание таких сделок во многом предопределяется и применимыми к сделке международными торговыми обычаями.

. Перемещение товаров через государственную границу (на таможенную территорию другого государства). Данный признак характерен не для всех внешнеэкономических сделок. Например, согласно ст. 2 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. к экспорту приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передачи его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу (т.н. толлинговые операции).

В некоторых случаях, перемещение товаров через государственную границу выступает квалифицирующим признаком внешнеэкономической сделки.

. Нерезидентность одного из контрагентов. В большинстве случаев внешнеэкономический контракт (сделка) характеризуется тем, что заключается с партнерами-нерезидентами, т.е. лицами, находящимися под юрисдикцией другого государства.

. Использование иностранной валюты. При расчетах используется валюта, которая как минимум для одной из сторон является иностранной. Соответственно, возникает проблема перевода обязательства, выраженного в иностранной валюте, в национальную валюту, а также проблема страхования валютных рисков от изменения стоимости национальной валюты. Это в свою очередь влечет за собой появление в контракте специального раздела - «Валютная оговорка», содержащего привязку денежного обязтельства, к какой либо стабильной валюте, валютной корзине, международной денежной (расчетной) единице (Евро, СПЗ) или драгоценному металлу (золотовалютная оговорка). Кроме того, использование иностранной валюты влечет за собой применение валютного законодательства, абсолютное большинство норм которого носит императивный характер.

. Специфика рассмотрения споров, вытекающих из внешнеэкономических контрактов. Такие споры могут быть предметом рассмотрения, как государственных арбитражных судов, так и международных коммерческих арбитражей.

Признание контракта внешнеэкономическим означает, что он попадает под особый режим регулирования. Однако такое признание во многом зависит от позиции органов таможенного и валютно-экспортного регулирования. Для каждого из органов, осуществляющих контроль за внешнеэкономической деятельностью резидентов РФ важен свой признак, наличие которого они признают обязательным в конкретном внешнеэкономическом контракте.

Для таможенных органов первостепенный интерес представляют те сведения, которые обычно указываются в, т.е. связанные с пересечением товаром таможенной границы. Для органов валютного контроля важны, прежде всего, условия о платежах и расчетах. Для налоговых органов наряду с наличием в контракте валютной оговорки важно отражение различной государственно-территориальной принадлежности сторон контракта, поскольку от этого зависит правомерность использования участниками сделки налоговых льгот.

Таким образом, проблема квалификации сделки как внешнеэкономической и применение соответствующих этому правовых последствий переносится на местный уровень. Эту проблему в каждом конкретном случае в каждом конкретном государственном органе вынужден решать каждый участник ВЭД в отдельности, используя существующую нормативную базу. От того, как умело он будет оперировать предоставленными ему возможностями, зависит судьба внешнеэкономической сделки и экономический эффект от нее.

Осуществление внешнеэкономической деятельности предполагает проведение различных операций, подразделяемых на основные и обеспечивающие (рисунок 2).














Рисунок 2 - Внешнеторговые операции

На сегодняшний день ориентация на внешний рынок является чрезвычайно важной для России. Выход на международный рынок предприятия дает ряд положительных моментов и для предприятия и для страны:

-       фактор дополнительного стимулирования стабилизации национальной экономики;

-       гибкость предприятия реагировать на изменение внешнеэкономических факторов;

-       повышение технологического и технического уровня, что приводит к росту предприятия;

-       рост конкуренции в предпринимательстве.

В основе внешнеэкономической деятельности лежит независимость и самостоятельность в:

-       выборе ассортимента и объема продукции, которую хотят производить;

-       внешнего рынка;

-       иностранного капитала;

-       форм внешнеэкономической деятельности, с помощью которых можно выходить на внешний рынок.

Главной причиной возникновения и развития внешнеэкономических связей между странами является международное разделение труда.

Основные направления развития внешнеэкономических связей в современных условиях:

-       восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

-       использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

-       повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

-       изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

-       обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:

-       обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;

-       развитие торговли;

-       рост обмена научно-техническими знаниями;

-       международную миграцию рабочей силы.

В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:

-       внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

-       изменения структуры производства и потребления;

-       использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

Внешнеэкономическую деятельность предприятия классифицируют по ряду признаков.

. По профилю деятельности:

а) производство экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке;

б) чисто внешнеторговые операции, посреднические услуги, финансово-страховые, транспортные операции.

. По характеру внешнеторговых операций различают:

а) экспортеров, импортеров;

б) специализированных посредников, таможенных брокеров.

. По организационно-правовым формам:

а) коммерческие организации (хоз. товарищества, производственные кооперативы);

б) государственные муниципальные предприятия;

в) некоммерческие потребительские ассоциации, союзы.

Новым направлением в развитии внешнеэкономических связей России стало установление прямых связей предприятий России с промышленными и коммерческими фирмами и предприятиями зарубежных стран. Эти предприятия образуются на основе долевого участия отечественного и зарубежного капитала

1.2 Оособенности внешнеэкономической деятельности


В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов хозяйственной деятельности предприниматели выходят на международный (мировой) рынок, т. е. осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Термин "внешнеэкономическая деятельность" в теории и практике хозяйственной деятельности стал употребляться не сразу. Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности. Предпосылки для использования понятия внешнеэкономической деятельности появились лишь тогда, когда сотрудничество между организациями и гражданами различных стран вышло за рамки внешнеторговых операций и начало осуществляться в области международного производственного сотрудничества и кооперации, международной инвестиционной, лизинговой и некоторых других видов деятельности. Последние стали рассматриваться в рамках общей категории - внешнеэкономической деятельности.

Понятие внешнеэкономической деятельности в Федеральном законе "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)" (ст. 1). Определение имеет собирательный характер, т. е. закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности. Однако открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической детальности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения.

Российское законодательство определяет отдельные виды внешнеэкономической деятельности. В частности, оно содержит понятие внешнеторговой деятельности, которое определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

В литературе дается собирательное понятие внешнеэкономической деятельности, включающее открытый перечень видов такой деятельности, аналогично содержащемуся в ст. 1 Закона об экспортном контроле, либо оно определяется авторами в самом общем виде, а в экономической литературе еще и как совокупность функций "экспортноориентированных предприятий".

В соответствии с российским законодательством и практикой его применения понятие внешнеэкономической деятельности можно определить как деятельность, направленную на совершение внешнеэкономических сделок.

Для надлежащего изучения правового регулирования внешнеэкономической деятельности одного ее определения недостаточно. Следует также выделить особенности, а также определить и проанализировать ее структуру.

Особенности, характеризующие внешнеэкономическую деятельность:

под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью. Вместе с тем организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, а также публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. К примеру, граждане чаще всего становятся ее участниками при осуществлении международной инвестиционной деятельности: учреждении юридических лиц за рубежом, приобретении акций (долей) иностранных юридических лиц и др. ;

внешнеэкономическая деятельность - это, как правило, предпринимательская деятельность, хотя иногда может и не быть таковой. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ;

субъекты внешнеэкономической деятельности совершают фактические и юридические действия, например проведение переговоров и совершение сделок;

направленность на совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства; иностранные юридические лица и иные правоспособные организации; иностранные государства и иные публичные образования; международные организации.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством и практикой его применения понятие внешнеэкономической деятельности можно определить как деятельность, направленную на совершение внешнеэкономических сделок.

1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ


К законам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, относятся следующие: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О таможенном тарифе»; «Об иностранных инвестициях»; «Таможенный кодекс Российской Федерации».

Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам.

Как показывает практика, участников ВЭД вследствие непомерно жесткого публично-правового регулирования ВЭД более волнуют не проблемы квалификации сделки как внешнеэкономической (в подавляющем большинстве случаев таких вопросов не возникает ни предпринимателя, ни у контролирующих органов), а проблемы взаимоотношений с контролирующими органами, в первую очередь это налоговые и таможенные органы. Именно они вызывает наибольшее беспокойство, споры, конфликты при реализации российским предпринимателем внешнеэкономической сделки.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

-       выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами ;

-       разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

-       осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

-       сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

-       подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

-       координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

-       осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества

Федеральное устройство России предполагает распределение полномочий между центральными и местными органами, обеспечивающее единство и целостность внешнеэкономической политики.

Федеральный уровень управления внешнеэкономической деятельностью обеспечивают центральные органы исполнительной власти.

Министерство внешнеэкономических связей РФ (МВЭС РФ) участвует в формировании внешнеэкономической политики и контроле за ее реализацией, разработке механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами, осуществляет оперативное нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: выдает в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров, контролирует экспорт товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования и др.

Министерство экономики РФ разрабатывает экономическую и внешнеэкономическую стратегию и формирует механизм ее реализации: привлечение иностранных инвестиций, осуществление совместных программ и проектов, использование иностранных кредитов, участие в установлении экспортных и импортных пошлин и др.

Министерство финансов РФ осуществляет руководство валютными резервами страны.

Важная роль в регулировании внешнеэкономической деятельности принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) участвует в разработке и реализации таможенной политики: разрабатывает ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, организует работу таможенных органов, взимает таможенные пошлины и др.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю РФ координирует межотраслевые вопросы контроля над внешнеэкономической деятельностью: надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторская проверка участников внешнеэкономической деятельности.

Российский экспортно-импортный банк РФ является банком - агентом Правительства РФ и осуществляет функции по финансированию экспорта.

Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России.

В соответствии с законодательством субъекты РФ республики, края, области - могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции, формировать и реализовывать программы внешнеэкономической деятельности, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам внешнеэкономической деятельности за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. Министерство внешнеэкономических связей в соответствии с Положением об уполномоченных министерства внешнеэкономических связей РФ делегирует на местах. В краевых административных регионах при главах администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей.

Хозяйственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью обеспечивают торгово-промышленные палаты.

Торгово-промышленная палата является общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемирному развитию всех видов предпринимательства.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

-       оказание помощи предпринимателям и предприятиям,

-       содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,

-       содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,

-       предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

2. Внешнеэкономическая деятельность ООО «ВИД»

 

2.1 Общая характеристика, структура и функции органов управления ООО «ВИД»


Организационно-правовой формой бизнеса выбрано ООО - общество с ограниченной ответственностью. Это дает обширные возможности с точки зрения законодательства.

Общее собрание участников ООО решает вопросы управления персоналом, мотивацию труда работников и т.д.

Целью деятельности ООО «ВИД» производство конкурентоспособного и высококачественного электрооборудования, позволяющего удовлетворять потребности отечественного и зарубежного рынков и государственного заказа.

Его деятельность направлена на развитие высокого научно - технического и кадрового потенциала, культуры производства, поддержку всех инновационных проектов.

Основная деятельность:

-       производство, ремонт, модернизация и сбыт электротехнических систем различного назначения;

-       сбыт электрооборудования для специальной и гражданской техники;

-       создание электронных и электрических систем управления, систем пожаротушения, газотурбинных агрегатов и агрегатов турбонадува, электрооборудования, пожарных насосов.

Одновременно с разработкой и производством новых изделий значимым направлением бизнеса ООО «ВИД» является модернизация находящихся в эксплуатации изделий электрооборудования и других электромеханических систем, что позволяет значительно повысить их характеристики и ресурс.

ООО «ВИД» реализует продукцию собственного производства зарубежным заказчикам.

На предприятии наблюдается линейно-функциональная структура управления

Рассмотрим организационную структуру управления ООО «ВИД» на рисунке в Приложении 1. В организации работает 200 человек, из них половина занята на высокотехнологичном производстве. На рисунке в силу специфики рассматриваемого вопроса, более подробно изложен блок заместителя генерального директора по внешнеэкономическим связям, который насчитывает 60 человек.

При линейно-функциональной структуре управление осуществляется линейным руководителем через подчиненных ему функциональных руководителей, каждый из которых имеет право руководить подчиненными подразделениями (исполнителями) в пределах порученных им функций.

Директор не может постоянно контролировать каждого работника. Поэтому осуществляет контроль через своих заместителей, каждый из которых руководит исполнителями в пределах своих функциональных обязанностей.

Данная структура по свидетельству авторов многих учебников является крайне малоизменчивой и долго перестраивающейся к внешним изменениям, что может негативно сказаться в условиях такой быстроразвивающейся отрасли, в которой приходится работать организации.

На предприятии наблюдается тип организационной структуры, который может вызывать сложности в коммуникационных процессах.

Организационная структура предприятия включает в себя подразделение заместителя генерального директора по внешнеэкономическим связям ООО «ВИД» (Приложение 1). В обязанности этого подразделения входит проведение исследования целевых рынков сбыта, организация продвижения продукции, заключение договоров, соответственно на международном уровне.

Функции структурных подразделений блока заместителя генерального директора по внешнеэкономическим связям:

-       I. Бюро разработки технических предложений занимается формированием технических предложений на разработку/модернизацию продукции,

-       II. Бюро маркетинга и продвижения продукции проводит исследования спроса на целевых ранках сбыта (А 1.1), маркетинговое обеспечение разработки продукции (А 1.2), организацию и проведение демонстрационных показов для заказчиков (А 3.2), анализ мероприятий по продвижению продукции (А 3.3). Бюро переводов осуществляет перевод всей необходимой для работы документации.. Бюро поставок продукции: подготовка организационной документации (А 4.1), формирование и согласование технико-коммерческого предложения (А 4.2), подготовка и согласование договора (А 4.3), сопровождение и контроль ОКР (опытно-конструкторских работ) в интересах Заказчика» (А 5.1), организация исполнения договора (А 5.2), оперативное управление исполнением договора» (А 5.3). Бюро финансов и отчетности:

-       формирование отчетности по результатам исполнения договоров в отчетный период;

-       анализ эффективности продаж;

-       формирование документов, необходимых для бухгалтерского учета;

-       формирование детального отчета по внутренним потребителям;

-       формирование статистической отчетности;

-       закрытие паспортов сделок.. Бюро сопровождения проектов проводят все необходимые работы, связанные с сопровождением проектов.

Наибольший объем работ выпадает на службу продвижения продукции и на отдел реализации, которые также заняты в структуре внешнеэкономических отношений ООО «ВИД». Процесс заключения договора внешнеэкономических отношений представляет собой систему действий сторон в ходе согласования условий договора. Начальным этапом являются предварительные переговоры, которые ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей обеих сторон. Если у сторон возникает взаимная потребность, то принимается решение о заключении договора (контракта). Затем одной стороной (инициатором) оформляется договор, который направляется контрагенту на согласование.

Таблица 1 - Виды контрагентов ООО «ВИД»

№ п/п

Контрагент

Вид договора

Исключительные условия

1

Иностранный заказчик

Внешнеторговый контракт

Заключается предприятием на поставку продукции гражданского назначения (Приложение 3, 4)

2

Государственный посредник

Договор комиссии

Гос. посредник, обладая лицензией на ведение ВЭД в области ВТС по поручению ООО «ВИД» заключает внешнеторговый контракт с иностранным заказчиком на поставку продукции военного назначения. Гос. посредник является контролером внешнеторговой деятельности предприятия

3

Головные исполнители

Договор поставки

Головные исполнители - предприятия РФ, имеющие лицензию на осуществление внешнеторговой деятельности без участия гос. посредника

 4

Соисполнители (исполнители составной части)

Договор поставки

Соисполнители, как правило, имеют договор поставки с головными предприятиями, а изделия ООО «ВИД» являются составными частями изделий соисполнителя. Продукция поставляется в экспортном исполнении по ценам, учитывающим уровень экспортной цены на готовое изделие соисполнителя


Договора, заключаемые блоком заместителя генерального директора по ВЭС.

. Договор поставки спецпродукции - поставки продукции спецназначения на экспорт через головные предприятия.

. Договор поставки продукции гражданского назначения - прямые поставки гражданской продукции на экспорт.

. Договор комиссии - поставка продукции спецназначения на экспорт через государственного посредника (ФГУП «Рособоронэкспорт»).

Предметом договора может являться: организация участия в международной выставке, организация и содействие в проведении испытаний на территории инозаказчика, заключение контракта с инозаказчиком на поставку продукции и т. д

. Договора возмездного оказания услуг

-       оказание специалистами ООО «ВИД» консультационных услуг представителям инозаказчика по эксплуатации и ремонту продукции;

-       оказание туристических услуг (в т. ч. отелями за рубежом) для организации командирования за рубеж представителей ООО «ВИД»;

-       услуги по транспортировке и экспедированию грузов за рубеж (в т. ч. услуги по авиотранспортировке);

-       услуги экспресс-доставки корреспонденции и грузов по России и за рубеж;

-       оказание консультационных услуг, связанных с организацией внешнеэкономической деятельности;

-       оказание услуг по контролю качества и приемке продукции и другие договора

. Договора транспортного страхования грузов - страхование грузов и гражданской ответственности при вывозе имущества на испытания, для участия в выставках за рубежом.

. Договор конфиденциальности - обеспечение ФАПРИД (Федеральное агентство по защите результатов интеллектуальной деятельности) конфиденциальности сведений предоставленных ООО «ВИД».

. Лицензионный договор (ФАПРИД) - предоставление неисключительных прав на использование результатов интеллектуальной собственности с целью производства продукции и ее реализации на экспорт.

. Договор агентирования - организация командирования представителей ООО «ВИД» на международные выставки, испытания и т. д.

На ООО «ВИД» действует положение о едином порядке рассмотрения, заключения, хранения договоров, в котором определен порядок прохождения гражданско-правовых договоров на заводе. Все договора подлежат заключению в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах правоспособности юридического лица, установленных учредительными документами, с соблюдением финансовой дисциплины. Установленный этим Положением порядок рассмотрения, заключения, регистрации и хранения договоров, является единым для всех. Рассмотрение договоров включает в себя подготовку, согласование, визирование, заключение договоров.

Процесс согласования договоров на ООО «ВИД»

. Исполнитель готовит проект договора, просматривает его, проверяет, приложены ли все необходимые документы, оформляет на него лист согласования. Передает договор руководителю структурного подразделения (СП) на визирование.

. Руководитель СП решает вопрос о необходимости заключения данного договора, просматривает наличие всех необходимых документов и всех существенных условий договора.

. Заместитель ГД по направлению определяет необходимость заключения договора в целях стратегического развития и обеспечения эффективной деятельности предприятия.

. Финансовый отдел и заместитель ГД по стратегическому развитию и финансам при визировании обращают внимание на порядок расчетов, форму расчетов, указание банковских реквизитов, на соответствие валютному законодательству, суммы, утвержденные по бюджету движения денежных средств.

. Отдел бюджетирования и экономического анализа и заместитель генерального директора по экономическим и юридическим вопросам при визировании договора обращают внимание на соответствие доходов суммам, утвержденным в бюджете, стоимость, принцип формирование цены, соответствие затрат суммам, заложенным в бюджете.

. Директор ООО обращает внимание на соотнесение суммы договора с балансовой стоимостью активов предприятия и соблюдение, в связи с этим, всех условий подписания договора и ограничений по ним, наличие в договоре условий, позволяющих вести бухгалтерский учет операций по договору.

. Юридический отдел осуществляет правовую экспертизу договора и внесенных в него замечаний, на соответствие требованиям законодательства. Если все правомерно, то проводится регистрация договора с присвоением договору регистрационного номера.

. Если после юридического отдела у договора выявлены недочеты, он предается исполнителю на доработку. Если договор согласован, то он подписывается Генеральным директором. Затем существует 2 варианта:

а - 1 экземпляр договора направляется контрагенту, 2-ой экз. договора в юридический отдел на хранение.

б - 2 экземпляра подписанного договора направляется на дальнейшее оформление в адрес контрагента, после чего прослеживается его возвращение на предприятие.

. Контрагент получает и рассматривает договор и направляет в ООО «ВИД».

. Исполнитель проверяет полученный договор от контрагента на наличие протокола разногласий. Если протокола нет, то передает оригинал договора на хранение в юридический отдел.

. После получения протокола разногласий исполнитель проходит стадию подписания аналогичную визированию договора, включая в Лист согласования визирующих, исходя из сути разногласий.

. Юридический отдел получает договор (протокол разногласий), обеспечивает хранение.

Для договоров, заключаемых службой по внешнеэкономической деятельности, существуют несколько условий оплаты по договорам.

. Договора комиссии на прямые экспортные поставки (в т. ч. оказание услуг), позволяющие предъявлять НДС к возмещению

.1. Без предоплаты и других авансовых платежей:

.2. Предусматривающие авансовый платеж в размере согласованном в контракте с Инозаказчиком.

. Договора с головными предприятиями на поставку продукции и оказание услуг для инозаказчиков:

.1 договора без предоплаты и других авансовых платежей. (В настоящее время принимаются меры для исключения договоров данного вида из практики работы)

.2. Договора, предусматривающие авансовый платеж до 50 % включительно.

.3. Договора, предусматривающие авансовый платеж более 50 %, включая 100 % предоплату со стороны покупателя

. Договора на закупку имущества и оказание услуг с иностранными контрагентами. Заказчик - ООО «ВИД». Поставка продукции и оказание услуг осуществляется только после 100% предоплаты со стороны ООО «ВИД», либо оплата за поставленное имущество или оказанные услуги - по факту отгрузки имущества или предоставления услуг.

2.2 Экономический анализ внешнеэкономической деятельности ООО «ВИД»

внешнеэкономический торговый сотрудничество кредитный

ООО «ВИД» - ведущее предприятие в сфере разработки и производства электротехнических изделий и электронной аппаратуры для специальной и гражданской техники

Состав и количество потребителей данной продукции сформировались на протяжении многолетней работы предприятия. В связи с этим одной из ключевых задач сбытовых служб ООО «ВИД» на 2009 год являлось повышение эффективности организации работы с потребителями спецпродукции с целью увеличения пакетов заказов. Благодаря реализации поставленной задачи, в 2009 году была существенно увеличена доля продукции специального назначения в общем объеме продаж за пределы России: 76% против 69% в 2008 году.

Данная ситуация отражена на диаграмме (см. рисунок 3.)

Рисунок 3 - Структура продаж за пределы России в 2009 году

Сравним данные, отраженные на рисунке 1 с данными за 2008 год. Как мы видим, в 2008 году доля спецпродукции в объеме продаж составляет лишь 69%, значения остальных показателей превышают значения 2009 года.

Рисунок 4 - Структура продаж за пределы России в 2008 году

Следует заметить, что в 2007 году доля спецпродукции составляла лишь 54% в общем объеме продаж. Продукция гражданского назначения составляла четверть объема продаж. Поскольку реализация продукция спец.назначения является для предприятия более прибыльной, то основной упор в период с 2007 по 2009 года был сделан именно на реализацию продукции спец. назначения. Как мы видим на рисунке 3, на котором отражен рост продаж спец. продукции до 76%, воплощение поставленной задачи было реализовано.

Предприятие добилось роста продаж спец. продукции, прежде всего за счет расширения сбытовой сети, а также укрепления партнерских отношений с уже существующими заказчиками.

Немалую роль играло внедрение новых номенклатурных позиций в разделе спец. продукции, а также работа под заказ, поскольку ряд уникального оборудования, выходящий из строя на различных предприятиях, требует замены.

Рисунок 5 - Структура продаж за пределы России в 2007 году

В 2009 году увеличение объемов продаж производилось за счет расширения географии рынка сбыта, активизации работы с потребителями на рынке стран СНГ и оптимизации схемы сотрудничества между предприятиями, которая осуществляется в рамках межправительственных соглашений о производственной кооперации оборонных отраслей промышленности. Увеличение объемов продаж привело к повышению полученной предприятием прибыли на 28% в 2009 г. по сравнению с 2008, позволило произвести дополнительный набор персонала, предоставив тем самым дополнительные рабочие места.

Большой интерес вызывают страны, в которые осуществлялись поставки продукции. Приведем данные в виде следующей таблицы 2.

Таблица 2 - Покупатели продукции ООО «ВИД» за пределами РФ

Страна

Тип продукции

2007 год, %

2008 год, %

2009 год, %

1

2

3

4

5

Белоруссия

Гражданская продукция

3,4

1,5

1,5


Продукция двойного назначения

2,7

2,3

1,3


Спецпродукция

8,3

9,6

11,2

Итого:


14,4

13,4

14

Украина

Гражданская продукция

2,5

2

2


Продукция двойного назначения

2,8

1,4

0,8


Спецпродукция

8,6

9,7

11,5

Итого:


13,9

13,1

14,3

Индия

Гражданская продукция

3,4

1,7

1,6


Продукция двойного назначения

1,5

1,3

1,2


Спецпродукция

13,5

17,8

19,6

Итого:


18,4

20,8

22,4

Казахстан

Гражданская продукция

7

3,5

2,5


Продукция двойного назначения

3,7

1,5

0,9


Спецпродукция

11,2

14,9

15,1

Итого:


21,9

19,9

18,5

Китай

Гражданская продукция

6,4

5,5

5,4


Продукция двойного назначения

2,9

1,7

0,3


Спецпродукция

6,4

8,9

10,1

Итого:


15,7

16,1

15,8

Иные страны

Гражданская продукция

2,3

2,8

3


Продукция двойного назначения

1,4

1,8


Спецпродукция

6

8,1

8,5

Итого:


9,7

12,7

12


Как мы видим, доля продаж спец. продукции увеличивается с 2007 по 2008 г. Следует заметить, что объемы поставляемой продукции по остальным категориям остались неизменны, но доля их сократилась за счет повышения объемов реализации спец. продукции.

Проведем анализ договоров в свете выяснения валюты, с помощью которой происходит оплата продукции.

Таблица 3 - Анализ валюты в структуре доходов от реализации

Наименование валюты

2007 год, %

2008 год, %

2009 год, %

Доллар США

60

55

43

Евро

40

45

57


Как мы видим, в 2009 году 57% доходов от реализации продукции иностранным государствам происходило при помощи евро. Оплата долларами США также имеет место и приносит 43% дохода от реализации в иностранной валюте. Доля участия доллара в оплате продукции сокращается. Сокращение участия доллара при международных расчетах - общемировая тенденция. Видимо, это связано с тем, что потребители представляют данную валюту как не столь надежную и стабильную, по сравнению с евро. Но знать, в какой валюте, какая часть продукции оплачена недостаточно. Большое значение также имеет вопрос о том, сколько контрактов при помощи какой валюты оплачено. Рассмотрим таблицу 4.

Таблица 4 - Анализ валюты в структуре договоров

год

Доллар США

Евро

2007 г., %

80

20

2008 г., %

63

37

2009 г., %

44

56


Из данной таблицы мы видим, что 60% внешнеэкономических контрактов, заключенных ООО «ВИД» оплачены при помощи евро. Доля участия доллара с 2007 по 2009 год сократилась с 80% до 40%. Многие покупатели продукции ООО «ВИД» предпочитают использовать при оплате контрактов евро, нежели доллар.

В ООО «ВИД» для определения целесообразности заключения договора рассчитывается эффективность экспортной операции. Неэффективные сделки не заключаются.

Достаточное условие эффективности экспорта (показатель экономической эффективности экспорта > показателя эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке > 1)

В результате анализа предпочитаемой валюты мы сделали вывод о том, что при оплате продукции чаще используется евро. Проведем расчет эффективности экспортной операции, если валютой оплаты будет служить евро. Определим эффективность экспортной операции. Допустим, ООО «ВИД» имеет возможность реализовать на внутреннем и внешнем рынках партию стендового оборудования для проверки электрооборудования для электровозов. Объем партии составляет 32 штуки. Необходимо определить, в каком случае выгоднее реализовать продукцию на внутреннем рынке, а в каком на внешнем.

Проведем расчет эффективности данной экспортной операции. Для удобства и наглядности все данные упорядочим в табличной форме в Приложении. Как показывают расчеты, в первом варианте при курсе 43 руб./евро экспортная операция будет эффективной, так как показатель эффективности составляет 1,38 (>1), т.е. выполняется достаточное условие эффективности экспорта (показатель экономической эффективности экспорта > показателя эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке > 1), и целесообразной, даже если существует возможность реализовать продукцию на внутреннем рынке, так как показатель эффективности при реализации стендового оборудования отечественным потребителям составляет 1,13.

При курсе 45 руб./евро выгоднее продать данную продукцию на внешнем рынке, так как показатель эффективности экспорта составляет уже 1,43 (>1,13), т.е. выполняется необходимое условие эффективности экспорта.

При курсе 50 руб / евро эффективность повышается: 1,56 >1,13.

Рассчитывая показатели валютной эффективности экспорта, видно, что пограничным значением валютного курса в нашем случае будет 34 руб./евро. При снижении курса рубля ниже этой отметки ООО «ВИД» получает выгоду от поставки своей продукции на внешний рынок. Девальвация рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров (порог минимально допустимой экспортной цены снижается). Рост курса евро относительно рубля с 30 до 50 руб. позволит снизить минимально допустимую экспортную цену с 1063 до 694 евро за штуку продукции, т.е. на 34%. Рост курса евро относительно рубля с 40 до 50 рублей позволит снизить минимально допустимую экспортную цену с 832,5 до 694 евро за штуку, т.е. на 16%.

 

3. Мероприятия по расширению внешнеэкономической деятельности ООО «ВИД»


ООО «ВИД» использует в своей работе внешнеторговые контракты. Внешнеторговый контракт - основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметом внешнеторгового контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация и др. Расчеты за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могут производиться в иностранной, международной, национальной валюте и на безвалютной основе.

Продукция ООО «ВИД» востребована на рынках таких стран, как Белоруссия, Украина, Индия, Казахстан, Китай, растут продажи в иных странах. Особенно интересно сотрудничество с такой страной, как Белоруссия в свете последних политических событий. В последние несколько лет растет значение такой валюты при расчетах по внешним договорам, как евро. В то же время, с 2009 года планируется ряд внешнеторговых контрактов оплачивать в национальной валюте страны-поставщика, иначе говоря - в рублях, поскольку рубль становится одной из самых обеспеченных и стабильных валют.

ООО «ВИД» обладает достаточными показателями ликвидности и платежеспособности, по этой причине может себе позволить наращивать объемы производства и сбыта, а также обновлять парк оборудования и проводить научные разработки.

Перспективным направлением для производства является:

-       производство, ремонт, модернизация и сбыт электротехнических систем различного назначения;

-       сбыт электрооборудования для специальной и гражданской техники;

-       создание электронных и электрических систем управления, систем пожаротушения, газотурбинных агрегатов и агрегатов турбонадува, электрооборудования, пожарных насосов.

Выпуск некоторых продуктов из вышеперечисленных уже ведется, но не все выпускаемые продукты могут пройти сертификацию по требованиям стандартов качества, принятых в странах Европы.

Выход на международный рынок дает ООО «ВИД» ряд положительных моментов и для предприятия и для страны:

-       фактор дополнительного стимулирования стабилизации национальной экономики;

-       гибкость предприятия реагировать на изменение внешнеэкономических факторов;

-       повышение технологического и технического уровня, что приводит к росту предприятия;

-       рост конкуренции в предпринимательстве.

В основе внешнеэкономической деятельности лежит независимость и самостоятельность в:

-       выборе ассортимента и объема продукции, которую хотят производить;

-       внешнего рынка;

-       иностранного капитала;

-       форм внешнеэкономической деятельности, с помощью которых можно выходить на внешний рынок.

Совершенствование продукции и рост качества выпускаемых товаров является залогом для дальнейшего расширения рынка сбыта и выхода на рынки Европы.

Немаловажным шагом, который способен повлиять на развитие внешнеэкономической деятельности, является открытие дочерних филиалов на территории иных стран, что ускорит работу с заказчиком и позволит конечному покупателю уделять меньше времени оформлению документов и больше - собственному бизнесу.

Также открытие представительств в других странах благотворно скажется на рейтинге ООО «ВИД» среди отечественных производителей.

Заключение

При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь применяя современные методы управления, к которым относится и ведение договорных отношений с контрагентами. Сделаем выводы по результатам выполнения данной работы.

В данной работе выполнены следующие задачи.

Во-первых, приведены теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности в современных условиях

Во-вторых, дана общая характеристика организационно-хозяйственной деятельности ООО «ВИД».

В-третьих, даны рекомендации по улучшению внешнеэкономической деятельности ООО «ВИД»

Рассмотрим выводы по каждой выполненной задаче.

. В данной работе приведены теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности в современных условиях. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Внешнеэкономическая деятельность регулируется международными договорами. Существует множество видов договоров, определяемых их предметом, содержанием и тем, кто в них участвует. Международный договор имеет следующие основные признаки: расположение контрагентов (сторон договора) на территории различных государств; перемещение товара через государственную границу при исполнении договора. Международный договор также имеет факультативные признаки: различная государственная принадлежность партнеров (сторон договора); использование валюты в качестве платежа за товар.

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

. Дана общая характеристика организационно-хозяйственной деятельности ООО «ВИД».

Целью деятельности ООО «ВИД» производство конкурентоспособного и высококачественного электрооборудования, позволяющего удовлетворять потребности отечественного и зарубежного рынков и государственного заказа.

На предприятии наблюдается линейно-функциональная структура управления. В организации работает 200 человек, из них половина занята на высокотехнологичном производстве. Контактами с иностранными заказчиками занимается блок заместителя генерального директора по внешнеэкономическим связям, который насчитывает 60 человек. Мы рассмотрели функции структурных подразделений блока заместителя генерального директора по внешнеэкономическим связям: бюро разработки технических предложений, бюро маркетинга и продвижения продукции, бюро переводов, бюро поставок продукции, бюро финансов и отчетности, бюро сопровождения проектов.

Процесс заключения договора внешнеэкономических отношений представляет собой систему действий сторон в ходе согласования условий договора. Начальным этапом являются предварительные переговоры, которые ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей обеих сторон. Далее происходит согласование договора на всех уровнях и его дальнейшее подписание.

Предприятие добилось роста продаж спец. продукции, прежде всего за счет расширения сбытовой сети, а также укрепления партнерских отношений с уже существующими заказчиками. Немалую роль играло внедрение новых номенклатурных позиций в разделе спец. продукции, а также работа под заказ, поскольку ряд уникального оборудования, выходящий из строя на различных предприятиях, требует замены.

Доля продаж спец. продукции увеличивается с 2007 по 2009 г. Следует заметить, что объемы поставляемой продукции по остальным категориям остались неизменны, но доля их сократилась за счет повышения объемов реализации спец. продукции.

Доля участия доллара с 2007 по 2009 год сократилась с 80% до 44%. Многие покупатели продукции ООО «ВИД» предпочитают использовать при оплате контрактов евро, нежели доллар. Это подтверждает общемировую тенденцию по использованию евро как международной валюты, альтернативной доллару.

В ООО «ВИД» для определения целесообразности заключения договора рассчитывается эффективность экспортной операции. Неэффективные сделки не заключаются. Проведен расчет эффективности данной экспортной операции. Рассчитывая показатели валютной эффективности экспорта, мы убедились, что пограничным значением валютного курса в нашем случае будет 34 руб./евро. При снижении курса рубля ниже этой отметки ООО «ВИД» получает выгоду от поставки своей продукции на внешний рынок. Девальвация рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров (порог минимально допустимой экспортной цены снижается). Рост курса евро относительно рубля с 30 до 50 руб. позволит снизить минимально допустимую экспортную цену с 1063 до 694 евро за штуку продукции, т.е. на 34%. Рост курса евро относительно рубля с 40 до 50 рублей позволит снизить минимально допустимую экспортную цену с 832,5 до 694 евро за штуку, т.е. на 16%.

. Проведен анализ перспектив развития внешнеэкономической деятельности ООО «ВИД».

Продукция ООО «ВИД» востребована на рынках таких стран, как Белоруссия, Украина, Индия, Казахстан, Китай, растут продажи в иных странах. Особенно интересно сотрудничество с такой страной, как Белоруссия в свете последних политических событий. Совершенствование продукции и рост качества выпускаемых товаров является залогом для дальнейшего расширения рынка сбыта и выхода на рынки Европы. Немаловажным шагом, который способен повлиять на развитие внешнеэкономической деятельности, является открытие дочерних филиалов на территории иных стран, что ускорит работу с заказчиком и позволит конечному покупателю уделять меньше времени оформлению документов и больше - собственному бизнесу.

ООО «ВИД» планирует открыть представительство в республике Беларусь. Основными нормативными актами, регулирующим вопросы создания и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, их отделений и филиалов, являются ст.51-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положение «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций». Иностранные организации, заинтересованные иметь на территории Республики Беларусь свои представительства, могут открыть их только с разрешения Министерства иностранных дел Республики Беларусь (аккредитующий орган), для чего обязаны оплатить пошлину, получить разрешение на осуществление деятельности, а также соблюдать законодательство и платить налоги.

К таким рекомендациям целесообразно отнести:

. Открытие представительства за пределами России (в республике Беларусь)

. Поиск стран, в которых открытие представительств будет целесообразным и экономически выгодным.

Данные задачи выполнены для достижения поставленной цели - для совершенствования организации внешнеэкономической деятельности на примере ООО «ВИД».

Список литературы


1.       Барногольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2007 - 427 с

.        Басовский Л. Е. Мировая экономика: Курс лекций / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 208 с.

.        Булатов А.С. Экономика: Национальные и мировая валютные системы. М.: БЕК, 2008 -678 с.

.        Бурков В.Н., Кондратьев В.В. Механизмы функционирования организационных систем. - М.: Наука, 2008.

.        Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс/Учебник для вузов - М. 2009.

.        Внешнеэкономическая деятельность предприятия/под ред. Л. Е. Стровского. - М: ЮНИТИ, 2007.

.        Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебное пособие/О. И. Дегтярева, Т. Н. Полянова, С. В. Саркисов. - М.: ДЕЛО, 2007.

.        Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Мировая валютная система. ИНФРА-М, 2007.

.        Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003

.        Международные торговые сделки /В. А. Горемыкин: Журнал «Справочник экономиста», № 2 2007

.        Международные экономические отношения: Учебник/А. И. Евдокимов. -М.,2006.

.        Международные экономические отношения: Учебник/В. Е. Рыбалкин. - М., 2007.

.        Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 575 с.

.        Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 312 с.

.        Палий В. Ф. Финансовый учет: Учеб. пособие / В. Ф. Палий, В. В. Палий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2006.

.        Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия/ В. А. Горемыкин, Е. А. Суркова: Журнал «Справочник экономиста», № 1 2007.

.        Шмырева А. И. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие для вузов / А. И. Шмырева, В. И. Колесников, А. Ю. Климов. - СПб. и др.: Питер, 2007. - 266 с.

.        Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандера. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006.

Приложения

Приложение 1

Организационная структура ООО «ВИД»

Приложение 2

Бизнес процессы блока заместителя Генерального директора по ВЭС


Приложение 3

Расчет эффективности экспортных операций

Показатели

Порядок расчета

Результаты расчета




вариант 1

вариант 2

вариант 3

1.

объем продаж


32

32

32

2.

производственная себестоимость единицы продукции, руб





2.1.

-- для внутреннего рынка


25300

25300

25300

2.2.

-- для внешнего рынка


27700

27700

27700

3.

Цена единицы изделия





3.1.

-- на внутреннем рынке


32600

32600

32600

3.2.

-- на внешнем рынке


1080

1080

1080

4.

Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке, руб/шт


3600

3600

3600

5.

Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке, евро/шт


140

140

140

6.

Курс валюты, руб / евро


43

45

50

7.

Затраты (партия продукции)





7.1.

При реализации на внутреннем рынке, руб.

(п. 2.1. * п. 4) * п. 1

924800

924800

924800

7.2.

При реализации на внешнем рынке, руб.

(п. 2.2. * п. 5 * п. 6) * п. 1

1079040

1088000

1110400

8.

Результат, руб.





8.1.

Выручка при реализации на внутреннем рынке

п. 3.1. * п. 1

1043200

1043200

1043200

8.2.

Выручка при реализации на внешнем рынке

(п. 3.2. * п. 1) * п. 6

1486080

1555200

1728000

9.

Эффект, т. руб.





9.1.

При реализации на внутреннем рынке, руб.

п. 8.1 - п. 7.1.

118400

118400

118400

9.2.

При реализации на внешнем рынке, руб.

п. 8.2. - п. 7.2.

407040

467200

617600

10.

Эффективность, руб /руб





10.1.

При реализации на внутреннем рынке, руб.

п. 8.1. / п. 7.1.

1,13

1,13

1,13

10.2.

При реализации на внешнем рынке, руб.

п. 8.2. / п. 7.2.

1,38

1,43

1,56

11.

Валютная эффективность экспорта, стоимости евро:





11.1.

30 руб / евро

(п. 3,2*курс)/(п. 2,2+ п.5* курс)

1,02


32 руб / евро


1,07


34 руб / евро


1,13


40 руб / евро


1,30


43 руб / евро


1,38


45 руб /евро


1,43


50 руб /евро


1,56

12

Расчет минимально допустимой экспортной цены






30 руб / евро


1063,33


32 руб / евро


1005,63


34 руб / евро


954,71


40 руб / евро


832,50


43 руб / евро


784,19


45 руб /евро


755,56


50 руб /евро


694,00


Похожие работы на - Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!