Симадзаки Тосон
Симадзаки Тосон
С. Сано
Симадзаки
Тосон (Симадзаки Харуки, 1872—) — крупнейший из современных писателей Японии,
признанный классик буржуазной литературы, создатель современного японского литературного
языка. Первый сборник стихов «Вакана-сю» (Молодые плоды, 1897) рисует С. Т. как
восторженного романтического поэта, находившегося под сильнейшим влиянием
английских прерафаэлитов. Таков же и второй сборник «Хитока-бунэ»
(Лепесток-ладья, 1898). Однако «Нацугуса» (Летняя трава, 1898), содержащий
стихи, написанные под влиянием пребывания в деревне, уже знаменует начало
перехода С. Т. к поэзии реальной природы и жизни. Этот переход закрепляется в
последнем сб. «Ракубайсю» (Опавшие цветы сливы, 1900), где появляются уже темы
крестьянской жизни, труда, конечно в идеалистической трактовке. Такая эволюция
приводит С. Т. к прозе. Историческая заслуга поэта С. Т. в истории японской поэзии в том,
что он (совместно с Дои Бансуй) окончательно утвердил в Японии форму так наз.
«нового стиха» (синтайси), резко порвавшего с традициями феодальной поэзии и
превратившегося в основной вид новой японской буржуазной поэзии. В 1904—1905
появился его первый большой роман «Хакай» (Нарушенный завет), сразу сделавший
имя автора знаменитым. С. Т. поднимает в нем большую общественную проблему —
проблему социального неравенства, выступая в нем в защиту японских париев (эта)
в духе широко развивавшегося тогда среди либеральной буржуазии «движения
сочувствия». Вслед за этим он издал два романа: «Хару» (Весна, 1907) и «Иэ»
(Семья, 1909—1910) — большие полотна общественной жизни тех лет. «Хару» рисует
то поколение мечтателей, энтузиастов юношей, мечущихся от бурного восторга к
крайнему пессимизму, современником которого был сам автор. «Иэ» рисует судьбу большой
помещичьей семьи, приводимой развертывающимся капитализмом к распаду и к
необходимости искать новых путей. Историческая заслуга С. Т. этого этапа в том,
что он окончательно укрепил в японской литературе жанр реалистического (в
японской литературе именуемого «натуралистическим») общественно-проблемного
романа в духе настроений передовых слоев буржуазной интеллигенции тех лет. В
этих романах достигает своей законченности новый японский литературный язык. В
1913 С. Т. уехал во Францию, откуда возвратился только в 1916. В 1918—1919
вышел его новый роман «Синсэй» (Новая жизнь), отражающий новую фазу его
творческого развития. Сюжет романа — любовь пожилого мужчины к молодой девушке
— служит автору уже не для широких полотен общественной жизни, а для сложных
психологических узоров. Из-за этого психологизма, обилия самопризнаний и
самоанализа этот роман многие называют «Исповедью».
После
нескольких мелких вещей, из которых наиболее значительна повесть «Араси» (Буря,
1927), с 1929 по 1932 С. печатает новый роман «Иоакэ-маэ» (Пред рассветом) —
грандиозную историческую эпопею, долженствующую охватить всю революционную
эпоху 1853—1867 и показать крушение феодализма и рождение современной Японии.
Судя по первому вышедшему тому, автор не подымается до понимания событий тех
лет как революции, не может понять и половинчатости этой революции (так наз.
революции Мейдзи, 1867), обеспечившей сохранение в Японии ряда феодальных
элементов. Тем не менее автор дает ярчайшую картину той эпохи, и успех его
романа огромен: с 1931 он уже выдержал 25 изданий. Задачи этого повидимому
последнего произведения С. Т. — не только осознать тот путь, по которому пошла
новая Япония, но и подвести итог своему собственному творчеству пути.
С.
Т. широко известен и как первоклассный детский писатель — сборник «Фурусато»
(Родное селение) и др.
Список литературы
I.
Нарушенный завет, Роман, перев. Н. И. Фельдман, М., 1931.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/