Измерение самоотношения у детей подросткового возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    295,43 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Измерение самоотношения у детей подросткового возраста

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте

1.1 Самоотношение в психологических исследованиях

1.2 Самоотношение и самооценка

1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков

Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста

2.1 Организация исследования

2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста

2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали его общие и частые аспекты, не опираясь на все достижения в сфере исследования личности и не используя все известные методологические принципы и подходы к ее изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о Я-концепции и самоотношении в связи с категориями "личность", "сознание", "самосознание".

В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент самосознания [15; 45; 46]. Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания, является термин "эмоционально-ценностное самоотношение".

Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие "эмоционально-ценностное самоотношение". Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания", в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, "открывает" относительно самой себя. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования самоотношения, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений к себе. Оно может протекать как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и в "инактуальной форме" (П.М. Якобсон), "когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция".

В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Пантелеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие.

В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложилось определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самоотношения, но недостаточно четко прослеживается особенности самоотношения у детей подросткового возраста.

Подростковый возраст - один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения (ещё большая дифференциация предметов), а также социальная адаптация в отношениях с коллективом.

Таким образом, актуальность данного вопроса позволяет сформировать тему нашей работы: "Измерение самоотношений у детей подросткового возраста".

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы измерения самоотношения у детей подросткового возраста.

Объект исследования: самоотношение личности.

Предмет исследования: способы измерения самоотношения.

Задачами исследования, в соответствии с темой и целью работы, определены следующие:

.        Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2.       Охарактеризовать сущность понятия "самоотношение" в психологической литературе.

.        Проанализировать особенности формирования самоотношения в подростковом возрасте.

.        Экспериментально определить особенности измерения самоотношения в подростковом возрасте.

Методами исследования выступали: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование, математическая обработка данных.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте


1.1 Самоотношение в психологических исследованиях


Личность - системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием - подструктурой самоотношения.

Рассмотрев, что личность не является субстанциональным образованием, и модус ее существования определяется включенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внешнему миру и к себе. Несубстанциональность природы личности означает, что человеческое "Я", его "самость" не являются самодовлеющей онтологической реальностью или абстрактной сущностью. Однако допустим условно субстанциональность природы "Я". Что из этого может вытекать? Такое допущение привело бы к признанию неисторичности природы личности и феномена "самости", их статичности и завершенности, к игнорированию момента развития и формируемое "Я". Подобное допущение равносильно постулированию того, что "Я" существует само по себе, а отношение к миру есть лишь внешнее проявление его имманентных сил и особенностей, внешнее проявление и не более того. К тому же пришлось бы постулировать дериватность системы отношения как таковой, ее онтологическую "эпифеноменальность", что можно было бы выразить следующим утверждением: существуют самостоятельные сущности - субъект и внешний мир (объект), которые между собой принципиально разъединены; между ними устанавливаются определенные отношения, которые выводимы либо из природы субъекта, либо из характеристик внешнего мира (объекта). Если в этом утверждении термины "субъект" и "внешний мир" заменить терминами "личность" и "социум", то получим аналогичное утверждение: личность, понимаемая в понятиях робинзонады, гетерогенна социуму и отделена от него, а связь между ними носит чисто механический характер и содержательно определяется либо природой личности, либо же социальными силами. В первом случае налицо имплицитная теория эманации: характер связи с социумом "истекает" из внутренней природы личности. Во втором случае абсолютизируется модель однонаправленной детерминации человеческой природы внешними социальными силами. Именно таковыми могут быть результаты указанного допущения [14].

Поэтому, следует четко определить, что сущность личности выводится из системы ее отношений, а не наоборот. Не особенности личности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив - особенности такой связи обуславливают личностные характеристики.

Термин "самоотношение" впервые в психологии применили в 1974 г.

Самоотношение - термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость.

Следуя логике такого рассуждения, можно заключить: Я" существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость - это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость.

Однако такое утверждение сразу же требует оговорки, что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру. При такой трактовке сразу же возникают два обобщенных вопроса:

) Какова специфика самоотношения и чем оно отличается от способа отношения личности к внешнему миру?

) Что же является тем общим и единым механизмом, который лежит в основе способа и содержательных характеристик отношения человека к внешнему миру и к себе? [20]

Отвечая на первый вопрос, следует здесь же коротко отметить, что различие между самоотношением и отношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в одном случае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные и личностные особенности, а в другом случае - объекты внешнего мира или другие люди []. Что же касается способов отношения к себе и к внешнему миру, то в обоих случаях можно констатировать наличие двух, уже отмеченных при рассмотрении природы аттитюдов типов отношения - субъект-объектного субъект-субъектного. Этим последним суждением мы хотим подчеркнуть, что специфика самоотношения не связана со способами отношения, которые указывают как относится субъект к себе и внешнему миру; его специфика связана лишь с референтом отношения, т.е. с тем, на что направлен субъект.

В.В. Столин считает, что в самоотношении отражаются организмические, социально-индивидные и личностно-особенные состояния и признаки. Эту точку зрения автор убедительно обосновывает в рамках обоих теоретических построений и экспериментальных разработок. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам [8].

Ш.Н. Чхартишвили разработал положение о трех структурных измерениях человеческого существа: биологической, психологической и социальной. Отсюда автор, как известно, выводил биогенные, психогенные и социогенные потребности индивида. В приложении к содержательным характеристикам самоотношения эта идея могла бы получить следующую формулировку: в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности:

·        Отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.

·        Отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.

Следует отметить, что во всех названных сферах самоотношения будет то отношение к своей внешности и физическим возможностям или к собственным интеллектуальным, эмоционально-волевым и социально-статусным характеристикам, возможные варианты способов подхода к себе могут нести на себе печать все того же субъект-объектного или субъект-субъектного самоотношения. У того или иного лица отношение к своей внешности, например, может быть субъект-объектным, а отношение к своим эмоционально-волевым характеристикам субъект-субъектным. К примеру, можно сослаться на многочисленные случаи из психоконсультационной практики, когда отношение к своей внешности является объектно-манипуляторным. Некоторые авторы показывают, что причина недовольства своей внешностью у многих лиц, подвергающихся пластической хирургической операции лица, кроется не в реальных диспропорциях или дефектах, а в когнитивных структурах и представлениях о собственной внешности. Мы сказали бы, что сами эти представления и когнитивные структуры вписываются в более общую целостность - в объектную установку к себе [17].

Система самоотношений полифункциональная. Также в представлении самоотношения следующие функции:.    Функция "зеркала" (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это "зеркало" переносится вовнутрь отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Также выделяют "стадию зеркала" в психическом развитии ребенка. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства.

.        2. Функция самовыражения и самореализации. По-видимому, было бы излишним отдельно и детально указывать на ту роль, которую система самоотношения выполняет в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

2.       Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности "Я". Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности и конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.

.        Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.

.        Функция психологической зашиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственным "Я", и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа "фальшивого я" и т.д.

.        Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс Постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и "разыгрывая" коммуникационные процессы на "сцене" внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Если принять во внимание идею Э. Берне о трех порциях общающихся сторон, то во внутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъекта относительно самого себя могут быть позиции родителя, взрослого и ребенка [10].

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию. которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом "Я" или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение [21].

самоотношение адекватная самооценка подростковый

1.2 Самоотношение и самооценка


Самоотношение включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.

Когнитивный компонент. При анализе когнитивного компонента самоотношения, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредством каких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. Какие психические функции и как выступают в качестве источника и средства информации о самом себе?" С самого начала следует отметить: подобно тому как в процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая "брала бы на себя" всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотличие "обслуживается" процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения.

Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя по поводу знаемого. Как уже отмечалось выше, эмоциональное отношение к себе некоторыми авторами неправомерно, по нашему мнению, приравнивалось к самоотношению в целом. Являясь феноменом установки, самоотношение характеризуется трехкомпонентностью строения, а эмоциональное отношение к себе - лишь один из его компонентов. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению и первое соотносится со вторым как часть с целым. Литература по проблеме самосознания изобилует данными об эмоциональных отношениях себялюбия, аутосимпатий самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т.д.В. В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения:

) симпатия-антипатия,

) уважение-неуважение и 3) близость-отдаленность. Интересно, что эти оси, как показал автор, определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу [3].

Самоощущение, как это показано В.В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности человека. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется "схема тела". В отногенетическом плане на роль диссоциации ощущения и самоощущения в возникновении самосознания указывал И.М. Сеченов.

Процессы восприятия также в большой степени "обеспечивают" субъект необходимой, селективной, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности (например, пубертатном и постпубертатном) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Известно, в какой степени на онтогенетически раннем этапе развития самовосприятие во взаимосвязи с функционированием моторного аппарата определяет формирование самосознания и самовыделение субъекта из окружающего мира [14].

Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое "Я" соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия. Особо наглядно это было проиллюстрировано в тех экспериментальных работах, в которых испытуемым приходилось соизмерять выполняемое задание с представляемыми собственными, инструментальными возможностями действия, на основе чего у одних завышался уровень притязаний, у других же занижался. Представление своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуют специфические социально-культурные нормы - "поставь себя на место другого", которые способствуют социальной регуляции межличностных отношений.

Понимание Я-концепции, как совокупности установок "на себя" отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следующим образом: образ "Я" - представление индивида о самом себе

Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением [18].

Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.

При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Анализируя различные методы измерения глобальной самооценки, принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учета значимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку.

Также была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта "Я" на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.

Таким образом, в соответствии с этими представлениями, строение самоотношения можно представить следующим образом. Существуют два уровня самоотношения - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-конпепцию аспектов "Я".

Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений до сих пор не получено [20].

Кроме изложенных выше взглядов, существуют попытки создания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения. Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень, задаваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его личностных проявлений. Одна из наиболее распространенных моделей - ряд сфер, наиболее важных для понимания обобщенного "Я". В соответствии с этой моделью обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе), последняя же подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Существует ряд попыток операционализации этой модели. Однако было показано, что выделенные сферы не обладают Достаточной дискриминативной валидностью. Таким образом, психологическая структура самоотношения оказывается редуцированной к структуре сфер жизнедеятельности, которая носит явно непсихологический характер. Тем самым, самоотношение теряет свой теоретический статус - быть особым объектом психологического анализа. Именно это в явном виде и выражено в концепции на основе критического анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет большого смысла, так как в его пользу нет достаточных аргументов как теоретического, так и эмпирического характера. Отсюда Я-концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же [8].

 

1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков


Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания современных подростков характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.

Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных подростков:

между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в подростковом возрасте;

между новой внутренней позицией и прежним объективным положением подростка;

между актуальной для подростка системой отношений с действительностью и его способностью реализовать эти отношения.

Актуальность проблемы самоотношения в подростковом возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова и др.) сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения (Т.В. Рябова). Кроме того актуальность проблемы самоотношения объяснена еще и тем, что ранее выработанная подростком система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес "других", сложившееся эмоционально-ценностное отношение к собственному "Я" (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе значимой референтной группой. Создающееся внутриличностное противоречие в оценке себя и "других", ценностях, интересах имеет свое проявление в поведении, отражающее наличие той или иной личностно значимой проблемы [11].

Отмечено, что все теории развития самоотношения сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития самоотношения независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других. Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Причем в старшем подростковом возрасте среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самоотношение подростка.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, сопровождающийся неравномерность физического развития. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой, нарочной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию, подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих [6].

Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Возможность осознавать, оценивать свои личные качества, удовлетворять свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей.

Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самоотношение.

В психологии выделяются факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование самоотношения подростков, а именно: поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой. Под термином "значимые другие" понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь. Ф. Райс, указывает, что значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль [11].

Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Согласно взглядам Кули, источником развития образа Я, начиная с раннего детства, является восприятие нами реакций на наши проявления значимых других. Мы склонны сначала, разделять, а потом и полностью принимать их суждения о нас в силу нашего к ним расположения.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

В старшем подростковом возрасте отношение и оценка одноклассников не значительно определяет содержание самоотношения. Значимые различия между группами старших подростков с разным типом отношений со сверстниками, были выявлены лишь по шкале "самоценность", при р=0,05. Старшие подростки получившие положительную оценку со стороны одноклассников, более уверенны в ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего "Я" для других, чем подростки получившие негативную оценку со стороны одноклассников. Возможно, это связано с тем, что к старшему подростковому возрасту самоотношение уже сформировалось, и оно не изменяется под влиянием отношения сверстников.

Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток как бы предопределяет собственный путь развития, “пишет сценарий” своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии [15].

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я - концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те "муки самотворчества", которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе.

Содержание Я - концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным полностью, что также оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни.

Я - концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я - концепции часто называют "образом Я" или "картиной Я". Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частям и индивидуальными особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни [9].

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя. Кроме того, Я - концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.

Мак - Кендлес рассматривает Я - концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее им поведение определяются его представлениями о себе.

Выделение описательной и оценочной составляющих в Я - концепции позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я - концепции элементы установки можно описать следующим образом:

Когнитивный элемент Я - концепции представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.

Оценочный элемент Я - концепции представлен в виде самооценки - аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением.

Поведенческий элемент - это конкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Каждый из элементов Я - концепции может существовать в трех модальностях: Я - реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я - зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я - идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть [7].

В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы "Кто Я?", "Кто Я для других?", "Каким бы Я хотел быть?" в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности.

Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, "социальных ситуаций развития", а также тех видов деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности [16].

Качества, которые человек сам себе приписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.

Я - концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Большая часть оценок себя обусловлена соответствующими реальными стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Подростку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом: если подросток имеет какие - то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой. В этом случае на пути развития позитивной Я - концепции могут возникать серьезные затруднения. Иногда даже эмоционально нейтральные (на первый взгляд) характеристики содержат элемент скрытой оценки.

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, оценивать течение своей деятельности и ее результаты. Самооценка - субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной [2].

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений человека о себе является его социокультурное окружение. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Самоотношение подростка изменяется в соответствии с получаемой индивидом обратной связью. Само по себе присутствие других людей может влиять на манеру поведения подростка и на оценку им своего поведения. Подросток может усиливать социально желаемые и исключать социально неприемлемые формы поведения, и это оказывает определенное влияние на его самовосприятие.

Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения, таким образом, уменьшая подверженность самооценки влияниям извне; и тогда она начинает проявляться как мотив поведения.

Повышение устойчивости самооценки способствует повышению устойчивости личности, поскольку Я - концепция действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе [1].

Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста

 

.1 Организация исследования


Проанализировав психолого-педагогическую литературу (глава 1) нами были выделены основные теоретические положения: формирование самооценки - сложный и многоплановый процесс, который во многом определяет личностными особенностями, в частности - самосознанием.

Основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента.

Цель экспериментальной работы: изучить уровень самооценки личности и разработать рекомендации учащимся с завышенной и заниженной самооценкой.

Задачи экспериментальной работы: провести исследование уровня самооценки при помощи методики Будасси и теста на определение самооценки; разработать рекомендации учащимся с неадекватной самооценкой.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

1. констатирующий - сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических положений;

2. экспериментальный - диагностика самооценки и успешности деятельности;

3. контрольный - обобщение полученных данных, разработка рекомендаций, формулирование выводов.

В исследовании принимали участие 25 человек 9А класса МОУ СОШ № 127, из которых 16 девочек, 9 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый.

Основными методами исследования являлись: тестовые диагностические опросники (Методика изучения самооценки Будасси), подобранные с учетом возраста и исследуемой проблемы; диагностика самоотношения (Методика диагностики самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева).

 

2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста


Работа по изучению уровня самооценки проводилась в 9 классе. Все участники эксперимента были ознакомлены с процедурой исследования. Ответы респондентов обрабатывались и представлены в таблицах 1 - 3.

Таблица 1

Изучение самооценки по методике Будасси

№ п/п

Ф.И. учащегося

Баллы

Уровень самооценки


Эдуард А.

0,6

завышенная


Лена А.

0,4

адекватная


Аня А.

-0,3

адекватная


Антон Б.

0,2

адекватная


Люда Б.

0,4

адекватная


Лена В.

-0,5

адекватная


Денис В.

0,9

завышенная


Костя Г.

-0,5

адекватная


Олег Д.

0,4

адекватная


Алексей К.

0,3

адекватная


Женя К.

-0,8

заниженная


Андрей К.

0,5

адекватная


Катя К.

-0,9

заниженная


Марат К.

0,5

адекватная


Женя И.

0,4

адекватная


Алексей П.

0,3

адекватная


Оля П.

0,8

завышенная


Лена Р.

-0,5

адекватная


Юля Н.

-0,9

заниженная


Лена С.

0,5

адекватная


Таня Т.

-0,4

адекватная


Коля Т.

0,3

адекватная


Дима Я.

-0,8

заниженная


Лена Ч.

0,5

адекватная


Алексей Ч.

-1

заниженная


Полученные данные позволяют говорить о преобладающей адекватной самооценке в данном классе.

Она отмечается у 68% (17 человек) респондентов. Заниженная самооценка отмечается у 20% (5 респондентов), а завышенная - 12% (3 человека соответственно).

Таблица 2

Изучение самооценки по "Тесту изучения самооценки"

№ п/п

Ф.И. учащегося

Баллы

Уровень самооценки


Эдуард А.

20

завышенная


Лена А.

40

адекватная


Аня А.

34

адекватная


Антон Б.

36

адекватная


Люда Б.

45

адекватная


Лена В.

32

адекватная


Денис В.

19

завышенная


Костя Г.

49

заниженная


Олег Д.

44

адекватная


Алексей К.

43

адекватная


Женя К.

61

заниженная


Андрей К.

43

адекватная


Катя К.

100

заниженная


Марат К.

65

заниженная


Женя И.

44

адекватная


Алексей П.

21

завышенная


Оля П.

22

завышенная


Лена Р.

30

адекватная


Юля Н.

51

заниженная


Лена С.

41

адекватная


Таня Т.

45

адекватная


Коля Т.

38

адекватная


Дима Я.

49

заниженная


Лена Ч.

39

адекватная


Алексей Ч.

50

заниженная


По данным этой методики у 56% преобладает средний, адекватный уровень самооценки, у 28% он занижен, а у 16% - завышен.

Обобщим данные, полученные при проведении данных методик в таблице 3, чтобы проанализировать степень совпадения.

Таблица 3

Обобщение данных при изучении самооценки

№ п/п

Ф.И. учащегося

Уровень самооценки (Будасси)

Уровень самооценки (тест изучения самооценки)


Эдуард А.

завышенная

завышенная


Лена А.

адекватная

адекватная


Аня А.

адекватная

адекватная


Антон Б.

адекватная

адекватная


Люда Б.

адекватная

адекватная


Лена В.

адекватная

адекватная


Денис В.

завышенная

завышенная


Костя Г.

адекватная

заниженная


Олег Д.

адекватная

адекватная


Алексей К.

адекватная

адекватная


Женя К.

заниженная

заниженная


Андрей К.

адекватная

адекватная


Катя К.

заниженная

заниженная


Марат К.

адекватная

заниженная


Женя И.

адекватная

адекватная


Алексей П.

адекватная

завышенная


Оля П.

завышенная

завышенная


Лена Р.

адекватная

адекватная


Юля Н.

заниженная

заниженная


Лена С.

адекватная

адекватная


Таня Т.

адекватная


Коля Т.

адекватная

адекватная


Дима Я.

заниженная

заниженная


Лена Ч.

адекватная

адекватная


Алексей Ч.

заниженная

заниженная


Таким образом, проанализировав полученные данные отмечаем, что в 88% случаев (выделены жирным шрифтом) данные об уровне самооценки подтвердились.

Исследование самоотношения предполагает в соответствии с предложенной структурой самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева разработку специального опросника для диагностики этого феномена. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания:

1.       Шкала S (глобальное самоотношение):

2.       Шкала самоуважения (I):

.        Шкала аутосимпатии (II):

4.       Шкала ожидаемого отношения от других (III):

5.       Шкала самоинтереса (IV):

.        Шкала самоуверенности (1);

.        Шкала отношения других (2):

.        Шкала самопринятия (3):

.        Щкала самопоследовательности (саморуководства) (4):

.        Шкала самообвинения (5):

.        Шкала самоинтерсса (6):

.        Шкала самопонимания (7):

Таблица 4

Обобщение данных при изучении самоотношения

№ п/п

Ф.И. учащегося

Шкалы

Общий уровень



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Эдуард А.

23

30

53

65

74

28

40

53

54

51

66

18

46


Лена А.

51

48

49

54

49

54

49

54

51

43

44

80

52


Аня А.

60

56

29

44

23

44

23

44

56

33

60

82

46


Антон Б.

54

49

56

47

77

47

77

47

60

62

70

39

57


Люда Б.

44

23

50

49

73

49

73

49

61

41

45

57

51


Лена В.

47

77

51

50

74

50

74

50

56

29

44

23

52


Денис В.

49

73

49

45

53

45

53

45

49

56

47

77

53


Костя Г.

50

74

44

52

55

52

55

52

23

50

49

73

52


Олег Д.

45

53

56

74

28

40

53

54

77

51

50

74

55


Алексей К.

52

55

54

46

48

51

59

60

73

49

45

53

54


Женя К.

39

58

39

58

51

50

48

44

74

44

52

55

51


Андрей К.

70

39

23

54

49

56

47

77

56

29

44

23

47


Катя К.

84

47

23

50

56

29

44

23

44

54

49

56

47


Марат К.

45

49

73

49

49

56

47

77

47

54

49

56

54


Женя И.

52

50

74

50

23

50

49

73

49

49

73

49

53


Алексей П.

54

45

53

45

77

51

50

74

50

50

74

50

56


Оля П.

60

49

73

49

73

49

45

53

45

45

53

45

53


Лена Р.

44

45

65

45

74

44

52

55

52

49

73

49

54


Юля Н.

45

52

52

52

54

49

56

47

77

54

49

56

54


Лена С.

52

45

23

56

74

28

52

73

49

45

53

45

50


Таня Т.

54

49

70

54

46

48

54

74

44

52

55

52

54


Коля Т.

56

74

28

56

45

47

49

53

56

74

28

51


Дима Я.

54

46

48

54

49

51

49

73

49

45

53

45

51


Лена Ч.

73

49

45

53

45

53

73

74

44

52

55

52

56


Алексей Ч.

74

44

52

55

52

55

74

60

49

73

49

73

59


Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что самоотношение выражено на среднем уровне у 84% подостков, у остальных 16% самоотношение выражено в меньшей степени.

Проверим достоверность полученных данных по методике Будасси и методике "Исследование самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева" при помощи критерия Стъюдента.

Для математического анализа первых методжик соотнесем проявления самооценки числовыми значениями: завышенная - 3 балла, адекватная - 2 балла, заниженная - 1 балл.

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений


В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

3

46

1.08

-6.32

1.1664

39.9424

2

2

52

0.08

-0.32

0.0064

0.1024

3

2

46

0.08

-6.32

0.0064

39.9424

4

2

57

0.08

4.68

0.0064

21.9024

5

2

51

0.08

-1.32

0.0064

1.7424

6

2

52

0.08

-0.32

0.0064

0.1024

7

3

53

1.08

0.68

1.1664

0.4624

8

2

52

0.08

-0.32

0.0064

0.1024

9

2

55

0.08

2.68

0.0064

7.1824

10

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

11

1

51

-0.92

-1.32

0.8464

1.7424

12

2

47

0.08

-5.32

0.0064

28.3024

13

1

47

-0.92

-5.32

0.8464

28.3024

14

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

15

2

53

0.08

0.68

0.0064

0.4624

16

2

56

0.08

3.68

0.0064

13.5424

17

3

53

1.08

0.68

1.1664

0.4624

18

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

19

1

54

-0.92

1.68

0.8464

2.8224

20

2

50

0.08

-2.32

0.0064

5.3824

21

2

54

0.08

1.68

0.0064

2.8224

22

2

51

0.08

-1.32

0.0064

1.7424

23

1

51

-0.92

-1.32

0.8464

1.7424

24

2

56

0.08

3.68

0.0064

13.5424

25

1

59

-0.92

6.68

0.8464

44.6224

Суммы:

48

1308

0

-0

7.84

265.44

Среднее:

1.92

52.32

 

 

 

 


Результат: tЭмп = 75.2

Критические значения

tКр

p≤0.05

p≤0.01

2.01

2.68

 

Полученное эмпирическое значение t (75.2) находится в зоне значимости.


Таким образом, проведя математическую обработку полученных данных мы установили, что измерение самоотношения и измерение самооценки соответствуют друг другу в зоне значимости.

Изучение самооценки и самоотношения имеет большое значения для дальнейшей коррекционной работы с людьми с неадекватной самооценкой.

 

2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения


Заниженная самооценка отрицательно влияет не только на психоэмоциональное состояние, предрасполагая к развитию психогенных болезней, но и на профессиональные успехи и межличностные отношения. Для повышения уровня собственного достоинства рекомендуется множество приёмов. Значительное место среди них занимают приёмы самопоощрения и ряд этико-психотерапевтических приёмов, применяемых для профилактики формирования заниженной самооценки.

Приёмы самоубеждения (ориентировочные варианты), применяются при стрессовых состояниях, обусловленных психотравмирующими переживаниями.

Показание - депрессивный настрой (например, возникший вследствие несбывшихся планов, замыслов):

"Я добьюсь своей цели, так как у меня есть необходимые предпосылки для её достижения (знания, опыт и т.д.)",

"Я обладаю комплексом положительных качеств",

"Нет худа без добра (лучше овладею знаниями, глубже пойму суть проблемы.)",

"Я уверен в себе, в своих возможностях",

Мой девиз: "Неудача - урок на будущее", "Не надо печалиться - вся жизнь впереди" или английская пословица "Когда дело доходит до худшего, оно начинает меняться к лучшему".

Показание - опасение неудачи, тревожное ожидание неприятностей (перед выступлением, участием в соревнованиях, встречей с начальником и т.д.):

"Я верю в свои возможности, ибо хорошо подготовлен",

"Мои волнения необоснованны - у страха глаза велики",

"Я спокоен, настроен на оптимистическую волну",

"Я спокоен, так как убежден, что человек делает больше ошибок, когда встревожен, нервничает".

Мой девиз: "Я справлюсь!", "Держать себя так, как будто нечего бояться".

Показание - стресс, обусловленный повышенной тревожностью (из-за возникновения сложной, трудноразрешимой проблемы):

"Я верю в свои возможности найти оптимальное решение (выход из создавшейся ситуации)",

"Мне посильно разрешение возникшей проблемы - нет безвыходных ситуаций",

"Мой оптимизм имеет реальную основу",

"Я достигну цели".

Мой девиз: "Кто ищет, тот находит" или "Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра" (Монтень).

Показание - предрасположенность к преувеличению своей вины.

"Переживания о допущенных в прошлом ошибках - бессмысленны, их изменить нельзя",

"Я осознаю абсурдность своих переживаний. "

"Нет людей, которые не ошибаются" (утверждают, что "Я всегда прав" - люди с болезненным самомнением).

Мой девиз: "Потерянного не воротишь, не расстраивайся из-за пустяков".

Приём, оказывающий стимулирующее влияние на активность человека при склонности к низкой самооценке своих возможностей.

Г., 35 лет, научный сотрудник, направлен к психотерапевту на консультацию по поводу депрессии неясной этиологии.

Ознакомление с его историей жизни и болезни показало следующее.Г., как студенту-отличнику, проявляющему склонность к научной деятельности, ректорат политехнического института рекомендовал поступление в аспирантуру. Однако трудные бытовые условия (двое детей) побудили его отказаться от лестного, желаемого для него предложения.Г. получил направление на завод, где он весьма успешно выполнял функции инженера. В течение 8 лет работы на заводе он достиг высокого положения, стал ведущим специалистом.

В 34-летнем возрасте Г. решил реализовать свою давнишнюю мечту - поступил в аспирантуру. Спустя полгода у него появились начальные симптомы депрессии. Назначенное врачом медикаментозное лечение лишь незначительно улучшило его психоэмоциональное состояние.

Анализ предполагаемых причин депрессивного состояния, проведенный психотерапевтом, показал, что ведущее значение в его происхождении имеют психотравмирующие переживания, обусловленные потерей веры в свои возможности из-за неправильно выбранного эталона для оценки своих способностей:

Г. сравнивал себя с высокоталантливым сотрудником, недавно закончившим институт. Психотерапевт дал ему совет (основанный на данных характеристик коллег по институту) сравнивать себя с Б., успешно защитившим диссертацию, несмотря на значительно более низкий уровень способностей и трудолюбия.

Изменение ориентира для сравнения оказало на Г. благотворное воздействие. Полностью исчезли явления депрессии. Он досрочно подготовил диссертацию и блестяще её защитил.

Приёмы, повышающие самоуважение, собственное достоинство.

Приём, стимулирующий "положительную обратную связь".

Принцип техники - создаётся ситуация, которая побуждает окружающих высказать мнение, характеризующееся положительной оценкой.

Например, родным или друзьям задаётся вопрос: "За что Вы меня цените (любите, уважаете)?"

Возможно, при наличии благоприятных предпосылок для общения с начальником (боссом), спросить у него: "Что Вам особенно нравится в моей работе, деятельности?"

Приём, фокусированный на положительных личностных качествах.

Принцип техники - составляется список достоинств, привлекательных черт характера, способностей и достижений.

Рекомендуется их регулярно перечитывать, особенно часто тогда, когда появляется пессимистический настрой, возникает чувство недовольства собой.

Приём улучшения самоимиджа.

Принцип применения. Осуществляется корректировка имиджа, направленная на повышение чувства собственного достоинства. Прежде всего, это достигается путем улучшения осанки, походки, придающих внешнему облику черты уверенного человека. Весьма важное значение имеет правильный подбор одежды, обуви и прически. При этом социальные психологи рекомендуют лицам, стремящимся к карьерному росту, одеваться так, как будто их служебное положение на ранг выше, чем в реальности.

Мнемо-оценочный приём.

Принцип применения. Вспоминаются события, дающие основания для проявления чувства гордости за свои достижения, успехи детей и родных. С целью активизации воспоминаний рекомендуется:

o   перечитывание писем друзей и поздравлений по случаю знаменательных дат, характеристик, отзывов и другой информации, содержащей похвальную оценку;

o   просмотр альбома, составленного из фотографий, отражающих события, вызывающие подъём настроения, чувство собственого достоинства;

o   размещение на видном месте фотографий, стимулирующих повышение уровня самоуважения, возникновение положительных эмоций.

Приёмы самоутверждения - самоубеждения, ориентированные на повышение уважения себя как личности. Для их реализации составляются словесные формулы с учётом конкретных причин, побуждающих совершенствовать личностные качества. При произношении их желательно образно представлять уважающим как себя, так и окружающих.

Примеры словесных формул, рекомендуемых для подготовки собственного варианта:

"Я вправе улучшить представление о себе, о своих достоинствах",

"Для повышения самоуважения у меня есть необходимые благоприятные предпосылки (хорошие личностные качества, достижения, чувства.)",

"Я горжусь своими успехами и тем, что меня ценят, уважают",

"Я хочу и могу занять достойное место среди других людей",

"Я осознаю, что повышение собственного достоинства является необходимым условием для реализации жизненных планов и улучшения здоровья".

Мой девиз: "Кто уважает себя, того уважают другие", "Повышение собственного достоинства - основа для достижения успехов. "

В группу приёмов, способствующих самоактуализации личности, входят и психотерапевтические приёмы, направленные на повышение чувства любви к себе ("любовь к себе означает, что человек принимает себя как значимую личность", по У. Дайеру), являющееся высшей духовной потребностью человека. Применяются они, как правило, не самостоятельно, а в комплексе с приёмами, поднимающими уровень самоуважения, в случаях, когда имеется потребность в применении дополнительных усилий для повышения чувства собственного достоинства.

При их составлении нами, как и многими другими психотерапевтами, рекомендуется ориентироваться на вывод Г. Селье, согласно которому любовь к себе должна носить альтруистический характер, основываясь на принципе "Заслужи любовь ближнего". При этом в число "ближних" людей следует включать, по убеждению Г. Селье, не только родных, но и тех, кто близок в духовном и интеллектуальном отношении.

o   Приём "когнитивного самоутверждения":

"Я осознаю необходимость повышения чувства любви к себе (на альтруистической основе)",

"Я хочу и могу совершенствовать себя: больше проявлять любовь к себе, сохраняя при этом свою неповторимость, уникальность",

"Усиление любви к себе помогает мне преодолевать чувства нелюбви к другим: ненависть, озлобленность, чрезмерную агрессивность (источники стрессового состояния, ухудшения здоровья"),

"Я люблю себя, невзирая на некоторые недостатки",

"Я осознаю, что любовь к себе требует признания положительных качеств, не отрицая наличия у меня и негативных свойств".

Мои девизы:

"Я горжусь тем, что люблю и уважаю себя, как и других людей",

"Любовь (к себе и близким) - лучшее целебное лекарство", "Заслужи любовь ближнего" (Г. Селье).

Приёмы позитивного подкрепления.

Приём самостимулирования.

О., научный сотрудник института, 43 лет. Несмотря на перегруженность на работе, заключил договор с издательством о переводе с испанского языка книги весьма большого объёма. Основным побудительным мотивом для выполнения в свободное от работы время напряжённого труда было желание скопить деньги для реализации давнишней мечты - купить туристическую путёвку для поездки по странам Европы или Азии.

Для самостимулирования творческой активности он принял решение: за ежедневный перевод трёх страниц откладывать 90 рублей, а в случае невыполнения нормы забирать соответствующую сумму денег из "фонда для путешествия".

Сходную систему рекомендуется применять и тем, кто стремится преодолеть вредные привычки (курение, переедание, злоупотребление алкоголем) или неадекватные проявления поведения - склонность к вспыльчивости, раздражительности, ярости и др.

Приём самовознаграждения.

Принцип применения - проводить награждения себя за любые, даже незначительные успехи, приближающие к достижению цели (преодолеть влечение к курению, похудеть благодаря повышению физических нагрузок, повысить коммуникабельность и др.)

Желательно, чтобы самопоощрению предшествовал договор с собой, где были бы указаны конкретные условия награждения. Виды наград весьма разнообразны, зависят они, главным образом, от самооценки значимости успехов, соответствия их духовным интересам и уровня материальных возможностей для самопоощрения. Например, купить желаемую вещь, сходить в театр или филармонию, поехать в гости к другу, приобрести туристическую путёвку или ювелирное украшение, устроить день отдыха на лоне природы и т.д.

Приём поощрения в форме награждения "за достигнутые успехи" могут эффективно применять и близкие для стимулирования желания родного человека преодолеть болезненные пристрастия, вредные привычки, неблагоприятные черты характера.

Приёмы, повышающие самооценку.

Психотерапевты зачастую рекомендуют лицам, склонным к заниженной самооценке своих реальных возможностей (чаще всего из-за дефензивных черт характера), включать в формулы самовнушения слова, стимулирующие проявление активности, уверенности - "несмотря", "вопреки", "наперекор", "зато" и др.

Рекомендуется, например, применять мотивационные формулы самовнушения следующего содержания: "Вопреки пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых трудностей, я достигну цели",

"Наперекор желаниям бывших друзей побудить меня к нарушению режима трезвости, я буду проявлять стойкость - негативное отношение к спиртному",

"Несмотря на психотравмирующую ситуацию, я сумею мобилизовать свои резервные возможности",

"У меня намного хуже материальное положение, чем у С., но зато моя жена значительно лучше его супруги",

"Я потерял работу, но зато (однако) я могу наконец-то немного отдохнуть, использовать свободное время для усовершенствования знаний, необходимых для реализации моей мечты - сдать экзамены на желаемую должность (поменять специальность, поступить в университет и т.д.)".

При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует учитывать: в отличие от формул самоубеждения, в их состав не включаются слова, требующие логического обоснования, аргументации - "поэтому", "так как", "по причине", "вследствие" и т.д. Но в ситуациях, когда возникает особая потребность в преодолении тяжёлого стресса, вредных привычек и коррекции чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера, возможно применять и комбинированный вариант вербального психотерапевтического самовоздействия - использовать формулы самоубеждения и мотивированного самовнушения.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и неглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой.

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: "Разговаривать спокойно!", "Не поддаваться на провокацию!", "Молчать, молчать!" помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.

Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.

Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: "Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!". С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Заключение


Подростковый возраст, рассматриваемый как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов сопровождается качественной "перестройкой" или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе. На то обстоятельство, что на фоне самоотношения проявляются переживания проблем, указывается в работах ряда отечественных исследователей (ЛИ. Божович, И.И. Иванова, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.Х. Умарова). В этой связи можно предположить, что негативная модальность самоотношения или противоречия между его структурными компонентами могут служить психологической предпосылкой для возникновения переживаний проблем подростков и на фоне негативных ситуационных факторов создавать условия для их социальной дезадаптации. Вместе с тем, эмпирических данных о развитии самоотношения в контексте становления его структурно-функциональных компонентов в подростковом возрасте ограниченное количество. Подростковый возраст, рассматриваемый как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов сопровождается качественной "перестройкой" или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе. На то обстоятельство, что на фоне самоотношения проявляются переживания проблем, указывается в работах ряда отечественных исследователей (ЛИ. Божович, И.И. Иванова, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.Х. Умарова). В этой связи можно предположить, что негативная модальность самоотношения или противоречия между его структурными компонентами могут служить психологической предпосылкой для возникновения переживаний проблем подростков и на фоне негативных ситуационных факторов создавать условия для их социальной дезадаптации. Вместе с тем, эмпирических данных о развитии самоотношения в контексте становления его структурно-функциональных компонентов в подростковом возрасте ограниченное количество.

Таким образом, можно заключить, что самоотношение является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания человека о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении и деятельности. Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются рядом факторов. Это психологическая безопасность, психологическая свобода, эмпатическое понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия.

Школьный возраст - возраст формирования самоотношения и самооценки, становления личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими. От уровня развития его самоотношения будет зависеть не только деятельность с окружающими его людьми, но и успешность в учебной деятельности.

Проведенное нами исследование позволило выявить основные направления в работе с данной категорией людей. Своевременное проведение коррекционной работы по формированию адекватного самоотношения и самооценки должно проходить по трем направлениям: работа с учителем, работа с родителями, работа с самим ребенок (с помощью психолога). Только в этом случае можно помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Анализ литературы, проведения экспериментальной работы позволило реализовать цель работы, выполнить задачи.

Список использованной литературы


1.       Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.

2.       Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.

.        Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.

.        Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.

.        Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.

.        Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.

.        Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

.        Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.

.        Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.

.        Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

.        Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

.        Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

.        Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред.А.Г. Рузской. - М., 1989.

.        Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.

.        Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

.        Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.

.        Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

.        Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.

.        Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

.        Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.

.        Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!