Институт освобождения от уголовной ответственности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,08 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институт освобождения от уголовной ответственности

Введение

Понятие "освобождение от уголовной ответственности" в отечественном уголовном праве появилось с введением в действие Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. (ст. 43). УК союзных республик расширили рамки этого института. В частности, УК РСФСР 1960 г. предусмотрел новые виды освобождения от уголовной ответственности: с передачей дела в товарищеский суд (ст. 51), в комиссию по делам несовершеннолетних (ст. 10), с передачей виновного на поруки (ст. 52). Ныне же действующий УК, наоборот, не воспринял указанные виды освобождения от уголовной ответственности.

С одной стороны, уголовное право России базируется на одном из основных правовых принципов - неотвратимости ответственности: любое лицо, виновное в совершении правонарушения, в том числе и преступления, должно быть привлечено к ответственности. С другой - в жизни, на практике встречается немало ситуаций, когда привлечение к ответственности лица, совершившего преступление, становится нецелесообразным, не соответствует задачам уголовного законодательства и, соответственно, целям наказания как основной формы реализации уголовной ответственности.

Введение института освобождения от уголовной ответственности продемонстрировало отрицательное отношение российского законодателя к формальному подходу к определению ее оснований и пределов. Оно отчасти свидетельствует и о реализации важнейшего положения российского уголовного права - материального определения понятия преступления.

Рассматриваемый институт выступает в качестве реального проявления принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности, гуманизма и справедливости.

Действующий УК отказался от всех ранее известных видов освобождения от уголовной ответственности с последующим общественным воздействием на лицо, совершившее преступление. Как известно, в советский период истории России одним из основных постулатов было широкое привлечение трудовых коллективов, общественных организаций к борьбе с преступностью. Мировая практика свидетельствует, что только одним органом уголовной юстиции, без опоры на гражданское общество, обеспечить решение данной задачи достаточно трудно, если вообще возможно. Однако нельзя не отметить и определенных перекосов, имевших место в отечественной истории. Официально культивировавшийся тезис о безупречности социалистического строя в плане причин преступности объективно вел к принижению роли государственных органов и одновременно к преувеличению возможностей "сил общественности" в борьбе с преступностью. Это особенно ярко проявилось в конце 50-х и начале 60-х годов прошлого века. Конечно, основную нагрузку в борьбе с преступностью в любом обществе должны нести органы государства, точнее его механизм, специально созданный для этого. А институты гражданского общества могут и обязаны способствовать решению этой отнюдь не простой задачи, но не заменять его.

Целью настоящей работы является изучение амнистии и помилования по уголовному законодательству.

Поставленная цель определила задачи работы:

раскрыть сущность освобождения от наказания как института уголовного права;

исследовать институт амнистии в системе права;

рассмотреть помилование в российском уголовном законодательстве.

1. Освобождение от наказания как институт уголовного права

Освобождение от наказания является самостоятельным институтом уголовного права, сущность которого заключается в освобождении лица, совершившего преступление, от: назначения наказания за совершенное преступление (ст. 80.1, ч. 1 ст. 92 УК); реального отбывания наказания, назначенного приговором суда (ст. ст. 73, 81 УК); дальнейшего отбывания частично отбытого осужденным к этому времени наказания, назначенного судом (ст. 79 УК).

Основанием освобождения от наказания выступает утрата или существенное уменьшение общественной опасности деяния или лица, совершившего преступление, которое означает нецелесообразность или невозможность исполнения или назначения наказания. В этом случае цели наказания либо уже достигнуты, либо для их достижения не требуется дальнейшего отбывания наказания, либо их достичь вообще нельзя (например, у лица, совершившего преступление, наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими).

В институте освобождения от наказания реализуется принцип гуманизма.

Значение института освобождения от наказания заключается в: а) экономии мер уголовной репрессии; б) стимулировании исправления лица, совершившего преступление; в) исключении назначения наказания в случае, когда достижение его целей невозможно; г) аннулировании всех правовых последствий совершенного преступления (ч. 2 ст. 86 УК). Если освобождение от наказания является условным, то до истечения срока испытания лицо продолжает считаться судимым.

Социальное предназначение освобождения от отбывания наказания состоит в заинтересованности государства в скорейшей ресоциализации осужденного.

Институт освобождения от наказания напоминает освобождение от уголовной ответственности. Вместе с тем между ними имеются отличия:

а) лицу, совершившему преступление и признанному виновным, наказание назначить может только суд и только он способен освободить от наказания. Исключение составляет освобождение в силу акта амнистии или помилования. Освобождение от уголовной ответственности возможно и до вынесения обвинительного приговора, в связи с чем может осуществляться не только судом, но и, например, следователем или органом дознания;

б) от уголовной ответственности обычно освобождается лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести. Освобождение от наказания возможно и при совершении лицом преступлений тяжких и особо тяжких;

в) освобождение от наказания не влечет прекращения уголовной ответственности, поскольку лицо не освобождается от осуждения, отрицательной оценки его поведения государством в виде постановления судом обвинительного приговора. Кроме того, будучи формой реализации уголовной ответственности, наказание не только не исчерпывает всего содержания последней, но и не охватывает ответственность по времени (она уже существует до назначения наказания и еще продолжается после его исполнения). Поэтому освобождение от уголовной ответственности всегда содержит и освобождение от наказания.

Уголовный кодекс посвятил освобождению от наказания гл. 12, но в ней сосредоточены не все уголовно-правовые нормы, которыми решается этот вопрос. В частности, по своей юридической природе одной из разновидностей условного освобождения от наказания является условное осуждение (ст. 73 УК), хотя законодатель регламентирует его в главе "Назначение наказания". Не вошли в гл. 12 и ст. ст. 84, 85 УК, регулирующие вопросы освобождения от наказания по актам амнистии и помилования, а также ч. 2 ст. 10 УК, предусматривающая освобождение от наказания в силу изменения уголовного закона.

Таким образом, Уголовный кодекс выделяет следующие виды освобождения от наказания:

) условное осуждение (ст. ст. 73, 74);

) условно-досрочное освобождение от наказания (ст. ст. 79, 93);

) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80);

) освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1);

) освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81);

) отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82);

) освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора (ст. 83);

) освобождение от наказания на основании актов амнистии или помилования (ст. ст. 84, 85);

) освобождение от наказания в силу изменения уголовного закона (ч. 2 ст. 10);

) освобождение несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия либо с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение (ст. 92).

Все виды освобождения от наказания можно дифференцировать по различным основаниям. Во-первых, разделить на обязательные (освобождение от наказания: условно-досрочное, в связи с истечением сроков давности, акт амнистии или помилования, в связи с изменением уголовного закона и др.), применение которых не зависит от усмотрения суда, и факультативные. Последний вид освобождения является правом суда, применяя который суд учитывает тяжесть совершенного преступления, личность виновного и все конкретные обстоятельства дела. Ко второй группе, например, относятся: условное осуждение, освобождение от наказания лица, заболевшего после совершения преступления тяжелой болезнью.

Во-вторых, сгруппировать эти виды, в зависимости от того, возлагаются ли на освобожденное от наказания лицо какие-либо обязанности и может ли освобождение быть впоследствии отменено, на условные и безусловные. К первым относятся: условное осуждение (ст. 73 УК), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК) и отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей в возрасте до 14 лет (ст. 82 УК). Остальные все виды считаются безусловными.

Существуют и другие классификации видов освобождения от наказания.

2. Институт амнистии в системе права

.1 Правовая природа амнистии в науке уголовного права

В отличие от предыдущего действующий УК содержит специальную статью (84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Термин "амнистия" происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями "амнистия" и "акт об амнистии". Такое отождествление ошибочно. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. К.М. Тищенко и О.С. Зельдова считают амнистию институтом уголовного права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский.

Другие авторы, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права. Так, по мнению Ю.М. Ткачевского и Н.Ф. Крыловой, позиция, несмотря на то что в УК РФ включена ст. 84, институт амнистии "не входит в систему Общей части Кодекса.

Наиболее обоснованной представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о юридической природе актов об амнистии. В литературе выражено мнение о том, что "правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов", что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что они выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.

Такая точка зрения представляется ошибочной. Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания, следственных изоляторов и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (неосторожные, экономические и др.).

2.2 Содержание акта об амнистии

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера:

а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

в) о сокращении назначенного наказания;

г) о замене назначенного наказания более мягким;

д) об освобождении от дополнительного наказания;

е) о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой (например, в некоторые акты об амнистии были включены предписания о сокращении не всего назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).

В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 1 ноября 1991 г. "Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы". В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.

В связи с тем, что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России" освобождению от уголовной ответственности подлежали:

) подозреваемые и обвиняемые в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы;

) подозреваемые и обвиняемые в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;

) женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;

) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также подозреваемые и обвиняемые женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.

Этим же Постановлением предписывалось освободить от наказания:

) осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;

) осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказания в воспитательных колониях;

) осужденных к лишению свободы на срок свыше 5 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания;

) осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно и ранее не отбывавших наказания в исправительных учреждениях:

женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

беременных женщин;

мужчин старше 60 лет;

) осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, отбывших не менее одной трети назначенного срока наказания.

Рассмотренное Постановление об амнистии можно отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.

В качестве примеров так называемых политических амнистий можно привести Постановления Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "Об объявлении политической и экономической амнистии"; от 9 февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г."; от 12 марта 1997 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике"; от 13 декабря 1999 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе"; от 6 июня 2003 г. "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики"; от 22 сентября 2006 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа".

В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" перечисляет, к кому отдельные предписания этого акта применяться не должны (лица, совершившие деяния повышенной общественной опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом акте; военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, совершившие хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств и их сбыт; участники незаконных вооруженных формирований либо устойчивых вооруженных групп (банд) или иные лица, противодействовавшие проведению контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящиеся в пределах Южного федерального округа; лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; иностранные граждане и лица без гражданства).

Материалы о применении акта об амнистии к отбывающим наказание осужденным, которым в установленном порядке применено обязательное лечение от алкоголизма, наркомании или токсикомании, а также к осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерических заболеваний, рассматриваются после завершения указанными осужденными полного курса лечения. Основанием для признания осужденного завершившим этот курс является медицинское заключение. Материалы о применении акта об амнистии к отбывающим наказание осужденным, больным туберкулезом и отнесенным к I группе диспансерного учета, рассматриваются после интенсивного курса лечения и прекращения ими бактериовыделения, подтвержденного медицинским заключением. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.

2.3 Сфера действия акта об амнистии

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением за содеянное. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.

Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям". По общему правилу акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии. Так, Постановление Государственной Думы "О порядке применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" предусматривало применение данной амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря 1993 г. до дня вступления в силу Постановления об объявлении амнистии, если они отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 г. помилование амнистия право уголовный

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, когда последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.

Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Предписания актов об амнистии, касающиеся снятия судимости, не требуют принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие судимости редко предусматривается постановлениями об амнистии (такое положение содержало, например, Постановление Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов").

3. Помилование в российском уголовном законодательстве

.1 Понятие помилования и сфера применения акта помилования

Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.

В соответствии со ст. 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

) наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;

) назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;

) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.

Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. При определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта РФ. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан обладает Президент этой республики.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (в ред. от 16 марта 2007 г. N 359) установлен новый порядок. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена; одновременно комиссии по вопросам помилования образованы на территории каждого субъекта РФ. Они предварительно рассматривают ходатайства осужденных, готовят заключение по материалам о помиловании.

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В свою очередь, комиссии субъектов РФ осуществляют общественный контроль за исполнением этих указов, а также за условиями содержания осужденных.

Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако вышеуказанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока при условном осуждении; злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием).

3.2 Порядок подачи и рассмотрения ходатайства о помиловании

Согласно установленному Указом порядку осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и др.). Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется самим заявителем в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о таких ходатайствах, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.

Администрация Президента РФ не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в п. 5 Положения.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) к помилованию, публикуется в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент РФ. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии. В этом случае повторное обращение осужденного рассматривается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, существенных для применения акта помилования.

Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока, назначенного судом (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего помилования.

В литературе предлагается принять федеральный закон об амнистии и помиловании. В целях упорядочения и единообразного их применения рекомендуется применение условной амнистии и помилования с возможностью их отмены и решение других вопросов. Попытка консолидировать многие имеющиеся правовые предписания, касающиеся амнистии и помилования, в единый нормативный акт, заслуживает пристального внимания.

Заключение

Уголовное законодательство предусматривает следующие виды освобождения от наказания:

-условно-досрочное освобождение;

-замена неотбытой части более мягким наказанием;

-в связи с изменением обстановки;

-в связи с болезнью;

-отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;

-в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора;

-вследствие амнистии или помилования.

Уголовно-правовая регламентация акта амнистии дается в статье 84 УК РФ. Амнистия представляет собой акт нормативного характера, принимаемый Государственной Думой, и распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Нередко в рассматриваемых актах содержится также указание на некоторые признаки, характеризующие личность виновного (пол, возраст, прежние заслуги и т.д.). Но в любом случае лица, на которых распространяется амнистия, индивидуально (персонально) не определяются. В связи с этим издание акта об амнистии предполагает последующую правоприменительную деятельность других органов (вынесение постановления или определения о прекращении уголовного дела, постановления органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от отбывания наказания и т.д.). Согласно ч. 2 ст. 84 УК, актом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть, как уже отмечалось, освобождены от уголовной ответственности, освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Акты об амнистии издаются также в ознаменование определенных общественно-политических событий, а также в связи с мероприятиями гуманитарного характера, проводимыми под эгидой ООН. Так, в мае 2005 г. была объявлена амнистия в связи с 60-летием Победы в отношении участников Великой Отечественной войны, совершивших преступление.

В некоторых актах об амнистии решение вопроса о ее применении к отдельным категориям лиц передается на усмотрение суда.

Применение актов об амнистии к лицам, совершившим длящиеся или продолжаемые преступления, характеризуется определенной спецификой. К длящимся же преступлениям, продолжавшимся после издания амнистии, она не применяется. Амнистия применяется к продолжаемым деяниям, закончившимся (или пресеченным) до ее издания. Она не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, было совершено после издания амнистии.

Помилование представляет собой индивидуально-определенный акт Президента РФ (п. "в" ст. 89 Конституции РФ). В нем содержится предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально-определенной группы лиц. В соответствии с этим правоохранительному органу поручается лишь непосредственно реализовать предписания, содержащиеся в данном акте.

В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Таким образом, сфера помилования по кругу лиц значительно уже той, которая характерна для амнистии, ибо помилование применяется только в отношении осужденных.

Помилование может применяться в отношении осужденных, совершивших преступления любой тяжести. Оно предполагает индивидуальный подход к оценке личности осужденного.

В целях подготовки материалов для решения вопросов о помиловании Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Утверждены Положения об этой Комиссии и о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании граждан. Созданы комиссии и в субъектах РФ.

В литературе предлагается принять федеральный закон об амнистии и помиловании. В целях упорядочения и единообразного их применения рекомендуется применение условной амнистии и помилования с возможностью их отмены и решение других вопросов.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - М., 2008.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 17.12.2010 года N 324-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 46. Ст. 4823.

3.Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. - М., 2009. - 186 с.

Научная литература

4.Егоров В.С. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. - М., 2010. - 125 с.

5.Карпушин М.И., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. - М., 2009. - 169 с.

6.Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. Наумова А.В. - М.: Гардарика, 2011. - 684 с.

7.Красиков Ю.А., Алакаев А.М. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М., 2009. - 684 с.

.Курс уголовного права. Том 1. Общая часть / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, И.М.Тяжковой. - М.: Зерцало-М, 2010. - 542 с.

9.Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. - М., 2009. - 184 с.

10.Михлин А.С. Уголовное право. Общая часть. - М.: Юристъ, 2010. - 497 с.

12.Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. Наумова А.В. - М.: Гардарики, 2011. - 595 с.

13.Тищенко К.М. Помилование в уголовном праве. - М., 2009. - 243 с.

.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. - М.: Юристъ, 2009. - 461 с.

.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Норма-М, 2011. - 531 с.

16.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. - М.: Юристъ, 2009. - 498 с.

17.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Учебник / Под ред. Р.Р. Галиакбарова. - Саратов, 2010. - 487 с.

.Уголовное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. - М.: Юстицинформ, 2011. - 522 с.

19.Чистяков А.А. Уголовная ответственность и механизм формирования ее основания. - М., 2009. - 254 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!