Право апелляционного обжалования. Судебная система

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,78 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право апелляционного обжалования. Судебная система

Задача №1

Мировой судья вынес приговор, которым признал Алферова виновным в причинении побоев Сергееву. Алферов с приговором мирового судьи не согласен.

В какой суд и в каком порядке Алферов может обжаловать приговор?

Алферов может обжаловать приговор в соответствующий районный суд через мирового судью в аппеляционном порядке в соответствии со ст. 320 ГПК РФ:

Право апелляционного обжалования

. Решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью.

. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.

Задача №2

Узнав о поступлении в один из районных судов краевого центра заявления губернатора края к телеканалу «Новости дня» о защите чести и достоинства, заместитель председателя краевого суда распорядился передать это заявление для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам краевого суда.

Прав ли был заместитель председателя краевого суда?

Заместитель председателя краевого суда был прав в распоряжении передать заявление губернатора края к телеканалу «Новости дня» для рассмотрения в судебную коллегию по гражданским делам краевого суда, так как в соответствии со ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 ГПК, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Ст. 26 ч. 1 п. 3 ГПК РФ говорит нам о том, что Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела: о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации.

Вопрос 3

Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации - с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

В системе общих судов народный суд является основным звеном. Это обусловлено, прежде всего, широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство таких дел, все материалы об административных правонарушениях, подведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т. п.). В связи с этим и определяется в основном его наименование: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Принципы его организации определены Конституцией РФ, Законом о судоустройстве, Законом о статусе судей и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления, а кое-где (например, в Москве) - в недавно созданных административных округах. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Право образования таких судов принадлежит местной администрации по представлению министра юстиции РФ или по согласованию с ним.

Надзор за судебной деятельностью народных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов.

Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону возложено на министерства юстиции.

В наши дни эти суды нередко называют просто районными, городскими, окружными или межмуниципальными (районными) судами (в Москве).

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих судов положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для народных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов), дела об умышленном убийстве, при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других преступлениях.

Суды этого уровня при соблюдении установленных в законе условий вправе принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые в принципе подсудны районным (городским) судам. Для "перенесения" гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Что касается уголовных дел, то для них установлены несколько иные условия. Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

В вышестоящие суды обычно попадают дела: а) имеющие большое общественное значение; б) не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном (городском) суде; в) переданные в суды этого уровня по решению надзорных инстанций. Кроме этого суды среднего звена обязаны принять к своему производству для рассмотрения по первой инстанции гражданские и уголовные дела, связанные с государственной тайной.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к народным судам, активно участвуют в проверке законности решений, вынесенных этими судами.

В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Федерации входят:

республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального подчинения - Москва и Санкт-Петербург. Качественное рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

Рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости народных судей при разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и эффективности правосудия.

Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовному или гражданскому делу, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику народного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы данного и других народных судов.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений народных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т. п. Непосредственное ее выполнение возложено на президиум соответствующего суда.

«Рекомендовать Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды».

«Верховный Суд Российской Федерации, - говорится в ст. 126 Конституции РФ, - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Другими словами, данный суд призван выполнять, по меньшей мере, три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;

дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Каждая из этих функций имеет конкретное содержание, которое будет раскрыто детально в последующих параграфах данной главы. Здесь в связи с общей характеристикой Верховного Суда РФ и его положения в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов, как сказано в процитированной статье Конституции РФ, общей юрисдикции.

К судам такого рода можно было бы отнести суды, уполномоченные рассматривать обычные, не требующие специальных процедур и познаний дела (практически это все дела, кроме тех, что отнесены к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов).

Но положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (общих и военных).

Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно связан с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования - важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения принимаемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ - один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более менее определены в законе. Так, федеральным арбитражным судам округов и арбитражным апелляционным судам не дано право, быть судами первой инстанции.

Суд апелляционной или кассационной инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.

Функция апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции возложена законами от 7 августа 2000 г. на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В системе арбитражных судов такую функцию станут выполнять арбитражные апелляционное суды.

В качестве кассационных инстанций в системе судов общей юрисдикции могут выступать все суды, кроме районных и гарнизонных военных судов, а точнее - судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ.

Основная задача надзорных инстанций - проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в порядке надзорной инстанции могут выступать президиумы судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум, а в системе арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ

Нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп. от 30.12.2008г.) - М.: ИНФРА-М, 2010.

. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.11.2008) // КонсультантПлюс

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // КонсультантПлюс

. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

5. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1

Литература

1.Божьева, В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник [Текст] / под ред. В. П. Божьева - М.: СПАРК, 2008. - 478 с.

2.Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы [Текст] / под ред. К.Ф. Гуценко, М.Л. Ковалева - М.: ЗЕРЦАЛО, 2007. - 404 с.

.Дмитриев, Ю.А. Правоохранительные органы: Учебник [Текст] / под ред. Ю.А. Дмитриева, М.А. Шапкина - М.: ЭКСМО, 2008 - 347 с.

.Правоохранительные органы: Учебник для вузов [Текст] / под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, ЗАКОН И ПРАВО, 2005. - 290 с.

.Фокин, В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. [Текст] / под ред. В.М. Фокина - М.: БЫЛИНА, 2009. - 278 с.

Похожие работы на - Право апелляционного обжалования. Судебная система

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!