Оценка эффективности инновационной деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,56 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка эффективности инновационной деятельности

Введение

В рыночных условиях управление инновационной деятельностью в значительной степени зависит от эффективности использования предприятием возможностей рыночной среды и четкой системы планирования ресурсов предприятия, прежде всего - финансовых, при реализации инновационных проектов, что, в свою очередь, требует анализа возможностей получения финансирования, условий и способов его реализации.

Актуальность темы исследования. Управление современным предприятием в условиях глобализации экономики, и возрождение промышленных предприятий на качественно новом уровне, основанном на использовании в производстве огромного инновационного и информационного потенциала, представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития предприятия. Актуальными являются задачи разработки для промышленных предприятий выбор эффективных инновационных проектов, создание механизма эффективной реализации стратегии нововведений, формирование инфраструктуры поддержки научно-технической деятельности, рациональное использование научно-технического потенциала предприятия.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов оценки эффективности инновационной деятельности на предприятии.

В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:

исследовать положение инновационной деятельности на предприятии;

изучение теоретических аспектов оценки эффективности инвестиционных проектов на основе существующих методик расчетов показателей эффективности;

предложить направления совершенствования методов оценки и повышения эффективности инновационной деятельности предприятия.

Предмет исследования - подходы и принципы оценки эффективности инновационной деятельности.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «Тяжмаш».

Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам инновационного менеджмента, стратегического управления предприятием, планирования создания и освоение новой техники на предприятии; экономической оценки эффективности нововведений и управления финансами предприятия. Для подтверждения положений и выводов исследования использовались реальные данные машиностроительного предприятия Оборонно-промышленного комплекса.

Методологическую основу исследования составили положения системного анализа; методы экономического анализа; методы математической статистики; методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

инновационный политика конкурентоспособность персонал


1. Инновации и инновационная деятельность предприятия. Содержание процесса управления технологическими инновациями

1.1 Сущность и содержание инноваций и инновационной деятельности

Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [1,с.78].

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [2, с.86].

Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.

За последующие почти сто лет по мере развития экономики понятие «инновация» приобрело более широкий смысл и относится теперь не только к области технологии производства, а распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области управления кадрами, кассовых расчетов, торговой политики, использования функциональных структур [3, с.24].

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа [4, с.34].

Инновации принято классифицировать по ряду признаков.

Классификация инноваций по степени новизны. С этих позиций выделяются радикальные (базисные) инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

По причинам возникновения выделяют реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе [6, с. 78].

В промышленности различают два типа инновации: продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации - разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на радикально новых, либо на объединении ранее существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Продуктовая инновация подразумевает производство абсолютно технологически новых или технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей в организации продукции, но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов [7, с.98].

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

В таблице 1.1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, объективнее, более комплексно подмечать их результативность и определять направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса [8, с.65].

Таблица 1 - Классификация инноваций

Классификационный признак

Классификационные группировки

Область применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные ит. д.

Этапы НТП, результатом которых стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, информационные

Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, региональные, крупные, средние

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная



Инновации, различающиеся по этапам НТП, весьма своеобразны, а именно:

- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

-       технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

-       организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

-       информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

-       социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [9, с. 98].

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием.

Источниками финансирования инноваций на предприятии являются собственные средства (новая эмиссия акций, прибыль, амортизация и себестоимость продукции) и заемные средства (кредиты лизинг, прочие ресурсы, привлеченные на возвратной и безвозвратной основе).

Инновационная деятельность предприятия - это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления [10, с.43].

Инновационная деятельность предприятия включает:

- проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований и изготовлению лабораторных образцов новой продукции;

-       подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;

-       проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;

-       разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

-       подготовку, обучение, переквалификация персонала;

-       проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию [11, с. 87].

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют различные подразделения предприятия и на которую оказывают сильное воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке.

.2 Управление инновационной деятельностью предприятия

Основные предметные функции менеджмента определяют содержание процесса управления инновациями и включают формирование целей инновационной деятельности, планирование инноваций, организацию работ и контроль за осуществлением инноваций. Взаимосвязь и логическая последовательность осуществления основных функций в процессе управления инновациями представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Взаимосвязь основных функций управления инновациями

Формирование целей инновационной деятельности. Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы целей, и задач инновационной деятельности (или проекта) на определенный период времени [13, с.86].

Цель в управлении инновациями - это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Таким образом, цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий.

Планирование инноваций. Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

Организация инноваций. Сущность функции организации состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию. Выполнение перечисленных задач осуществляется путем создания организационной структуры предприятия, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования [15,с.27]. Современная теория и практика инновационного менеджмента обладает большим разнообразием форм организации инноваций. Существенными признаками для систематизации и классификации видов организации инноваций являются задачи, формы и способы возникновения организационных решений (рисунок 2).

Рисунок 2 - Виды организации инноваций

В зависимости от задачи различают организацию инновационных процессов в пространстве (где? кто?) и организацию инноваций во времени (когда?). Организация инновационных процессов в пространстве означает формирование организационной структуры инновационных процессов, соответствующей характеру и масштабам реализуемых проектов [16, с.98].

При организации инновационной деятельности, как правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем, как производная от нее, строится структура управления инновациями. Организационные структуры предприятия отличаются значительным разнообразием. Выбор конкретной организационной формы зависит от таких объективных факторов, как масштабы инновационной деятельности, широта инновационного профиля фирмы, специфика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровень кооперации и полнота инновационного цикла осуществляемых работ.

Вторая задача организации инноваций заключается в сочетании всех элементов инновационного процесса во времени, т.е. в определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения работ по проектам. Организация инновационных процессов во времени тесно связана с оперативным планированием инноваций [16, с.54].

В инновационном менеджменте используются различные формы организации инноваций. Концентрация характеризует процесс сосредоточения инноваций определенного профиля в крупных инновационных предприятиях. Специализация как форма организации инноваций используется при построении организационных структур предприятия и реализуется путем ограничения его инновационного профиля, а также закрепления за подразделениями определенных видов работ или продуктов. [14, с.81].

Комбинирование при организации инноваций проявляется в создании и функционировании на предприятии сопутствующих производств и инновационных процессов, основанных на уже полученных результатах или вторичном использовании сырья, энергии и материалов.

Контроль как предметная функция менеджмента завершает управленческий цикл в инновациях и таким образом обеспечивает эффективность осуществления всех остальных функций.

В задачи контроля входят:

сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;

- оценка состояния и полученных результатов деятельности;

-       анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;

-       подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

В системном представлении контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Принципиальное значение для организации контроля на предприятии имеют следующие признаки: цель контроля, предметная область, масштабы и форма контроля (рисунок 3) [15, с.10].

Рисунок 3 - Виды контроля инноваций

Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента на предприятии и предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций.

Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего менеджмента на предприятии.

Все виды управленческого контроля на предприятии по предметному признаку подразделяются на финансовые и административные.

Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности предприятия. Административный контроль инноваций на предприятии также имеет иерархическую структуру, но распространяется и первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями. [15, с.43]. Рассмотренные основные функции управления инновациями и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему инновационного менеджмента. Они в одинаковой степени необходимы и в рамках стратегического, и в рамках оперативного менеджмента. Каждая из пары взаимосвязанных предметных функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель-средство». В первом контуре «цель - планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития. На втором этапе в контуре «планирование-организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые бы обеспечили безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий. И наконец, в третьем контуре «организация - контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих рассогласований.

2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»

.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

ОАО «Тяжмаш» - крупный завод в г. Сызрани, ведущий свою деятельность с 1943г. В послевоенный период на заводе осуществлялся выпуск новых дизелей мощностью 40 и 80 л. с. В начале пятидесятых годов заводом были созданы базовая модель дизеля 6Ч 12/14, различные модификации дизель-генераторов постоянного и переменного тока, главных судовых двигателей и дизелей для привода различных механизмов. Параллельно с освоением производства этих дизелей изготавливаются компрессоры высокого давления.

С шестидесятых годов начинается производство дизелей с газотурбинным наддувом 6Ч 12/14 с 80 до 180 л. с. С 1976 г. В восьмидесятых и девяностых годах проходило дальнейшее развитие предприятия, вводились новые технологии, проводилась комплексная механизация и автоматизация производства, выпускались дизеля 4Ч 10,5/13; 6ЧН 12/14; 6Ч 15/15, запасные части к ним, товары народного потребления, дизель-генераторы. Дизели, производимые на предприятии, надежные, неприхотливые, с большим моторесурсом, способные надежно работать в тропиках и на крайнем севере.

В марте 1995 года производственное объединение ОАО «Тяжмаш» было преобразовано в акционерное общество.

До недавнего времени на предприятии были заняты работой свыше 9000 человек. Мощность предприятия позволяла выпускать 14000 дизелей в год, при режиме работы в две смены. Но сейчас оно находится в кризисном состоянии, производственные мощности используются не в полную силу, численность работающих на 01.01.2007 г. составила 1445 человек.

ОАО «Тяжмаш» специализируется на разработке, производстве, реализации и обслуживании дизельных двигателей и агрегатов на их базе. Предприятие выпускает четырехкратные дизели четырех размерностей с воздушной, водо-воздушной системами охлаждения, с широкой номенклатурой модификаций по комплектации, параметрам, степеням автоматизации, мощностью от 6 до 600 л. с. при частоте вращения от 1500 мин. до 3000 мин. оборотов коленчатого вала. На основе этой номенклатуры дизелей могут изготавливаться дизель-генераторные агрегаты от 25 до 100 кВт в стационарном, передвижном и судовом исполнении, как неавтоматизированные, так и автоматизированные по различной степени от 1-й до 3-й. Кроме дизельных двигателей и агрегатов предприятие может выпускать запасные части к ним и товары народного потребления, выполнять по договорам ремонтные работы и обслуживание дизелей и генераторов.

Предприятие изначально было рассчитано на серийный тип производства. Продукция выпускалась крупными сериями, но в настоящее время из-за нестабильного финансового положения и отсутствия крупных заказов предприятие перешло на мелкосерийное производство, а некоторые типы дизелей выпускаются в единичном исполнении.

Территория, занимаемая ОАО «Тяжмаш» составляет 54 га, под промышленными объектами - 290600 м2. Предприятие расположено в центре города. Имеет железнодорожную магистраль, транспортный цех, свою заготовительную базу: чугунное, стальное, цветное литье, горячую штамповку. Завод обеспечивается водой из 4 артезианских скважин, пробуренных на территории завода.

В структуре завода имеется два цеха по обеспечению предприятия всеми видами энергоресурсов и ремонту основных производственных фондов энергетического оборудования: паросиловой и электро-ремонтный цеха. На заводе есть своя компрессорная станция, а также электростанция "Дизельстрой". Тепловой энергией завод обеспечен от собственной котельной, которая работает на территории завода.

Технологический процесс производства дизеля включает такие стадии производства: заготовительную, обрабатывающую, сборочную и испытательную.

На заготовительной стадии получают заготовки для производства дизеля, такие как: паковки, штамповки, отливки и т.д. Работы выполняются в литейных, кузнечно-прессовых цехах, на участке холодного выдавливания автоматно-револьверного цеха, в цехе холодной штамповки и сварных конструкций, на заготовительном участке управления снабжения, комплектации и транспорта.

На обрабатывающей стадии дизелестроительного производства объединяются работы, выполняемые в механическом, механосборочных, термогальваническом, автоматно-револьверном цехах, в цехе топливной аппаратуры. Обрабатывающая стадия включает самые разнообразные способы изготовления деталей: обработку резанием, термические, химические методы обработки, сварку, пайку, гальванические и лакокрасочные покрытия.

На сборочной стадии отдельные детали, узлы за счет имеющихся мест соединения собирают в готовые изделия - дизеля. Процесс сборки осуществляется в механосборочных цехах (узловая сборка); в цехах сборки, испытания и реализации, на сборочно-испытательном участке и выполняется на специальных стендах.

Испытательные стенды включают контрольно-испытательные операции, осуществляемые в процессе узловой сборки, и испытания, проводимые на испытательном участке.

Учитывая сложность и трудоемкость выпускаемой продукции, цикл обработки составляет около одного месяца.

Дизель состоит из большого количества деталей и узлов. В течение практики я изучала деталь "Корпус привода масляного насоса". Привод масляного насоса служит для передачи вращения на вал масляного насоса. Привод устанавливают на переднюю крышку с внутренней стороны, центрируют с ней цилиндрическим выступом и закрепляют четырьмя шпильками.

Предприятие выпустило 7091840 акций номинальной стоимостью 0,25 грн. за акцию. Уставной фонд предприятия составляет 780 тыс.руб.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Сегодня ОАО «Тяжмаш» является крупнейшим гидростроительным предприятием России по объему выручки. Последние несколько лет выручка ОАО «Тяжмаш» сохранялась примерно на одном уровне в 11,2 млрд. руб. (см. таблицу 1.). Ежегодно предприятие инвестирует около 50-80 млн. долл. в новое оборудование, в связи с чем считается наиболее технологически оснащенным в отрасли.

В 2006 г. предприятие поставило в Китай 60 АЛ-31Ф (оценочно на 210 млн. долл.) и 20 АЛ-31ФН (70 млн. долл.) по контрактам 2005 г., а также максимум восемь турбин АЛ-31Ф в Венесуэлу (30 млн. долл.) в рамках контракта 2006г. на поставку 24 гидротурбин Cy-30MK2V. Некоторое преимущество ОАО «Тяжмаш» дает право на самостоятельный экспорт запчастей и техобслуживание. У других гидростроительных предприятий РФ такого права нет.

Стратегия диверсификации пока не принесла ощутимых результатов - по итогам 2005 г. доля гражданской продукции в выручке составила всего 12,7%. Отчасти это объясняется тем, что ОАО «Тяжмаш» начал заниматься этой тематикой относительно недавно, с 2002 г. и в условиях острого дефицита денежных средств.

Таблица 1. Экономические показатели ОАО «Тяжмаш» в 2006-2008гг.

Показатель

2006

2007

2008

Выручка, млрд. руб.

11,05

12,4

9,1

Чистая прибыль. млрд. руб.

1,88

н/д

0,4

Рентабельность, %

17,0

н/д

4,4

Доля экспорта, %

68,5

75,3

н/д

Доля гражданской продукции, %

17,5

3,3

н/д

Численность персонала, человек

15000

14953

14729


Таблица 2.Счет прибылей и убытков за 2008 год (тыс. руб.)

№ пп

Показатель

Код стр. по форме 2

За отчетный период

1

2

3

4

01

Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг

010

9 143 327

02

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг

020

8 682 387

1

2

3

4

03

Валовая прибыль

029

460 940

04

Коммерческие расходы

030

149 198

05

Управленческие расходы

040

-

06

Прибыль (убыток) от продаж

050

311 742

07

Проценты к получению

060

11 502

08

Проценты к уплате

070

1 596 397

09

Доходы от участия в других организациях

080

-

10

Прочие доходы

090

10 731 705

11

Прочие расходы

100

10 568 041

12

Прибыль (убыток) до налогообложения

(строки 050+060-070+080+090-100)

140 - 1 109 489

13

Отложенные налоговые активы

141

764 301

14

Отложенные налоговые обязательства

142

76 140

15

Текущий налог на прибыль

150

-

16

Налоговые санкции

151

6 794

17

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

- 428 122


За 2008 год получен убыток в сумме 1 109 489 тыс. руб., основными причинами которого явились:

низкая рентабельность новых видов продукции.

Компания переживает период смены поколений видов продукции. турбинная продукция, долгое время составлявшая основу бизнеса, вступила в завершающую стадию своего жизненного цикла. Реализуемые новые перспективные программы в большинстве своем находятся на этапах разработки и освоения (энергоустановки) или вступили в первоначальную стадию серийного выпуска (наземные и промышленные программы, спецпродукция). Как правило, на данных этапах вновь освоенная продукция является низко рентабельной, что влечет за собой значительные финансовые потери на ранней стадии жизненного цикла продукта.

рост доли НИОКР и низкая рентабельность данных работ.

Проводимая политика интенсивной разработки и освоения новых видов высокотехнологичной продукции одновременно по нескольким направлениям не только за счет собственных инвестиционных ресурсов и заемных источников, приводит к значительному росту доли НИОКР в объемах товарной и реализованной продукции.

Таблица 3. Сведения о размере чистых активов (тыс. руб.)

Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

1

Чистые активы

8 843 102

9 567 175

7 710 336

2

Уставный капитал

3 983 658

3 983 658

3 983 658

3

Соотношение чистых активов к уставному капиталу

2,22

2,4

1,94


По таблице видно, что соотношение чистых активов к уставному капиталу в 2008г. по сравнению с 2006г. сократилась на 0,28.

Таблица.4. Социальные показатели (тыс. руб.)

№ пп

Показатель

За отчетный период

1

Среднесписочная численность работников (чел.)

14 729

2

Затраты на оплату труда

3 275 177

3

Средняя заработная плата работников (руб.)

18 529



Высокая инвестиционная емкость продукции обеспечивает соответствие характеристик разрабатываемой и выпускаемой продукции современным требованиям и делает ее конкурентоспособной по техническим и эксплуатационным параметрам.

Таблица 5. Капитальные вложения в 2008 году

№ п/п

Направления использования

Сумма, тыс. руб.

Объем капитальных вложений всего, в том числе:

2 362 725

1

Капитальное строительство

285 850

2

Приобретение оборудования

323 345

3

Приобретение автотранспорта

33 141

4

Развитие информационных технологий

8 915

5

НИОКР

1 576 301

6

Выкуп земельных участков

4 888

7

Прочие расходы

130 285


Необходимость реализации большой программы НИОКР и технического перевооружения в обеспечение разработки и постановки на серийное производство современной конкурентоспособной высокотехнологичной газотурбинной продукции при отсутствии дополнительных эмиссий собственного капитала привело к широкому использованию внешних источников финансирования в виде облигационных займов и инвестиционных кредитов и усилению финансовой зависимости предприятия что показывают приведенные коэффициенты ликвидности (таблица 6.).

Таблица 6. Коэффициенты ликвидности

Наименование показателя

Нормативное значение

Значение в 2007 г.

Значение в 2008 г.



начало года

конец года

начало года

конец года

Коэффициент автономии

>0,5

39,5

31,9

31,9

22,9

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1…0,2

0,02

0,02

0,02

0,00

Коэффициент текущей ликвидности

>2

1,41

1,61

1,61

1,00

Коэффициент общей платежеспособности

>2

0,99

0,99

0,99

0,90

Рентабельность продаж, %

Рост

1,2

3,5

Рентабельность по чистой прибыли (чистая прибыль/Выручка нетто*100),%

Рост

19,1

- 4,7


Рентабельность основной деятельности общества, хотя и увеличилась, все же остается на низком уровне. Отрицательный финансовый результат по итогам 2008 года связан с высоким уровнем долговой нагрузки (наращением кредитной массы, ростом процентных ставок по кредитам).

2.3 Оценка инновационной деятельности на предприятии

Одной из важнейших задач инновационной деятельности ОАО «Тяжмаш» является создание и внедрение высокопроизводительных, надежных и экономичных турбин, способных агрегироваться с широким комплексом орудий, обеспечивающих безопасность, комфортабельность условий труда, а также конкурентоспособность на внешнем рынке.

Осуществление инновационной деятельности на предприятии зависит от финансовых возможностей предприятия и его инновационного потенциала.

Инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность имеющихся средств и возможностей по внедрению новой техники, технологий, форм и методов организации производства и труда с целью увеличения эффективности работы предприятия.

Модель потенциала любого предприятия определяется:

-  имеющимися объемами и качеством ресурсов;

-       способностью персонала к созданию определенной продукции;

-       инновационной способностью;

-       информационными характеристиками;

-       финансовыми характеристиками.

Основными составляющими инновационного потенциала являются:

-  объемы финансирования инновационной деятельности на предприятии;

-       наукоёмкость продукции;

-       количество работников занятых инновационной деятельностью;

-       состояние материально-технического оснащения производства.

Эффективность инновационной деятельности достигается правильным учетом затрат, так как собственно эффективность определяется соотношением между результатом и затратами.

Затраты на инновации - затраты на научные исследования и разработки новых продуктов и технологических процессов, на приобретение лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, прав на патенты, беспатентных лицензий на ноу-хау, соглашений на передачу технологий, результаты научно-технических разработок.

Содержание инновационных затрат зависит от вида инноваций.

Конкретная деятельность предприятия, ориентированная на коммерциализацию инноваций включает в себя три группы затрат.

Затраты на технологическую подготовку инновации: выполнение НИОКР (собственными силами и / или с привлечением сторонних организаций); покупка технической документации (ноу-хау) или лицензий на использование результатов исследования и разработок; затраты на лицензирование (сертификацию) новой продукции (услуг); приобретение нового оборудования, материалов, комплектующих и полуфабрикатов; переподготовка (переобучение) производственного персонала.

Производственные затраты: освоение использования нового оборудования, материалов, комплектующих и полуфабрикатов; выпуск новой (модернизированной) продукции.

Таблица 7 - Затраты ОАО «Тяжмаш» на инновационную деятельность (млн. р.)

Наименование показателя

2006

2007

2008

2006/ 2007

2007/ 2008

Затраты на инновационную деятельность ОАО «Тяжмаш», в том числе:

20225

23 139

27342

114,4

118,2

научные исследования и разработки новой продукции и методов ее производства, новых технологий

3180

3872

4834

121,8

124,8

приобретение машин и оборудования

14297

15993

17984

112

112,4

приобретение новых технологий

61

74

91

121,3

123

приобретение программных средств

81

99

142

122

143,4

производственное проектирование

2022

2466

3516

122

142,6

обучение и подготовка персонала

8

11

16

137,5

145,4

маркетинговые исследования

9

12

17

133,3

141,7

управление инновационной деятельностью

567

612

742

93

121,2


По данным таблицы 7 видно, что в общей сумме затрат на инновации ОАО «Тяжмаш» более 70% направляет на приобретение машин и оборудования, необходимых для внедрения новых технологических процессов и выпуска новой продукции, а также производственное проектирование, связанное с технологическим оснащением и организацией производства. Таким образом, осуществление инноваций на предприятии требует в первую очередь капитальных вложений в обновление основных фондов.

Виды затрат, характерные для современного наукоемкого производства, занимают в структуре расходов на инновации гораздо более скромное место. Расходы на исследования и разработку новых продуктов и технологий составляют в среднем менее 16% общих затрат на инновации. Затраты на приобретение новых технологий, программных средств, обучение персонала, проведение маркетинговых исследований составляют в сумме менее 5%. Затраты на управление ИД в 2006-2008 годах составили от 2,6 до 2,8% от всех затрат на инновационную деятельность.

Тем не мене, по данным таблицы 7 видно, что темпы роста затрат на инновационную деятельность достаточно высоки. Увеличение затрат на инновационную деятельность является обязательным условием создания новой конкурентоспособной продукции.

Предприятие имеет возможность вкладывать дополнительные средства в инновационную деятельность благодаря увеличению прибыли и дополнительному финансированию из средств инновационного фонда министерства промышленности и государственного бюджета. При этом следует отметить, что средства эти значительно меньше, чем тратят западноевропейские конкуренты.

На рисунке 4 представлена динамика изменения доли каждого источника финансирования в общих затратах на инновационную деятельность.

Рисунок 4- Источники финансирования инновационной деятельности

Постепенное увеличение доли собственных средств предприятия, используемых для инновационной деятельности, вызвано улучшением финансового состояния предприятия и осознанием руководством необходимости инновационного развития производства.

На наш взгляд, абсолютная величина затрат не является достаточным основанием для оценки интенсивности инновационной деятельности на предприятии, большее значение имеет доля затрат на инновации в общем объёме затрат на производство и реализацию продукции - наукоёмкость. На рисунке 5 представлено сравнительное изменение наукоёмкости продукции ОАО «Тяжмаш» и других предприятий промышленности.

Рисунок 5- Наукоёмкость продукции ОАО «Тяжмаш

Наукоёмкость продукции на уровне 2,3% является низкой при сравнении с продукцией западноевропейских производителей, однако, в сравнение с другими предприятиями министерства промышленности подтверждает, что завод является одним из лидеров по данному показателю среди промышленных предприятий республики.

Для поддержания инновационной деятельности на должном уровне требуется соответствующее обеспечение служб предприятия специалистами. Численность персонала входящих в ОАО «Тяжмаш» конструкторско-технологических служб, занятых исследованием и разработкой новой продукции и модернизацией существующей составляет на 2008 г. 216 чел., более 70% из них имеют высшее образование, в том числе работает 1 доктор наук, и 9 кандидатов наук.

Для повышения эффективности и улучшения качества работы конструкторских и технологических служб центра в 2008 г. на ОАО «Тяжмаш» внедрено 55 АРМов, что позволило существенно сократить, прежде всего, сроки создания и технологической подготовки производства новых моделей техники. Практически созданы предпосылки для реализации принципа параллельного компьютерного проектирования, позволяющего на этапе создания объекта производства разрабатывать техпроцессы и технологическую оснастку, сокращая при этом цикл подготовки производства новых изделий. В этом направлении предстоит большая работа по дальнейшей закупке и внедрению лицензионных программных продуктов для повышения эффективности опытно-конструкторских и технологических работ. В настоящее время при создании новых турбин и разработке новых технологических процессов широко используются компьютерные технологии на базе двухмерного пакета АutoCAD и трехмерного пакета Unigraphics. Динамический анализ конструкций осуществляется с применением пакета ADAMS. При разработке электронных спецификаций используется PDM система IMAN, которая обеспечивает создание массива данных для системы автоматизированного планирования производства, для создания материально-технической базы которой в службы завода влито дополнительно более 700 единиц ПК общего назначения.

Для производства инновационной продукции необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение производства. С этой целью на предприятии проводится постепенное техперевооружение производства. Для этих целей используются как собственные средства, так и средства из бюджетного займа. Результаты обновления оборудования представлены в таблице 8.

Таблица 8- Показатели обновления технологического оборудования

Показатель

Единца измерения

2006

2007

2008

Остаточная стоимость технологического оборудования:





на начало года

млн. р.

551557

622361

763374

на конец года

млн. р.

622361

763374

781450

Поставлено на баланс в теч. года

млн. р.

31619

32541

74937

Коэффициент обновления

к-т

0,007

0,008

0,019

Снято с баланса в течении года

млн. р.

14110

20537

48400

Коэффициент выбытия

к-т

0,003

0,005

0,012

Коэффициент износа

к-т

0,51

0,59

0,67


Несмотря на положительную динамику обновления технологического оборудования, сохраняется большой процент изношенного оборудования. По подсчётам специалистов реализуя программу технического перевооружения, ОАО «Тяжмаш» должен осваивать около 60-70 млн. долларов США ежегодно.

Для этих целей государство разрешило предприятию получить бюджетный займ на 2006-2010 гг.

Так для улучшения сложившейся ситуации в 2009 г. ОАО «Тяжмаш» планирует инвестировать в техперевооружение не менее 150 млрд. р. При этом предприятие рассчитывает на выделение бюджетного займа в 40 - 60 млрд. р. на закупку современного высокотехнологического оборудования. Еще около 110-120 милл. р. планируется направить из собственных средств.

Кроме обновления технологического оборудования на предприятии проводились работы по разработке и внедрению новых технологий.

Внедрение новых технологических процессов проводится с целью сокращения затрат труда на производство продукции, повышения эффективного использования материальных затрат и производственных фондов. Разработка и внедрение новых технологических процессов проводится не только силами управления главного конструктора завода, но и в тесном взаимодействии с научными организациями республики, такими как: БНТУ, ООО «Промфильтр», ГНУ «Институт порошковой металлургии».

Интенсивность затрат на инновации определяется отношением затрат на инновации к объему произведенной продукции инновационно-активными предприятиями.

Удельный вес затрат на продуктовые и процессные инновации в общем объеме затрат на технологические инновации в промышленности представлен на рисунке 6

Рисунок 6 - Удельный вес затрат на продуктовые и процессные инновации в общем объеме затрат на технологические инновации в промышленности

Важнейшими показателями, характеризующими эффективность инновационной деятельности на предприятии ОАО «Тяжмаш» являются:

-  объем отгруженной инновационной продукции

-       инновационный цикл.

Инновационный цикл - комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса. В него входит проведение поисковых НИР с целью выдвижения и обоснования идеи о новых методах удовлетворения общественных потребностей, выполнение прикладных НИР и ОКР с целью материализации научного знания в новых продуктах, технологическое освоение масштабного производства продукции, ее коммерциализация. На ОАО «Тяжмаш» инновационный цикл составляет более 5 лет, и если сравнить его с инновационным циклом ведущих производителей сельскохозяйственной техники, становится ясно, что мы отстаем от них на 10-20 лет. При этом мы не только не в состоянии сократить этот разрыв, но наоборот увеличиваем его, так как разработка, производства и реализация инновационного продукта занимает почти в 2 раза больше времени.

Рисунок 8 - Инновационный цикл в европейском гидростроении

Проведённый анализ свидетельствует, что предприятие обладает значительным инновационным потенциалом, кроме того, руководство предприятия готово развивать его, вкладывая дополнительные финансовые средства. Однако, сложная финансовая ситуация, сложившаяся на предприятии в 90-х годах прошлого века, и, как следствие, недостаточное финансирование инновационной деятельности позволило конкурентам из стран Европейского союза значительно превзойти продукцию завода по уровню применяемых технологий.

Кроме инновационного цикла на интенсивность и эффективность инновационной деятельности на предприятии влияет еще показатель удельного веса новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышленной продукции (%);

Так удельный вес новой продукции ОАО «Тяжмаш» в объеме промышленного производства в 2006 году составил 16,5%, в 2007-20,8%, а в 2008-21,6%. За последние 3 года количество новых моделей турбин техники на ОАО «Тяжмаш» увеличилось почти в 1,3 раза.

С целью повышения инновационного потенциала ОАО «Тяжмаш», т.е. той интеллектуальной собственности, которая накоплена на предприятии, но не пущена в хозяйственный оборот (не коммерциализируется) на предприятии рекомендуется провести технологический аудит.

Технологический аудит поможет охарактеризовать потребности и оценить способности предприятия в инновационном отношении с разных точек зрения:

-       позиционирование продуктов, определение рынков, которые бы способствовали конкурентоспособному и устойчивому развитию компании;

-       технологические сферы, требующие первоочередного внимания: автоматизация, информационные технологии, упаковка и т.п.;

-       проблемы общего плана, требующие инновационных решений: производительность, контроль качества, энергетика, экология, гибкость и т.д.;

-       средства передачи технологии - обучение, технологическое партнерство (на национальном или международном уровне), техническая помощь, права интеллектуальной собственности, финансы и пр.;

-       источники и каналы инноваций, отношения, которые нужно развивать: заказчики, поставщики, технические центры, научные организации и др.

Пути повышения рентабельности средств или их источников: при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продаж.

Предприятию следует увеличить прибыль за счет роста рентабельности производственно - хозяйственной деятельности и привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход.

Применение ИТ для оптимизации финансирования предприятий. Балансируя между оптимистичными надеждами и реалистичным планированиям, можно достичь успеха, сократив IT-бюджет, не повредив возможностям, которые дает технология, а наоборот, в полной мере их использовав.

 

 

3. Повышение эффективности управления инновационной деятельностью путем проведения технологического аудита

.1 Направления совершенствования инновационной деятельности на ОАО «Тяжмаш» посредством технологического аудита

Основным критерием совершенствования инновационной политики ОАО «Тяжмаш» является создание конкурентоспособной продукции, отвечающей всем требованиям международных стандартов, максимально унифицированной выпускаемой и ожидаемой на рынке турбин. Учитывая это, и в первую очередь, требования заказчиков, предприятие продолжает работы по освоению производства новых образцов. Кроме того, развитие инновационной деятельности в объединении позволяет осваивать производства плугов для всех выпускаемых моделей, а также других комплексов и других машин и механизмов, позволяющих переоснастить отечественной высокопроизводительной техникой, исключить ручной труд работников.

На предприятии постоянно развивается и совершенствуется материально-техническая база исследовательских центров и лабораторий. Научно-технический центр ОАО «Тяжмаш» оснащён комплексом современного оборудования и позволяет проводить все виды испытаний и их узлов в соответствии с требованиями нормативной документации Республики Беларусь, зарубежных стран и международных организаций, в т. ч. и на соответствие Директивы ЕС и правилам ЕЭК ООН.

Продукция ОАО «Тяжмаш» подлежит обязательной сертификации в национальной системе сертификации, проверке на соответствие национальным и международным требованиям стран ЕС.

Понимая важность задачи по обеспечению качественными конкурентоспособными турбинами, ОАО «Тяжмаш» будет стремиться к улучшению их качества за счёт совершенствования конструкции, применения более качественных комплектующих, внедрения новых технологий и оборудования, позволяющих выпускать качественные изделия.

Развитие информационной системы ОАО «Тяжмаш» позволит проводить на компьютере виртуальные испытания, при которых имитируется работа турбин при реальных нагрузках. Для проведения одного цикла натуральных испытаний необходимо изготовить 10 опытных образцов. Стоимость одного образца в 5-15 раз выше стоимости серийного изделия. Проведение компьютерных испытаний позволит сократить число необходимых опытных образцов с 10 до 3 шт. Финансовая экономия за счёт этого фактора составит 3 млн. долларов США.

Исследование мирового опыта по совершенствования ИД на предприятиях, позволило определить, что основными направлениями оптимизации могут быть внедрение современных информационных систем (CALS-технологии) и разработка системы менеджмента инновационной деятельности в рамках технологического аудита.

Поэтому актуальным направлением инновационной политики ОАО «Тяжмаш» является проведение технологического аудита, внедрение и развитие CALS-технологий.

CALS-технологии - современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия, обеспечивающая единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков / производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.

Применение CALS-технологий позволяет существенно сократить объёмы проектных работ, так как описания многих составных частей оборудования, машин и систем, проектировавшихся ранее, хранятся в унифицированных форматах данных сетевых серверов, доступных любому пользователю технологий CALS. Существенно облегчается решение проблем ремонтопригодности, интеграции продукции в различного рода системы и среды, адаптации к меняющимся условиям эксплуатации, специализации проектных организаций и т.п.

Технологический аудит - операция объективной оценки потенциала инновации как объекта коммерциализации. Ввиду того, что коммерциализация технологий - длительный и дорогостоящий процесс, то, прежде чем тратить немалые временные и финансовые ресурсы, необходимо оценить реальность продажи идеи или изобретения или их успешного превращения в рыночный продукт. Опыт проведения технологического аудита на зарубежных предприятиях показывает, что он позволяет добиться: снижения количества брака; уменьшения выпуска продукции пониженного качества; улучшения потребительской привлекательности продукции; выпуска продукции широкого ассортимента, в том числе внедрения новых видов изделий; снижения удельных затрат сырья и энергии, приводящих к уменьшению себестоимости продукции; уменьшения негативного воздействия на окружающую среду; увеличения объемов производства; компания получает план действий.

Подготовленные рекомендации помогают ей улучшить свой бизнес, расширить связи, освоить новые рынки и, таким образом, приводят к повышению эффективности работы.

Перед тем как проводить технологический аудит необходимо провести оценку коммерциализации инноваций. Затем после определения коммерциализации инноваций проводят общий технологический аудит.

Ниже приводится и описывается схема этапов, которым обычно следуют при выполнении технологического аудита (ТА).

Итак, на первом этапе согласуются цели, задачи, ожидаемые результаты от проведения ТА; предварительная оценка потребностей РУП «МТЗ» и выбор процедуры (методики) проведения ТА: формальные анкеты, интервьюирование, фокус группы.

Второй этап. Проведение ТА в соответствии с подходящей методикой и инструментарием, сбор информации.

На этом этапе происходит сбор информации о предприятии (год основания, число работников, оборот, научно исследовательская работа и т.п., число патентов, участие в национальных и европейских проектах, и т.д.)

Ознакомление с объектом производства (изделием и требованиям к нему), оборудованием (состав, количество, возраст, техническое состояние, организация обслуживания), технологией (маршрутной и операционной), заготовками, организацией технологической подготовки производства, организацией обеспечения функционирования производства и т.п.

Оценка требований к оборудованию, инструменту, технологии, заготовкам, организации производства и т.п., которые могут обеспечить достижение поставленных целей данным ОАО «Тяжмаш». Подбор и экспертная оценка вариантов.

Третий этап. Составление отчета о проведении ТА, четкое формулирование потребностей: проблемы (трудности) /задачи, которые необходимо решать;

Отчет включает в себя:

краткое описание поставленной задачи;

системное описание существующего производства или базовых проектных решений (если аудиту подвергается проект нового производства);

рекомендации по организационно-техническим решениям, которые могут обеспечить ОАО «Тяжмаш» получение требуемых характеристик производства;

оценку (укрупненную) требуемых инвестиций и сроков вложений средств, оценку сроков окупаемости инвестиций (если это технически возможно);

предложения по долгосрочной программе работ, направленных на достижение цели, стоящей перед ОАО «Тяжмаш»;

предложения по видам и объемам работ, которые могут взять на себя фирмы и специалисты, участвующие в ТА;

предложения и технические материалы по оборудованию, инструменту, оснастке и т.п., которые могут быть рекомендованы к эффективному применению ОАО «Тяжмаш».

Четвертый этап. Анализ (SWOT) результатов ТА и подготовка рекомендаций по плану действий. Анализ сильных и слабых сторон поможет ОАО «Тяжмаш» понять предысторию и нынешнее положение предприятия на рынке, в том числе причины ее успехов и неудач.

Пятый этап. Обсуждение результатов и рекомендаций ТА с клиентом. Согласование плана действий.

По результатам работ по ТА ОАО «Тяжмаш» идет разработка долгосрочной стратегии достижения этой цели, в формате «дорожной карты». Такая карта строится с использованием промежуточных технических вех (milestones - «километровых столбов») и рассчитывается на срок 2,5 года или более, хотя этот срок зависит от конкретной технологии.

Составляют программу работ, выделяет приоритеты в соответствии с имеющимися ресурсами и стоящими перед ним задачами по выпуску продукции.

На основании программы работ ОАО «Тяжмаш» разрабатывает текущие планы работ для своих подразделений, планы приобретения оборудования, разработки технологии, оснащения инструментом и оснасткой, развития инфраструктуры, «расшивки» «узких мест».

В текущих планах ОАО «Тяжмаш» определяет сроки, размер инвестиций и исполнителей по конкретным пунктам программы.

Для выполнения конкретных пунктов текущих планов ОАО «Тяжмаш» имеет возможность привлечь фирмы и специалистов, выполнявших работы по ТА, поскольку они уже знакомы с задачами и проблемами данного производства и смогут в существенно более короткие сроки помочь ОАО «Тяжмаш» в решении его задач.

Шестой этап. Содействие в реализации плана действий: подготовка технологических запросов / предложений, поиск партнеров, проведение маркетинговых исследований и т.д.

Разумеется проведение технологического аудита требует дополнительных затрат, однако эффект от его проведения значительно их превышает.

Ожидаемые результаты правильно проведенного аудита на ОАО «Тяжмаш» включают:

-       полный всеобъемлющий анализ и оценку потребностей предприятия для ее устойчивого развития;

-       объективный анализ сильных, слабых сторон развития предприятия;

-       возможность рассмотрения новых видов продукции/ услуг /технологий/ рынков;

-       возможно, оценку технологического портфеля, прав интеллектуальной собственности;

-       обследование и выявление возможных механизмов финансирования;

-       подготовку информации для инновационных сетей и сетей трансфера технологий с целью поиска возможностей / партнеров для технологического развития;

-       знакомство с новыми источниками финансирования.

 

 

3.2 Внедрение элементов CALS-технологий на ОАО «Тяжмаш»

В последние годы необходимым условием устойчивого положения предприятий на внутреннем и внешнем рынках является интегрированное применение информационных технологий поддержки всех этапов жизненного цикла продукции, т. н. CALS-технологий. Применение CALS-технологий обеспечивает сокращение продолжительности производственного цикла, сокращение затрат и повышение качества продукции. Минимальный совокупный эффект от применения CALS-технологий оценивается в 30%. Для предприятия, выпускающего такие сложные и наукоемкие изделия, какими являются авиационные двигатели, отставание в освоении CALS-технологий может привести к ощутимым потерям как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Элементы CALS-технологий, планируестя применять на ОАО «Тяжмаш» для поддержки следующих основных этапов жизненного цикла продукции:

проектно-конструкторские работы;

технологическая подготовка производства;

изготовление продукции;

испытания;

сервисное обслуживание и ремонт,

а также в финансово-экономической деятельности, управлении предприятием и маркетинге.

При проведении проектно-конструкторских работ современные компьютерные технологии применяются для решения таких задач, как тепловые и прочностные расчеты (ANSYS), расчеты газодинамики и процессов горения (STAR-CD), трехмерное моделирование (UNIGRAPHICS) и подготовка чертежной документации (Autocad). Все работы выполняются в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, управление проектированием и подготовкой документации компьютеризованы.

Применяемые решения позволят выполнять компьютерное макетирование двигателя и его узлов (эта процедура ранее проводилась на материальной части и была сопряжена с затратами на изготовление и переделку множества деталей, а также примерками двигателя на объекте). Работа будет организована в соответствии с сетевой архитектурой с четко выраженной иерархией задач и автоматизированных рабочих мест. Опытный проектант будет проводить контроль деталей и узлов, создаваемых на других рабочих местах, соединяя их в сборочные единицы, иногда насчитывающие сотни наименований. Центральные конструкторские места будут оснащены мощными рабочими станциями, позволяющими работать с графическими файлами больших размеров. Вокруг таких мощных станций группируются разработчики узлов с более простыми графическими системами операционных карт с эскизами (пакеты СИТЕП, ТЕХНОПРО,TECHCARD);

На этапе испытаний авиадвигателей планируется применять такие специализированные программно-технические комплексы, как: Автоматизированная система управления испытаниями изделий; Автоматизированная система управления технологическим процессом испытаний камер сгорания; Автоматизированный комплекс вибродиагностика ГТД (пакет “Динамика”); Пакет “Расчет параметров изделий”.

На этапе эксплуатации и ремонта с использованием информационных технологий будут выполняться такие работы, как учет состояния парка и дефектов изделий, учет выполнения доработок, а также учет поступлений изделий на завод, их движение, отгрузка и исследование.

Функции координации и управления планируются поддерживаться на ОАО «Тяжмаш» информационно-вычислительным центром (ИВЦ), решающим задачи хранения данных по составу изделий, материалам и деталям, кадровым ресурсам, нормативам и трудоемкости. Одновременно ИВЦ является внутризаводским провайдером Интернет-связи, что позволяет осуществлять оперативные контакты как с филиалами внутри России, так и с партнерами за рубежом. ИВЦ разработаны и развиваются такие автоматизированные подсистемы, как: подсистемы управления пропускным режимом, кадрами и заработной платой, складская подсистема, подсистема планирования поставок основных материалов, подсистема учета выпуска изделий, а также компьютерные программы, решающие специальные задачи в различных подразделениях предприятия.

Внедрение CALS на предприятии предполагает, в частности, реорганизацию его информационной инфраструктуры. Такая реорганизация не должна быть революционной - наоборот следует максимально использовать уже имеющиеся на предприятии автоматизированные системы.

Реализация программы разработки и внедрения элементов CALS-технологий на ОАО «Тяжмаш» на всех основных этапах жизненного цикла гидродвигателя позволит создать действенную систему управления предприятия как Научно-Производственного Центра.

 

3.3 Инновационная система подготовки кадров и повышение квалификации персонала

На предприятии планируется создать Центр ускоренной подготовки рабочих, обучению новым, особо востребованным промышленностью специальностям - шлифовщиков и операторов станков с ЧПУ, программистов.

Основа программы - непрерывный цикл подготовки молодого специалиста, начиная с начального профессионального образования и заканчивая послевузовским образованием. Выпускники школ поступают в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подшефные предприятию, где они проходят обучение по специальностям, в которых предприятие заинтересовано. Учащийся заключает трёхсторонний целевой договор-контракт между собой, образовательным учреждением и предприятием. Согласно этому договору предприятие доплачивает учащемуся стипендию, оказывает материальную и техническую помощь образовательному учреждению (выделение квалифицированных специалистов, станочного оборудования и мест для получения практических навыков работы) и трудоустраивает учащегося по окончании учебного заведения. В свою очередь учащийся обязуется отработать на предприятии в течение оговоренного в договоре-контракте срока.

Трудоустроившись на предприятие по окончании образовательного учреждения, молодой специалист получает возможность повысить свою квалификацию на внутренних учебных курсах предприятия. Повышение квалификации предусматривает теоретические и практические занятия по утверждённым целевым программам подготовки под руководством высококвалифицированных специалистов и инструкторов предприятия. На предприятии совместно с САМГТУ планируется организовать Институт целевой подготовки специалистов в области гидростроения. На базе ИЦПС планируется открыть филиалы ведущих технических ВУЗов города Москвы, что позволяет молодым специалистам не только повышать свою квалификацию, но и получать высшее образование без отрыва от производства, в том числе и по дневной очной форме обучения.

Планируется внести предложение о создании на базе ОАО «Тяжмаш» ресурсного центра профессиональной подготовки рабочих начального и среднего звена. Он признан пилотным и может быть завершен к концу 2010 года, включает в себя разработку и утверждение нормативно-правовой базы по созданию ресурсного центра, совершенствование материально-технического обеспечения учебных процессов, закупку нового оборудования, оптимизацию, а во многом и унификацию учебных программ.

На территории предприятия планируется проводить конкурсы профессионального мастерства среди рабочих. Цель таких мероприятий - подчеркнуть важность рабочих профессий, повысить престиж рабочего в обществе. Ведь большинство материальных благ в государстве создают именно рабочие руки.

3.4 Экономическое обоснование проведения инноваций


Для экономического обоснования проведения инноваций необходимо сравнить затраты на их внедрение с предполагаемыми результатами.

Проведение инноваций позволт сократить:

- затраты на проектирование на 25%;

-       время вывода новых товаров на рынок на 55%;

-       инновационный цикл на 35%;

-       затраты на подготовку технической документации на 40%;

-       затраты на разработку эксплуатационной документации на 25%;

-       стоимость и трудоемкость технической подготовки производства при освоении производства новой продукции 50%;

-       доля брака, объема ошибок и конструкторских изменений в процессе проектирования и изготовления изделия в среднем на 45-50%;

-       затраты на реализацию на 5 - 10%;

-       затраты на эксплуатацию и ремонт изделий 50-80%.

Следовательно при успешной реализации проекта на ОАО «Тяжмаш» удастся добиться не только совершенствования системы управления технологическими инновациями, но и достичь значительной экономии на этих затратах (таблица9).


Таблица 9 - Экономия затрат ОАО «Тяжмаш» на управление инновационной деятельностью

Показатель

годы


2010

2011

2012

2013

Затраты на управление ИД, млн. р

567

612

742

567

Затрату на ТА, млн. р

108

0

0

0

% экономии

2

25

20

15

экономия

11,34

153

148,4

85,05


Так как эффект от проекта является долгосрочным, то необходимо учитывать фактор времени посредством дисконтирования. Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле 3.1.


где at - коэффициент дисконтирования;- норма дисконтирования (норма дисконта);

t - порядковый номер временного интервала получения дохода.

α0=1/(1+0,18)0=1;

α1=1/(1+0,18)1=0,85;

α2=1/(1+0,18)2=0,72;

α3=1/(1+0,18)3=0,61;

Анализ опыта зарубежных компаний свидетельствует, что эффект от проведения инноваций проявляется со второго года проекта и конечная цель достигается к четвертому году, при этом происходит нарастание эффекта с месяцами. В таблице 10 представлено распределение результатов реализации инвестиционного проекта по годам.

Таблица 10 - Затраты и эффект от реализации проекта (млн. р.)

Год проекта

Эффект от внедрения

Дисконтированный эффект

Затраты на проект

Дисконтированные затраты

2009

11,34

11,34

108

108

2010

153

130,05

0


2011

148,4

106,8

0


2012

85,05

51,9

0


Итого

397,8

300,09

108

108


Для оценки коммерческой эффективности проекта используются следующие показатели: срок окупаемости (PP), индекс доходности инвестиций (PI).

Срок окупаемости инвестиций представляет собой минимальный временной промежуток, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с реализацией инвестиционного проекта, покрываются суммарными результатами от его осуществления. Основной недостаток показателя срока окупаемости заключается в том, что он не учитывает весь период функционирования инвестиций и, следовательно, на него не влияет вся та отдача, которая лежит за пределами срока окупаемости.

Поэтому показатель срока окупаемости служит не столько оценочным показателем эффективности инвестиций, сколько в виде ограничения при принятии решения, то есть если срок окупаемости проекта больше, чем принятые ограничения, то оно исключается из списка возможных инвестиционных проектов.

Срок окупаемости инвестиций - это количество дней, в течение которых инвестиции возвратятся в виде чистого дохода. В курсовом проекте алгоритм расчета срока окупаемости зависит от равномерности распределения планируемых дисконтируемых доходов, получаемых от реализации инвестиций.

За 4 года в результате выполнения проекта может быть получена прибыль в размере 1 183,76 млн. р. То есть этого ещё недостаточно для полного покрытия вложенных средств. Остаётся вернуть еще 1265,25 -1 183,75 =81,5 млн. р.

Прибыль от проекта в четвёртом году составит 464,23 млн. р.

Следовательно, срок окупаемости составит: 4+167,27/464,23 =4,36 года, так как это не превышает предполагаемые лет реализации проекта, то является целесообразным провести дальнейшую оценку эффективности инвестиционного проекта.

Чистая текущая стоимость представляет собой разность дисконтированных на один момент времени показателей дохода и инвестиционных расходов (капитальные вложения). Расчет производится по формуле:


где  - чистая текущая стоимость инвестиционного проекта, р.;

 - количество лет, в течение которых инвестиции будут генерировать доход;

 - годовой доход от инвестиций в году t, р.;

 - инвестиционный капитал, вкладываемый в году t, р.;

 - коэффициент дисконтирования в году t, доли ед.;

В таблице 11 рассмотрим динамику изменения чистой текущей стоимости.

Таблица 11 - Чистая текущая стоимость (млн. р.)

Год проекта

Дисконтированный эффект

Дисконтированные затраты

Чистая текущая стоимость

2009

11,34

108

-96,6

2010

130,05


130,05

2011

106,8


106,8

2012

51,9


51,9

Итого

300,09

108

192, 9


Положительное значение чистого дисконтированного дохода свидетельствует о том, что проект эффективен и может приносить прибыль.

Индекс доходности инвестиций - отношение суммы дисконтированных доходов к осуществленным инвестициям:


где PI - индекс доходности инвестиций;t - дисконтированный доход, млн. р.;- сумма инвестиций, млн. р.

PI=1343,76/1265,25=1,06

Эффективным считается проект, индекс доходности которого выше единицы. Исходя из полученного результата можно сделать вывод, что вложение средств в проект принесёт нам больше прибыли, чем использование их в качестве банковского вклада.

Внутренняя норма доходности (ВНД) - это такая норма дисконта, при которой величина доходов от текущей деятельности предприятия в процессе реализации проекта равна приведенным (дисконтированным) капитальным вложениям. Внутренняя норма доходности характеризует максимальную отдачу, которую можно получить от проекта, т.е. норму прибыли на вложенный капитал при которой чистый дисконтированный доход по проекту равен нулю. График, отражающий зависимость чистого дисконтированного дохода от процентной ставки, представлен на рис. 9.


Рисунок 9 - Зависимость NPV от ставки дисконта

Для проведения инноваций на ОАО «Тяжмаш» внутренняя норма доходности составляет 31,3%. Так как рост процентной ставки на 17,3% в ближайшие 5 лет является маловероятным, т.е. данный инвестиционный проект можно считать устойчивым к изменениям процентной ставки по банковским кредитам.

Рассчитанные выше показатели свидетельствуют о целесообразности существления инвестиционного проекта по проведению инноваций ОАО «Тяжмаш».

 


Заключение

Развитие и модернизация отечественной экономики являются основой роста благосостояния общества, укрепления независимости и роли страны на международной арене. Инновационное развитие экономики предусматривает повышение конкурентоспособности предприятий, их адаптацию к новым условиям хозяйствования, увеличение темпов обновления производства.

Обеспечение высокого уровня научно-технического развития страны, улучшение результатов инновационной деятельности предприятий требуют создания условий для осуществления структурных изменений в экономике, повышения объемов финансирования инновационной сферы, государственного регулирования и поддержки инновационных процессов, использования эффективных форм управления новыми разработками, роста конкурентоспособности и качества продукции отечественных производителей. В связи с этим возрастает необходимость эффективного управления инновационной деятельностью, выбора и реализации стратегий развития предприятий. Совершенствование форм и методов организации и управления инновационной деятельностью направлено на активизацию инновационной деятельности, быстрое приспособление предприятий к изменяющимся запросам потребителей и повышение конкурентоспособности продукции.

Цель курсовой работы состояла в изучении ОАО «Тяжмаш» и влияние инновационной деятельности на эффективность развития данного предприятия.

Для этого был проведен полный анализ экономического состояния и оценена деятельность ОАО «Тяжмаш» в 2006-2008 гг. на основе анализа ТЭП работы предприятия. Проведённый анализ показал, что по всем наиболее важным технико-экономическим показателям наблюдается устойчивая положительная динамика: выручка от реализации выросла на 47%, прибыль от реализации на 30%, рентабельность производства выросла на 3,4%, производительность труда на 37%. Кроме того, по оценке финансовой деятельности в 2009 г. ОАО «Тяжмаш» не будет испытывать дефицита денежных средств. Приток денежных средств ОАО «Тяжмаш» в 2009 г. составит 3 457 255 млн. руб. Отток денежных средств ОАО «Тяжмаш» в 2008 г. составит 3 450 804 млн. руб.

Анализ, проведенный в курсовом проекте, позволил определить, что основными способами улучшения управления инновационной деятельностью ОАО «Тяжмаш» могут быть внедрение современных информационных систем (CALS-технологии) и разработка системы менеджмента инновационной деятельности в рамках технологического аудита.

Суммарный годовой экономический эффект от предлагаемых мероприятий составляет 464,23 млн. р.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ОАО «Тяжмаш» является хорошим примером эффективной организации инновационной политики и подчинения её целям устойчивого роста конкурентоспособности предприятия и производимой им продукции.


Список литературы

.Абрамов А.Н., Акимова Е.Н., Микроэкономика: Конспект лекций - М.; Издательство МГОУ, 2005 - 65 с.

.Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2008.

.Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ж. Механизмы технологического развития экономики России: макро- и мезоэкономические аспекты / М., Наука, 2006. С. 216.

.Барютин Л.С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. - 518 с.

.Варшавский А.Е., Макаров В.Л., Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / М., Наука, 2006. С. 70-72.

.Газотурбинные установки. Атлас конструкций и схем, М., 2007

.Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие - Пенза: 2007. 189 с.,

.Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2008. С.

.лейнер Г.Б. «Стратегическое планирование и развитие предприятий» - М.: ЦЭМИ РАН, Апрель 2008. - С. 155

.Кристенсен Клейтон М. Решение проблемы инноваций в бизнесе.; Пер. с англ. - М.: Альшина Бизнес Букс, 2007.-290 с.

.Лихачев М.О. Мировая экономика. Конспект лекций. - М., 2006. - 167 с.

.Лихачев М.О. История экономики. Конспект лекций.- М.: МГОУ, 2006.- 129с.

.Масленникова Н.П. Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере: Учебное пособие для вузов. - М., 2005 г. - 536 с.

.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2008. С. 139.

.Мешков Н.А. Бизнес-планирование: конспект лекций. -М.: Издательство МГОУ, 2007. - 120 с.

.Мешков Н.А. Исследование систем управления: конспект лекций. - М.: Издательство МГОУ, 2007. - 120 с.

.Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.; М.: Вита-Пресс, 2008. - 272 с.

.Приходько В.И., Ляшко Ф.И., Инновационный менеджмент в авиастроении: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. -70 с.

.Скибина В.А., Солонина В.И. Научный вклад в создание двигателей / М., Машиностроение, 2008. с.

.Словьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике М. - Киев: Феникс, 2006. - 560 с.

.Тренев Н.Н. Стратегическое управление. М.: Приор, 2007.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!