Организация социального страхования в Украине

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    698,60 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация социального страхования в Украине

Міністерство освіти та науки України

НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ДЕРЖАВНОЇ ПОДАТКОВОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ








КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Организация социального страхования в Украине

Студента Савельева Егора Викторовича

курса группы ОБАз

Руководитель курсовой работы

Джалал Абдул Каюм







Симферополь 2011г.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность социального страхования

Глава 2. Социальное страхование в Украине: характеристики и основные проблемы

.1 Виды социального страхования в Украине

.1.1 Медицинское страхование

2.1.2 Социальное страхование по временной потере трудоспособности

2.1.3. Пенсионное страхование

2.1.4. Страхование от несчастных случаев

2.1.5. Социальное страхование на случай безработицы

2.2 Государственное регулирование социального страхования

.2.1 Фонд социального страхования

.3 Экономический механизм социального страхования

.4 Направления реформирования социального страхования

Глава 3. Международно-правовые обязательства государств по становлению альтернативных форм социального страхования

4.1 Иностранный опыт социального страхования

.1.1 Германия

4.1.2 Франция

.1.3 Великобритания

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является изучение организации социального страхования в Украине, определение перспектив его развития.

В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.

проанализировать существующую систему социального страхования в Украине;

выявить основные проблемы и предложить пути их решения.

Глава 1. Сущность социального страхования

Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Цивилизованное общество всегда, с одной стороны, стремится свести к минимуму возможный ущерб от таких событий, а с другой стороны - к возможно более полной компенсации убытков пострадавшим от этих событий, если ущерба избежать не удается.

Первый путь - минимизация ущерба от страховых рисков, представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, второй - система накопления средств для компенсации возможного ущерба носит экономический характер и представляет собой существо страховой защиты[19]. Каждый из двух путей в свою очередь состоит из ряда компонентов. Так, мероприятия, снижающие ущерб от рисков, включают, в первую очередь, комплекс действий, направленных на защиту от природных катастроф. Вторым направлением мероприятий по снижению ущерба от рисков является защита окружающей среды. И, наконец, третьим компонентом этого комплекса является вся система техники безопасности на производстве и в быту.

Второй путь - страховая защита. Она состоит из нескольких элементов. Один из элементов страховой защиты общества - страхование. Другими его составляющими являются:

натуральные и финансовые страховые резервы государства, обеспечивающие в необходимых случаях страховую защиту собственности и личности; именно за счет этих средств осуществляется ликвидация и компенсация ущерба от форс-мажорных событий;

индивидуальная страховая защита собственности и личности, включающая фонды социального обеспечения и личные сбережения населения.

Функции страхования и его содержание как социально-экономической сферы тесно взаимосвязаны. Можно выделить следующие функции страхования:

формирование специализированного фонда денежных средств;

возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан;

предупреждение и минимизация ущерба.

Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:

· создания экономических и правовых условия для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» страховых прав;

· создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;

· создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Социальное страхование - неотъемлемая часть социальной политики и деятельности государства, главным направлением которого является забота о человеке и гражданине. В Конституции Украины (ст. 46) записано что право граждан на социальную защиту гарантируется обеспечивается общеобязательным государственным социальным страхованием. [5]

Основные идеи и перспективы развития социального страхования как системы гарантий права граждан на социальную защиту сформулированы в Концепции социального обеспечения населения Украины от 21 декабря 1993 г. и Основах законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 г. В этих актах социальное страхование рассматривается в двух аспектах: экономическом и правовом. С экономической точки зрения, социальное страхование представляет собой часть доходов субъектов хозяйственной деятельности, отчисляемых в виде страховых взносов в социальные фонды и предназначенных для материального обеспечения и охраны здоровья работников предприятий и членов их семей.

Размер (тариф) страховых взносов для плательщиков устанавливается законами в процентном отношении к объектам налогообложения отдельно для предпринимателей, юридических и физических лиц, использующих труд наемных работников, и для лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта). Так, юридические и физические лица уплачивают в Фонд социального страхования Украины взносы в размере 5,5 процента от объекта налогообложения, а сами работники из своего заработка - 0,5 процента от общей суммы заработной платы.

С правовой точки зрения, социальное страхование представляет собой установленную государством и регулируемую нормами права систему гарантий социальной защиты трудоспособных и нетрудоспособных граждан при наступлении определенных страховых случаев, предусмотренных законодательством.

Социальное страхование неразрывно связано с трудовой деятельностью работников на конкретных предприятиях. Построенное на принципе солидарности поколений перераспределение средств от трудоспособных - нетрудоспособным, социальное страхование способствуют созданию экономических предпосылок для поддержания в первую очередь трудоспособности экономически активной, работающей части населения, а в необходимых случаях - обеспечения при утрате трудоспособности, безработице, старости, потере кормильца. В то же время социальное страхование следует рассматривать не как благотворительную форму социальной помощи нетрудоспособным, а как универсальный способ решения социальных проблем в обществе.

Организационная работа по социальному страхованию - проводится в основном на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных хозяйствующих субъектах. Плательщики взносов должны быть зарегистрированы в качестве страхователей в региональных отделениях Фонда социального страхования Украины. Практической работой по организации социального страхования занимаются профсоюзы. Они решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей. Контролируют правильность начисления и своевременность выплаты пособий по социальному страхованию работодателем, участвуют в разрешении споров, возникающих между работниками и работодателем.

В соответствии с законодательством все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию, т.е. с момента поступления на работу, работник считается застрахованным. В социальном страховании участвуют две стороны (два участника) - страхователи и страховщики. Страхователями считаются работодатели и застрахованные лица, а страховщиками - соответствующие страховые фонды.

К основным компонентам социального страхования относятся такие правовые категории, как страховой стаж, страховой риск и страховой случай. Страховой стаж - это период (срок), в течение которого лицо подлежало обязательному государственному социальному страхованию и регулярно уплачивало страховые взносы. Страховой стаж в перспективе придет на смену трудовому стажу Он будет основным критерием оценки трудовой деятельности работника. Пенсии и другие социальные выплаты будут производиться в зависимости от продолжительности страхового стажа и размера уплаченных страховых взносов.

Обязательными элементами социального страхования являются страховой риск и страховой случай. Страховом риск - это обстоятельства, вследствие которых работники или члены их семей могут утратить временно или постоянно средства к существованию и нуждаются в материальной поддержке или в услугах по социальному страхованию. Страховой случай является юридическим фактом, с наступлением которого у застрахованного лип (члена его семьи, другого лица) возникает право на пол. чение социальных услуг (материального обеспечения) и страхового фонда.

К страховым случаям по социальному страхованию относятся:

временная нетрудоспособность;

беременность и роды, уход за малолетним ребенком;

инвалидность;

достижение пенсионного возраста; смерть кормильца;

безработица;



Глава 2. Социальное страхование в Украине: характеристики и основные проблемы

.1 Виды социального страхования

С развалом Советского Союза прекратил свое существование Госстрах СССР, мощная организация социального страхования. Эту нишу заняли около 350 страховых компаний по Украине.

В 1998 году Верховная Рада приняла Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании № 16/98-ВР от 14.01.98 г. Согласно этим Основам в Украине должны действовать пять видов социального страхования:

• Пенсионное страхование, закон принят 09.07.2003 г., № 1058-IV.

• Медицинское страхование (закон еще не принят).

• Страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением - закон от 22.01.2001 г. № 2240-III.

• Страхование на случай безработицы, закон от 02.03.2000 г. № 1533-III.

• Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, закон от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

На сегодняшний день действуют четыре из пяти вопросов социального страхования, без медицинского страхования.

Согласно действующего законодательства каждый из Фондов, который осуществляет страхование берет на себя обязательства по сбору страховых взносов, так как Фонды являются некоммерческими самоуправляемыми организациями. Фонды имеют самостоятельные бюджеты, руководящие и рабочие органы для повседневной деятельности и осуществления функций в соответствие с задачами страхования. Также предоставление застрахованным лицам материального обеспечения и социальных услуг при наступлении страхового случая.

Кроме того, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осуществляет функции профилактики несчастных случаев и профзаболеваний.

Управление Фондами осуществляется на паритетной основе: государством, представителями застрахованных лиц и работодателей. Непосредственное управление правлениями и исполнительными дирекциями.

2.1.1 Медицинское страхование

Медицинское страхование - это вид личного страхования, который гарантирует Вам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи и компенсацию расходов на приобретение медикаментов за счет страховой компании. Более простыми словами, медицинская страховка в Украине дает застрахованному лицу возможность возместить расходы на лечение заболеваний, возникших в период действия договора страхования.

Существует различные программы медицинского страхования, которые предусматривают не только возмещение убытков, возникших в результате болезни, но и диагностику и лечение заболеваний в сети медицинских учреждений, с которыми сотрудничает страховая компания, оформившая Вам полис медицинского добровольного страхования.

Современное медицинское страхование представляет собой конструктор услуг, который клиент составляет в зависимости от своих потребностей.

При этом медицинское страхование бывает добровольным (ДМС) и обязательным (ОМС). Что касается обязательного медицинского страхования в Украине, то, по словам первого заместителя министра здравоохранения Виктора Лысака, ОМС будет введено с 2013 года. И, в данный момент, изучаются все модели обязательного медицинского страхования, которые успешно работают. Поэтому сейчас мы рассматриваем добровольное медицинское страхование (ДМС).

Добровольное медицинское страхование (ДМС) может включать в себя:

стационарную помощь - консультации, исследования, хирургическое и терапевтическое лечение, оплата пребывания в больнице, обеспечение медикаментами;

поликлиническую помощь - консультации, вызов врача на дом, оформление больничных листов, диагностика;

обеспечение, оплату и доставку медикаментов и препаратов;

неотложную медицинскую помощь - выезд «скорой помощи», осмотр, оказание неотложной помощи, медикаментозное обеспечение, транспортировка;

стоматологическую помощь - осмотр и консультации; терапевтическое хирургическое лечение, рентген, анестезия.

Стоимость медицинской страховки зависит от множества факторов, связанных с перечнем рисков, уровнем программ, возрастом застрахованного (чем старше страхователь и чем больше он болеет, тем дороже обойдется ему медицинская страховка), регионом обслуживания, состоянием здоровья страхователя и определяются, как правило, после прохождения медосмотра.

Преимущества полиса ДМС в том, что страховая компания заинтересована в качественном лечении клиента и контролирует этот процесс. А это в свою очередь позволяет сэкономить время и деньги клиента на неэффективные визиты к врачу. Сотрудники СК по медицинскому страхованию знают, в какой клинике лучше лечат конкретное заболевание, и направляют клиента в соответствующее медицинское учреждение. Поэтому, имеющие полис ДМС получают качественные и своевременные медицинские услуги, что позволяет в кротчайшие сроки разрешить ту или иную проблему.

При этом процесс медицинского обслуживания довольно прост. Когда у Вас плохое самочувствие или проявление какого-либо заболевания, имея полис медицинского страхования, Вы звоните по номеру экстренной службы страховой компании, сообщаете им о данной проблеме. После чего страховая компания принимает решение, что проще и эффективнее сделать для Вас: либо это вызов врача на дом, либо вызов скорой помощи для быстрого обслуживания, либо иное решение. Врачи-координаторы в надежных страховых компаниях готовы помочь вам 24 часа в сутки. При этом после визита врача Вы опять звоните в СК и узнаёте дальнейшие действия. Таким образом, через связь со страховой компанией происходит качественное обслуживание и разрешение данной проблемы наилучшим образом. При покупке медицинской страховки все эти моменты Вам должны разъяснить страховые агенты. И не стесняйтесь задавать вопросы и уточнять нюансы. Вы обязаны полностью владеть информацией по возможным страховым случаям.

При покупке полиса ДМС стоит обратить внимание:

на перечень исключений из страховых случаев, который есть в полисе ДМС; нужно внимательно изучить договор страхования для полного удовлетворения Ваших потребностей;

на страховую сумму (максимальные суммы страховых выплат) внутри программ; покупая полис, необходимо знать, на какую сумму будет обеспечено лечение или обеспечение медикаментами, которое будет покрываться страховой компанией;

на франшизы (оплату лечения за свой счет), т.е. предусмотрены ли франшизы выбранной программой ДМС и каков их размер;

на работу службы поддержки; необходимо уточнить, работает ли она круглосуточно или есть какие-то ограничения по времени обращения;

на то, какое территориальное покрытие предлагает СК и предусмотрено ли медицинское покрытие в регионах, т.е. можете ли Вы опираться на медицинское обслуживание по данному договору страхования в других городах; самый лучший вариант, когда страховая компания имеет договора со множеством медицинских учреждений по всей Украине, и при этом как минимум во всех крупных городах (таким образом может обеспечить помощь в любой точке страны)

на условия договора - какие клиники клиент может посещать по своей программе, как производится выплата (по перечислению в медицинское учреждение, клиенту на руки, или по чекам после обслуживания), а также сроки подачи документов для получения страхового возмещения.

Также приведу малую статистику по выделению средств из бюджета на нужды здравоохранения: в США на нужды здравоохранения тратится 16-18% бюджета, в Германии 12-14%, во Франции 12%, в странах Евросоюза не менее 5%, в Украине - не выше 2,9-3,2%, т.е. минимум в 2 раза меньше необходимого. Медицинское страхование только набирает обороты в Украине, тогда как Вы видите, в развитых странах без него не обходится практически ни один человек - это выгодно с экономической точки зрения. Поэтому, используя добровольное медицинское страхование, мы делаем вклад в медицину и её развитие, что повышает уровень здоровья и улучшает качество нашей жизни.

2.1.2 Социальное страхование по временной потере трудоспособности

Правовые, организационные и финансовые основы социального страхования по временной потере трудоспособности определяются Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением ребенка и погребением» от 18.01.2001 №2240-III.

Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой работоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, предусматривает материальное обеспечение граждан в связи с утратой заработной платы (дохода) вследствие временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), беременностью и родами, уход за маленьким ребенком, частичную компенсацию расходов, связанных с рождением ребенка, смертью застрахованного лица или членов его семьи, а также предоставление социальных услуг за счет бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Право на материальное обеспечение и социальные услуги по данному виду страхования имеют застрахованные граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают на территории Украины.

В теории если работник трудоустроен легально, то с его зарплаты делаются отчисления в социальные фонды и он может рассчитывать на то, что в случае болезни ему оплатят больничный лист, санаторное оздоровление, что его ребенку выделят путевку в детский лагерь и новогодний подарок. На практике в начале нынешнего года только в Крыму задолженность по оплате больничных листов достигала 17,269 млн. грн. На конец 2010 года у фонда был дефицит бюджета 1,5 млрд. грн. Хотя крымское отделение никогда не было дефицитным и в конце 2010 года имело положительный баланс 35 млн. грн., тем не менее были задержки по выплатам. Но сейчас ситуация нормализовалась: за первые полгода 2011 года доходы фонда над расходами превысили 149 млн. грн.

Хорошо что ситуация нормализовалась, ведь расходы фонда не сокращаются, а, напротив, растут, например, на оплату производственных травм, которые сплошь и рядом переквалифицируются в бытовые. В общей сумме выплат по больничным листам расходы по псевдобытовым травмам достигли 17%. Ничего удивительного, ведь работодатели, опасаясь проблем, популярно объясняют работнику, что тот должен заявить о полученной травме. Но работники при этом знать не знают, что теряют возможность за счет фонда поправить здоровье. Дело в том, что ФССВУТ оплачивает только больничный лист, а лечение, покупку медикаментов, санаторные путевки, протезирование (в том числе автомобильное), ежемесячные страховые выплаты, выплаты иждивенцам, семье в случае смерти кормильца на производстве финансирует Фонд соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ФССНС и ПЗ).

Конечно, было бы правильнее не увеличивать расходы на реабилитацию после полученных травм, а повышать безопасность труда, но в результате оптимизации штатов инженеров по охране труда извели как класс. Система охраны труда в Крыму полностью ликвидирована. Так что основная возможность предотвратить несчастный случай - это пропаганда безопасных условий труда через СМИ.

2.1.3 Пенсионное страхование

За последние 10 лет всё, что происходит в Украине, происходит под давлением Евросоюза. Ведь диктует условия тот, кто даёт деньги. А так как мнение народа «сильно влияет» на политику последнего, то правительство нашей страны просто вынуждено «нашумевши» принимать налоговый кодекс, к слову сказать, которой оказался намного лояльнее к предпринимателям, чем того требовал МВФ. И вот сейчас, как не стараясь оттягивать этот момент, пришло время пенсионной реформы. Мало того, что этот проект нужно ввести в ближайшее время, да ещё сделать это придётся по очень жёстким требованиям, поскольку от этого зависит получение следующего займа. Поднятый вокруг этих документов резонанс пугает как пенсионеров, так и работающих. Но, как и раньше, мы не устаём повторять, что эта реакция возникает в связи с недостатком информации и устаревшим менталитетом населения, который только ухудшает жизнь обычного человека. С целью информирования населения и правильного понимания пенсионной реформы и страхования был создан этот сайт. В настоящее время в Кабинете Министров разработан законопроект о первом этапе пенсионной реформы. В этом документе содержится ряд непопулярных мер, одной из которых является сокращение социальных гарантий, но которая позволяет сократить дефицит государственного пенсионного фонда приблизительно на 10 млрд. гривен. Так вот, одним из ключевых изменений в этом законопроекте является повышение пенсионного возраста. Чтобы этот процесс протекал наименее болезненно для населения, предполагается постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет - по 6 месяцев каждый год на протяжении 10 лет. Это, кстати, является основным требованием МВФ. Такая мера позволит сократить дефицит пенсионного фонда на 0,55 млрд. гривен. Следующим изменением является ограничение максимального размера пенсий на уровне 12-и прожиточных минимумов. Это коснётся небольшого количества пенсионеров - 3,2 тыс. человек, которые на данный момент получают пенсии свыше 10 тыс. гривен. Ещё одним требованием МВФ является увеличение стажа, необходимого для получения минимальной пенсии с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин. Также кредиторы ждут увеличения минимального страхового стажа для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет. Очень спорным может стать согласие с МВФ обложить пенсии налогом на доходы физлиц. Будет сокращён на 50% размер пенсий работающих пенсионеров. Ожидается приостановка выплат досрочных пенсий. Это для военнослужащих, которые раньше могли получать пенсии после 20 лет выслуги. Положительным моментом является то, что эти изменения не коснутся тех, кто уже вышел на заслуженный отдых. Также правительство планирует отменить повышение пенсии на 1% за каждый год трудового стажа, который превышает 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Сокращению дефицита государственного пенсионного фонда будет способствовать уменьшение коэффициента страхового стажа с 1,35% до 1,2%, а для новых пенсионеров будет применяться коэффициент 1%. В сумме все эти изменения позволят сохранить в госбюджете около 10 млрд. гривен. Сергей Тигипко, заместитель премьер-министра, ответственный за проведение пенсионной реформы, пояснил: «У нас сегодня действует одна солидарная система. Это означает, что все, кто работает, содержит тех, кто не работает. И эту систему нужно сделать справедливой, потому что у нас очень высокие максимальные пенсии, а больше половины людей получают пенсию менее 1000 гривен. Пенсионная реформа должна сделать более справедливой всю систему. Мы по Конституции не можем сокращать все социальные достижения, которые уже были у людей, но новые пенсии будут ограничиваться 12 прожиточными минимумами и больше никто не сможет получать». Также С.Тигипко заявил, что нужно объяснять людям, что реформы улучшают ситуацию. В качестве примеров поддержки непопулярных реформ можно выделить Грецию, где 35% населения поддержали социалистов, которые заняли 1-е место и пропагандирующие самые непопулярные реформы. В Швеции правели конституционную реформу, и пенсионный возраст был повышен с 67 до 69 для м/ж. В Грузии были проведены очень тяжёлые реформы, но, несмотря на это, 60% населения поддерживают власть. Просто нужно объяснять людям, что реформы улучшают жизнь. А после их проведения мы сможем повышать пенсии, улучшать инвестиционные условия для бизнеса, усиливать поддержку социальных категорий населения.

2.1.4 Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает покрытие рисков, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами полученными на рабочем месте или в рабочее и сопутствующее ему время.

Законодательные требования устанавливаются Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Федеральный Закон № 125-ФЗ от 24.07.1998г., Закон Украины № 1105-XIV от 23.09.1999г.).

Объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Страховщиком при обязательном социальном страховании от от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Фонд социального страхования.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

ребенок умершего, родившийся после его смерти;

один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:

несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;

учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;

инвалидам - на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Обеспечение по страхованию осуществляется:

. В виде страховых выплат:

единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

. В виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются Законом.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

В работе управления и рабочих органов есть, безусловно, недостатки. Большинство из них связаны с экономическими трудностями в целом по стране. Это привело к задержкам выплат потерпевшим, к свертыванию программ, связанных с охраной труда в регионах. Приостановлено обучение и проверка знаний специалистов предприятий по охране труда. Как известно, Законом предусмотрено снижение и повышение страховых тарифов предприятий с плохими и хорошими условиями труда. Однако, эта норма Закона не работала со дня его принятия. В то же время при ежегодном принятии Закона о Госбюджете на текущий год, как правило, в целом на 0,2% снижался страховой тариф по всем видам деятельности. Такое регулирование сегодня привело к тому, что для ряда предприятий страховые тарифы стали несправедливыми. Серьезные недостатки допускаются и в расследовании несчастных случаев. Это свидетельствует о том, что базовый Закон о страховании от несчастных случаев на производстве требует доработки и изменений.

Не все в порядке в нашем государстве и с оздоровлением трудящихся. Дело в том, что с нынешнего года приобретение путевок подпадает под действие закона о госзакупках. Фонд не сможет обеспечить людей теми путевками, на которые были заявки. Например, санаторий «Приморье» в Евпатории, который всегда был центром реабилитации беременных и матерей с детьми, тендер не прошел. А победил санаторий «Авангард» в городе Немирове Винницкой области. Но скажите, какие беременные женщины поедут из Крыма на реабилитацию в Винницкую область?! Поэтому фонд вынужден был отказаться от всех путевок. По этой же причине Крым полностью остался без путевок курорта «Моршин», потому что в тендере победил другой санаторий.

Аналогичные проблемы у ФССНС и ПЗ. Раньше отделения фонда сами приобретали и путевки, и инвалидные коляски, теперь дают заказ в исполнительную дирекцию в Киеве. А выигрывают тендеры почему-то те учреждения, которых нет в заявках.

Не лучше ситуация и с протезами: невостребованные остатки технических средств протезирования в Крыму практически равноценны потребностям - 800 и 1 тыс. соответственно. Это происходит потому, что они не того качества, не той модификации, которая была заказана, не соответствуют не только техническим характеристикам, которые желательны для инвалида, но и диагнозам, по которым были выписаны.

Единственное, чем может похвастать соцзащита, так это тем, что в нынешнем году оздоровила за счет средств ФССВУТ 4 тыс. детей, потратив на это 8,9 млн. грн., заложенных в бюджете. Похвастать, потому что другие регионы вынуждены были вернуть деньги, ведь бюджет фонд получил только в апреле. К тому же путевки оплачены не полностью, а частично, то есть родителям необходимо было изыскать недостающую сумму. И с каждым годом она все больше: если в 2005 году фонд компенсировал 60% стоимости, то в нынешнем всего 20%, а путевки дорожают (в нынешнем году они стоили около 3 тыс. грн.).

В Киеве, понятное дело, это никого не волнует. Может быть, поэтому пылится в Верховной Раде законопроект, который выводит деньги соцфондов из-под тендерных процедур, прошедший, кстати, уже два чтения. Не сдвинулись с мертвой точки воплощение в жизнь идеи об отказе от централизованной закупки протезов для инвалидов и переход к монетизации льгот, благодаря чему человек мог сам выбрать ту коляску, которая ему нужна.

Да что там говорить о таких дорогих товарах, если Киев не хочет отказаться даже от закупки новогодних подарков, хотя речь идет совсем об иных суммах. В прошлом году Крыму не хватило подарков, так может случиться и в нынешнем. Каждый год в июле собираем заявки на необходимое количество подарков, а сумма в бюджете индексируется по сравнению с предыдущим годом. В этом году Крыму не хватило 21,829 тыс. подарков. И такая ситуация сложилась не только у нас, но и в других областях Украины. А как выдавать подарки в такой ситуации: одному ребенку даем, а второму нет? Но благодаря тому, что все области начали бить тревогу, проблема дошла до руководства и появилась надежда, что фонд обеспечит всех детей новогодними подарками.

Желание властей предержащих в Киеве дать «своему» производителю сладостей заказ на 2,5 млн. грн. понятно. Ну и о людях нужно хоть немного думать. Какими глазами будет смотреть ребенок, которому не хватит подарка, пусть даже далеко не самого лучшего, ведь на 21,1 грн., кроме соевых сладостей, в нем ничего быть не может? Но руководство фонда такие конфеты не ест. И на колясках инвалидных не ездит. А стоило бы, чтобы прочувствовать на собственной шкуре соцзащиту, гарантированную государством.[22]

социальное страхование

2.1.5 Социальное страхование на случай безработицы

Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы - система прав, обязательств и гарантий, которые предусматривают материальное обеспечение на случай безработицы по независимым от застрахованных лиц причинам и предоставление социальных услуг.

Застрахованные лица - наемные работники, а в случаях, предусмотренных Законом, также другие лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, если другое не предусмотрено международным договором Украины, согласие, на обязательность которого дал Верховный Совет Украины), в пользу которых совершается страхование на случай безработицы.

Представителями застрахованных лиц являются профсоюзы, их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы (представители).

Страхователи - работодатели и застрахованные лица, которые в соответствии с Законом уплачивают взносы.

Страховщик - Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Объект страхования на случай безработицы - страховой случай, при наступлении которого у застрахованного лица (члена его семьи, другого лица) возникает право на получение материального обеспечения на случай безработицы и предоставления социальных услуг.

Частичная безработица - вынужденное временное сокращение нормального или установленное законодательством Украины длительности рабочего времени, перерыв в получении заработка или сокращение его размера через временное приостановление производства без прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного характера.

По данным Центра занятости в АРК, в нынешнем году из 54 тыс. крымчан, имеющих официальный статус безработного, трудоустроить удалось 25 тыс. человек. На выплату пособий по безработице фонд потратил более 95 млн. грн.. Самостоятельно центр занятости рабочие места не создает - это не в его компетенции. Но может помочь работодателю, который трудоустроил безработного, в течение года компенсируя ему зарплату последнего из своего бюджета. Это так называемые дотационные рабочие места, призванные заинтересовать работодателей. За первое полугодие трудоустроены таким способом 800 крымчан. Так что счастливчиков не так уж много, а подавляющему большинству центр занятости предложит имеющиеся вакансии или выплату пособия, если рабочее место не подошло претенденту. Хотя есть еще возможность повысить квалификацию за бюджетный счет или получить иную специальность, что, впрочем, все равно не гарантирует трудоустройство.

Существует, правда, еще один вариант - оплачиваемые общественные работы. Такая практика в начале ХХ века была популярна в Америке, а впоследствии в Германии, когда за сущие копейки безработные строили дороги и дома. У нас, конечно, такой ответственный фронт работ им никто не доверяет, но, безработных привлекают к благоустройству территорий, уборке парков и скверов, сбору урожая, к помощи волонтерам Красного Креста. Свыше 8 тыс. человек участвовали в таких работах в нынешнем году, но заработок этот, во-первых, временный, а во-вторых, небольшой.

Кроме этого, безработным предлагают открыть свой бизнес. Для этого им выделяют пособие по безработице за 2 года единой выплатой, предварительно обучив на курсах начинающих бизнесменов. Если исходить из среднего его размера - 868 грн., то за 24 месяца получается чуть меньше 21 тыс. грн. Едва ли такой суммы хватит на то, чтобы открыть серьезный бизнес, разве только пополнить ряды торгующих на рынке. Но там и без новичков продавцов больше, чем покупателей.

2.2 Государственное регулирование социального страхования

Государственное регулирование - это важный элемент управления социальным страхованием, формированием и использованием средств государственных социальных фондов.

Государственное регулирование СС состоит в:

Разработке и принятии системы законодательных, нормативно-правовых актов, которые регламентируют отношения в этой сфере;

Ежегодном пересмотре и утверждении размеров страховых взносов, норм, нормативов с учетом текущей экономической и социальной ситуации;

Пересмотре видов и размеров социальных выплат с целью улучшения материального обеспечения граждан;

Установлении обязательных требований относительно создания страховых резервов с целью обеспечения своевременности и полноты социальных выплат; (Контролируется ВРУ)

Государственном финансовом контроле за соблюдением законодательства относительно формирования доходов социальных страховых фондов и целевого использования этих средств;

Контроле и надзоре за деятельностью центральных и территориальных органов государственных фондов, их взаимодействием с другими субъектами. (Контролируется налоговой службой и КМУ)

Государственное регулирование предусматривает создание и функционирование соответствующего финансового механизма, который должен быть направлен на рациональное управление движением финансовых ресурсов и формированием финансовых отношений, которые возникают в процессе создания и использования страховых фондов.

2.2.1 Фонд социального страхования

Для целей социального страхования граждан Украины создан Фонд социального страхования. К нему направляется частица средств от взносов на государственное социальное страхование предприятий, учреждений, организаций и кооперативов (кроме колхозов), расположенных на территории страны, независимо от их ведомственного подчинения, форм собственности и ведения хозяйства, а также граждан, которые работают на условиях аренды, найму или занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Отмеченный фонд является самостоятельным финансово банковской системой и находится в ведении профсоюзов Украины. Средства фонда не подлежат налогообложению, денежным, таможенным пошлинам, и не входят в состав государственного бюджета Украины.

Все организации Украины, в которых работающие подлежат государственному социальному страхованию, а также лица, которые нанимают отдельных граждан за трудовыми договорами, в соответствии с действующим законодательством обязанные платить страховые взносы, а также вносить в фонд суммы:

получаемые в установленном порядке от своих работников за выданных профсоюзными организациями путевки на санаторно-курортное лечение, отдых и туристические путешествия;

расходов в рассрочку}' помощи из временной неработоспособности, вызванной трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями в результате нарушений администрацией правил защиты труда и техники безопасности; в связи с повышенной заболеваемостью по вине администрации, а также травмами, которые возникли по вине других организаций или отдельных личностей;

начисленной пени в случае неуплаты страховых взносов в установленный срок и штрафов, наложенных техническими и правовыми инспекторами труда профсоюзных органов и должностных лиц организаций. Отмеченные штрафы стягиваются из заработной платы этих должностных лиц администрацией организаций.

Все юридические и физические лица, которые вносят отчисления в этот фонд, обязанные зарегистрироваться как страхователи за местом своего нахождения в соответствующих комитетах профсоюзов.

Страховые взносы на социальное страхование платятся за тарифами, установленными законодательством Украины.

Страховые взносы насчитывают, исходя из установленного тарифа взносов на социальное страхование и заработной платы всех работающих, которые подлежат социальному страхованию, в том числе штатных, внештатных, сезонных, временных, тех. что работают по совместительству или выполняют разовые, случайные и краткосрочные работы при наличии заключенных с ними письменных трудовых договоров.

Взносы не насчитывают на такие виды выплат работающих граждан:

компенсация за неиспользованный отпуск;

выходное пособие при освобождении;

разные виды пособия, которое выдается как материальная:

компенсационные выплаты (суточные на командировку и выплаты вместо суточных, выплаты возмещенных убытков, нанесенных работникам увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с их работой);

стоимость бесплатно предоставленных некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов, или стоимость их возмещения;

стоимость выданной спецодежды, спецобувь и других средств индивидуальной защиты, мыла, обезжиривающих средств, молока и лечебно-профилактического питания.

стоимость рациона бесплатного коллективного питания, предоставленного в случаях, предусмотренных законодательством;

дотации за обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счет Фонда социального развития (фонду потребления);

возмещение расходов на проезд, провоз имущества и наем помещения, при переводе или переезде на работу к другой местности;

доплаты и надбавки к заработной плате вместо суточных в случае, если постоянная работа выполняется в дороге или имеет разъездной характер, или в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемого участка;

заработная плата за дни работы без вознаграждения (субботники, воскресники и тому подобное), перечисленная к соответствующим бюджетам или благотворительным фондам;

поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождение, за длительный и добросовестный труд, активную общественную деятельность и в других аналогичных случаях, осуществленные за счет фонда заработной платы (единственного фонда оплаты труда);

денежные награды, которые присуждаются по итогам соревнований, оглядел, конкурсов;

стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями студентам (аспирантам), направленным на учебу с отрывом от производства;

помощь, выплачиваемая за счет предприятия, учреждения и организации молодым специалистам, за время отпуска по окончании высшего или среднего специального учебного заведения;

помощь из социального страхования и пенсий;

вознаграждения, которые выплачиваются гражданам предприятиями, учреждениями, организациями и кооперативами, за выполнение работ согласно договорам гражданско-правового характера.

Начислены страховые взносы, за вычетом расходов организации на социальное страхование, страхователи платят в форме безналичных расчетов - перечислением соответствующих сумм из своих текущих счетов в кредитных учреждениях на счет фонда в местном отделении банка.

За счет средств Фонда социального страхования осуществляются расходы на такие цели:

выплату помощи из временной неработоспособности, беременности и при родах, при рождении ребенка, на захоронение;

организацию санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся, их детей, ветеранов и инвалидов.

Средства фонда могут тратиться страхователями лишь согласно их целевому назначению в установленном порядке. Расходы за счет взносов платятся страхователем из его кассы или через его текущий счет в учреждении банка. Для бухгалтерии страхователя основанием для выплаты помощи за счет средств фонда являются соответствующие действующие законодательные и нормативные документы. Помощь за текущий месяц выплачивают в сроки, установленные для выплаты заработной платы за вторую половину месяца.

Страхователи не имеют права прекращать выплату помощи даже в тех случаях, когда суммы начисленных взносов и других платежей в Фонд социального страхования не покрывают фактические расходы на выплату помощи.

В случае, если расходы, оплаченные страхователем за отчетный квартал, превышают начисленную за этот квартал сумму взносов и других платежей, разницу между суммой расходов и суммой взносов засчитывают в счет оплаты следующего квартала.


2.3 Экономический механизм социального страхования

В статье определена иерархическая структура хозяйственного механизма социального страхования, представлена комплексная блок-схема экономического механизма социального страхования в Украине и его инструментария. Исследована конструктивность современных экономических регуляторов системы социального страхования, обосновано предложение относительно дальнейшего усовершенствования экономического механизма социального страхования.

Проведенное исследование массива современных экономических регуляторов социального страхования в Украине дало возможность определить и систематизировать действующий инструментарий реализации соответствующих механизмов социального страхования.

К экономическим регуляторам финансового механизма социального страхования принадлежат регуляторы поступлений, регуляторы распределения и регуляторы страхового резервирования. Отметим, что финансовым источником регуляторов поступлений и регуляторов распределения выступают соответствующие статьи доходов и расходов в бюджетах страховых социальных фондов. Вместе с тем регуляторы страхового резервирования формируются за счет суммы страховых взносов страхователей к соответствующим фондам. Вместе с тем с целью обеспечения финансовой стабильности фондов образовывается резерв средств каждого из таких фондов.

Подчеркнем, что базовыми составляющими имеющейся в Украине системы экономических инструментов социального страхования являются многочисленные сборы/взносы/платежи социального характера. Именно за последние годы существенным образом выросшее количество разновидностей платежей по социальному страхованию, поскольку за 1999-2003 года были законодательно утверждены новые виды социального страхования. Отметим, что размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование (в зависимости от его вида) ежегодно устанавливаются Верховной Радой Украины соответственно работодателям и застрахованным лицам по каждому виду страхования на календарный год одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины. Средства целевых страховых фондов не включаются в государственный бюджет.

Приложение 1. Структура экономического механизма социального страхования

Относительно регуляторов механизма экономической ответственности, то следует отметить: на сегодня в Украине существует две разновидности ответственности плательщиков социального страхового сбора - финансовая и административная. Как видно из рисунка, существуют определенные виды правонарушений, к которым применяются штрафные санкции и пеня. Все вопросы относительно порядка уплаты пени и штрафа регламентируются статьями 16 и 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетными и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) № 2181-III от 20 декабря 2000 года. Так, размер санкции колеблется в зависимости от диапазона правонарушения.

К важным экономическим регуляторам механизма стимулирования страховой деятельности относятся скидки и надбавки к страховому взносу, а также налоговые льготы. Механизм стимулирования страховой деятельности характеризуется тем, что скидки или надбавки к страховому взносу могут начисляться соответствующим целевым фондом как непосредственным страховщиком. При этом он учитывает результаты работы предприятия за прошлый календарный год.

Теперь относительно механизма инвестиционной деятельности системы социального страхования. На сегодня инвестиционная деятельность в сфере социального страхования осуществляется в пенсионном страховании. Она базируется на соответствующей законодательной базе: относительно накопительной системы обязательного пенсионного страхования - Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" № 1058- ІV от 9 июля 2003 года; относительно системы негосударственного пенсионного страхования - Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" № 1057- ІV от 9 июля 2003 года.

Отметим, что создание Накопительного пенсионного фонда является важным фактором новой пенсионной системы. Согласно статье 79 Закона Украины № 1058- ІV Накопительный фонд формируется за счет: 1) страховых взносов застрахованных лиц; 2) инвестиционного дохода, который образовывается вследствие размещения и инвестирования средств Накопительного фонда; 3) суммы от финансовых и административных санкций. В свою очередь, совокупный инвестиционный доход формируется за счет, во-первых, прибыли, полученной от инвестирования пенсионных активов Накопительного фонда в ценные бумаги, во-вторых, процентов, которые будут начисляться на пенсионные активы, размещенные на банковских депозитных счетах, в-третьих, дохода от других видов инвестирования, разрешенных законодательством. Важным является то, что страховые взносы в Накопительный фонд и инвестиционный доход, полученный от их инвестирования, не будет подпадать под налогообложение. Кроме того, за счет средств, аккумулированных в Накопительном фонде и перечисленных в избранную застрахованным лицом страховую компанию, будут выплачиваться, соответственно статье 57 Закона № 1058- ІV, такие виды пожизненных пенсий (аннуитетов): пожизненная пенсия с установленным периодом, пожизненная обусловленная пенсия, пожизненная пенсия супругов.

Заметим, что добровольная накопительная система осуществляется через страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. В современных условиях негосударственное пенсионное обеспечение является неотъемлемой составляющей пенсионной системы Украины. Следует отметить, что на протяжении последних лет в Украине действуют негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, которая основывается на началах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат за счет отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение и инвестиционного дохода, начисленного на них.

Обратим внимание на то, что на сегодня в системе негосударственного пенсионного обеспечения наблюдается тенденция к увеличению количества предоставляющих услуг в этой сфере. Так, состоянием на 1 апреля 2006 года Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг согласованы 77 уставов негосударственных пенсионных фондов, а в Государственный реестр финансовых учреждений внесено информацию о 58 негосударственных пенсионных фондов. Поскольку Закон Украины № 1057-ІV от 9 июля 2003 года предусматривает три типа организации негосударственных пенсионных фондов, то распределение негосударственных пенсионных фондов по видам (состоянием на 1 апреля 2006 года) имел такой вид: 9% - профессиональные, 16 % - корпоративные, 75 % - открытые. Кстати, и корпоративные, и профессиональные схемы требуют обязательных взносов работодателей, которые в размере до 15 % заработной платы освобождаются от налогообложения. Работодатели имеют право устанавливать неодинаковые размеры взносов за отдельных работников, лишь исходя из возраста и стажа, но не из статуса.

Делаем ударение на том, что источниками формирования активов негосударственных пенсионных фондов являются пенсионные взносы и инвестиционный доход. Определяющим является то, что наибольшая часть пенсионных активов негосударственных пенсионных фондов (70,0 %) общей суммой 32303,2 тыс. грн размещена на депозитных счетах банков (в одном или нескольких) по средней процентной ставке 14,2 % на срок от 3 месяцев до 3 лет; в облигации предприятий, эмитентами которых являются резиденты Украины, инвестировано 4856,1 тыс. грн. При этом ближайший срок погашения по облигациям - 12 июня 2006 года, самый дальний - 14 сентября 2015 года, а в банковские металлы инвестировано 722,6 тыс. грн, или 1,6 % объема активов негосударственных пенсионных фондов; в ценные бумаги, доход по которым гарантирован Советом Министров АРК, местными советами соответственно законодательству, вложено 208,6 тыс. грн (0,5 % объема активов негосударственных пенсионных фондов); в акции украинских эмитентов инвестированы 3 280,1 тыс. грн (7,1% объема активов негосударственных пенсионных фондов).

Учитывая положительное развитие инвестиционной деятельности в сфере социального пенсионного страхования, следует определить и присущие ему отрицательные позиции. Так, сейчас в Украине существуют определенные ограничения на инвестиции в отечественные государственные облигации (50 % на банковские депозиты, 50 % на украинские государственные облигации, 20 % на украинские корпоративные облигации, 10 % на муниципальные облигации, 40 % на акции украинских эмитентов). По региональным стандартам негосударственного пенсионного фонда разрешено инвестировать в частный сектор большую часть своих активов, однако банкротство одного из наибольших банков государства - банка "Украина" в 1998 году и предложения более чем 150 отечественных банков по привлечению средств ставок по депозитам, которые превышают рыночные, порождают беспокойство относительно итоговой безопасности пенсионных активов. Вместе с тем доверие украинских граждан к негосударственным пенсионным фондам незначительно. Граждане уже теряли свои сбережения из-за гиперинфляции и несовершенства законодательства, которое обусловило злоупотребление на финансовых рынках. Кроме того, следует обратить внимание и на отрицательный результат внедрения накопительной системы в России.

Проведенное исследование комплекса инструментария экономического механизма социального страхования убеждает, что этот комплекс является разносторонним, сложным, насыщенным большим количеством рычагов, необходимых для перераспределения национального дохода в части возмещения потери трудового дохода в результате наступления определенного вида социального риска. Этот комплекс инструментария регулирования социального страхования представляется довольно благоустроенным и компактным, что предопределяет согласованное и степенное функционирования экономического механизма социального страхования. В самом деле, этот комплекс инструментария является тем средством, которое, во-первых, обеспечивает поступление финансовых ресурсов, необходимых для возмещения ущерба, причиненного вследствие наступления страхового случая в сфере социального страхования; во-вторых, гарантирует применение ответственности к участникам процесса страхования в случае наступления определенных экономических правонарушений; в-третьих, дает возможность снижать объемы соответствующих социальных угроз; в-четвертых, создает необходимые условия гражданам для долгосрочного инвестирования, и, наконец, оказывает содействие конструктивности и результативности существующей системы социального страхования.

2.4 Направления реформирования социального страхования

Реформирование системы социального страхования предусматривает внедрение пяти отдельных программ обязательного государственного страхования (пенсионного, медицинского, в связи с временной утратой трудоспособности, на случай безработицы, а также при несчастном случае на производстве и профессиональных заболеваний). Выделение таких видов социального страхования содействует повышению эффективности организации защиты от конкретных социальных рисков. В этом случае обеспечивается полный учет природы социального риска, учет финансовых расходов, однородность интересов застрахованных лиц.

Уже внедрены четыре вида общеобязательного государственного социального страхования: в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и похоронами; от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые стали причиной утраты трудоспособности; на случай безработицы, пенсионное. Организационно- правовые системы страхования от безработицы и от временной нетрудоспособности в Украине уже существовали, поэтому принципиальным моментом реформы было формирование социального страхования от несчастных случаев на производстве (в 2001 году).

В Украине с 2004 года внедрена трехуровневая модель как основа для реформирования действующей пенсионной системы в составе: солидарной системы, системы обязательного и добровольного накопления. Солидарная система (первый уровень) должна быть сохранена, однако существенно реформирована. Относительный размер и важность каждого уровня будут зависеть от экономических и финансовых факторов.

Глава 3. Международно-правовые обязательства государств по становлению альтернативных форм социального страхования

Целью этой главы является раскрытие сущности международно-правовых обязательств государств как участников международных нормативно-правовых актов социальной направленности относительно становления альтернативных форм социального страхования.

На сегодняшний момент существует огромный массив международных актов, посвященных социальной защите, и в частности его альтернативным формам. В некоторых лишь отмечаются возможности социальной защиты за счет социального страхования (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция N 102 о минимальных нормах социального обеспечения 1952 г., Европейский кодекс о социальном обеспечении 1990 г., Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г.), другие обязывают создавать такие институты (Европейская социальная хартия 1991 г.). Представить себе общий объем таких документов достаточно трудно. Лишь в Европейском союзе насчитываются десятки директив, а количество стандартов достигает нескольких сотен (Директивы 73/239/ЕЕС, 88/357/ЕЕС, 92/49/ЕЕС посвященные видам страхования, иным, чем страхование жизни; Директивы 79/267/ЕЕС, 90/619/ЕЕС, 92/96/ЕЕС - страхование жизни; обновленная Директива 2002/13/ЕС, регулирующая вопросы страхования жизни; Директива 2003/41ЕС о деятельности и надзоре за учреждениями профессионального пенсионного обеспечения и др.).

Очевидно, что в рамках межгосударственного международного сотрудничества сформировалась четкая разноуровневая система международных соглашений, в пределах которых выработаны и нашли свое закрепление международные социальные стандарты. Эта система включает в себя конкретные требования к государствам - участникам вышеуказанных соглашений, которые после их подписания становятся международно-правовыми обязательствами таких государств. Для их практической реализации вышеупомянутые обязательства государств относительно социальной защиты граждан, которая осуществляется с помощью социального обеспечения и социального страхования, должно быть воплощено в национальное законодательство. Регламентация социальной защиты в наибольшей степени развита в пределах Европейского региона.

При изучении международных актов, посвященных социальным правам человека, становится очевидным, что, к сожалению, на всеобщем международном уровне не существует отдельных самостоятельных соглашений, которые касались непосредственно негосударственного социального страхования. Международными конвенциями эти вопросы относятся к внутригосударственному уровню и компетенции, но они уже сформулированы в качестве обязательств государств - участников таких конвенций. То есть международным правом такие обязательства рассматриваются в качестве гарантий реализации достойного социального уровня существования человека.

Таким образом, присоединившись к международному договору, который содержит социальные стандарты, государство автоматически принимает на себя обязательство по внедрению и реализации положений соглашения.

Стоит отметить, что не только международные соглашения, но и рекомендации международных организаций (например, рекомендации МОТ) создают определенный правовой стандарт, который можно рассматривать в качестве международно-правовых обязательств государств относительно внедрения альтернативных систем социальной защиты. Поскольку государство выражает желание воспользоваться рекомендательным актом, оно само для себя устанавливает обязательство, это связано с тем, что оно должно выполнить обязательство в социальной сфере перед своими гражданами.

Государство, которое принимает участие в международных договорах, которые устанавливают социальные стандарты, должно принять, в максимальных границах имеющихся ресурсов, меры к тому, чтобы обеспечить их полную реализацию, создать эффективную структуру и функциональную систему социальной защиты. Кроме того, государство должно гарантировать осуществление права на социальную защиту путем легализации и легитимации систем социального обеспечения и социального страхования, в частности и альтернативные. Вот почему именно альтернативное социальное страхование должно стать гарантом реализации международных социальных стандартов. Они могут воплощаться в жизнь только при участии государства.

Важным является то, что международно-правовой стандарт по внедрению альтернативных форм социального страхования достаточно гибкий и предоставляет государству возможность избирать ту модель, которая свойственна культуре и традициям соответствующего общества. Таким образом, границы национального представления остаются достаточно широкими.

По большому счету каждое государство должно подобрать для своих граждан такие элементы социальной защиты, которые бы отвечали социальным, экономическим, политическим и другим государственным особенностям. Но эта система не должна быть неподвижной, она должна перманентно развиваться. Социальная защита должна прогрессировать в соответствии с развитием экономики, политики, самого общества как внутри государства, так и собирать лучшее из практики других стран и приспосабливать к внутригосударственным условиям. Система социальной защиты должна быть построена в соответствии с потребностями гражданского общества с рыночной экономикой, которое характеризуется личной ответственность человека за свое благосостояние. В этом может помочь деятельность негосударственных организаций социального страхования.

Важным и актуальным является вопрос о роли негосударственного сектора в обеспечении альтернативных форм социального страхования в Украине. Содержание международных обязательств государств в этой сфере связано с необходимостью активного разгосударствления сферы социальной защиты. Хотя Украина предприняла на уровне законодательства соответствующие шаги, они остаются несовершенными. Наличие пробелов в этой сфере следует отнести к таким, которые нуждаются в безусловной реакции законодателя.

Украина как равноправный субъект международного права самостоятельно избирает направление своего сотрудничества и развития в рамках мирового содружества. Поскольку Украина является составной частью Европы, то ее стремление со времени провозглашения своей независимости влиться в единое европейское пространство является обоснованным и естественным. Это означает объективацию и актуализацию необходимости присоединения к международным (европейским) социальным стандартам, воплощение их в национальное законодательство и создание механизма их реализации. С этой целью в Украине принят ряд законных и подзаконных актов, созданы специализированные государственные органы. Продолжается процесс создания организационных и организационно-правовых форм сотрудничества профильных учреждений разных государств, и их сотрудничества с международными организациями, которые занимаются вопросами социальной защиты, в частности альтернативного социального страхования. Одно из важных направлений по адаптации социальной политики Украины к стандартам ЕС заключается в реформировании национальной системы социального страхования путем включения альтернативных форм социальной защиты.

Адаптация законодательства Украины в социальной сфере к законодательству ЕС заключается в сближении с европейской системой права, т.е. в создании соответствия норм национального законодательства тем социальным стандартам, которые были приняты не только сугубо для Европы, но и с учетом мирового опыта и современного подхода для указанной проблемы.

В связи с ускорением процессов интеграции и интернационализации экономической жизни всех государств роль международных соглашений и выполнения государствами своих международно-правовых обязательств, которые были взяты в рамках таких соглашений, выросла настолько, что уже невозможно представить себе взаимодействие государств на международной арене без создания базовых нормативных актов (международных стандартов), предназначенных для решения конкретных практических задач, в частности в социальной сфере, и имплементации соответствующих международных норм в национальное законодательство.

Реформирование законодательства Украины в сфере социального страхования проходит в соответствии с международными и региональными договорами в сфере социальных прав человека. Украина уже ратифицировала ряд международных договоров, которые устанавливают международные социальные стандарты. Некоторые из них уже являются частью внутреннего законодательства (например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская социальная хартия (обновленная) 1996 г.), но много международных актов Украина еще не ратифицировала (например, Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г., N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" 1962 г. и др.). Присоединение к отмеченным международным соглашениям будет способствовать постепенному формированию внутригосударственных социальных стандартов, на основе которых можно определить уровень основных государственных социальных гарантий. Обоснованность такого вывода подтверждает принятие в 2000 г. Закона Украины "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях".

Украина как социальное государство, принимая во внимание нормативные положения международных конвенций, мировой опыт развитых стран, стремится создать достойный уровень социальной защищенности своих граждан не только с помощью государственной социальной защиты, но и с помощью альтернативных форм социального страхования. В этом аспекте в Украине существует необходимость привлечения негосударственных структур в систему социальной защиты граждан. Это будет способствовать не только повышению роли частного сектора в социальных программах, росту осознания влияния человека на процесс формирования своего социально защищенного будущего, повышению уровня социальной защиты населения, появлению постоянного источника привлечения дополнительных средств в бюджет, но и выполнению государством своих международно-правовых обязательств в сфере обеспечения и роста социальной защиты населения, в частности в сфере альтернативного социального страхования. Перестройка такой системы уже началась, в первую очередь путем широкого привлечения опыта развитых государств при решении ряда проблем социального страхования. Однако это не всегда является оправданным. Поэтому использование апробированных в других государствах систем социального страхования необходимо осуществлять с учетом национальных особенностей путем проведения серьезных экспериментов с обстоятельным анализом их результатов. Кроме того, формирование законодательной базы также должно идти на основе международного опыта с учетом национальных особенностей и в контексте выполнения международно-правовых обязательств государства. Это будет способствовать повышению еще достаточно низкого уровня страховой культуры населения и росту индивидуальной ответственности за создание социально защищенного будущего.

Результатом выполнения Украиной своих международно-правовых обязательств в социальной сфере является постепенное изменение организационных и организационно-правовых форм осуществления социального обеспечения. На место старых бюджетно-распределительных форм социального обеспечения приходит новая система с большей степенью гарантированности социальной защиты, в создании которой немалая роль отведена самим гражданам. Таким образом, в Украине внедряется комплексная система социального страхования, в которой важная роль, отведенная альтернативным формам страхования, становится основным гарантом социального благополучия населения. Это не только создает основу надежного фундамента социальной защищенности каждого гражданина на будущее, но и фактически реализует международные социальные стандарты через конституционные принципы социальной демократической государственности.

3.1 Иностранный опыт социального страхования

.1.1 Германия

В Германии юридические основы государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций определены в законе о страховом надзоре, который был принят в 1901 г., а последние изменения в закон были внесены в 1991 г. Закон об учреждении федерального ведомства по надзору за страховой деятельностью, определяющий правовые основы, статус, функции и права федерального ведомства, был принят в 1951 г. Представляется важным в германском опыте использование общих условий страхования, утверждаемых по каждому виду страхования и имеющих силу федерального нормативного акта. Отсутствие таковых в современной Украине сдерживает развитие страховых отношений, затрудняет заключение договоров страхования и урегулирование убытков при наступлении страховых случаев. Кроме того, в советское время у населения был сформирован менталитет страхования на общих условиях. Можно отметить, что по многим видам страховой деятельности подготовлены типовые правила страхования, разработанные ВСС, между тем они не обязательны для всех страховых организаций, а используются для ускорения процедуры получения лицензии на соответствующие виды страхования.

3.1.2 Франция

Страховое законодательство Франции представлено "Страховым кодексом", последние изменения и дополнения в который были внесены в 1976 г. В кодексе объединены все правовые нормы, касающиеся страхования. Наличие такого кодекса выстраивает все страховые правовые нормы в соответствии с общей философией и принципами, устраняет разночтения, дублирование и возможную противоречивость. Отмеченные возможные негативные свойства страхового законодательства присутствуют в развивающемся российском страховом праве. Поэтому построение соответствующего украинского страхового кодекса представляется заслуживающим внимание и перспективным.

Для Франции характерна высокая степень взаимосвязи государственного регулирования и саморегулирования страховой деятельности. Например, в лицензировании страховщиков активное участие принимают объединения страховщиков, включая разработку рекомендуемых страховщикам типовых документов, правил страхования. В Украине отмеченное направление взаимодействия органов государственного регулирования и саморегулирования получило определенное развитие. Что касается регулирования брокерской деятельности во Франции, то она полностью подконтрольна саморегулируемым организациям[17,18].

3.1.3 Великобритания

В Великобритании сформировалась система регулирования страхового рынка, имеющая черты либерального надзора, стимулирующая налогообложение и отсутствие серьезных ограничений на участие в международных инвестициях. При этом черты либеральности сочетаются с достаточно жесткими требованиями к руководителям страховых организаций, включающими высокий профессионализм, компетентность и деловую репутацию управленческого состава страховых организаций и страховых брокеров. При получении лицензии представляются подробные сведения о руководителе, включая биографические данные, квалификацию, опыт, информацию о судимости, фактах неисполнения финансовых обязательств, в том числе объявлении банкротом, случаи неисполнения своих обязательств по долгам и т.п. Для получения лицензии страховщика в Украине требования к руководителю компании весьма сдержанны и, по сути, не содержат многих важных параметров, учитываемых в английской практике, что весьма важно для социально-экономического института страхования.

Заключение

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки

В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в Украине еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Сложившаяся система государственного социального обеспечения в Украине не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере - злободневные темы сегодняшней Украины. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

Список использованной литературы

1. Закон Украины «О страховании» от 07.03.96г. // Ведомости Верховной Рады Украины - 1996г. - №18.

. Закон Украины «О сборе на обязательное социальное страхование» от 26 июня 1997 г. // Ведомости Верховной Рады, 1997.- № 37.- c. 238.

.Базилевич В.Д., Базилевич К.С. Страховой рынок Украины - К: «Вища школа», 1998г.

.Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины: / Сирота И. М., 4-е изд., перераб. и доп. - Х.: “Одиссей”: Фолио, 2003. - 687 с.

. Конституція України

. Сирота И.М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. - Х.: “Одиссей”, 2000. - 384 с.

. Юрiй С.I., Шаварина М.П., Шаманська Н.В. - Пiдр. Соцiальне страхування- 464с.

. Трудове право України: Підр. / [Н.Б. Болотіна, Т.М. Додіна та ін.]; За ред. Н.Б. Болотіної, Г.І. Чанишевої. - К.: Знання, 2000. - 563 с.

. Трудове право України: Збірник нормативно-правових актів. Видання 2-е випр. та доп./ Упоряд. П.А. Бущенко, І.А. Вєтухова. - Х.: Консул, 2002. - 464 с.

. Трудове право України: Навч. Посіб. / [Пилипенко П.Д., Бурак В.Я., та ін.]; За ред. Пилипенко. Львів. нац. ун-т ім. І. Франка - К.: Істина, 2005. - 206с.

. Гинзбург А.И. Краткий курс. Страхование. - 175с.

. Левін П. Інноваційні підходи до розвитку соціальної інфраструктури та людського потенціалу / Левін П. // Україна: аспекти праці. - 2007. - № 2.-С.21-26.

. Норми права соціального забезпечення. [Б. Сташкін] // Право України. - 2002. - № 2. - с. 74 - 78.

. Соціальний захист громадян: проблеми та гарантії. // Право України. - 1993. - № 3. - с. 18 - 20.

. Про державну соціальну допомогу малозабезпеченим сім’ям: Затв. 1 червня 2000 р. № 1768 - III. / Від Верх. Ради України. - 2000. - № 35. - с. 662 - 665.

. Известия в Украине, 22.04.2011/ #"539403.files/image001.gif">

Похожие работы на - Организация социального страхования в Украине

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!