Современная финансовая политика

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная финансовая политика

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

.1 Содержание финансовой политики

1.2 Понятие финансового механизма

1.3 Задачи финансовой политики

2. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Классическая финансовая политика

2.2 Регулирующая финансовая политика

2.3 Планово-директивная финансовая политика

3. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

3.1 Основные направления финансовой политики Украины

3.2 Задачи финансовой политики Украины

3.3 Перспективы развития финансовой политики Украины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно финансовой системой.

Главная цель финансовых отношений - обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса. Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит прежде всего от финансовых возможностей, то есть от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ - долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Содержание финансовой политики

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также её составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

vвыработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

vопределение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;

vосуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления практическими действиями государства.

При разработке финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

vфинансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

vучет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки;

vтщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

vсоблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики;

vучет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

vналичие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации приносит положительные результаты. Ее значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. [12, с.63-65]

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Финансовая тактика более мобильна, так как заключается в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции. [9, с.50]

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений различают три типа финансовой политики:

vжёсткая регламентация;

vумеренная регламентация;

vполитика минимальных ограничений.

Жёсткая регламентация заключается в том, что большая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях или административной экономики, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, так как подрывает стимулы к продуктивной деятельности, ибо финансовым продуктом деятельности - доходом - больше распоряжается государство, чем его собственники - юридические и физические лица.

Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений - взаимоотношения с государством. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для продуктивной деятельности и одновременно даёт возможность государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только отношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму. [9, стр.51]

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства.

.2 Понятие финансового механизма

Для реализации финансовой политики, успешного её проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он является важной составной частью финансовой политики, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий. [13, с.32-33]

Структура финансового механизма довольно сложна. В неё входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации. Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

В любом механизме управление основывается на использовании соответствующих рычагов. Влияние на действие финансового механизма, а через него на различные стороны социально-экономического развития, достигается установлением и сменой положения того или иного рычага. Например, если необходимо ускорить экономический рост, то для этого есть испытанные меры - снижение процентных ставок на кредит и ставок налогообложения доходов. Или, например, необходимо стимулировать научно-технический прогресс. Как одной из мер, можно применять повышение норм амортизационных отчислений, установление ускоренного списания амортизации с учётом морального износа оборудования.

Совокупность рычагов составляет систему управления финансовым механизмом. По направлению своего действия они делятся на две группы: стимулы и санкции. Стимулы материализуют финансовое поощрение, а санкции - наказание. На практике в роли стимулов выступают различные льготы (в налогообложении, кредитовании и т.д.), а санкции - это штрафы, пени и т.п.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль. Правовое регламентирование заключается в разработке и принятии законодательных актов по финансам. Эта функция возложена на органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основе которых ведётся оперативное управление. Основной финансовый план - государственный бюджет. Он утверждается законодательно. Функции организации финансовой деятельности возложены на органы государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и Национальный банк. Эффективность управления финансовым механизмом зависит от чётких и согласованных действий этих органов. Финансовый контроль даёт возможность постоянно следить за движением денежных потоков, он обеспечивает проверку законности осуществления финансовых операций и тем самым правильное направление действий финансового механизма.

В управлении финансовым механизмом важным является один аспект: на что должно быть нацелено его функционирование? На то, чтобы с его помощью решать те или иные проблемы, которые периодически возникают в обществе, или на то, чтобы их не возникало? Конечно, финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы и содействовать их решению. Но всё же главная его цель состоит в том, чтобы не допускать зарождения, а тем более обострения проблем. [9, с.63-64]

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации её целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

.3 Задачи финансовой политики

В государстве, построенном на демократических принципах с рыночной моделью экономики, основной задачей финансовой политики является обеспечение финансовой стабильности в государстве и на этой основе - достижение неуклонного увеличения темпов экономического роста, как основного источника общественного благосостояния.

В связи с этим экономика государства должна быть высокоэффективной. Однако темпы экономического роста могут быть довольно высокими, но богатство страны может даже уменьшаться, население становиться всё более бедным. Поэтому очень важно, с какими затратами достигнут экономический рост.

Финансовая политика должна быть подчинена основной цели - достижению повышения общественного благосостояния. Но для этого финансовая политика должна также содействовать росту эффективности производства и в первую очередь повышению производительности труда, внедрению материало- и ресурсосберегающих технологий, созданию рациональной структуры экономики и т.д. Поэтому основной задачей финансовой политики является неуклонное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учётом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов является одной из задач финансовой политики.

Также, задачей финансовой политики является установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов, оптимальное распределение валового внутреннего продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, совершенствование её структуры, создание условий для развития хозяйственных образований различных форм собственности, совместных предприятий с иностранным капиталом, акционерных обществ, арендных и коммерческих предприятий. При этих условиях важное значение имеет также создание надёжных социальных гарантий населению. [2, с.58]

Задачей финансовой политики является выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

Одной из задач финансовой политики является внедрение такого финансового механизма, который обуславливает рациональное использование природных ресурсов, запрещение технологий, которые угрожают здоровью человека. Для этого государство, с одной стороны, добивается от производственных структур, чтобы они несли расходы по возмещению ущерба и восстановлению окружающей среды, а с другой стороны, государство, используя финансовые инструменты - налоги, штрафы и другие санкции - добивается закрытия вредных производств и внедрения передовых ресурсосберегающих технологий. Финансовая политика государства должна быть направлена на обеспечение права человека жить в условиях здоровой окружающей среды. К сожалению, это право человека постоянно нарушается и при плановой, и при рыночной экономике.

Задачи и принципы финансовой политики в каждом конкретном случае, в каждом государстве с течением времени могут изменяться. Так, для Украины в настоящее время является важным проведение и финансирование мероприятий по социальной защите граждан, которые пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС, решение задач по конверсии военной промышленности, ускоренного развития агропромышленного комплекса и т.д.

На сегодня предоставление социальных услуг населению является одной из важнейших функций государства в экономике. Они финансируются из государственного и местного бюджетов. Объёмы социальных гарантий в значительной мере определяют размеры перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет. В связи с этим в финансовой политике государства вопросы финансового обеспечения социальных гарантий занимают одно из первых мест. Задачи финансовой политики в этом вопросе должны быть направлены на поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на социальные и иные общие потребности граждан.

Итак, можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:

vучёт действия объективных экономических законов и на основе этого обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

vобеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, развитие приоритетных отраслей и направлений, степени социальной защиты населения);

vконцентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

vорганизация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

vсбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

vуменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;

vсоздание эффективной системы управления финансами;

vвыработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

2. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Классическая финансовая политика

С развитием государства изменяется и тип финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих классов и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Всё это обеспечивает сохранение и развитие соответствующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три её основных типа:

vклассическая;

vрегулирующая;

vпланово-директивная.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический её вариант. [13, с.35-36]

На заре развития капитализма во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. О влиянии государственных расходов, налогов, кредита и в целом бюджета на экономику писали все исследователи классической политической экономии.

Основателем финансовой науки является А. Смит. В своём фундаментальном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" он впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде. По его определению, производительный труд - это труд, который обменивается непосредственно на капитал, а непроизводительный труд - на доход, то есть зарплату и прибыль. Исходя из этой теоретической посылки А.Смит (а вслед за ним и Д. Рикардо) дал характеристику основным категориям (расходам и доходам государства). Он доказывал, что весь или почти весь государственный доход, полученный за счёт налогов, расходуется непроизводительно. Поэтому государственные расходы сокращают возможности накопления капитала и роста национального дохода. Отсюда его отрицательное отношение к налогам. Вывод А.Смита состоит в том, что необходимо уменьшить затраты государства, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.

Критикуя политику государственных расходов, А. Смит признавал, что определённая их доля необходима, поскольку они осуществляются для охраны общих условий производства. Большое внимание уделено в его теории вопросу налогов. Он сформулировал 4 основных принципа целесообразной организации налогообложения (налоги уплачиваются в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены; время взимания налогов устанавливается удобным для плательщика; обеспечиваются минимальные издержки при сборе налогов).

Смитовская налоговая концепция была подчинена одной главной цели стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил.

Те же в целом взгляды отстаивал и Д. Рикардо в своём главном труде Начала политической экономии и налогового обложения. Исходя из теории трудовой стоимости, он считал, что все налоги неизбежно влияют либо на капитал, либо на доход. Если они взимаются с капитала, то, следовательно, уменьшают фонд, предназначенный для содержания производительного труда. При оплате налогов с дохода сокращается накопление капитала, либо снижается потребление налогоплательщика. Налоги на предметы первой необходимости, вызывая рост цен, падают на потребителя в пропорции гораздо более высокой, чем количество потребляемых ими товаров. По мнению Д. Рикардо, любые налоги на товары и заработную плату влекут за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, хотя и не в одинаковой степени.

В связи с этим он сделал вывод, что налоги в целом являются «великим злом». С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов понижается потребление народа, что в конечном счете отражается на производстве. Поэтому задача правительства - поощрять накопление капитала. Оно не должно облагать прибыль, чтобы не уменьшить будущее производство страны.

Классическая буржуазная политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо во многом определила концепцию экономической политики по отношению к государственным расходам и налогам. С конца XVIII и начала XIX вв. финансовая политика передовых стран, выражая интересы нового класса - буржуазии, провозгласила принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Следствием этого было некоторое ограничение государственных расходов и налогообложения прибыли.

Бурное развитие производства в XIX в. привело к росту противоречий между трудом и капиталом. В этот период зазвучали голоса экономистов, призывающие правительства скорректировать свою политику с учётом интересов различных социальных групп.

Английский учёный Дж.С.Милль выступил с предложением внести изменения в сферу распределения доходов в целях ослабления социальной напряжённости в стране. Для более равномерного распределения богатства им разработаны новые принципы рациональной налоговой системы. Ему принадлежит идея введения необлагаемого минимума при подоходном обложении, который должен быть равен доходу, необходимому для существования.

В 1870-х гг. возникла новая историческая школа, начало которой положили немецкие учёные (Г.Шмоллер, М.Вебер, А.Вагнер и др.). Среди них исследованиями государственных финансов в наибольшей мере занимался А.Вагнер, предложивший своё решение накопления капитала с помощью государства. Выступая с позиций расширения объёма государственной деятельности, он разработал 9 принципов налогообложения, сгруппировав их в 4 раздела (достаточность и подвижность; выбор надлежащего источника и объекта; всеобщность и равенство; определённость удобство - дешевизна). Они по сути дополняли известные смитовские принципы.

Вслед за классиками буржуазной политэкономии А.Вагнер считал, что финансы могут использоваться для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране. [5, с.210-212]

Таким образом, основное направление финансовой политики классического типа - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

.2 Регулирующая финансовая политика

До начала Первой мировой войны экономическая наука, придерживаясь в целом принципа свободы предпринимательства, выступала против вмешательства государства и его финансов в экономику страны.

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством вопрос об изменении подхода к финансовой политике. Регулирование производства и распределения стало осуществляться уже в годы Первой мировой войны. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. Этот процесс усилился в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике.

В её основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса, возникшая как потребность капиталистического производства в государственном регулировании. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного периода. В основе финансовой концепции Дж. Кейнса положена идея "эффективного спроса".

Он выступил со своей теорией, изложив её в работе "Общая теория занятости, процента и денег". В данной работе обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику в условиях обобществления капитала и труда. Основными инструментами такого вмешательства в циклическое развитие экономики должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения "эффективного спроса". Рост государственных расходов за счёт налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а также ликвидировать безработицу. Для достижения этой цели государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое значение Дж. Кейнс отводил налогам и их воздействию на основной "психологический закон", согласно которому люди склонны увеличивать своё потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведёт к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство должно воспрепятствовать проявлению этого закона и восполнить недостающий спрос либо путём увеличения своих расходов за счёт налоговых поступлений, займов, либо стимулировать частные инвестиции разными методами.

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях монополизации производства.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

Последователи Д. Кейнса в 1950-1960 гг. внесли в его теорию динамичный элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста.

Важное место в ней заняла финансовая концепция, разработанная экономистами многих стран (С. Харрис, Ф. Неймарк, Ф. Перру). Сущность их теории сводилась к изменениям в государственных доходах и расходах в целях сбалансированного экономического развития.

Неокейнсианцы отстаивали идею "дефицитного финансирования" как способа достижения эффективного спроса. Они доказывали необходимость больших государственных затрат, не считаясь с ростом государственного долга. Однако огромные бюджетные дефициты вынудили определённую группу экономистов (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и др.) по-новому решать проблему бюджета. Они отстаивали теорию "циклического балансирования бюджета", то есть приспособления доходов и расходов бюджета к экономическому циклу. Государство должно покрывать дефициты бюджета, возникшие в период кризиса, излишками, образовавшимися в периоды подъёма экономики. Следуя этим рекомендациям, правительства ряда капиталистических стран создали специальные фонды циклического регулирования.

Одновременно с теориями неокейнсианцев в послевоенные годы оживились неоклассические теории, пропагандирующие идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Теоретики из неоклассической школы (Р. Слоу, Дж. Мид), отстаивая основной принцип невмешательства государства в экономику, выступали за сокращение общего объёма государственных расходов, одновременно изменив их структуру, путём увеличения доли затрат на образование, науку.

По мере ухудшения условий воспроизводства и усиления инфляционных тенденций возрастает критика кейнсианского и неокейнсианских положений, на которые возлагалась ответственность за экономические трудности. При такой сложной экономической ситуации из неоклассической школы выделилось неоконсервативное направление (Г. Стейн, А. Уолтерс). И в 70-х гг. неоконсервативная стратегия была положена в основу финансовой политики. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как её цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно связаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит их к конвергенции.

.3 Планово-директивная финансовая политика

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Такая политика применялась в бывшем СССР.

Главный принцип финансовой политики советского государства - финансовая централизация. Финансовая централизация, предусматривающая не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений, стала необходимой, так как функции государства расширились настолько, что основными из них стали хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная.

Советское государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом частной формы собственности к государственной (общенародной). В соответствии с этим государство перешло от налоговой формы перераспределения национального дохода к его прямому распределению в сфере производства и перераспределению через государственный бюджет.

Финансовая централизация выражалась и в том, что государство непосредственно и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединились и одну административно-командную систему управления всем производственным процессом.

Такая финансовая политика была достаточно эффективной, так как несмотря на чрезвычайно трудную финансовую ситуацию, доставшуюся в наследство от царской России, Гражданскую войну, иностранную военную интервенцию Советскому государству удалось создать достаточно мощный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, победить в этой войне и в сравнительно короткий срок восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

Финансовую политику послевоенного периода и меры по ее реализации, с точки зрения поставленных государством целей, нельзя назвать неэффективными. Другое дело, что в правительственных программах декларировался и курс на повышение благосостояния населения, а его уровень зависит от уровня оплаты труда и от уровня развития сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, гражданского строительства и отраслей, производящих предметы потребления.

И если уровень оплаты труда в военно-промышленном комплексе был сравнительно высокий, то даже население, занятое в нем (а это была значительная часть населения), не имело возможности удовлетворять свои потребительские запросы. Перекос-отставание в развитии потребительского рынка - вот причина отрицательной оценки эффективности финансовой политики советского государства в послевоенный период. [6, с.35-37]

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых осуществляется изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств проводилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения государственных займов.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10 - 15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Значительные ресурсы направлялись на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п.).

vснижению эффективности производства;

vзамедлению развития социальной сферы общества;

vрезкому ухудшению финансового положения государства.

финансовый политика украина

3. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

.1 Основные направления финансовой политики Украины

Сегодня финансово-экономическая ситуация в Украине является сложной, противоречивой и неоднозначной. Объективно самим процессом развития ситуации в центр экономической политики в настоящее время поставлен вопрос об увеличении реального экономического роста. Последнее возможно при наличии денежной, финансовой и производственной стабилизации.

Основными направлениями финансовой политики Украины в современных условиях являются:

) проведение мероприятий по окончательному переводу предприятий, и особенно государственных, к рыночным отношениям;

) оздоровление денежно-кредитной системы и полный выход из кризисного состояния финансов государства;

)комплекс мероприятий по социальной защите населения.

Следовательно, главное задание финансовой политики в период современных преобразований в нашей стране заключается не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальное напряжение в обществе и максимально смягчить переход от одной системы отношений к другой.

В основе определения границ перераспределения финансовых ресурсов должна быть необходимость формирования оптимальной структуры экономики, которая обеспечивает не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного, космического комплексов, но и цивилизованный уровень условий жизни, и достойный уровень оплаты труда всего населения.

На сегодняшний день Верховная Рада Украины каждый год утверждает основные направления бюджетной политики, а Национальный банк Украины основные принципы денежно-кредитной политики. Эти документы являются определяющими в формировании текущей финансовой политики государства.

Основной целью финансовой политики Украины на современном этапе ее развития является быстрое повышение благосостояния населения, о чем свидетельствует Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины Европейский выбор. Концептуальные принципы экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы, где сказано, что основное задание финансовой политики заключается в том, чтобы окончательно обустроить построенное здание по сути нового общества - экономическую, социальную, политическую и гуманитарную сферы, преодолеть глубокие деформации, которые возникли на стартовом этапе трансформационного процесса. Речь идет о практической реализации задач долгосрочной стратегии, которая должна обеспечить крепкий фундамент Украины как высокоразвитого, демократического правового государства, ее интеграцию в мировой экономический процесс как страны с конкурентоспособной экономикой, способной разрешать самые сложные задачи своего развития.

Согласно концепции необходимо трансформировать бюджетные ресурсы, которые являются основным фактором эффективного социально ориентированного экономического роста. Хроническая несбалансированность государственных финансов на сегодняшний день обусловлена системными ошибками бюджетной политики, ее сугубо фискальной направленностью. Также, нуждается в изменениях логика формирования государственных финансов, которой до этого времени придерживаются Кабинет Министров и Верховная Рада. Основой решения финансовых проблем государства, главной предпосылкой социальной и структурно-инновационной переориентации экономики является первоочередное укрепление финансов субъектов ведения хозяйства, других юридических лиц и домашних хозяйств.

Доходы государственного бюджета Украины в 2007г. составят 147 888 145,7 тыс. грн, расходы - 161 819 000,8 тыс. грн. В 2006г. эти показатели составляли: доходы - 127 516 631 тыс. грн., расходы - 140 199 363,7 тыс. грн.

При существующей практике для оценки успешности проведения финансовой политики в государстве, как правило, используются два показателя - уровень дефицита бюджета и стабильность национальной денежной единицы.

Уровень дефицита бюджета находится в прямой зависимости от проведения бюджетной и налоговой политики. Так, размер дефицита бюджета Украины в 2007г. составит 15 715 729 тыс. грн., что больше его размера в 2006г. - 13 245 666,9 тыс. грн.

Основные направления по реализации бюджетной и налоговой политики Украины предусматривают:

vизыскание и использование научно обоснованной величины перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему в соответствии с уровнем экономического развития государства, использование методов государственного регулирования экономического и социального развития;

vсовершенствование бюджетного процесса, внедрение его четкой регламентации на стадиях разработки проекта бюджета, его выполнения и контроля за расходованием средств, создание научно обоснованной системы прогнозирования показателей бюджета, постепенный переход к среднесрочному и перспективному финансовому и бюджетному планированию;

vсокращение объема отдельных видов дотаций и субсидий, которые предоставляются из бюджета, с одновременным усилением социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

vпостоянное осуществление финансового контроля за деятельностью государственных предприятий, организаций и учреждений с целью предотвращения бесхозяйственности и расточительства, эффективное использование бюджетных средств и государственного имущества;

vсовершенствование межбюджетных отношений, обеспечение их стабильности, усиление заинтересованности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов;

vдостижение стабильности налоговой системы и ее упрощение, снижение налоговой нагрузки, справедливый подход ко всем налогоплательщикам, отмена многочисленных льгот, которые негативно отражаются на формировании стоимостных показателей в экономике государства;

vпри налогообложении юридических лиц необходимо постепенно
уменьшать начисления в фонд оплаты труды, которые влияют
на уровень цен, их структуру, конкурентоспособность украинских товаров. Относительно налогообложения физических лиц необходимо уменьшать налоговую нагрузку на граждан со сравнительно низкими доходами.
Направлением реализации финансовой политики Украины, сосредоточенной на достижении финансовой стабильности, является дальнейшее расширение безналичных форм расчетов коммерческих банков с физическими лицами в торговой, бытовой и других сферах обслуживания населения благодаря созданию системы электронных пластиковых карточек, перевод доходов граждан на вклады и расчетные счета в учреждениях банков, проведение расчетов чеками, перечисление средств с банковских счетов населения за приобретенные ими товары, полученные услуги, коммунальные платежи и тому подобное.
Важным направлением финансовой политики Украины является осуществление мероприятий по успешному функционированию фондового рынка, который содействует обращению и рациональному размещению финансовых ресурсов, создает условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, для добросовестной конкуренции и ограничения монополизма.

.2 Задачи финансовой политики Украины

Государственная финансовая политика проводится на разных уровнях: общегосударственном, республиканском, местном, на уровне государственных предприятий, объединений и др. Задачи финансовой политики Украины зависят от того, на каком уровне она проводится. Особенности ее организации и реализации определяются также тем, какие субъекты ее выполняют. Так, на общегосударственном уровне проведение финансовой политики такими органами, как Министерство финансов и Национальный банк имеют существенные различия. В зависимости от уровня проведения финансовой политики и субъектов её проведения используются и различные методы мобилизации и использования государственных средств.

Основной целью проведения государственной финансовой политики является обеспечение стабильного развития финансовой системы страны. Её реализация достигается путем решения конкретных задач, которые возникают в процессе развития финансовой системы. К ним относятся: обеспечение финансовыми ресурсами государственных программ; финансирование государственных расходов; распределение денежных средств между отраслями и регионами; стимулирование предпринимательской деятельности; кредитования юридических и физических лиц; обеспечения развития международных отношений и др. С целью решения поставленных задач в процессе проведения государственной финансовой политики используются определенные инструменты, к которым относятся налоги, цены, тарифы, инвестиции, кредиты, ценные бумаги, валютные ресурсы, аренда и лизинг, дотации, льготы, гарантии и др.

Проведение государственной финансовой политики предусматривает использование определенных форм. Каждая форма - это особенное направление государственной финансовой политики, в ходе которого решаются определенные задачи и используются определенные инструменты. Все формы государственной финансовой политики связаны между собой и в совокупности должны обеспечить реализацию основных целей финансово-кредитного развития страны. Вместе с тем каждая из форм имеет относительную самостоятельность и предусматривает использование определенных организационных структур.

К формам государственной финансовой политики относятся:

vбюджетная политика;

vналоговая политика;

v кредитная политика;

v инвестиционная политика;

v валютная политика;

v другие формы финансовой политики (ценовая, амортизационная и др.).

Бюджетная политика - это мероприятия по мобилизации, распределению и использованию денежных ресурсов государственного бюджета. Мобилизация денежных средств в государственный бюджет осуществляется путем взыскания налогов, сборов и обязательных отчислений, а также привлечения неналоговых поступлений. Распределение ресурсов государственного бюджета осуществляется в процессе формирования государственных расходов. К задачам бюджетной политики страны относится также обеспечение рационального и эффективного использования средств государственного бюджета. Для их решения принимаются определенные требования к финансированию расходов государственного бюджета, осуществляется контроль за использованием бюджетных средств со стороны государственных органов управления, вводится более совершенное налоговое регулирование бюджетного процесса и др.

К основным задачам бюджетной политики в Украине относятся: увеличение денежных поступлений в состав доходов бюджета; сокращение взаимозачетов и других не денежных расходов; оптимизация расходов государственного бюджета; ограничение роста государственного долга; сокращение дефицита государственного бюджета, укрепление местных бюджетов и др.

Налоговая политика включает мероприятия по привлечению финансовых ресурсов в государственный бюджет и государственные целевые фонды, которые предусматривают осуществление обязательных платежей и отчислений. Основной целью налоговой политики является обеспечение достаточных доходов в государственный бюджет за счет налогов, обязательных отчислений и платежей при условии стимулирования развития деловой активности. В процессе проведения налоговой политики осуществляется перераспределение доходов между отраслями, территориями и группами населения. Налогообложение выполняет несколько функций: фискальную, стимулирующую, ограничивающую.

К основным направлениям совершенствования налоговой политики в Украине относятся:

vповышение стимулирующей роли налогообложения;

vуменьшение налогового давления на физические и юридические лица;

vповышение роли прямого налогообложения;

vсокращение налоговых льгот;

vупрощение системы налогообложения.

Кредитная политика охватывает совокупность мероприятий по привлечению и предоставлению кредитных ресурсов. Её субъектами являются органы государственного управления, которые привлекают кредиты с целью финансирования дефицита государственного бюджета или платежного баланса. Кредиторами выступают физические и юридические лица (резиденты и нерезиденты), международные финансовые организации, иностранные государства. С другой стороны, государственные органы управления с целью обеспечения развития регионов, отраслей, поддержки отдельных групп населения предоставляют государственные средства на условиях кредита.

Инвестиционная государственная политика - это мероприятия государственных органов управления с целью привлечения, распределения и использования инвестиционных ресурсов. Важной задачей инвестиционной политики Украины является обеспечение финансовыми ресурсами развития народного хозяйства, социальной сферы, внедрение инновационных программ, проведение фундаментальных научных исследований и др. В процессе реализации государственной инвестиционной политики определяются направления проведения капитальных вложений и обеспечение эффективности их внедрения. При этом к задачам инвестиционной политики государства относятся обеспечение пропорциональности развития народного хозяйства; распределение финансовых ресурсов между отраслями и регионами; соблюдение оптимальных соотношений между развитием материального производства и непроизводственной сферы и др.

Источниками финансирования государственных инвестиций являются:

vсредства государственного бюджета;

vфинансовые ресурсы государственных целевых фондов;

vсредства государственных предприятий и учреждений;

vкредитные ресурсы, привлеченные государственными органами управления.

К валютной и денежно-кредитной политике государства относятся мероприятия государственных органов управления по регулированию валютных и денежно-кредитных отношений. Основной целью таких мероприятий является стабилизация развития денежно-кредитной системы страны. К основным задачам проведения денежно-кредитной политики Украины относятся: поддержка платежного баланса; регулирование валютных курсов; организация проведения международных финансовых расчетов; формирование и использование государственных золотовалютных резервов; регулирование движения отечественного и иностранного капитала.

С целью решения поставленных задач в финансовой политике Украины важным является совершенствование финансового механизма страны.

.3 Перспективы развития финансовой политики Украины

С провозглашением независимости Украины начинается новый этап создания государства, формирования собственной национальной политики и развития общественно-экономических отношений.

Финансовая политика должна быть жесткой, но справедливой и активной, и должна стимулировать экономический рост, защищать национальные интересы и быть привлекательной для субъектов иностранных государств. Финансовая политика должна все время корректироваться в соответствии с ситуацией и совершенствоваться.

Практикой подтверждено, что финансовая политика, как и общегосударственная экономическая политика в целом, зависит от сформированного правового поля и органов власти и управления в процессе реализации функций государства и обеспечения легитимности финансовых отношений.

В Украине до сих пор не принят законодательный акт, которым были бы очерчены действия, взаимосвязь, согласованность и развитие бюджетной, налоговой и валютной политики как подсистем единой финансовой политики. Происходит формирование бюджетной, налоговой и валютной политики как отдельно взятых подсистем, а не единой, целостной финансовой системы. В соответствии с этим разрабатываются отдельные законодательные акты и механизмы их реализации, которые нередко противоречат друг другу, а не содействуют общему финансово-экономическому развитию.

Финансовая политика должна иметь императивный, обязательный характер. Законодательные и нормативные акты по вопросам реализации финансовой политики должны выполняться своевременно, качественно и в полном объеме. В другом случае достичь финансовой стабилизации и постепенного экономического развития просто невозможно.

В Украине следует создать Национальный фонд реконструкций и развития для осуществления в экономике операций по предоставлению государственных кредитов на развитие народного хозяйства. Аналитические отчеты о таких операциях следует включать в бюджетную документацию. Программа государственного производственного кредитования должна показываться отдельной статьей расходов в бюджете развития. Необходимым является принятие отдельного закона о производственных программах государственного кредитования. Государственные займы благодаря своей гибкости являются эффективной сравнительно с обычными бюджетными расходами составляющей государственных финансов.

В современных условиях перспективами финансовой политики Украины должны быть:

  1. упорядочение реального по прибылям бюджета для недопущения текущей задолженности государства;
  2. повышение гарантированности поступлений плановых доходов в бюджет путем недопущения просрочек по уплате налогов и налоговых кредитов, или, как временное мероприятие, разрешение взноса налоговых поступлений долговыми срочными бумагами и имущественными обязательствами (акциями);
  3. мобилизация для покрытия временных разрывов между налоговыми поступлениями и выплатами из бюджета средств, полученных от размещения краткосрочных государственных облигаций;
  4. для изменения структуры денежной массы в пользу оборотных
    капиталов целесообразно использование кредитной эмиссии Национального банка Украины не для финансирования дефицита бюджета, а для предоставления залоговых кредитов коммерческим банкам;
  5. сокращение объема внутреннего займа, использованного для
    покрытия планового бюджетного дефицита;
  6. использование денежных сбережений населения и депозитов предприятий в качестве источника пополнения оборотных капиталов;
  7. 7) модернизация амортизационной политики: сокращение средних сроков амортизации с 20-22 лет до 8-10 лет и вычисление ее сумм относительно реальной стоимости производственных фондов;

8) неинфляционное пополнение денежной массы за счет правильного использования поступлений иностранной валюты. Ключевое значение имеет механизм регуляции валютного курса - связанного движения внутренних цен и обменного курса гривны; недопущение его ревальвации; ограничение импорта не пошлиной, а курсовым регулированием; освобождение валютного обмена от обязательных продаж и ограничений в покупках;

9) одним из главных принципов последующего развития рыночной системы хозяйствования является то, что при отпуске цен на определенные товары и услуги необходимо жестко ограничивать рост любых доходов, которые не сопровождаются повышением производительности труда и конкурентоспособности продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная финансовая политика - система мероприятий (законов, административных решений) в сфере финансов с целью целенаправленного влияния государства на развитие финансово-кредитной системы и национальной экономики в целом.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. [2, с.35]

Субъектом разработки финансовой политики является государство в лице высших органов власти и управления и основных финансовых органов - Министерства финансов и Национального банка, а субъектами реализации - финансовые органы и институты. При этом формирование финансовой политики включает общие определения задач и направлений этой политики с позиции решения поставленных задач социально-экономического развития (высшие органы власти и управления) и разработка конкретных мер по реализации поставленных задач (Министерство финансов и Национальный банк).

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должён дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Основными направлениями государственной финансовой политики в Украине должны быть:

vсодействие развитию производства, поддержка предпринимательской активности и повышение уровня занятости;

vмобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий;

vвлияние с помощью финансового механизма на рациональное использование природных ресурсов и запрещение технологий, которые угрожают здоровью человека;

vактивизировать инвестиционную деятельность для перестройки, структурного построения нового хозяйства;

vусовершенствовать налогообложения и все финансовые отношения с целью достижения финансовой стабилизации, оздоровления финансов предприятий.

Финансовая политика государства должна быть построена таким образом, чтобы ее составные элементы - бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политики способствовали повышению эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия, создавали для него возможность выполнять планы производственного и научно-технического развития, социальные программы.

Научно обоснованная финансовая политика государства, продуманное использование налоговых, инвестиционных и ценовых механизмов для стимулирования развития производительных сил будет способствовать ускоренному выходу экономики из кризиса, стабильному наращиванию производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличению доходности предприятий и поступлению средств в государственный бюджет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базилевич В.Д., Баластрик Л.О. "Державні фінанси", Київ "Атіка" 2002р. - 368 с.

. Василик О.Д., Теорія фінансів: Підручник. - К.: НІОС, 2003. - 416 с.

. Государственный бюджет Украины на 2006 и 2007 года.

. Діденко В.М., Прядко В.В., Курс лекцій Фінанси - Чернівці.: Ратуша, 1998 р. - 256 с.

. Дробозина Л.А., "Общая теория финансов", Москва, издательское объединение "Юнити", 1995г. - 255 с.

. Дробозина Л.А. "Финансы", Москва, "Юнити" 2002г. - 280 с.

. Заяц Н.Е, Фисенко М.К., Бондарь Г.Е., Теория финансов: Учебное пособие Мн.: Высшая школа, 1997. - 360с.

. Кудряшов В.П., Фінанси: Навчальний посібник. - Херсон: Олді-плюс, 2002. - 352 с.

. Опарін В.М., Фінанси (Загальна теорія): Навч. посіб. - 2-те вид., переробл. і допов. - К.: КНЕУ, 2001. - 240с.

. Петровська І.О., Клиновий Д.В., Фінанси (з елементами статистики фінансів): Навчальний посібник. - К.: ЦУЛ, 2002. - 300 с.

. Послання Президента України до Верховної Ради України Європейський вибір. Концептуальні засади стратегії економічного та соціального розвитку України на 2002-2011 роки

. Родионова В.М. "Финансы", Москва "Финансы и статистика" 1995г. - 428с.

. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. "Финансы", Москва Издательский дом Дашков и Ко 2001г. - 451 с.

Похожие работы на - Современная финансовая политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!