Роджер Бэкон
Роджер Бэкон
А.Р. Усманова
Бэкон
(Bacon, Baco) Роджер (ок. 1214—1292 или вскоре после) — англ. философ и естествоиспытатель,
«удивительный доктор» (doctor miralibis). Францисканец, обучался и преподавал в
Парижском и Оксфордском ун-тах (кон. 1220-х—1257). В 1278—1292 заключен в тюрьму
по решению руководства Ордена. Среди главных трудов Б.: написанное для папы
Климента IV энциклопедическое «Большое сочинение» («Opus majus»), а также
«Малое сочинение» («Opus minus»), «Третье сочинение» («Opus tertium») и др, Являясь
последователем Аристотеля и поклонником Роберта Гроссетеста, Б.
противопоставлял бесплодным, по его мнению, теолого-философским построениям в духе
Александра Гэльсского и Альберта Великого конкретные достижения
экспериментального естествознания. Выделяя три источника познания: веру в авторитет,
рассуждение и опыт, он указывал, что только посредством опыта разум достигает
полного и истинного постижения явлений, и потому «экспериментальная наука — владычица
умозрительных наук». Опыт же, по Б., подразделяется на внешний — чувственное
познание объектов природы и человеческого искусства, и внутренний, духовный —
мистическое познание в акте божественной иллюминации сверхъестественных
объектов: истин веры и самого Бога. Высшей формой знания является теология, а в
качестве его основных «корней» выступают лингвистика, физика и мораль. При этом
математика, чьи истины являются врожденными и обладают самоочевидной
достоверностью, есть «врата и ключ» (porta et clavis) всех прочих наук. Среди
же физических дисциплин особое внимание Б. уделяет оптике, или науке о перспективе,
развивая учение о передаче всех естественных воздействий посредством т. н.
умножения видов, т.е. трансмиссии форм действующей причины, мыслимой по аналогии
с умножением света. В рамках же своей моральной философии Б. предлагает такую
модель будущего государственного устройства, в соответствии с которой
христианское общество должно управляться сословием клириков, «священников
знания», владеющих достижениями всех наук и возглавляемых Папой Римским,
Кроме
того, Б. известен как конструктор приборов и механизмов, возможный изобретатель
пороха особую славу принесли ему смелые догадки относительно будущих
изобретений и открытий, изложенные в «Посланиях о тайных действиях искусства и природы
и о ничтожестве магии». Так, им высказываются идеи создания очков, подзорной
трубы, телескопа, безопорного моста, самодвижущихся повозок и кораблей,
летательного аппарата, аппарата для подводного погружения, военных
зажигательных стекол и др.
***
Философ
и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся
энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные
произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus
Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии»
(«Compendium Studii Philosophiae») и др. Р.Б. полагал, что существуют три способа
познания: авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором
основывается всякое знание. Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице
умозрительных наук», Р.Б. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн
Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении
знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой.
Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р.Б. объединил в рамках
философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму)
противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет
с грамматикой. Дедуктивное построение и доказательность математического знания
делают его образцом для других наук.
Р.Б.
различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих
чувств, внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый
Р.Б. в духе мистического озарения у Августина , и праопыт, которым Бог наделил
«святых Отцов» Церкви. Познание не мыслится Р.Б. без благодати веры, тем более,
что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Основные
причины невежества Р.Б. видел в преклонении перед неосновательными
авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии
собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда
будет стремиться к абсолютной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог
захочет сообщить людям. В вопросе об универсалиях Р.Б. занимал позицию
умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных
вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Р.Б. выступал за реформу
теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи –
должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла
Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой
авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не
считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Учение
Р.Б. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке»,
достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии
Нового времени.
Список литературы
Opera quaedam hactenus inedita. London, 1859
Opus Majus. 3 vols. Oxford,
1897—1900 (reimpr. 1964) (рус. пер. (отрывки): Антология мировой
философии. М., 1969. Т 1. Ч. 2)
Opera hactenus inedita. Oxford,
1905—1940
Compendium studii theolo-giae.
Cologne, 1988, Bridges J.H. The Life and Work of Roger Bacon: An Introduction
to the Opus Majus. London, 1914
Lutz E. Roger Bacon's Contribution
to Knowledge. New York, 1936
Easton S.C. Roger Bacon and His
Search for a Universal Science. Oxford
New York, 1952
Lindberg D.C. Roger Bacon's
Philosophy of Nature. 1983.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/