Безопасность на производстве

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,05 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Безопасность на производстве

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

МИИТ Ярославский железнодорожный техникум - филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Московский государственный университет путей сообщения








Контрольная работа

По дисциплине: «Охрана труда»

Безопасность на производстве


Преподаватель: Данилов Л. Г.

Студент: Юдичев Ю. В.







1. Перевозка рабочих. Меры безопасности на электрифицированных линиях

В случаях, когда работы выполняются на расстоянии более 2 км от места расположения хозяйственного подразделения, предусматривается организованная доставка рабочих к месту работ и обратно. На участках, где обращаются пригородные или местные пассажирские поезда, рабочих доставляют этими поездами, а путевой и другой рабочий инструмент - автомобилями. Могут быть организованы и специальные рабочие поезда, состоящие из пассажирских вагонов пригородного сообщения для доставки рабочих и одной платформы для перевозки путевого инструмента, материалов и надежно затаренного горючего. Перевозка горючего вместе с людьми на любых транспортных средствах категорически запрещается. Если нет пассажирских вагонов, то рабочие поезда формируют из специально оборудованных крытых грузовых вагонов. На каждый вагон выделяют ответственного по должности не ниже бригадира пути. Он обязан обеспечить безопасное размещение рабочих в вагоне поезда, порядок в пути следования, порядок при посадке в вагон и высадке из него, выгрузку инструмента и материалов, а также пожарную безопасность. Посадку и высадку рабочих на двух и многопутных перегонах производят только с полевой стороны пути. Двери вагонов с противоположной стороны должны быть закрыты.

Рабочий поезд сопровождает работник по должности не ниже производителя работ или дорожного мастера. Сопровождающий работник находится на локомотиве поезда. Запрещается движение рабочих поездов вагонами вперед.

Перед перевозкой рабочих автомобилем проверяют его исправность. К управлению автомобилями допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы не менее 3 лет. Кузова грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, оборудуют надежно прикрепленными сиденьями на расстоянии не меньше 15 см до верхнего края бортов. У сидений, расположенных вдоль заднего или бокового борта, устраивают прочные спинки. Число перевозимых рабочих не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.

В путевом листе водителя делается отметка о пригодности автомобиля для перевозки пассажиров и указывается фамилия работника, ответственного за перевозку. Этот работник, наряду с водителем, отвечает за соблюдение правил перевозки людей, а во время движения находится на заднем сиденье кузова автомобиля. Снаружи кабины автомобиля подвешивают огнетушитель вместимостью не менее 2 л.

Перед поездкой водитель обязан проинструктировать рабочих о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля не разрешается. Как исключение, в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, допускается проезд лиц, сопровождающих груз или следующих за ним, при условии, если имеется удобное место, расположенное ниже уровня бортов. Во всех случаях скорость движения грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди, не должна превышать 60 км/ч, а в трудных дорожных условиях - 30 км/ч. На поворотах скорость движения автомобиля не должна быть выше 5 км/ч. Число людей, перевозимых одновременно на транспортной дрезине ТД-5, недолжно превышать 6 чел., на незагруженном прицепе к ней - 10 чел., на загруженном -1 чел. (для обеспечения торможения прицепа). Перевозка людей на открытых дрезинах и прицепах допускается только в теплое время года.

При перевозке рабочих и грузов на дрезинах с прицепами назначается ответственный работник (бригадир пути, электромеханик, мастер контактной сети).

Меры безопасности на электрифицированных линиях

Железные дороги электрифицируются на постоянном токе напряжением 3 кВ и на переменном токе напряжением 25 кВ. Такое напряжение очень опасно для жизни людей, поэтому все железнодорожники, работа которых связана с нахождением на перегонах и станциях электрифицированных линий, должны знать «Правила безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях» (ЦЭ/3288) и строго соблюдать их.

Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть не менее 6250 мм на станциях и 5750мм на перегонах. Все металлические конструкции, расположенные от частей контактной сети на расстоянии менее 5 м, металлические опоры и детали крепления изоляторов контактной сети на железобетонных опорах подлежат заземлению. Расположенные в зоне влияния контактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых могут возникнуть опасные напряжения, также заземляют.

Категорически запрещается приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м. Это значит, что на электрифицированных путях до отключения и заземления проводов контактной сети нельзя подниматься на крыши вагонов, локомотивов, грузить и разгружать открытый подвижной состав, если сами работающие или применяемые ими приспособления могут приблизиться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением частям. Запрещается также прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы.

Работы на подвижном составе, столбах, крышах и других сооружениях, расположенных на расстоянии от 2 до 4 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, можно выполнять без снятия напряжения и заземления контактной сети, но под наблюдением специально выделенного работника, получившего от руководителя соответствующий инструктаж. Работы на расстоянии более 4 м от частей контактной сети может выполнять один исполнитель без наблюдателя.

В случаях когда возникает необходимость приближения к находящимся под напряжением частям на расстояние менее 2 м, с контактной сети снимают напряжение и заземляют ее на весь период работы. Руководитель работ обязан в установленном порядке дать заявку энергодиспетчеру на снятие напряжения, в которой указывает характер, место и время начала и окончания работ. Начальник дистанции контактной сети назначает электромеханика или электромонтера, ответственного за обеспечение электробезопасности. По прибытии на место работ электромеханик (электромонтер) связывается с энергодиспетчером, получает от него приказ, разрешающий производство работ, и заземляет отключенный участок контактной сети путем присоединения к тяговому рельсу. После установки заземления он дает руководителю работ письменное разрешение приступить к работе. По окончании работ людей отводят от частей контактной сети на расстояние более 2 м, после чего снимают заземление и уведомляют об этом энергодиспетчера. После снятия заземления контактная сеть считается под напряжением.

Запрещается притрагиваться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на ней посторонним предметам независимо от того, касаются или не касаются они земли или заземленных конструкций. Каждый работник железнодорожного транспорта, обнаруживший обрыв проводов контактной сети или свисающие с нее посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом на ближайший дежурный пункт дистанции контактной сети, бригадиру пути, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру. До прибытия работников дистанции контактной сети необходимо оградить опасное место и следить за тем, чтобы никто не приближался к нему на расстояние менее 10 м. Если оборванные провода или другие элементы контактной сети могут быть задеты поездом при проходе по соседнему пути, то место обрыва ограждают сигналами остановки как место препятствия.

На электрифицированных участках по обеим сторонам переездов устанавливают габаритные ворота высотой не более 4,5 м. Около люков и лестниц, ведущих на крышу электровозов и электропоездов, прикрепляют запрещающий знак «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода». Люки и лестницы, ведущие на крышу тепловоза, на тендер паровоза, колпак цистерны, крышу пассажирского вагона, а также тяжелые путевые машины и краны на железнодорожном ходу должны иметь предупреждающий знак «Остерегайся контактного провода».

Работники железнодорожного транспорта, обслуживающие электрифицированные участки, должны быть обучены способам оказания первой помощи пострадавшим от воздействия электрического тока.

. Обеспечение безопасности на производстве при работе с ионизирующими веществами. Служба радиационной безопасности. Приборы контроля ионизирующих излучений

Все работы с радионуклидами подразделяют на два вида: работу с закрытыми источниками ионизирующих излучений и работу с открытыми радиоактивными источниками.

Закрытыми источниками ионизирующих излучений называются такие источники, устройство которых исключает попадание радиоактивных веществ в воздух рабочей зоны. Открытые источники ионизирующих излучений способны загрязнять воздух рабочей зоны. Поэтому отдельно для каждого вида источников излучения разработаны требования по безопасной работе.

Обеспечение радиационной безопасности требует комплекса многообразных защитных мероприятий, зависящих от конкретных условий работы с закрытыми источниками. Главной опасностью закрытых источников является внешнее облучение, определяемое видом излучения, активностью источника, плотностью потока излучения и создаваемой им дозой облучения, поглощенной дозой. Защитные мероприятия, позволяющие обеспечить условия радиационной безопасности при применении закрытых источников, основаны на знании законов распространения ионизирующих излучений и характера их взаимодействия с другим веществом.

Главные из них следующие:

доза внешнего облучения пропорциональна интенсивности излучения и времени действия;

интенсивность излучения от точечного источника пропорциональна количеству квантов или частиц, возникающих в них в единицу времени, и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника;

интенсивность излучения может быть уменьшена с помощью экранирования;

Уменьшение мощности источников до минимальных величин (защита количеством); сокращение времени работы с источниками (защита временем); увеличение расстояния от источника до работающих (защита расстоянием) и экранирование источников излучения материалами, поглощающими ионизирующие излучения (защита экранами), - основные принципы защиты.

Наиболее эффективный способ защиты от излучений - защита экранами. В зависимости от вида ионизирующих излучений для изготовления экранов применяют различные материалы, а их толщина определяется мощностью излучения. Лучшим экраном для защиты от рентгеновского и гамма-излучений является свинец, позволяющий добиться нужного эффекта при наименьшей толщине экрана. Более дешевые экраны изготавливаются из просвинцованного стекла, железа, бетона, барритобетона, железобетона и воды.

В зависимости от назначения экраны подразделяются на:

защитные экраны-контейнеры для транспортировки радиоактивных веществ и источников излучений;

защитные экраны для ограждения рабочего оборудования, содержащего радиоактивный источник;

передвижные защитные экраны - для защиты рабочего места на различных участках рабочей зоны;

экраны индивидуальных средств защиты (щиток из оргстекла, смотровые стекла пневмокостюмов, просвинцованные перчатки и др.).

Защита от открытых источников ионизирующих излучений предусматривает как защиту от внешнего облучения, так и защиту персонала от внутреннего облучения, связанного с возможным проникновением радиоактивных веществ в организм человека через органы дыхания, пищеварения или через кожу.

Все виды работ с открытыми источниками ионизирующих излучений разделены на 3 класса. Чем выше класс выполняемых работ, тем жестче гигиенические требования по защите персонала от внутреннего облучения (1-й класс является самым высоким). Способы защиты персонала при этом включают все способы, применяемые при работе с закрытыми источниками излучения. Кроме того, помещения для работ I класса должны размещаться в отдельных зданиях или изолированных частях здания; помещения для работ II класса должны размещаться изолированно от других помещений; работы III класса могут проводиться в отдельных специально выделенных комнатах. Должна производиться герметизация производственного оборудования с целью изоляции технологических процессов.

Предусматривается применение санитарно-гигиенических устройств, использование специальных защитных материалов, а также средств индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, средства защиты органов дыхания, изолирующие костюмы, дополнительные защитные приспособления). Персонал должен выполнять правила личной гигиены - тщательная очистка (дезактивация) кожных покровов после окончания работы, проведение дозиметрического контроля загрязнен-ной спецодежды, спецобуви и кожных покровов. Все эти меры предполагают исключение возможности проникновения радиоактивных веществ в организм человека. В рабочей зоне категорически запрещено курение.

Транспортные и промышленные предприятия, занимающиеся перевозкой и переработкой радиоактивных веществ, нуждаются в оснащении автоматизированными системами радиационного контроля (АСРК). Работа таких систем должна обеспечить предупреждение неконтролируемого распространения радиоактивных веществ и ядерных материалов, обнаружение и блокировку распространения загрязненных радиоактивными веществами товаров, сырья и т.п., обнаружение загрязнения транспортных средств, защиту персонала от облучения.

Службы радиационной безопасности

Безопасность работы с источниками ионизирующих излучений на предприятиях контролируют специализированные службы. Службы радиационной безопасности комплектуются из лиц, прошедших специальную подготовку.

Эти службы оснащены необходимыми приборами и оборудованием. Они выполняют все виды контроля на основании действующих методик радиационного контроля.

Основные задачи, определяемые национальным законодательством по контролю радиационной обстановки в зависимости от характера проводимых работ, следующие:

контроль мощности дозы ионизирующих излучений на рабочих местах, в смежных помещениях и на территории предприятия;

контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе рабочих и других помещений предприятия;

контроль индивидуального облучения (внешнего облучения, содержания радиоактивных веществ в организме или в отдельном критическом органе);

контроль за величиной выброса радиоактивных веществ в атмосферу;

контроль за содержанием радиоактивных веществ в сточных водах, сбрасываемых непосредственно в сети канализации;

контроль за сбором, удалением и обезвреживанием радиоактивных твердых и жидких отходов;

контроль уровня загрязнения объектов внешней среды за пределами предприятия.

Приборы контроля ионизирующих излучений.

Все используемые в настоящее время приборы можно разделить на три основные группы: радиометры, дозиметры и спектрометры. Радиометры предназначены для измерения плотности потока ионизирующего излучения (альфа- или бета- излучения), а также нейтронов. Эти приборы широко используются для измерения загряз-нений рабочих поверхностей, оборудования, кожных покровов и одежды персонала. Дозиметры предназначены для измерения дозы и мощности дозы, получаемой персоналом при внешнем облучении, главным образом, при гамма-излучении. Спектрометры предназначены для идентификации загрязнений по их энергетическим характеристикам. В практике применяются гамма-, бета- и альфа-спектрометры. В настоящее время отечественная приборная промышленность выпускает широкий спектр приборов, предназначенных для измерения ионизирующих излучений.

Для повседневного контроля и для контроля в ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда используются следующие приборы: универсальный радиометр-дозиметр МКС-01 Р с различны-ми блоками для измерений излучений различного вида и в различных диапазонах энергий. Комплект дозиметров КДТ-02 М предназначен для измерения экспозиционной дозы излучений; дозиметр ДРГ-05 М для измерения фотонного излучения; радиометр газов РГБ-07 - для измерения объемной активности радона; прибор ИЗВ-3 М - для контроля запыленности и скрытой энергии продуктов распада радона.

3. Основные требования к производственному освещению

Основные светотехнические понятия и величины. Виды и системы освещения.

Основные требования к производственному освещению Каждое производственное помещение имеет определенное назначение, поэтому устраиваемое в нем освещение должно учитывать характер возникающих зрительных задач.

Освещенность на рабочем месте должна соответствовать зрительному характеру работ/характеристике фона и контраста объекта с фоном. Согласно нормам (СНиП 23-05-95), все виды работ условно разбиты на 8 зрительных разрядов в зависимости от размера наименьшего различимого объекта:

"а" < 0.15 мм

"а"= 0.15...0.3 мм

"а" = 0.3...0.5 мм и т.д. до 8-го разряда и 4 разряда (а, б, в, г) в зависимости от сочетания фона и контраста.

Увеличение освещенности повышает яркость объектов, что улучшает их видимость и сказывается на росте производительности труда. Однако имеется предел, при котором дальнейшее увеличение освещенности не дает эффекта, поэтому необходимо улучшать качественные характеристики освещения.

Необходимо обеспечить достаточно равномерное распределение яркости на рабочем месте и в пределах окружающего пространства. Предпочтительнее использовать комбинированную систему естественного освещения или общее искусственное освещение. Светлая окраска потолка, стен и производственного оборудования способствует выполнению данного требования .

На рабочем месте должны отсутствовать резкие тени. Особенно недопустимы движущиеся тени, способствующие увеличению травматизма.

В поле зрения должна отсутствовать прямая и отраженная блесткость (приводящая к ослеплению зрения).

Показатель ослепленности (Р) - критерий оценки слепящего действия осветительной установки, характеризующий снижение видимости при наличии ярких источников света в поле зрения где V1 и V2 - видимость соответственно при экранированных и открытых источниках света в поле зрения работающих.

Видимость (V)- определяется числом пороговых контрастов в действительном контрасте объекта с фоном Кдейств, характеризует способность глаза воспринимать объект

Следует выбрать оптимальную направленность светового потока, что позволяет, в одних случаях, рассмотреть внутренние поверхности деталей, в других - различить рельефность элементов рабочей поверхности. Оптимальный угол падения лучей = 60° к нормали поверхности, при этом видимый контраст объекта, с фоном максимален.

Следует рационально выбрать тип источника света (ламп) по спектральному составу для обеспечения правильной цветопередачи.

Все элементы осветительных установок - светильники, электро проводники, групповые щитки, трансформаторы и т.п. должны быть электро безопасными, а также не должны быть причиной возникновения пожара и взрыва.

Осветительная установка должна быть проста, надежна и удобна в эксплуатации.

Основные световые величины и параметры, определяющие зрительные условия работы К количественным показателям производственного освещения относятся: лучистый поток, световой поток, сила света, яркость, освещенность.

Лучистый поток (Ф) - общая мощность электромагнитного излучения оптическом диапазоне длин волн. Единицей измерения служит /Вт/.

Испытываемое человеком зрительное ощущение при попадании лучистого потока на сетчатку глаза зависит не только от мощности излучения, но также и от длины волны. Излучение разных длин волн вызывают различное цветовое ощущение по цвету и интенсивности.

Световой поток (F) - мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению, которое она производит на человеческий глаз. Единица измерения (ЛМ). Сила света (I)- пространственная плотность светового потока где - телесный угол в стерадианах. Единицей измерения является кандела (КД), которая является основной световой величиной, на которую существует государственный световой стандарт. Кандела - сила света с площади платиновой пластины равной 1/600000 м2 при температуре затвердевания платины (2042 К) и давлении 101325 Па. Освещенность (Е)- плотность светового потока на освещенной поверхности где S - площадь поверхности. За единицу измерения принят люкс (ЛК).

Яркость поверхности (L)- отношение силы света dF излучаемого элемента поверхности dS под углом к проекции этого элемента на плоскость, перпендикулярную лучу зрения.

Блесткость - чрезмерная яркость - причина утомления и снижения работоспособности.

Характер зрительной работы определяется совокупностью таких параметров, как размер объекта различения, фон, контраст объекта с фоном.

Объект различения - наименьший размер рассматриваемого предмета, отдельная его часть, который необходимо различить в процессе работы (например, при работе с приборами - толщина линии градуировки шкалы; при чертежных работах - толщина самой тонкой линии на чертеже).

Фон - поверхность, непосредственно прилегающая к объекту различения, на которой он рассматривается. Фон характеризуется коэффициентом отражения, под которым понимается способность поверхности отражать падающий на нее световой поток.

В зависимости от величины коэффициента отражения фон может быть:

светлым (р > 0,4);

средним (р = 0,2 т 0,4);

темным (р < 0,2').

Контраст объекта различения с фоном определяется из выражения где Вф, Во - яркость фона и объекта различения соответственно.

Контраст может быть:

большим (К > 0,5);

средним (К = 0,2 ^ 0,5);

малым (К < 0,2).

Система и виды производственного освещения

Системы производственного освещения можно классифицировать в зависимости от источника света и по конструктивному исполнению (рис.1).

По источнику света производственное освещение может быть:

Ш - естественным, созданным небесным светом,

Ш - искусственным, осуществляемым электрическими лампами;

Ш - совмещенным, представляющим собой сочетание естественного и искусственного. безопасность радиационный освещение

Естественное освещение по своему спектральному составу является наиболее приемлемым; в нем больше необходимых человеку ультрафиолетовых лучей; оно обладает высокой диффузностью (рассеянностью) света, что весьма благоприятно для зрительных условий работы.

Естественное освещение подразделяют на;

боковое, осуществляемое через световые проемы в наружных стенах;

верхнее, организованное через световые проемы в крыше (фонари, купола);

комбинированное, представляющее собой совокупность верхнего и бокового естественного освещения.

Искусственное освещение по конструктивному исполнению может быть двух систем:

общее, когда освещается все производственное помещение;

комбинированное, когда к общему добавляется местное освещение, концентрирующее световой поток непосредственно на рабочих местах.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на следующие виды:

рабочее - для обеспечения нормальной работы, прохода людей и движения транспорта;

аварийное - устраивается для продолжения работы в случае внезапного отключения рабочего освещения, наименьшая освещенность рабочих поверхностей, требующих обслуживания при аварийном режиме, должна составлять 5% освещенности, нормируемой для рабочего освещения при системе общего освещения;

эвакуационное - для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Эвакуационное освещение должно обеспечивать наименьшую освещенность в помещениях на полу не менее 0,5 лк, а. на открытых территориях - не менее 0,2 лк.

охранное - для освещения площадок предприятия;

дежурное - для освещения помещений;

оритемное - УФ облучение для компенсации "солнечного голодания";

бактерицидное - УФ облучение для обеззараживания воздуха помещения.

4. Контроль условий и охраны труда на объектах ж/д транспорта и ответственность за нарушения норм безопасности и инструкции по охране труда

Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

государственный контроль и надзор;

ведомственный контроль;

комплексные проверки;

целевые проверки;

оперативный контроль

общественный контроль;

производственный контроль (трехступенчатый).

Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной Инспекцией труда и иными федеральными органами контроля надзора за состоянием охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля МПС России.

Ведомственный контроль и надзор осуществляется:

Управлением охраны труда МПС России;

руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России;

службами охраны труда железных дорог;

руководителями предприятий и учреждений железнодорожного транспорта;

ведомственными органами контроля и надзора (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим надзором МПС России, ведомственной охраной МПС России).

Инспекция котлонадзора осуществляет ведомственный контроль и надзор за правильностью изготовления, установкой и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и других объектов. Специально назначенные работники электрификации и энергоснабжения МПС России осуществляют контроль и надзор за техническим состоянием электроустановок, электрических станций, трансформаторных и тяговых подстанций, электрических сетей, внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребителей, а также за обеспечением безопасного их обслуживания. Эту работу они проводят в соответствии с Положением об энергетическом надзоре на федеральном железнодорожном транспорте. Контроль и надзор за соблюдением пожарной безопасности осуществляется ведомственной охраной МПС России в соответствии с Положением о ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.

На отдельных предприятиях при ухудшении состояния охраны труда могут вводиться особые условия контроля в соответствии с положениями об особом режиме работы по охране труда предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта.

Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда на железных дорогах, в отделениях железных дорог, на предприятиях, в организациях и учреждениях федерального железнодорожного транспорта.

Комплексные проверки проводят не реже одного раза в пять лет. Планы комплексных проверок утверждаются заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим вопросы охраны труда. Проводит их на каждой железной дороге Управление охраны труда МПС России совместно с департаментами и управлениями МПС России. О проведении комплексной проверки издается указание не позднее, чем за две недели до начала ее проведения. В указании должны быть определены: объект проверки, состав

Комиссии, сроки проведения проверки. Руководители или специалисты, проводящие проверки, должны предварительно пройти обучение и проверку знаний по охране труда.

Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда; хода выполнения приказов, указаний и распоряжений МПС России и железных дорог, отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров в части охраны труда; выполнения намеченных мероприятий по результатам комплексных проверок. Департаменты и управления МПС

России проводят целевые проверки своих хозяйств по планам, утвержденным заместителями Министра путей сообщения Российской Федерации, не реже одного раза в пять лет. В свою очередь, руководители железной дороги проводят комплексные и целевые проверки в отделениях железной дороги, на предприятиях и в учреждениях железной дороги по планам, утвержденным начальником железной дороги. Организацию проверок и руководство их проведением осуществляют службы (отделы) охраны труда железных дорог. Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог, соответствующих отделах отделений железных дорог, на подведомственных предприятиях и учреждениях железной дороги по планам, утвержденным

главным инженером железной дороги. Для проведения комплексных проверок на соответствующих уровнях создаются комиссии, состав которых также определен Положением о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.

Результаты комплексной проверки дороги рассматриваются на совещании у руководителя железной дороги, а в случае необходимости в МПС России. Результаты проверки предприятий и учреждений рассматриваются руководителями предприятий или учреждений, а в случае необходимости заместителем Министра путей сообщения РФ, курирующим данные предприятия и учреждения. Результаты целевой проверки рассматриваются на совещании у руководителя дороги или службы железной дороги.

Оперативный контроль за состоянием охраны труда. Основными его задачами являются выявление нарушений: должностных обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, нормативов по охране труда, условий труда и его безопасности на рабочих местах. Он проводится руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России, руководителями и инженерно-техническими работниками служб (отделов) железных дорог и отделений железных дорог при посещении подчиненных им объектов. Результаты проверки должны оформляться актом (справкой), один экземпляр которого (ой) передается руководителю проверяемого предприятия или учреждения, а второй остается у проверяющего.

Трехступенчатый контроль является основной формой контроля администрацией предприятия за состоянием охраны труда на рабочих местах, а также соблюдением должностными лицами и работниками Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Задачи трехступенчатого контроля:

организация выполнения комплекса мероприятий по охране труда;

определение ответственных лиц за своевременную проверку состояния охраны труда;

устранение недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях(см. ниже). Результаты работы отражаются в журнале трехступенчатого контроля, который ведется в подразделениях предприятия (цех, участок, околоток и др.). Журнал должен храниться на предприятии в течение одного года с даты внесения последней записи.

Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в зависимости от структуры предприятия являются:

на первой ступени - непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.);

на второй ступени - руководитель подразделения предприятия (начальник цеха, старший мастер (мастер) участка, околотка и др.);

на третьей ступени - руководитель предприятия (завод, депо, станция, дистанция и др.).

Конкретный порядок проведения трехступенчатого контроля в структурных подразделениях железных дорог, на их предприятиях и в учреждениях устанавливается стандартом данного объекта, разработанным применительно к местным условиям, специфике и характеру производства. Первая ступень контроля осуществляется ежедневно (ежесменно) непосредственным руководителем работ (бригадиром, старшим по группе, дежурным по станции и др.) как в начале, так и в течение всего рабочего дня (смены).

Вначале рабочего дня (смены) проверяются:

устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

состояние рабочих мест;

наличие необходимых для работы исправного инструмента и приспособлений;

состояние проходов и проездов;

безопасность производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов;

наличие оградительных, защитных и предохранительных средств;

исправность вентиляции, освещения;

наличие и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты;

правильность складирования материалов, заготовок, приспособлений;

наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью;

наличие необходимых средств пожаротушения.

В течение рабочего дня (смены) контролируются:

соблюдение работниками требований инструкций по охране труда;

наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;

соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом;

соблюдение работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением, и др.;

соблюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для выполнения работ на данном участке.

Устранение нарушений должно проводиться немедленно после их выявления под надзором непосредственного руководителя работ. Если выявленные нарушения не могут быть устранены силами бригады или группы, непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.) обязан доложить об этом руководителю подразделения предприятия(начальнику цеха, старшему мастеру (мастеру) участка, околотка и др.). Последний совместно с непосредственным руководителем работ должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также определить сроки и лиц, ответственных за их устранение. После чего лицом, проводившим первую ступень контроля, или руководителем подразделения, предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка, околотка и др.) делается запись в журнале трехступенчатого контроля. Запись должна заноситься в день поступления сообщения от непосредственного руководителя работ. Непосредственный руководитель работ должен информировать своих подчиненных о выявленных нарушениях, о принятых мерах по их устранению. В случае выявления нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.) должен приостановить работу до устранения нарушений.

Вторая ступень контроля осуществляется руководителем подразделения предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка и др.)не реже двух раз в месяц. Вней принимают участие уполномоченные (доверенные) лица по охране труда предприятия.

При проведении второй ступени контроля проверяются:

выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок первой и второй ступеней контроля;

организация и соблюдение периодичности проведения первой ступени контроля, ведение журналов контроля;

выполнение приказов и распоряжений администрации предприятия, решений профкома, предложений уполномоченных лиц по охране труда;

выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов государственного и ведомственного надзора и контроля и инженера по охране труда;

выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных актов по охране труда;

состояние ограждения станков, оборудования, механизмов;

освещенность рабочих мест;

обеспеченность работников исправным инструментом, сигнальными принадлежностями;

соблюдение сроков проведения планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок;

исправность вентиляционных устройств и электрооборудования;

наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей окраски и знаков безопасности, состояние наглядной агитации по охране труда;

ограждение и обозначение негабаритных мест, углублений, каналов, шахт;

содержание маршрутов служебного прохода, состояние проходов, проездов;

наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

соблюдение работниками требований правил безопасности при работе с вредными и пожаров зрыво опасными веществами и материалами;

соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом;

своевременность и качество проведения инструктажа и обучения работников по безопасности труда, ведение журналов инструктажа;

обеспеченность и правильность применения работниками средств индивидуальной защиты;

санитарное состояние цехов и санитарно-бытовых помещений;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

При выявлении нарушений, угрожающих безопасности людей, работы приостанавливаются, работники выводятся из опасной зоны и принимаются необходимые меры по устранению нарушений. В журнал трехступенчатого контроля вносятся замечания, которые не могут

быть устранены во время проведения проверки, с определением мер и сроков их устранения, а также лиц, ответственных за устранение нарушений.

Третья ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей предприятия (депо, станции, дистанции и др.), один раз в месяц. Состав комиссии по осуществлению третьей ступени контроля определяется приказом по предприятию. В проведении третьей ступени контроля принимают участие уполномоченные (доверенные) лица по охране труда предприятия. Ежегодно в апреле и в октябре вместо третьей ступени контроля на предприятии должны проводиться весенние и осенние смотры состояния охраны труда, в соответствии с положениями о смотре предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта.

При проведении третьей ступени контроля проверяются:

выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок всех ступеней контроля, комплексных и целевых проверок, а также замечаний, выявленных руководителями всех уровней при оперативном контроле, и представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда технической инспекции труда профсоюза;

организация и периодичность проведения первой и второй ступеней контроля;

ведение журналов трехступенчатого контроля, инструктажа, проверки знаний требований правил безопасности и другой документации по охране труда;

выполнение указаний по охране труда руководителей и специалистов департаментов и управлений МПС России, предписаний и указаний органов государственного и ведомственного надзора и контроля;

выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;

наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состояния цеха (подразделения);

техническое состояние и содержание зданий, помещений и прилегающих к ним территорий;

соответствие оборудования требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных актов по охране труда;

наличие санитарно-бытовых помещений, устройств, их содержание в исправном состоянии;

организация и качество проведения инструктажа работников;

выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда.

Результаты проверки должны быть оформлены актом проверки, а выявленные нарушения должны быть занесены в журнал трехступенчатого контроля. Результаты контроля руководитель предприятия рассматривает с участием руководителей подразделений, специалистов, представителей профсоюзной организации и совместного комитета по охране труда.

Комиссия разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сроки их проведения. Результаты рассмотрения оформляются протоколом; издаётся приказ, которым намечаются меры по устранению обнаруженных недостатков и привлекаются к ответственности лица, допустившие нарушение правил охраны труда или виновные в неудовлетворительной организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также поощряются работники, добившиеся положительных результатов в работе по охране труда.

Результаты аттестации рабочих мест будут использованы при сертификации работ по охране труда, которая проводится во всех отраслях экономики нашей страны. Без указанного сертификата новые промышленные объекты не будут приниматься в эксплуатацию. Выдача сертификатов возложена на органы государственной экспертизы условий труда Минтруда РФ и его территориальных подразделений, а также на уполномоченные ими организации, имеющие соответствующую лицензию.

Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда проводится с целью: проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска; обоснованности представления работникам предприятий в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и отнесением их к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

Осуществление этого вида контроля возложено на государственную экспертизу условий труда в системе Минтруда РФ и ее территориальные органы.

Государственная экспертиза условий труда работает во взаимодействии с органами Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсанэпиднадзора, Госатомнадзора и других органов.

По результатам контроля условий и охраны труда, производственной безопасности ведется планирование дальнейших работ в этих областях. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные направлены на ликвидацию последствий различного рода аварий.

Стимулирование работ по охране труда предусматривает материальное и моральное поощрение работников за выполнение требований охраны труда.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений. / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. М.: Высш. шк., НМЦ СПО, 2000.

. Буралев Ю.В., Павлова Е.И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1999.

. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч. I и II /Под общ. ред. проф. Э.А. Арустамова. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998-1999.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!