Инвестиции и экономический рост

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,20 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инвестиции и экономический рост














Инвестиции и экономический рост

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты исследования инвестиций как фактора экономического роста

.1 Структурно-видовая характеристика и значимость инвестиций

.2 Теоретическое обоснование сущности экономического роста

.3 Роль инвестиций в формировании предпосылок для экономического роста

Глава 2 Инвестиционные процессы в российской экономике

.1 Основные показатели экономического развития России

.2 Инвестиционная активность России

Глава 3 Пути разрешения проблем в инвестиционной сфере

.1 Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики

.2 Государственная инвестиционная политика

Заключение

Список использованных источников

Введение

Обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста является ключевой задачей экономического развития страны на современном этапе. В последние годы в экономике России сложилась непростая ситуация, когда амбициозные задачи поддержания высоких темпов экономического роста, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности отечественных товаров пока не могут быть в полной мере подкреплены соответствующей динамикой инвестиций. Таким образом, становится очевидной актуальность темы «Инвестиции и экономический рост». Цель данной курсовой работы - осуществить анализ фактических данных, отражающих динамику инвестиций и экономического роста, на основе чего представить пути решения и дать их расчет с экономической эффективностью там, где это необходимо.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

.Определить понятие и сущность инвестиций и экономического роста

.Проанализировать инвестиционные процессы в российской экономике

.Рассмотреть проблемы экономического роста в условиях российской экономики и выявить факторы его ускорения.

Основой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов, а также материалы из печатных периодических изданий.

Глава 1 Теоретические аспекты исследования инвестиций как фактора экономического роста

.1 Структурно-видовая характеристика и значимость инвестиций

Динамичное развитие национальной экономики России невозможно без активизации инвестиционной деятельности.

В соответствии с российским законодательством инвестициями (от лат. invest - вкладывать) являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Другими словами, инвестиции - это вложение экономических ресурсов в целях создания и получения в будущем чистой прибыли, превышающей общую начальную величину инвестиций (вложенного капитала). При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования собственных средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.

В управлении инвестиционной деятельностью большую роль играет точная и полная классификация инвестиций. Это позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять воздействие на объект управления и проводить оптимальный выбор управленческого инструментария в соответствии с его спецификой.

Классификация инвестиций проводится по различным признакам, что определяется целями и задачами управления. Исходя из объекта вложений, выделяются реальные инвестиции, к которым относят экономические ресурсы, вкладываемые в реальные активы, производственные (основные и оборотные) фонды, их расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, производ-ственную и социальную инфраструктуру (дома, здания, сооружения), нематериальные активы, имеющие денежную оценку (ценные бумаги, патенты, технические и технологические новшества, проекты, другие объекты интеллектуальной собственности), а также арендные и другие права.

По характеру участия хозяйствующих субъектов в инвестировании выделяют прямые и непрямые (портфельные) инвестиции. Прямые инвестиции предполагают непосредственное вложение средств самим инвестором в различные объекты. Его осуществляют достаточно подготовленные инвесторы, располагающие полной информацией об объекте инвестирования и точно знающие механизм инвестирования.

Портфельные инвестиции - это инвестирование, опосредованное другими лицами, инвестиционными или финансовыми посредниками. При отсутствии у инвестора необходимой квалификации по выбору объектов инвестирования и будущего управления инвестициями, он приобретает ценные бумаги, которые выпускаются инвестиционными и финансовыми посредниками (инвестиционными фондами и т.д.). Последние аккумулируют инвестиционные ресурсы, а затем выбирают оптимальные для инвестирования объекты, участвуют в управлении ими. Полученные доходы распределяются между клиентами.

По периоду инвестирования различают краткосрочные (со сроком до одного года) и долгосрочные инвестиции. По национально-территориальному признаку различаются внутренние (национальные) и внешние (зарубежные) инвестиции. По формам собственности выделяют: частные, государственные, смешанные, иностранные и совместные инвестиции. К частным относят инвестиции, которые образуются из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая собственные и привлеченные средства.

К числу основных участников инвестиционного процесса относятся: государство в лице федеральных органов управления, региональные и местные органы власти, предприятия и физические лица. Они могут участвовать в инвестиционном процессе на стороне спроса и предложения.

В условиях рыночной экономики круг участников значительно расширился. Появилась сеть коммерческих банков, кредитно-коммерческих организаций, инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, страховых компаний, которые самостоятельно принимают инвестиционные решения. Тем не менее, их участие в инвестиционном процессе определяется государством, региональными и местными органами власти, что находит выражение в проведении инвестиционных конкурсов, отборе и утверждении инвестиционных проектов, лицензировании, квотировании выпуска продукции, установлении процентной ставки, размеров налогообложения. Финансовая деятельность государства, региональных и местных органов власти, как на стороне спроса, так и предложения оказывает существенное воздействие на поведение участников финансового рынка.

Инвестирование представляет собой вложение свободных инвестиционных ресурсов (всех видов денежных, материальных и иных средств) в различные объекты для реализации долгосрочных целей.

При инвестировании могут использоваться собственные, привлеченные, заемные средства в различной комбинации, что определяется рядом внутренних и внешних факторов.

Что касается целей инвестирования, то они могут быть самыми разнообразными: приобретение техники, оборудования, земли; строительство объектов производственного и непроизводственного назначения; приобретение ценных бумаг, акций, облигаций и др.; повышение образовательного уровня, профессиональной квалификации; приобретение лицензии, патента на выпуск определенной продукции или предоставление услуг; помещение денежных средств на банковский депозит под определенный процент; восстановление выбытия основных средств и др.

Многообразие целей обусловливает различия в получаемом полезном результате и в характере его достижения. Несмотря на различие в целях, суще-ствует нечто общее, что объединяет все виды инвестирования. Во-первых, характер целей, требующий вывода ресурсов из хозяйственного оборота на оп-ределенный срок. Во-вторых, инвестирование предполагает получение определенной выгоды не в текущем периоде, а в будущем. В-третьих, принятие инвестиционного решения основывается на оптимальном выборе путей достижения целей, что обеспечивает рациональное использование средств, на-правляемых на инвестирование. В-четвертых, благодаря инвестированию обеспечивается нормальное функционирование основного потенциала общества и его прирост, что ведет к повышению благосостояния населения и качества жизни. В этой связи трудно переоценить значение инвестирования для развития национальной экономики.

С точки зрения общественного воспроизводства инвестирование преследует следующие цели:

восстановление основных фондов, что обеспечивает стабильность функционирования общественного производства;

увеличение прироста основного капитала и, следовательно, реального богатства общества.

На макроуровне о состоянии инвестирования можно судить по следующим показателям:

общий объем инвестиций, вкладываемых во все отрасли национальной экономики;

доля инвестиций в валовом внутреннем продукте страны;

объем реальных инвестиций, в том числе вложения средств в реальный сектор экономики;

доля реальных инвестиций, направляемых на возмещение основного капитала, и доля реальных инвестиций, направляемых на прирост основного капитала.

Инвестирование в реальный сектор экономики преимущественно связано с привнесением инноваций в технику, технологию и организацию производства. В немалой степени этому способствует конкуренция. Привнесение инноваций в производство модернизирует основной потенциал национального хозяйства, ведет к повышению производительности труда и, следовательно, к экономии материальных и трудовых ресурсов страны. Кроме того, инвестирование в производство одних отраслей, как правило, создает мультипликативный эффект в других отраслях. В результате обеспечивается рост валового внутреннего продукта, значительно превосходящий первоначальные инвестиционные затраты.

Для определения мультипликативного эффекта инвестирования можно использовать следующую систему показателей: национальный доход, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт; объем промышленного производства; объем сельскохозяйственного производства; производительность общественного труда.

Опережение темпов роста перечисленных показателей относительно темпов роста инвестиций характеризует созданный мультипликативный эффект. Масштабы инвестирования, разнообразие его видов и форм определяются уровнем индустриального развития страны. Не случайно крупнейшие кредитно-финансовые институты мира сосредоточены в индустриально развитых государствах [4].

Современный экономический рост немыслим без активного внедрения достижений научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства. По прогнозам экспертов, в XXI в. интеллектуализация труда и информатизация производства станут приоритетным фактором глобальной конкуренции. Поэтому важно понять суть и причины экономического роста, т.к. от того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

1.2 Теоретическое обоснование сущности экономического роста

Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Сущность и значение экономического роста заключается в постоянном разрешении и повторении уже на новом уровне основной проблемы любой хозяйственной системы - противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских потребностей. Экономический рост позволяет одновременно увеличивать наличные ресурсы, текущее потребление, а также новые дополнительные вложения в дальнейшее развитие производства [3, с.150].

В экономической литературе различают два типа экономического роста - экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный путь экономического роста - это исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. В процессе исторического развития выявилось множество различных его аспектов, как отрицательных, так и положительных, касающихся многих сфер экономики. Очень важно осветить возникшие проблемы для того, чтобы исключить их в дальнейшем развитии экономических отношений [10, с.112].

Экстенсивный экономический рост - это наиболее легкий путь хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы [10, с.112].

Экстенсивное увеличение производства товаров и услуг происходит за счет привлечения дополнительных факторов производства: земли, труда и капитала, при этом их качественный и технический уровни остаются неизменными.

Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается научно-техническим прогрессом. При экстенсивном экономическом росте выпуск продукции повышается в той же степени, в какой возрастают величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников. Вследствие того, что использование ресурсов идет нерационально, происходит быстрое истощение рудников, пахотного слоя земли, полезных ископаемых. Не хватает средств на обновление основных производственных фондов (здания, оборудование), фактически не внедряются новейшие научно-технические разработки.

Сделаем вывод - экономический рост, построенный на экстенсивном методе, носит затратный характер. Долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный тип роста ведет страну к тупиковой ситуации.

Так как ресурсы общества, в том числе и трудовые, - небезграничны, гораздо предпочтительнее более сложный тип экономического роста - интенсивный.

Его главный отличительный признак - повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса.

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережение, улучшение использования имеющейся материальной базы производства и т.п. [13, с.96].

Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей. Это - более прогрессивный тип экономического роста, поскольку решающую роль в подъеме эффективности вещественных условий производства начинает играть новый «мотор» - достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развивается производство научно-технической информации, которая, в конечном счете, воплощается во все более эффективные средства производства. Одновременно система образования, подготовки и переподготовки кадров обеспечивает повышение культурно-технического уровня работников.

Несомненным достоинством интенсивного увеличения производства является то, что оно преодолевает преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов. Хозяйственное развитие переводится на новые рельсы - на основу непрерывного научно-технического и экономического прогресса. Наиболее выгодным фактором его расширения становится ресурсосбережение. Между тем интенсификация связана с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессиональных работников. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем возможны очень высокие темпы экономического роста, а вместе с тем научно-технический прогресс может вызывать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах страны.

Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут сочетаться, когда увеличение масштабов производства происходит на новой технологической и технической основе.

В условиях научно - технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом развития в западных индустриальных странах становится интенсивный экономический рост.

Факторы экономического роста могут подразделяться на:

факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии);

факторы спроса (уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый объем экспорта);

факторы распределения (рациональность и полнота вовлечения ресурсов в процесс производства, эффективность использования вовлекаемых в экономический оборот ресурсов, мотивация труда, социальная стабильность).

Факторный подход к анализу экономического роста является основным. Под факторами роста подразумеваются явления и процессы, определяющие темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема производства, возможности повышения количественных и качественных показателей роста. В контексте экономического роста фактор рассматривается как движущая сила производственных, экономических процессов, оказывающих влияние на результат экономической деятельности [6, c.131].

.3 Роль инвестиций в формировании предпосылок для экономического роста

Важно расширять инвестиционное поле. В настоящее время, да и в ближайшие годы, несомненным инвестиционным приоритетом являются и останутся вложения в газопроводы страны. Этому явлению есть свое логическое объяснение. Сегодня динамика экономического роста определяется в основном ресурсно-сырьевым экспортом. Доля последнего в экономическом росте составляет почти 95%. При этом колея сырьевого роста становится в последнее время все глубже. Вместе с тем с точки зрения обеспечения устойчивости роста значительной инвестиционной активности потребует деятельность по развитию обрабатывающей промышленности, наукоемких отраслей и рыночной инфраструктуры. Хорошо известно, что в таких ключевых отраслях, как транспорт и связь, в последние годы значительных физических объемов добавленной стоимости не наблюдалось. При этом именно от этих отраслей во многом зависят возможности и темпы технологического и инновационного обновления промышленного производства. Остается добавить, что к названному перечню приоритетов инвестиционной деятельности следует добавить модернизацию аэропортов, увеличение мощностей морских портов, строительство качественных дорог.

Существенным ограничением роста инвестиций в основной капитал по-прежнему выступает незавершенность процесса перераспределения собственности. Его наиболее крайним выражением в современных условиях является силовой захват предприятий. Рейдерство наносит ощутимый ущерб инвестиционной активности. А следовательно, необходимо в срочном порядке устранить имеющиеся пробелы в корпоративном законодательстве. Важно выработать и законодательно закрепить механизмы, препятствующие незаконному захвату собственности, в том числе следует внести соответствующие предложения в Арбитражно-процессуальный кодекс. При этом первоочередного внимания требует к себе определение подсудности корпоративных сговоров и регламентация применения обеспечительных мер. В интересах обеспечения роста инвестиций необходимо снизить административные барьеры, а также снизить уровень инфляции. Последнее в ряду вышесказанного является наиболее важным. Особое значение имеет налоговое стимулирование инвестиционной активности. К числу прогрессивных новаций следует также отнести возможное введение «налоговых каникул». Однако необходимо осознавать, что налоговыми преференциями следует пользоваться весьма осторожно. Решения в этой сфере должны тщательно взвешиваться. Такая осторожность объективно вытекает из необходимости соблюдения единых принципов функционирования налоговой системы. В первую очередь это касается принятия различного рода налоговых льгот. Многочисленные примеры отрицательного воздействия такого рода мер на экономическое развитие страны хорошо известны. Если говорить о налоговых послаблениях, то они могут иметь место в разрезе регионов. На уровне субъектов Федерации легче осуществлять контроль над эффективностью предоставления льгот [6, с.131].

Глава 2 Инвестиционные процессы в российской экономике

.1 Основные показатели экономического развития России

Экономический подъем в российской экономике последних лет и перспективы экономического роста в значительной степени связаны с усилением инвестиционной активности производителей. Период 1990-х годов был отмечен небывалым спадом инвестиций: в 1999 г. объем инвестиций в основной капитал составил всего лишь 22% от уровня 1990 г.

Очевидно, при той высокой степени износа основных фондов, которая характеризует современный парк оборудования российской промышленности, поддержание высоких темпов роста ВВП (порядка 7-8% в год), требующихся для удвоения ВВП за 10 или 6 лет, без опережающего роста инвестиций невозможно - в 1990-е годы они сократились в гораздо большей степени, чем ВВП (почти в пять раз, тогда как ВВП - в два раза). Решение задачи обеспечения конкурен-тоспособности национальных производителей, поставленной наряду с удвоением ВВП, также связано с необходимостью обновления производственного аппарата и существенным ростом производительности труда, что нереально без значительных инвестиционных затрат.

Инвестиционные расходы выступают одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях высокие и устойчивые темпы экономического роста характерны обычно для стран с высокой нормой сбережений и значительной долей инвестиций в ВВП.

Инвестиции являются наиболее динамичным компонентом ВВП и совокупного спроса. В период спада или непосредственно перед ним доля инвестиций в ВВП и темпы их роста обычно падают. Оживление и подъем в экономике сопровождаются ростом (часто опережающим) инвестиций, прежде всего в основной капитал. Изменения другой, самой крупной составляющей ВВП - конечного потребления - происходят намного медленнее. В отличие от инвестиционных расходов она в значительной степени стабилизирует колебания ВВП.

В то же время с точки зрения долгосрочной динамики инвестиционных расходов важна доля конечного потребления в ВВП, формирующего спросовые ограничения роста и соответственно потребности экономики в инвестициях. В российской экономике она (как и доля валового накопления основного капитала) была в последние годы ниже, чем в развитых странах и странах, характеризующихся высокими темпами роста, тогда как по доле чистого экспорта в ВВП Россия оказалась в первых рядах. Последнее означает, что при длительном существенном разрыве между величиной сбережений и инвестиций в экономике на фоне явно недостаточного объема внутренних инвестиций страна уже долгие годы остается чистым кредитором остального мира.

Обратимся к тенденциям» сложившимся в инвестиционной сфере в последние годы. После кризиса 1998 г. инвестиционный спрос находился на самом низком уровне в 1990-е годы. В то же время к началу 1999 г. степень износа основных фондов в целом по экономике составляла 42,2%, в том числе в промышленности - 52,4%, а по оборудованию в промышленности - 68,1% (также максимальные показатели в 1990-е годы). При этом почти 1/5 фондов, находящихся в эксплуатации на промышленных предприятиях, отслужила свой нормативный срок, и амортизация по ним не начислялась.

Процесс старения основных фондов определялся не столько недостаточным выбытием устаревших, сколько недостаточным вводом новых фондов. Сложившаяся ситуация стала прямым следствием длительного сокращения объемов инвестиций в основной капитал и ввода в действие основных фондов, что не обеспечивало даже их простого воспроизводства.

Относительно благополучная картина по доле валового накопления в ВВП, сложившаяся в середине 1990-х годов, когда статистически (около 25%) Россия находилась на среднемировом уровне и даже превышала его, скрывала катастрофическую картину "проедания" основного капитала в экономике. О динамике объема капитала можно судить, прежде всего, по росту показателя чистого накопления основного капитала, не учитывающего (в отличие от валового накопления) стоимость потребленного основного капитала. О тяжелой ситуации в воспроизводстве основных фондов свидетельствовала очень низкая, а в 1995 г. и вовсе отрицательная величина его чистого накопления . Особенно остро данная проблема ощущалась в отраслях, ори-ентированных на внутренний спрос.

Однако начиная с 1999 г. тенденции, сложившиеся в инвестиционном процессе, стали меняться. Довольно быстрый рост ВВП благоприятно сказался на инвестиционной динамике. "Проедание" основных фондов в предкризисные годы и начавшийся рост производства, особенно в обрабатывающих отраслях, потребовали существенного обновления производственного аппарата. На фоне роста спроса и снижения импорта происходили увеличение загрузки и активное вовле-чение в производство резервных конкурентоспособных мощностей, расширялся спрос на инвестиционные товары вследствие роста доходов экспортоориентированных отраслей в периоды благоприятной конъюнктуры мировых рынков.

Тем не менее, динамика элементов использования ВВП свидетельствовала о том, что инвестиционный спрос лишь в 2000 г. (даже несмотря на замедление темпов его прироста с III квартала под воздействием снижения цен на нефть, рентабельности производства и резкого роста импорта) был основным фактором увеличения внутреннего спроса, передававшего положительный импульс и динамике BBП. Сыграло свою роль существенное расширение производства в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление, после резкого падения импорта в 1999 г. В результате прирост инвестиций в основной капитал был рекордным и составил около 18%, то есть увеличился почта в три раза по сравнению с 6,4% в 1999 г., став самым большим за последние 30 лет. В целом в 1999-2001 гг. валовое накопление возросло на 91%, в том числе инвестиции в основной капитал - на 37,4%.

Исключительно высокая инвестиционная активность наблюдалась в экспортоориентированных отраслях, где была сконцентрирована большая часть доходов. Объем инвестиций вырос здесь за три года в 3,3 раза, в то время как в целом по экономике - приблизительно вдвое (наиболее высокие темпы роста инвестиций в основной капитал были зафиксированы в этот период в нефтяном комплексе, металлургии, в отраслях транспорта и связи, а среди них львиная доля инвестиций пришлась на нефтедобывающую промышленность; в то же время для машиностроения - отрасли, производящей капитальные товары, были характерны крайне неустойчивые темпы роста инвестиций, колебавшиеся между положительными и отрицательными значениями). Однако, несмотря на это физический объем инвестиций в основной капитал в экономике составил в 2001 г. лишь 29% от уровня 1990 г.

Провальным в плане динамики инвестиций оказался 2002 г., когда вклад валового накопления в прирост ВВП был отрицательным (продукция отечественного машиностроения увеличилась всего на 2%, одновременно возросла доля импортной составляющей в структуре инвестиционных расходов). Замедление темпов расширения инвестиционного спроса было обусловлено, в частности, изменением налогообложения прибыли (одного из основных источников финансирования инвестиций) одновременно с ликвидацией инвестиционной льготы; сказалось здесь и общее падение нормы прибыли и рентабельности в промышленности (с 25,5% в 1999 г. до 18,5% в 2001 г. и 14,1% в 2002 г.). На доходы экспортных отраслей и их инвестиционную активность повлияли и относительно невысокие цены на нефть в конце 2001 - начале 2002 гг. Поскольку на отрасли ТЭК и транспорт приходилась почти половина всего объема инвестиций в экономику, сокращение их капитальных вложений привело к замедлению динамики инвестиционного спроса в целом.

Особенно драматичным на фоне устаревшей материально-технической базы промышленности выглядело падение темпов роста инвестиций в машиностроении, что являлось существенным ограничителем расширения инвестиционной активности в экономике. Продукция машиностроения выросла в 2002 г. лишь на 2%, тогда как вся промышленность - на 4, экономика в целом - на 4,7, а инвестиции в основной капитал - на 3,5%. Это привело к тому, что более медленный рост машиностроения по сравнению с динамикой инвестиций был компенсирован, расширением импорта машин и оборудования, темпы роста которого (17,7% - в 2002 г.) были выше темпов роста отечественного машиностроения и импорта в целом.

Отличительной особенностью 2003 г. стало восстановление опережающих темпов роста инвестиционного спроса относительно динамики ВВП и конечного потребления. Высокую динамику валового накопления обеспечил рост инвестиций в основной капитал, который по итогам 2003 г. составил 12,9%, в то время как расходы на конечное потребление увеличились на 6,1%, а ВВП - на 7,3%.

Ускорение роста инвестиций было обусловлено следующими причинами:

возобновился рост инвестиций в экспортоориентированном секторе, носивший компенсационный характер и восполнявший стагнацию капитальных вложений в 2002 г.; возросшая инвестиционная активность в отраслях естественных монополий привела к росту производства (и инвестиций) в отраслях, производящих инвестиционные товары (например, железнодорожного машиностроения);

резкое усиление конкуренции продукции отраслей, ориентированных на внутренний рынок, со значительно подешевевшим импортом в условиях сохранения инфляции издержек потребовало от отечественных производителей увеличения объемов инвестирования для сохранения своих рыночных позиций. Это подтверждается тем, что наиболее высокие темпы роста инвестиций продемонстрировали обрабатывающие отрасли (27%);

сохранилась и тенденция увеличения ввода в действие жилых домов. Если в 2001-2002 гг. прирост ввода жилья составлял соответственно 4,6 и 6,7%, то в 2003 г. он увеличился до 7,2%.

Что касается государственных инвестиций, то в 2003 г. строительство объектов, входящих в состав Федеральной адресной инвестиционной программы на 2003 г., финансировалось в несколько меньших объемах, чем было запланировано. Как положительный момент можно отметить увеличение почти в два раза государственных инвестиций, направленных на строительство объектов социальной сферы.

Однако в целом доля государственных инвестиций остается очень невысокой (порядка 2% ВВП), что в значительной степени связано с низкой эффективностью использования бюджетных средств. В то же время опыт развитых стран и стран, поддерживавших высокие темпы роста, свидетельствует о существенной роли, которую играют государственные инвестиции в современной экономике. Так, в США в последние годы (1999-2003 гг.) они были на уровне 3,3-3,4% ВВП, в Европе - 2,8-3,0, в Японии - 6,2-7,8» в новых индустриальных странах Азии - 6,6-8,2% ВВП (в 1989-1998 гг. они поддерживались на уровне 9,5% ВВП) [11].

.2 Инвестиционная активность России

Рост инвестиций в основной капитал, а также общий рост инвестиционной активности в России за последние года осуществлялся по существу убыточной промышленностью и был направлен на воспроизведение высокого в количественном отношении темпа роста, а качество структуры промышленности и эффективность функционирования промышленных организаций сокращались. При этом возможны два варианта: 1) относительно высокий темп роста поддерживался за счет этого сокращения; 2) концентрация инвестиционного ресурса не приводила к должному результату, т. е. наблюдался рост «вхолостую». Таким образом, инвестиции в целом не решали задачи модернизации экономической структуры. Поэтому выход видится в необходимых системных корректировках направленности инвестиционного процесса, который будет обеспечивать меньший количественный темп роста, но создавать эффективные хозяйственные структуры.

Основными факторами, сдерживающими инвестиционную активность, выступают недостаток собственных средств, малый спрос на продукцию и вы-сокий коммерческий процент кредита. Как видим, порочный круг замыкается: недостаток собственных финансовых средств - это главный тормозящий фактор инвестиционной активности и именно около 70% финансирования инвестиций приходится на собственные средства, причем структура затрат в реальном секторе экономики за 2000-2006 гг. не изменилась и материальные затраты составляют примерно 70% и только 15% приходится на заработную плату.

Именно в этом и состоит структурный парадокс- инвестиции в основной капитал растут на протяжении всего периода, и довольно ощутимо, а базовые пропорции в экономике и промышленности не меняются, причем эффективность промышленной системы даже снижается. Однако повышение заработной платы в два раза, как предлагалось некоторыми представителями Российской академии наук, не решит проблему по ряду причин. Во-первых, такое повышение вне связи с ростом производительности, в том числе технологической, будет восприни-маться как должное и сдвига в области «мотивационной эффективности» не произойдет. Это увеличит издержки, снизит рентабельность производства, итак довольно низкую.

Во-вторых, чисто технически государство может осуществить это мероприятие в рамках государственного сектора и ФГУП, однако это приведет к моментальному переливу трудовых ресурсов в этот сектор и на федеральные предприятия либо частному сектору придется повышать заработную плату на своих предприятиях, что скажется на конкурентоспособности, величине затрат и т. д. Начинать анализ нужно, применяя совершенно иную логику, а именно: почему страна, обладающая каким-либо избыточным фактором производства, калькулирует цену по уровню мировой, в то время как другие страны мировой экономики не располагают этим фактором в сопоставимом объеме. Следовательно, для них он должен быть дороже, а для страны, владеющей этим ресурсом - относительно дешевле. Подтягивание цены внутри такой страны к так называемой мировой - абсурдно. Такая динамика цен на ресурсы и энергоносители делает экономику России неэффективной и неконкурентоспособной, порождая невозможность использования интеллектуального и, в более широком смысле, человеческого капитала [12, с.26].

год впервые за последние несколько лет может оказаться сравнительно неудачным для России с точки зрения привлечения иностранных и внутренних инвестиций. На протяжении первого квартала, а также начиная с июня наблюдалось бегство западных инвесторов с российского рынка, прежде всего с рынка акций. По данным Банка России, отток капитала из страны за третий квартал достиг 16,7 млрд. долл., в том числе за август-сентябрь, по расчетам аналитиков, он превысил 30 млрд.

Глобальные финансовые проблемы в мире привели к дефициту ликвидности внутри России, нанесли тяжелый удар по отечественной банковской системе и фондовому рынку. Все это способствовало снижению инвестиционной активности внутри страны, о чем свидетельствуют статистические данные [16]. По результатам опросов, ежегодно проводимых ИНП РАН среди руководителей более 150 российских компаний, выявлено, что только 9,3% респондентов считают уровень инвестиционной активности их компании достаточным для осуществления полноценной модернизации. Более того, около 80% опрошенных в 2008 г. руководителей выделяют среди основных препятствий для развития своих компаний в долгосрочной перспективе высокую степень износа основных фондов и необходимость внедрения новых технологий. Эти результаты также подтверждаются данными Росстата, согласно которым с 1991 года по 2007 год степень износа основных фондов промышленных предприятий увеличилась с 41% до 53% [17].

По мнению экспертов, наметившееся замедление темпов роста инвестиций в основной капитал может носить долгосрочный характер и негативно отразиться в первую очередь на динамике экономического роста России.

Торможение динамики производства в отраслях реального сектора как результат спада инвестиционной активности способствует снижению роста ВВП России. Рекордные темпы роста, достигавшие в четвертом квартале прошлого года 9,5% в годовом выражении, в нынешнем году замедлились, составив в июне-июле лишь 6,5-6,9%.

На 2009-2010 гг. большинство экспертов прогнозируют дальнейшее замедление темпов экономического роста - до 5-7%. Минэкономразвития России ожидает рост ВВП в будущем году на уровне 6,7%, а в 2010 г. - на уровне 6,6%. Несмотря на замедление роста инвестиций и проблемы с ликвидностью в банковском секторе, снижение темпов экономического роста в России не будет резким и не повлечет за собой падения объемов ВВП и промышленного производства. Этим экономика России принципиально отличается от экономик стран Еврозоны и США, где вероятность рецессии сохраняется.

Действительно, чистая прибыль российских предприятий в первом полугодии составила 3,24 трлн. руб. (136 млрд. долл.), на 41% превысив уровень первого полугодия 2007 г. То есть после выплаты налогов и покрытия производственных затрат у российских предприятий остаются свободные средства, которые могут быть направлены на расширение производства. А доходы предприятий остаются пока более важным источником инвестиций в основной капитал, чем банковские кредиты, - их доля в общем объеме инвестиций достигает 20% против 10,5% заемных средств. Следовательно, источники инвестиционных ресурсов в России сохраняются, и экономика будет развиваться дальше [16].

Глава 3 Пути разрешения проблем в инвестиционной сфере

.1 Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в меж-дународном разделении труда и притоком капитала в отрасти, свободные для предпринимательства.

С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции капиталов свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранных инвестиций.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Мировая экономическая наука еще в 1960-х гг. убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешимыми, трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Значение иностранных капиталовложений для России, безусловно, значительно. Подобно другим странам, Россия рассматривает иностранные ин-вестиции как фактор: 1) ускорения экономического и технического прогресса; 2) обновления и модернизации производственного аппарата; 3) овладения передовыми методами организации производства; 4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

В России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. На фоне сложившейся ситуации с внутренними инвестициями доля зарубежных капиталовложений возрастает. Так, в 1995г. они составили 5 %, в 1996г. - 7,5 %, в 2002г. -12,6 % от общего объема. Такая же тенденция отмечается и в 2003- 2005гг. В 2000 г. объем инвестиций, поступивших в Россию от иностранных инвесторов, составил 10 млрд. 958 млн. долл. США, в 2002г.- 19 млрд. 780 млн. долл. США, в 2003г. - 29 млрд. 699 млн. долл. США, в 2004г. - 40 млрд. 509 млн. долл. США. Отмечается значительное увеличение притока иноинвестиций за период 2000 - 2005 гг. почти в 4 раза.

Однако в условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется гораздо больший объем инвестиций для обеспечения такого перехода. Специфические условия нашей страны делают этот процесс не имеющим аналогов в мире.

Для перевода всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить всех инвестиционных проблем в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.

Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в российскую экономику не в интересах западных государств и международных корпораций. Для них важнее оставить Россию на уровне крупнейшего потребительского рынка. Российский рынок дня них - это главным образом и прежде всего огромный спрос.

Согласно мнению ряда российских исследователей, главным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать

отечественный капитал, как находящийся внутри страны, так и иммигрировавший в последние годы за рубеж. По данным «Дойче банка» (Германия), прямые российские инвестиции в ФРГ в 4 - 6 раз превышают аналогичные немецкие инвестиции в экономику России. Как только в России начнется оживление экономики, будут созданы благоприятные условия для инвестиций, развернется в крупных масштабах и реэкспорт капитала. Это повлечет за собой увеличение потока западных и восточных инвестиций и технологий.

Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации «убежавшего» из России капитала. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу в целях его возврата в Россию.

Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала - самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, к которым можно отнести следующие: приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только нерациональному использованию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей; государственное регулирование процесса привлечения иностранного капитала слабо, отсутствует жесткий экологический контроль за действием ряда предприятий с иностранным капиталом; участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов.

Мировой опыт свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали фактор привлечения иностранных инвестиций. Так, Япония, например, с самого начала строго контролировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы она затрачивала на закупку иностранных лицензий для создания своей передовой технической экспортной базы. До сих пор объем прямых иностранных инвестиций в Японии невелик, привлечение иностранного капитала происходит медленно. Следует подчеркнуть еще одно обстоятельство. Усилия по привлечению прямых иностранных инвестиций могут быть потрачены впустую, если не будет обеспечено их эффективное народнохозяйственное использование. В конце 1990-х гг., по данным торгово-промышленной палаты России, две трети зарубежных инвестиций задействованы в финансовых спекуляциях, и только треть направляется в промышленность. При этом используются они не на модернизацию производства, а на приобретение акций и вкладов в уставных капиталах» что обеспечивает зарубежным компаниям контроль за финансовыми потоками российских предприятий.

Привлечение иностранного капитала связано напрямую с инвестиционным кризисом, преодоление которого приобретает особую важность как в текущем, так и стратегическом аспектах. Текущая потребность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации экономики, и прежде всего достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный поворот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологических инновационноемких обрабатывающих отраслей.

Россия, являясь крупнейшей страной с переходной экономикой, относится экспертами Всемирного банка к «возникающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических реформ, наша страна активно привлекает иностранный капитал. За прошедший период отмечаются принципиальные изменения в масштабах и формах участия страны в международном движении капитала: устранены идеологические ограничения на привлечение зарубежных капиталов, созданы правовая и законодательная основы иностранного инвестирования, определен механизм регулирования иностранных капиталовложений на федеральном и региональном уровнях.

Однако следует признать, что в сложных условиях перехода к рыночной экономике надежды, возлагаемые на иностранные инвестиции, не оправдались.

В России сложилось двухсекторное общество, где разные слои живут по совершенно разным правилам и законам. В нем четко не зафиксированы права собственности, мало стимулов осуществлять инвестиции и технологические нововведения, где неизбежен большой масштаб оттока капитала. Это система, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни и исключены из активной деятельности. Как следствие-рост теневой экономики, падение сбора налогов и череда экономических кризисов. В условиях такого капитализма успехи отдельных предприятий не могут компенсировать недостатки системы в целом, которые в результате привели к экономическому кризису 1998 г. [14].

Тем не менее хозяйственная практика подтверждает, что иностранные инвестиции нужны и важны. Среди существующих в России основных форм собственности видное место занимают смешанная (с иностранным участием) и чисто иностранная. На их долю приходится свыше 20% основного капитала промышленности.

Исследования показывают, что на совместных и иностранных предприятиях показатели эффективности производства - производительность труда, фондоотдача - выше, чем на предприятиях других форм собственности. Это связано с использованием более современной технологии и оборудования, методов управления, подбора и расстановки кадров, с финансовой «прозрачностью» и, соответственно, со значительно более низким уровнем коррупции и злоупотреблений, чем в среднем в промышленности. Поэтому при оценке роли и места иностранных инвестиций важно использовать не только количественные, стоимостные, но и качественные показатели.

В России постепенно формируется модель, сочетающая в себе отрицательные черты долговой и высокорисковой экономики, что подрывает основы инвестиционного процесса и может поставить страну в положение инвестиционного банкротства. В России реализовался свой, особый, путь перехода к рынку, который, с одной стороны, представлял гибрид «рецептов международного валютного фонда» и других либеральных рецептов, с другой - сохранял некоторые «советские институты хозяйствования» [15]. Такой способ реформирования получил название «движение без карты».

Поэтому необходим строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны стратегические экономические интересы [1].

.2 Государственная инвестиционная политика

Политика отстраненности государства от участия в управлении рынком, отсутствие четкой государственной инвестиционной политики привели к структурному кризису в экономике России, результаты которого ощущаются до сих пор. Пассивное участие государства в регулировании экономики необходимо заменить четко выработанной программой действий, активизацией и поднятием уровня ответственности в сформированном правовом поле. Ориентация на посткейнсианскую теорию государства как субъекта рынка, имеющего соот-ветственно собственную инвестиционную политику, позволит достичь статуса государства с рыночной экономикой.

Государственная инвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условий для инвестирования, активное участие государства в инвестиционном рынке, стимулирование его развития, взвешенное соотношение (соразмерность) политики протекционизма и либерализма. В документах Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России [2] инвестиционная политика трактуется как «создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций».

В экономической литературе встречаются аналогичные или несколько отличающиеся определения инвестиционной политики. Наиболее точно сущность термина дает следующее определение: инвестиционная политика - это «комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и реализации задач социального развития» [5].

Основной целью инвестиционной политики государства является создание оптимальных условий для развития и ускорения инвестиционного процесса.

К задачам государственной инвестиционной политики можно отнести:

выбор и поддержку развития отдельных отраслей экономики;

обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйства;

обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и ускорение научно-технического прогресса;

в поддержку развития экспортного производства;

обеспечение обороноспособности и безопасности государства;

регулирование занятости;

охрану окружающей среды, реализацию экологических программ и др.

При формировании и реализации инвестиционной политики необходимо руководствоваться принципами: системность, приоритетность, эффективность, контроль, целенаправленность, гибкость, комплексность; социальная, экологическая и экономической безопасность.

За годы перехода России к рыночным отношениям сформирована нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности, включающая пять уровней нормативных актов:

.Конституция Российской Федерации;

.кодексы Российской Федерации;

.федеральные законы;

.постановления Правительства России;

.региональные законодательные акты.

Конституция России, основной закон государства, является гарантом защиты прав частной собственности и определяет основные принципы инвестиционной политики.

Кодексы включают статьи, которые регулируют инвестиционную деятельность как одну из форм хозяйственной деятельности.

Инвестиционная деятельность в стране также регламентируется федеральными законами и подзаконными актами. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [8] «определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений независимо от форм собственности. Актуальным на сегодняшний день остается закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», гарантирующий права иностранным инвесторам. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» обеспечивает защиту прав их владельцам.

В рамках развития законодательной базы издаются постановления Правительства России, например «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации».

На региональном уровне специфику инвестиционного процесса определяют законодательные акты субъектов федерации и муниципальных образований.

Основополагающими направлениями государственной инвестиционной политики являются:

усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития;

создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики;

согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов [7].

Важнейшие направления государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, отражены в упомянутом законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений. В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также административные и экономические средства такого регулирования. Как методы, так и средства направлены на решение единых целей и задач. Активное воздействие государства на процессы инвестирования является необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом в интересах всего общества.

При прямых методах государственного регулирования инвестиционной деятельности используют как административные, так и экономические средства влияния на инвестиционные процессы. Применяя административные средства, государство непо-средственным образом воздействует на процессы инвестирования, опираясь на решения приказного характера обязательные для исполнения. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и госсобственностью, согласительно-разрешительные (распорядительные) процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает интервально, причем проекты долгосрочны и дорогостоящи.

Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. На субъекты инвес-тиционного процесса они оказывают опосредованное влияние, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решение задач государственной инвестиционной политики.

Необходимо отметить и правовые средства регулирования инвестиционной деятельности, реализующиеся посредством системы норм и правил гражданского и хозяйственного законодательства, так как создание правовой базы является исклю-чительно функцией государства. Среди основных инструментов этой категории необходимо выделить такие, как заключение инвестиционных договоров и кредитных соглашений, разработка и принятие государственных программ, издание законов, под-законных актов и система их реализации. Правовые средства обеспечивают реализацию административных и экономических средств государственного воздействия [9].

Заключение

На основе проведенного анализа сделан вывод, что сегодня требуются долгосрочные устойчивые, опережающие динамику ВВП темпы прироста инвестиций в основной капитал с тем, чтобы не просто восстановить необходимый его запас в экономике, но и провести его всеобъемлющую модернизацию, обеспечив возможности выпуска конкурентоспособной отечественной продукции. В то же время, как показал опыт последних лет, инерционное развитие этого процесса не дает желаемых результатов. Необходимы четкая экономическая политика активного стимулирования инвестиционного процесса и - что самое важное - координация усилий государства и бизнеса в реализации поставленной цели с жестко определенными взаимными обязательствами и конкретными результатами, которые должны быть получены в итоге совместных действий.

Список использованных источников

инвестиция экономический рост

1.Воронина, Л. А. , Горецкая, Е. О. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики / Л. А. Воронина, Е. О. Горецкая / / Финансы и кредит. - 2007. - №9. - С. 2-11.

.Государственная инвестиционная политика. Концепция, программа и система реализации / Департамент инвестиционной политики Минэкономразвития России, 2001.

.Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. - СПб.: Изд-во АО «Санкт-Петербург оркестр», 2001.

.Духаев, А. Д. Структурно-видовая характеристика и значимость инвестиций. / А. Д. Духаев / / Финансы и кредит. - 2004. - №28. - С. 65-68.

.Залывский Н. В. Стратегия инвестирования для устойчивого развития Европейского Севера России. - Архангельск: Изд-во ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. - 412 с.

.Золотарев, В. В. Характеристика воспроизводственных факторов экономического роста / В. В. Золотарев / / Экономические науки. - 2007. - №4. - С. 131-134.

.Игонина Л. Л. Инвестиции: Учеб. пособие. - М.: Экономист, 2005. - 478 с.

.Игонина Л. Л. О механизме обеспечения эффективности государственных инвестиций // Финансы и кредит. 2005. №24. С. 8-15.

.Исабекова, О. Инвестиционная политика и ее составляющие / О. Исабекова / / Инвестиции в России. - 2007. - №9. - С. 25-31.

.Крылатых Э.Н. Основы макроэкономики. - М.: ТЕИС, 2004.

.Лисин, В. Инвестиционные процессы в российской экономике / В. Лисин / / Вопросы экономики. - 2004. -№6. - С. 4-27.

.Сухарев, О. Экономический рост в России: нужна ли коррекция макроэкономической политики? / О. Сухарев / / Инвестиции в России. - 2007. - №7. - С. 24-27.

.Экономический рост: история и современность / д. э. н., проф. Н.П. Кузнецова. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.

.Gimpelson V. Political Economy of the Russian Financial Crisis// In: The Jurnal of Economics, 1999/ Vol. 65, № 1 (April).

.Shleifer A., Treisman D. Without a Map. Political Tactics and Economic Reform in Russia. Cambridge, Massachusetts, 2000.

.http://bujet.ru/article/48615.php

.http://www.hse.ru/lingua/fr/news/8128929.html


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!