обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни - детей. Кстати, в подобном образе жизни пол партнера по сексуальным отношениям может быть различным: отмечается, что в Соединенных Штатах после первого развода до пятой части всех мужчин предпочитают в дальнейшем строить сексуальные отношения с лицом своего пола.
В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тенденции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака - симптомы внешнего социально-экономическою неблагополучия. Но совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвердившимся стереотипом[7].
Таким образом, анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и проведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографическое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых результатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости.
.2 Социальные проблемы отдельных категорий семей
Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом.
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей [9].
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи - это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверх занятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя полуролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была не полной), ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).
Недавно стала распространенной новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения [6].
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.
Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение - одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования показывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетворенность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет работу и хочет работать (эти две категории испытывают большую удовлетворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации инвалидов как части их социальной реабилитации включает в себя социально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятию трудом.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но ниже оплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше - отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.
Грачевым Л.К. автором "Программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов" замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реабилитации, уровень разводов ниже среднего для такой категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов [12].
Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных [7].
Семьи военнослужащих. Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже, несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.
Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.
Среди них - проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположенность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.
Таким образом, у каждой категории семьи существуют свои проблемы, требующие индивидуальных подходов и методов к решению. При работе с такими семьями необходимо учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной семьи.
Глава 2. Анализ подходов к социальной защите семьи в Рязанской области
.1 Основные направления социальной защиты семьи в Рязанской области
На 1 января 2008 года в Рязанской области было учтено 363730 семейных ячеек (254700 - в городских поселениях и 109000 - в сельских), в которых проживает более 968 тысяч человек, или около 80% населения.
В настоящее время основными видами государственных мер поддержки и помощи семьям являются: семейные пособия, родительский отпуск, услуги дошкольных учреждений, улучшение жилищных условий, льготное налогообложение, льготы на проезд, помощь отдельным категориям семей.
Также, в базе данных министерства социальной защиты населения Рязанской области на 1 апреля 2010 года значится 63636 родителей, являющихся получателями ежемесячных пособий на 90511 детей, в соответствии с Законом Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей», из них: ежемесячное пособие на ребенка - 55171 родитель на 79279 детей; ежемесячное пособие на детей одинокой матери - 8401 родитель на 11162 ребенка; ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - 44 родителя на 45 детей; ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 20 родителей на 25 детей [5].
Из общего количества получателей ежемесячного пособия на ребенка 2497 родителям выплачивается дополнительное ежемесячное пособие на 2895 детей-инвалидов.
В соответствии с Законом Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области» в течение I квартала 2010 года ежемесячные денежные выплаты выплачиваются 9965 детям из многодетных семей, из них: ежемесячная денежная выплата на содержание ребенка в дошкольном учреждении - на 1416 детей; ежемесячная денежная выплата на приобретение проездного билета - на 8549 детей, из них на 487 детей, посещающих общеобразовательные учреждения, произведена ежегодная денежная выплата на приобретение школьных принадлежностей [6].
В соответствии с Законом Рязанской области от 12 января 2007 года № 11-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин» ежемесячное пособие выплачиваются беременным женщинам [6].
В соответствии с Законом Рязанской области от 13 декабря 2006 года № 163-ОЗ «О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка» выплачиваются единовременные пособия в связи с рождением ребенка.
Согласно Закону Рязанской области от 29 декабря 2008 года № 217-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Рязанской области» производится выплата ежемесячной денежной компенсации на получение полноценного питания (при наличии определенных медицинских показаний).
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями) на 1 апреля 2010 года получателями государственных пособий на детей значится 5861 гражданин [6].
На момент проведения последней переписи населения в Рязанской области учтено почти 26 тыс. семейных ячеек (7% от общего числа), в которых оба супруга моложе 30 лет. Каждая третья молодая семья в своем составе не имеет детей. Причем в городских поселениях, на которые приходится 77% семейных ячеек, где оба супруга моложе 30 лет, этот показатель составил 32,2%, на селе - 19,7%.
С целью повышения доступности жилья реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой предоставляются субсидии на компенсацию первоначального взноса молодым семьям. В муниципальных образованиях области осуществляется работа по выдаче и погашению свидетельств на субсидии.
В 2010 году на реализацию программы определены средства областного бюджета в объеме 32 млн руб. В апреле 2010 года в Минрегионе РФ пройдет конкурс, по итогам которого будут определены средства федерального бюджета для реализации программы в Рязанской области в 2010 году, а также число семей, которым будут предоставлены социальные выплаты [8].
В Рязанской области реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В очереди на получение жилья состоят 478 семей льготных категорий [8].
Для реализации федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2010 году предусмотрены 54 сертификата на сумму 90,7 млн руб.
В том числе по категориям:
- «граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» - 46 шт. на сумму 77, 6 млн руб.;
«граждане - участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий» - 6 шт. на сумму 10,8 млн руб.;
«граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» - 1 шт. на сумму 0,9 млн руб.,
«граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - 1 шт. на сумму 1,4 млн руб.
По состоянию на 1 апреля 2010 года оплачено два государственных жилищных сертификата на сумму 2,5 млн руб., приобретено жилье общей площадью 114 кв. м (финансирование 2009 года).
В Рязанской области, в соответствии с Законом Рязанской области от 20 июля 2006 г. № 77-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», осуществляется обеспечение жилой площадью вышеуказанных категорий граждан в форме предоставления им субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.
В 2010 году на обеспечение жильем инвалидов; семей, имеющих детей-инвалидов; ветеранов боевых действий предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 18,97 млн руб. Для обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших участников ВОВ в течение года также будет определен лимит федеральных средств на 2010 год.
Таким образом, социальная защита семьи в Рязанской области представляет собой различные виды социальных услуг (материальная помощь, пособия и льготы, меры направленные на улучшение жилищных условий) отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи.
2.2 Концепция семейной политики Рязанской области на 2007-2015 годы как вариант совершенствования социальной защиты семьи
семья социальный защита помощь
Одним из социальных институтов, формирующих поведение людей в демографической сфере, является семья.
Положение семьи в Рязанской области обстоит не лучшим образом. Изменения в образе жизни современной семьи сформировали в общественном сознании представление о предпочтительности не только малодетной, но и простой нуклеарной семьи, состоящей только из супружеской пары с детьми или без детей. Таких семей абсолютное большинство. Типичными являются семьи, имеющие одного (73,4%) или двух (23,4%) детей. И лишь 3,2% семей в Рязанской области имеют трех и более детей. Каждая третья молодая семья в своем составе не имеет детей. Подавляющее большинство (84,5%) молодых супружеских пар с детьми (18,3 тыс) имеют одного ребенка, 14,4% - двух детей, 0,9% - трех детей, 0,1% - четырех детей .
Неполные семьи, состоящие из матери или отца с детьми (включая неполные семьи с одним из родителей матери или отца, а также прочих родственников) составляют 23,7%, или каждая четвертая семья. В девяти случаях из каждых десяти - это материнские семьи без отца.
Основные проблемы, стоящие перед российской семьей, по-прежнему имеют материальный характер. В Рязанской области в 2006 году (по предварительным данным) немногим более 230 тыс. человек или пятая часть населения (19,6%) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума или черты бедности. В крайней бедности, т.е. со среднедушевыми доходами в два и более раза ниже прожиточного минимума находилось 5,3% населения [7].
На 1 января 2007 г. в органах социальной защиты населения зарегистрировано 4,7 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 15,9 тыс. детей, 4,4 тыс. семей с детьми инвалидами (4,5 тыс. детей), 14,5 тыс. неполных семей (18,2 тыс. детей) и 9,9 тыс. семей одиноких матерей (11,2 тыс. детей) .
В Рязанской области общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило 4, 5 тысячи (на конец 2007 года). Число ежегодно выявленных новых сирот и детей, лишившихся попечения родителей, по сравнению с 1995 годом возросло на 11,6%, а распространенность такого явления, как лишение родительского попечения - почти в 3 раза [7].
В целях улучшения положения семьи распоряжением Губернатора утверждена Концепция семейной политики Рязанской области на 2007-2015 годы . Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, закрепляющими права и гарантии семьи. Она определяет систему взглядов, принципов, приоритетных направлений в сфере социальной поддержки, охраны здоровья, образования, воспитания, организации досуга семей с детьми. Концепция содержит анализ современного состояния института семьи и отражает региональную специфику семейной политики, которая формируется с учетом экономических, демографических и других объективных перемен, происходящих в жизни общества.
В соответствии с концепцией приоритетными направлениями реализации семейной политики Рязанской области являются [7]:
.Создание условий для экономической самостоятельности семьи, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
повышение степени доступности жилья для семей, имеющих малолетних детей, включая внедрение ипотеки с отсрочкой (снижением) платежей, - предоставление основной части государственных субсидий при рождении ребенка, расширение объемов строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей многодетных семей;
создание условий для преодоления тенденций снижения уровня доходов и стабилизации материального положения семей, сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;
материальная поддержка беременных женщин, семей с детьми-инвалидами, неполных, многодетных и малообеспеченных семей;
оказание содействия в развитии малого семейного бизнеса;
создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
экономическая поддержка становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;
создание условий для развития высококвалифицированного надомного труда;
обеспечение государственных гарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на условиях неполного рабочего дня (недели), для подростков (от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, развитие программ трудоустройства и занятости подростков и молодежи;
усиление гарантий занятости в сфере общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, и др.); стимулирование создания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям, использующим их труд;
обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реабилитации.
. Охрана здоровья детей и родителей:
усиление профилактической направленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;
укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего, за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин;
создание условий для организации семейного отдыха, оздоровления детей и подростков;
совершенствование медико-генетической помощи населению, внедрение современных технологий ранней диагностики врожденных пороков развития плода, наследственных и других заболеваний;
разработка и внедрение современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения;
развитие центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями.
.Оказание помощи семье в области воспитания и образования детей, профилактика семейного неблагополучия:
совершенствование профилактической и реабилитационной работы с семьями, осуществление постоянного патронажа проблемных и кризисных семей, развитие службы сопровождения замещающих семей;
поддержка детей, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, искоренение всех форм эксплуатации детей, профилактика насилия в семье;
оказание несовершеннолетним услуг по профессиональной ориентации и социальной адаптации на рынке труда;
сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений;
развитие системы дополнительного образования, создание условий для -духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;
- создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга семей и детей;
- усиление и совершенствование духовно-нравственного воспитания детей.
.Развитие системы социальной и психолого-педагогической помощи семье:
содействие межведомственному сотрудничеству учреждений в целях наилучшего обслуживания семьи;
поддержка гражданской инициативы и взаимодействие с негосударственными организациями, ведущими социальную работу с семьей, детьми, подростками и пожилыми людьми;
формирование на территории области сети учреждений социального обслуживания семей, обеспечивающих их правовой, медико-социальной, психологической поддержкой и социальным устройством;
развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот.
Реализация Концепции предполагает активное информирование и просвещение населения Рязанской области в вопросах развития института семьи. Информационное обеспечение реализации Концепции предусматривает регулярное отражение статистической и социологической информации о положении рязанских семей в средствах массовой информации, научных журналах, в специальной литературе, повышение уровня информированности населения об учреждениях и комплексе услуг, предоставляемых семьям. С целью формирования общественного мнения, пропаганды ценностей семьи активно используются печатные и электронные средства массовой информации, подготавливаются сюжеты, репортажи, выступления ответственных лиц по региональному телевидению и радио для освещения хода реализации Концепции, формируется имидж специалистов, работающих с семьей.
Организация целенаправленной информационной кампании рассчитана на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к среднедетной семье, переориентации системы ценностей на устойчивую полную семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни.
Механизм реализации Концепции семейной политики в Рязанской области предполагает [8]:
совершенствование законодательного обеспечения региональной семейной политики и защиты прав детей;
концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений Концепции, с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
постоянную целенаправленную деятельность государственных структур, направленную на сохранение и укрепление семьи, совершенствование межведомственного взаимодействия, создание и развитие структурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики в отношении семьи;
развитие сети учреждений социального обслуживания, открытие и функционирование эффективных комплексных центров психолого-педагогической и экстренной психологической помощи семье, школ приемных родителей, службы сопровождения замещающих семей;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей;
взаимодействие с общественными, религиозными и благотворительными организациями в решении проблем семьи;
формирование общественного мнения и поддержку гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики.
В целом можно сказать, что данная концепция достаточно полно отражает ключевые направления политики государства в сфере поддержки семьи, раскрывает основные проблемы современной семьи и предлагает эффективные методы их разрешения. Концепция направлена на создание необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Обозначенные в Концепции меры поддержки семьи в первую очередь направлены на раскрытие внутреннего потенциала семьи, стимулируют семью на самостоятельное решение проблем, а не порождают иждивенчество в социальной среде.
Однако следует отметить и то, что данная концепция направлена прежде всего на поддержку института материнства и детства, но достаточно слабо выражены формы поддержки института отцовства, не прописаны формы помощи и социальной работы с отцами-одиночками. Для обеспечения стабильной и сильной семейной политики необходимо включить в концепцию меры экономической, педагогической, социальной и других форм поддержки института отцовства.
В целях более эффективного проведения семейной политики в концепции следует определить этапы ее реализации. Это позволит наиболее точно и своевременно отслеживать промежуточные результаты государственной семейной политики, а так же оперативно вносить изменения в деятельность социальных служб и муниципальных образований в соответствии с текущими реалиями и потребностями общества [14].
Для того чтобы принципы семейной политики, прописанные в Концепции, соблюдались всеми учреждениями Рязанской области, необходимо обозначить карательные санкции по отношению к тем учреждениям, которые игнорируют данные положения.
В Рязанской области, как и в целом по стране основной формой поддержки семьи являются, прежде всего, денежные выплаты и пособия. В сознании, как граждан, так и сотрудников социальных служб данная мера поддержки рассматривается практически как единственно возможная. Администрация Рязанской области при помощи Концепции должна принимать определенные меры для разрушения этого стереотипа и содействовать оказанию как экономической, так и педагогической, психологической, социальной и иных форм помощи семье [14].
Таким образом, с принятием Концепции новое качество социальной защиты семьи предполагает предоставление семье полноценного социально-правового статуса; активное функционирование семьи как социальной общности в системе правовых отношений; включение функций семейной политики в систему деятельности органов власти и управления. В итоге можно прогнозировать реальные изменения в системе социальных отношений "семья - государство".
Итак, подводя итог можно сделать вывод, что социальная защита семьи в Рязанской области представляет собой различные виды социальных услуг и помощи отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи, и лишь только начинает организовывать оказание психологической помощи семье
Заключение
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и проведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования мы убеждаемся в том, что выбранная тема весьма актуальна в настоящее время, так как в последнее время многим Рязанским семьям необходима социальная защита и социальная поддержка.
Цель курсовой работы была достигнута: мы детально рассмотрели и проанализировали социальную защиту семьи в Рязанской области, которая представляет собой различные виды социальных услуг (материальная помощь, пособия и льготы, меры направленные на улучшение жилищных условий) отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи.
Поставленные в работе задачи были выполнены: ознакомились с общими проблемами семей; рассмотрели социальные проблемы отдельных категорий семей; проанализировали основные направления социальной защиты семьи в Рязанской области; проанализировали концепцию семейной политики Рязанской области на 2007-2015 годы
Таким образом, мы пришли к выводу, что социальная защита семьи в Рязанской области представляет собой различные виды социальных услуг и помощи отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи, и лишь только начинает организовывать оказание психологической помощи семье.
На мой взгляд, органы социальной защиты должны как можно больше уделять внимание организации психологической, педагогической и социальной помощи различным категориям семей и делать ее легкодоступной.
Список используемых источников:
1.Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России [Текст]// Социологические исследования, 2002, № 7, С.108-110
.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. [Текст] М., 2005. С.247
.Дармодехин С.В. Семья и государство. [Текст] - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.С. 207
.Егорова Н.Ю. Принцип социального партнерства в семейной политике [Текст]// Социальная политика социального государства. Под ред. проф.
.Закон Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей»
.Законом Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области»
7.Концепция семейной политики Рязанской области на 2007 - 2015 годы [электронный ресурс] Официальный сайт правительства Рязанской области www.ryazanreg.ru <http://www.ryazanreg.ru>
.Оливье Тевенон. Семейная политика в развитых странах: контрастирующие модели. [Текст] - Population et sociйtйs, №448, 2008
.О концепции государственной семейной политики [электронный ресурс] http://www.garant.ru/action/interview/anons/242980/
.Пьянов А.И. Основные концептуальные положения современной государственной семейной политики в Российской Федерации. [Текст] - Ставрополь, 2008. С.236
.Рабжаева М.В. Семейная политика в России XX в.: историко-социальный аспект [Текст] // Общественные науки и современность. 2004. N2. С.166-176.
."Российская газета" - Спецвыпуск №4786 от 6 ноября 2008 г.
.Саралиевой З.Х. - Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2002. С.279.
.Семейный Кодекс Российской Федерации. М.: "ОМЕГА-Л", 2010. - 77с.
.Холостова Е.И. Социальная политика: [Текст]Учеб. пособие. - 2001 г. - 204с.