Экспертный исследование панели управления музыкального центра TEAC LP-R400

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,41 Mb
  • Опубликовано:
    2011-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экспертный исследование панели управления музыкального центра TEAC LP-R400

Введение

Интенсивное развитие вычислительной техники и ее широкое использование в АСУ различных уровней и назначения обусловливают актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора и ЭВМ в рамках единой системы “человек-машина”. Достижение этой цели осуществляется в процессе инженерно-психологического проектирования, предусматривающего весь комплекс работ по учету человеческого фактора и оценку его влияния на выходные характеристики системы “человек - машина” на всех стадиях ее создания. Инженерно-психологическое проектирование призвано оптимизировать взаимодействие оператора со средствами отображения информации, облегчить процесс принятия решения, создать наилучшие условия для совершения исполнительных действий с помощью органов управления. Панель управления является главным средством коммуникации между человеком и техническим средством (РЭС) в системе «человек-машина». Характеристики ПУ должны соответствовать требованиям инженерной психологии и эргономики, т.к от этого зависит эффективность работы системы «человек-машина».

В данной работе будет проводиться анализ на соответствие инженерно-психологическим и эргономическим требованиям панели управления музыкального центра TEAC LP-R400. Для этого проведём расчет размеров ПУ, размеров компонентов ПУ, светотехнических характеристик компонентов ПУ, эргономических характеристик органов управления ПУ, времени информационного поиска, а также составим алгоритм работы оператора.

На основании полученных результатов делается заключение о соответствии характеристик ПУ РЭС инженерно-психологическим и эргономическим требованиям.

1. Подготовка и анализ исходных данных

панель управление музыкальный центр эргономическая

Для проведения полного анализа ПУ на соответствие инженерно-психологическим и эргономическим требованиям необходимо провести следующие расчеты:

расчет размеров ПУ;

расчет размеров компонентов ПУ;

расчет светотехнических характеристик компонентов ПУ;

расчет эргономических характеристик органов управления ПУ;

расчет времени информационного поиска;

расчет алгоритма работы оператора.

На основании полученных результатов расчетов делается заключение о соответствии характеристик ПУ РЭС инженерно-психологическим и эргономическим требованиям [1].

Внешний вид передней панели музыкального центра TEAC LP-R400 представлен в приложении А.

Габаритные размеры устройства: высота - 235мм, ширина - 470мм, глубина - 360мм; [5]

Размеры панели управления: высота - 135мм, ширина - 210мм. [5]

Панель управления музыкального центра содержит 3 вида компонентов: органы управления, органы индикации, надписи и символы. Вид панели управления с позиционными обозначениями компонентов соответствующих видов приведены в приложениях Б, В.

Началу анализа ПУ РЭС предшествует подготовка и анализ исходных данных.

Основные данные по органам управления ПУ (прил. Б) приводятся в таблице 1.1:

Таблица 1.1. Исходные данные. Органы управления.

Пози-ция в прил.

Вид органа управления

Назначение

Габариты, мм

Цвет

Коэф-т отр-я пов-ти [3]

Цвет фона

1

2

3

4

5

6

7

A

Кнопка

Включение/выключение

d = 16

серый

0,81

черный

B

Кнопка

Переключение между режимами PHONO/CD/FM

18x10

серый

0,81

черный

C

Кнопка

Выбор радиостанции

d = 5

серый

0,81

черный

D

Кнопка

Сохранение радиостанций

d = 5

серый

0,81

черный

E

Кнопка

Завершение записи/Переход в режим радио

d = 5

серый

0,81

черный

F

Кнопка

Разделение (используется в режиме записи)

d = 5

серый

0,81

черный

H

Кнопка

Переключение треков/настройка радио

d=5

серый

0,81

черный

I

Кнопка

Включение режима записи

18x10

серый

0,81

черный

J

Кнопка

Начало/пауза воспроизведения или записи

18x10

серый

0,81

черный

K

Кнопка

Остановка воспроизведения или записи

18x10

серый

0,81

черный

L

Кнопка

Открытие закрытие лотка для дисков

d = 16

серый

0,81

черный

N

Поворотная ручка

Регулятор громкости

d = 23

серый

0,81

черный

O

Лоток для дисков

Воспроизведение CD

130x10

черный

0,04

черный

P

Поворотная ручка

Регулятор уровня записи

d = 23

серый

0,81

черный

Q

Разъём

Подключение наушников

d = 10

черный

0,02

черный


Для расчёта требуемых размеров приводного элемента (ПЭ) необходимо знать величину сопротивления перемещению на его оси Fс, диаметр оси и допустимое усилие Fд.

Для поворотный ручек поз.N,P (прил.Б): D0=11мм, Fс=4Н. [5]. Величина Fд в соответствии с эргономическими требованиями для ПЭ поворотного действия должна лежать в пределах 5...50Н, примем его равным 5Н.

Данные для расчета требуемых размеров для кнопок поз. A-F,H-L (прил.Б) приведены в таблице 1.2:

Таблица 1.2 - Параметры органов управления.

№ в прил.

Площадь кнопки S, мм2

Площадь оси S0, мм2

Сопротивление нажатию на оси переключателя Fс, Н

Допустимое усилие Fд, Н

B,I,J,K

170

64

2

1,4

A,L

200

96

2

1,4

C,D,E,F,H

19

10

2

1,4


Основные данные по надписям и символам на ПУ (прил. В) приводятся в таблице 1.3:

Таблица 1.3 - Исходные данные. Надписи и символы.

Пози-ция в прил.

Вид надписи или символа

Назначение

Габариты, мм

Цвет

Коэф-т отражения пов-ти с [3]

Цвет фона

1

2

3

4

5

6

7

1

PHONO/AUX

Режим PHONO

Н=3,2 В=21,6

белый

0,9

черный

2

CD

Режим CD

Н=3,2 В=4,8

белый

0,9

черный

3

FM/AM

Режим FM

Н=3,2 В=12

белый

0,9

черный

4

Включение/выключениеН=3,2 В=12,8черный0,04белый






5

REC LEVEL

Уровень записи

Н=3,2 В=20

белый

0,9

черный

6

PHONES

Подключение наушников

Н=3,2 В=15,2

белый

0,9

черный

7

Уменьшение уровня записиН=2,4 В=8белый0,9черный






8

Увеличение уровня записиН=2,4 В=8белый0,9черный






9

FM MODE

Режим FM

Н=3,2 В=16,8

белый

0,9

черный

10

ЛоготипН=10,4 В=9,6белый0,9черный






11

Модель музыкального центраН=5,6 В=28,8белый0,9черный






12

Уменьшение громкостиН=2,4 В=8белый0,9черный






13

Увеличение громкостиН=2,4 В=8белый0,9черный






14

VOLUME

Регулировка громкости

Н=3,2 В=16,8

белый

0,9

черный

15

OPEN/CLOSE

Открытие закрытие лотка для дисков

Н=3,2 В=21,6

белый

0,9

черный

16

STOPОстановка воспроизведения или записиН=3,2 В=9,6белый0,9черный






17

PLAY/PAUSE

Начало/пауза воспроизведения или записи

Н=3,2 В=21,6

белый

0,9

черный

18

RECORD

Включение режима записи

Н=3,2 В=16

красный

0,12

черный

19

PRESET

Выбор радиостанции

Н=3,2 В=13,6

белый

0,9

черный

20

MEMORY

Сохранение радиостанций

Н=3,2 В=16

белый

0,9

черный

21

FINALIZE/ERASE

Завершение записи/Переход в режим радио

Н=3,2 В=16,8

белый

0,9

черный

22

TEAC

Логотип

Н=4,8 В=24

белый

0,9

черный

23

TRACK INCREMENT

Разделение (используется в режиме записи)

Н=3,2 В=19,2

белый

0,9

черный

24              Переключение треков/настройка радиоН=6,4

В=31,2белый0,9черный






Сложными знаками на панели являются знаки с позициями: 4, 7, 8, 10, 12, 13, 24 (прил. В). Для них минимальный угловой размер бз=30' [1]. Все остальные знаки являются простыми и для них минимальный угловой размер бз=15' [1]. Шрифт знаков надписей соответствует формату F = 2/3.[1]

Коэффициенты отражения белого и черного фонов равны с=0,9 и с=0,04 соответственно [3].

Основные данные по органам индикации на ПУ (прил. В) приводятся в таблице 1.4:

Таблица 1.4 - Исходные данные. Органы индикации.

Пози-ция в прил.

Вид органа индикации

Назначение

Габариты, мм

Цвет Пасс./Акт.

Коэф-т отр-я пов-ти с [3]

Сила света, мКд [4]

Цвет фона

G

Дисплей

Отображение информации

100х20

серый/голубой

0,6

4

черный

I

Включение режима записиd = 3,2черный/красный0,124серый







J

Начало/пауза воспроизведения или записи8,4х2,4черный/красный0,124серый







K

Остановка воспроизведения или записи2,8х2,8черный/красный0,124серый







L

Открытие закрытие лотка для дисков2,8х3,2черный/красный0,124серый








Все органы индикации являются активными.

В общей сложности ПУ магнитофона содержит NK max = 40 компонентов. Габаритные размеры ПУ: L=415 мм, H=150 мм [4].В связи с предполагаемыми местом установки и методом работы оператора с устройством, примем расстоянии до ПУ равным l ≈ 0,65 м и угол, под которым оператор смотрит на панель г ≈ 45°.

Зона периферического зрения оператора определяется горизонтальным и вертикальным углом периферического зрения, равными соответственно бг = 90° и бв = 75° [1]. Т.к. наиболее выделяющиеся компоненты панели - органы управления и индикации, а их количество невелико (NK min = 16), то принимаем угол оперативного (центрального) зрения оператора бпз = 5° [1], а количество компонентов (объём оперативной памяти оператора), попадающих в эту зону Nпз = 8.

Музыкальный центр находится в следующих эксплуатационных условиях:

освещение общее искусственное (2 лампы накаливания по 40 Вт создают освещённость E = 600 Лк [1])

температура окружающей среды 20 - 25 ℃

влажность воздуха в помещении 70 - 60 %

Все перечисленные в текущем разделе данные напрямую используются для расчёта характеристик и анализа соответствия их инженерно-психологическим и эргономическим требованиям. При необходимости некоторые параметры и данные уточняются непосредственно при расчётах.

2. Расчет размеров лицевой панели

Максимально допустимый размер ПУ определяется исходя из горизонтального и вертикального угловых размеров зоны периферического зрения оператора и заданного расстояния до ПУ (рис. 2.1) [1].

Рис 2.1 - Определение максимально допустимых размеров панели управления [1]

Тогда максимальная длина, высота и площадь ПУ равны [1] :

;                                                   (2.1)

;                                                  (2.2)

                                                  (2.3)

где l - расстояние до ПУ (см. раздел 1);

αг - горизонтальный угол периферического зрения (см. раздел 1);

αв - вертикальный угол периферического зрения (см. раздел 1).

НПУ max=2∙0,65∙tg (75°/2)=1м

SПУ max=130∙100=1.3м2

Минимально допустимые размеры ПУ определяются исходя из объема оперативной памяти Nпз (см. раздел 1) и оперативного (центрального) поля зрения (см. раздел 1) оператора αпз (рис. 3) [1].


Рис 2.2 - Определение минимально допустимых размеров панели управления [1]

Площадь оперативного поля зрения может быть определена как [1]:

                                          (2.4)

где h и αПЗ - линейный и угловой размеры (см. раздел 1) оперативного поля зрения.

SПЗ=(2∙0,65∙(tg 5°/2))2≈0,0032 м2

Следовательно, минимальная площадь ПУ, удовлетворяющая требованиям инженерной психологии, будет равна [1]:

                                                     (2.5)

где NПЗ - объём оперативной памяти оператора (см. раздел 1), принимаемый обычно 6±2.К - количество компонентов, расположенных на ПУ (см. раздел 1). Расчёт проводим для двух значений NК: минимального и максимального, за минимальное количество компонентов принимаем количество органов управления и индикации, за максимальное - все компоненты расположенные на ПУ(см. разд.1):

При NK min = 16 получаем:

S П.У.min 1=(16/8)*0,0032≈0,0064 м2

При NK max = 40 получаем:

S П.У.min 2=(40/8)*0,0032≈0,016 м2

Фактическая площадь ПУ определяется как:

                                                 (2.6)

где L и H - соответственно фактическая длина и высота ПУ (см. раздел 1):

S ПУ ф=0,21∙0,135≈0,028 м2

Фактическая площадь ПУ SПУ ф должна лежать в пределах [1]:

 (2.7)

При NK min = 16 получаем:

,0064 ≤ 0,028 ≤ 1,3 - неравенство выполняется.

При NK max = 40 получаем:

,016 ≤ 0,028 ≤ 1,3 - неравенство выполняется.

Неравенство выполняется в обоих случаях (при учете надписей и символов, и без них). Это значит, что фактическая площадь ПУ музыкального центра TEAC LP-R400 удовлетворяет требованиям инженерной психологии и эргономики. ПУ не является перенасыщенной какими-либо компонентами, и при работе с данным устройством у оператора не будет наблюдаться дезориентация или потеря внимания.

3. Расчет компонентов лицевой панели

Размеры компонентов ПУ, высота надписей, символов, знаков на ПУ и на компонентах (органах управления и индикации) должны быть такими, чтобы с заданного до ПУ расстояния оператор мог надежно их распознавать и безошибочно считывать информацию с индикаторов и надписей. Требуемая высота знака зависит как от расстояния до него, так и от освещенности.

Минимально допустимая высота знака может быть определена как [1]

                                                     (3.1)

где l - расстояние до ПУ (см. раздел 1),

αЗ - допустимый (минимальный) угловой размер знака (см. раздел 1).

Для сложных знаков (поз. 5, 9, 16, 17,19 прил. В):

HЗ min1=2∙0,65∙tg (30'/2)= 0,0057 м

Для простых знаков (поз 1-4, 6-8, 10-15, 20. прил. В):

HЗ min2=2∙0,65∙tg (15'/2)=0,0029 м

Минимально допустимая ширина знака определяется по формуле [1]

                                                      (3.2)

где F - формат знака. Шрифт знаков надписей соответствует формату F = 2/3.(см. разд.1)

Для сложных знаков:

ВЗ min1=0,0057∙2/3=0,0038 м = 3,8 мм

Для простых знаков:

ВЗ min2=0,0022∙2/3=0,0019 м = 1,9 мм

В связи с тем, что угол, под которым оператор смотрит на панель - г ≈ 45° (см. раздел 1), то имеет место явление параллакса. Поэтому ширина надписей и символов остаётся прежней, а высота визуально сужается. Рассчитанная минимально допустимая высота знака проецируется на ПУ под углом 45°. Поэтому на ПУ она увеличивается и проводится её пересчёт:

                                                        (3.3)

где г ≈ 45° - направление взгляда оператора.

Пересчитанные значения минимально допустимой высоты для сложных и простых знаков соответственно равны:

HЗ min1’=0,0057/cos (45°)=0,008м=8ммЗ min2’=0,0029/cos (45°)=0,004м=4мм

Определив минимально допустимые размеры знаков, проводим сравнение фактических размеров компонентов ПУ, которые должны быть больше минимальных.

HЗ min1’ =8мм

ВЗ min1 =3,8 мм

HЗ min2’ =4мм

ВЗ min2 =1,9 мм

Данное условие выполняется по высоте для всех органов управления и индикации (прил. Б) и для надписей поз. 10, 11, 22, 24 (прил.В), т.е. для большинства надписей и символов условие не выполняется, что ведёт к перенапряжению глаз оператора, в связи с неразборчивостью компонентов. Чтобы учесть явление параллакса необходимо увеличить размеры компонентов, не подходящих под условия HЗ >HЗmin и ВЗЗmin, после чего при необходимости увеличить размеры ПУ.

4. Расчет светотехнических характеристик лицевой панели

Все компоненты ПУ должны иметь не только соответствующие размеры, но и хорошо выделяться на окружающем их фоне при соответствующей (заданной) внешней освещенности, т. е. они должны иметь необходимый контраст по отношению к фону.

В соответствии с требованиями инженерной психологии для обеспечения оптимального восприятия компонента (предмета) на некотором фоне необходимо обеспечить контрастность в пределах [1]:

,6 ≤ К ≤ 0,95

где К - коэффициент контраста.

При этом различают прямой контраст, когда предмет темнее фона, и обратный контраст, когда предмет светлее фона. Для прямого и обратного контраста коэффициент контраста определяется по формулам [1]:

КП = (ВФ - ВП) / ВФ                                              (4.1)

КО = (ВП - ВФ) / ВП                                             (4.2)

где ВФ - яркость фона в Кд/м2;

ВП - яркость предмета (компонента, надписи, индикатора) в Кд/м2.

В общем случае яркость предмета или фона состоит из двух составляющих - яркости отражения ВО и яркости излучения ВИ [1]:

ВП (Ф) = ВО + ВИ                                                   (4.3)

Для пассивных (несветящихся) компонентов ВПО, для активных (светящихся) компонентов ВП = ВО + ВИ. Яркость отражения ВО определяется уровнем внешней освещенности данной поверхности и ее отражающими свойствами [1]:

                                                   (4.4)

где Е - освещенность поверхности в Лк (см. раздел 1);

ρ - коэффициент отражения поверхностью (табл. 1.1, 1.3).

Приведём расчеты коэффициента контраста некоторых компонентов:

пассивный компонент поз. В (прил. Б) - серый на черном фоне:

ВФ= ВО =600∙0,04/3,14=7,6 Кд/м2

ВП= ВО=600∙0,81/3,14=154,7 Кд/м2

КО = (ВП - ВФ) / ВП=(154,7-7,6)/ 154,7=0,93

пассивный компонента поз.1 (прил.В) - белый на черном фоне:

ВФ= ВО =600∙0,04/3,14=7,6 Кд/м2

ВП= ВО=600∙0,9/3,14=171,7 Кд/м2

КО = (ВП - ВФ) / ВП=(171,7 -7,6)/171,7=0,95

пассивный компонент поз.18 (прил.В) - красный на черном фоне:

ВП= ВО =600∙0,12/3,14=22,9 Кд/м2

ВФ= ВО =600∙0,04/3,14=7,6 Кд/м2

КО = (ВП - ВФ) / ВП =(22,9-7,6)/22,9=0,67

пассивный компонент поз.Q (прил.В) - черный на черном фоне:

ВП= ВО =600∙0,08/3,14=15,2 Кд/м2

ВФ= ВО =600∙0,04/3,14=7,6 Кд/м2

КО = (ВП - ВФ) / ВП =(15,2-7,6)/15,2=0,5

активный компонент поз.I (прил.Б) в пассивном режиме - черный на сером фоне:

ВП= ВО =600∙0,04/3,14=7,6 Кд/м2

ВФ= ВО=600∙0,81/3,14=154,7 Кд/м2

КП = (ВФ - ВП) / ВФ=(154,7-7,6)/154,7=0,95

Расчет остальных пассивных компонентов производится аналогичным образом, так как все на черном фоне, следовательно значение коэффициента контраста КП будет зависеть только от цвета предмета (серый, белый или красный). Результаты расчётов приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1. Светотехнические характеристики пассивных компонентов.

№ в прил.

Цвет компонента

Цвет фона

ρ к-та

ρ фона

ВП, Кд/м2

ВФ, Кд/м2

K

Тип K

Органы управления

A-P

серый

черный

0,81

0,04

154,7

7,6

0,93

Обр

Q

черный

черный

0,08

0,04

15,2

7,6

0.5

Обр

Надписи и символы

1-3, 5-17, 19-24

белый

черный

0,9

0,04

171,7

7,6

0,95

Обр.

7-9, 16-20

красный

черный

0,12

0,04

22,9

7,6

0,67

Обр

4

черный

белый

0,04

0,9

7,6

171,7

0,95

Пр.










Органы индикации в пассивном режиме

G,I,J,K,L

черный

серый

0,04

0,81

7,6

258

0,95

Пр.


Яркость излучения ВИ определяется силой света источника излучения и величиной площади светящейся поверхности [1]:

                                                        (4.5)

где І - сила света источника в рассматриваемом направлении (см. табл. 1.5); - площадь светящейся поверхности в рассматриваемом направлении (определяется как S=πd2/4, где d - диаметр индикатора - см. табл. 1.5);

β - угол, под которым видна светящаяся поверхность наблюдателю (допускаем равным 0°).

Расчеты контрастности для активных компонентов:

активный компонент поз.I (прил.Б) - красный на сером фоне:

ВО =600∙0,12/3,14=22,9 Кд/м2

S =3,14∙3,22/4=8,03 мм2=8,03∙10-6 м2

ВИ =4∙10-3/(8,03∙10-6∙1)=498,1 Кд/м2

ВП= ВО + ВИ =22,9+498,1=521 Кд/м2

ВФ= ВО=600∙0,81/3,14=154,7 Кд/м2

КО = (ВП - ВФ) / ВП=(521-154,7)/521=0,7

активные компонент поз. G (прил.Б) - черный на голубом фоне:

ВО =600∙0,6/3,14=114,6 Кд/м2

S =100∙20=2000мм2=2∙10-3 м2

ВИ =4∙10-3/(2∙10-3∙1)=2 Кд/м2

ВФ= ВО + ВИ =114,6 +2 =116,6 Кд/м2

ВП= ВО=600∙0,04/3,14=7,65 Кд/м2

КП = (ВФ - ВП) / ВФ=(116,6-7,64)/116,6=0,93

Таблица 4.2 - Светотехнические характеристики активных компонентов.

№ в прил.

Цвет

Цвет фона

I, мКд

ВИ , Кд/м2

ВО , Кд/м2

ВП, Кд/м2

ВФ, Кд/м2

K

Тип K

Индикаторы

I,J,K,L

красный

черный

4

498,1

22,9

521

154,7

0,7

Обр.

G

черный

голубой

4

2

114,6

7,65

116,6

0,93

Пр.


Условие 0,6 ≤ К ≤ 0,95 выполняется для всех компонентов. Это значит, что восприятие этих компонентов оператором будет чётким и не возникнет проблем при работе в устройством.

Оптимальное восприятие зависит и от углового размера компонента, который вместе с освещенностью определяет уровень порогового контраста КПОР. Пороговый контраст характеризует предельно возможное для глаза различие между яркостями предмета и фона для данной освещенности и размера (высоты) предмета. Оперативный порог должен быть в 10…15 раз больше предельно возможного, то есть [1]:

КП, КО ≥ (10...15) КПОР                       (4.6)

Величина порогового контраста КПОР определяется по графику для соответствующих значений яркости фона ВФ, и угловых размеров компонентов (знаков), рассчитанных по формуле [1]:

                                             (4.7)

где НЗ - высота компонента ПУ - см. раздел 1; - расстояние до ПУ (см. раздел 1).

Условие порогового контраста можно считать выполненным, если оно выполняется для элемента с минимальным ВФ и минимальным αз . Такими элементами будут являться надписи на поз. 1-3, 5-17, 19-24, 7-9, 16-20, находящиеся на черном фоне (см. прил. В): ВФ=7,6 Кд/м2,

αз=2arctg(0,0029/2∙0,65)=15'.

αз=15’, тогда и КПОР=0,0 .

КП =0,93 ≥ 15КПОР=0, - условие выполняется, следовательно цвета компонентов выбраны верно.

Определение КПОР компонента поз.1 (см. прил. В):

КПОР определяется по графику:

Рис 4.1 - График зависимости порогового контраста от яркости фона и угловых размеров компонента [1]

КПОР=0,0

Из расчётов видно, что условие выполняется, из чего следует, что оператор будет нормально различать все компоненты на ПУ.

5. Расчет эргономических характеристик лицевой панели

К органам управления относятся тумблеры, переключатели (кнопочные, поворотные), компоненты РЭС с переменными параметрами (переменные резисторы, конденсаторы и др.). Они состоят из самого компонента, выполняющего функцию управления, и приводного элемента (ПЭ) (ручки, кнопки). При этом на оси органа управления могут быть закреплены ПЭ различной формы и размеров. Это позволяет, не меняя типа органа управления, обеспечивать необходимые эргономические требования к нему.

Для определения требуемых размеров ПЭ необходимо знать величину усилия для переключения органа управления (сопротивление перемещению на его оси), диаметр оси и допустимое усилие, развиваемое на ПЭ рукой оператора. Для ПЭ поворотного действия (поворотная ручка, поз. P, N прил. Б). их диаметр может быть определен как [1]

                                               (5.1)

где FС - сопротивление перемещению на оси органа управления (см. разд.1); О - диаметр оси органа управления (см. разд.1); Д - допустимое усилие (разд.1).

,4 мм

Для поворотных ручек (поз. N,P прил.Б) эргономическое условие выполняется: DПЭ=23мм, 23мм>8,8мм.

Для ПЭ нажимного действия (A-F,H-L прил.Б) площадь может быть определена как [1]:

,                                    (5.2)

где FС - сопротивление нажатию на оси органа управления (табл.1.2) О - площадь оси органа управления (табл.1.2)Д - допустимое усилие (табл.1.2).

Величина FД должна лежать в пределах FД =1,4...6 Н, примем её равной 1,4Н. Приведем расчет площади для кнопок различного типа:

кнопки с SПЭ =170 мм2 (поз. B,I,J,K прил. Б):

,4 мм2

кнопка с SПЭ =200 мм2 (поз. A,L прил. Б):

,1 мм2

кнопки с SПЭ =19 мм2 (поз. C,D,E,F,H прил. Б):

,3 мм2

Как видно из расчёта, для всех кнопок выполняется условие


следовательно кнопки поз.A-F, H-L (прил.Б) соответствуют эргономическим требованиям.

По проведенному расчету эргономических характеристик лицевой панели можно сделать вывод, что органы управления на ПУ музыкального центра полностью удовлетворяют условиям. Все фактические площади и диаметры компонентов больше расчетных минимально требуемых значений.

6. Расчет времени информационного поиска

Для некоторых видов деятельности оператора процесс восприятия сводится к информационному поиску - нахождению на ПУ компонента с заданными признаками. Такими признаками могут быть:

проблесковое свечение (мигание) индикатора;

загорание или погасание индикатора;

изменение показаний цифрового индикатора;

изменение показаний стрелочного индикатора;

особая форма или цвет компонента ПУ и т. п.

Задача оператора заключается в нахождении на ПУ компонента с заданными признаками. На решение этой задачи оператор затрачивает определенное время, которое называется временем информационного поиска.

Общее время информационного поиска может быть определено по формуле [1]:

                                           (6.1)

где tПі - время і-го перемещения взора;Фі - время і-ой фиксации взора;- число шагов поиска (число фиксаций), затрачиваемых для нахождения компонента с заданными признаками.

Время перемещения взора tП определяется углом перемещения. Время фиксации tФ зависит от свойств информационного поля, степени сложности искомых компонентов, условий работы оператора и др. Для данного устройства принимаем равным 200 мс, т.к панель управления содержит компоненты только простой геометрической формы.

Время информационного поиска может быть определено как [1]:

                                           (6.2)

где N - объем информационного поля (число компонентов на ПУ), равный NK min =16 (органы управления и индикации, см. раздел 1);

М - число компонентов, обладающих заданными для поиска признаками (одинаковая форма, цвет и т.п.);

А - объем зрительного восприятия. В нашем случае A=Nпз=8 (см. раздел 1).

Приведем пример расчета времени информационного поиска группы компонентов поз N,P (прил. Б) по признаку формы и размера с начальными данными

=16, М=2, А=8, tФ=0,2с:ИП=0,2∙(16/8+1)/(2+1) =0,2 с

Расчет tИП по других компонентов производится аналогичным образом, результаты расчётов приведены в таблице 6.1. Номера приведенных позиций взяты из приложения Б.

Таблица 6.1 - Результаты расчетов времени информационного поиска компонентов

№группы

Позиции компонентовгруппы

Признак

Изображения компонентов

M

tФ, с

tИП, с

1

A,L

По форме и размеру компонентов

20,20,2




2

B

По форме и размеру компонентов

30,20,15




3

C,D,E,F,H

По форме и размеру компонентов

60,20,08




4

G

По форме и индикации компонентов

10,20,3




5

I,J,K

По форме, размеру и индикации компонентов

30,20,15




6

N,P

По форме и размеру компонентов

20,20,2




7

O

По форме и цвету компонентов

10,20,3




8

Q

По форме и размеру компонентов

10,20,3





Основные требования к организации информационного поля (размещению компонентов на ПУ) с точки зрения минимизации времени информационного поиска:

компоненты следует располагать так, чтобы в центральное поле зрения, попадало не более 4÷8 компонентов;

следует по возможности уменьшать объем информационного поля, не допуская в нем нахождения лишних компонентов;

искомые компоненты следует выделять таким образом, чтобы обеспечить наименьшее время фиксации [1].

В исследуемой ПУ музыкального центра все данные требования выполнены, из этого следует, что оператор при поиске нужных компонентов не будет терять много времени.

7. Расчет алгоритма работы оператора

Алгоритм работы оператора с РЭС представляет собой целенаправленный порядок работы (действий) с органами управления, коммутации и индикации ПУ РЭС. Любой алгоритм состоит из элементарных операторов и логических условий. Элементарные операторы - это активные действия, связанные с нажатием кнопки, поворотом переключателя и т. п. Логические условия - это пассивные действия, связанные с фиксацией отклонения стрелки стрелочного прибора, изменения показаний цифрового прибора, загоранием (погасанием, миганием) светодиода, лампочки и т.п. Алгоритм всегда начинается с элементарного оператора, а оканчивается логическим условием. [1]

Алгоритм составлен на основе руководства по эксплуатации музыкального центра TEAC LP-R400 [5], и представлен в логической форма записи, удобной для дальнейших расчетов:

А1 Р2 A3 А4 Р5 А6 Р7 А8 P9 … An Pn+1… A20 A21 P22 A23 P24

где индексом An обозначены элементарные операторы, а индексом Рn -логические условия.

Описание алгоритма прослушивания и записи аудиодорожек:

Начало.

1. Включение музыкального центра кнопкой POWER (поз.A прил.Б)  А1

2. Загорание дисплея (поз.G прил.Б) Р2

3. Выбор режима FM кнопкой FM/AM (поз.B прил.Б) А3

4. Выбор радиостанции кнопками TUNING (поз.H, прил.Б) А4

5. Отображение информации о радиостанциях на дисплее (поз.G прил.Б)  Р5

6. Сохранение выбранной радиостанции кнопкой MEMORY/ENTER

(поз.D прил.Б) А6

7. Отображение информации о выбранной радиостанции на дисплее

(поз.G прил.Б) Р7

8. Изменение уровня громкости ручкой VOLUME (поз.N прил.Б) А8

9. Отображение изменения уровня громкости на дисплее (поз.G прил.Б) Р9

10. Переключение в режим STEREO кнопкой FM MODE (поз.E прил.Б) А10

11. Загорание индикатора STEREO на дисплее (поз.G прил.Б) Р11

12. Переключение в режим воспроизведения CD-дисков

кнопкой CD (поз.B прил.Б) А12

13. Отображение на дисплее надписи «no disk» (поз.G прил.Б) Р13

14. Открытие лотка для дисков кнопкой OPEN/CLOSE (поз.L прил.Б) А14

15. Установка диска Р15

16. Закрытие лотка для дисков кнопкой OPEN/CLOSE (поз.L прил.Б) А16

17. Отображение информации о количестве дорожек и общем

времени проигрывания диска на дисплее (поз.G прил.Б)  Р17

18. Начать воспроизведение кнопкой PLAY/PAUSE (поз.J прил.Б) А18

19. Отображение информации о текущей дорожке

на дисплее (поз.G прил.Б) Р19

20. Переключение на следующую дорожку кнопкой >>>>

(поз. H прил. Б) А20

21. Остановить воспроизведение кнопкой STOP (поз.K прил.Б) A21

22. Отображение надписи «stop» на дисплее (поз.G прил.Б) P22

23. Выключение музыкального центра кнопкой POWER (поз.A прил.Б) A23

24. Потухание дисплея (поз.G прил.Б) P24


Сложность алгоритма работы оператора характеризуется коэффициентами стереотипности Zн и логической сложности Lн.

Для вычисления коэффициента стереотипности Zн разбиваем алгоритм, начиная с левого края, на комплексные группы так, чтобы каждая из них начиналась с элементарного оператора, а заканчивалась логическим условием перед следующим элементарным оператором [1]. Тогда в указанном выше примере такими группами будут:

А1Р2; А3А4Р5; А6Р7; А8Р9; А10Р11; А12Р13; А14Р15; А16Р17;

А18Р19; А20A21P22; А23Р24.

Всего комплексных групп получилось nО = 11, причем каждая группа состоит из m элементов, из которых mО - число элементарных операторов и mЛ - число логических условий.

Коэффициент стереотипности вычисляется по формуле [1]

                                             (7.1)

где N - общее число членов алгоритма, равное 24; Оi - число элементарных операторов в каждой группе; i - число элементов в каждой группе; О - число комплексных групп.

Нормальная работа оператора будет обеспечиваться, если выполняется условие [1]:

,25 ≤ ZН ≤ 0,85

Расчет коэффициента стереотипности:

Н = (1/28) ∙ (9∙(12/2) +2∙ (22/3)) = 0,299

Рассчитанный коэффициент обеспечивает нормальную работу оператора, т.к. отвечает условию 0,25 ≤ ZН ≤ 0,85: 0,25 ≤ 0,299 ≤ 0,85

Для вычисления коэффициента логической сложности LН разбиваем алгоритм на комплексные группы, каждая из которых начинается с логического условия, а заканчивается элементарным оператором перед следующим логическим условием (кроме последней) [1]. Тогда в указанном выше примере такими группами будут следующие:

Р2А3А4; Р5А6; Р7А8; Р9А10; Р11А12; Р13А14; Р15А16;

Р17А18; Р19А20A21; Р22A23;

В этом случае всего комплексных групп nЛ = 10, причем каждая группа состоит из m элементов, из которых mО - число элементарных операторов и mЛ - число логических условий. Коэффициент логической сложности вычисляется по формуле [1]:

                                            (7.2)

где N* - число членов алгоритма, полученное из общего числа N путем вычитания числа элементарных операторов, стоящих в алгоритме слева до первого логического условия (в нашем примере это оператор А1, тогда N* = N - 1 = 23); Л j - число логических условий в каждой группе; j - число элементов в каждой группе; Л - число комплексных групп

Нормальная работа оператора будет обеспечиваться, если выполняется условие [1]

Н ≤ 0,2.

В нашем примере это условие выполняется:

Н = (1/27) ∙ (2∙ (12/3) +8∙ (12/2) )= 0,2.

Алгоритм работы с музыкальным центром TEAC LP-R400 полностью удовлетворяет требованиям инженерной психологии и эргономики. Так как алгоритм работы с РЭС задан гибко (есть возможность изменения очерёдности операций), то его корректировка может быть осуществлена дополнительным анализом составляющих (числителя или знаменателя) соответствующей формулы с целью уменьшения его сложности.

8. Анализ композиционного построения

Музыкальный центр TEAC LP-R400 лаконично совмещает в себе современные функции с дизайном магнитофонов 90-ых годов, что делает модель довольно интересной и необычной, не смотря на неброское и простое цветовое решение. Правильные формы корпуса органов управления привлекают своей ненавязчивостью, передняя панель не перегружена различными элементами, небольшие габариты позволяют легко разместить устройство. Благодаря этому он станет хорошим дополнением практически любого интерьера. Лицевая панель устройства представлена на рисунке 8.1.

Рис. 8.1 - Лицевая панель кассетного магнитофона Vilma M-212C

.        Пропорции устройства. Пропорции - это система отношения частей формы изделия между собой и целым, придающая изделию гармоничную целостность [4]. Лицевая панель магнитофона имеет форму прямоугольника, разделенного на три части: панель управления и 2 динамика. Отношение высоты к ширине равно: 235:470 =0,5. Пропорция частей ПУ:

AB=CD=130мм, ВС=210мм

AB:BC:CD = 1:1,6:1

Следовательно, конструкция симметричная.

Составим пропорцию «золотого сечения» для отрезка AC, равного сумме AB и BC: AB/BC=BC/(AB+BC) [4],

Подставив значения получаем:

AB/BC=130/210=0,619

BC/(AB+BC)=0,618

Из расчёта следует, что пропорции устройства приближены к «золотому сечению». Таким образом, пропорции улучшают качество композиции и предают ей эстетическую завершенность и гармоничность.

.        Масштаб и масштабность устройства. Масштаб - отношение линейных размеров на чертеже к натуральным. Масштабность - зрительная выразительность величины формы изделия по отношению к человеку. Мера масштабности - размеры органов управления и индикации [4]. В нашем случае о размерах устройства можно судить по форме основных компонентов ПУ: дисплея (поз.G прил. Б), лотка для дисков (поз. O прил. Б), поворотных ручек (поз. N, P прил. Б). Все они выполнены с соблюдением размеров, учитывающих антропометрические характеристики среднестатистического человека. В приложении А магнитофон изображен в масштабе 1:2. Не смотря на это относительные размеры органов управления устройства позволяют представить истинные размеры компонентов ПУ и самого магнитофона. Таким образом, на данном музыкальном центре соблюдается масштабность.

.        Метрические ряды. Метр - многократное повторение элемента формы при одинаковом интервале[4]. На ПУ присутствуют органы управления формы, которые образуют между собой метрические ряды: кнопки поз.B и поз. I,J,K прил. Б (два вертикальных ряда по 3 элемента), кнопки поз. C,D,E,F,H прил. Б (один горизонтальный ряд из 6ти элементов). Т.к. количество повторяемых элементов в ряду 3-6, то они воспринимаются оператором как отдельные элементы (подсознательно считаются). Во всех рядах их начало и конец обозначены геометрически (ограничены линиями, выделяющими ПУ, либо компонентами другой формы), что делает композицию завершённой.

.        Симметрия и асимметрия устройства. Симметричным называют устройство, которое состоит из геометрически и физически равных частей, соответствующим образом расположенных относительно друг друга [4]. Компоненты на ПУ музыкального центра зеркально относительно вертикальной оси, т.е присутствует зеркальная симметрия, придающая ПУ уравновешенность и статичность, а компонентам взаимосвязанность.

.        Тектоника устройства. Тектоника - зримое отражение в форме изделия существа конструкции и «работы» в ней материала [4]. Высота музыкального центра меньше его ширины, что визуально придаёт конструкции устойчивость; этот эффект усиливают изготовленные из более темного материала динамики, расположенные с обеих сторон ПУ. В свою очередь крышка, изготовленная из прозрачного пластика, облегчает внешний вид устройства. Таким образом тектонический характер формы устройства не нарушается.

.        Контраст и нюанс. Контраст означает резко выраженные отличия между однородными свойствами или качествами элементов. Нюанс означает небольшие слабовыраженные отличия свойств или качеств элементов [4]. В магнитофоне наблюдается контраст расположения компонентов: вертикально расположенные кнопки поз. A,B,I,J,K,L(прил.Б) и разъём поз.Q (прил.Б) контрастируют с горизонтально расположенными рядом кнопок поз.C,D,E,F,H (прил. Б), поворотными ручками поз. N,P (прил.Б), дисплеем поз.G (прил.Б) и лотком для дисков поз.О (прил.Б); так же присутствует контраст размеров (кнопки поз.C,D,E,F,H (прил.Б) и поворотные ручки поз. N,P (прил.Б)) и цветовой контраст между светлыми кпопками поз. A-F, H-L(прил.Б), поворотными ручками поз. N, P(прил.Б) и темной передней панелью. Данные контраст не является слишком резким, что не нарушает композиционную связь элементов, а так же придаёт ей выразительность и запоминаемость. В качестве нюанса выступает переход с серого цвета на белый (кнопки поз. A-F, H-L (прил.Б) и поворотные ручки N,P (прил.Б) выполнены в сером цвете, а подписи к ним (поз. 1-3, 5-17, 19-24, прил.В) - в белом). Также в композиции магнитофона соблюдаются следующие принципы композиционного построения:

)        Принцип повторяемости. Он проявляется в повторении округлой формы органов управления и их цветовом решении (поз. A-F, H-L, N,P прил.Б). Но при всем этом компоненты в общем не слишком похожи между собой, что не лишает композицию художественной выразительности.

)        Принцип соподчинённости. Все элементы композиции музыкального центра упорядочены относительно композиционных центров своих функциональных частей.

)        Принцип равновесия. Все функциональные части композиции устройства уравновешены относительно вертикальной и горизонтальной осей.

)        Принцип единства. В музыкальном центре соблюдается принцип есдинства, т.к все компоненты выполнены в одном стиле: единый способ декоративного оформления деталей (напр. на кнопках поз. I,J,K,L (прил. Б) у индикаторов одинаковая подсветка), единая система графических знаков и симолов (большинство надписей одинаковой высоты, цвета и стиля текста), однотипность комплектующих элементов (все кнопки и ручки имеют круглую либо закруглённую форму), единая цветовая гамма (как видно из Приложения А, устройство выполнено в черном цвете, с серыми кнопками, без ярких компонентов). Стилевое решение разработчиков устройства целостно и органично.

Таким образом, у музыкального центра несложная завершенная композиция и эстетичный внешний вид. ПУ не перегружена компонентами, что положительно влияет на общую композицию. Классические формы ПУ смогут хорошо вписаться в любую обстановку. Универсальность дизайна позволяет удовлетворить эстетические потребности большинства потребителей.

         Анализ цветового решения лицевой панели

Цвет - свойство тел вызывать определённые зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого видимого излучения. Хроматические цвета содержат все спектральные цвета и их оттенки, ахроматические же отличаются друг от друга только светлотой [4].

На ПУ музыкального центра TEAC LP-R400 использованы следующие цвета:

-ахроматические

белый (с=0,9)

серый (с=0,81),

черный (с=0,0,4),.

-хроматические

голубой (0,6)

красный (0,12)

Цвета подобраны таким образом, что их сочетание не утомляет глаз. Все компоненты на ПУ хорошо заметны, что подтверждается в разделе 4.

При переводе взгляда со светлой поверхности на темную и наоборот требуется определённое время для адаптации (привыкания).[4] Для данной ПУ это время будет небольшим, в виду отсутствия резких цветовых переходов и применения цветов с меньшим временем адаптации.

При длительном воздействии цвета на глаз его чувствительность к восприятию этого цвета снижается, в виду цветового утомления. Чем насыщеннее цвет, тем сильнее и раньше начинается утомление. В виду отсутствия ярких и насыщенных цветов, цветовое утомление будет слабым.[4]

При синтезе цветового решения РЭС обычно пользуются цветовыми гармониями по следующим схемам на рис. 9.1 [4]:

контрастная, сочетающая взаимнодополнительные цвета (красный - зелёный, оранжевый синий и т.д.)

нюансная, сочетающая близкорасположенные оттенки одного цвета разной насыщенности.

гармония «цветовая триада», сочетающая 3 цвета, разностоящие на цветовом круге.

Рис. 9.1 - Схемы цветовых гармоний: контрастная, нюансная и «цветовая триада» (слева направо соответственно)

Т.к. в нашем устройстве сочетаются три ахроматических (белый, серый, черный) и два хроматических (голубой и красный) цвета, то данные гармонии неприменимы для анализа цветового решения лицевой панели.

Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции человека. Приведем психологические ассоциации применённых цветов:

Красный - теплый, тяжелый, возбуждающий

Голубой - холодный, лекгий, успокаивающий

Белый - лёгкий

Серый - легкий

Черный - тяжелый, угнетающий [4]

Исходя из данных, можно сделать вывод, что данное цветовое решение не будет оказывать раздражающего действия на человека, в виду компенсации тяжелых, угнетающих цветов, легкими и успокаивающими.

ПУ выделяется цветовыми зонами, что уменьшает время информационного поиска. Помещение освещается лампами накаливания (см. раздел 1). Т.к. в спектре ламп накаливания почти полностью отсутствует синее и фиолетовое излучение, то присутствующий на ПУ голубой цвет несколько зеленеет. У оператора происходит неадекватное восприятие этого цвета.

Матовая фактура поверхности маскирует ее дефекты и обеспечивает большую устойчивость внимания, так как отсутствие бликов не утомляет взгляд оператора. На ПУ присутствуют индикаторы, светящиеся зелёным (поз. 22 прил. В) и красным (поз. 21 прил. В) цветом. Данные цвета вызывают наименьшее цветовое утомление.

Экспертное заключение

В данной работе был подвержен анализу на соответствие инженерно-психологическим и эргономическим требованиям музыкальный центр TEAC LP-R400.

.        Расчет размеров ПУ музыкального центра показывает, что фактическая площадь ПУ музыкального центра TEAC LP-R400 удовлетворяет требованиям инженерной психологии и эргономики. ПУ не является перенасыщенной какими-либо компонентами, и при работе с данным устройством у оператора не будет наблюдаться дезориентация или потеря внимания.

.        Расчёт соответствия размеров компонентов требованиям показывает, что подавляющее число надписей и символов (все кроме поз поз. 10, 11, 22, 24 прил.В) не соответствуют им, т.е. явление параллакса при взгляде на ПУ под углом не учитывается. Это ведёт к перенапряжению глаз оператора, в связи с неразборчивостью компонентов и др. Для устранения этих недостатков ПУ необходимо заменить сложные компоненты простыми, а также увеличить их размеры. Однако, вместе с увеличением размеров компонентов может потребоваться увеличить и размеры самой ПУ, чтобы внимание оператора не рассеивалось на близко расположенные друг к другу компоненты.

.        Расчёт светотехнических характеристик лицевой панели показал, что опять же не все компоненты отвечают требованиям комфортной работы оператора. Контрастность этих компонентов (поз. 21, 22 прил. В в активном режиме) недостаточна для чёткого восприятия. Поэтому необходимо изменить их цвет для достижения соответствия требованиям.

.        Расчет эргономических характеристик лицевой панели показал, что все органы управления соответствуют требованиям. Оператор должен приложить небольшое усилие, чтобы нажать кнопку или повернуть рукоятку, но одновременно ощущать сопротивление, чтобы удостовериться в совершении действия. Также случайные воздействия не должны оказать влияние на смену положения или нажатие органа управления.

.        Расчёт времени информационного поиска показал, что время поиска компонентов (органы управления и индикации) по различным признакам осуществляется оператором за очень маленькие промежутки времени. Это означает, что у оператора не составляет затруднения найти необходимый компонент даже при первом знакомстве с ПУ устройства.

.        Расчет алгоритма работы оператора показал, что работа оператора с музыкальным центром TEAC LP-R400 полностью удовлетворяет требованиям инженерной психологии и эргономики и логически не загружена, т.е. оператор быстро освоится и не будет испытывать затруднений при работе с устройством, после изучения инструкции применения.

.        Анализ композиционного построения музыкального центра показал, что её композиция по своей тектонике является устойчивой, масштабность соблюдается. Композиция ПУ является симметричной уравновешенной, метрические повторы делают ее завершённой. Таким образом. композиция TEAC LP-R400 отвечает нормам дизайна.

.        Цветовое решение, применяемое в магнитофоне довольно простое, но отвечает всем эстетическим требованиям. Используемые цвета гармонично вписываются в общий дизайн устройства, не вызывают цветового утомления.

Проведя инженерно-психологический и эргономический анализ музыкального центра TEAC LP-R400, можно утверждать, что ПУ по некоторым параметрам не отвечает необходимым требованиям. Это работу оператора, но в связи с тем, что музыкальный центр не является сложным устройством, применяется в быту, разовыми циклами, не длительное время (после первоначальной настройки устройства, присутствие оператора практически не требуется, так же как и при последующих включениях), работа с ним практически не скажется на психологическом и физическом здоровье оператора. В связи с этим применение кассетного магнитофона с точки зрения инженерной психологии и эргономики допустимо.

Список литературы

1.       Инженерно-психологический анализ панелей управления РЭС: Методическое пособие по дисциплине «Инженерная психология» для студентов специальностей «Моделирование и компьютерное проектирование РЭС», «Техническое обеспечение безопасности» заочной формы обучения. Алефиренко В.М., Боровиков С.М - Минск: БГУИР, 2007. - 32 с.: ил.

.        ЭУМК «Инженерная психология» - БГУИР, 2008. - 230 с

.        Стенд-каталог с цветовыми характеристиками

.        Дизайн бытовых РЭС: метод. Пособие по курсу «КРЭС» для студентов специальности «Конструирование и технология РЭС». Алефиренко В.М., Шамгин Ю.В. - Минск: МРТИ, 1991 - 62с

.        Музыкальный центр TEAC LP-R400. Руководство пользователя

Похожие работы на - Экспертный исследование панели управления музыкального центра TEAC LP-R400

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!