Долгосрочная финансовая политика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,45 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Долгосрочная финансовая политика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра финансов и бухгалтерского учета







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Финансы»

На тему: Долгосрочная финансовая политика










Набережные Челны

г.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная финансовая политика - элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. В ходе исполнения новой финансовой политики выявилось множество проблем, к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне, и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

Для выхода из финансового кризиса Правительством РФ был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода. Взаимоувязка финансовой политики и структурных реформ должна осуществляться по следующим направлениям:

повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

оздоровление банковской системы;

совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;

развитие земельной реформы;

принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;

создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.

Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путем проведения структурной перестройки экономики.

Задачей ближайших лет является укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам. Для этого необходимо создать надежную систему страхования вкладов, разрешить при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг, разработать комплекс мер по расширению прав мелких инвесторов фондового рынка.

Стратегической задачей финансовой политики является достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, для чего необходимо проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики федерального центра, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с целью укрепления государственных финансов и пресечения проявлений регионального сепаратизма.

Поддержать экономику страны может сокращение налогового бремени. Необходимо выполнение принятых законов по снижению налогового бремени, а также анализ их влияния на экономику и доходы бюджета.

Важным направлением совершенствования бюджетной политики является оптимизация структуры расходов бюджета и сокращение бюджетных расходов по тем статьям, где это возможно. Необходимо наращивать расходы бюджета на народное хозяйство. Необходимо дальнейшее снижение расходов на обслуживание государственного долга.

Финансовая политика должна быть увязана с денежно-кредитной политикой. Одним из направлений политики государства в этой области является активизация Банка России на открытом рынке.

В ближайшем будущем требует решения такая проблема бюджета, как повышение эффективности использования государственной собственности. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

) создание адекватного финансового механизма;

) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Задачи финансовой политики направлены:

) на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

) выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная цель государственной финансовой политики - наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

Теперь мы рассмотрим подробнее каждое направление государственной финансовой политики.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

.1 Бюджетная политика

Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов.

Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической социальной стабильности. Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие этим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных Конституцией.

В разработанной и одобренной Правительством РФ экономической программе на долгосрочную перспективу определены следующие основные направления финансово-бюджетной политики нашего государства:

) снижение налоговой нагрузки на экономику;

) упорядочение государственных обязательств;

) концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;

) снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;

) создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Проведение налоговой реформы должно снизить налоговую нагрузку, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системой налогообложения.

Будет осуществлен пересмотр размера и структуры обязательств государства. Это будет произведено на основе перехода к адресной социальной поддержке граждан, которая подразумевает уточнение и сокращение ряда социальных обязательств, установленных федеральными законами.

Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих.

Финансирование расходов на оборону будет базироваться на утвержденной военной доктрине. Расходы будут учитывать необходимость перевооружения армии при сокращении численности отдельных родов войск и поэтапном переводе части армии на профессиональную основу.

Поддержка судебной системы - одна из важнейших функций государства. Поэтому предстоит переход к полному финансированию судебной системы за счет средств федерального бюджета, что позволит добиться независимости судей, в том числе от решения региональных властей.

Ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое разграничение сходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизма финансовой поддержки территории.

Важное направление финансово-бюджетной политики - создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.

1.2 Налоговая политика

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения. Задачи налоговой политики сводятся к: 1) обеспечению государства финансовыми ресурсами; 2) созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; 3) сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Можно выделить три типа налоговой политики. Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения. Задачи налоговой политики сводятся к: 1) обеспечению государства финансовыми ресурсами; 2) созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; 3) сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Можно выделить три типа налоговой политики. Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются. Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Стратегия и тактика налоговой политики Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

. экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

. фискальные - повышение доходов государства;

. международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге - к экономическому кризису. Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

.3 Инвестиционная политика

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Инвестиции - это понятие, охватывающее:

Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие «новые» (или «чистые») инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. «Инвестиции в модернизацию» - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма «чистых» инвестиций и «инвестиций на возмещение» называется «валовыми инвестициями».

Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности. На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Необходимо также постоянно наращивать объем инвестиций в производственные фонды, в следствии их высокого износа. Остро стоит проблема утечки национального капитала за рубеж. Нельзя забывать о наличие большой денежной массы у населения, которую необходимо активно использовать в инвестиционных процессах.

В стране остается невостребованным огромный инвестиционный потенциал, который характеризуется большим разрывом между сбережениями и накоплениями, с одной стороны, и инвестициями - с другой. Он достигает почти 10% ВВП. Заметно снизилась инвестиционная роль федерального бюджета во взаимоотношениях с национальной экономикой: на строительство объектов производственного и социального комплексов, предусматривается только около 0,66% расходов федерального бюджета. Значительная часть бюджетных расходов направляется на развитие монопольных секторов экономики. В результате большая часть уплачиваемых монопольными структурами налогов к ним же обратно возвращается в качестве инвестиций.

В настоящее время российская экономика нуждается в притоке инвестиций, в том числе иностранных. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования реального сектора экономики (кроме монопольных структур) из средств государственного бюджета, в виду отсутствия у них достаточных средств, большого износа установленного на предприятиях оборудования, преобладания старого технологического уклада.

Иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. Отсутствие существенной конкуренции со стороны российских хозяйствующих субъектов, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости, включая внешние финансовые источники и другие. Следовательно, большая зависимость от внешних иностранных инвестиций может иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

Использование финансов стабилизационного фонда (СФ) в качестве инвестиционных ресурсов и использование иностранных инвестиций в экономике для страны мало отличается друг от друга. В то же время правительство страны считает, что использование СФ - это источник раскрутки инфляции, а использование иностранного капитала - нет.

В первом случае нет зависимости российской экономики от кого-либо, во втором - есть зависимость от иностранного капитала! Если в первом случае проценты за кредиты и дивиденды остаются в России, а во втором случае уходят заграницу! Но, несмотря на это, иностранные инвесторы не торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов финансово-инвестиционной политики, которая является стержнем развития экономики.

В целом факторами, сдерживающими развитие финансово-инвестиционного процесса, были и остаются: слабое финансовое положение предприятий реального сектора экономики (значительная доля убыточных предприятий); низкая норма прибыли и нехватка собственных средств у субъектов экономики на инвестиционные цели; уменьшение доли инвестиций, финансируемых из бюджетных ресурсов; высокий уровень инвестиционных рисков; непривлекательность российского реального сектора экономики, кроме естественных монополий и авто-прома, для иностранного капитала; ограниченные возможности получения и использования кредитных ресурсов из-за сохранения высокой стоимости банковских кредитов (средняя рентабельность по стране меньше или равняется ставке рефинансирования ЦБР); нецелевое использование амортизационных отчислений, которые в большинстве случаев направляются на пополнение оборотных средств субъектов экономики.

.4 Социальная финансовая политика

Государственная социальная политика является еще одной важнейшей сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:

защита граждан от экономического и общественного вреда и деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.;

обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;

контроль морально-этических основ общества.

Это предполагает перераспределение дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливости обусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, его культурными и политическими традициями.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:

опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;

общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;

перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;

гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.

В основе системы соцобеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических субъекта: работник, предприниматель и государство. Пропорции каждого из этих субъектов в сумме страховых взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств.

В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:

Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США).

Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП (Швеция).

бюджетный социальный финансовый политика заемный

1.5 Таможенная политика

Таможенная политика - это система экономических организационных, правовых и иных мероприятий, проводимых государством, направленная на реализацию интересов государства; это часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Именно таможенная политика определяет основные направления таможенного регулирования, таможенного законодательства и таможенного дела.

Двумя основными разновидностями таможенной политики в настоящее время являются протекционизм и либерализм (либо политика свободной торговли).

Протекционизм выступает как внешнеторговая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках - как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.

Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок (используемые при этом формы внешнеторговой политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств).

Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу.

Таможенная политика осуществляется путём применения:

таможенных пошлин, налогов и сборов при перемещении товаров через границу,

таможенных процедур для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей.

Круг задач, выполняемых таможенными органами России, на самом деле гораздо шире, чем пополнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

участие в разработке и реализации таможенной политики;

участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;

защита экономических интересов России;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны;

осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;

взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело;

сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов.

Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.этап - до конца 2010 г. - характеризуется по предварительной оценке, постепенным переходом от острой фазы кризиса к фазе смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно быть направлено на сбалансированную защиту интересов бюджета государства, отечественных производителей и потребителей.этап - 2011-2012 гг. - стабилизация экономики, переход к поступательному развитию. Главные задачи этого этапа заключаются в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и в переходе к полномасштабной реализации приоритетных направлений таможенно-тарифной политики на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. [1]

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

В процессе своей деятельности предприятие использует заемные средства, получаемые в виде:

долгосрочного кредита от коммерческих банков и других предприятий,

выпуска облигаций, имеющих заданный срок погашения и номинальную процентную ставку.

В первом случае стоимость заемного капитала равна процентной ставке кредита и определяется путем договорного соглашения между кредиторами и заемщиком в каждом конкретном случае отдельно.

Во втором случае стоимость капитала определяется величиной выплачиваемого по облигации купона или номинальной процентной ставкой облигации, выражаемой в процентах к ее номинальной стоимости. Номинальная стоимость - это цена, которую заплатит компания - эмитент держателю облигации в день ее погашения. Разумеется, что срок, через который облигация будет погашена, указывается при их выпуске.

В момент выпуска облигации обычно продаются по их номинальной стоимости. Следовательно, в этом случае стоимость заемного капитала СD определяется номинальной процентной ставкой облигации iн

.

Однако в условиях изменения процентных ставок по ценным бумагам, которое является следствием инфляции и других причин, облигации продаются по цене, не совпадающей с номинальной. Поскольку предприятие - эмитент облигаций должно платить по ним доход, исходя из номинальной процентной ставки и номинальной стоимости акции, реальная доходность облигации изменяется: увеличивается, если рыночная цена облигации падает по сравнению с номинальной, и уменьшается - в противном случае.

Для оценки реальной доходности облигации (стоимости заемного капитала) используем модель текущей стоимости облигации.

В качестве реальной доходности облигации (или стоимости заемного капитала, основанного на облигациях данного типа) используется доходность облигации к погашению, для которой в п. 4. приведено уравнение. В используемых обозначениях это уравнение имеет вид:

,

где VМ - текущая рыночная цена облигации,- количество лет, оставшихся до погашения облигации.

Это уравнение можно решить лишь приближенно с помощью численных методов на ЭВМ или финансовом калькуляторе. Результат, близкий к использованию уравнения, дает следующая приближенная формула

.

Пример. Компания ZZ пять лет назад выпустила облигации номиналом $1,000 и номинальной процентной ставкой 9%. Текущая стоимость облигации на фондовом рынке составляет $890 и до погашения остается еще 10 лет. Необходимо определить стоимость облигации.

Используя приближенную формулу, получим

Точным значением , получаемым в результате решения уравнения, является 10.86%.

Предположим теперь, что текущая рыночная цена облигации составляет $1,102 за штуку. В этом случае

.

Точное значение равно 7.51%.

Если компания хочет привлечь заемный капитал, то она должна будет выплачивать по привлеченным средствам процентный доход, как минимум равный доходности по существующим облигациям. Таким образом, эта доходность будет представлять собой стоимость привлечения дополнительного заемного капитала. Если у компании есть избыточные средства, то она может использовать их на покупку существующих облигаций по их рыночной стоимости. Сделав это, компания получит доход, равный доходу, который бы получил любой другой инвестор, если бы он купил облигации по их рыночной стоимости и держал их у себя до момента погашения. Если компания по-другому инвестирует избыточные средства, то она отказывается от альтернативы погашения облигации, выбирая, по крайней мере, столь же прибыльную альтернативу. Итак, доходность облигации к погашению (или, как часто говорят, конечная доходность) - это альтернативная стоимость решения об инвестировании средств. Таким образом, независимо от того, имеются ли у компании избыточные средства или она нуждается в их притоке, конечная доходность по существующим облигациям представляет собой стоимость заемных средств.

Эффективная стоимость заемных средств. Говоря о стоимости заемного капитала, необходимо учитывать следующее очень важное обстоятельство. В отличие от доходов, выплачиваемых акционерам, проценты, выплачиваемые по заемному капиталу, включаются в себестоимость продукции, т.е. учитываются в отчете о прибыли до выплаты налога на прибыль. Таким образом, стоимость заемного капитала после уплаты налогов становится ниже конечной доходности (или стоимости до уплаты налогов).

Пример. Предположим, что конечная доходность по привлеченному заемному капиталу составляет 10%. Только что выпущенная облигация номиналом $1,000 в этом случае будет приносить ежегодно 10%  $1,000 = $100. Если величина ставки налога равна 30%, то издержки в $100 на выплату процентов будут означать экономию в налогах в размере $30. При этом издержки на выплату процентов после уплаты налогов составят $70 = $100 - $30. Поэтому стоимость заемного капитала после уплаты налогов составит $70/$1,000 = 7%.

Для того чтобы отразить этот финансовый феномен, вводят так называемую эффектную стоимость заемного капитала, равную

,

где Т - ставка налога.

В условиях предыдущего примера мы приходим к такому же результату, но более простым способом:

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник для ВУЗов. Под. Общ. Ред. Кушлина В.И. Москва, Изд-во РАГС, 2002.

2.       Некипелов А. О стратегических установках и экономической политике властей // Российский экономический журнал. 2004.№5-6.

.        Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М., 1997.

.        Государственное регулирование рыночной экономики. /Под ред. Кушлина В.И. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2006. - 834 с.

.        Экономика: Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. /Под ред. Булатова А.С. 4-е изд. М.: ЭкономистЪ. 2006. - 767с.

.        Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие. - М. 2001 г

.        Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. - М. 2001 г

.        Холланд С. «Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики», М 1993 г

.        Яремчук Н.В. Экономическое развитие современной России. - М. 2005 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!