Методические особенности изучения темы 'Информационные системы' в классах с гуманитарной направленностью (тестирующие программы)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»
Специальность: информатика
Кафедра Информатизации образования и методики информатики
Курсовая работа
по информатике
на тему: «Методические особенности изучения темы «Информационные системы» в классах с гуманитарной направленностью (тестирующие программы)»
Выполнила: студентка
курса ОЗО отделения информатики
Зимина Е.Е.
Научный руководитель, доцент, кандидат педагогических наук
Иванова Д.С.
Рязань, 2011 г.
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения темы «Информационные системы» в классах с гуманитарной направленностью
.1 Основные определения и стандарты
.2 Особенности преподавания темы «Информационные системы» в классах с гуманитарной направленностью
.3 Анализ электронных пособий по теме «Информационные системы»
Вывод к I главе
Глава II. Методика преподавания темы «Информационные системы» в классах гуманитарного профиля
.1 «Информационные системы» по курсу профильного уровня
.2 Методические указания и рекомендации
Вывод ко II главе
Глава III. Тестирующие программы
.1 Программы для создания тестов и проведения тестирования
Вывод к III главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В ходе эволюции школьного курса информатики все большее место в его содержании занимает тема информационных систем. Актуальность этой темы растет по мере развития и распространения информационных систем, функционирующих на базе компьютерной техники.
Исторически сложилось так, что именно образование стало одной из первых областей информатизации общества, призванной формировать новую информационную культуру человека - личности, умеющей работать в условиях внедрения информационных технологий, информатизации всех сфер деятельности человека. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
Для того чтобы определить цели исследования, необходимо проанализировать специфику современного информационного общества, а также показать примерную методику преподавания раздела школьной программы «Информационные системы» в 10 классе гуманитарного профиля средней школы. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
дать понятие информационной системы и проанализировать его;
рассмотреть методику преподавания темы «Информационные системы» в школе.
Выстраивая в курсе информатики содержание этого раздела, неизбежно приходишь к выводу, что здесь нельзя ограничиваться рассмотрением только компьютерных средств и методов. Понятие информационной системы (ИС) в широком смысле охватывает всевозможные средства и методы организации и хранения больших информационных массивов (хранилищ информации), а также предоставление на их основе информационных услуг населению. В этом смысле тема ИС пересекается с темой информационных ресурсов и информационных услуг, что относится к вопросам социальной информатики. С появлением глобальных сетей (Интернета) возник ранее невиданный феномен общедоступности информации. В связи с этим необходимой составляющей общей грамотности населения становится грамотность в области использования информационных систем. Элементы этой грамотности могут быть даны уже в пропедевтическом курсе информатики. Основы должны быть заложены в базовом курсе.
Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать помощь учащимся в адаптации к новым экономическим отношениям за счет создания условий для личностного роста и повышения уровня информированности обучающихся в различных областях жизни. Одно из важнейших и эффективных направлений работы школы - активное участие в создании образовательной среды, введение в учебный план курсов, позволяющих получить школьникам знания и умения для грамотного и осознанного выбора профиля обучения с учетом дальнейшего профессионального развития.
В модернизации образования ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».
В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Основные научно-технические усилия общества направляются на создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации, необходимой для принятия рациональных (оптимальных) управленческих решений. Персональные компьютеры и создаваемые на их основе информационно-вычислительные сети (от локальных, функционирующих в пределах одной организации, до глобальных, таких, как Интернет, позволяющих связать в единое информационное пространство все мировое сообщество) открывают новые перспективы развития человеческой цивилизации.
Вопросы, связанные с информатикой вообще и гуманитарной информатикой в частности нашли отражение в работах многих учёных и специалистов. В задачи информатики входит изучение свойств информации и её возможностей для прогнозирования, управления, удовлетворения потребностей различного рода пользователей. Социально-гуманитарные науки могут взаимодействовать с информатикой, порождая собственные «отраслевые информатики», обслуживающие эти науки и содействующие внедрению в них информационных технологий. Гуманитарная информатика вписывается в спектр социально-гуманитарных наук, меняя лишь в некоторой степени своё содержание. Отметим сопутствующие информатике направления, составляющие её сущность и получившие следующие названия: «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура». Они, на мой взгляд, являются важными составляющими гуманитарной информатики.
Актуальность исследования. Информатизация общества - это создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.
Объектом курсовой работы является процесс преподавания темы «Информационные системы» в профильных классах с гуманитарной направленностью.
Предметом - методика преподавания темы «Информационные системы» в классах гуманитарного профиля.
Целью данной работы является разработка методики преподавания темы «Информационные системы» в классах гуманитарного профиля.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
·изучить программу и содержание школьного курса информатики;
·найти и проанализировать литературу по данной теме;
·разработать поурочное планирование преподавания темы;
·проанализировать и создать формы обратной связи;
·проанализировать тестирующие программы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрыты основные теоретические сведения о стандартах и основных направлениях развития гуманитарной информатики в школе. Во второй главе показана методика преподавания темы «Информационные системы» в классах гуманитарного профиля. В третьей главе описаны несколько программ для создания тестов.
Глава I. Теоретические основы изучения темы «Информационные системы» в классах с гуманитарной направленностью
1.1 Основные определения и стандарты
Появление и начальное становление информатики как науки относится ко второй половине XX века. Область интересов информатики - структура и общие свойства информации, вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в различных сферах человеческой деятельности.
По мнению М.П. Лапчика, предмет информатики, как и кибернетики, образуется на основе широких областей своих приложений, а объект - на основе общих закономерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обществе.
Часть информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики. Впервые в отечественной литературе этот термин введен в концептуальном документе, разработанном под руководством А.П.Ершова. В нем школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.
В области технического обеспечения школьная информатика имеет своей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы; определить параметры оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники (КВТ); найти оптимальное соотношение использования серийных средств и оригинальных разработок, ориентированных на среднюю школу.
К проблемам организационного обеспечения, связанного с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса, в частности, относятся: организационно-технические мероприятия по обеспечению и последующему сопровождению технической базы школьной информатики и организации разработки, тиражирования и доставки педагогических программных средств (ППС) в школу; подготовка и переподготовка кадров для всех уровней системы просвещения и прежде всего школьных учителей, способных нести в массовую школу информатику как новую научную дисциплину, как инструмент совершенствования преподавания других школьных предметов, как стиль мышления.
Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений. Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и образовательного учреждения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.
Федеральный компонент - основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней - по учебным предметам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр - начальное общее и основное общее образование, второй - среднее (полное) общее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.
Порядок введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в 9 классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в 1, 5 и 10 классах. Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее - ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312. ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, «Информатика и ИКТ» представлена с 8 класса по 1 часу в неделю, и в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, а также за счет часов «Технологии», отведенных на организацию предпрофильного обучения в 9 классе.
В старшей школе реализовано профильное обучение. Каждое общеобразовательное учреждение реализует свой профиль или несколько профильных направлений. В выбранных профилях предмет «Информатика и ИКТ» может быть представлен на двух уровнях - базовом или профильном.
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Например (рассматриваются возможные профили):
Для физико-математического профиля и информационно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» представлена как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно. А также возможно расширение изучения предмета за счет элективных курсов (обязательных по выбору обучаемого) от 1 до 5 часов.
В социально-экономический, индустриально-технологический и универсальный профили «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов ежегодно.
Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до 6 часов в неделю ежегодно или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов в неделю.
Аналогично для социально-гуманитарного профиля: «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на базовом уровне от 1 до 3 часов в неделю ежегодно или базовый уровень может быть реализован за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно; для филологического и психолого-педагогического профилей - за счет элективных курсов от 1 до 4 часов; для аграрно-технологического и художественно-эстетического профилей - за счет элективных курсов от 1 до 5 часов.
При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Федеральный компонент содержит три стандарта по «Информатике и ИКТ»: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Каждый из стандартов включает:
·цели;
·обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
·требования к уровню подготовки выпускников.
Цели изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Информатика - наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей
в основной школе:
·освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
·овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
·воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
·выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
в старшей школе на базовом уровне:
·освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
·овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
·воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
·приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
в старшей школе на профильном уровне:
·освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование, средствам моделирования, информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
·овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
·развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
·воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
·приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ - обобщенное содержание образования по информатике и ИКТ, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить обучение на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.
В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников - установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне призвано более полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины. В связи с этим приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения.
Все курсы информатики и ИКТ основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или неявном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
·автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
·АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
·АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
·АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе - всегда существует «носитель» этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы ни рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы ни рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые являются неотъемлемым компонентом курса информатики. Здесь речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне, - это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной системы», т. е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам, как информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т. д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Основными содержательными направлениями курса информатики и информационных технологий профильного уровня старшей школы являются:
) теоретическая информатика, представленная линиями:
·информация и информационные процессы;
·математическое и компьютерное моделирование;
·основы информационного управления;
2) средства ИКТ и их применение;
) информационная деятельность человека.
Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: системный анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Организация практических работ
При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ должно быть отведено не менее половины всего учебного времени.
Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются
на этапе основного общего образования:
·определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
·комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
·использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
·владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);
на этапе среднего (полного) образования:
·определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
·самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
·самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
·создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
·поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;
·перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
·использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
·осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В старшей школе, предполагается изучение информатики на двух уровнях в зависимости от выбранного профиля, количество часов и содержание предмета существенно различаются. (полный текст ФГОС по информатике и ИКТ в приложении 2)
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
·освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
·овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию;
·создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
·развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
·воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
·приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Региональный стандарт содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы
Подготовлен на кафедре информационных технологий в образовании ВОИПКРО, авторский коллектив: Л.А. Бачурина, Н.Н. Булгакова, О.Д. Горбенко, В.Б. Попов, В.Г. Хлебостроев.
.1. Общие положения
В этом разделе определены назначение настоящего стандарта и область его применения. Сформулированы условия реализации стандарта, в которых определены требования к техническому, программно-методическому и кадровому обеспечению. Приведена общая характеристика образовательной области Информатика, педагогические функции, определяемые спецификой ее вклада в решение задачи общего образования школьников. В этом же разделе формулируются основные цели и задачи образовательной области Информатика. Исходя из психолого-возрастных особенностей учащихся, в реализации целей и задач образовательной области выделяется несколько этапов: пропедевтический, базовый и профильный (предпрофессиональный). Рассматривается общая структура содержания образования по информатике и выделяются основные содержательные линии в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования по информатике. В заключение раздела охарактеризованы тенденции и ближайшие перспективы развития содержания образовательной области Информатика.
.2. Обязательный минимум содержания образования по информатике в регионе
Представлен обязательный минимум содержания образования по информатике в Воронежской области, включающий в себя минимально необходимый и полностью отражающий общеобразовательный характер курса набор содержательных линий. Особенностью данного описания является детализация содержания по этапам реализации целей и задач образовательной области Информатика. При этом степень детализации обеспечивает представление обязательного минимума содержания образовательной области как перечня целостных компонентов обладающих относительной самостоятельностью.
Спецификой профильного этапа образования по информатике является большое разнообразие условий и форм его реализации. В этой связи положения стандарта, касающиеся данного этапа, носят рекомендательный характер. В частности, для профильного этапа реализации целей и задач образовательной области Информатика приведен один из возможных вариантов содержания образования, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности подготовки учащихся.
1.3. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся
Приводятся требования к минимальному и достаточному для достижения целей общего образования уровню подготовки учащихся по информатике. Требования, предъявляемые к учащимся, отражают всю совокупность базового содержания и заданы в предметно-деятельностной форме. Объем требований детализирован по этапам реализации целей и задач образовательной области Информатика.
.4. Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта
В данном разделе описывается подход к оценке условий, способствующих выполнению требований стандарта. Предложены подходы к оценке уровня обученности учащихся.
2.1. Назначение и условия реализации стандарта
Настоящий стандарт устанавливает уровень бесплатного обучения граждан Российской Федерации, удовлетворяющий их образовательные потребности и запросы в области информатики и информационных технологий, подготавливающий к жизни в информационном обществе и необходимый для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании.
Положения настоящего стандарта подлежат выполнению всеми средними общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Воронежской области, имеющими государственную аккредитацию и выдающими документы о получении основного общего и среднего (полного) общего образования, независимо от их вида и ведомственного подчинения.
В настоящем стандарте реализуются требования Закона Российской Федерации Об образовании (1996 г.) в части установления обязательного минимума содержания основной образовательной программы и требований к формированию информационной культуры выпускников.
Условия реализации стандарта
Создание условий обучения информатике и информационным технологиям должно, во-первых, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся, во-вторых, осуществлять поддержку процесса преподавания курса, в-третьих, обеспечивать использование возможностей современных компьютеров.
Техническое обеспечение
В качестве типового комплекта оборудования для кабинетов информатики рекомендуется следующая конфигурация аппаратных средств.
Рабочее место: IBM-совместимый компьютер с характеристиками, не ниже типичных параметров моделей IBM 486.
Сервер: компьютер на базе процессора с тактовой частотой не менее 800 МГц, оперативной памятью объемом не менее 128 Мб, видеокартой объемом памяти не менее 16 Мб, жестким диском объемом не менее 30 Гб, приводами для CD-ROM и гибких дисков.
Принтер.
Модем (не менее 56 Кбод).
Активные колонки, микрофон.
Компьютеры рекомендуется объединять в локальную сеть. При необходимости сервер можно дополнить звуковой картой, монитором, манипулятором мышь и использовать в качестве рабочего места учителя. В качестве сетевой операционной системы рекомендуются MS Windows 2000 или Windows NT.
Программно-методическое обеспечение
Базовое программное обеспечение составляют операционная система (MS Windows 2000 или Windows NT), офисный пакет MS Office 2000, антивирусные средства, архиваторы, графический редактор, инструментальные средства разработки программ.
Программно-методическое обеспечение курса информатики, наряду с базовым программным обеспечением включает программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, предоставляющие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.
Программное и учебно-методическое обеспечение курса информатики ориентировано на:
поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с компьютером);
формирование специфических умений и навыков использования средств новых информационных технологий, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся и подготовке их к жизни в условиях информационного общества.
Помимо педагогических методик, ориентированных на использование компьютерных технологий, в систему средств обучения следует включать традиционные методики, специфические функции которых передать компьютеру невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения.
Кадровое обеспечение
Для преподавания предмета Информатика могут привлекаться специалисты, удовлетворяющие тарифно-квалификационным характеристикам по должности «учитель» и имеющие соответствующую специальную подготовку.
2.2. Общая характеристика образовательной области Информатика
Образовательная область Информатика изучает структуру и общие свойства информации как фундаментальной компоненты реального мира. В то же время информатика - это развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации, преимущественно с помощью компьютерных систем. Информатика становится фундаментальной отраслью научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующей системно-информационный подход к познанию окружающего мира.
Способствуя формированию у учащихся системы научных знаний, обобщенной информационной картины мира, а также ряда актуальных приемов деятельности, образовательная область Информатика выполняет общеобразовательную функцию. Воспитательная функция образовательной области состоит в выработке у учащихся этических представлений, взглядов и убеждений, основанных на гуманистических, нравственных принципах, в формировании способов соответствующего поведения и деятельности в условиях информационного общества.
Данная образовательная область несет огромный развивающий потенциал. Она является одной из основных дисциплин, способствующих формированию содержательно-логического и операционно-алгоритмического типа мышления, активизируя творческие способности учащихся.
Вырабатывая у учащихся совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих широкое использование компьютера в качестве средства обучения, Информатика выполняет обслуживающую функцию.
Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Это делает информатику одним из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. Кроме того, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.
2.3. Цели изучения предмета Информатика
Основными целями изучения предмета Информатика являются:
обеспечение прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний об информационных процессах и их роли в формировании современной научной картины мира;
формирование представления о роли и значения информационных технологий и компьютерной техники в развитии современного общества;
привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Исходя из психолого-возрастных особенностей учащихся, в реализации целей и задач образовательной области выделяется несколько этапов: пропедевтический, базовый и профильный (предпрофессиональный).
Цель пропедевтического этапа - развитие наиболее значимых свойств мышления и внимания младших школьников, подготовка к изучению информатики и использованию новых информационных технологий в учебной деятельности.
Задачи пропедевтического этапа:
·формирование психологической (личностно-мотивационной, интеллектуальной, операционной) готовности к использованию новых информационных технологий;
·создание условий для развития наиболее значимых свойств мышления: способности к обобщению, осознанности, гибкости, устойчивости и самостоятельности;
·формирование первичных коммуникационных навыков;
·формирование умения строить структуру действий и организовывать для этого данные;
·создание условий для развития восприятия, памяти, творческого воображения;
·расширение кругозора учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
·обучение элементам работы на компьютере, создание условий для развития у детей чувства уверенности в овладении возможностями компьютера;
·воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам.
Цели базового этапа - обеспечить выполнение требований Обязательного минимума содержания образования по информатике, формирование информационной культуры учащихся.
Задачи базового этапа:
·формирование психологической (личностно-мотивационной, интеллектуальной, операционной) готовности к использованию новых информационных технологий;
·развитие логического, операционно-алгоритмического мышления;
·освоение учащимися понятий информации, информационного процесса и информационной модели;
·формирование представлений о компьютере как средстве обработки информации, о назначении и общих принципах работы его основных устройств;
·знакомство с этапами развития компьютерной техники и программного обеспечения, с назначением основных видов системного и прикладного программного обеспечения;
·формирование элементарных знаний о методах моделирования, навыков и умений формализованного описания задач и построения математических и информационно-логических моделей;
·усвоение понятия алгоритма, его свойств и способов описания, выработка умений применять основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление, цикл) для построения алгоритмов решения учебных задач;
·знакомство с одним из языков программирования высокого уровня, усвоение навыков использования его для записи алгоритмов решения задач учебного характера;
·формирование знаний об использовании средств новых информационных технологий для удовлетворения информационных потребностей, о назначении основных типов прикладных программных средств (текстовых, графических и табличных редакторов, систем управления базами данных), усвоение навыков их использования;
·воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам.
Цель профильного этапа - обеспечить продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности подготовки учащихся.
Задачи профильного этапа:
·формирование целостного представления о возможностях и перспективах, связанных с применением информационных и коммуникационных технологий;
·овладение практическими навыками использования новых информационных технологий в избранных учащимися сферах профессиональной деятельности;
·воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерным и информационным системам, к интеллектуальной собственности.
2.4. Место образовательной области Информатика в базисном учебном плане
В настоящее время информатика как отрасль научного знания превратилась в фундаментальную науку о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. Это влечет за собой повышение значения учебного предмета Информатика, обретение им статуса общеобразовательной учебной дисциплины.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Воронежской области предусматривает выделение на изучение предмета Информатика по 2 часа в неделю в 10-11-х классах. Однако, полноценная реализация общеобразовательного и развивающего потенциалов данного предмета возможна только при увеличении отводимого на его изучение учебного времени. Кроме того, назрела потребность в переносе базового этапа изучения информатики в среднее звено общеобразовательной школы.
Увеличение количества часов на изучение предмета Информатика возможно за счет обязательных занятий по выбору и факультативных занятий. Это соответствует современным тенденциям в изменении учебных планов общеобразовательной школы и рекомендациям целого ряда документов Министерства образования России. Так в Информационно-методическом письме Департамента общего среднего образования Минобразования России говорится: Изучение информатики желательно включать в учебный план второй ступени образования (7-9-е классы) за счет часов вариативной части. Пропедевтический курс информатики (начальная школа и 5-6-е классы) может включаться в учебный план за счет школьного компонента и при наличии соответствующих условий (оборудованный компьютерный класс, учебно-методические пособия, квалифицированные педагоги и др.).
Настоящий стандарт определяет несколько этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе.
Первый этап (I-VI классы) - пропедевтический. На этом этапе происходит развитие познавательных возможностей детей, способностей к решению задач информационной природы. Формируются внимание, логическое, операционное мышление, рефлексия, а также первые элементы информационной культуры, готовность к дальнейшему изучению информатики.
Второй этап (VII-IX классы) - базовый. Обеспечивает обязательный минимум содержания образования, формирование информационной культуры. Он направлен на овладение учащимися понятиями информация, информационные процессы, информационные модели, алгоритмы; методами использования информационных технологий для решения задач. На базовом этапе формируются навыки сознательного и рационального использования информационных и коммуникационных технологий для удовлетворения информационных потребностей в учебной, а затем, и профессиональной деятельности. Одним из результатов изучения учащимися курса информатики является возможность систематического использования методов и средств информационных технологий при изучении других учебных предметов.
Третий этап (X-XI классы) - профильный. Он отражает принцип профильной дифференциации и обеспечивает продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности подготовки учащихся.
За счет часов обязательных занятий по выбору базисного учебного плана организуются спецкурсы по профилям. Объем и содержание этих курсов может варьироваться за счет школьного компонента для классов различного профиля (гуманитарного, естественного, физико-математического, технологического, социально-экономического и др.). Эти курсы в соответствии с типом учебного заведения должны давать учащимся углубленные знания о компьютере, компьютерных программах и формировать навыки использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
В частности, в классах гуманитарного профиля могут изучаться спецкурсы по использованию информационных технологий в делопроизводстве и издательской деятельности, социальные аспекты информатики.
В классах социально-экономического профиля могут изучаться спецкурсы по использованию средств новых информационных технологий в экономике и менеджменте, осваиваться приемы и методы программирования.
В классах естественного и технологического профилей могут вводиться спецкурсы по использованию информационных технологий и компьютерного моделирования в естественных науках и технике, осваиваться приемы и методы программирования. Таким же содержание образования может быть в классах с сельскохозяйственным, военным и прочими профилями прикладной направленности.
В классах физико-математического профиля могут изучаться спецкурсы по алгоритмизации и программированию, методам вычислительной математики, компьютерному моделированию и основам кибернетики.
Тенденции развития образовательной области Информатика
Данный стандарт представляет собой основу для развития содержания образования. Развитие образовательной области Информатика тесно связано с тенденциями в развитии информатики. Важнейшим направлением в информатике является создание и эксплуатация управляющих систем различной природы. Освобождение человека от рутинной работы, облегчение доступа к любому виду информации, обработка больших массивов информации, широкое развитие систем связи - вот направления, в которых идет развитие современной информатики.
В ближайшей перспективе развитие образовательной области Информатика будет связано с формированием информационной культуры, с усилением ее общеобразовательных функций через раскрытие роли информационных процессов в живой природе, технике и обществе, значения информатики и информационных технологий в развитии производительных сил, в изменении стиля и характера коммуникативного поведения людей.
.2 Особенности преподавания темы «Информационные системы» в классах с гуманитарной направленностью
Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики.
Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе - дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представление о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества
Изучение школьного курса информатики призвано также вооружить учащихся теми базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе. Усвоение знаний из области информатики, как и приобретение соответствующих умений и навыков призвано также существенно повлиять на формирование таких черт личности, как общее умственное развитие учащихся, развитие их мышления и творческих способностей.
Практическая цель школьного курса информатики - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учеников, то есть вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы. Это означает, что школьный курс информатики должен не только знакомить с основными понятиями информатики, которые, безусловно, развивают ум и обогащают внутренний мир ребенка, но и быть практически ориентированным - учить школьника работе на компьютере и использования средств новых информационных технологий.
С целью профориентации курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, непосредственно связанных с ПК и информатикой, а также различными приложениями, изучаемых в школе наук, опирающихся на использование ПК. Наряду с производственной стороной дела практические цели обучения информатике предусматривают также и «бытовой» аспект - подготавливать молодых людей к грамотному использованию компьютерной техники и других средств информационных и коммуникационных технологий в быту, в повседневной жизни.
Воспитательная цель школьного курса информатики обеспечивается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика, предоставляющее осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом. Вклад школьного курса информатики в научное мировоззрение школьников определяется формированием представления об информации как один из трех основных понятий науки: вещества, энергии и информации, лежащие в основе строения современной научной картины мира. Кроме того, при изучении информатики на качественном уровне формируется культура умственного труда и такие важные общечеловеческие характеристики, как умение планировать свою работу, рационально ее выполнять, критично соотносить начальный план работы с реальным процессом ее выполнения.
Изучение информатики, в частности, построение алгоритмов и программ, их реализация на компьютере, требующие от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логической и развитого воображения, должны способствовать развитию таких качеств личности, как настойчивость и целенаправленность, творческая активность и самостоятельность, ответственность и трудолюбие, дисциплина и критичность мышления, способности аргументировать свои взгляды и убеждения. Школьный предмет информатики, как никакой другой, предъявляет особый стандарт требований к четкости и лаконичности мышления и действий, так как точность мышления, изложения и написание - это важнейший компонент работы с компьютером.
Ни одна из перечисленных выше основных целей обучения информатики не могут быть достигнуты изолированно друг от друга, они крепко связаны. Нельзя получить воспитательный эффект предмета информатики, не обеспечив получение школьниками основ общего образования в этой области, так же как нельзя добиться последнего, игнорируя практические, прикладные стороны содержания обучения.
Проектирование конкретных целей школьного предмета информатики должно основываться, прежде всего, на анализе фундаментальных основ науки информатики, ее положение среди других наук и роли, которую она выполняет в обществе на современном этапе его развития.
.3 Анализ электронных пособий по теме «Информационные системы»
На рубеже двух веков в общественной жизни произошли существенные изменения, связанные с формированием нового типа общественного устройства (информационного общества). Создание в послевоенные годы нового научного и технического направления в виде методов и средств сначала кибернетики, а затем и информатики, существенно изменило образ мира. Теперь не столько объемы промышленного производства и темпы его роста стали определять могущество и рейтинг страны в мировом сообществе, а ее информационные возможности. На смену ценностям, характерным для индустриального общества, приходят другие, которые определяются информационными ресурсами государства и стратегией их включения в жизнь общества. Это придало совершенно иное значение информации как определяющей категории в экономическом развитии. Информация, знания выходят на первое место в системе общественных ценностей, а их приобретение становится основной задачей общества. В связи с этим информатизация как основной механизм перехода к информационному обществу сегодня становится предметом исследований самого широкого круга специалистов.
Информатизация в информационном обществе является основным условием и результатом процесса образования, развитие которой требует изменения качества фундаментальности образования, системной связи науки и образования. Я проанализирую для примера 3 электронных учебных пособия.
Электронное учебное пособие по информатике "Компьютерные сети"
Создатель: Чернышова Светлана Леонидовна <#"justify">Немного истории.
Понятие и назначение сетей.
Области применения компьютерных сетей.
Виды компьютерных сетей.
Каналы связи.
Сетевой адаптер.
Назначение модема.
Роль протоколов в сети.
Тест.
Связь между разделами осуществляется по гиперссылкам.
Электронное учебное пособие должно максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга.
Электронное учебное пособие необходимо для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что оно:
·облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала;
·допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
·предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
·дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
·выполняет роль бесконечно терпеливого наставника.
Электронное учебное пособие полезно на практических занятиях тем, что оно:
позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся.
Электронное учебное пособие удобно для преподавателя потому, т.к. оно:
·позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУП то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
·освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
·позволяет индивидуализировать работу с учениками, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Материалы электронного учебного пособия могут быть дополнены работами учащихся (презентациями, выполненными домашними заданиями).
Программа Microsoft Access - электронное пособие access.my-study.info <#"justify">СУБД Access: Электронное учебное пособие
Электронное учебное пособие по работе с СУБД Access, в котором последовательно рассматриваются интерфейс СУБД Access, работа с таблицами, запросы, формы, отчеты. Имеются задания для самостоятельного выполнения (упражнения), для выполнения которых необходим FlashPlayer. Пособие подготовлено в Областной заочной школе "Информатика" при Пермском региональном институте педагогических информационных технологий.
Автор: Кушев В.О. Пермский региональный институт педагогических информационных технологий (ПРИПИТ), Областная заочная школа "Информатика"
Целевая аудитория: Преподаватель, учащийся
Ступень образования: Среднее (полное) общее
Тип: Учебник, учебное пособие
Предметная область: Информатика и ИКТ
Учебный курс "Работа с СУБД MSAccess"
Интерактивный он-лайн курс обучения работе с базами данных MSAccess, рассчитан на ознакомление с терминами и интерфейсом программы, состоит из теории и пяти практических заданий, в которых пошагово и очень доступным языком описан порядок выполнения действий. Удобный и не сложный интерфейс, много иллюстраций.
Минус этого электронного пособия состоит в том, что требуется соединение с интернетом, а это не всегда возможно, к примеру, в сельских школах.
Вывод к I главе
Информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга. Можно с уверенностью говорить о том, что одно из перспективных направлений развития социально-гуманитарных наук сейчас связано с активным внедрением методов и средств информатики. Подтверждением тому стало появление в 1990-х годах "отраслевых" информатик в целом ряде научных областей - в истории, социологии, филологии и т.д.
Современная информационная среда предъявляет новые требования к системе гуманитарного знания. Этот процесс затрагивает как область гуманитарного образования: его методики, технологий и контролирующего аппарата, так и фундаментальных исследований в области гуманитарных наук, где информационные технологии применяются не только на этапе обработки, хранения и кодифицированного анализа традиционного материала, но и становятся самостоятельным объектом гуманитарного исследования.
Информатизация гуманитарных наук позволила выявить глубокие социальные изменения, вызванные процессом информатизации. Это привело к необходимости переосмысления понимания информатики, изменения научных взглядов на саму науку информатику, выяснения механизмов влияния информатизации на развитие общества, на формирование нового этапа информационной культуры, построение теорий информационного общества и т.д. В поле зрения современной информатики должны лежать закономерности возникновения и функционирования всех видов информации, закономерности и последствия информационных процессов в обществе. Изучение информационных процессов, источников и каналов информации позволит глубже понять причины и характер социального поведения, социальных взаимодействий.
Необходимость и важность подобных исследований определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение персональных компьютеров, развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей. Всё более погружаясь в виртуальные и реальные компьютерные миры, человек сталкивается с необходимостью изменения стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.
Во-вторых, информатизация общества приводит к изменению социальных связей и отношений между людьми. Создание и развитие компьютерных коммуникаций вызывает изменение коммуникационных процессов в обществе, характера коммуникационных взаимодействий. Массовые коммуникации меняют систему социокультурного восприятия информации, позволяют по существу манипулировать сознанием людей, изменяя его характеристики.
Наконец, дальнейшее развитие информатизации требует не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры, основанной на понимании закономерностей развития информационного общества. При этом в первую очередь должно измениться понимание сути информатизации и информатики. Уже сейчас под информатизацией понимают не столько внедрение информационных технологий в различные сферы жизни общества, сколько развитие информации, расширение информационных каналов, углубление их связей, усиление их влияния на человека и общество. Это приводит к максимально расширенному пониманию информатики как междисциплинарной науки, изучающей в первую очередь закономерности и особенности информационных процессов в обществе и социальные последствия информатизации. Отсюда возникает социальный фактор информатики, определяющий ее как науку гуманитарную или гуманитарную информатику. Такое представление об информатике сейчас все более и более укрепляется в науке. Тем не менее, еще господствует представление об информатике как математической дисциплине, которая изучает лишь технические и технологические вопросы, связанные с информацией. Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что информатика сугубо математизирована и в ней практически нет гуманитарного осмысления самой науки.
Вместе с тем, уже наработан достаточный научный материал и развита теория информационного общества, которая позволяет говорить о гуманитарной информатике не только как о научном направлении, но и как о системе знаний об информационном обществе, которая может являться базой для подготовки специалистов в этой области. Примером могут служить многочисленные исследования философов, историков, филологов, психологов по гуманитарным проблемам информатики.
С другой стороны, в системе образования сложилась ситуация, когда в области гуманитарной информатики нет специалистов. В России лишь начинаются фундаментальные исследования в области информатизации социальной сферы, практически не изучаются закономерности развития информационного общества, не исследуется в историческом развитии и философском осмыслении понятие информационная культура. И это обстоятельство, прежде всего, сказывается на образовании. Техническое совершенство в области информационных технологий сводится практически на "нет" в отсутствие соответствующих педагогических средств. А создать такие средства можно только на основе новых методологических принципов из области гуманитарных наук.
Для решения этих проблем необходимы специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как науку, определяющую во всех отношениях развитие современного общества. Необходимо создать систему подготовки кадров - специалистов в области гуманитарной информатики, как науки, изучающей закономерности возникновения и развития информации в обществе, закономерности и последствия информационных процессов в обществе, философию и методологию информационного общества, и самой информатизации как социального явления. Необходима организация и постановка научных исследований в области информатизации путем объединения усилий специалистов в различных гуманитарных областях и в области информатики.
Глава II. Методика преподавания темы «Информационные системы» в классах гуманитарного профиля
.1 «Информационные системы» по курсу профильного уровня
Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» началось формирование новой области педагогической науки - методики преподавания информатики (МПИ), объектом которой является обучение информатике. К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой.
Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже почти два десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить, ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.
В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.
Как отмечает Н.В. Софронова, «преподавание информатики на современном уровне опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации)».
Методическая система обучения - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм, средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников.
Характерные черты современной методической системы обучения:
·научно обоснованное планирование процесса обучения;
·единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;
·высокий уровень трудности и быстрый темп изучения учебного материала;
·максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;
·сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
·насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
·комплексный подход к изучению различных предметов.
В ходе изучения темы «Информационные системы» в классах гуманитарного профиля уделяется внимание как теоретическому усвоению понятий и технологий информационных систем, так и приобретению, развитию и закреплению практических навыков и умений в работе с этими системами.
На практических занятиях, ориентированных на предметную область будущей деятельности учеников, рассматриваются типы информационных систем, способы поиска информации.
Для лучшего усвоения темы ученики должны:
·постоянно и систематически, используя материал лекции закреплять знания, полученные на занятиях;
·находить решения проблемных вопросов, поставленных учителем в ходе занятий;
·с использованием средств информационных систем, комплексов и технологий, электронных учебников и практикумов, справочных правовых и тестирующих систем и информационных ресурсов глобальной сети Интернет выполнить на компьютере тематические практические задания, предназначенные для самостоятельной работы;
·найти, используя разные источники информации, ответы на теоретические и практические контрольные вопросы по темам дисциплины;
·использовать информацию, найденную на специализированных образовательных сайтах.
В ходе эволюции школьного курса информатики все большее место в его содержании занимает тема информационных систем. Актуальность этой темы растет по мере развития и распространения информационных систем, функционирующих на базе компьютерной техники.
Выстраивая в курсе информатики содержание этого раздела, неизбежно приходишь к выводу, что здесь нельзя ограничиваться рассмотрением только компьютерных средств и методов. Понятие информационной системы (ИС) в широком смысле охватывает всевозможные средства и методы организации и хранения больших информационных массивов (хранилищ информации), а также предоставление на их основе информационных услуг населению. В этом смысле тема ИС пересекается с темой информационных ресурсов и информационных услуг, что относится к вопросам социальной информатики.
С появлением глобальных сетей (Интернета) возник ранее невиданный феномен общедоступности информации. В связи с этим необходимой составляющей общей грамотности населения становится грамотность в области использования информационных систем. Элементы этой грамотности могут быть даны уже в пропедевтическом курсе информатики. Основы должны быть заложены в базовом курсе. Многие варианты профильных (элективных) курсов должны быть ориентированы на изучение ИС в различных профессиональных областях.
Представляю схему изложения учебного материала и варианты практической работы по теме Базы данных, выполненных мной.