Социальное государство: понятие и функции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,52 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное государство: понятие и функции

Социальное государство: понятие и функции

Вся история человечества есть непрерывный поиск путей, как сделать свою жизнь и жизнь своих близких лучше и счастливее.

В содержательном смысле ряд идей как правовой, так и социальной государственности появился уже в античном мире и в средневековье. Понятие же и первые концепции социальной государственности возникают по мере развития буржуазного общества под влиянием идей социализма. Устанавливаются новые параметры взаимоотношений между государством и человеком, связанные с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению прав человека - экономических, социальных и культурных, в результате чего возникает идея социального государства.

Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890) в 1850 г. Большое влияние на его творчество оказало философия Гегеля. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересом народа. Уничтожить классы не представляется возможным; власть выражает интересы господствующего класса - класса имущих, класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами, как верно заметил Дж. Кеннеди, если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых.

Идея о социальном государстве зародилась давно, имея к этому множество предпосылок. Долгое время различные политические направления обсуждали вопрос о том, хорошо или плохо быть социальным государством, кому и в какой мере это необходимо: насколько это нужно обществу, а насколько государству, возможно ли вообще выполнение социальной роли государства при определенной государственной политике и т.д. В ходе долгих исторических дискуссий к середине ХХ в. все-таки устоялась точка зрения об абсолютной необходимости социального функционирования государства. Но понятие «социальное государство» столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению.

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалось в конце XIX - начале ХХ в. как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошло мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательство государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Постепенное развитие принципов демократии привело к появлению понимания государства в качестве посреднического института, который от имени и посредством взносов всего населения поддерживает жизнеспособность наиболее уязвимой его части.

В основе концепции социального государства находится проблема ценности общества и личности, публичного и частного, позднее трансформировавшаяся в противоречие между обществом и государством. Результатом же его разрешения должна стать социальная гармония и справедливость - снятие противоречия и согласование интересов отдельной личности с интересами общества (равновесие между личным и общественным).

Современное российское государство характеризуется сложным и противоречивым состоянием. Кардинальное реформирование, охватившее практически все сферы жизнедеятельности российского общества, заметно повлияло на переоценку социальной роли и предназначения государства. В качестве приоритетов провозглашены общечеловеческие ценности: демократия, свобода и равенство, гражданское общество, социально-правовая защищенность личности.

К числу несомненных приоритетов относится и идея социальной государственности.

Идеология социального государства официально сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. В соответствии с ней Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но конституционное закрепление этого принципа не явилось гарантией его реализации на практике.

Однако, если для развития демократии, обеспечения политической свободы личности государство уже сформировало определенный фундамент, то констатация факта наличия социального государства в России носит больше характер целеполагания. Социальное государство понимается в современной политико-правовой доктрине в качестве постоянной цели, а не в виде сложившегося и неизменного по своей форме и содержанию политико-правового института со всей его атрибутикой и юридической догматикой.

В настоящее время идея о социальном государстве оттачивается до совершенства, все еще стоит вопрос о степени социальной роли государства. И в итоге каждое государство решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке, конечно, учитывая при этом исторический опыт, а также свои внутренние условия: политико-правовой режим, уровень экономического развития, разницу в доходах между различными слоями общества, настроения в обществе, а также в зависимости от поставленных государством целей в его развитии.

В связи с этим вполне очевидно, что именно государство, стремящееся стать социальным, должно взять на себя обязанность по устранению социальных проблем, порожденных экономическими преобразованиями.

Определяя сущность социального государства, Л. фон Штейн писал, что это государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Данное определение социального государства является классическим.

Сущностные характеристики социального государства - они определяют долженствовательную, обязательственную природу социального государства:

·во-первых, социальное государство не просто делает или стремится делать что-то для человека, но обязано делать это. Такая характеристика, определяющая обязанность государства, является более точной, чем простая констатация устремления государства. Взяв на себя обязательства обеспечить определенные условия жизни своим гражданам, социальное государство уже не может сложить их с себя, так как возложенная на него или принятая им на себя обязанность неотвратима;

·во-вторых, в этом определении отражается тот факт, что социальное государство не только обязано, но и может выполнять свои функции. Эту возможность ему дает власть. Все, что делает государство, будучи социальным, оно делает «благодаря своей власти». Необходимость применения власти обусловлена тем, что выполнение функций социального государства может быть сопряжено с государственным принуждением, например, когда идет речь о перераспределении доходов для выполнения социальных программ. Действительно, для выполнения задач и функций социального государства права и интересы одних (более сильных) членов общества могут быть ограничены в интересах других, нуждающихся в этом (более слабых) членов общества;

·в-третьих, рассматриваемое определение содержит указание на причину, по которой социальное государство само заинтересовано в выполнении взятых на себя обязанностей. В основе подхода Л. фон Штейна лежит представление государства в качестве субъекта, наделенного волей и собственными интересами. Интерес этого субъекта состоит в сохранении и развитии самого себя, и именно этот интерес является собственным интересом социального государства как субъекта. В настоящее время субъектная природа социального государства, как правило, не учитывается при определении его целей.

Конечная цель социального государства - это сохранение политической стабильности в условиях, когда единственно возможный путь для этого - предоставление всем членам общества возможностей или, как минимум, гарантии для достойного существования.

Такая цель возникает перед государством на определенном этапе развития общества, его экономического базиса а именно на монополистическом этапе развития капитализма.

С этих позиций представляется ошибочным распространенный подход, при котором основная цель социального государства определяется как максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества, повышение уровня жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ. В основе подобных определений цели социального государства лежит представление о полном совпадении интересов государства и личности, что не соответствует действительности.

Как показывает зарубежный опыт, необходимым и существенным условием разумной социальной политики государства является установление законодателем четких социальных стандартов, которые соответствуют конкретно-историческому содержанию концептов «достойная жизнь: и «социальная справедливость»,

Именно такой шаг изначально создает возможность солидарности в обществе, поскольку он предполагает честные и понятные критерии жизни трудоспособного населения, условия для временно или постоянно нетрудоспособных и т.д. Другими словами, именно честные социальные стандарты перевоплотят абстрактные для большинства граждан понятия «достойная жизнь» и «социальная справедливость» в понятный для всех язык цифр и конкретных положений.

Необходимо также подчеркнуть, что содержание таких стандартов является предметом серьезных переговоров между работодателями и представителями лиц наемного труда, и только после этого они санкционируются законодателем. Как правило, это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

прожиточный минимум различных категорий населения;

минимальный размер оплаты труда;

ставка первого разряда единой тарифной сетки;

минимальный размер пенсий;

минимальные значения ряда социальных пособий;

нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;

нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц;

нормативы обеспечения жильем и его доступность;

форма типового трудового контракта для профессионалов и молодежи.

Смысл создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заключается в том, что будучи удовлетворенным уровнем и качеством своей жизни, имея возможности для социальной мобильности и свободного развития, человек, скорее всего, не будет стремиться изменить свой социальный статус или свою классовую принадлежность - так обеспечивается естественная стабильность общественной структуры, а также политическая стабильность, что и составляет главную цель социального государства.

Конечная цель социального государства - это сохранение политической стабильности в условиях, когда единственно возможный путь для этого - предоставление всем членам общества возможностей или, как минимум, гарантии для достойного существования.

Что же касается функций социального государства, то их определение вытекает из общефилософского понимания категории «функция».

В структурно-функциональном анализе под функцией (от лат. functio - совершение, исполнение, исполнение работы) понимается роль, которую определенный социальный институт исполняет относительно потребностей общественной системы или интересов составляющих ее социальных групп и индивидов. социальный государство общество россия

Само по себе использование понятия функции в философском анализе выражает признание основных принципов структурно-функционального подхода, при котором данное явление рассматривается с точки зрения его динамической включенности в некую систему явлений, в составе которой оно является необходимым элементом целого. При этом категория функции предполагает не пассивное нахождение явления в составе целого, а его активное функционирование, выполнение им определенной работы, решение с его помощью различных задач, необходимых с точки зрения существования или развития целого

Получить представление о содержании функций социального государства можно путем анализа задач, которые формулируются в явном виде и декларируются государством, как правило, в документах, определяющих его социальную политику, но любая концепция содержания функций социального государства принципиально неполна и носит в определенной степени гипотетический характер

Очень важно различать функции социального государства и социальные функции государства. Социальные функции есть у любого государства, между тем как социальное государство возникает лишь на определенном этапе развития государства. Именно с возникновением и развитием у государства социальных функций как особых функции многие ученые связывают появление социального государства как особой формы государства. Однако отождествление функций социального государства с социальными функциями государства неправомерно. Оно приводит либо к необоснованному выводу об отсутствии социальных функций у несоциальных государств, либо, напротив, к размыванию границ категории социального государства, а также к смешению понятий функций и задач социального государства.

Одним из феноменологических проявлений функций социального государства является его деятельность в социальной сфере - «целостной, непрерывно изменяющейся подсистеме общества, порожденной объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса»

В современных условиях проявляются следующие функции социального государства:

компенсаторная, или функция возмещения, решающая задачу выравнивания доходов населения с учетом поляризации оплаты труда в различных сферах услуг (например, бум в информатике привел к резкому росту оплаты труда в этой сфере при сохранении прежнего уровня заработной платы в других сферах обслуживающего труда);

инвестиционная функция, определяющая создание социальных предпосылок модернизации, развитие общественной инфраструктуры, образования и науки;

эмансипаторская функция, проявляющаяся в защите личности от социальных рисков, возникающих в условиях рыночной экономики.

функция распределения и перераспределения средств на социальные расходы, поступающих от наемных работников и работодателей.

Эти функции выражают интересы и цели общества и личности, однако среди них нет ни одной, которая бы выражала интересы и цели самого государства. Между тем социальное государство - это тип государства, определенность которого связана с его собственными целями.

Среди всего множества функций социального государства можно выделить основные три функции, выражающие сущность этого типа государства. К ним относятся:

ограничительная функция. Эта функция проявляется по отношению к господствующим классам: посредством нее решаются такие задачи, как ограничение монополизации, регулирование трудовых отношений, регулирование экономики, концентрация средств на социальные нужды;

обеспечительная функция. Эта функция проявляется при решении таких задач, как социальное страхование, социальное обеспечение, предоставление возможностей получения образования;

гарантирующая функция. Эта функция указывает на то, что, взяв на себя обязательства и закрепив их на конституционном уровне в виде системы прав человека и гражданина, государство, по сути, становится должником человека, предоставляя ему право не просто получать помощь от государства в виде милости, а получать её гарантированно, по своей собственной инициативе. Таким образом, человек становится правомочным требовать от государства выполнения взятых на себя социальных гарантий.

Разумеется, все индикаторы модели социального качества не реализованы в полной мере даже в развитых зарубежных государствах. О социальной политике российского государства пишут и говорят много, однако последовательные планомерные действия подменяются мерами, которые являются реакцией на наиболее уязвимое положение отдельных категорий населения. Создание новой модели социальной защиты предполагает развитое высокотехнологическое, инновационное производство, обеспечивающее высокую конкурентоспособность, высокие доходы. А такие производства создаются при массовой заинтересованности людей, основанной на достойном уровне благосостояния. В России образовался «заколдованный круг» - без благосостояния, «человеческого капитала» нельзя создать высокоразвитую экономику, без такой экономики нельзя рассчитывать на развитие человеческого капитала. Этот круг замыкается отсутствием у государства средств для обеспечения как инновационной экономики, так и повышения благосостояния.

Невозможность улучшить качество жизни российских граждан без инновационного развития неоднократно подчеркивалось высшим руководством страны.

Д.А. Медведев на ХI съезде партии «Единая Россия» отметил: «Отсталое сырьевое хозяйство, которое в современном смысле слова экономикой назвать можно лишь условно, не гарантирует существенного и устойчивого национального благосостояния ... Поэтому нашей стране требуется новая экономика, умная экономика, основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний». Только в этом случае удастся достигнуть «достойного» уровня жизни для каждого, ну а если останемся сырьевой базой, будем топтаться на месте и, как следствие, деградировать»

Реформирование социальной сферы требует ускорения и модернизации, поскольку мы непростительно отстаем не только от высокоразвитых стран, но и от стран, не являющихся лидерами в социальной поддержке населения. Мы применяем как средство социальной защиты так называемые льготы, значительно отставая от опыта передовых зарубежных государств как в теоретической разработке индикаторов социальной политики, так и в практическом выстраивании системы социальной безопасности.

Властные структуры в России сравнительно недавно начали осознавать, что социальная деятельность государства - это не побочная, второстепенная функция, а важнейшее условие развития общества, его нормальной жизнедеятельности. В последние годы произошел перелом в осознании властью крайней важности социальных проблем, поскольку от их решения зависит национальная безопасность, стабильность и устойчивое развитие общества. Однако важна реальная оценка социального состояния общества для определения стратегии развития, с тем чтобы планы и перспективы были реальными, а не декларативными, чтобы избавить народ от очередных разочарований.

Анализ ситуации, связанной с формированием социального государства в России, в частности с социальным качеством жизни, свидетельствует о том, что путь к нему долог и труден. Как отмечалось, это обусловлено ограниченностью финансовых ресурсов, отсутствием консолидации общества, его расколом по социальным статусам, социальным отторжением значительной части общества, ограничением права граждан единолично или совместно с другими отстаивать свои права. Поэтому правильно считают исследователи данной проблемы, что социальное государство в российском обществе - это проект, для осуществления которого нужны огромные усилия, длительное время и совместные скоординированные действия государства, общества, граждан, «межсекторное взаимодействие».

Как бы ни сложен был путь к формированию социального государства, достижения социального качества жизни, его необходимо пройти для обеспечения достойной жизни человека, его политических, экономических, социальных и культурных прав.


1.Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. Учеб. пособие для высшей школы. Изд-е 2-е. м., 200Зг.;

2.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М . 1999г.;

.Философский энциклопедический словарь, М. 1983г.;

.«Социальное государство: каким ему быть?» - Б.А. Куркин, С.Н. Рожков.,/ Современное право № 1, 2010г.;

.«Понимание социального государства в современной юридической доктрине» - Р.В. Пузиков, Ю.В. Усачева., / Право и государство: теория и практика № 5, 2009г.;

.«Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление» - В.Г. Баев, А.Е. Шуняева., / Конституционное и муниципальное право № 7, 2010г.;

.«О соотношении правового и социального механизмов в государстве» - И.В. Мень., /Государство и право № 10, 2010г.;

.«Еще раз о сущности социального государства» - В.В. Кочетков., / Закон и право № 7, 2009г.;

.«Социальное государство а России: историко-теоретический аспект» - С.П. Шапошников., / История государства и права № 11, 2010г.;

.«Генезис идей социального государства.» - Е.М.Охонин., / Вестник Южно-Уральского гос.университета № 25, 2010г.;

.«Социальное государство: цели и функции» - Л.Н.Кочеткова., / Социально-гуманитарные знания № 3, 2008г.

Похожие работы на - Социальное государство: понятие и функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!