Тема: Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    173,71 kb
Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике
Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

1. Транснациональные корпорации: понятие и признаки

1.1 Отличительные черты международной корпорации

1.2 Причины возникновения и развития международной корпорации

1.3 Отраслевая специфика международных транснациональных корпораций

1.4 Эволюция международных транснациональных корпораций

2. Транснациональные корпорации в сфере услуг и в глобальном экономике

2.1 ТНК в непроизводственном секторе и их отраслевое размещение

2.2 Рейтинг ТНК в сфере услуг

2.3 Роль ПИИ и трансферта технологий в функционировании ТНК

3. Транснациональные корпарации в Республике Казахстан

3.1 Развитие, состояние, типы и характеристики крупных корпораций в Республике Казахстан

3.2 Факторы корпоративного развития

3.3 Транснационализация деятельности казахстанских корпораций и аспекты деятельности ТНК в Республике Казахстан

Литературы

1. Транснациональные корпорации: понятие и признаки

1.1 Отличительные черты международной корпорации

Транснациональные компании (ТНК) занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.

Понятие ТНК. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений.

Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах.

К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.

По национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские "Ройял датч Шелл", "Юнилевер", шведско-швейцарская "АСЕА-Браун Бовери", англо-американская "Бритиш Петролеум-Амоко" и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.

Формирование ТНК в основном относится к 60-м годам XX в., когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Ранее единый процесс производства в рамках отдельных производственных единиц стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.

Основными признаками, характеризующими деятельность международных корпораций, являются:

) годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов;

) филиалы не менее, чем в шести странах;

) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны - резиденции.

К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма "Нестле" (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом.

транснациональная корпорация казахстан международный

Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", а также четыре фирмы из США: "Форд", "Дженерал Моторс", "Эксон" и "ИБМ".

Международный характер компании проявляется и в сфере собственности. Поскольку собственность компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация.

Правовой режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных корпораций являются:

) наличие многонационального акционерного капитала;

) существование многонационального руководящего центра;

) комплектование администрации иностранных филиалов-кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК.

Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

Будучи порождением объективных экономических процессов, протекающих в мировом хозяйстве, ТНК обладают рядом специфических черт.

Организационная структура ТНК, как правило, представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль за деятельностью заграничных компаний и филиалов. Они обычно располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями

Все транснациональные компании проводят широкую внешнеэкономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.

ТНК являются активными участниками международного разделения труда и способствуют его развитию. Движение капиталов ТНК, как правило, независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпорации. Транснациональные корпорации устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира. Они проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей ТНК.

Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн "Вольво" выпускает не только известные во всем мире автомобили. Эта ТНК, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво ("Приппс"). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия одиннадцати отраслей, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, во Франции - 84, в Италии - 90. Количество и характер входящих в ТНК предприятий определяются главным образом экономической целесообразностью.

1.2 Причины возникновения и развития международной корпорации

Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций (ТНК) является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства в ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.

Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии ("сюданы" и "кэйрэцу") или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями ("чеболь"), как "Самсунг", "Дэу", "LG электроникс". Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае ("цзитуань гунсы"). В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века.

1.3 Отраслевая специфика международных транснациональных корпораций

Отраслевая структура ТНК достаточно широка.60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего они специализируются на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

По данным американского журнала "Fortune", главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных и относительно развитых и развивающихся стран. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции государств-получателей капитала. Для беднейших стран политика иная - ТНК считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом они наращивают товарный экспорт.

В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки.

Основа мирового господства ТНК - вывоз капитала и его эффективное размещение. Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, до 90% прямых инвестиций за рубежом. Прямые инвестиции ТНК за рубежом в середине 90-х гг. превысили 3 трлн. долларов. При этом прямые инвестиции росли в три раза быстрее, чем инвестиции в целом, хотя они (прямые инвестиции) все еще составляют примерно 6% годовых капиталовложений промышленно развитых стран.

Обладая огромными капиталами, ТНК активно действуют на международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1-2%массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способно изменить взаимный паритет национальных валют. ТНК часто рассматривают обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника своих прибылей.

Однако необходимо отметить, что до конца 60-х годов ведущие корпорации мира не придавали большого значения специфике управления иностранными операциями, так как продажи их зарубежных предприятий не превышали обычно 100 млн. долларов в год. В этот период до 77% продукции зарубежных филиалов и дочерних компаний, например, американских ТНК, функционирующих в промышленно развитых странах, реализовывалось на местных рынках, а их валютные расчеты затрагивали не более 10% товарного оборота. С началом 70 - х годов ситуация претерпевает качественные изменения. Наступил период использования международного характера структуры корпорации. Иностранные продажи американских ТНК увеличились в среднем со 100 до 500 млн. долл. В год. Зарубежное производство стало приносить значительную долю прибыли корпорации, и для ее максимизации потребовалась централизация решений по ключевым валютно-финансовым вопросам. Расширился состав экспертов в материнской компании по международным финансовым операциям. Больше половины крупнейших ТНК США создали специальные отделы по управлению международными финансовыми сделками при своих штаб-квартирах. Для принятия решений головной компании требовалась сводная информация по филиалам в различных странах. Именно в этот период банки при помощи компьютерной техники стали составлять ежедневно сводные текущие балансы филиалов данной корпорации в данной стране и осуществлять взаимные расчеты или финансовые операции между филиалами корпораций в стране пребывания.

Международные транснациональные экономические силы высоко концентрированы. Об этом свидетельствует тот факт, что 1% материнских ТНК владеет 50% всего объема прямых зарубежных инвестиций (общих активов зарубежных филиалов).

Основной объем прямых зарубежных инвестиций и соответственно производственной и другой деятельности ТНК сконцентрирован внутри "триады": Европейский союз (ЕС) - США - Япония, что обусловлено спецификой развития современного этапа научно-технической революции и, в связи с этим, структурной перестройкой национальных хозяйств. Об этом свидетельствует и размещение зарубежных филиалов ТНК: 45% из них расположены в промышленно развитых странах, 41% -в развивающихся государствах, 13% - в странах Центральной и Восточной Европы. ТНК занимают все более верхние этажи хозяйственной структуры. Так, 60% американских и японских ТНК заняты в сфере обрабатывающей промышленности, 37% - в отраслях обслуживания и только 3% - в первичном секторе (добывающая промышленность).

Таким образом, определяющее влияние ТНК на мировое развитие хорошо просматривается через систему их международных научно-технических связей, из которых наиболее характерны следующие:

внешняя технологическая торговля, включая торговлю машинами, оборудованием, патентами, лицензиями, ноу-хау и т.д.;

экспорт капитала в целях осуществления крупных научно-технических проектов, инвестиций в наукоемкие виды производства (электроника, информатика, биотехнология, новые материалы и т.д.), строительства предприятий и других объектов, геологоразведочных работ;

военная сфера, включая совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и торговлю оружием;

международный инжиниринг;

международный лизинг;

подготовка за рубежом научно-технических кадров;

контроль международного рынка информационных услуг;

непосредственное участие в разработке международных соглашений по стандартизации и другим направлениям, обеспечивающих согласованность действий ТНК на мировой арене;

научно-технические связи в рамках двусторонних и многосторонних соглашений ТНК, включая их стратегические союзы.

1.4 Эволюция международных транснациональных корпораций

Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.

С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:

) закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;

) размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;

) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность.

С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.

Трансформация национальной компании в международную проходит через ряд этапов.

На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

На втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной.

На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.

Названные три этапа являются типичными для процессов интернационализации бизнеса во всех странах, начиная с США.

Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.

Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций.

Глобальные корпорации представляют крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. Значительная доля международного производства, в том числе основная часть наукоемкого, контролируется глобальными корпорациями. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли.

Характерной особенностью этого этапа является не только интернационализация хозяйствования, но и интернационализация собственности. Одновременно появляется и третий аспект интернационализации - интернационализация управления. А именно участие в управлении ответственных администраторов - подданных различных стран. Это в наибольшей степени свойственно многонациональным корпорациям.

Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания комплексно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:

рассматривать с общепланетарных позиций рынок и конкуренцию;

хорошее знание своих конкурентов и методов ведения глобальной конкурентной борьбы;

осуществлять свою деятельность в общемировом или крупном региональном масштабе;

направлять значительную часть своих прибылей на НИОКР и оперировать в высокотехнологичных отраслях;

координировать свою деятельность с помощью гибких информационных, производственных, финансовых технологий;

интегрировать свои предприятия и производственные филиалы в единую международную сеть управления и интегрироваться в сети соглашений с другими транснациональными корпорациями.

Часто компании объединяются в международные картели с целью проведения единой торговой политики, путем деления рынка сбыта и установления согласованных цен на свою продукцию. Помимо экономических альянсов крупных и крупнейших ТНК между собой, международные корпорации активно работают с малым и средним бизнесом как в стране базирования, так и с зарубежными партнерами. Крупные компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке изменениям. При этом они взаимодействуют с ТНК на контрактной основе (снабжение, финансирование, проведение НИОКР). Малые предприятия осуществляют не просто дилерские функции, а часто включаются в выполнение промежуточных стадий процесса производства, опробируют "рисковые проекты", после чего к ним приступают крупные компании.

Многие слияния происходят между фирмами и транснациональными корпорациями, предоставляющими последним консультационные, транспортные услуги, связь. Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей в разных сферах экономики. Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно между фирмами, базирующимися в развитых странах.

Все эти процессы являются формами стратегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутого преимущества. Они позволяют интегрировать в многофункциональную группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические, управленческие и другие возможности.

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

Неакционерные формы экспансии транснациональных корпораций

К числу таких форм экспансии ТНК обычно относят:

) лицензирование;

) франчайзинг;

) управленческие контракты;

) оказание технических и маркетинговых услуг;

) сдачу предприятий "под ключ";

) ограниченные во времени договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике достаточно трудно четко провести границу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются недифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций.

Особое распространение получили лицензионные соглашения. В 2010 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 2000 года почти в 10 раз.

Лицензионное соглашение представляет собой юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату на некоторое время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологии.

Особой разновидностью лицензионного соглашения является франчайзинг (франшиза).

Франчайзинг - это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом "франчайзер" представляет определенные права "фирме-клиенту". Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

С конца 80-х годов становится популярной такая форма экспансии ТНК, как оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор по предоставлению управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.

По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин, советами по использованию "ноу-хау", устранением аварий и контролем за качеством.

Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов под ключ. В этом случае ТНК берет на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определенного объекта.

В целом тенденция к использованию многообразных форм экспансии ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания транснациональными корпорациями международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков "Пепси-Кола" и "Кока-Кола" в Африке.

2. Транснациональные корпорации в сфере услуг и в глобальном экономике

2.1 ТНК в непроизводственном секторе и их отраслевое размещение

Главными субъектами глобального рынка являются транснациональные корпорации, которые стремятся к перераспределению сфер экономического влияния в мире. Количество ТНК постоянно увеличивается: если в начале 70-х годов XX в., по данным Конференции ООН по торговле и развитию UNCTAD, в мире насчитывалось порядка 7 тыс. ТНК, то в настоящее время их количество возросло до 64 тыс., имеющих более 830 тыс. зарубежных филиалов по всему миру [9].

В целом на долю промышленно развитых стран приходится 90% ТНК, на долю развивающихся стран - 8% ТНК, а на долю восточноевропейских стран - всего 1%. Наибольшее количество ТНК и их филиалов находятся в США, Японии, Великобритании, Франции и Германии. Отраслевая же структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний занято в сфере производства, 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве [10].

Принципиально новым моментом является расширение деятельности ТНК в сфере услуг, особенно наукоемких, что отражает факт роста значимости услуг в экономике. Многие страховые, торговые, туристские компании превратились в ТНК и занимают решающие позиции в своих областях деятельности. Характерно расширение сферы деятельности транснациональных банков: создание ими венчурных компаний по изобретательству, лизинговых и инжиниринговых фирм. Произошло увеличение инвестиций промышленных ТНК в наукоемкие услуги и услуги производственного характера, что во многом послужило результатом транснационализации специализирующихся на услугах компаний, которые являются относительно новыми субъектами прямого зарубежного инвестирования. У промышленных ТНК также появилось много дочерних компаний и филиалов, относящихся к сфере услуг. Корпорации, как правило, предлагают целые пакеты услуг, повышая тем самым свою конкурентоспособность и уменьшая риск совершаемых операций. Некоторые некогда автономные виды услуг объединяются. Например, единый комплекс финансовых услуг состоит из банковских, страховых, биржевых, посреднических услуг.

В сфере нематериального производства ярко обозначена специализация на определенном виде внешнеэкономической деятельности (в финансах, сбыте, менеджменте, страховании). При этом отрасли, ориентированные на предоставление услуг для удовлетворения потребительского спроса (торговля, туристские, транспортные услуги и т.д.), размещаются в экономически развитых регионах - Европе, Северной Америке, зоне Тихоокеанского бассейна (см. табл.1).

Таблица 1. Особенности распределения различных отраслей производства по регионам базирования филиалов крупнейших ТНК мира (в % к общему количеству филиалов ТНК)

ОтрасльСеверная и Южная АмерикаЗападная ЕвропаВосточная ЕвропаСредняя АзияСтраны Тихоокеанского бассейнаАфрикаДифференцированные ТНК1,511,581,110,821,050,46Телекоммуникации и связь0,711,300,710,820,650,55Транспорт и перевозки0,040, 19--0,06-Консалтинговые и бизнес-услуги0,040, 19--0,06-Торговля2,021,180,631,221,130,61Туризм0,320,25-0,020,21-СМИ0,170,360,040,040,210,02

Можно выделить ряд особенностей отраслевого размещения ТНК:

многие отрасли услуг представлены во всех регионах мира, что позволяет судить о развитии транснациональных процессов;

увеличивается количество корпораций, оперирующих в сфере услуг, и отмечается преимущественное участие ТНК в высокотехнологичных отраслях;

все большее распространение получают дифференцированные ТНК.

2.2 Рейтинг ТНК в сфере услуг

В последнее время ТНК все активнее проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют значительных капиталовложений и высококвалифицированного персонала. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, что составляет 20% мировой рабочей силы [11]. Кроме того, в ТНК число сотрудников за рубежом возрастает быстрее, чем на родине материнской компании. Более 2/3 иностранных сотрудников аффилированных компаний задействовано в промышленном производстве, около 30% - в сфере услуг, остальные - в добывающих отраслях [12].

ТНК занимают господствующие позиции в международном производственно - техническом сотрудничестве, а также в отраслях, связанных с обслуживанием международного товарооборота, таких как финансирование, транспортные услуги, страхование, инженерное консультирование, коммерческая информация и реклама. Масштабы расширения сферы деятельности ТНК привели к ускорению глобализации финансовых рынков; углублению взаимозависимости национальных экономик; усилению конкуренции; региональным интеграционным процессам; появлению новейших технологий, особенно в области связи и телекоммуникаций.

Американский журнал "Fortune" составил рейтинг крупнейших компаний мира, где основным критерием стал размер доходов претендентов. Первое место по количеству компаний в рейтинге принадлежит США (162 компании, из которых большинство ориентированы на деятельность в сфере услуг и информационные технологии). Второе место занимает Япония (67 компаний). Замыкает эту тройку лидеров Франция (38 компаний). В рейтинг ведущих компаний мира включены и те ТНК, которые осуществляют деятельность в сфере услуг (см. табл.2).

Таблица 2. Рейтинг некоторых крупнейших компаний мира

компания сфера деятельностидоходы (млн. долл.)прибыль (млн. долл.) Wal-Mart Storesкрупнейшая американская сеть розничной торговли35113911284Citigroup американская финансовая компания14677721538Allianz немецкая страховая компания1253468809Fortis бельгийско-голландская финансовая группа (финансовые услуги в сфере банковского дела и страхования)1212025459BNP Paribas крупнейший французский банк (услуги по финансированию международных торговых операций и переводов)1092149169UBS швейцарский инвестиционный банк, транснациональная финансовая корпорация1078359777Dexia Group франко-бельгийская финансовая компания958473450Verizon Communication американская телекоммуникационная компания932216197NTT (Nippon Telegraph and Telephon)японская телекоммуникационная компания919984077

Первое место в рейтинге заняла крупнейшая в мире американская розничная сеть Wal-Mart Stores Inc. К крупнейшим ТНК также принадлежат компании, которые оказывают финансовые, банковские и страховые услуги. Немаловажную роль играют и ТНК, осуществляющие деятельность в секторе телекоммуникационных услуг (например, американские Verizon и японская NTT). Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), которых начитывается порядка 64. В списке важнейших банковских корпораций мира (по величине депозитов) значатся Citigroup, UBS, BNP Paribas и др.

Однако степень транснациональности производства услуг в принимающих странах и в странах базирования ниже, чем данный показатель по обрабатывающему сектору. Здесь можно выделить следующие причины:

·гораздо более значительные масштабы сектора услуг;

·предоставление отечественными предприятиями многих услуг, например, в сфере образования, здравоохранения, государственного управления, СМИ, транспорта;

·сравнительно недавно начавшийся рост инвестиций в другие сферы услуг, такие как телекоммуникации и предпринимательские услуги.

Вместе с тем работающие в секторе услуг ТНК, числящиеся в составляемых UNCTAD перечнях крупнейших ТНК мира быстро догоняют включенные в эти перечни компании обрабатывающего сектора.

2.3 Роль ПИИ и трансферта технологий в функционировании ТНК

Основным критериальным свойством ТНК является наличие прямых инвестиций. Именно прямые иностранные инвестиции (ПИИ) ТНК играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы. В структуре ПИИ происходит переориентация на сектор услуг. В начале 70-х гг. XX в. На долю этого сектора приходилась лишь одна четвертая часть суммарного объема ПИИ в мире. В 1990 г. эта доля составляла менее половины, а к 2002 г. она достигла почти 60% или 4 трлн. долл. По оценкам экспертов UNСТАD, в среднем в сферу услуг направляется две трети общего объема притока ПИИ, включая НИОКР и маркетинговые исследования [13].

Основная часть вывоза ПИИ в сектор услуг по-прежнему приходится на развитые страны, хотя распределение инвестиций между ними стало более равномерным. Ранее почти весь суммарный объем вывоза ПИИ в сектор услуг приходился на долю фирм из США. К 2002 г. крупными источниками таких инвестиций стали Япония и ЕС. Заметный рост вывоза ПИИ в сектор услуг из развивающихся стран начался с 90-х гг. XX в. Их доля в глобальном суммарном объеме вывезенных ПИИ в сектор услуг увеличилась с 1% в 1990 г. до 10% в 2002 г. Особенно быстро росли услуги, предоставляемые промышленными ТНК в области торговли и вспомогательных областях, при этом отмечался и рост предпринимательских услуг, гостиничного и ресторанного сектора, а также финансовых услуг.

Переориентацию ПИИ на сферу услуг можно объяснить тем, что большинство услуг не могут служить предметом внешней торговли, поскольку производство услуг совпадает с их потреблением. В связи с этим основным способом выхода с услугами на внешние рынки являются ПИИ. Помимо этого, страны осуществили либерализацию своих режимов, регулирующих ПИИ в сектор услуг, что позволило увеличить приток особенно в те отрасли, которые ранее были закрыты для иностранных фирм. Традиционно ПИИ в такие услуги, как банковское дело, страхование и транспорт, осуществлялись фирмами, которые начинали действовать за рубежом, поддерживая или дополняя операции своих клиентов из обрабатывающего сектора в области торговли или зарубежного промышленного производства. В настоящее время ситуация меняется: поставщики услуг самостоятельно осуществляют зарубежные инвестиции, стремясь завоевать новых клиентов и использовать собственные преимущества. В сфере услуг основным преимуществом того или иного места в плане привлечения ПИИ являются доступ к информационно-коммуникационным технологиям, наличие соответствующей институциональной инфраструктуры, а также наличие высококвалифицированного персонала.

Интересно отметить, что США все последние годы оказываются на первом месте по размерам привлеченных прямых иностранных инвестиций. На долю американских корпораций приходится 40% количества сделок по слиянию и приобретению компаний стоимостью более 1 млрд. долл. При этом одна из сделок в непроизводственной сфере попала в разряд крупнейших: это приобретение финансовой группой Credit Suisse First Boston канадско-американской компании Donaldson Lufkin & Jenrette (за 13,5 млрд. долл.).

Анализ прямых иностранных инвестиций ТНК показывает, что ведущая роль в этих процессах принадлежит наиболее развитым странам, причем не только в качестве доноров, откуда поступают за границу эти инвестиции, но и в качестве реципиентов, куда направляется инвестиционный капитал. Закономерным результатом данного процессов явилась концентрация основного массива прямых иностранных инвестиций в развитых странах.

Однако следует отметить, что в ряде отраслей услуг рост деятельности ТНК осуществляется не в форме ПИИ, а операций, не связанных с приобретением акций (например, франчайзинга или договоров на управление), что связано отчасти с различиями в характере имущественных активов участвующих в этой деятельности фирм. Так называемые "мягкие" технологии и основанные на знаниях неосязаемые активы (такие, как организационный или управленческий опыт), в отличие от материальных и капиталоемких активов (недвижимость, оборудование), обеспечивают конкурентные преимущества. Не связанные с приобретением акций формы типичны для гостиничного и ресторанного бизнеса, аренды автомобилей, розничной торговли, бухучета, правовых и других профессиональных услуг.

ТНК контролируют существенную часть научно-технического потенциала промышленно развитых стран, что позволяет им играть ведущую роль в международном обмене технологиями и научно-техническими знаниями, активно участвовать и научно-техническом прогрессе и способствовать структурным сдвигам в мировой экономике.

Следует обратить внимание на то, что большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется именно внутри ТНК. Так, в США их доля в трансфертах технологий составляет 80%. Передача технологий не только производственных, но и управленческих является важным аспектом функционирования ТНК. В 2002 г. доля средств, потраченных на НИОКР крупнейшими ТНК мира, составляла 28-30% в мировых отчислениях на НИОКР, а доля ТНК в мировом производстве инноваций приближается по разным оценкам к 40-50% от общемирового [15].

Передача технологий может происходить различными способами. ТНК, действующие в секторе услуг, могут нести с собой как материальную технологическую составляющую (установки, оборудование), так и "мягкие" технологии (знания, информация, опыт, организационные, управленческие навыки). В то же время ТНК прилагают максимум усилий для избегания передачи технологий, т.к. именно владение технологиями является основным фактором их конкурентоспособности. Именно этим во многом объясняется гипертрофированное значение, придаваемое ТНК вопросам защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, возможности передачи технологий объективно ограничены из-за того, что каждое предприятие несет на себе отпечаток социально-экономических и культурных особенностей общества. Так, большинство "высоких технологий" в принципе не могут быть адаптированы к условиям основной массы неразвитых стран, в частности, к преобладанию неквалифицированного труда. Адаптация более простых технологий к условиям неразвитых стран может требовать неприемлемых издержек, включая дополнительные исследования и изменение организационной структуры. В связи с этим сложная технология, как правило, не может быть трансплантирована или механически перенесена в страну с отличающимся типом экономики и культуры.

3. Транснациональные корпарации в Республике Казахстан

3.1 Развитие, состояние, типы и характеристики крупных корпораций в Республике Казахстан

Особая роль в развитии современной мировой экономики принадлежит так называемым глобальным корпорациям. Сегодня глобальные транснациональные корпорации становятся важнейшим и наиболее эффективным инструментом международного разделения труда, а экономические успехи конкретных стран во многом зависят от того, какое место в этом разделении труда, в мировых технологических цепочках, контролируемых этими корпорациями, им удастся занять.

В такой ситуации правительства переходных стран должны вести продуманную и гибкую макроэкономическую политику. Ведь в нынешних условиях, когда национальные экономические структуры слабы, низка конкурентоспособность продукции и управленческие кадры не имеют достаточную квалификацию, опасность для этих стран оказаться в числе проигравших от глобализации значительно возрастает.

Решая проблемы эффективного включения в мирохозяйственные связи, Казахстан должен учитывать всю сложность системы транснациональной экономической деятельности. Принципиальным здесь становится вопрос, какое место республика рассчитывает занять в мировой экономике.

Успешная интеграция страны в мировое сообщество предполагает формирование механизма оптимального взаимодействия со всеми его элементами, и прежде всего его основными субъектами - транснациональными корпорациями (ТНК). Для этого предстоит создать мощные отечественные экономические структуры, способные не только выдержать иностранную конкуренцию со стороны тех же ТНК на внутренних рынках страны, но и утвердиться на внешних. Другими словами, создание крупных казахстанских корпораций, в том числе транснациональной направленности, может стать ключевым фактором повышения международной конкурентоспособности национальной экономики. Тем более что для решения этой задачи в Казахстане имеются благоприятные условия: крупные предприятия, построенные в бытность советского народного хозяйства, и по сей день образуют фундамент экономики страны.

Концентрация производства в Казахстане чрезвычайно высока. В настоящее время в экономике страны функционируют почти шестнадцать тысяч предприятий, из которых 1,6% производит более 77% всей казахстанской продукции [16] (см сх.1), а крупнейшая корпорация республики Испат-Кармет" дает 7-10% всего ВВП страны [17].


Схема 1.

В среде крупных предприятий республики сформировалось около ста относительно крупных корпоративных объединений, различающихся по размерам, составу предприятий, структуре собственности, форме организации и состоянию управления. Несмотря на недостаточную развитость и малочисленность корпоративного сектора в Казахстане, в нем уже сейчас проявляется четыре устойчивых типа корпоративных структур (см табл.3).

Таблица 3: Основные типы крупных корпораций в Казахстане.

Тип корпорацииПримерыЧислоНациональные и государственные компанииНациональная нефтяная компания КазахОйл, Национальная компания по транспортировке нефти КазТрансОйл, Национальная атомная компания Казатомпром, Национальная компания Шелковый путь-Казахстан, АО КЕГОК (Казахстанская компания по управлению электрическими сетями, по транспортировке и распределению электроэнергии), АО Госпродкорпорация (по хранению и обновлению государственных резервов, экспорту зерна и продуктов его переработки), РГП Казахстан темир жолы, Национальный авиаперевозчик Air Kazakhstan, ОАО Казахтелеком, ОАО Народный сберегательный банк Казахстана, Национальные центры Академии наук15Акционерные компании, учрежденные государством и приватизированные по индивидуальным проектамАО Испат-Кармет, АООТ Корпорация Казахмыс, ОАО Казцинк, ОАО Алюминий Казахстана, ОАО Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, АО Мангистаумунайгаз, АО Актобемунайгаз, АО Казхром, АО Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение, ОАО Шымкентнефтеоргсинтез, АО Восточно-Казахстанский медно-химический комбинат, АО БорлыОколо 40Частные корпорации, образованные методами рыночной самоорганизации ОАО Казкоммерцбанк, АО КазахстанКаспийшельф, АО Туран Алем Банк, АО Темiрбанк, ОАО Нефтебанк, АО Банк Каспийский, ОАО НефтехимбанкОколо 10Казахстанские отделения ТНКСП Тенгизшевройл (Chevron), АО КазахстанКаспийшельф" и АО OKIOC (Agip, BG, BP/Statoil, Mobil, Shell, Total, INPEKS, Philips, ЛУКойл), АО Харрикейн Кумколь Мунай" (Harricein), АО Испат-Кармет" (LNM Group), ОАО Алюминий Казахстана и АО ТНК Казхром" (Trans World Group), АООТ Корпорация Казахмыс" (Samsung), ОАО Казцинк (Glencore International AG), АО Алматинская табачная фабрика" (Philip Morris), АО Coca Cola Almaty Bottlers (Coca Cola), AO Альфа-Банк Казахстан" (Альфа-групп) Около 45

Чуть более десяти из перечисленных корпораций фактически генерируют платежеспособный спрос в реальном секторе экономики: это в основном крупные экспортеры топлива и сырья КазахОйл, КазТрансОйл, Харрикейн Кумколь Мунай, Шымкентнефтеоргсинтез, КЕГОК, Испат-Кармет, Корпорация Казахмыс, Казцинк, Алюминий Казахстана, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат и ТНК Казхром. Национальными чемпионами" среди корпоративных структур финансового сектора стали два крупнейших банка страны: Казкоммерцбанк, ценные бумаги которого (еврооблигации и акции GDR) продаются на фондовых рынках Европы и Азии, и Народный сберегательный банк Казахстана, аккумулирующий две трети [18] всех депозитов физических лиц.

Вместе с тем на перечисленные корпорации приходится не только значительная часть ВВП и налоговых платежей, но и большая часть задолженности перед бюджетом. Кроме того, по данным Комитета по статистике, более половины крупных и средних предприятий республики были в 1998 году убыточными. Другими словами, состояние корпоративного сектора достаточно полно отражает общую экономическую ситуацию в стране.

В корпоративном секторе казахстанской экономики сегодня практически отсутствуют корпорации мирового класса. Хотя определенные шансы добиться международного признания имеются у трех казахстанских банков (Казкоммерцбанк, Народный банк и ТуранАлем), входящих в мировые рейтинги (Moodys, Standard & Poors, Tomson Bank Watch) и пяти корпораций из реального сектора (Казахтелеком, Шымкентнефтеоргсинтез, УКТМК, Корпорация Казахмыс" и ТНК Казцинк), ценные бумаги которых (GDR) продаются на мировых фондовых рынках.

Для большинства казахстанских корпораций характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация (см табл.4). Как видно из таблицы, минимальным требованиям геоконкуренции (уровень капитализации свыше 1 млрд. долларов США) не отвечает ни одна из перечисленных корпораций.

Таблица 4: Показатели рыночной капитализации крупнейших корпораций в Казахстане на конец 1998 года (в тыс. тенге) [19].

КорпорацияУставный капиталСобственный капиталВсего активовЧистый оборотный капиталЧистая прибыль АООТ Корпорация Казахмыс*100 73137 750 74078 906 248-13 119 001186 765ОАО Казахтелеком12 136 52938 278 48366 962 5916 653 2102 041 235ОАО Казкоммерцбанк2 853 90210 378 22750 299 880-1 046 000ОАО Народный банк Казахстана3 011 9004 297 20438 929 375-465 388АО ТНК Казхром7 903 48522 832 76937 568 8554 490 747-1 932 666ОАО Мангистаумунайгаз10 894 60210 922 69333 374 373-10 656 0615 205 824ОАО Алюминий Казахстана**5 834 8115 497 751 12 974 944-110 597213 942ОАО Шымкентнефтеоргсинтез83 09711 301 65212 880 5173 603 6812 399 269ОАО УКТМК21 5825 337 6326 863 1791 456 900644 371ОАО Темiрбанк1 000 0001 317 8205 403 488-188 950АО Борлы694 9471 674 1413 267 141365 832258 151

* Показатели финансово-хозяйственной деятельности корпорации Казахмыс" приведены за 9 месяцев 1998 года.

** Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО Алюминий Казахстана приведены за 1 квартал 1999 года.

Большая часть акционерных компаний имеет неустойчивую и неэффективную структуру собственности, поскольку лишь единицы из них провели системную реструктуризацию бизнеса. Кроме того, определенную лепту в неустойчивость функционирования многих крупных корпораций вносит и само государство, используя несовершенство действующей законодательно-правовой базы и иногда необоснованно вмешиваясь в деятельность управляющих компаний и меняя собственников предприятий. Среди иностранных инвесторов и управляющих компаний даже сложилась неуверенность в однозначности результатов приватизации, поскольку правительство страны может в любой момент времени в одностороннем порядке пересмотреть подписанные соглашения, если сочтет их противоречащими национальным интересам.

К другим характеристикам казахстанских корпораций следует отнести низкую конкурентоспособность при совсем невысоком качестве многих видов продукции и слабость корпоративного управления. Кроме того, часто происходят конфликты между государством и корпорациями, управляющими компаниями и акционерами, менеджерами и промышленно-производственным персоналом.

Характерной чертой корпоративного сектора в Казахстане является также значительная и быстро растущая доля участия в нем иностранного капитала. По данным Комитета по статистике, удельный вес иностранной собственности в структуре основных средств на конец 1997 года составил 10,6 %, а доля иностранного участия в структуре промышленной продукции - более 14% [20] (см сх.2). По масштабам участия в экономике Казахстана ведущее место занимают компании из США, Великобритании и Японии.


Схема 2.

Иностранные инвесторы в значительной степени проявляют интерес к минерально-сырьевым ресурсам Казахстана, и прежде всего к разработке нефти. По данным статистики, в общем объеме прямых иностранных инвестиций 60% составляют инвестиции в добычу и переработку нефти (см. сх.3). Совокупные иностранные инвестиции в нефтегазовую промышленность к 1998 году составили более трех миллиардов долларов США. Потенциальные инвестиции в уже реализуемые проекты с иностранным участием оцениваются в более чем 40 млрд. долларов США. Наибольший объем инвестиций в экономику Казахстана вложили такие известные ТНК как Шеврон, Бритиш Газ, Аджип, Сумитомо Корпорейшн, Эльф Акитэн, БМВ, Туркие Петроллери, Оман Ойл Компани, Джапан Петролиум Эксплорейшн и др.

Схема 3.

Иностранный капитал, в основном крупных ТНК, активно участвует в приватизационном процессе в Казахстане. Основным мотивом довольно либеральной позиции казахстанского правительства в отношении иностранных компаний и их беспрецендентного по масштабам участия в приватизации крупнейших базовых предприятий стали отсутствие достаточных внутренних источников финансирования и слабость отечественной технической экспертизы. В 1994-1997 годах в стране проводилась интенсивная передача крупных промышленных корпораций в иностранное управление. В общей сложности за этот период в иностранное управление было передано 45 крупнейших предприятий. Так, в результате проведенных реформ в частной собственности находится более 70% энергомощностей, большая часть - в руках иностранных инвесторов, таких как корпорация AES è Трактебель. Основными производителями нефти сегодня в республике также являются иностранные компании. В настоящее время проданы 90% акций АО Шымкентнефтеоргсинтез фирме Витол Мунай (Швейцария), 90% акций АО Южнефтегаз - фирме Харрикейн Кумколь Лтд (Канада), 60% акций АО Актобемунайгаз - Китайской национальной нефтегазовой корпорации, 60% акций АО Мангистаумунайгаз - индонезийской компании ЦентральАзия Лтд Петрол, 95% акций АО Каражанбасмунай - фирме Тритон (Канада). Передан в концессию фирме CCL (Россия-Швейцария) Павлодарский нефтеперерабатывающий завод.

По экспертным оценкам, более 80% производственного потенциала республики (в основном черной и цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, угольной и химической промышленности) теперь находится в руках иностранных инвесторов, что представляет явную и весьма ощутимую угрозу экономической безопасности страны.

3.2 Факторы корпоративного развития

На развитие корпоративного сектора в Казахстане оказывает влияние ряд факторов. Во-первых, наследственные особенности советского народного хозяйства: большая часть действующих казахстанских корпораций сформирована на основе бывших промышленных гигантов" советской экономики (Карагандинский металлургический комбинат, производственные объединения Экибастузуголь, Карагандауголь, Балхашмедь, Жезказганцветмет" и др. Как показала практика деятельности таких предприятий в условиях рынка, несмотря на значительный экономический потенциал большинства из них, к новым реалиям адаптировались немногие - те, кто сумел использовать возможности рынка и применить более эффективное (зачастую иностранное) управление. Однако наиболее успешными в условиях рыночной экономики оказались корпорации, созданные не так давно в основном методами рыночной самоорганизации, например, Казкоммерцбанк.

Вторую группу факторов, влияющих на становление корпоративного сектора в Казахстане, формируют общие закономерности развития корпораций в переходный период:

(а) Дефицит внутренних и внешних инвестиций, во многом обусловленный низким уровнем сбережений в республике (норма сбережений составляет всего 1,5%) [21], ограниченным набором финансовых инструментов привлечения инвестиций, а также оттоком иностранных портфельных инвестиций в 1998 году в результате мирового финансового кризиса. Хотя последний фактор не оказал очень заметного влияния на казахстанский фондовый рынок, поскольку его объем, несмотря на большое участие в нем международных спекулянтов, которое достигало, по экспертным оценкам, 70 % (столько же, сколько в России), оказался слишком мал [22].

(б) Неразвитость финансовой инфраструктуры и фондового рынка, характеризующаяся незначительным количеством крупных финансовых операций как с резидентами, так и нерезидентами, небогатым набором применяемых инструментов, недостаточным количеством пользующихся спросом акций крупнейших предприятий и низкой капитализацией фондового рынка страны, которая к концу 1998 года составила всего 1,83 млрд. долларов США [23].

(в) Высокая просроченная кредиторская задолженность. Общая сумма неплатежей в стране достигла масштаба соизмеримого с ВВП. Основными причинами являются низкая финансовая и платежная дисциплина, дезорганизованная система расчетов, процветание бартерного обмена и хроническое невыполнение обязательств самого государства перед предприятиями и организациями. В результате, более половины казахстанских предприятий являются убыточными: в 1998 году их совокупные убытки превысили 30 млрд. тенге [24].

(г) Конфликт между старой и новой культурами управления.

Преодоление негативного влияния перечисленных факторов невозможно без продуманной государственной политики включения крупных корпораций в экономическую стратегию национального развития. Как показывает мировой опыт, успех экономических реформ зачастую определяют именно крупные предприятия и корпорации, именно они переводят экономику на траекторию устойчивого экономического роста. Поэтому, создание крупных казахстанских корпораций, в том числе транснациональных, должно стать задачей стратегического характера.

3.3 Транснационализация деятельности казахстанских корпораций и аспекты деятельности ТНК в Республике Казахстан

Транснационализация экономической деятельности крупных корпораций и предприятий является важным и необходимым условием эффективного участия национального капитала в мировой экономике. Как известно, международная экспансия как часть национальной стратегии развития многих стран мира ставилась в качестве задачи намного раньше ее осуществления. Поэтому, несмотря на кризисное состояние экономики Казахстана, считаем актуальным уже сегодня разработать научно-обоснованную стратегию продвижения казахстанского капитала на мировые рынки как часть государственной внешней политики страны.

На наш взгляд, решение следующих экономических задач может обеспечить успешное вхождение национального капитала в мирохозяйственную систему:

1.Восстановление внутреннего рынка. Только нормально функционирующий товарный и финансовый рынок может способствовать успешной интеграции страны в мировое хозяйство.

2.Интернализация национальной экономики, осуществляемая государством в таких направлениях, как развитие совместного предпринимательства, создание филиалов ТНК, политика усиления инвестиционной активности.

3.Транснационализация деятельности казахстанских корпораций и банков с использованием механизмов совместного предпринимательства, финансово-промышленных групп и транснациональных банков, их филиалов и дочерних компаний за рубежом.

Для решения поставленных задач потребуется проведение комплекса мероприятий, в том числе направленных на создание благоприятного международного климата для продвижения национального капитала на мировые рынки, успех которого будет зависеть, прежде всего, от международного положения страны и проводимой ею политики поддержки национального предпринимательства в освоении мирового экономического пространства.

ТНК проникли в казахстанскую экономику еще на заре независимости. Но масштабное вторжение крупного иностранного капитала приходится на момент премьерства А.К. Кажегельдина, с именем которого и связана программа разгосударствления и приватизации. Передача прав управления иностранным компаниям вначале вызвал шквал критики в республиканских СМИ. И хотя существовала серьезная проблема потери экономической независимости, тем не менее продажа акций казахстанских предприятий зарубежным корпорациям Правительством рассматривался как один из путей подъема отечественной экономики. Ускоренная приватизация способствовала автоматической трансформации тяжеловесных предприятий в рыночно ориентированных структур, позволяя им выжить в условиях отсутствия внешних финансовых влияний. По мнению некоторых чиновников, "ожидалось, что новые частные собственники принесут не только новый капитал для расширения производства, но и навыки по маркетингу и управлению и, в особенности, новые рыночные идеи на предприятия" [25].

Однако иностранные частные собственники привнесли, помимо новых рыночных механизмов, также и новые методы политического участия. Именно в этот период начинает формироваться "иностранное лобби", что было вполне закономерно. Усиление политической роли иностранных компаний нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, резко возросла уровень коррумпированности среди чиновников, а с другой - традиционные политические ценности начали вытесняться западными принципами решения проблем. Если до этого политические группировки в Казахстане формировались исключительно по родо-племенным и территориальным признакам, то теперь под влиянием иностранного капитала начали появляться узковедомственные и отраслевые группы давления. В результате монолитность казахстанской правящей элиты была разрушена, что потребовало внесения соответствующих изменений в структуру политической системы. Отстранение А. Кажегельдина от поста премьер-минстра и его уход в открытую политическую оппозицию было вызвано этими обстоятельствами. За отставкой Кажегельдина последовала широкомасштабная кампания по вытеснению его ставленников из казахстанских предприятий. Первой жертвой стала компания TWG, поддерживаемая группой Сосковца и Кажегельдина. Правящая элита в своей борьбе против контр-элиты опиралась на группу Машкевича, которая представляла интересы Евразийского банка. Длительное противостояние в конце концов завершилось окончательным вытеснением британцев. Власти Казахстана пытались интерпретировать антикажегельдиновскую кампанию как борьбу отечественных производителей с засилием иностранцев. Однако группа Евразийского банка тоже представляла интересы иностранного капитала. Многие эксперты ошибочно связывают уход Кажегельдина с властных коридоров только с внутриэлитными разборками в Казахстане, совершенно забывая специфику деятельности ТНК. По существу, вытеснение TWG с казахстанских предприятий неразрывно связано с событиями лета 1996 г в России, когда А. Чубайс инициировал кампанию по дискредитации группы О. Сосковца и братьев Черных. Группа контролировала через TWG алюминиевые рынки России, Украины и Казахстана. Падение группы Сосковца и послужило сигналом для казахстанских кланов.

В данное время влияние иностранных компаний опять возросло. Для казахстанских властей в нынешних условиях экономического кризиса крайне важна финансовая помощь Запада, и посредником между Правительством и зарубежными финансовыми организациями выступают ТНК, которые попутно лоббируют свои проекты. Вместе с тем некоторые корпорации наращивают уже имеющиеся политические каналы, инициируя создание общественно-политических движений и организаций. Так, например, уже упоминавшаяся группа Евразийского банка поддерживает деятельность Гражданской партии Казахстана.

Литературы

1.Экономика внешних связей России М.: Бек, 2010.

2.Богачева О. Экономический подъем в США - второе дыхание // МЭиМО. 2009. №3.

.Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник М.: Высшая школа, 2008.

.География мирового хозяйства (глобальные проблемы современности). М.: Институт общего образования, 2010.

.География мирового хозяйства (глобальные проблемы современности). М.: Институт общего образования, 2010.

.Кивикари У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России // Вопросы экономики. 2007. №8.

.Друзик Я.С. Мировая экономика в начале века. Минск; Экошширесс, 2007.

.Кивикари У. Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации в России // Вопросы экономики. 2007. №8.

.Конференция ООН по торговле и развитию [Электронный ресурс] / Trade and Development report. - Режим доступа: #"justify">.Бабанова К. Стратегии ТНК в условиях глобальной экономики // Экономические стратегии. - 2006. - № 4. - С.128-133.

.Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С.43-47.

.Либман А. Конкуренция юрисдикций и преодоление неэффективного равновесия в условиях глобализации. // Общество и экономика. - 2004. - № 5. - С.260-265.

.Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. - ., 2004. - 448 с.

.World Investment Report 2003. - UNCTAD, 2003. - 163 p.

.Статистический ежегодник Казахстана. 1994-1997. - Алматы: НСА РК, 1998. - С.302.

.А.Е. Рикошинский, Н.А. Кириллова. Внешнеэкономические связи между Россией и Казахстаном // Внешняя торговля. 1999. № 1. - С.10.

.Деловая неделя. 1999 г.9 апреля. № 14 (342). - С.7.

.Источник: Неделя биржевого фондового рынка / Панорама. 1999. № 1-26.

.Статистический ежегодник Казахстана. 1994-1997. - Алматы: НСА РК. 1998. - С.240, 302.

.М.Т. Оспанов. От стабилизации к росту (Экономическая программа, 1999-2005 годы). - Астана. 1999. - С.14.

.А. Джолдасбеков. Внутренние коллективные сбережения как альтернатива иностранным портфельным инвестициям // Рынок ценных бумаг Казахстана. 1999. № 6. - С.45.

.Панорама. 1999 г.21 мая. № 20. - С.10.

.М.Т. Оспанов. От стабилизации к росту (Экономическая программа, 1999-2005 годы). - Астана. 1999. - С.12.

.С. Калмурзаев. Передача в управление как один из путей подъема экономики // Азия - экономика и жизнь. 1996г., апрель.

.http://www.ca-c.org/journal/cac-07-2000/10. muzap. Shtml

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!